0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рынок онлайн-кинотеатров в России продемонстрировал 45-процентный рост

Содержание

Компании заметили рост платящей аудитории

Объем рынка онлайн-кинотеатров в 2017 году увеличился сразу на 60%, до 7,7 млрд руб., оценивает «ТМТ Консалтинг». Прошедший год стал первым, когда доходы от платной модели превысили рекламную выручку онлайн-кинотеатров. Это также привело к стагнации аудитории сервисов, но через два-три года эксперты ожидают рост количества пользователей.

Российский рынок онлайн-кинотеатров в 2017 году вырос на 60%, до 7,7 млрд руб., следует из отчета «ТМТ Консалтинг». С 2016 года численность аудитории онлайн-кинотеатров практически не изменилась, и по итогам 2017 года количество зрителей составило 40 млн. Однако растет объем платящей аудитории: она выросла на 30%, до 2,6 млн пользователей, говорится в отчете.

Стагнацию эксперты объясняют снижением десктопной аудитории и переходом ее на мобильные устройства и Smart TV. Кроме того, учет стал точнее: «Ранее сервисам было выгодно показывать большую аудиторию, поскольку основную выручку приносило размещение рекламы на ПК. Поэтому использовались порой недобросовестные приемы, программы-боты. Сейчас, когда более эффективной становится платная модель, потребность в «раздувании» аудитории отпадает»,— говорит аналитик «ТМТ Консалтинг» Елена Крылова. Через год-два, когда сократится негативное влияние «чистки» аудитории на ПК, можно ждать роста общего числа зрителей, полагают в «ТМТ Консалтинг».

Драйверами роста для рынка в «ТМТ Консалтинг» называют растущую популярность платного контента для пользователей, борьбу с пиратством и расширение партнерских отношений между операторами платного ТВ и онлайн-кинотеатрами. Крупнейшими игроками остаются ivi и Okko, их доли от общего объема рынка составляют 32% и 17% соответственно. Доля Megogo оценивается в 13%, Amediateka — 12%, Tvigle — 7%, Tvzavr — 6%. Почти все крупные игроки выросли в 2017 году больше чем на 50% и нарастили доходы от пользовательских платежей на 70%, оценивает «ТМТ Консалтинг».

Почему пользователи мобильного интернета уходят в YouTube и Rutube

Прошедший год стал первым, когда доходы онлайн-видеосервисов от платной модели превысили рекламные. Так, на рекламе сервисы заработали 3,21 млрд руб., что на 31% больше, чем годом ранее. Но доходы от платной модели выросли сразу на 91%, до 4,47 млрд руб. По итогам года общее соотношение рекламной выручки и пользовательских платежей составило 42% и 58% соответственно. В структуре пользовательских платежей доля подписки выросла с 40% до 59%.

Опережающие темпы роста платной модели могут быть из-за низкой базы, предполагает руководитель отдела видеорекламы IMHO Любовь Ячкова. Тем не менее рост этой модели даже более позитивен для рынка, так как говорит об изменении старого паттерна «пиратского смотрения», отмечает она. По ее словам, рост выручки онлайн-кинотеатров позволяет им инвестировать в приобретение нового контента, развивать сервисы, тем самым привлекать новую аудиторию к легальному просмотру видео. Это также позволяет быстрыми темпами развиваться и рекламной модели, полагает госпожа Ячкова. Одним из драйверов базы платящих пользователей считается Smart TV, говорит директор по стратегической аналитике ivi Иван Гринин: «Аудитория Smart TV наиболее привлекательна с точки зрения длительности потребления контента и уровня располагаемых доходов».

Некоторые игроки завышают свои показатели от 5% до 90%, к тому же доходы даны с НДС, поэтому подсчеты аналитиков могут быть не совсем корректны, предупреждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Но рынок ОТТ-видеосервисов действительно активно растет: с учетом видеохостингов Youtube и Rutube он увеличился на 40% — с 8,3 млрд руб. в 2016 году руб. до 11,6 млрд руб. в 2017 году, оценивает эксперт.

«Государству лучше не влезать»: рынок онлайн-кинотеатров в России за год вырос в 1,5 раза

За минувший год выручка легальных видеосервисов выросла в 1,5 раза, до 16,4-24,8 млрд рублей, по разным оценкам. Российские зрители охотно платят за подписку, готовы смотреть с рекламой и покупают Smart TV. Популярность кино в интернете привлекла внимание it-гигантов, операторов связи и властей, обещающих льготы и учет. Аналитики и участники рынка допускают появление новых игроков и насторожено ждут решений государства.

Выручка легальных онлайн-видеосервисов в России по итогам 2018 года составила 16,49 млрд рублей, прибавив к показателям прошлого года 46,3%, говорится в исследовании аналитической компании TelecomDaily. Согласно прогнозу агентства, рынок сохранит годовой темп роста на уровне не менее 30-35%, таким образом, его объем по итогам 2019 года может превысить 21,4 млрд рублей. Более ранняя оценка рынка от J’son & Partners Consulting еще более оптимистична: суммарная выручка за прошлый год — 24,86 млрд рублей, 32,44 млрд в прогнозе на 2019 год.

Бурный рост рынка онлайн-кино в России тормозит любовь к халяве и Госдума

Оборот легальных онлайн-кинотеатров растет ударными темпами последние 4 года. Еще в 2016 году 83% их зрителей предпочитали бесплатную модель потребления контента с просмотром рекламы (рекламная модель доходов), отмечали в iKS-Consulting. Однако за несколько лет отношение к платному просмотру кардинально поменялось: подписки опережают по темпам роста просмотры с рекламой. Роскомнадзор за несколько лет провел массовую зачистку пиратских ресурсов, что способствовало росту легальных сервисов. Теперь к растущему рынку присматриваются в правительстве: премьер обещает избавить видеосервисы от НДС. Однако растущий рынок не оставят без внимания регуляторы и крупные игроки из телекома и IT.

Рост в 8 раз и меньше рекламы

Одним из первых оценку рынка легальных видеосервисов дали в агентстве «ТМТ Консалтинг»: за 2018 год доходы российских онлайн-кинотеатров выросли на треть, до 10,4 млрд рублей. В частности, доходы онлайн-кинотеатров от рекламы в 2018 году выросли на 12,5%, до 3,6 млрд рублей, а от пользовательских платежей — на 75,6%, до 7,9 млрд рублей.

В исследовании TelecomDaily оборот видеосервисов составил 16,49 млрд рублей против 11,27 млрд рублей в прошлом году (рост 46,3%). По прогнозу TelecomDaily, в 2019 году рост рынка может составить не менее 30-35%. По итогам года его объем может превысить 21,4 млрд рублей.

Крупнейшими онлайн-видеосервисами на российском рынке по итогам 2018 года, по версии агентства, были видеосервисы ivi, YouTube и Okko с долями 23,9%, 14,7% и 12,8% соответственно. На трех этих игроков приходится почти половина всей выручки. Лидерами по росту выручки остались «Мегафон ТВ» (плюс 87,4%), Okko (плюс 79,9%) и ivi (плюс 62,5%). При этом компания Tvzavr, впервые за эти годы, выбыла из первой тройки по динамике выручки, заняв только седьмую позицию.

Одной из ключевых тенденций аналитики агентства назвали рост доли рынка платной модели оказания услуг над рекламной: соотношение этих моделей в общем объеме выручки уже составляет 2/3 к 1/3, и разрыв продолжает расти. В структуре выручки по итогам 2018 года доля платной модели составила 63%, прибавив почти 6 п.п. с конца 2017 года. Пропорционально уменьшается доля рекламных доходов. Причем доля платной модели (tVod (телевидение по запросу) + EST (покупка видео) и sVOD видео за регулярную подписку) дошла до 2/3 в общем объеме рынка, на рекламную модель (aVod видео с рекламой) приходится только треть.

Большие деньги. Зачем Apple онлайн-кинотеатр и почему он не будет популярен в России

По данным исследования, в 2018 году выросла доля россиян, которые смотрят фильмы, сериалы, ТВ-передачи через интернет не реже раза в неделю (нелинейный просмотр, с 38% до 41%), а также популярность Smart TV (с 15,2% до 17,1%). Кроме того, аналитики отметили, что в 2018 году большинство пользователей смотрели сериалы и фильмы с ноутбуков и ПК, 27% — с помощью мобильных устройств, еще 26% — с домашних экранов.

Динамика российского рынка онлайн-кинотеатров, в млрд рублей (без НДС)

Между тем в J’son & Partners Consulting не спешат объявлять о победе платной модели над рекламной: в 2018 году рекламная модель показала рост на 53%, а все платные — 62% по отношению к 2017 году, говорится в исследовании агентства. Общая выручка по моделям монетизации (в миллиардах рублей без НДС) составила: AVOD — 14,2 (оборот до вычета комиссий селлеров, рекламных агентств и технологических платформ; включает in-stream и out-stream форматы), SVOD — 6 млрд, TVOD — 2,4 млрд, EST — 2,3 млрд.

«Более того, платная модель не станет повсеместной просто потому, что есть игроки, которые фокусируются только или прежде всего на рекламной выручке (YouTube, Mail.Ru и так далее). По нашим прогнозам, более половины рынка в деньгах платные модели вместе взятые смогут занять только по результатам 2020 года», — пояснил Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента J’son & Partners Consulting.

Читать еще:  Uncharted 3: Drake’s Deception — белое солнце пустыни. Preview

Российский рынок легальных видеосервисов, млрд рублей

Источник: J’son & Partners Consulting

Агентство в своем исследовании, опубликованном в конце марта, исходило из более масштабной выборки, подсчитав доходы по шести сегментам: онлайн-кинотеатры, телеканалы, операторы, платформы цифровой дистрибуции, социальные сети, а также агрегаторы и инфосервисы. Их суммарная выручка по итогам года составила 24,86 млрд рублей без НДС, то есть на 56% выше результата 2017 года (рост в те же 1,5 раза, что и у TelecomDaily). В 2019-2022 годах рост выручки российских компаний от продажи легального видео продолжится со среднегодовым темпом 24%, прогнозируют в J’son & Partners Consulting. В 2014 году оборот этого рынка оценивался аналитиками в 7,4 млрд рублей, соответственно, за 8 лет ожидает рост в 8 раз.

Драйверами роста рынка, помимо спроса на подписную модель, аналитики J’son & Partners Consulting называют рост рекламного инвентаря за счет рекламы out-stream и усиление роли «Яндекса» и Mail.Ru Group, из-за которого поменялась структура рынка. По оценке агентства, соцсети заняли второе место по размеру выручки. Доходы операторов, телеканалов и агрегаторов уже сопоставимы по размеру. Учитывая их большую аудиторию, агрегаторы и инфосервисы в ближайшем будущем могут нарастить выручку быстрее рынка и занять третье место в общей структуре, прогнозируют аналитики.

Растущую популярность платной модели участники рынка объясняют борьбой с пиратством и новым трендом на потребление. «Думаю, это, прежде всего, связано с недавними законодательными инициативами, отраслевыми событиями (меморандум «Яндекса» и «Газпром-медиа»), а также с общим трендом на потребление легального контента. Однако платная модель — это долгоиграющая история. Чтобы она стала повсеместной нужно, как минимум, снизить уровень пиратства в стране до европейского, чтобы найти сайт с нелегальным видеоконтентом было трудно. Кроме того, цены на фильмы должны быть адекватными — такими, чтобы пользователь был готов их заплатить без ущерба для своего бюджета», — считает Олеся Теплова, вице-президент по стратегическим коммуникациям онлайн-кинотеатра tvzavr.

«Повсеместной платная модель станет, как только поколение Z (люди, родившиеся после 1996 года) окончательно вступит в свои экономические права и начнет играть превалирующую роль в системе потребления услуг и товаров, прогнозирует Виктор Чеканов, генеральный директор Megogo Россия, — Осталось ждать не так уж долго. Если говорить от чего это зависит на сегодняшний день, то можно выделить три драйвера роста платной модели у зрителей: удобство, качество, разнообразие контента».

Выручка сервисов по сегментам, % от общей выручки

Источник: J’son & Partners Consulting

Сделки и счетчики

Впервые на высшем уровне популярность и доходы онлайн-кинотеатров начали обсуждать на волне борьбы с пиратскими сервисами в 2016-2018 годах. Весной 2019 года произошло существенное изменение — в конце марта премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину, Минкультуры и Минкомсвязи рассмотреть отмену НДС в 20% для видеосервисов, о чем крупнейшие онлайн-кинотеатры просят уже несколько лет.

Но в кабмине предложили не только льготы, но и контроль — Медведев поручил правительству рассмотреть идею об обязательной отчетности онлайн-кинотеатров по просмотрам фильмов, такой сервис предлагали в Nielsen. Установку счетчика зрителей в Минкульте предлагают сделать обязательной для всех легальных онлайн-кинотеатров, работающих в рунете. Министерства также должны изучить возможность использования этого механизма при выдаче поисковиками ссылок на легальный контент. Медведев на заседании заявил, что нелегальный контент мешает создать «Netflix свой и HBO», а те же, кто занимается распространением легального контента, — «какие-то мегаэффективные менеджеры», умудряющиеся работать в «этих нечеловеческих условиях». Поручение министерствам нужно выполнить до 5 июня. А к сентябрю планируется подготовить и внести в Госдуму поправки в антипиратское законодательство, к этому сроку перестанет действовать антипиратский меморандум «Яндекса», Mail.Ru Group, Rambler Group и RuTube.

«Куда законодатели обратят внимание в этом году — зависит только от самих игроков, их общей сформулированной позиции», — считают в J’son & Partners Consulting. «Государству лучше минимально вмешиваться, это показал, например, закон о СМИ — теперь иностранцы не могут и не хотят инвестировать в медиа. Главная проблема — в России постоянно меняются правила игры, и поэтому самая главная задача государства — не влезать в этот рынок. К тому же онлайн-кинотеатры исправно платят деньги в казну», — подчеркивает глава TelecomDaily Денис Кусков.

«Надо отметить, что государство давно заинтересовалось рынком онлайн-сервисов уже давно. Любая инициатива от государства будет влиять на рынок. В какую сторону зависит от многих переменных. Казалось бы — отмена НДС, но в большинстве случаев, исключение НДС усилит нагрузку по налогу на прибыль. Так что считать это как экономию 20% будет неверным», — отмечает генеральный директор Megogo Россия.

Доли онлайн-кинотеатров по общей выручке, %

Еще одним значимым событием для рынка легального онлайн-кино может стать смена собственника лидирующего на рынке видеосервиса ivi. В начале апреля источники РБК сообщили, что сотовый оператор МТС начал переговоры о покупке этого онлайн-кинотеатра за 20 млрд рублей. Видеосервис оператора, МТС ТВ, по оценке TelecomDaily, занимает в общем объеме выручки 1,2%, ivi — 23,9%. Возможная продажа ivi.ru обсуждалась на рынке еще год назад, рассказал агентству топ-менеджер одного из видеосервисов, но тогда компания оценивала себя в $250 млн (15,7 млрд рублей исходя из среднегодового курса доллара в 2018 году).

«Надо понимать, что все онлайн-кинотеатры, за исключением того же ivi, убыточный бизнес и мечтают «продаться», ivi тоже. Поэтому, если операторы или «Яндекс» — Mail.ru Group захотят выйти на этот рынок, то сделают это без проблем, выкупив крупнейших игроков», — считает Кусков. «Наши интернет-гиганты будут делать все сами. Они скорее будут создавать новые ниши или успешно нарастят свое присутствие там, где они сильны», — отмечает, между тем, представитель J’son & Partners Consulting.

Нас ждет много интересных событий на этом рынке, уверен глава Megogo. «Это скорее в целом связанно с тем что рост потребления контента в digital-среде вызвал появление новых VOD-сервисов и у нас, и в мире. И закономерно вызвал интерес IT-гигантов. В связи с этим в ближайшее время вероятна консолидация ряда игроков на российском рынке с целью увеличения спектра услуг для конечного клиента», — отметил Чеканов

Динамика выручки крупнейших онлайн-кинотеатров , %

TelecomDaily: российский рынок онлайн-видео в 2019 году вырос на 45%

Уважаемый Читатель!

Похоже, Ваш браузер использует блокировщик рекламных баннеров.

Пожалуйста, внесите сайт www.telesputnik.ru в список исключений.

Доступ к нашему ресурсу является бесплатным для всех и мы используем только рекламную модель монетизации.

Это позволяет нам создавать интересный, полезный и разнообразный контент для Вас.

Мы стараемся, чтобы реклама на нашем сайте была не навязчивой и релевантной тематике интернет-портала.

Но не можем вовсе отказаться от нее, так как в этом случае у нас не будет ресурсов для производства контента.

Надеемся на Ваше понимание.
С уважением, команда «Телеспутника”.

Платная модель составляет 72% в общем объеме выручки видеосервисов. Доля доходов от рекламы сокращается: в 2018 году она была на уровне 36,9%, а в 2019-м — 28%. В абсолютных цифрах онлайн-кинотеатры заработали 7,62 млрд.

По объему доходов на российском рынке лидируют ivi, Okko и YouTube. Их доли в общей структуре выручке составляют 23%, 15% и 11% соответственно. В топ-5 также вошли Megogo и Wink — их доля составляет 7%. Максимальный рост выручки по итогам 2019 года показали Start (242%), Оkko (97,7%), «Премьер» (86,7%) и ivi (55%), отмечается в исследовании.

Максимальный рост выручки по итогам 2019 года показали Start (242%), Оkko (97,7%), «Премьер» (86,7%) и ivi (55%).

В TelecomDaily прогнозируют, что по итогам 2020-го российский рынок онлайн-видео вырастет на 30-35% и достигнет 37 млрд руб.

По подсчетам «ТМТ Консалтинг», В 2019 году совокупная выручка участников российского рынка онлайн-кинотеатров составила 17,1 млрд руб. (без учета НДС, по РСБУ), что на 50% больше, чем годом ранее.

Подпишитесь на канал «Телеcпутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «ТелеСпутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

И подписывайтесь на канал «Телеспутника» в «Яндекс.Дзен» .

Главным источником доходов онлайн-кинотеатров впервые стала подписка

Российский рынок онлайн-кинотеатров по итогам 2019 г. ускорил свой рост: совокупная выручка его участников увеличилась на 50% до 17,1 млрд руб., следует из данных рейтинга исследовательской компании «ТМТ консалтинг». Годом ранее этот показатель составил 48%, а весь рынок – 11,4 млрд руб. Это данные по РСБУ, без учета НДС.

Онлайн-кинотеатры зарабатывают на рекламе и платежах пользователей. Последние, в свою очередь, делятся на подписку и разовую покупку или аренду фильмов. В России основную выручку видеосервисы долгие годы получали от рекламы. Но с 2017 г. платежи в общей выручке впервые превысили поступления от рекламы, и с тех пор их доля только растет.

В 2019 г. за сериалы и фильмы в России хотя бы один раз заплатили 5,6 млн человек, подсчитал «ТМТ консалтинг», это в 1,5 раза больше, чем годом ранее. И если доходы онлайн-кинотеатров от рекламы выросли лишь на 13% (до 4,2 млрд руб.), то платежи за контент – на 68% до 12,9 млрд руб. И основную часть этой суммы принесли не разовые платежи за отдельные фильмы или сериалы, а подписка. Благодаря ей видеосервисы получили в 2019 г. 10,2 млрд руб. (плюс 68% к 2018 г.). Подписка впервые стала основным источником доходов онлайн-кинотеатров, на нее пришлось 59% рынка, отмечают аналитики «ТМТ консалтинга».

Такой же показатель по доле доходов от подписки у Okko (входит в Rambler Group), сообщила «Ведомостям» управляющий директор одноименной экосистемы Яна Бардинцева. Подписка в прошлом году принесла Megogo около половины доходов, говорит гендиректор этого сервиса Виктор Чеканов. Бизнес Amediateka изначально был построен на подписке, напоминает его гендиректор Татьяна Калита, и сейчас подписка продолжает приносить сервису около 99% выручки. Tvzavr, напротив, продолжает делать ставку на рекламную модель, которая приносит около 90% доходов, говорит представитель компании. Крупнейший онлайн-кинотеатр в России Ivi отказался раскрыть данные по подписке.

Читать еще:  Смартфоны Samsung Galaxy S20 продаются гораздо хуже предшественников

Лидером по росту доходов в 2019 г. стал Okko, следует из данных «ТМТ консалтинга», его выручка увеличилась на 96%, у Ivi – на 46%. По МСФО Ivi показал более существенный рост выручки – 55% до 6,1 млрд руб., настаивает представитель онлайн-кинотеатра.

Нарастить базу подписчиков и увеличить выручку Okko в значительной степени помог новый совладелец Rambler Group – Сбербанк (стал владельцем 46,5% холдинга в августе 2019 г.), считает аналитик «ТМТ консалтинга» Елена Крылова и подтверждает Бардинцева: «Важным фактором роста Okko стала интеграция сервиса в экосистему Сбербанка». Клиентам банка, по ее словам, теперь доступны специальные предложения. В частности, Сбербанк предлагал клиентам бесплатно подписаться на Okko на определенный период, рассказывали «Ведомостям» клиенты банка.

Рынок онлайн-кинотеатров продолжает быстро расти благодаря тому, что аудитория продолжает перетекать из пиратской среды в легальную, а в библиотеках крупнейших игроков – Ivi, Okko и Megogo – появился спортивный контент, а также контент собственного производства, считают аналитики «ТМТ консалтинга» и топ-менеджеры самих сервисов. Также они указывают на активизацию на этом рынке крупных медиахолдингов. К примеру, принадлежащий «Газпром-медиа» видеосервис Premier может в ближайшие год-два войти в топ-5 игроков на этом рынке, полагает Крылова.

В 2020 г. рынок онлайн-кинотеатров вырастет на 40% до 24 млрд руб., а к 2024 г. – до 53 млрд руб., прогнозируют аналитики «ТМТ консалтинга». Топ-менеджеры онлайн-кинотеатров с таким прогнозом в целом согласны. И расти рынок будет опять же в первую очередь благодаря подписке, считают они.

Даже Samsung и коронавирус не помеха. Вот почему у онлайн-кинотеатров в России большое будущее

Фото © Getty Images

Популярность платных видеосервисов в России стремительно растёт. Выручка легальных онлайн-платформ по итогам 2019 года достигла более 27 млрд руб. По отношению к прошлому году рынок вырос на 45%. Что стало основными точками роста и чего ждать от российских онлайн-кинотеатров в будущем? Как победить пиратов и почему это важно? Почему западные площадки должны соблюдать законы РФ и насколько отечественные сервисы готовы к конкуренции с ними?

Да ладно вам. Неужели в России кто-то платит за видео в Интернете?

Как мы уже отметили выше, за 2019 год объём отрасли вырос на 45%, а денег с неё поимели аж 27 млрд руб. Причём статистика показывает, что 72% от этих денег приходится именно на платную модель доставки контента (подписка, прокат и покупка цифровых копий).

Генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин в разговоре с Лайфом сказал, что основным драйвером роста стало увеличение популярности в России опции Smart TV. Эта платформа, по его словам, наиболее удобная для потребления онлайн-контента в домашних условиях. От себя заметим, что доля Smart TV на рынке телевизоров действительно растёт быстрыми темпами. По данным «М.Видео-Эльдорадо», на конец третьего квартала 2019 года в России было продано 4,4 млн экранов. Половина из них поддерживала Smart TV.

Повлияли на выручку онлайн-кинотеатров и мобильные устройства, на которых люди тоже довольно активно пользуются легальными приложениями. Десктоп тоже показал в этом году цифры лучше, чем в прошлом. Рост показывают те среды и экосистемы, которые более или менее защищены от пиратства, — подчёркивает эксперт.

От себя отметим, что здесь вставлять палки в колёса горазды корейцы. В феврале Samsung заблокировала функции Smart TV на всех телевизорах в России, которые были куплены не у официальных продавцов.

Лидерами отрасли стали такие платформы, как ivi, more.tv и YouTube. Первая занимает 23% рынка, вторая — 15%, третья — 11%. К слову, о третьей платформе. YouTube уже третий год подряд теряет аудиторию. Впрочем, не все западные сервисы сдают позиции. По итогам 2019 года в рейтинге нарисовался Netflix: он отгрыз себе 4% рынка — столько же, сколько и «Кинопоиск HD».

Неплохо. А что будет дальше?

Фото © Getty Images

Если верить аналитикам, то позитивная динамика сохранится. По прогнозам ИАА TelecomDaily, к концу 2020 года рынок вырастет на 30–35% и заработает уже около 37 млрд руб. Возможно, позитивные поправки в этот прогноз внесёт коронавирус. Бырдин считает, что льготные подписки, которые онлайн-кинотеатры ввели в связи с карантином, позволят миллионам россиян впервые познакомиться с новыми сервисами. Часть из них обязательно примкнёт к ядру лояльной аудитории.

Как бы там ни было, не стоит думать, что владельцы платформ Video on Demand (видео по запросу. — Прим. ред.) уже заказали себе золотые биде. Заработанные деньги активно реинвестируются в производство эксклюзивного контента и оптимизацию имеющейся инфраструктуры.

В России уже есть как минимум два онлайн-кинотеатра, которые сделали уверенный первый шаг в этом направлении: Premier и START. Первый известен как минимум по проекту «Домашний арест», а у второго есть собственный научно-фантастический сериал «Лучше, чем люди», права на показ которого в 2019 году купил сам Netflix. Готовят собственный контент гораздо больше компаний: ivi, more.tv, «Кинопоиск HD», more.tv, MEGOGO и наверняка кто-нибудь ещё.

Директор ассоциации «Видео-онлайн» считает, что появление эксклюзивного контента необходимо, поскольку это главный инструмент сервисов в борьбе за подписчиков. Дело в том, что фильмотеки всех сервисов так или иначе пересекаются. Есть кап проектов маст-си, который имеется практически у всех. Эксклюзивный и оригинальный контент в такой ситуации выгодно отличает одну платформу от другой.

Другая причина, по которой онлайн-кинотеатрам нужны фильмы и сериалы собственного производства, — это независимость и защита от таких медиагигантов, как, например, Disney, который сейчас развивает собственный сервис потокового видео. Последнее чревато для наших онлайн-кинотеатров тем, что Disney рано или поздно может перестать продавать контент.

Чтобы в ближайшем будущем не остаться без фильмов и сериалов вообще, сервисы и инвестируют в собственное производство, — объясняет Алексей Бырдин.

Так это значит, что мы всё же покажем кузькину мать Netflix и Disney?

Фото © Public Domain

Эксперт считает, что рассуждать так крайне самонадеянно. Вопреки тому, что Россия — крупнейший кинорынок в Европе, нам не угнаться даже за одним Netflix.

У него более 150 млн ежемесячных подписчиков — больше, чем население России. А выручка в районе $20 млрд в год, тогда как наши сервисы скованы российским рынком и имеют потолок максимизации выручки. Объём всей российской отрасли в 40 раз меньше объёма одного только Netflix, — называет цифры Бырдин и добавляет, что российские производители и близко не видят тех денег, которыми распоряжаются зарубежные конкуренты.

Рост рынка не всегда означает рост прибыли. С ростом оборота растут и расходы. Хотя бы на оптимизацию инструментов доставки контента, которая, безусловно, нужна, поскольку видео — это тяжёлый контент. На это тратятся значительные ресурсы. Также с ростом потребления контента растут и лицензионные отчисления правообладателям. Более того, многие наши сервисы находятся в состоянии управляемой нулевой рентабельности или вовсе убыточны и существуют за счёт инвесторов. Огромные деньги уходят на рекламные кампании, которые в условиях высокой конкуренции необходимы. Безусловно, часть выручки отдаётся на производство контента. Но до состояния богатства или свободных ресурсов российский рынок ещё не дорос, — перечисляет издержки и рассуждает о финансовом состоянии российского рынка онлайн-видео Алексей Бырдин.

Ну хоть в России-то наши сервисы победят Netflix и Disney?

Вероятнее всего. Не в последнюю очередь благодаря регулирующим законам. Ещё в 2017 году Правительство РФ приняло закон об иностранном владении в онлайн-кинотеатре. Он предполагает ограничение работы в России тех VoD-сервисов, которые финансируются иностранцами.

Если быть точным, то закон об онлайн-кинотеатрах предполагает запретить иностранным инвесторам владеть более 20% активов в видеосервисах, работающих в России. На преимущественно отечественные компании вроде ivi и more.tv это требование не распространяется.

Также критерием, по которому закон делит онлайн-сервисы на «наши» и «оказывающие тлетворное влияние», является доля российских зрителей от общей аудитории. Если у платформы пользователей из РФ больше 50%, то она «наша». Если меньше, то пошла вон.

Закон об ограничении на иностранное владение аудиовизуальными сервисами вступил в силу, но до сих пор ни разу не применялся. Связано это с рядом технических нюансов правоприменения: соответствующее ведомство — Роскомнадзор — не может подсчитать количество российских пользователей тех или иных сервисов, — говорит Алексей Бырдин.

В то же время эксперт считает, что в этом или следующем году проблема наверняка решится, так как пора. По данным Алексея Бырдина, тот же Netflix уже «пробил» в РФ отметку в 100 тыс. ежемесячных пользователей, что должно заставить действовать либо власть, либо сам онлайн-кинотеатр. Эксперт видит два выхода из тупика.

Первый — сотрудничество с местными игроками рынка, создание каких-нибудь совместных предприятий: между Netflix и какой-нибудь российской компанией. Второй — дистрибуция контента через российских партнёров. Та же Disney давно работает по этой схеме, — рассуждает генеральный директор «Видео-онлайн».

Красиво излагаете. Но что онлайн-кинотеатры будут делать с пиратами? Я и мой друг Вася всё качаем на Torrent

С пиратами уже всё нужное делают. В 2018 году в России заработал антипиратский меморандум. Это своего рода договорённость между российскими интернет-компаниями и правообладателями, которая разрешает удалять с сайтов нелегальный контент без суда и следствия, а также вычищать пиратские ресурсы из поисковой выдачи.

И он довольно быстро принёс плоды: в 2019 году объём чёрного рынка контента составил $63,5 млн. Это огромная цифра. Но в 2018 году она была больше на 27% — $87 млн. То есть позитивная динамика есть: пиратов становится меньше.

Использование меморандума, считает Алексей Бырдин, напрямую сказалось на росте рынка онлайн-кинотеатров в России. Он обещает, что дальше поисковики elen будут обходиться с пиратами ещё жёстче.

В данный момент антипиратский меморандум превращается в закон. Надеюсь, в этом году трансформация закончится. Мы имеем представление о том, как именно нужно усилить и усовершенствовать механику, заложенную в меморандум, в форме закона. Тогда мы станем ещё на шаг ближе к тому, чтобы поисковики полностью очистились от ссылок на пиратские ресурсы. Мы уже готовим дополнительные меры, которые, возможно, будут реализованы уже в этом году, — говорит эксперт и добавляет, что даже в этом случае говорить о полной победе над пиратством не придётся, поскольку поисковики — самый важный, но не единственный источник трафика на таких ресурсах. Пираты, как крысы, всегда находят новые лазейки.

Читать еще:  10 телефонов, которые изменили российский рынок

Также Лайф обсудил с гендиректором «Видео-онлайн» перспективы YouTube. Ведь в последнее время в соцсетях нет-нет да высказываются опасения на счёт внезапной блокировки хостинга. По разным причинам. Бырдин считает, что если это и случится, то точно не ради поддержки российских онлайн-кинотеатров.

Даже Samsung и коронавирус не помеха. Вот почему у онлайн-кинотеатров в России большое будущее

Фото © Getty Images

Популярность платных видеосервисов в России стремительно растёт. Выручка легальных онлайн-платформ по итогам 2019 года достигла более 27 млрд руб. По отношению к прошлому году рынок вырос на 45%. Что стало основными точками роста и чего ждать от российских онлайн-кинотеатров в будущем? Как победить пиратов и почему это важно? Почему западные площадки должны соблюдать законы РФ и насколько отечественные сервисы готовы к конкуренции с ними?

Да ладно вам. Неужели в России кто-то платит за видео в Интернете?

Как мы уже отметили выше, за 2019 год объём отрасли вырос на 45%, а денег с неё поимели аж 27 млрд руб. Причём статистика показывает, что 72% от этих денег приходится именно на платную модель доставки контента (подписка, прокат и покупка цифровых копий).

Генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин в разговоре с Лайфом сказал, что основным драйвером роста стало увеличение популярности в России опции Smart TV. Эта платформа, по его словам, наиболее удобная для потребления онлайн-контента в домашних условиях. От себя заметим, что доля Smart TV на рынке телевизоров действительно растёт быстрыми темпами. По данным «М.Видео-Эльдорадо», на конец третьего квартала 2019 года в России было продано 4,4 млн экранов. Половина из них поддерживала Smart TV.

Повлияли на выручку онлайн-кинотеатров и мобильные устройства, на которых люди тоже довольно активно пользуются легальными приложениями. Десктоп тоже показал в этом году цифры лучше, чем в прошлом. Рост показывают те среды и экосистемы, которые более или менее защищены от пиратства, — подчёркивает эксперт.

От себя отметим, что здесь вставлять палки в колёса горазды корейцы. В феврале Samsung заблокировала функции Smart TV на всех телевизорах в России, которые были куплены не у официальных продавцов.

Лидерами отрасли стали такие платформы, как ivi, more.tv и YouTube. Первая занимает 23% рынка, вторая — 15%, третья — 11%. К слову, о третьей платформе. YouTube уже третий год подряд теряет аудиторию. Впрочем, не все западные сервисы сдают позиции. По итогам 2019 года в рейтинге нарисовался Netflix: он отгрыз себе 4% рынка — столько же, сколько и «Кинопоиск HD».

Неплохо. А что будет дальше?

Фото © Getty Images

Если верить аналитикам, то позитивная динамика сохранится. По прогнозам ИАА TelecomDaily, к концу 2020 года рынок вырастет на 30–35% и заработает уже около 37 млрд руб. Возможно, позитивные поправки в этот прогноз внесёт коронавирус. Бырдин считает, что льготные подписки, которые онлайн-кинотеатры ввели в связи с карантином, позволят миллионам россиян впервые познакомиться с новыми сервисами. Часть из них обязательно примкнёт к ядру лояльной аудитории.

Как бы там ни было, не стоит думать, что владельцы платформ Video on Demand (видео по запросу. — Прим. ред.) уже заказали себе золотые биде. Заработанные деньги активно реинвестируются в производство эксклюзивного контента и оптимизацию имеющейся инфраструктуры.

В России уже есть как минимум два онлайн-кинотеатра, которые сделали уверенный первый шаг в этом направлении: Premier и START. Первый известен как минимум по проекту «Домашний арест», а у второго есть собственный научно-фантастический сериал «Лучше, чем люди», права на показ которого в 2019 году купил сам Netflix. Готовят собственный контент гораздо больше компаний: ivi, more.tv, «Кинопоиск HD», more.tv, MEGOGO и наверняка кто-нибудь ещё.

Директор ассоциации «Видео-онлайн» считает, что появление эксклюзивного контента необходимо, поскольку это главный инструмент сервисов в борьбе за подписчиков. Дело в том, что фильмотеки всех сервисов так или иначе пересекаются. Есть кап проектов маст-си, который имеется практически у всех. Эксклюзивный и оригинальный контент в такой ситуации выгодно отличает одну платформу от другой.

Другая причина, по которой онлайн-кинотеатрам нужны фильмы и сериалы собственного производства, — это независимость и защита от таких медиагигантов, как, например, Disney, который сейчас развивает собственный сервис потокового видео. Последнее чревато для наших онлайн-кинотеатров тем, что Disney рано или поздно может перестать продавать контент.

Чтобы в ближайшем будущем не остаться без фильмов и сериалов вообще, сервисы и инвестируют в собственное производство, — объясняет Алексей Бырдин.

Так это значит, что мы всё же покажем кузькину мать Netflix и Disney?

Фото © Public Domain

Эксперт считает, что рассуждать так крайне самонадеянно. Вопреки тому, что Россия — крупнейший кинорынок в Европе, нам не угнаться даже за одним Netflix.

У него более 150 млн ежемесячных подписчиков — больше, чем население России. А выручка в районе $20 млрд в год, тогда как наши сервисы скованы российским рынком и имеют потолок максимизации выручки. Объём всей российской отрасли в 40 раз меньше объёма одного только Netflix, — называет цифры Бырдин и добавляет, что российские производители и близко не видят тех денег, которыми распоряжаются зарубежные конкуренты.

Рост рынка не всегда означает рост прибыли. С ростом оборота растут и расходы. Хотя бы на оптимизацию инструментов доставки контента, которая, безусловно, нужна, поскольку видео — это тяжёлый контент. На это тратятся значительные ресурсы. Также с ростом потребления контента растут и лицензионные отчисления правообладателям. Более того, многие наши сервисы находятся в состоянии управляемой нулевой рентабельности или вовсе убыточны и существуют за счёт инвесторов. Огромные деньги уходят на рекламные кампании, которые в условиях высокой конкуренции необходимы. Безусловно, часть выручки отдаётся на производство контента. Но до состояния богатства или свободных ресурсов российский рынок ещё не дорос, — перечисляет издержки и рассуждает о финансовом состоянии российского рынка онлайн-видео Алексей Бырдин.

Ну хоть в России-то наши сервисы победят Netflix и Disney?

Вероятнее всего. Не в последнюю очередь благодаря регулирующим законам. Ещё в 2017 году Правительство РФ приняло закон об иностранном владении в онлайн-кинотеатре. Он предполагает ограничение работы в России тех VoD-сервисов, которые финансируются иностранцами.

Если быть точным, то закон об онлайн-кинотеатрах предполагает запретить иностранным инвесторам владеть более 20% активов в видеосервисах, работающих в России. На преимущественно отечественные компании вроде ivi и more.tv это требование не распространяется.

Также критерием, по которому закон делит онлайн-сервисы на «наши» и «оказывающие тлетворное влияние», является доля российских зрителей от общей аудитории. Если у платформы пользователей из РФ больше 50%, то она «наша». Если меньше, то пошла вон.

Закон об ограничении на иностранное владение аудиовизуальными сервисами вступил в силу, но до сих пор ни разу не применялся. Связано это с рядом технических нюансов правоприменения: соответствующее ведомство — Роскомнадзор — не может подсчитать количество российских пользователей тех или иных сервисов, — говорит Алексей Бырдин.

В то же время эксперт считает, что в этом или следующем году проблема наверняка решится, так как пора. По данным Алексея Бырдина, тот же Netflix уже «пробил» в РФ отметку в 100 тыс. ежемесячных пользователей, что должно заставить действовать либо власть, либо сам онлайн-кинотеатр. Эксперт видит два выхода из тупика.

Первый — сотрудничество с местными игроками рынка, создание каких-нибудь совместных предприятий: между Netflix и какой-нибудь российской компанией. Второй — дистрибуция контента через российских партнёров. Та же Disney давно работает по этой схеме, — рассуждает генеральный директор «Видео-онлайн».

Красиво излагаете. Но что онлайн-кинотеатры будут делать с пиратами? Я и мой друг Вася всё качаем на Torrent

С пиратами уже всё нужное делают. В 2018 году в России заработал антипиратский меморандум. Это своего рода договорённость между российскими интернет-компаниями и правообладателями, которая разрешает удалять с сайтов нелегальный контент без суда и следствия, а также вычищать пиратские ресурсы из поисковой выдачи.

И он довольно быстро принёс плоды: в 2019 году объём чёрного рынка контента составил $63,5 млн. Это огромная цифра. Но в 2018 году она была больше на 27% — $87 млн. То есть позитивная динамика есть: пиратов становится меньше.

Использование меморандума, считает Алексей Бырдин, напрямую сказалось на росте рынка онлайн-кинотеатров в России. Он обещает, что дальше поисковики elen будут обходиться с пиратами ещё жёстче.

В данный момент антипиратский меморандум превращается в закон. Надеюсь, в этом году трансформация закончится. Мы имеем представление о том, как именно нужно усилить и усовершенствовать механику, заложенную в меморандум, в форме закона. Тогда мы станем ещё на шаг ближе к тому, чтобы поисковики полностью очистились от ссылок на пиратские ресурсы. Мы уже готовим дополнительные меры, которые, возможно, будут реализованы уже в этом году, — говорит эксперт и добавляет, что даже в этом случае говорить о полной победе над пиратством не придётся, поскольку поисковики — самый важный, но не единственный источник трафика на таких ресурсах. Пираты, как крысы, всегда находят новые лазейки.

Также Лайф обсудил с гендиректором «Видео-онлайн» перспективы YouTube. Ведь в последнее время в соцсетях нет-нет да высказываются опасения на счёт внезапной блокировки хостинга. По разным причинам. Бырдин считает, что если это и случится, то точно не ради поддержки российских онлайн-кинотеатров.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector