0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роскосмос: взаимодействие РФ и США в космосе оставляет желать лучшего

Blick: конец позора — американские астронавты снова отправятся в космос без помощи России

«Конец позора: астронавты снова стартуют на МКС из США», — пишет швейцарская газета Blick. Прошло уже 9 лет с тех пор, как Америка в последний раз самостоятельно отправляла своих астронавтов на Международную космическую станцию (МКС). С тех пор американское «эго» ущемлено зависимостью от России, отмечает издание.

Как сообщается в статье, это «один из самых ироничных поворотов в мировой истории»: американцы годами не могли подступиться без русских к своей, вероятно, самой дорогой постройке. Только российские космические корабли «Союз» перевозили астронавтов на МКС, финансируемую преимущественно американской стороной. Однако теперь этому должен прийти конец: после почти девятилетнего перерыва астронавты должны снова стартовать на МКС из США 27 мая.

Как напоминает издание, в последний раз астронавты отправлялись на космическую станцию на шаттле «Атлантис» со станции ВВС США «Мыс Канаверал». После этого американское космическое агентство NASA сочло содержание своего флота космических шаттлов слишком затратным, и с тех пор полёты на МКС осуществлялись только с российской помощью. Это оказалось не только дорого, при стоимости $80 млн за полёт на российском «Союзе», но и сильно ударило по американскому эго, отмечает Blick.

«Самая значительная нация в мире не должна быть зависима в космонавтике от какой-то другой страны», — заявил в 2014 году возглавлявший тогда NASA Чарльз Болден и объявил, что США сами начнут проводить полёты с 2017 года. Однако из-за технических проблем, трудностей с финансированием и реструктуризации после прихода Трампа к власти проект постоянно откладывался.

Компании SpaceX и Boeing получили задание разработать способ доставки астронавтов на МКС. Boeing спроектировал Starliner, но первая попытка отправить его на МКС в декабре не была успешной. Теперь необходимо повторить испытательный запуск без экипажа. До тех пор все надежды возлагаются на Crew Dragon, разработанный частной космической компанией SpaceX. По словам главы NASA Джима Брайдстайна, «эта миссия обладает для Соединённых Штатов высоким приоритетом».

В соответствии с нынешним планом, старт должен состояться 27 мая в 23:32 (по московскому времени), с той же стартовой площадки, что и 9 лет назад. Однако с тех пор многое изменилось, подчёркивает издание. Астронавты стартуют не на борту космического корабля NASA, а отправятся в космос при помощи ракеты Falcon 9 и корабля Crew Dragon, причём это произойдёт на фоне пандемии коронавируса, когда работа компаний ограничена, а зрители не допускаются.

В пилотируемой капсуле Crew Dragon должны сидеть астронавты NASA Роберт Бенкен и Даглас Хёрли, оба — ветераны программы космических шаттлов. «Это, наверное, мечта каждого ученика школы лётчиков-испытателей, полетать на новеньком космическом корабле, — сказал недавно Бенкен на пресс-конференции. — И мне очень повезло получить такой шанс». Оба американских астронавта должны оставаться на борту МКС около месяца — намного дольше, чем планировалось, потому что на космической станции сейчас находятся лишь три космонавта — двое россиян, Анатолий Иванишин и Иван Вагнер, и астронавт NASA Кристофер Кэссиди.

Вся затея в целом является «последним лётным испытанием» Crew Dragon, подчёркивают в NASA. «Мы делаем это, чтобы научиться каким-то вещам. И мы очень и очень серьёзно относимся к безопасности», — заявил глава американского космического агентства Джим Брайдстайн.

Как отмечается в статье, Россия тоже будет внимательно следить за запуском американской ракеты, хотя российских космонавтов на борту не будет. В последние годы «Союз» доставлял в космос смешанные экипажи, однако до этого американцы и русские использовали собственные корабли, а главы «Роскосмоса» и SpaceX нередко обмениваются критическими замечаниями, пишет Blick.

В прошлом году в NASA заявили, что в будущем с помощью частных американских шаттлов на МКС можно будет также доставлять туристов и других заинтересованных лиц. «NASA открывает Международную космическую станцию для коммерческих возможностей и делает их доступными на рынке, чего мы до сих пор не делали никогда», — отметил руководитель финансового управления NASA Джефф ДеВитт.

США ежегодно оплачивают основную часть расходов на поддержание работы МКС, сумма исчисляется в миллиардах долларов. Общие расходы на строительство и эксплуатацию станции составляют более $100 млрд.

Для «Роскосмоса» финансовый вопрос тоже имеет значение, отмечает швейцарская газета. За последние годы ведомство заработало на «транспортном» сервисе для астронавтов средства, которые могут быть направлены на реализацию других проектов, таких как исследования Луны. В будущем «Роскосмос» планирует укрепить сотрудничество с Турцией, Саудовской Аравией и ОАЭ. Космонавты из этих стран могли бы отправиться в космос при помощи российских ракет.

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин хочет сделать запуски ракет более дешёвыми и конкурентоспособными. По его словам, для этого расходы должны снизиться более чем на 30%. Такова реакция на ценовой демпинг американских компаний, финансируемых из бюджета США.

До сих пор сотрудничество между Москвой и Вашингтоном в сфере космических перевозок, несмотря на множество других конфликтов, проходило хорошо, отмечается в статье. Глава Кремля Владимир Путин также обратил на это внимание, когда выходил на видеосвязь с МКС в апреле, — и в то же время упомянул о том, что Россия будет продвигать свои стратегические планы в космосе, пишет Blick.

Запрет США на сотрудничество с Россией в космосе объяснили страхом конкуренции

Военный эксперт Алексей Леонков заявил, что запретом на космическое сотрудничество с Россией США пытаются уничтожить конкурента.

Ранее стало известно, что Пентагон включил Российскую Федерацию в список стран, с которыми с 31 декабря 2022 года запрещено сотрудничество при космических пусках. Об этом сообщается на сайте оборонного ведомства США.

Помимо России в этот список вошли также Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Иран, Судан и Сирия. Именно с этими странам запрещено сотрудничество в космической сфере с 31 декабря 2022 года. Военный аналитик журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков в интервью корреспонденту Федерального агентства новостей объяснил, что «в первую очередь этот запрет можно отнести к мерам санкционного характера».

«Это также недобросовестная конкуренция со стороны США. Скорее всего, решение связано с тем, что в Роскосмосе начинают приниматься определенные шаги по нормализации обстановки, и американцы собираются его добить. Это необходимо для того, чтобы Россия не смогла осуществлять успешные коммерческие проекты, ведь все мы знаем, что коммерческая составляющая приносит определенный заработок и доход нашему космическому агентству. К тому же в 22-м году заканчивается действие соглашения, согласно которому мы поставляем США двигатели РД-180», — говорит эксперт.

Читать еще:  Серия BioShock не завершится с закрытием Irrational Games

Другими словами, военное ведомство США пытается ослабить к 2022 году позиции Российской Федерации в сфере коммерческих пусков. В будущем же это, по мнению американского военного ведомства, скажется на многих космических программах России.

Рассуждая на тему того, какие двигатели будут использовать Соединенные Штаты вместо зарекомендовавших себя РД-180, собеседник ФАН ответил: Blue Engine.

«Именно эти двигатели они пытаются сделать конкурентом наших РД-180, хотя пока они себя показали не с самой лучшей стороны, BE оказались в два раза слабее. Но не стоит забывать, что у них (США) есть тяжелые ракеты Falcon, Delta IV Heavy, на которые они решили сделать ставку и которые они решили сделать основными по выведению полезной нагрузки в космос. К тому же, ракета Falcon может возвращать на Землю некоторые части, и именно этот проект американцы будут развивать в дальнейшем. Они также добавят к нему авиационно-космические аппараты типа Space Вragon и Dream Сhaser. В общем, планов у них громадье», — продолжает военный аналитик.

В итоге американская сторона намерена добиться полной монополии в сфере коммерческих пусков. Все это приведет к тому, что дешевизна стартов на коммерческом рынке станет сильнейшим аргументом, который будет давить, в том числе и на Роскосмос.

«То есть для того, чтобы он (Роскосмос — Прим. ФАН) не мог вмешаться в этот рынок, ставятся такие препоны. И обозначены соответствующие сроки. России же нужно вырабатывать тактику асимметричных ответов, одним из которых является авиационно-космическая система, по которой у нас были большие наработки. Это позволит совершить определенную техническую и технологическую революцию, как это было с гиперзвуком», — заключил эксперт.

Напомним, в настоящее время Соединенные Штаты Америки закупают российские ракетные двигатели РД-180. Силовые установки монтируются на ракеты-носители Atlas 3 и Atlas 5. Более того, космические ведомства двух стран сотрудничают в рамках программы Международной космической станции.

Россия отказалась от сотрудничества с США в сфере космоса

В связи с неимоверно напряжённой обстановкой, давно ещё возникшей между Соединёнными Штатами Америки и Россией, последняя сторона решила пойти на серьёзный шаг — прекратить любые деловые контакты со своими западными коллегами в космической сфере. В частности, от такого сотрудничества несколько дней назад официально отказались компании «Росатом» и «Роскосмос». Учитывая большой авторитет данных корпораций, можно сказать, что Москва и Вашингтон, хоть, может быть, и временно, разорвали отношения в деятельности, связанной с полётами в космос и производством космических аппаратов.

Как отметили представители российских космических организаций, в данный момент сотрудничать с США, учитывая нескончаемые санкции и угрозы, исходящие с их стороны, не совсем правильно. При этом независимые эксперты уже отметили, что такой ход со стороны Москвы представляется далеко не самым выгодным разворотом событий. Причём негативно это скажется, по мнению специалистов, не только на РФ, но и на США. Впрочем, Москва, как известно, может похвастаться опытом действовать в одиночку, так как в некоторых иных сферах страна уже циркулирует без помощи Северной Америки и государств, входящих в Евросоюз.

Стоит отметить, что Европейское космическое агентство, в свою очередь, планирует примкнуть к России, в частности, взяться за уплотнение общих космических вопросов. Как сказал Ян Варнер, занимающий место генерального директора ЕКА, у Европы есть планы относительно совместного освоения Луны с российской стороной.

«Немалые проблемы в области политики охватили многие страны мира, в том числе и государства, находящиеся в западной части Европы и продолжающие конфликтовать с Москвой. Всё это наводит грусть, но не всё ещё потеряно, поскольку в космической области с РФ мы способны разобраться во всех сугубо земных проблемах. Мало того, европейские учёные имеют возможность великолепно показать себя в совместной лунной миссией с российскими партнёрами», — заявил Варнер.

Россия, напомним, уже полным ходом готовится к долгожданной отправке в небо изобретения «Луна-25». Запуск модуля может осуществиться в следующем году, несмотря на недовольство со стороны Соединённых Штатов, считающих лунную территорию своей собственностью. Русские же готовы даже проверить с помощью грядущего полёта, были ли действительно американцы на Луне.

Россия в космосе. Как действительно обстоят дела в отечественной космонавтике

Легче «Союзу» пролететь через игольное ушко, чем спокойно поговорить в интернете о состоянии дел в российской космонавтике. Причина проста — искушению черно-белого мышления поддаются слишком многие, и в обсуждениях сталкиваются крайние позиции. Одни считают, что NASA пропадает без российских двигателей и мест на пилотируемых кораблях, другие уверены, что Роскосмос давно уже последнюю ракету под мостом без соли доедает. Реальность где-то между этими крайностями, но обсуждения обычно вместо поиска истины скатываются в ругань. Понимая эти риски, все-таки попробуем тезисно поговорить о том, в каком состоянии находится российская космонавтика.

Количество пусков

Тринадцать лет подряд Россия лидировала по количеству космических запусков. Но в 2016 году нас обогнали США и — впервые — Китай. В 2017 году одна частная компания SpaceX имеет шансы обогнать Россию по количеству запусков. Наше лидерство по этому параметру было предметом гордости, и его потеря стала поводом для расстройства. Насколько оно обосновано?

Количество пусков по странам с 2004 года

Большое количество российских запусков в последние годы имеет сразу несколько причин. Во-первых, развертывались прикладные спутниковые группировки — ГЛОНАСС для навигации, «Экспресс», «Ямал» для связи, «Ресурс» для дистанционного зондирования Земли, военные спутники. Во-вторых, активно запускались иностранные космические аппараты по коммерческим контрактам.

Когда в 90-х годах российские ракеты-носители вышли на мировой рынок, они оказались дешевыми и были очень востребованы.

Специально созданная компания ILS предлагала выгодные цены на «Протоны», и с 1996 года было произведено уже 98 пусков на самую коммерчески востребованную геостационарную орбиту. В-третьих, по пилотируемой программе каждый год стартует 4 «Союза» с космонавтами и 4–5 грузовых «Прогрессов», это уже как минимум 8 пусков в год.

Сейчас ГЛОНАСС развернута и требует меньшего количества запусков для поддержания группировки. С коммерческими контрактами ситуация ухудшилась: на рынок пусковых услуг пришла частная компания SpaceX, составив конкуренцию ценам ILS. В 2016 году авария «Протона» не привела к потере полезной нагрузки, спутник был успешно выведен на целевую орбиту, но расследование происшествия наложилось на обнаружение неправильного припоя в двигателях, и в результате «Протон» не летал почти год. Даже в пилотируемой программе убрали один грузовой «Прогресс», из-за чего пришлось сократить российский экипаж МКС с 3 человек до 2.

Парадоксально, но сокращение пусков является следствием и одной хорошей причины. В 80-е годы СССР производил в районе сотни пусков в год, но его связные спутники «Стрела» могли работать на орбите только полгода, а разведывательные «Зениты» — всего две недели.

Читать еще:  Microsoft будет каждый месяц до конца года рассказывать о новостях из мира Xbox

Когда срок активного существования спутников настолько мал, он сводит на нет эффект от большого количества запусков. Сейчас наши спутники стали работать на орбите гораздо дольше, поэтому и запускать новые на замену нужно реже.

Также параллельно идет процесс замены ракет-носителей. Старые «Космос» и «Циклон» уже не летают, конверсионные «Днепры» тоже постепенно заканчивают свою карьеру. И если новый легкий «Союз-2.1в», впервые полетевший в конце 2013 года, в июне 2017 стартовал уже в третий раз, то у «Ангары» дела идут менее успешно. После двух испытательных пусков в 2014 году она до сих пор не начала летать с настоящими спутниками. Дело не только в устранении неизбежных замечаний после первых — пусть и успешных — пусков. Центр имени Хруничева, на котором производится «Ангара», переносит производство ракет в Омск и сокращает площади в Москве на 80 %. На фоне этих пертурбаций задержка с серийным производством, увы, закономерна.

Аварийность

Распространено мнение, что наши ракеты постоянно падают. Но статистика это не подтверждает. Если посмотреть относительную аварийность (количество аварий, разделенное на количество ракет), то видно, что показатели российской космонавтики находятся на сравнимом с другими странами уровне.

Относительная аварийность ведущих космических держав с 2004 года, потеря полезной нагрузки 1 балл, авария без потери полезной нагрузки — 0,5 балла

Кроме Европейского космического агентства, отличающегося почти нулевой аварийностью (причем единственное происшествие в 2014 году связано с нештатной работой российского блока «Фрегат» — спутники были выведены на нерасчетную орбиту, но успешно эксплуатируются), Россия, США и Китай показывают примерно одинаковую аварийность.

Почему же миф о постоянно падающих наших ракетах так живуч?

Во-первых, работа СМИ построена так, что успешный запуск проходит с минимальным освещением, а вот авария обращает на себя гораздо больше внимания. Во-вторых, космонавтика воспринимается как составная часть престижа страны, поэтому есть силы, которые всячески подхватывают новости об авариях, чтобы использовать их для доказательства того, что «в стране все плохо». Существует целый список мемов, который регулярно достается по любому поводу и лично у меня уже в зубах навяз. В-третьих, сама психология человека тяготеет к черно-белому мышлению, а для рационального анализа требуются интеллектуальные усилия. Ну и в-четвертых, несмотря на действительно хорошие усилия Роскосмоса по пиару, многое можно было бы сделать лучше.

Пиар

Можно услышать мнение, что дела у Роскосмоса идут хорошо, но он не умеет пиариться. Это не совсем верно — пиар-активность Роскосмоса довольно заметна. У агентства есть активно ведущиеся страницы в социальных сетях. Космонавты участвуют в эфирах, ведут свои страницы, и, например, в Instagram фотографии с орбиты весьма популярны. В 2016 году большие усилия были затрачены на слоган «Подними голову!».

Много хороших слов можно сказать о ТВ Роскосмоса. Они выпускают на YouTube две еженедельные передачи (до недавнего времени одна выходила на «России 24»), делают хорошие фильмы. Благодаря им мы можем подробно узнать о том, как тренируются космонавты.

Также они создали хорошую видеоэнциклопедию «Космонавты» и сумели выпустить очень симпатичные ролики по астрономии «а что, если бы».

В то же время возникает ощущение, что работе не хватает ресурсов и системности. Например, старт пилотируемого корабля — важное и волнующее событие. Но нет его равномерного и заметного освещения. Иногда выделяется больше ресурсов, пуск комментируют и пытаются обратить на него больше общественного внимания. Но временами, наоборот, качество работы проседает. Когда 28 июля стартовал пилотируемый «Союз», Северо-Западная Федерация космонавтики (энтузиасты-популяризаторы, не входящие в структуру Роскосмоса) организовала показ пуска на фестивале «Старкон». Но конкретно в этот раз качество трансляции было одним из худших за несколько последних лет, и это смазало старания людей. Увы, но за равномерно качественным освещением пуска приходится идти на NASA TV.

К сожалению, не заметно, чтобы на пиар выделялись серьезные ресурсы. Доходит до смешного — больше пятидесяти лет ракеты семейства «Р-7» летали без бортовых камер. Европейское космическое агентство в 2014 году на свои деньги купило пару комплектов камер, поставило их на приобретенные российские ракеты и получило шикарную картинку разделения боковых блоков первой ступени.

Роскосмос один раз поставил камеры на ракету, стартовавшую с космодрома «Восточный» в 2016 году, и все. И это при том, что кадры с ракеты в реальном времени показывают не только блестяще владеющая пиаром SpaceX, но даже Китайское космическое агентство.

Ну и, наконец, в чем-то с пиаром Роскосмосу банально не повезло. Самый зоркий телескоп, «Спектр-Р», который видит в тысячу раз лучше «Хаббла», работает в радиодиапазоне, и его результаты выглядят абсолютно не зрелищно при всей научной уникальности.

Хорошо и плохо

Космическая отрасль любой страны имеет свои сильные и слабые стороны — кто-то достиг многого в одном, у кого-то преимущества в другом, и у всех свои проблемы.

Сильные стороны:

  1. Российская космонавтика имеет развитую прикладную составляющую. Одна из двух глобальных навигационных систем, геостационарные и низкоорбитальные системы связи, метеорологические спутники и спутники дистанционного зондирования Земли, группировки военных спутников — все это у нас есть. По количеству работающих спутников Россия занимает третье место после США и Китая.
  2. Однозначно сильной стороной является пилотируемая космонавтика. Корабль «Союз» — надежный и эффективный, и даже после начала полетов американских пилотируемых кораблей будет неплохо смотреться на их фоне. Он может быть не особо комфортным, но без проблем проработает до появления нового корабля «Федерация». Огромное количество знаний и технологий наработано по орбитальным станциям и долговременному пребыванию человека в космосе.
  3. Сохраняется первенство в отдельных направлениях. Например, у нас лучшие кислородно-керосиновые двигатели для ракет и отличные электрореактивные (ионные, плазменные) двигатели для спутников. Ракеты-носители «Протон» и «Союз» имеют огромную наработанную статистику эксплуатации, при этом постоянно модернизируются.
  4. Разрабатываются потенциально прорывные технологии — ядерный буксир, детонационные двигатели, гиперзвуковые технологии (пока что для военного применения, в будущем могут использоваться для космоса), метановые двигатели.

Слабые стороны:

  1. Нет собственных научных аппаратов за пределами земной орбиты. Да, они не могут пока принести прямую прибыль, но это интересные научные данные и много пиара. Частично эта проблема компенсируется участием в совместных проектах, когда наши приборы стоят на аппаратах других космических агентств — детекторы нейтронов на орбитах Луны и Марса, а также на «Кьюриосити» — наши. Проект «Экзомарс» является совместным с Европейским космическим агентством.
  2. Есть провалы в некоторых технологических направлениях. Несмотря на то что мы умеем производить кислородно-водородные двигатели, они до сих пор не переходят из лабораторий на серийные ракеты. А эти двигатели очень выгодны на верхних ступенях. Есть проблемы с элементной базой для космических аппаратов.
  3. Из лидера по выгодности коммерческих запусков наша космонавтика перешла в состав соревнующихся. Сейчас разрабатывается модификация «Протона» — «Протон Средний», который должен будет повысить конкурентоспособность на рынке пусковых услуг. Теоретически экономически эффективной должна была стать «Ангара», но без регулярных пусков нельзя сказать, оправдаются ли эти расчеты.
  4. Нет четкого видения плана развития космонавтики на несколько лет вперед. Внезапные новости о том, что, например, на «Восточном» не будет пилотируемой «Ангары», а космонавтов будет возить с Байконура еще не спроектированная до конца ракета «Союз-5» (она же «Феникс»/«Сункар») заставляют ожидать новых внезапных изменений.
Читать еще:  Игровой ноутбук Dell G5 15 SE на базе Ryzen 4000 и Radeon RX 5600M поступит в продажу 21 мая

Космонавтика России, увы, не находится «впереди планеты всей» — есть области, где нас обгоняют. В то же время и хоронить ее категорически не верно — работа идет активно и достаточно неплохо. В ближайшие годы Россия даже при инерционном движении останется в списке ведущих космических государств (США, Россия, Китай) и агентств (Европейское космическое агентство, 22 страны).

США могут вернуть себе пилотируемую космическую независимость

К первому полету астронавтов на футуристическом корабле Crew Dragon

Об авторе: Сергей Владимирович Кричевский – экс-космонавт-испытатель, профессор, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (Москва).

Ракета-носитель Falcon 9 с пилотируемым кораблем Crew Dragon на космодроме во Флориде. Фото nasa.gov

В среду, 27 мая, должна начаться новая эра пилотируемых космических полетов в рамках коммерческой программы Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США (NASA). Астронавты Роберт Бенкен и Дуглас Херли, новый пилотируемый корабль Crew Dragon, созданный компанией SpaceX Илона Маска по заказу NASA США, готовы к старту в космос и полету к Международной космической станции (МКС) на ракете Falcon 9. И это станет началом новой миссии Launch America («Запустить Америку»).

По плану старт с комплекса 39А во Флориде в 4.33 вечера по восточному времени США (поздно вечером по Москве). Резервная дата – 30 мая, если старт придется перенести из-за погодных условий или других причин. Предстоит длительная миссия Demo-2 на МКС (от одного до четырех месяцев), но продолжительность определят позднее. В полете в качестве заключительного испытания будет проверена транспортная система, включая стартовую площадку, ракету, космический аппарат и эксплуатационные возможности.

Бенкен и Херли одними из первых начали работать и тренироваться на этом корабле. Они отобраны в отряд астронавтов NASA еще в 2000 году, совершили по два полета на кораблях «Спейс Шаттл». Символично, что астронавт Дуглас Херли участвовал в завершающем полете «Спейс Шаттла» в 2011 году, а теперь он командир нового корабля, полет которого должен возобновить полноценную пилотируемую космическую деятельность США.

Корабль нового поколения – Crew Dragon – пятый тип пилотируемого корабля США, который должен доставить людей в космос. Перед этим были «Меркурий», «Джемини», «Аполло», «Спейс Шаттл». В случае успеха США вновь обретут полную независимость в доступе астронавтов NASA в космос. Причем с национальной территории. После перерыва почти в девять лет (с 21 июля 2011 года), в течение которых они летали в космос на МКС и возвращались на Землю только на российских пилотируемых кораблях «Союз».

За годы вынужденной пилотируемой космической зависимости в США очень много сделано для создания нового поколения пилотируемых кораблей и другой техники. Переформатирована пилотируемая космическая программа: от выработки новых стратегий, целей и задач – до создания новых коллективов людей, инновационных технологий и объектов инфраструктуры. Активно разрабатываются и реализуются несколько новых проектов пилотируемых космических систем, в том числе для полетов на Луну по программе «Артимида».

Новый пилотируемый корабль – квинтэссенция и важный результат процесса возвращения полной пилотируемой космической независимости США. Созданный частной корпорацией SpaceХ, корабль Crew Dragon радикально отличается от всего, что было ранее. Это ярко отражено в почти фантастическом дизайне кабины и интерфейсе – организации взаимодействия экипажа с техникой, и в красивых супермодных скафандрах астронавтов.

В отличие от принятого в NASA традиционного консервативного подхода к созданию и эволюции космической техники Илон Маск и его команда в SpaceХ применяют новый подход. Они создают технику с большой долей инноваций, в высоком темпе, совершенствуя ее, повышая надежность и безопасность по результатам тестов, испытаний, в ходе которых выявляются дефекты и периодически случаются сбои и аварии. Но это вовсе не метод проб и ошибок, а продуманная стратегия.

Впервые в практике создания и испытаний всех поколений пилотируемых кораблей в США новый корабль «выращен» иначе. Пилотируемый Crew Dragon является модификацией частично многоразового грузового корабля Dragon, который давно и регулярно доставляет грузы на МКС в автоматическом режиме (разрабатывать его начали в 2004 году, летает с 2010-го, сделано 20 полетов).

Прообраз Crew Dragon – как Dragon 2, пилотируемая версия грузового Dragon – был впервые представлен Илоном Маском в 2014 году. По планам корабль должен был полететь еще в 2017 году, но из-за технических и других проблем (с ракетой Falcon 9 и т.д.) сроки премьеры переносились. За шесть лет проведен полный цикл необходимых работ, испытаний, проверок и сертификаций. В марте 2019-го удачно прошел первый испытательный полет (без экипажа) к МКС. Затем выполнены и в итоге успешно завершены циклы сложных испытаний системы аварийного спасения и других систем.

Предстоящий старт – не только важное событие и начало нового этапа развития космической техники и пилотируемой программы NASA. Миссия «Запустить Америку» является общенациональной и политической. Она должна продемонстрировать возможности США, подтвердить их величие и лидерство в технологиях и космосе. Одновременно это еще и попытка вырваться из тяжелого кризиса, вызванного пандемией и ее последствиями, и стремление достичь реального успеха, вернуть людям веру в великое будущее страны и на Земле, и в космосе.

Президент США планирует участвовать в первом пилотируемом запуске корабля Crew Dragon. Тема предстоящего старта широко освещается NASA и СМИ, активно обсуждается в обществе. Многие в США ждут этого старта как нового шанса и праздника: как будто действительно не только двух астронавтов, а всю Америку запускают в космос. И это порождает, особенно у молодежи, новые цели и смыслы, вдохновляет, мобилизует и обнадеживает.

Первый испытательный полет экипажа на новом корабле – высокий риск и большая ответственность для людей, летящих в космос, для создателей техники, всей пилотируемой программы и страны, которые это делают. Заметим, что при подготовке Crew Dragon к полету были учтены и пожелания Роскосмоса для обеспечения безопасности предстоящей стыковки с МКС и длительной совместной работы.

Для России, ее космической отрасли, Отряда космонавтов и всех, кто занимается отечественной пилотируемой программой, предстоящий полет астронавтов на корабле Crew Dragon, его успех чрезвычайно важны. Это может стать примером и импульсом для ускорения создания нашего нового корабля. А это важно и как надежда на то, что и у России впереди новая эпоха и принципиально новые достижения в развитии пилотируемой космонавтики.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector