0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предтечи – не вышло бы как у Крылова (preview)

НОВОСТИ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» — гласит известная басня про лебедя, рака и щуку, задумавших везти с поклажей воз. Мысль в высшей степени верная, которая, к тому же, может стать еще и пророческой для «Предтеч» — амбициозной игры от студии Deep Shadows. Вы не подумайте, в стане разработчиков нет громких конфликтов, просто в рамках одного проекта они задумали уместить сразу три жанра. Космический симулятор, шутер и настоящая RPG — не самое очевидное сочетание, хотя последние две вещи все-таки можно представить в симбиозе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как в Праге. В Софии желают снести памятник советским воинам


Братушки опять «подкинули проблему, . «. Впрочем, это результат нашего выбора конца 80-х. Отречение от своей истории, сдача своих восточноевропейских союзников, общий европейский дом и прочая и прочая. Российским посольствам остаётся только выражать озабоченность, Марии Захаровой метать бесполезные, сколь угодно гневные, никому не интересные филиппики.
*
Демонтировать памятник советским воинам и переименовать площадь в честь Анны Политковской предложил глава Лозенецкого района болгарской столицы Константин Павлов, 24 мая сообщает Lidovky.cz.

Издание сообщает, что глава района Павлов был раздражен шумихой, поднятой вокруг ремонта памятника павшим советским солдатам в парке возле площади Черный Пик (Черни връх).

Деньги на ремонт выделило российское посольство в Болгарии. Российское телевидение и агентство ТАСС сделали репортаж и широко осветили реконструкцию памятника в Софии. «И это в то время, когда в Чехии угрожали главам Праги-6 (где снесли памятник маршалу Коневу — прим. ИА КВ)», — сообщил Павлов.

Тогда Павлов обратился к мэру Софии Йорданке Фандыковой с предложением о демонтаже памятника.

В письме к мэру муниципальный чиновник написал, что он преклоняется перед подвигом советских солдат, но в Болгарии не было никаких боевых действий, отметив, что Болгария изначально была членом оси Берлин-Рим-Токио во время войны и союзницей фашистской Германии. А когда в сентябре 1944 года к Болгарии подошла Красная Армия, страна сменила сторону конфликта, и многие болгары, с другой стороны, помогли Красной Армии освободить Европу.

Глава софийского района Павлов хотел бы перенести памятник в музей, и если останки советских солдат действительно будут найдены на месте, они будут достойно перенесены на кладбище. Площадь вокруг памятника затем предлагается переименовать в площадь Анны Политковской в честь погибшего российского журналиста.

Павлов сетует, что его предложение было проигнорировано, так как мэр принадлежит правящей консервативной партии, а сам Павлов — к оппозиционной либеральной.

Он заявляет, что Красная Армия принесла в Восточную Европу «не свободу, а очередной тоталитаризм, на этот раз советский коммунистический». Сам глава Лозенецкого района сожалеет, что не может снести памятник, как это было в Праге-6. По словам чиновника, требуется разрешение Министерства обороны и защитников природы, после чего городской совет должен принять решение. «Это был бы процесс в течение многих лет», — заявил Павлов.

Но он настроен оптимистически, поскольку 8 мая 2020 года главы МИД восточноевропейских стран и США подписали совместную декларацию, в которой подчеркивается, что прекращение военных действий в мае 1945 года не положило конец порабощению Европы. При этом в декларации указывается, что в течение еще полувека Центральная и Восточная Европа оставались под властью коммунистических режимов.

Российское посольство в Софии выразило обеспокоенность таким предложением главы района и назвало его «попыткой реабилитации нацизма».
ИА Красная Весна

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Продовольственная безопасность в мире и России


Я уже писал о том, что в связи с пандемией коронавируса к осени во многих странах возникнут серьёзные проблемы с продовольствием.
В комментариях, уже традиционно, возник скептицизм и обвинения в нагнетании.

Конечно, анонимным комментаторам всегда виднее. Очевидно, и нижеследующие заголовки различных западных изданий все также являются плодом моего воображения.
«World Hunger Could Double as Coronavirus Disrupts Food Supplies»
«Global Food Exports Get Paralyzed by Problems for Ports»
«From Spain to Germany, Farmers Warn of Fresh Food Shortages»
«Thousands of Pigs Rot in Compost as U.

S. Faces Meat Shortage»
«Farmers Dump Milk in Latest Blow to Battered U.S. Dairy»
«Food Supply Chain Slows Around the World on Trucking Bottlenecks»
«One Billion Pounds Of Potatoes At Risk Of Waste As Restaurants Remain Closed»
«Virus Hotspots Grow in Meat Plants From Germany to Brazil»

Перевод:
«Мировой голод может удвоиться из-за коронавируса, который нарушил поставки продовольствия».
«Глобальный экспорт продовольствия парализован проблемами в портах».
«От Испании до Германии фермеры предупреждают о недостатке свежей еды».
«Тысячи свиней гниют в компостных ямах, а США испытывают недостаток мяса».
«Фермеры выливают молоко из-за недавнего удара по американским молокозаводам».
«Цепочки поставок продовольствия замедляются по всему миру из-за транспортных «бутылочных горлышек».
«Миллион фунтов картофеля может пропасть из-за закрытых ресторанов».
«Очаги вируса зреют в мясокомбинатах от Германии до Бразилии».

И это только поверхностный срез, случайно попавшие в поле зрения нашей волонтёрской команды заголовки. Никто специально их не искал, а если искать, уверен, можно найти гораздо больше.
Опять же, чего стоит только упомянутый мной вчера призыв принца Чарльза к городским жителям Великобритании помочь фермерам со сбором урожая – в Британии не хватает как минимум 80 тысяч сезонных рабочих, и значительная часть урожая может пропасть на полях.
В одних местах, как в США, вирус заразил значительную часть мясокомбинатов. В других из-за карантина не смогли приехать сезонные рабочие из бедных стран (для многих оказалось сюрпризом, что «успешные западные страны» активно используют примитивный полурабский труд в сельском хозяйстве). В третьих засухи, неурожай и, чёрт её побери, саранча.
Не забываем также про политические причины – как, например, с нынешним запретом Китая на импорт мяса из Австралии. А это примерно 70% всего рынка сбыта для австралийских фермеров (они теперь вешаться будут, потому что их свиней и коров будет некуда девать).
Вот и получается, что значительная часть населения земли в ближайшие месяцы может если и не столкнуться с голодом (хотя местами есть и такая опасность), то как минимум ощутить существенное обеднение своего рациона питания.
Особенно, если, как в США, фермеры активно выливают молоко, режут свиней, перепахивают урожай и разбивают яйца, лишь бы не снижать на них цены (Стейнбек и его «Гроздья гнева» рекомендуется к срочному перечитыванию).

На фоне всего этого меня радует несколько новостей из России.
Во-первых, наше руководство приняло решение существенно сократить экспорт ключевых статей продовольствия, в том числе зерна. Внутренние нужды прежде всего.
Это уже вызвало возмущение и обвинение со стороны ряда западных СМИ и политиков. Но мы сначала убедимся, что нам самим хватит. А уже потом продадим излишки. Потом. Может быть.
Во-вторых, «Блумберг» (который трудно обвинить в прокремлёвской позиции) опубликовал материал о российских птицефермах и мясокомбинатах. Цитата: «Social distancing is also easier at more automated plants, such as those in Russia, where the bulk of investment was made over the past 15 years, said Anastasia Mikhailova, a spokeswoman for producer Cherkizovo Group».
Перевод: «Социальное дистанцирование легче реализовать на более автоматизированных заводах, типа российских, где в автоматизацию за последние 15 лет были вложены значительные инвестиции», заявила Анастасия Михайлова, представитель производителя «Черкизово Гроуп».
Слышите, кастрюльки (либеральные и вместолевые одновременно)? В России уровень автоматизации в сельском хозяйстве существенно выше, чем на вашем любимом Западе!
И это снижает риски во врема пандемии, вот такой пердюмонокль.
А как же «всё разрушено» и «отстали по технологиям»? Бедняжкам же придётся писать новые методички (или вещать по старым, ещё больше увеличивая свой разрыв с реальностью).

Как я уже неоднократно говорил, Россия остаётся островком стабильности и спокойствия в этом безумном мире. И это хорошо.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

«За Леру ответишь»: скандал Пригожина со Шнуровым получил неожиданный поворот

Последние три дня вся страна с замиранием сердца следит за нешуточным скандалом, который разразился в светской тусовке. После заявления мужа Наташи Королевой о том, что «государство помогает пенсионерам и врачам, а не артистам», решил высказать продюсер Иосиф Пригожин . В ответ на слова супруга Валерии о том, что «даже первая десятка самых популярных и востребованных звезд сегодня практически бедствует», Сергей Шнуров предложил отправить семейной паре сосиски и, как водится, разместил в блоге едкое стихотворение.

Третьи сутки россияне наблюдают за скандальными разборками Иосифа Пригожина и Сергея Шнурова . Взаимные оскорбления и перепалки 25 мая вышли на новый уровень, а скандал получил неожиданный поворот.

Супруг певицы Валерии не намерен прощать бывшему лидеру группы » Ленинград » его нелестные высказывания в адрес артистки: «Бедствуете с тетей Лерой? Из ботвы готовим каши? Бересту уже едим? Сиротинушки вы наши».

Пригожин набросился на оппонента, заявив, что «семья ,жена и дети — святое», а у Шнурова «границы стерты». А потом пригрозил исполнителю «мужским разговором» .

«Ты в натуре что-то куришь или колеса какие глотаешь? Делаешь вид, что с народом, а многие наивные в это верят. Бросаешь им кость в виде своих грязных стишков, они и счастливы. Единственное, что тебя с ними объединяет, — это любовь к трем веселым буквам. «, — неожиданно заявил Иосиф.

По словам продюсера, так даже шпана уличная себя не ведет. «По понятиям ты далеко не красавчик. Я тебя вообще не трогал, даже не вспоминал ни тебя, ни твоих жен. А за то, что вмешиваешь сюда Леру, у меня с тобой будет отдельный мужской разговор. Ты не прав, старикашка. Время все расставит по своим местам», — сказал, как отрезал, супруг Валерии.

Неожиданно в конфликт вмешался Андрей Разин . Как известно, продюсер всегда высказывается на острые темы и знает звездные тайны, как никто другой. Он посоветовал Иосифу не угрожай Шнурову. «А то он сейчас испугается, как меня, и побежит в прокуратуру на тебя заявы катать. Он такая крыса, которая сразу бежит жаловаться в прокуратуру. Шнур зубы в США вставил за 250 тысяч долларов и боится, что ему их выбьют «, — подметил артист.

Напомним, конфликт между Иосифом Пригожиным и Сергеем Шнуровым начался после того, как продюсер отметил: «Даже первая десятка самых популярных и востребованных звезд сегодня практически бедствует, так как все они лишились возможности зарабатывать и практически проедают то, что удалось в свое время скопить».

В ответ Шнуров написал стихотворение, высмеяв Пригожина и его жену Валерию. Иосифа стихотворение, очевидно, обидело, так что уже через несколько часов в его блоге появилось видео. Он заявил, что имел в виду не популярных артистов, а обычные творческие коллективы. Пригожин также упрекнул Шнурова. Мол, если тот решил пойти в политику, мог бы защищать артистов. Продюсер назвал Сергея хайпожором.

К виртуальному конфликту присоединились Юрий Лоза и Григорий Лепс. Исполнитель «Плота» с Пригожиным не согласился. «Я не верю, что у артистов вроде Пригожина и Глушко нет в загашнике денег», — цитирует Юрия «Вечерняя Москва».

А Лепс отметил, что у него все в порядке. «Бедные артисты, боже мой, голодают. Что мы с вами тогда можем сказать вообще о простых людях? Лично у меня все в порядке, не вижу никаких проблем. Спокойно работаю на студии, пишу музыку, занимаюсь голосом, восстанавливаю потихоньку, так что у меня все хорошо», — цитирует Григория радиостанция «Говорит Москва».

После этого Пригожин записал видео. «Будьте внимательны когда ведетесь на провокацию и выдернутые из контекста комментарии. Сергей Ш. и Ко!». В ответ Шнуров посвятил оппоненту новое едкое стихотворение.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Аудио: Иосиф Пригожин — про переписку со Шнуровым: Некрасиво писать дерьмо, при этом даже предварительно не договорившись

Басни про Крылова

Кончил Андрей Прохорович лучше своего литературного двойника: капитану Крылову удалось отстоять от бунтовщиков Яицкий городок. При этом он так досадил Пугачеву, что тот собирался казнить не только капитана, но и всех его домочадцев: в пугачевской канцелярии были расписаны улицы, где те должны были висеть. Перед началом осады капитан Крылов отправил жену и сына в Оренбург: там, по словам капитана Миронова, было «и войска и пушек довольно, и стена каменная». В пути мать прятала будущего баснописца в большой глиняной корчаге.

Читать еще:  Mortal Kombat: Komplete Edition — путешествие сквозь миры

Никакой награды капитан Крылов не получил, и доживал, служа на мелкой чиновничьей должности в Твери. После него остался сундук с книгами, дать сыну образование Андрей Прохорович не сумел. Юный Крылов учил французский из милости, присутствуя на уроках у соседских детей. Позже говорили, что в этом же доме он прислуживал за столом. Перебравшись в Петербург, Крылов устроился мелким чиновником, жалованье ему платили копеечное. Его ждала судьба пушкинского Евгения: беспросветная бедность, безвестность, жалкая смерть. Позже появится много историй об его лени, сибаритстве, о висевшей над его любимым диваном картине, которая вот-вот должна была упасть и пришибить своего владельца. Чинить раму Крылов, тем не менее, не собирался: он-де все рассчитал: упав, картина полетит по касательной, и не заденет дивана.

В ходу был и анекдот о Крылове и пирожках. Однажды он был поражен их дурным вкусом, открыл крышку кастрюли, где пирожки лежали, и увидел, что та изнутри подернута зеленью. «Я, — говорил Крылов, — и подумал: ведь я восемь их съел и ничего, дай я попробую и остальные восемь съесть, увидим, что будет. Съел, и до сих пор живу».

Перед нами даже не Обломов, а пародия на героя Гончарова, но в молодости Крылова все было иначе. В Петербург приехал богатырь с широченной грудью и пудовыми кулаками: в Твери Крылов был известным кулачным бойцом, там он стоял в «стенке» и запросто сбивал с ног матерых поединщиков. Он сам выучился музыке, в том числе и игре на скрипке, языкам — в том числе итальянскому. Стал театральным завсегдатаем, начал писать не слишком удачные пьесы. Затем из-под его пера выходят первые басни, которые никто не заметил. Он деятелен и собран, свою литературную карьеру Крылов выстраивает по крупицам, наперекор всему — современники, критики и коллеги-литераторы не считают его одаренным человеком. Но он упрямо идет вперед, так, что ему позавидовал бы и антипод Обломова, гончаровский Штольц, начинает издавать собственный журнал. А затем все меняется, через несколько лет Крылов оказывается в роли приживала, обосновавшегося в сельской усадьбе вельможи.

Деревенская жизнь сводит его с ума: приезжие дамы, гуляющие в парке, видят Крылова в образе сатира, голого, заросшего бородой, с нестрижеными ногтями. Через некоторое время мы обнаруживаем его в роли профессионального игрока, разъезжающего по ярмаркам, просиживающего ночи за карточным столом. Ходила история о том, как Крылов, без гроша в кармане, сорвал огромный, тридцатитысячный куш: в случае проигрыша ему пришлось бы повеситься или пустить себе пулю в лоб. Когда императрица велела принять меры против завзятых картежников, и у одного из них во время обыска нашли коробки с золотыми часами и связки ассигнаций, самым известным запретили въезд в Москву и Петербург. В их число попал и Крылов. Московский генерал-губернатор Измайлов прочел ему нотацию:

— . А вам, милостивый государь, должно быть стыдно. Вы, известный писатель, должны были бы сами преследовать порок, а между тем не стыдитесь сидеть за одним столом с отъявленными негодяями.

Судьба Крылова пошла под откос из-за литературных неудач. Журнал «Почта духов» вышел два раза и закрылся: на него подписались 80 человек, зато сарказма и едкости в нем было столько, что это раздражало царицу. У «Меркурия» было 170 подписчиков, и он закрылся через год. Из Крылова не вышел издатель, он не стал успешным публицистом и модным драматургом, его мечта рухнула. Прозябание в чужом поместье, служба секретарем, жизнь профессионального игрока и тридцатитысячная ставка, когда у него не было ни гроша, стали путешествием в Аид, прижизненной смертью, — но за ней последовало воскрешение. Он вернулся в литературу с иным опытом, новым пониманием людей, другим взглядом на жизнь. Басни, которые он теперь писал, пользовались огромным успехом. Пришло прочное положение, за ним обеспеченность: Крылов получил место в библиотеке, затем и пенсион, со временем тот увеличился в четыре раза. В отставку он вышел статским советником, штатским генералом.

Работая над баснями, он оттачивал каждое слово, доводил до предельного совершенства мысль. В его быту, при этом, царил такой хаос, что ужаснулся бы и Обломов.По утрам Крылов густо посыпал ковер пшеном и открывал окно: воробьи и голуби завтракали, орошая спальню пометом, а он ими любовался. Хозяйство вела кухарка Фенюшка, друзья Крылова уверяли, что она растапливает печь его библиотекой. Говорили и другое: книги у Крылова-де так засалены, что он приучил кухарку различать их по пятнам на переплете. Стоит ему сказать: «подай мне поскорей Гомера, Эврипида или Ксенофонта!» как Фенюшка приносит нужный том. А те, кто знал, как Феничка готовит, поражались тому, что Крылов еще жив.

Когда Крылова в первый раз представляли вдовствующей императрице Марии Федоровне, обнаружилось, что у него прохудился сапог, из него торчит большой палец в носке, и носок тоже дырявый. Наклонившись, чтобы поцеловать ей ручку, Крылов чихнул. Императрица рассмеялась, и пригласила его к обеду.

Он пренебрегал внешней стороной жизни так, как это делали дзэнские мудрецы, здесь была своя философия. Говорило это и о том, что на месте пламени, которое когда-то билось в его груди, остался пепел.

Рассказывали, что в молодости он полюбил дочку небогатых помещиков, посватался, получил родительский отказ, а потом барышня стала чахнуть от горя. Ему отправили письмо с согласием, а он ответил, что с нетерпением ждет свадьбы, но денег на путешествие в Калугу у него нет — пусть они привезут невесту в Петербург. Родители оскорбились, мероприятие расстроилось. На самом же деле барышня была петербурженкой, звали ее Екатериной Алексеевной Константиновой, нищему Крылову она отказывала несколько раз. Замуж Екатерина Константинова так и не вышла, и воспитывала детей сестры. А Крылов души не чаял в дочке своей кухарки, и завещал ей все, что у него было. Говорили, что Фенюшка родила от него, — это тоже был вполне обломовский сюжет.

Иван Андреевич Крылов заканчивал жизнь в славе, достатке, пользуясь всеобщим уважением. Над его обжорством и странными привычками посмеивались, но вчуже кажется, что это была роль, которую Крылов талантливо играл. Он был очень умен, и знал, что маска чудака дает свободу, возможность ни с кем не церемониться. Так, как он, Императору Всероссийскому не отвечал никто:

— Ба, Иван Андреевич, давно не виделись!

— Да, государь, а кажись соседи.

Еще одной странностью Крылова была любовь к пожарам: говорили, что без него не горел ни один петербургский дом. Быть может, огонь напоминал ему и о его собственной молодости, ярко начавшейся и быстро перегоревшей. О том, что, погибнув, можно встать из пепла. И о печальной мудрости, — горьком, но не самом плохом жизненном итоге.

Предтечи – не вышло бы как у Крылова (preview)

Внутри нашего поколения, да и за его пределами, у Крылова практически нет конкурентов. Как публицист он положит на лопатки любого. С его уходом никто не сможет с тем же блеском и той же внятностью рассказать нашим детям о нас, а нам – о самих себе.

Так уж получилось, что в 2007 году, когда я ушел с поста главного редактора сайта АПН, Костя Крылов стал моим преемником, кем он и продолжал оставаться до печального дня своей безвременной кончины. В этом факте есть что-то глубоко неправильное, по той причине, что на посту главы АПН, по существу, я не занимался ничем иным, кроме как разгадкой феномена Константина Крылова.

Это обобщение не покажется чрезмерным тем, кто, может быть, помнит о феномене «младоконсерваторов» начала нулевых годов. Тогда под эгидой Михаила Ремизова и возглавляемого им отдела политики «Русского журнала» собралась довольно широкая компания относительно молодых интеллектуалов, которые потом время от времени создавали разного рода клубы, объединения и цеха. Сайт АПН и был одним из голосов этого весьма разветвленного сообщества.

Довольно быстро выяснились две важные вещи. Во-первых, что сообщество это весьма широкое, и в него входят, к нему примыкают, с ним ассоциируются немалое число пишущих интеллектуалов тридцати- и сорокалетнего возраста. Если бы сейчас привести весь список людей, кто имел к этому сообществу какое-то отношение, то перечень превысил бы размеры этой колонки. А во-вторых, все это сообщество могло быть названо – без обиды для кого бы то ни было – Константин Крылов и другие, или Крылов и компания. Константин не просто был самым ярким публицистом нашего поколения, в каком-то смысле он и был в определенный момент самим нашим поколением. Со всеми его метаниями, колебаниями, со всеми его политическими надеждами и страстной жаждой реванша.

Когда я впервые прочитал Костины статьи в газете «Спецназ» (а это было, на моей памяти, в 2001 году), первая моя мысль была такая – вот наконец-то появился наш мститель, наш поколенческий Монте-Кристо, или, если угодно, Капитан Россия, который наконец выскажет от нашего имени все чувства обиды и разочарования, что накопились за девяностые годы. И не только в адрес власти, но и по поводу всего предыдущего поколения, что бездарно проиграло свою страну, сдало свою цивилизацию, обрекло всех нас, лучших из нас, на унизительное существование в качестве в лучшем случае интеллектуальной челяди каких-нибудь полукриминальных авторитетов, называемых тогда олигархами. Он не простит одним маститым интеллектуалам ложной спеси, другим – моралистической фальши, третьим – постоянного желания бежать впереди паровоза прогресса. Все наконец будет названо своими именами, и за этой честностью и откровенностью пойдут те мои современники, которым, в общем, одинаково неприятны все духовные герои былых времен.

За три года стало ясно, что внутри нашего поколения, да и за его пределами, у Крылова практически нет конкурентов. Как публицист он положит на лопатки любого. Помню, как в 2006 году, на одном из тогдашних сборищ, какой-то вдохновенный оратор, по-моему, Станислав Каспэ, изрек что-то вроде «России следует стать нормальной европейской страной». Крылов мгновенно парировал: «Проблема в том, что нормальной европейской страной России не позволят стать нормальные европейские страны». Зал буквально взорвался хохотом и рукоплесканиями. Дмитрий Ольшанский, тогда переживавший, кажется, марксистский период своего творчества, написал, что в лице Крылова мы видим Ленина своего поколения и рано или поздно он установит свою диктатуру.

Я думаю, это было неправильное сравнение. Крылов, как потом и выяснилось, не был вождем толп, но он был бесспорным лидером молодых московских интеллектуалов, возмущенных фальшью и лицемерием тех их наставников, кто под самыми красивыми лозунгами обрек их на жизнь в джунглях московских девяностых.

Сейчас читают

В этом переживании был еще, разумеется, и очень сильный национальный момент – в джунглях девяностых хуже и больнее всего пришлось именно русским. Тем, кому не посчастливилось стать членом какой-нибудь преступной группировки. И тем, кому приходилось прислуживать той или иной этнической мафии, чтобы получить право торговать на рынке яблоками или же промышлять извозом у станций метро.

Но феномен Крылова не сводился только к его острой критике всего происходящего в обществе. Он производил впечатление человека, который знает намного больше того, что говорит, и который делится с окружающими лишь незначительной частью того, о чем догадывается. Более того, казалось, что его публицистика открывает лишь самую скромную, сугубо экзотерическую часть его натуры, разгадать которую можно, лишь всерьез проникнув в его художественное или же философское творчество. Сам Константин явно давал понять, что недорого и ценит свой публицистический труд, который как будто бы представлялся ему намного менее важным делом, чем писание философских трактатов, фантастических повестей и юморесок от имени Юдика Шермана. Ну и, наконец, чем строительство политической партии и участие в оппозиционном движении.

Тем не менее, когда я оказался в рядах «младоконсерваторов», я почувствовал, что нахожусь в доме, который построил именно Крылов. И именно из этого дома выйдет в политическую жизнь наше поколение. Это поколение тогда же я сам для себя назвал «политическим», отличив его от поколения «культурного», того, к которому принадлежали советские интеллигенты, мечтавшие свободно читать Набокова и Пастернака, но, получив это право, немедленно обрушившие Советский Союз. Причем сделав это так, как ребенок разбивает елочную игрушку – ненамеренно и даже с некоторым испугом, но без особых угрызений совести. Наше, крыловское, «политическое» поколение не то чтобы возненавидело за это Набокова и Пастернака, но точно сошлось на том, что есть нечто более высокое и более важное, чем право свободно читать этих замечательных авторов, равно как и всех других. И те, кто забывает об этом более высоком предназначении, чем культура, в конечном счете лишают смысла и саму культуру.

Работая на сайте АПН, я все время пытался проникнуть вот в это культурное бессознательное «политического поколения», хотел понять: что определило его генезис? Мне было ясно, что немалую роль в этом генезисе сыграло творчество Галковского, я видел, что не пустым для этого поколения будет имя Ницше, что люди этой генерации должны испытывать амбивалентные чувства по отношению к поколению русского рока, из рядов которого сами отчасти и вышли. Поэтому сайт АПН еще до того, как он стал сайтом самого Константина Крылова, еще при моем редакторстве, был во многом сайтом, посвященным феномену Константина Крылова, то есть разгадке того человека, который смог в своей публицистике вернуть поколению его собственный голос.

Читать еще:  Deadfall Adventures — «косплей» на жанр приключений

В этой неизбежно короткой и написанной наспех после получения скорбной вести колонке не напишешь обо всем, связанном с Константином Крыловым. Так, мне не хотелось бы говорить прямо о политике. Сегодня, когда термин «консервативная демократия» находит все большее признание на Западе, особенно усилиями израильского публициста Йорама Хазони, конечно, рано или поздно то же течение станет влиятельным и в нашей стране. И, конечно, неизбежно придется обращаться к теоретикам и практикам национал-демократического движения, чтобы понять, в чем они ошибались и в чем, тем не менее, были правы. Каждый будет находить свой ответ. С моей точки зрения, национализм в голом, чистом виде не будет никогда принят в России. Тем более в виде какой-то доктрины национального эгоизма – в геополитическом, или же в этнополитическом смысле этого слова. В этом отношении я всегда оставался убежденным соловьевцем, а Константин испытывал к герою моих научных разысканий, философу Владимиру Соловьеву, исключительно враждебные чувства. Мы все договаривались встретиться, пообщаться, чтобы обсудить эти и другие темы, но, увы, этого так и не случилось.

Странности дедушки Крылова: обед баснописца поразил историков

— Откуда, вообще, появилось выражение «дедушка Крылов»?

— «Дедушка Крылов» — это слова из песни друга Пушкина, поэта Петра Вяземского. Она исполнялась на юбилее Крылова в 1838 году. Почему именно 1838‑й — отдельный разговор. Дело в том, что точная дата его рождения неизвестна, а 1769‑й — лишь одна из возможных. Идея же праздновать юбилей Крылова именно в 1838 году, в сущности, принадлежала императору Николаю I. Задача была такая: перебить годовщину гибели Пушкина, в которой, естественно, были основания обвинять царя. Власть хотела отвлечь внимание общественности мощным юбилейным торжеством другого великого писателя. Вот на этом юбилее и пелись куплеты Вяземского с постоянным рефреном: «Здравствуй, дедушка Крылов!».

— А у Пушкина с Крыловым какие отношения были?

— Они были в прекрасных отношениях. Вообще, неизвестно, чтобы хоть с кем-то Крылов был в плохих отношениях. Но все-таки Пушкина он, безусловно, выделял в отличие, например, от Грибоедова. Кстати, Пушкин, Грибоедов, Вяземский и Крылов даже собирались в турне по Европе в 1828 году, когда Грибоедов последний раз вернулся из Персии. Это есть в воспоминаниях Вяземского, который отнес себя к «четырем великим русским писателям», как бы примазываясь к чужой славе. Во всяком случае, известно, что и Пушкин уважал Крылова, как и всякий выросший на его баснях. Крылов очень резко отреагировал на гибель Пушкина. Известно, что обычно флегматичный, он кричал и стучал.

— Я читал, что Пушкин посещал Крылова, когда писал «Историю Пугачевского бунта». Крылов же был свидетелем восстания Пугачева?

— Ему было пять-шесть лет. Наверное, это должно было повлиять, но, когда Пушкин просил у Крылова какие-нибудь сведения о Пугачевском бунте, тот, в общем-то, отделался ерундой. Любопытнее другое. Крылов жил рядом с Гостиным двором, в доме для служащих Публичной библиотеки Петербурга. Так вот к нему постоянно прилетали голуби Гостиного двора. Он их приучал, кормил, пускал в свою квартиру. Есть замечательные рассказы о том, как роскошные персидские ковры, устилавшие покои Крылова, все были изгажены голубями безо всякой меры. Посетители, когда приходили к нему в гости, поднимали тучи голубиных перьев. Крылову это нравилось. Вот и Пушкин, франт, знавший толк в одежде, вынужден был садиться в кресло, на котором, кроме него, сто голубей сидело.

— Еще про Крылова говорят, что он был жутким обжорой.

— Это чистая правда. В своей книге я подробно описываю один из обедов Крылова в доме директора медицинского департамента Александра Тургенева. Остались воспоминания гувернантки Тургенева, Надежды Михайловны Еропкиной, записанные внуком Тургенева. Позволю привести себе один отрывок.

«Я отлично помню этот последний обед Крылова. Была уха с расстегаями, которыми обносили всех, но перед Иваном Андреевичем стояла глубокая тарелка с горою расстегаев. Он быстро с ними покончил и, после третьей тарелки ухи, обернулся к буфету. Емеля (слуга Тургенева) знал уж, что это значит, и быстро поднес ему большое общее блюдо, на котором оставался еще запас.

Телячьи отбивные котлеты были громадных размеров — еле на тарелке умещались, и половины не осилишь. Крылов взял одну, затем другую, приостановился, окинув взором обедающих, быстро произвел математический подсчет и решительно потянулся за третьей… «Ишь, белоснежные какие! Точно в Белокаменной», — счастливый и довольный поведал он. Покончить умудрился он раньше других и, увидев, что на блюде остались еще котлеты, потребовал от Емели продолжения.

Громадная жареная индейка вызвала неподдельное восхищение.

— Жар-птица! — твердил он и, обратившись ко мне, жуя и обкапывая салфетку, повторял: — У самых уст любезный хруст… Ну и поджарила Александра Егоровна! (Кухарка.) Точно кожицу отдельно и индейку отдельно жарила. Искусница! Искусница.

Но вскоре новая радость. Крылов очень любил всякие мочения. Дедушка это знал и никогда не забывал угодить ему в этом. И вот появились нежинские огурчики, брусника, морошка, сливы… «Моченое царство, Нептуново царство!» — искренне радовался Крылов, как вишни, проглатывая огромные антоновки».

Более того, Крылов не только гордился своим обжорством, но и бравировал им, любил рассказывать о нем. Но умер он, по официальной версии, от паралича легких, а не от обжорства — это легенда.

— Крылова все знают как баснописца. Но ведь он писал не только басни?

— Конечно! Начинал Крылов с трагедий, которые не стоят особого внимания, далее оперные либретто, потом комедии и просветительские сочинения и только потом басни. Во введении своей книги я написала о нескольких комедиях Крылова, которые на самом деле поразительно актуальны. Одна из них — «Сочинитель в прихожей» — история великосветской барыни-проститутки. Она мощно эротическая. Если ее приспособить к современности, а это очень легко, то будет фурор. Причем по цинизму — финальная ее фраза «пустое, голубушка, вить я не Аполлоном клялся!» — я думаю, вне конкуренции в мировой литературе. Другая комедия — «Подщипа», или «Трумф», — все-таки больше политическая. Она связана с императором Павлом I и карикатурно изображает его царствование. Читать ее трудно, персонажи изъясняются там коряво, но актерам играть было бы раздолье.

— Еще одно типичное мнение, что басни Крылова — это лишь вольный перевод Лафонтена. Хотя Крылов по всей стране ездил, сюжеты собирал.

— Нет, по стране он ездил, потому что был картежник. Что касается басен, то они делятся на несколько частей. Сначала идет Эзоп, которого переводил Лафонтен, а потом Крылов, частично с Лафонтена, но частично и с Эзопа, он знал греческий язык. Самые известные: «Лиса и виноград», «Ворона и лисица» и многие другие. Но есть басни, которые самостоятельные, крыловские. Например, «Река» или «Пестрые овцы». Прочитав их, вы поймете, что такого не могло быть ни у Эзопа, ни у Лафонтена. В книге я привожу эти тексты целиком, потому что они малоизвестны. Вместе с тем, если искать то, что вечно отражает жизнь нашей страны в любое время, то басня «Река» тут идеально подходит. Но ее в школе не проходят. Отчасти потому, что детям было бы невозможно ее разъяснить, и это было бы вредно для их психики, а взрослые ее не читают. Им кажется, что у Крылова только «Ворона и лисица» и «Стрекоза и муравей». Это замечательно и интересно, но далеко не все. Было бы здорово сделать десятиминутную программу о баснях Крылова, по типу мультиков, в прайм-тайм перед программой «Время», чтобы открылись глаза не только на Крылова, но и вообще на Россию.

— Басни Крылов начал писать довольно поздно. Почему он вдруг решил обратиться к этому жанру?

— Крылов отличается тем, что не оставил после себя ни дневника, ни даже эпистолярного наследия. Он категорически не любил писать письма. Если что и сохранилось, так это его письма в одну-две фразы. Это уникально для его времени. Вообще, Крылов о себе старался ничего не говорить, кроме пресловутых анекдотов, притом выдуманных им самим. Поэтому, почему именно басни, сказать сложно. Видимо, он нашел в них себя.

— Удивительно! Вы сказали, что Крылов не любил писать письма. При этом он редактировал журнал «Почта духов», который весь был построен на переписке!

— Совершенно верно. Может быть, поэтому он и возненавидел переписку. Во всяком случае, писем он почти не писал. Повторяю, если самые близкие люди получали от него хоть две строчки — это было великое счастье.

— Известно, что Екатерина II очень невзлюбила журнал Крылова.

— Это связано с периодом начала 1790‑х годов, Французской революцией, после которой в России стали закрываться почти все журналы: издания Новикова, Карамзина и «Почта духов» Крылова. С Екатериной у Крылова не было личных взаимоотношений, потому что он принадлежал к сторонникам великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I. Крылов приятельствовал с его женой Марией Федоровной. Поэтому, принадлежа ко двору великого князя Павла Петровича, человек автоматически оказывался в оппозиции ко двору Екатерины II.

— Сам же Крылов был, можно сказать, государственным человеком — служил в Императорской библиотеке. Говорят, что он считал это едва ли не главным делом своей жизни?

— Здесь он действительно нашел себя. Выполнял много разных поручений по инициативе Алексея Оленина, президента Академии художеств, который ему покровительствовал, в частности, во время работы Крылова в Монетном дворе. Но в библиотеке Крылов осуществлял не просто какую-то чиновничью деятельность. Он очень много делал для развития библиотечного дела в России. Не только составлял каталоги, но и заказы книг. Это была первая публичная и к тому времени единственная библиотека в России, где можно было читать книги просто по абонементу, как сейчас принято. А тогда, в 1812 году, еще до войны, это было уникальное для России дело. Крылов стоял у самого его начала и развития. Одновременно он способствовал научной основе библиотечного дела.

— Крылов и математиком успел побыть?

— Он редактировал по молодости что-то, связанное с математикой. Пушкин тоже следил за математическими отделами в журнале «Современник», но его мы уж никак не можем отнести к знатокам этой науки. Однако для того времени этого хватало.

— А что это за история с внебрачной дочерью Крылова от кухарки?

— Практически ничего не известно. Да, была дочь Александра. Потом были внуки. При этом дочку он своей не считал, а внуков признавал. Его дочь вышла замуж за мелкого чиновника. Начальник этого чиновника, Ростовцев, стал обладателем наследства Крылова. Семье же почти ничего не досталось, разве что тетрадь стихов Крылова

— Вы приводите очень много ярких сведений о Крылове. Где вы черпали информацию?

— О Крылове писали решительно все. Используя для своей книги все, какие только есть, мемуары о нем, я наталкивалась, например, на воспоминания человека, который всего лишь один раз прошел по лестнице с Крыловым. И такое пишут! Но все эти воспоминания извне. Никто не мог залезть к нему в душу, а потому каждый додумывает, и я не исключение.

— В чем, на ваш взгляд, феномен Крылова в литературе?

— Знаете, все мы внуки дедушки Крылова. Каждый, я думаю, смеялся над его строчками: «ай, Моська…», «страшнее кошки зверя нет», «а Васька слушает да ест». Ну и, конечно, «а вы друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Это что-то неотделимое не то что от нашей культуры, от нас самих. Если бы не было Крылова, не появился бы Пушкин, который вырос на его баснях.

Кондак на Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Содержание

1. Церковно-славянский текст Минеи.

Предтечево славное усекновение / смотрение бысть некое Божественное, / да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие. / Да рыдает убо Иродия, / беззаконное убийство испросивши: / не закон бо Божий, ни живый век возлюби, / но притворный, привременный.

Рождение Иродово всем явися непреподобно, / егда посреди питающихся глава постящагося предложися, якоже снедь: / радости совокупися печаль, и смеху растворися горькое рыдание, / яко главу Крестителеву на блюде нося, пред всеми вниде, якоже рече, отроковица. / И клятвы ради рыдание нападе на вся возлежащия тогда с царем: / не бо обвесели онех, ниже Ирода самого. / Рече бо: оскорбеша печалию не истинною, / но притворною, привременною.

2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова

На усекновение честныя главы св. Предтечи и Крестителя Иоанна 1 . (29-го августа).

Кондак, глас 5-й, самогласен.

Читать еще:  Свежий сюжетный трейлер Days Gone знакомит нас с выжившими

Славное усекновение Предтечи было некоторым домостроительством Божиим, – дабы он (Предтеча) проповедал и сущим во аде пришествие Спасителя. Да плачет Иродия, просившая о беззаконном убийстве; ибо она возлюбила не Божию вечную жизнь, но (жизнь) притворную, привременную.

1) ( Τὰ γενέσια ) День рождения Ирода пред всеми оказался нечестивым, когда глава постившагося принесена была как снедь в средину пиршествующих. С радостию соединилась печаль, и над смехом одержал верх горький плач: ибо блюдо, имевшее в себе главу Предтечи, внесено было пред всеми, как приказала девица; и между всеобщею радостию (вдруг) напал плач на всех обедавших в то время с царем. Ибо он (Предтеча) не любил ни оных, ни даже самаго Ирода. Ибо сказано, что он (Ирод) опечалился печалию не истинною, но притворною, привременною.

2) ( Ὀυκ ἀνέμεινε ) 2 Ибо не пребыл,-не надолго оставался в печали Ирод; но как уже замысливший лукавое, тотчас совершил 3 . Прелюбодейца не дева искала отсечь плод безплодия; она, прежде отсечения, тотчас же объявила свое намерение девице, вопия к ней: «Поди ко мне, чадо; подумай с твоею матерью; слово тайное хочу открыть тебе. Объявляю тебе желание свое. Я намереваюсь убить сына Захариина. Ибо он нанес мне удар ( πληγὴν ) вечный, непривременный.»

3) (Ὑ πακούσασα ) Выслушав отроковица беззаконный замысел, испугавшись воскликнула: «О мать! Как страшна твоя страсть, оставь ее неисцельною (ἁ νιάτρευτον ); ибо, если захочешь исцелить ее, то ты сделаешь на ней самую тяжкую рану. Усыпи в одних помыслах свое слово, дабы оно не сделалось когда-нибудь великим несчастием для нашего рода; ибо не ты одна обезумеешь от сего, но и я, и Ирод. И если умрет Иоанн, то чрез нас все сделалось бы мертво, и мы погребены были бы живые, оставив по себе злую память вечную, непривременную.»

4) ( Τὶ σοι ); – «Отроковица, что такое произошло, что вдруг случилось с тобой? Ибо как я пощажу Иоанна? И ты возлюбила ненавидящаго нашу жизнь (более), чем мать (свою)? Но ты еще не знаешь-ли, дитя, что он (советовал) Ироду относительно меня? „Не позволительно“, говорит он, „иметь тебе жену Филиппа, брата твоего, отвергни ее“. Посему я хочу пресечь неприятную (для меня) беседу с ним (Иоанном). Я выберу время отнять язык у него, а лучше и (всю) главу (его); и после того я не буду печалиться, ибо буду иметь в безопасности жизнь настоящую, непритворную, привременную.

5) ( Ασεβοῦμεν )- «Мы навлечем безчестие, матерь, не на другаго кого, но на самих себя

и на нашу жизнь, подобно как Иезавель, желавшая погубить праведнаго Илию, сделала большее (зло) для самой себя. Но Илия – по своей ревности, а Иоанн по закону обличил нас. Этот пустынник с строгостию высказал Ироду чистую (правду, сказав): „Не позволительно тебе!“ (Сей) же старец с кротостию заключил некогда пред Ахаавом облака, так что не было дождя. Посему, матерь, оставь ныне намерение свое, и опасность уничтожится, не сделай всегдашним безчестие привременное. “

6) ( Πα ῤ ἐμοῦ ) – «От меня научись, безстыдная, чтобы не оскорблять меня (своим) увещанием, прежде, нежели все узнаешь вполне. (Ибо) тебе теперь это неизвестно, ты не понимаешь, потому что не можешь понять. Ибо, если, таким образом, Креститель останется наругающимся надо мною, и будет жив: то каждый будет ко мне дерзок, и что захочет, и как захочет, – будет говорить обо мне, как о (женщине) временной, а не (как) о царице; – как о жене простолюдина, а не славнаго (мужа). Но замолчи, отроковица, ибо я предусматриваю полезное более, нежели ты и многие (из народа); я знаю, (как) приобрести честь славную, а непривременную.

7) ( Ἐρωτῶ σε ) – «Я тебя, матерь, спрашиваю: когда ты хочешь совершить это (дело)? При свете (дня), или ночью? Ибо нечестивое твое намерение прилично только ночному (времени). Ибо для чего он усекается? Кто (поднимет) меч к усечению пророка Христова?» – «Ты, как дочь моя, содействуй матери своей к убиению врага моего, и выжидай (удобнаго) времени».– «Прошу (тебя), матерь, чтобы из-за меня, бедной, не совершил кто пролития невинной крови. Как убит был Захария ( 2Пар. 24:21, 22 ), так ныне должен быть усечен Иоанн, а я не буду об этом заботиться, чтобы как либо не получить мне раны вечной, не привременной.»

8) (Ἰ ωάννης ) – «У тебя» – подлинно прежалкая ты и несчастная, «Иоанн почтен честию не более ли, чем носившая тебя утроба? По твоему безумию, не более ли важным показался тебе Креститель? (И) не постыдилась ты моих сосцев, которыми я тебя питала? О, если бы я (сего не исполнила)! Ибо для чего я старалась против самой себя воспитать (эту), досаждающую мне своим непослушанием? Зачем я решилась связаться (браком) с царем, чтобы (только) сохранить (так сильно) оскорбляющую меня? Посему-то я и печалюсь. Пусть исполнится мое слово, и что я хочу, пусть совершится; а ты, и нехотя, исполни мою волю привременную».

9) ( Νυνὶ ἡσυχάσω ) – «Теперь я замолчу, и не покажу (этой) всезлобной (женщине), что намереваюсь я (сделать), дабы родительница моя не усмотрела, и не открыла моего

желания и (моих) мыслей, (и не поставила их), для наказания (меня) за них, когда это обдуманно и много раз, выскажется (пред царем) от матери моей. (И) дочь замолчала; а родительница ея внушала тогда мужу (своему), говоря: «муж (мой), день рождения твоего сделай нам светлым днем праздника; возвеселимся в старости (нашей); брат твой, унесший (с собою) нашу юность, злополучно отделил меня (к тебе для) жизни привременной.»

10) (Ὁ Ἡ ρώδης ) Ирод, прельщаемый словами (этой) коварной (женщины), сильно возопил со смехом, и как несмысленный, во время смеха, возвысил свой голос, (говоря): «Жена, собеседница моя, я и в этом случае благодарен тебе за твою любовь. Итак, если я окончу (торжество) дня моего рождения, то какой ты принесешь мне. дар, достойный меня?» – «Что я принесу тебе? Самую себя – в рабыню (тебе), и кроме того приведу к тебе (рожденную) от меня твою плясавицу, которая всегда тебя развеселяет, – так, подлинно, я сделаю светлым день твоего рождения, который ты устроишь, царь, для наслаждения привременнаго».

11) (Ὑ πεκλίθη ) Преклонился, наконец, (к вечеру) триклятый день злодейственнаго рождения сего беззаконника, – (один из таких дней), который проклял бы и Иов, точно так выразившийся (о дне своего рождения, во время невыносимой болезни своей. Иов. 3:2 ), или как сказал (пророк) Захария: «день оный тьма есть, а не свет ( Зах. 14:6, 7 ; Ам. 5:18 )»; ибо сказано было тогда: «Свет дня, за лежащих во тьме, был на кресте». Но ныне подобное приличествует и дню (рождества) Иродова: потому что в сей (день) умерщвлен был друг (невечерняго) Света, и хотя умертвивший его не существует, но умерщвленный и (теперь) живет и говорит, после смерти (своей) привлекая все к жизни вечной, не привременной.

12) (Ῥ ίψας ) Оставив все, Ирод, наконец, наслаждался своим пиршеством; и когда окончился день его рождения, как написано, устроил вечерю своим вельможам и друзьям, тысяченачальникам и советникам – всем вместе. Когда же обед этот окончивался с радостию, и обедующие с удовольствием ели, вдруг стол (яств) обратился в сеть, и (самая) снедь сделалась для них соблазном; поелику , зная, что (здесь) сокрыта сеть Крестителя, они не сокрушили ее, но продолжали смотреть на наслаждение привременное.

13) (Ὡ ς ο ὗ ν ε ἶ δε ) Прековарная Иродия, как скоро увидела всех в опьянении, нашедши (теперь) благоприятное время, какого она искала, сказала в душе своей: «Вот время, которое я ловила; никто теперь не препятствует, ибо внутри чертога я не вижу никого. Итак, поди сюда, дитя; я принесу тебе в сей день подарок хороший. (чрез который) будет подвластен нам Ирод. Взойди, дитя, возблагодари ногою своею царя и с ним вместе всех друзей его. Ты привлечешь к нам сердце сего почтеннаго (мужа), как искусно (приготовленною) стрелою, и мы теперь получим честь вечную, не привременную».

14) ( Μετεπόιησεν ) Эти беззаконныя слова переменили девицу, и она снаряженная для безстыднаго дела, оделась безчестием, как одеждою. Друзья же Ирода, хотя много превозносили красоту отроковицы, но зная непреклонное желание ея родительницы, и (смотря на) украшение ея дочери, сказали тайно: «Обратите внимание на желание блудницы

Иродиады, как она и ту, которую родила, хочет сделать подобною себе. Она не удовольствовалась собственным своим безстыдством, но очернила и (происшедшую) от утробы (своей) пред нами, для удовольствия привременнаго».

15) ( Αψευδής ) Не ложно слово Премудрости: «чада прелюбодеев не совершенни будут ( εἰσὶ ), и от законопреступпаго ложа семя исчезнет» ( Прем. 3:16 ) совершенно. Как и сия девица: то, чем она наслаждалась на один только час, спустя немного, обращает для себя в худшее. Но когда говорили обо всем этом не явно, то вслед за словами явились худыя дела. Ибо плясавшая посреди обедавших девица исполнила уста их восклицаниями: «Царь Ирод», говорили они, «как хороша эта плясавица! Она, подлинно, имеет (быстроту) движений (как бы-) духа ( ἔμψυχον ), а не привременную».

16) ( Νικηθεὶς ) Царь, увлеченный похвалами превозносивших девицу, поклялся тогда пред всеми, говоря (ей): «Чего бы ты ни просила, я тебе дам за такое плясание». Отроковица же тогда вышла, и говорит матери своей: «Чего просить мне?» – «Проси, дитя, главы Иоанна Крестителя, потому что я одну ее желаю». – «Увы мне родительница! О, если бы у меня самой отсечены были ноги, и я не выходила бы к тебе, чтоб у тебя научиться! О, если бы я даже была заключена, и не спрашивала тебя, о чем не надлежало! О, если бы я сохранила молчание вечное, не привременное!»

17) ( Ο ὕ τως ) Так должна была говорить девица, хотя бы (на самом деле) она ничего такого не сказала: так как была она горьким плевелом, (произрастшим) от земли проклятой, приносящей одни только терния, имея (в себе) смертоносную болезнь, вкусивши которой, Ирод не исплюнул, но принял (ее) внутрь себя; почему, не умягчив (не сварив) сего, извергнул убийство, и изблевал усечение Божественнаго Предтечи. Совершившему убийство было жестокое наказание ( πόνος ); а чтущим усекновение, – оно приносит честь. Ибо убийца погиб, а почитатели (Предтечи), верные, доселе живы, уготовляя (себе) жизнь вечную, не привременную.

18) (Ὑ ιὲ ) Ты, Иоанне, – сын истиннаго священника, чадо безплодной и пророчицы, питомец пустыни, – поелику мы вспомнили о посте твоем, то подай нам силу к тому, чтобы мы постились; да соделаемся подражателями твоими на столько, на сколько есть силы у каждаго из нас. Да не обладает, таким образом, над кем либо из нас чрево; напротив да обладаем чревом мы (сами), по учению Павла: «Брашна чреву и чрево брашном ( 1Кор. 6:12–13 )». Мы – (последователи) Христа, постившагося добровольно и отъявшаго у нас древший глад, которым томился Адам чрез наслаждение привременное.

Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 179– 184.

3. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота)

Предтечи славное усекновение / произошло по некоему Божественному замыслу, / чтобы он и пребывавшим во аде / возвестил о пришествии Спасителя. / Да восплачет же Иродиада, / беззаконное убийство испросившая: / ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь, / но обманчивую и временную.

День рождения Ирода всем явил дела неправедные, / когда среди роскошно пировавших / глава постившегося как яство была предложена. / С радостью соединилась скорбь, / и со смехом смешалось горькое рыдание, / ибо блюдо с главой Крестителя неся, / пред всеми вошла, как сказала, отроковица. / И как от уязвления плач напал / на всех, с царем тогда вкушавших: / ведь ни их не обрадовало это, / ни даже самого Ирода. / Ибо сказано: опечалился он, / впрочем печалью не истинною, / но притворною и временною.

4. Русский перевод сайта Pravoslavie.ru (только кондак-проимий)

Славное усекновение Предтечи совершилось по некоему усмотрению Божию, да проповедает он и в аде находящимся пришествие на землю Спасителя. Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство; ибо не закон Божий, не истинную жизнь будущего века возлюбила, но жизнь временную и скоропреходящую.

Источник: Объяснения церковных и домашних молитв http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/109.htm

Переведено с греч. языка из Anal. sacra К. Pitri. Творение св. Романа Сладкопевца. Из начальных букв каждаго икоса акростих: τοῦ ταπεινοῦ ᾿Ρωμανοῦ . В Anal. sacra помещен еще следующий кондак: Тебе подобает, Предтече, достойная похвала; ибо ты умер за вечную жизнь, как возненавидевший временную.

Перевод сего и следующаго (3-го) икоса заимствован из кондакария архимандрита Амфилохия (стр. 50).

В Anal. sacra прибавлено: ἳ να τέρψ ῃ ἣ ν ἐμοίχευσεν .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector