0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Запуск спутников «Глонасс-К2» намечен на 2019 год

Российский спутник ГЛОНАСС нового поколения уже готов к запуску

На прошлой неделе появилась информация о переносе запуска дополнительных спутников навигационной системы ГЛОНАСС для повышения её точности. Вместе с тем было сообщено о нескором начале эксплуатации спутников нового поколения. Теперь же стало известно, что они всё же готовы к использованию.

На данный момент в группу ГЛОНАСС выходят 27 спутников «ГЛОНАСС-М» и «ГЛОНАСС-К». Ранее сообщалось, что эксплуатация «ГЛОНАСС-К2» начнётся только в 2023 году. Сейчас же стало известно об их готовности. Об этом рассказал генеральный конструктор компании «Информационные спутниковые системы им. академика М. Ф. Решетнева» Владимир Халиманович.

По его словам, «ГЛОНАСС-К2» уже изготовлен и будет запущен в начале следующего года. Точные сроки и подробности запуска объявят позже.

«ГЛОНАСС-К2» является улучшенной и доработанной версией третьего поколения серии спутников — «ГЛОНАСС-К» (первым поколением был «ГЛОНАСС», а вторым — «ГЛОНАСС-М»). Новый спутник сможет передавать девять навигационных сигналов.

57 комментариев

Сколько это стоило и зачем это нужно — непонятно.

Rabbid!, Это нужно, чтоб на смартфоны ставили не только ЖПС, а и ГЛОНАС, а значит ЖПС будет стоить гораздо дешевле. Есть еще информация, но для тебя то что я сказал, будет достаточно.

sandoz5,
О великий учёный, поведайте ещё что-нибудь!

Aravendx,
да-да, а нет не ученый — научный! Во! О великий научный!(наученный) Поведайте нам сирым эти драгоценные крупицы информации и заодно расскажите сразу где топить будут, 4тоб мы там не плавали 4асом.

sandoz5,
так приемники давно мультисистемные на смарты ставят. они даже с Beidou и Galileo работают)

Rabbid!,
Ну как минимум это нужно для своего производства, и чтобы совсем не остаться в каменном веке . куда мы скатываемся. Это я написал, как минимум зачем нужно это для общества. Туда же добавим, рабочие места, какая ни какая работа для космодромов, ну и военные цели не надо забывать. А сколько это стоило, вас волновать сильно не должно, поверьте не там ищите экономии.

У меня какой-то рефлекс: вижу новость «Российские что-то там. » и не читаю.

RedMag4PDA,
Потом почитаешь, когда носитель со спутником в океан бухнется)))

den_mccen,
только по статистике неудачных запусков российских спутников на порядок меньше)

kmivang,
Вот откуда у вас берется такая информация? Если верить википедии то доля аварийных запусков России за 2010-2018 годы 4,8%. Вы же утверждаете что неудачных запусков российских спутников на порядок ниже чем у остальных, а это в 10 раз. Для примера берем США. У них процент аварийных запусков (за тот же период) 2,1%. Так что проверяйте информацию. Хотя кому я говорю, мне тут никто не поверит, я же не первый канал))

uber_dimon,
Тут прочно обосновались ольгинские, их задачи далеки от подачи правдивой информации

uber_dimon,
это как считать , вот летчики СССР во время Великой Отечественной считали только те что сбили в небе и со свидетелем , а нацисты вели подсчет сколько раз на гашетку нажали (груба говоря)

uber_dimon,
согласно вики с 1957 по 2018 год
США 1442 запуска, 170 аварийных (11.79%)
Россия 2963 запуска 206 аварийных (6.95%)
Безусловно, статистика испортилась за последние 10 лет, но пока вот такая википедия.
кстати, если Илюху Макса плюсануть к запускам США, то их статистика улучшится, но это не обрадует зрителей нашего канала, поэтому мы скромно опустим его достижения)

den_mccen,
А навигация нашим подлодкам не нужна что ли?

RedMag4PDA,
Это не страшно так называется торговая марки и всё ты же знаешь что таких нет и не существует есть только РФ и то все его отрицают, одним словом как всегда забудь про такие слова как Русские Русское и Россия их не существует и по факту и на бумаге если кто не согласен могу предоставить факты и документы.

Patriot_Omega,
Раз 5 прочитал, что ты писал. Очень интересно, изложено хорошо. Но нихрена не понял. По-русски повтори пожалуйста😉

RedMag4PDA,
зря не читаешь. космос за рашкой

sufferin-ollegator,
Да не, космос за украшкой

Вообще без разницы

Спутник будет наверное Илон выводить в космос.

Оно в принципе-то работает, а то парни и не в курсе? Я всегда считал, что это только проект и он не запущен полноценно, а тут уже оказывается модернизация действующей системы.

Petr0887,
У тебя же iPhone Xs, должен был знать, что он использует ГЛОНАСС

gzewani,
должен был знать, но.. ну айфон у него..что ты докапался

gzewani,
Вот это просто шокирующая новость? Ты уверен?)

Petr0887,
ВЫ ШУТИТЕ? Почитайте характеристики на сайте apple начиная с iPhone 5S

gzewani,
Перепроверил. Вы перевернули мой мир))) не знал, каюсь. И в голову не приходило проверить, что поддерживается) и как этим воспользоваться теперь?)

Petr0887,
Тогда ещё один шок: в большинстве смартфонов используется четыре системы спутниковой навигации (gps, glonass, Baidu, Galileo). На счёт вашего вопроса: оно всё работает автоматически, ничего не нужно делать вручную. Смартфон автоматически ловит сигнал от всех спутниковых систем и получает координаты на основе данных с разных спутников. За счёт этого повышается точность определения.

Petr0887,
Да удивило, так как Голонасс уже все похоронили из за санкций, а тут на тебе новость

Nikolay183,
В смысле похоронили? Вы о чём?

gzewani, если что сейчас Глонасс функционирует не полноценно 3 спутника вышли из строя, а для запуска новых нет оборудования, которые попали под санкции, пока не менее говорили и писали так, и поэтому Глонасс и Китайское бейду хотели объединить, но что то пошло не так. И потом сказали что запуск новых спутников невозможно. Что нет у РФ таких технологий. А тут новость хороший, что все таки запустят, значит нашли выход, решили проблемы. И да для глобального позиционирование нужно 24 спутника и всегда запускали новые спутники через 5 лет, а тут уже 3 спутник вышел из строя , то есть рабочих осталось всего 21, в следующем году ещё несколько спутников выйдут из строя, у нужно 24 что бы покрыть всю планету с глонассом, и да только GPS и Глонасс кроют всю планету, а сейчас уже пока только GPS

Nikolay183,
Нам ведь абсолютно пофиг, какая спутниковая система кроет всю планету. Наши устройства всё равно подключаются к разным спутниковым системам одновременно.

Petr0887,
Глонасс работает.
Но смартфоны приоритетно используют GPS, и подключают приём Глонасс только при плохом приёме GPS.
Был ролик на эту тему от Квалкомм.

Megaboson,
А теперь вопрос: бывают ли такие ситуации, когда GPS работает «плохо», но ГЛОНАСС при этом работает «хорошо»?
И как в этом убедиться? Может, около Кремля глушат только вражий GPS, а скрепоносному Глонассу дают зеленый свет?
В каком-нибудь телефоне есть возможность ручного выбора между GPS-ГЛОНАСС-Beidou-.

Mozos,
На северных и южных широтах где GPS не сильный сигнал, так как они все по экватору расположены, а ГЛОНАС наоборот покрывает всю землю и по этому Канадцы и Европейцы за ГЛОНАС.

masterslv,
Неправда ваша.
Спутники GPS расположены НЕ над экватором, а образуют сетку.
Однако на полюсах видно меньше спутников.
Так и у Глонасс.

Mozos,
Бывает такое при старте.
Тогда задействуется две системы, и местоположение определяется быстрее.

Mozos,
Возможности выбора систем вроде бы нет ни у одного смартфона.

Megaboson,
Ну и как тогда достоверно убедиться, что ГЛОНАСС существует и работает?

Mozos,
В тестовых программах показывается уровень сигнала спутников разных систем.

Megaboson,
Правда? Очень странно, так как мой смартфон использует примерно поровну Галилео, ГЛОНАСС, байду и GPS

gzewani,
Есть официальный ролик от Квалком, где сказано, что приоритет использования отдан GPS.
Остальные системы задействованы по необходимости, не всегда.
Сделано это ради экономиии энергии.

Ссылку я здесь выкладывал, но искать лень.
Ютуб Квалком.

Megaboson,
Я лишь сказал, как по факту у меня работает

Petr0887,
в 2011 году попал на практику, где приёмник глонасс трудился параллельно с GPS. Нормально работал. не лучше и не хуже американского собрата.

Главное чтобы ещё после запуска поднять пенсионный возраст и объяснить ещё раз пенсионерам как им необходим этот запуск..

Панели старого поколения, а у США панели не боятся мелких метеоритов имеют восстанавливающий состав гибкие части, а тут как и 40 лет назад.

Читать еще:  Первый взгляд на умные часы Apple Watch: изобретаем колесо

«Глонасс-К2″ изготовлен, и это [запуск] будет где-то в начале следующего года», — сказал Халиманович.

и каков экономический выхлоп?
0р00к?
или минус 100 000 000$

AndreKisinger57,
В первую очередь это повышает нашу с вами безопасность, основное назначение для военных, нет своей системы определения положения — нет точности поражения цели, ракеты в молоко), вторичное назначение бытовое — авто навигация и прочее.

Victorbog1973,
С кем воевать собрался?)

ZeroCooolX,
Да не с кем, просто все должно развиваться и улучшаться, нанометры просрали, если к этому добавить например и такую область как метрология в которой должны быть актуальные эталоны, если их нет — то мы как страна разумная превратимся в страну на уровне куриц, одни инстинкты)

Российский спутник ГЛОНАСС нового поколения уже готов к запуску

На прошлой неделе появилась информация о переносе запуска дополнительных спутников навигационной системы ГЛОНАСС для повышения её точности. Вместе с тем было сообщено о нескором начале эксплуатации спутников нового поколения. Теперь же стало известно, что они всё же готовы к использованию.

На данный момент в группу ГЛОНАСС выходят 27 спутников «ГЛОНАСС-М» и «ГЛОНАСС-К». Ранее сообщалось, что эксплуатация «ГЛОНАСС-К2» начнётся только в 2023 году. Сейчас же стало известно об их готовности. Об этом рассказал генеральный конструктор компании «Информационные спутниковые системы им. академика М. Ф. Решетнева» Владимир Халиманович.

По его словам, «ГЛОНАСС-К2» уже изготовлен и будет запущен в начале следующего года. Точные сроки и подробности запуска объявят позже.

«ГЛОНАСС-К2» является улучшенной и доработанной версией третьего поколения серии спутников — «ГЛОНАСС-К» (первым поколением был «ГЛОНАСС», а вторым — «ГЛОНАСС-М»). Новый спутник сможет передавать девять навигационных сигналов.

57 комментариев

Сколько это стоило и зачем это нужно — непонятно.

Rabbid!, Это нужно, чтоб на смартфоны ставили не только ЖПС, а и ГЛОНАС, а значит ЖПС будет стоить гораздо дешевле. Есть еще информация, но для тебя то что я сказал, будет достаточно.

sandoz5,
О великий учёный, поведайте ещё что-нибудь!

Aravendx,
да-да, а нет не ученый — научный! Во! О великий научный!(наученный) Поведайте нам сирым эти драгоценные крупицы информации и заодно расскажите сразу где топить будут, 4тоб мы там не плавали 4асом.

sandoz5,
так приемники давно мультисистемные на смарты ставят. они даже с Beidou и Galileo работают)

Rabbid!,
Ну как минимум это нужно для своего производства, и чтобы совсем не остаться в каменном веке . куда мы скатываемся. Это я написал, как минимум зачем нужно это для общества. Туда же добавим, рабочие места, какая ни какая работа для космодромов, ну и военные цели не надо забывать. А сколько это стоило, вас волновать сильно не должно, поверьте не там ищите экономии.

У меня какой-то рефлекс: вижу новость «Российские что-то там. » и не читаю.

RedMag4PDA,
Потом почитаешь, когда носитель со спутником в океан бухнется)))

den_mccen,
только по статистике неудачных запусков российских спутников на порядок меньше)

kmivang,
Вот откуда у вас берется такая информация? Если верить википедии то доля аварийных запусков России за 2010-2018 годы 4,8%. Вы же утверждаете что неудачных запусков российских спутников на порядок ниже чем у остальных, а это в 10 раз. Для примера берем США. У них процент аварийных запусков (за тот же период) 2,1%. Так что проверяйте информацию. Хотя кому я говорю, мне тут никто не поверит, я же не первый канал))

uber_dimon,
Тут прочно обосновались ольгинские, их задачи далеки от подачи правдивой информации

uber_dimon,
это как считать , вот летчики СССР во время Великой Отечественной считали только те что сбили в небе и со свидетелем , а нацисты вели подсчет сколько раз на гашетку нажали (груба говоря)

uber_dimon,
согласно вики с 1957 по 2018 год
США 1442 запуска, 170 аварийных (11.79%)
Россия 2963 запуска 206 аварийных (6.95%)
Безусловно, статистика испортилась за последние 10 лет, но пока вот такая википедия.
кстати, если Илюху Макса плюсануть к запускам США, то их статистика улучшится, но это не обрадует зрителей нашего канала, поэтому мы скромно опустим его достижения)

den_mccen,
А навигация нашим подлодкам не нужна что ли?

RedMag4PDA,
Это не страшно так называется торговая марки и всё ты же знаешь что таких нет и не существует есть только РФ и то все его отрицают, одним словом как всегда забудь про такие слова как Русские Русское и Россия их не существует и по факту и на бумаге если кто не согласен могу предоставить факты и документы.

Patriot_Omega,
Раз 5 прочитал, что ты писал. Очень интересно, изложено хорошо. Но нихрена не понял. По-русски повтори пожалуйста😉

RedMag4PDA,
зря не читаешь. космос за рашкой

sufferin-ollegator,
Да не, космос за украшкой

Вообще без разницы

Спутник будет наверное Илон выводить в космос.

Оно в принципе-то работает, а то парни и не в курсе? Я всегда считал, что это только проект и он не запущен полноценно, а тут уже оказывается модернизация действующей системы.

Petr0887,
У тебя же iPhone Xs, должен был знать, что он использует ГЛОНАСС

gzewani,
должен был знать, но.. ну айфон у него..что ты докапался

gzewani,
Вот это просто шокирующая новость? Ты уверен?)

Petr0887,
ВЫ ШУТИТЕ? Почитайте характеристики на сайте apple начиная с iPhone 5S

gzewani,
Перепроверил. Вы перевернули мой мир))) не знал, каюсь. И в голову не приходило проверить, что поддерживается) и как этим воспользоваться теперь?)

Petr0887,
Тогда ещё один шок: в большинстве смартфонов используется четыре системы спутниковой навигации (gps, glonass, Baidu, Galileo). На счёт вашего вопроса: оно всё работает автоматически, ничего не нужно делать вручную. Смартфон автоматически ловит сигнал от всех спутниковых систем и получает координаты на основе данных с разных спутников. За счёт этого повышается точность определения.

Petr0887,
Да удивило, так как Голонасс уже все похоронили из за санкций, а тут на тебе новость

Nikolay183,
В смысле похоронили? Вы о чём?

gzewani, если что сейчас Глонасс функционирует не полноценно 3 спутника вышли из строя, а для запуска новых нет оборудования, которые попали под санкции, пока не менее говорили и писали так, и поэтому Глонасс и Китайское бейду хотели объединить, но что то пошло не так. И потом сказали что запуск новых спутников невозможно. Что нет у РФ таких технологий. А тут новость хороший, что все таки запустят, значит нашли выход, решили проблемы. И да для глобального позиционирование нужно 24 спутника и всегда запускали новые спутники через 5 лет, а тут уже 3 спутник вышел из строя , то есть рабочих осталось всего 21, в следующем году ещё несколько спутников выйдут из строя, у нужно 24 что бы покрыть всю планету с глонассом, и да только GPS и Глонасс кроют всю планету, а сейчас уже пока только GPS

Nikolay183,
Нам ведь абсолютно пофиг, какая спутниковая система кроет всю планету. Наши устройства всё равно подключаются к разным спутниковым системам одновременно.

Petr0887,
Глонасс работает.
Но смартфоны приоритетно используют GPS, и подключают приём Глонасс только при плохом приёме GPS.
Был ролик на эту тему от Квалкомм.

Megaboson,
А теперь вопрос: бывают ли такие ситуации, когда GPS работает «плохо», но ГЛОНАСС при этом работает «хорошо»?
И как в этом убедиться? Может, около Кремля глушат только вражий GPS, а скрепоносному Глонассу дают зеленый свет?
В каком-нибудь телефоне есть возможность ручного выбора между GPS-ГЛОНАСС-Beidou-.

Mozos,
На северных и южных широтах где GPS не сильный сигнал, так как они все по экватору расположены, а ГЛОНАС наоборот покрывает всю землю и по этому Канадцы и Европейцы за ГЛОНАС.

masterslv,
Неправда ваша.
Спутники GPS расположены НЕ над экватором, а образуют сетку.
Однако на полюсах видно меньше спутников.
Так и у Глонасс.

Mozos,
Бывает такое при старте.
Тогда задействуется две системы, и местоположение определяется быстрее.

Mozos,
Возможности выбора систем вроде бы нет ни у одного смартфона.

Megaboson,
Ну и как тогда достоверно убедиться, что ГЛОНАСС существует и работает?

Mozos,
В тестовых программах показывается уровень сигнала спутников разных систем.

Megaboson,
Правда? Очень странно, так как мой смартфон использует примерно поровну Галилео, ГЛОНАСС, байду и GPS

gzewani,
Есть официальный ролик от Квалком, где сказано, что приоритет использования отдан GPS.
Остальные системы задействованы по необходимости, не всегда.
Сделано это ради экономиии энергии.

Ссылку я здесь выкладывал, но искать лень.
Ютуб Квалком.

Megaboson,
Я лишь сказал, как по факту у меня работает

Petr0887,
в 2011 году попал на практику, где приёмник глонасс трудился параллельно с GPS. Нормально работал. не лучше и не хуже американского собрата.

Главное чтобы ещё после запуска поднять пенсионный возраст и объяснить ещё раз пенсионерам как им необходим этот запуск..

Панели старого поколения, а у США панели не боятся мелких метеоритов имеют восстанавливающий состав гибкие части, а тут как и 40 лет назад.

Читать еще:  Игры для iOS: выпуск 11

«Глонасс-К2″ изготовлен, и это [запуск] будет где-то в начале следующего года», — сказал Халиманович.

и каков экономический выхлоп?
0р00к?
или минус 100 000 000$

AndreKisinger57,
В первую очередь это повышает нашу с вами безопасность, основное назначение для военных, нет своей системы определения положения — нет точности поражения цели, ракеты в молоко), вторичное назначение бытовое — авто навигация и прочее.

Victorbog1973,
С кем воевать собрался?)

ZeroCooolX,
Да не с кем, просто все должно развиваться и улучшаться, нанометры просрали, если к этому добавить например и такую область как метрология в которой должны быть актуальные эталоны, если их нет — то мы как страна разумная превратимся в страну на уровне куриц, одни инстинкты)

Россия отказывается от серийного производства спутников ГЛОНАСС

Правительство может отказаться от планов серийного производства космических аппаратов ГЛОНАСС-К из-за ограничений на импорт иностранных комплектующих и невозможности оперативно изготовить российские аналоги электронной компонентной базы. Это следует из заключения Счетной палаты на проект поправок к федеральному бюджету на 2019 год, с которым ознакомился РБК. Госдума приняла проект в первом чтении 18 июня.

Согласно документу, на 12,9 млрд руб. в текущем году сокращаются бюджетные расходы в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы». Это объясняется невозможностью изготовления серийных космических аппаратов ГЛОНАСС-К, а также создания наземного комплекса управления спутниками ГЛОНАСС «из-за ограничений на поставку электронной компонентной базы иностранного производства и невозможности ее оперативного замещения». Более половины урезаемых ассигнований, 6,9 млрд руб., полагалось «Роскосмосу», еще 6 млрд руб. — Минобороны в рамках госпрограммы «Космическая деятельность России».

Вместе с тем на 7,05 млрд руб. увеличиваются расходы на другие мероприятия ФЦП по развитию ГЛОНАСС. Часть этих денег будет направлена на формирование «страхового запаса электронной компонентной базы иностранного производства, в том числе для изготовления 11 космических аппаратов ГЛОНАСС-К2».

«Программа восполнения и модернизации орбитальной группировки сохраняется. Идет внутреннее перераспределение средств на отечественные опытно-конструкторские работы с целью импортозамещения», — прокомментировали РБК решение в аппарате вице-премьера Юрия Борисова.

ГЛОНАСС-К2 — перспективная серия космических аппаратов системы ГЛОНАСС, разработанная ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева» в качестве доработанного варианта спутников третьего поколения этой серии — ГЛОНАСС-К (первое поколение — ГЛОНАСС, второе поколение — ГЛОНАСС-М).

Согласно Стратегии развития ГЛОНАСС до 2030 года запуск последнего космического аппарата серии ГЛОНАСС-М планируется на 2020 год, последний спутник ГЛОНАСС-К должен полететь в 2023 году. Сейчас в орбитальной группировке ГЛОНАСС два спутника ГЛОНАСС-К. Первый такой спутник был запущен 26 октября 2011 года, второй — в 2014 году. Запуск третьего аппарата долгое время откладывался из-за проблем с поставками комплектующих.

Первый аппарат серии ГЛОНАСС-К2 планируется запустить на орбиту в конце 2019-го — начале 2020 года, заверял генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин на лекции в МГУ в мае.

Санкции против ГЛОНАСС

Евросоюз в 2014 году запретил экспорт в Россию товаров двойного назначения, если они предназначены для конечного военного использования. Поставки для космической отрасли были выведены из-под санкций, но только если они предназначаются для гражданского сектора. Но ГЛОНАСС является системой двойного назначения, то есть может использоваться в том числе в военных целях.

США в августе 2018 года решили окончательно прекратить выдачу лицензий на экспорт российским госпредприятиям продукции двойного назначения, маркированной по критерию «Национальная безопасность» — это в том числе авионика, электронные компоненты, микросхемы, системы спутниковой связи и т.д. (впрочем, и до этого такие лицензии выдавались только в индивидуальных случаях).

С 2014 года чиновники в сфере космоса ведут разговоры о замене импортных комплектующих в спутниках ГЛОНАСС, в 2016 году предприятие «Микрон» заявляло, что оно начало поставки радиационно стойких интегральных микросхем для спутников ГЛОНАСС-К. Однако в 2018 году «Интерфакс» сообщал со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли, что при создании новых спутников ГЛОНАСС-К разработчики столкнулись с проблемами при импортозамещении электронной компонентной базы. Предыдущее поколение этих спутников (ГЛОНАСС-М) содержало 75–80% западных комплектующих.

Гендиректор предприятия — производителя спутников «ИСС имени Решетнева» Николай Тестоедов в апреле 2018 года заявлял РИА «Новости», что космические аппараты системы ГЛОНАСС почти на 40% состоят из зарубежных комплектующих. По словам топ-менеджера, «Роскосмос» разработал программу импортозамещения, согласно которой к 2022 году в космических аппаратах ГЛОНАСС должно быть не более 10% иностранных комплектующих, а полностью избавиться от зарубежных элементов планируется к 2025 году.

Программа перевода спутников ГЛОНАСС полностью на отечественные комплектующие рассчитана до 2023 года, рассказывал в июне 2019 года председатель Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев. «Есть программа, рассчитанная на четыре года, согласована с разработчиками элементной базы. По ней каждый год появляется определенная номенклатура российских элементов, которыми замещают иностранные», — говорил Коптев. Эта программа стартовала в 2018 году. Она предполагает, что в будущем в спутниках ГЛОНАСС не будет ни одного иностранного компонента.

Министр промышленности Денис Мантуров в августе 2018 года говорил, что за последние шесть лет было разработано уже более 1,5 тыс. типов электронной компонентной базы. «По электронике будем заменять недоступные компоненты собственными, недостающие — импортировать из стран Юго-Восточной Азии, эти рынки для нас открыты», — сказал тогда министр.

Новый перенос: что ждёт ГЛОНАСС в будущем

Потерпеть до декабря

И все же она требует более детального рассмотрения. 15 октября РИА «Новости» со ссылкой на источник в ракетно-космической индустрии сообщило, что планировавшийся на ноябрь запуск навигационного спутника «Глонасс-М» с Плесецка отложили на 2 декабря. «Запуск отложен на 2 декабря», — сказал собеседник агентства, не уточнив, впрочем, причину такого решения. Напомним, в качестве носителя ранее хотели использовать ракету «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат»: скорее всего, именно их в итоге и применят.

В принципе, в переносе сроков ракетно-космических запусков ничего такого нет: это обычное явление, которое можно видеть и в США, и в России, и даже в КНР, которая сейчас является лидером по числу ракетных стартов. Интересно другое.

Новое поколение

Данный запуск был бы очень кстати, ведь из-за технических сбоев, неполадок и истечения эксплуатационных сроков некоторые спутники ГЛОНАСС вышли из строя, а другие близки к тому, чтобы завершить свою карьеру на благо РФ.

То, что положение системы откровенно бедственное стало особо понятно в августе текущего года, когда космический аппарат «Глонасс-М» с номером 745 стал третьим спутником группировки, выведенным в августе на временное техническое обслуживание. Тогда ТАСС сообщило, что по целевому назначению используется 21 спутник ГЛОНАСС, в то время как для гарантированного глобального покрытия необходимо иметь 24 работающих спутника.

В том же месяце стало известно, что больше половины космических аппаратов системы ГЛОНАСС работают за пределами гарантийного срока. На практике это означает, что ожидать от них можно чего угодно кроме высокой надежности.

В чем же причина такого положения дел? Как мы видим, в ноябре этого года должны были запустить «Глонасс-М» — спутник старой конструкции, оставшийся из задела. Это, конечно, не первое поколение, у которого расчетный срок службы составлял три года (что очень мало), но все же. Гарантированный семилетний срок активного существования явно не красит «Глонасс-М», особенно если учесть, что, срок существования американского спутника GPS третьего поколения составляет пятнадцать лет.

Однако главная проблема для ГЛОНАСС не номинальный срок существования космических аппаратов, а то, что этих космических аппаратов банально нет. Ранее на замену «Глонасс-М» создали «Глонасс-К», состоящий на 90% из западных электронных комплектующих. Сейчас из-за конфликтов с Западом «Глонасс-К» стал частью истории: всего на орбиту вывели два таких аппарата.

Вынужденным преемником стал «Глонасс-К2», который, как было заявлено ранее, будет «российским». 28 июня 2018 года генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Сергей Карутин заявил, что разработка спутника «Глонасс-К2» завершена, однако с тех пор ни одного запуска аппаратов этого типа почему-то не последовало.

Проблема, возможно, кроется в постоянных реформах ракетно-космической индустрии: в том числе, в неопределенностях с используемыми носителями. «В связи с тем, что эксплуатация тяжелых ракет «Протон» завершается, использование ракет «Ангара» еще не началось, а ракеты «Союз» могут вывести на орбиту только по одному аппарату «Глонасс-М» или «Глонасс-К», принято решение делать малые аппараты массой до 500 килограммов. В этом случае «Союз» сможет выводить на орбиту сразу по три космических аппарата», — сообщил источник в ракетно-космической отрасли в апреле текущего года.

Это более чем интересное заявление. Получается, что уже после того, как было объявлено о завершении разработки аппарата нового поколения, он внезапно «оказался» чересчур большим. И это при том, что, как уже отмечалось выше, обновление группировки спутников требуется уже сегодня.

Возможно, имелся в виду перспективный «Глонасс-КМ», запуски которого хотят проводить начиная примерно со второй половины 2020-х. Однако в свете текущих событий даже вспоминать про этот проект не сильно хочется.

Заграница не поможет

Скорее всего, проблема кроется даже не в носителях, а в том, что страна оказалась совершенно не готовой к тому, чтобы заменять западную электронику на свою собственную.

Читать еще:  Есть контакт! Практическое знакомство с сервисом синхронизации адресных книг «Мемиана»

«Есть у ОПК и другие проблемы, как доставшиеся в наследство от советского прошлого, так и появившиеся сравнительно недавно. Главная из тех, что возникли ещё при СССР, — элементная база. Помните шутку про то, что наши микросхемы самые большие в мире? С элементной базой у нас ещё со времен СССР дела обстояли неважно», — написал в октябре текущего года директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Скорее всего, специалист прав если не на 100, то на 90%. Сейчас без сотрудничества с другими странами и прежде всего западными, развивать космическую индустрию просто невозможно. Если вы, конечно, не Китай, у которого давно «все схвачено». Так что мы услышим про новые планы, новые идеи и, конечно, новые переносы сроков.

Впрочем, на ситуацию можно посмотреть и с другой стороны. У России за последние годы появились условные союзники, которые проявляют интерес к новым разработкам. «ГЛОНАСС, конечно, очень всех интересует, — страны Персидского залива крайне интересуются ГЛОНАСС и размещением наземных станций. Поскольку, видимо, ситуация геополитическая так изменилась в регионе, что полагаться только на GPS уже вряд ли возможно», — заявил в октябре текущего года Дмитрий Рогозин, глава космического ведомства РФ.

Сложно сказать, насколько сильно та же Саудовская Аравия или Кувейт (скорее, американские союзники, чем российские) захотят вкладываться в ГЛОНАСС. В любом случае, у России есть свои нефтедоллары, а нужны именно технологии, которыми не обладают даже самые богатые государства Персидского залива.

Если бы события развивались в 90-е, российскую спутниковую систему навигации можно было бы развивать вместе с КНР. Однако сейчас у Китая есть все, чтобы самому двигаться в этом направлении. У него уже имеется своя спутниковая система Beidou, а не так давно КНР заявила о том, что вывела на орбиту аппарат, являющийся «самым высокотехнологичным в области спутниковой навигации». При этом китайский портал Sohu написал ранее, что российская система «парализована», а американский GPS — единственный конкурент Beidou. При этом китайцы не упустили возможности заявить, что и американская система имеет недостатки: она, мол, быстро устаревает. Даже если принять слова китайских журналистов на веру, ГЛОНАССу от этого легче не станет.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
координатно-временного и навигационного обеспечения

ПРИКЛАДНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ГЛОНАСС

Запуск космического аппарата «Глонасс-К2» отложен на следующий год

28 ноября на заседании государственной комиссии по подготовке к запуску космического аппарата «Глонасс-К2», намеченному на 25–27 декабря этого года, было принято решение отложить старт на следующий год, ориентировочно на февраль или март. Причиной переноса стали проблемы с разгонным блоком «Фрегат», изготовленным в химкинском НПО имени Лавочкина.

Проблемы были выявлены уже при испытаниях аппарата на космодроме в Плесецке. У доставленного из Химок изделия были перепутаны кабели в системе контроля расходования топлива, также были обнаружены и другие неисправности, сообщил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе.

— В процессе подготовки был выявлен ряд производственных дефектов, которые были устранены, — пояснил «Известиям» генеральный директор НПО имени Лавочкина Виктор Хартов. — Испытания проводятся специально для того, чтобы понять — не повредилось ли что-то при перевозке, все ли правильно сделано.

Характер дефектов Хартов конкретизировать не стал.

Космический аппарат «Глонасс-К2», сделанный ИСС имени Решетнева, должен был быть запущен на орбиту для проведения летных испытаний еще в прошлом году. Тогда старт перенесли, поменяв очередность запусков — вместо экспериментального «Глонасс-К2» полетел серийный «Глонасс-М».

По словам источника в Роскосмосе, госкомиссией был поставлен вопрос о предоставлении нового разгонного блока взамен провалившего испытания. В то же время глава «Лавочкина» считает, что и тот аппарат, что есть в наличии на космодроме Плесецк, способен выполнить задачу.

— На наш взгляд, «Фрегат» готов к тому, чтобы лететь сейчас, мы устранили недостатки, — говорит Хартов. — Мы только должны доказать это более убедительно, чем сделали это на госкомиссии 28 ноября. Безусловно, комиссия в рамках своих полномочий сделала выводы, у меня претензий нет. У меня претензии к нам, что мы не смогли доказать, что мы правы.

Планируется, что начиная с 2014 года аппараты серии «К» с увеличенным до 10 лет сроком службы и с более современным форматом навигационного сигнала начнут заменять нынешние спутники «Глонасс-М». Однако постоянный перенос даты окончания летных испытаний автоматически отодвигает и дату начала серийного производства спутников системы ГЛОНАСС третьего поколения, которые призваны обеспечить технологический паритет российской навигационной системы с американской GPS и европейской Galileo, развертывание которой запланировано на 2015 год.

Первый экспериментальный спутник «Глонасс-К1» был выведен на орбиту в феврале прошлого года. При этом ряд запланированных испытаний он должен проходить именно в паре с другим спутником третьего поколения, запуск которого откладывается.

— Пока в программе летных испытаний остается много задач, которые не требуют второго экспериментального аппарата на орбите, — говорит заместитель гендиректора ЦНИИмаша Сергей Ревнивых. — Когда дело дойдет до таких задач, тогда второй аппарат и будет запущен.

Наряду с перенесенным запуском аппарата «Глонасс-К2» на следующий же год перенесся и запуск трех спутников «Глонасс-М» носителем «Протон» с Байконура. Аппараты давно готовы, но Роскосмос считает их запуск нецелесообразным — существующая орбитальная группировка обеспечивает оптимальные характеристики.

— Сейчас нет оперативной необходимости запускать новые аппараты, — говорит Ревнивых. — Точность ГЛОНАСС сейчас составляет 2,6 м, всего в полтора раза ниже, чем у GPS. Даже притом что по целевому назначению используется 23 аппарата, один временно выведен на техобслуживание. Доступность сервиса стопроцентная, навигационное поле по всему миру абсолютно нормальное. Кроме того, у нас еще есть аппараты в орбитальном резерве.

Разгонные блоки подводят российских ракетчиков со странным постоянством. Дважды за последние полтора года аварийно заканчивались запуски «Протонов» с разгонными блоками «Бриз-М» — поломки последних привели к тому, что телекоммуникационные спутники «Экспресс-АМ4», «Экспресс-МД2» и «Телком-3» стали космическим мусором. Последняя авария «Бриза» в августе этого года привела к увольнению главы Центра Хруничева, изготовителя данных блоков. В конце 2010 года из-за некорректной работы другого разгонного блока — ДМ-3 не вышли на орбиту три спутника «Глонасс-М». После громкого разбирательства президент Дмитрий Медведев уволил заместителя главы Роскосмоса Виктора Ремишевского.

Разгонные блоки «Фрегат» имеют безупречную репутацию — из-за них аварий еще не случалось. По сути Россия поставляет их на экспорт для запусков ракетами «Союз» с космодрома Европейского космического агентства (ЕКА) во Французской Гвиане. Также обсуждалась возможность использования «Фрегатов» c европейскими носителями Ariane V. В ближайшие годы «Лавочкин» рассчитывает наладить производство 12 разгонных блоков в год.

По данным Роскосмоса, стоимость одного разгонного блока «Фрегат» по федеральной космической программе в ценах 2012 года составляет 298,3 млн рублей.

Запуск спутников «Глонасс-К2» намечен на 2019 год

В компании «ИСС» продолжается работа по созданию навигационного спутника нового поколения — «Глонасс-К2». На данном этапе спутникостроители проводят автономные испытания его бортового комплекса управления — это, своего рода, мозг космического аппарата. Специалистам предстоит отработать режимы его включения, а также произвести отладку каналов приёма телеметрии, выдачи команд и обмена данными между приборами и системами.

  • treins
  • 26.05.2017 04:22
  • 4

В Красноярском крае завершили выпуск космических спутников «Глонасс-М»

Производство навигационных космических спутников «Глонасс-М» завершили в Красноярском крае. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе компании «Информационные спутниковые системы им. академика М. Решетнева» (ИСС).

На замену им придут аппараты следующего поколения — «Глонасс-К» и «Глонасс-К2». «Последний космический аппарат „Глонасс-М“ под номером 61 изготовлен и помещен на ответственное хранение до принятия решения о его запуске. Этот спутник стал девятым в наземном резерве системы ГЛОНАСС», — отметили на предприятии.

Производство спутников «Глонасс-М» осуществлялось в ИCC в течение 15 лет. Первый аппарат был выведен на орбиту в 2003 году. «Они являются усовершенствованным вариантом своих предшественников — „ГЛОНАСС“. По сравнению с ними у модернизированных навигационных космических аппаратов был увеличен гарантийный срок активного существования — с трех до семи лет — и улучшилось качество навигационного сигнала. При этом точность навигационных определений российской спутниковой системы повысилась в 10 раз», — отметили в компании.

  • alex4spb
  • 30.07.2015 16:03
  • 2

ГЛОНАСС задает новые стандарты надежности

Новость прошла незамеченной, а зря. Речь идет о том, что надежность спутников ГЛОНАСС и систем их выведения превысила привычную (и, видимо, заложенную в техдокументацию) планку. Теперь Роскосмосу придется привыкать иметь дело с более надежной отечественной техникой 🙂

На орбите сейчас достаточно исправных космических аппаратов и заменять их смысла нет, считают в Роскосмосе

Намеченный на осень этого года одновременный запуск трех спутников системы ГЛОНАСС, скорее всего, будет перенесен на более поздние сроки, сообщили «Известиям» в Роскосмосе. Причина — стабильная работа всех аппаратов орбитальной группировки в настоящее время.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector