5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Домашняя студия звукозаписи. Мастеринг

Содержание

Сведение и мастеринг

Попробуйте сведение и мастеринг у нас:

Самое время найти звукорежиссера для сведения и мастеринга, с которым вы могли бы сотрудничать на постоянной основе! Как правильно найти постоянного компетентного партнера? Прислать записанный трек по дорожкам и в ответ получить пробное сведение, по результатам которого можно оценить перспективы дальнейшего сотрудничества. Сведение и мастеринг можно делать удаленно, процесс не требует вашего непосредственного присутствия в студии во время работы над треком. Чтобы увеличить качество работы, необходимо выстроить качественную обратную связь с звукорежиссером. Зачастую для хорошего сведения и мастеринга требуется 3-5 итерации доработок на финальной стадии

В каких программах выполняется сведение и мастеринг?

Долгое время лидером рынка являлась система ProTools HD, которая также используется по сей день в нашей студии (HDX), однако в последнее время другие исключительно софтовые продукты такие, как Cubase, Logic Pro перестали отличаться по качеству и на первый план вышел талант звукорежиссера и качество комнаты для сведения. Стоит обращать внимание на портфолио, не привязываясь к техническим аспектам, таким как программы для сведения и мастеринга

Каким должно быть помещение для сведения и мастеринга

Студия для сведения и мастеринга должна быть рассчитана по чертежам при поддержке профессиональных инженеров-акустиков и обладать всеми необходимыми измеримыми свойствами, необходимыми для микширования. Особенно острая проблема, которая стоит перед домашними студиями — это ревербрация в комнате и гулкость низких частот. Обе проблемы можно решить минеральной ватой, расположенной по углам и с помощью материалов с заданными акустическими свойствами на поверхностях стен, потолков и пола согласно расчету

Стоимость сведения и мастеринга

Стоимость сведения зависит от гонорара звукорежиссера и условий, в которых сводится трек. Также на стоимость могут повлиять дополнительные услуги, такие как:

  1. Перезапись гитар, виолончели, саксофонов и т.д . Работа сессионных музыкантов
  2. Перезапись барабанов вживую. Работа сессионного барабанщика
  3. Тюн вокала и беков
  4. Мастеринг трека по секциям

Для точного расчета стоимости сведения и мастеринга вашего трека вам необходимо отправить мультитрек через форму, указанную на данной странице в самом верху. В ответ вы получите точный расчет и пробное сведение

Улучшит ли сведение звучание исходного материала?

Сведение может довольно сильно повлиять на качество материала. Сведение упорядочивает звучание инструментов, и делает их лучше. Однако, если материал записан и исполнен плохо, сведение не улучшит материал в полной мере. В таком случае мы прибегаем к перезаписи отдельных инструментов или ресэмплингу — заменяем неудачные сэмплы на качественные. Такой способ отлично работает с барабанами. Также может помочь выравнивание по ритму и ручной тюн по нотам

Для тех, кто в первый раз. Что такое сведение и мастеринг

Сведение — это процесс соединения различных записанных дорожек в единое целое. Сведение является обязательным этапом в производстве любой песни

В книге «David Gibson — Art of Mixing» приведены 11 аспектов музыкального произведения: концепция, мелодия, ритм, гармония, текст, аранжировка, инструментовка, песенная структура, исполнение, качество оборудования/записи, сведение. Сведение (микширование) – это только один из этих аспектов, но он также является наиболее сильным, поскольку может стушевать слабые стороны и выгодно отобразить сильные.

Сведение трека – сложный наукоемкий процесс, требующий определенных условий, которых не всегда можно достичь в домашних условиях. В простом виде сведение может выглядеть так:

1. Прежде всего, материал нужно подготовить. Все партии правильно склеить, выровнять по ритму. Вокал нужно скорректировать по нотам. Для коррекции вокала используется программа Melodyne.

2. Далее отстраиваем баланс инструментов согласно стилистике. Формируем правильные тембры инструментов, используя эквалайзеры и компрессию

3. Решаем частотные конфликты между всеми инструментами. Убираем «кашу»

4. Панорамируем инструменты. Гитары записаны в дабл и должны звучать по краям, тарелки барабанов согласно расположению на ударных инструментах, синтезаторы не должны звучать в центре — там они мешают голосу.

4. Добавляем треку объем, используя ревербрацию и дилэй

5. Добавляем интересные эффекты, которые будут дополнять тембры инструментов, аранжировку в целом.

6. Делаем мастеринг

Мастеринг – это доведение сведенного трека до эталонного звучания. Смикшированый и отмастереный трек должен звучать одинаково хорошо на любом оборудовании, будь то динамик телефона или колонки на спортивной арене.Выстраиваем громкость, эквализируем, добавляем треку динамичности и объема:

Введение в мастеринг звукозаписей

Формально, мастеринг — это процесс подготовки и переноса записанной фонограммы на какой-либо носитель для последующего тиражирования. Традиционно, мастеринг был процессом переноса записей с магнитной ленты на мастер-диск на фонографическом станке для дальнейшего производства виниловых пластинок. Запись в буквальном смысле нарезалась на лаковой основе тончайшим резцом, кстати, именно отсюда взялся термин про «нарезку» компакт-дисков. Станок был очень дорогостоящим и далеко не все даже крупные студии могли позволить себе нарезать диски самостоятельно на своем оборудовании.


Кроме этого, формат винила накладывал очень жесткие ограничения на записи: для того, чтобы игла проигрывателя не прыгала по пластинке. Не должно было быть перекоса между каналами, взаимопроникновение делалось порядка -30 дБ, что, по нынешним меркам, просто кошмарно — даже бытовая техника сегодня имеет этот показатель как минимум в два раза лучше. Также накладывалось серьезное ограничение на динамический диапазон — если уровень опустится ниже нормы, то дорожка перестанет существовать, и игла просто соскочит с неё. Если будет превышен определенный уровень, дорожки на диске пересекутся, надо следить за расстоянием между ними. На расстояние между дорожками — свое ограничение — от него зависит время звучания пластинки, поэтому для записи 20 минут музыки на одну сторону 12-дюймового диска сильно зажимали уровни, но даже если количество материала позволяет не беспокоиться о емкости носителя, все равно остается риск задеть алюминиевую основу болванки резцом, дорогим настолько же, сколько и тонким — его стоимость составляла несколько месячных зарплат мастеринг-инженера. Также из-за резкого скачка уровня резец резко впивается в материал болванки и «вылетает».

Кроме этих чисто технических лимитов, нужно ориентироваться на «средний проигрыватель» — тяжело объяснить покупателю, который принес диск обратно в магазин с претензией «не звучит», что это не изготовитель виноват, а стоит улучшить домашнюю технику и немного заняться акустикой помещений — это бизнес, нельзя «подставлять» производителя проигрывателей и рабочих, делавших последний ремонт у этого покупателя.

Добавляем ко всей этой мешанине причин неприспособленность микшерных комнат большинства студий для мастеринга в плане контроля и психологическую невозможность звукорежиссеров делать мастеринг самим — много часов достигая максимально «того самого» звучания, очень трудно будет потом его осознанно портить, подгоняя под все технические требования.

Все эти и многие другие причины привели к появлению отдельных мастеринг-домов и профессии мастеринг-инженера — человека с хорошим слухом и обширным опытом работы, профессионального искателя компромисса.

С появлением CD-DA, станок был заменен АЦП и записывающим устройством, а болванку для штампования стали изготавливать цифровым способом. Формат CD снял большинство технических ограничений винила, CD-записывающие устройства уже более чем доступны. Многие студии стали отказываться от услуг мастеринг-домов, в основном, по экономическим причинам, а те, в свою очередь, были вынуждены сильно снизить расценки, чтобы стимулировать приток заказов, а это опасно сокращением затрат на техническую часть.

Студия мастеринга

Очевидно, что студия мастеринга должна значительно отличаться от студии записи и сведения. В первую очередь — контролем, так как это последний рубеж перед тем, как запись пойдет в продажу, когда еще можно обнаружить брак. С другой стороны, контроль в студии мастеринга должен быть максимально приближен к тем аппаратам и условиям, в которых предположительно будет прослушиваться запись, поэтому обычно в мастеринг-студиях стоят как минимум 3 пары мониторов — основные высококачественные, малые высококачественные и так называемый cheap-котроль (иногда называют еще шит-контролем), то есть нечто, радикально отличающееся от первых двух, но наиболее близкое к «средней системе». Если студия предназначена не только для мастеринга дисков, то набор мониторов может быть еще больше.

Еще первое, что привлечет внимание не знакомого с мастерингом человека — отсутствие огромной студийной микшерной консоли, каналов на 96, которая для многих является символом большой и хорошей студии — в мастеринговых студиях микшерный пульт если и ставят, то небольшой, размеры помещения также более скромные.

Зато на мастеринговых студиях в изобилии различные приборы финальной обработки звука — эквалайзеры и компрессоры, несколько видов генераторов дитера (специальный шум, добавление которого к цифровой записи минимизирует шумы квантования, делая запись более приятной на слух).

Процесс современного мастеринга

В последние годы, с быстрой миграцией музыки с больших дорогих студий с высококвалифицированным персоналом на маленькие «артистические», основанные на DAW (digital audio workstation, цифровая звуковая рабочая станция) студии, процесс традиционного мастеринга стал меняться. Многие из студий хорошо подходят для создания и записи музыки, но они обычно не приспособлены для точного сведения, из-за акустического оформления, техники или персонала (любая комбинация перечисленного). В результате мастеринг-студии все чаще стали сталкиваются с треками, которые хорошо звучат в музыкальном смысле, но акустически не сбалансированы, например, слишком низкий по уровню вокал или «гудящий» бас. В таких случаях мастеринг-инженер моментально попадает в серию компромиссов, потому что все уже смешано: если поднять вокал многополосной динамической обработкой, то гитарная партия в том же диапазоне тоже вылезет, точно также если прибрать гудящий бас эквалайзером, то бочка уйдет вместе с ним. Чем больше ошибок присутствуют в принесенном миксе, тем больше компромиссов возникает.

Разработанное и быстро освоенное индустрией в 2005 году решение этой проблемы — деление микса на четыре или больше частотных диапазона. Артист/звукорежиссер приносит трек на мастеринг в виде нескольких синхронизированных треков (файлов), названных делениями (separations), каждое деление — это отдельная группа инструментов, таким образом мастеринг-инженер может изменять сведение без компромиссов. Дополнительные преимущества этого метода — не нужны «альтернативные» миксы, не нужны дорогостоящие дополнительные сессии «вспоминания» микса или ремикса — потому как миксы больше не отвергаются студией мастеринга. В принципе любой относительно «близкий» микс может быть вылечен и улучшен, к тому же конечный продукт обычно звучит чище и детальнее за счет, кроме всего прочего, микширования на оборудовании более высокого класса с мастеринговым студийным клоком с низким джиттером.

Возможный недостаток метода — слишком много свободы для мастеринг-инженера для изменения микса — например, относительная громкость гитары и вокала. Поэтому обычно предоставляется еще и копия оригинального сведения как ориентир для инженера, чтобы мастер наследовал исходные музыкальные пропорции. Тут стоит заметить, что при традиционном мастеринге эти пропорции очень часто меняются из-за компрессоров и/или лимитеров, особенно когда люди хотят получить «громкий» CD (к сожалению, очень распространенная практика, часто называемая «войной громкости»). В экстремальных случаях микс может измениться весьма заметно — пики у инструментов с большим динамическим диапазоном будут срезаны, а мягкие партии будут усилены. Некоторые партии могут провалиться, а другие сильно подняться по громкости вокруг них, особенно если неверно применяются многополосные динамические процессоры.

Профессиональные мастеринг-инженеры имеют значительный опыт в балансировании эффектов увеличения громкости и полноты с сохранением наиболее близкого к оригиналу звучания — это область компромисса, которая требует тренированного слуха и значительного технического знания. Если прокрадется ошибка, то даже великий альбом, полный нетленок будет иметь качество «записано дома» против «куплено в магазине».

Читать еще:  Блок питания Huntkey Balance King 4500

При мастеринге с делениями, когда громкость трека нежелательно увеличивается — можно это исправить без компромисса, так как основные музыкальные элементы обычно на разных треках. Может показаться, что это лучший способ всех времен и народов, повторюсь — могут быть проблемы в случае неопытного мастеринг-инженера, также не надо путать этот метод мастеринга со «сведением во время мастеринга».

Как собрать домашнюю студию звукозаписи

Какой компьютер нужен для создания музыки?

Как выбрать звуковую карту?

Какие колонки нужны для сведения музыки?

Что такое DAW-программа и зачем она нужна?

Как использовать VST- и VSTi-плагины?

Что делать дальше?

Чтобы писать музыку приемлемого качества, вовсе не обязательно арендовать профессиональную студию. Лайфхакер разобрался в основах звукозаписи и поможет вам создавать хиты не выходя из комнаты.

Какой компьютер нужен для создания музыки?

Во-первых, необходимо определиться с габаритами устройства. Если вы рассчитываете использовать компьютер в живых выступлениях или планируете заниматься музыкой вне своей комнаты, то вам больше подойдёт ноутбук. Если же таких перспектив перед вами не стоит, советуем сделать выбор в пользу стационарного компьютера с большим монитором.

Представьте себе ваш браузер с парой десятков вкладок, между которыми вам необходимо быстро переключаться. Неудобно? С музыкальным ПО будет ещё неудобнее. Интерфейс программ для записи и обработки звука включает кучу кнопок и регуляторов, а окна плагинов накладываются друг на друга.

Примерно так иногда выглядит изображение на мониторе звукорежиссёра. musicradar.com

Выбор операционной системы также немаловажен. Достойное ПО есть везде, но не все программы являются кросс-платформенными. Так, если вам импонирует секвенсор Logic Pro X, то и выбирать следует компьютер под управлением macOS.

Обратите внимание на оперативную память компьютера. Специалисты рекомендуют объём не меньше 8 ГБ. Впрочем, и тут нужно исходить из нужд конкретного пользователя. Также быстродействию поспособствует установка ПО на SSD-диск.

Как выбрать звуковую карту?

Целесообразность покупки новой звуковой карты вместо встроенной не подлежит сомнению, если вы рассчитываете заниматься музыкой всерьёз. Характеристик встроенных аудиокарт, как правило, достаточно для игр и фильмов, но для комфортной работы со звуком понадобится специальное устройство.

Обратите внимание на количество входных каналов звуковой карты. От него будет зависеть число инструментов, которые вы сможете одновременно подключить. Как правило, для домашней звукозаписи достаточно 2–4 входов, поэтому мы не будем рассматривать сегмент дорогих устройств для многоканальной записи.

Также немаловажный фактор при покупке — наличие фантомного питания на борту аудиокарты. Дополнительное питание для подключаемого устройства необходимо, если вы используете конденсаторный микрофон.

Lexicon Alpha

djshop.by

USB-аудиокарта, имеющая на борту инструментальный и два линейных входа, а также XLR-разъём. Есть регулятор подмешивания сигнала с компьютера к звуку подключённых инструментов. Есть и значительные недостатки: отсутствует фантомное питание и отдельная регулировка громкости наушников.

Focusrite Scarlett 2i2

focusrite.com

Недорогая звуковая карта с приятным дизайном, микрофонными предусилителями, фантомным питанием и функцией прямого мониторинга звука, исключающей появление задержки.

Roland Tri-Capture

rolandmusic.ru

Звуковая карта от Roland с тремя входами и фантомным питанием на борту.

PreSonus AudioBox 22VSL

ek.ua

Эта звуковая карта может похвастаться минимальной задержкой, а также отличной работой как с живым звуком, так и по MIDI-интерфейсу. Имеет два входа с фантомным питанием.

Перечисленные аудиокарты неплохо подойдут для начала работы со звуком и знакомства с основами сведения. А выбор профессиональной карты в более высоких ценовых сегментах — вопрос, которому можно посвятить не одну статью.

Какие колонки нужны для сведения музыки?

Предпочтения меломанов при выборе домашней акустики могут очень сильно отличаться. Выбор студийных мониторов также сугубо индивидуален, но в данном случае он обусловлен музыкальными стилями, в которых вы планируете творить.

Помните, что мониторы для сведения музыки — совсем не обязательно акустика для её прослушивания. Главный критерий при выборе студийных колонок — их объективность. Высокая детализация всего частотного диапазона поможет услышать неточности в сведении, которые могут сглаживаться колонками с различными улучшайзерами.

Звук, который мы слышим, — это не только колонки, но и пространство, в котором мы находимся. Если вы не планируете уделять внимание акустическим свойствам комнаты, то приобретать мониторы за тысячи долларов нецелесообразно.

И не спешите выбрасывать старые «джениусы». Вы можете вкладывать много средств в покупку акустики, но большинство слушателей довольствуется чем попало: встроенными динамиками ноутбука, недорогими вакуумными наушниками и даже колонкой в смартфоне. Вам необходимо добиться неплохого звучания даже на откровенно плохих носителях, поэтому используйте весь спектр имеющихся устройств разного класса для тестирования.

Mackie CR4

mackie.com

Бюджетный вариант для тех, кто очень стеснён в средствах.

Pioneer S-DJ50X

pioneer-online.ru

Недорогие мониторы с приятным дизайном.

KRK Rokit 5 G3

decks.co.uk

Качественные студийные мониторы с глубокими басами.

Обратите внимание, что мониторы приемлемого качества, как правило, продаются не в комплекте, а по одному.

А наушники?

Приобретая наушники, не забудьте их примерить. Сведение — кропотливый процесс, требующий многих часов работы, поэтому удобство здесь играет ключевую роль.

Составьте список из наушников, которые вам приглянулись, и сравните их АЧХ (эту информацию можно найти в интернете): звучание должно быть максимально ровным на задействованных частотах.

Grado SR60i

mycroft.su

Недорогие открытые наушники с нейтральным звучанием.

Beyerdynamic DT 770 Pro 80 Ohm

musik-produktiv.ru

Закрытые наушники с велюровыми амбушюрами. Имеют приятный дизайн и сбалансированное звучание с подчёркнутыми верхними частотами.

Sennheiser HD 600

amazon.com

Открытые наушники с приятным дизайном и естественным нейтральным звучанием.

Что такое DAW-программа и зачем она нужна?

DAW (англ. digital audio workstation) — цифровая звуковая рабочая станция. Звучит сложно, но на деле всё гораздо проще. DAW — программная среда, в которой происходит запись и редактирование вашей музыки.

FL Studio, Cubase, Logic Pro X, Pro Tools, Reaper, Ableton Live, Nuendo — самые известные представители ряда DAW-программ, также называемых секвенсорами. Стоит отметить, что выбор программной среды индивидуален не менее, чем выбор подходящих наушников. В любом из перечисленных секвенсоров можно создавать музыку приемлемого качества, и тут каждый должен исходить из собственных предпочтений. Скачивайте бесплатные демоверсии, пробуйте и выбирайте DAW-программу, которая подойдёт именно вам.

Image-Line FL Studio

Image-Line FL Studio 12. image-line.com

Программа-секвенсор, обладающая интуитивно понятным интерфейсом. Отлично подходит для создания и обработки партий виртуальных инструментов, но функция живой записи в FL Studio реализована не очень удобно.

Ableton Live

Ableton Live 9.2.2. ruprograms.com

Ableton создавался как программа для живых выступлений, но стал одним из самых популярных секвенсоров с интуитивно понятным управлением, гибкими настройками и приемлемым качеством вшитых инструментов для обработки.

Logic Pro X

Logic Pro X. macworld.com

Переход на Logic — естественный эволюционный этап для продвинутых пользователей GarageBand. Имеет в базовой комплектации крутые программные синтезаторы и эффекты. Разобраться в Logic Pro X несколько труднее, чем в том же Ableton, но заядлые пользователи уверяют, что оно того стоит.

Клавиатура и мышь — недостаточно комфортные устройства ввода, если речь идёт о программах для создания музыки. Конечно, никто не запрещает набивать ноты и прописывать автоматизацию эффектов с помощью мыши, но это не очень удобно. Создать эффективную коммуникацию между музыкантом и компьютером помогут MIDI-контроллеры.

Samson Graphite M32

samsontech.com

Простенькая 32-клавишная MIDI-клавиатура.

AKAI MPK Mini

akaipro.com

Двухоктавный MIDI-синтезатор с назначаемыми регуляторами и программируемыми пэдами. Справится с ролью простенькой клавиатуры и драм-машины, упростит настройку автоматизации эффектов.

M-AUDIO Keystation 61 II

m-audio.com

Пятиоктавная MIDI-клавиатура для тех, кому не подходят урезанные версии клавишных инструментов.

Кабель MIDI to USB

ru.aliexpress.com

Возможно, у вас уже есть бюджетный синтезатор-самоиграйка. Многие из этих недорогих «касио» имеют 5-контактный MIDI-интерфейс. Для подключения синтезатора к компьютеру подойдёт недорогой кабель с AliExpress.

Как использовать VST- и VSTi-плагины?

Наша DAW-программа всего лишь оболочка. Чтобы заставить её зазвучать, потребуется установка виртуальных музыкальных инструментов, получивших название VSTi. Современные VSTi-плагины умеют с достаточной долей реалистичности повторять звучание как синтетических, так и живых инструментов. Количество плагинов исчисляется тысячами, но мы остановимся на самых популярных из них.

Native Instruments Massive

Крупногабаритный синтезатор с сотнями преднастроенных пресетов на борту. Особенно любим музыкантами, работающими в танцевальных электронных жанрах.

LennarDigital Sylenth1

Синтезатор, не отличающийся внешней навороченностью, но снискавший любовь пользователей за звучание, которое порой можно спутать со звучанием настоящих аналоговых синтезаторов.

XLN Audio Addictive Drums 2

Один из лучших виртуальных эмуляторов живых ударных. Также в наличии пресеты популярных драм-машин.

Для обработки как виртуальных, так и живых инструментов нам понадобятся дополнительно устанавливаемые эффекты — VST-плагины. Их выбор не менее широк, но мы приведём лишь несколько из них в качестве примера.

Antares Auto-Tune EFX 3

Плагин для тех, чья любовь к пению несоизмеримо выше умения попадать в ноты. Auto-Tune помогает очистить дорожку от фальшивых нот путём вытягивания их до ближайших правильных.

Native Instruments Guitar Rig 5

Маст-хэв-плагин для любого гитариста. С помощью Guitar Rig можно сэмулировать не только гитарный перегруз, но и различные эффекты модуляции или целые кабинеты.

iZotope Ozone 7

Плагин для мастеринга — постобработки сведённой композиции. Для тех, кому интерфейс покажется слишком сложным, в наличии десятки пресетов с оптимальными настройками для разных стилей музыки.

Что делать дальше?

Мы разобрались с базовым оборудованием для вашей домашней звукозаписывающей студии. На этом этапе можно начинать творить. Количество и разнообразие стаффа, которым вы можете дополнить вашу студию ограничено лишь вашими средствами и фантазией.

Помните, что качественные устройства и музыкальные инструменты могут эксплуатироваться десятилетиями, а музыканты — люди, подверженные постоянному желанию обновлять своё оборудование. На специализированных форумах и в группах «ВКонтакте» вы найдёте не только общение с единомышленниками, но и множество предложений по покупке и продаже музыкальной техники. Это поможет вам существенно сэкономить при обустройстве домашней звукозаписывающей студии.

Домашняя студия звукозаписи. Мастеринг

В статье про аналоговый звук я упоминал про DIY (самоделки), как отличный способ значительно сэкономить на приобретении аналогового оборудования без потери в качестве. Как любитель изготавливать приборы самостоятельно, хочу поделиться своими мыслями и опытом в этой теме. Надеюсь, это поможет сохранить вам кучу времени и денег.

Последние несколько лет я занимаюсь сборкой и проектированием гитарного и студийного оборудования. И не просто занимаюсь, а ещё и всё документирую. В ВК есть моя группа с кучей обзоров самоделок, идеями по сборке и модернизации приборов и экспериментами. По возможности, свечу финансовую часть и адреса полезных магазинов. Также, есть куча тестов — сравнений готовых аналоговых приборов между собой и с цифровыми эмуляциями.
Заглядывайте: https://vk.com/public72782408

Плюсы самостоятельной сборки очевидны. Читать полностью…

Изначально эта статья писалась для закрытого сообщества ВК, но судя по количеству положительных отзывов я просто обязан раскрыть тему на более широкую аудиторию.

Итак, есть компьютер. Возможно даже топовый. И есть у него щелчки в daw при рендере/записи/воспроизведении звука даже при больших значениях ASIO буфера. Разбираемся вот с этим вот всем.
Читать полностью…

Ха! Стоило только написать статью, как “власть переменилась”
Свежайшая новость: сегодня Cakewalk выкупила сингапурская компания BandLab Technologies. Пока информации совсем минимум, озвучено только, что приобретены активы и интеллектуальная собственность Cakewalk Inc. Хоть я уже и в другом лагере, но всё ещё надеюсь на “выздоровление” старого друга. Читать полностью…

Думаю, все давно уже в курсе, как дела у Cakewalk. Внезапное закрытие компании было для меня шоком. Представляю, каким шоком это было для тех, кто всего год назад покупал Lifetime лицензию с “пожизненными бесплатными обновлениями”. Первое время ребята на форуме Cakewalk надеялись на возвращение фирмы, подписывали петицию, чтобы кто-то вроде Microsoft выкупил Cakewalk… но для меня всё было уже решено. Я не писсимист, но факты очень удручающие.


Почему возврат невозможен?

Постараюсь собрать воедино ключевую информацию с форумов, блогов и новостных ресурсов. Читать полностью…

За годы работы звукорежиссёром раз за разом наблюдаю одни и те же элементы, которые тянут звук на дно. Накопилось достаточно идей для создания статьи. Хочу сразу предупредить, здесь информация, которую тяжелее всего принимают музыканты. Это то, что приходится повторять по нескольку раз, но даже самые убедительные аргументы люди чаще всего игнорируют. Но я всё же надеюсь, что этот материал кого-то сможет подтолкнуть в нужном направлении. Структура статьи построена следующим образом: сначала я цитирую популярные реплики музыкантов с форумов и из реального общения, а следом раскрываю вопрос со стороны звукопродюсера с опытом.

«Да пиши как есть, потом нарулим норм звук.»
«А вы можете обработать так, чтобы звучало более “дерзко”, “напористо”?»
«В смысле “сразу нужно так писать, чтоб хорошо звучало”, а сведение тогда зачем?»
«А можно на эту партию побольше ревера, чтобы так её, ну, замылить, чтоб косяки в уши не бросались?»
«Круто звучит! А какими плагинами обрабатывал?»

Так сложилось, что в отечественной звуковой продакшн среде нет культуры записи. Есть культ обработки, но основу звука, исходник, у нас не принято ценить. От этого возникает много сложностей в работе для звукорежиссёра и получается всегда плохой результат для заказчика. Вы не представляете, сколько времени и сил я трачу на то, чтобы объяснить заказчику, что его звук не уместен или вовсе брак. Вера в магию обработки настолько сильно сидит в умах Читать полностью…

Читать еще:  Нелегкая судьба жанра: RTS вчера и сегодня

Мой сознательный путь к аналоговому звуку начался лет 10 назад. Через годы тестирований, дебатов с коллегами, сравнений, сомнений и поиска “того самого” звука с минимальными, разумными затратами я пришёл к тому, чего боялся больше всего. Что казалось недостижимым, неразумным и непомерно дорогим. Здравствуй, аналоговая обработка. Не думаю, что моя история уникальна. Расскажу о своих страхах и находках, наверняка в чём-то узнаете себя. Статья хоть и близкая к звукорежиссуре, но материал получился больше по гитарному оборудованию.

Итак, начало пути. Одно из первых ярких впечатлений — это плагин Tape Warmer. Я включил его и услышал ТУ САМУЮ мягкость. Впечатление было очень сильным, а плагин хотелось поставить на каждый трек. Чуть позже выяснилось, что это был просто завал на высоких частотах, обычная эквализация. Но начало было положено, начались вопросы: а какой он, настоящий аналоговый звук? Мягкий? Искажённый? Глубокий? В начале пути я не знал правильного ответа, мне не с чем было сравнить, но тогда я понимал, что все начальные познания — это информация, полученная из описаний к плагинам.

За несколько лет практики, общения с коллегами и критического прослушивания, заметил, что некоторые ошибки звукорежиссёров встречаются наиболее часто. Хороший повод объединить их для мотивационного поста.

Неумение слушать

Главная проблема всех новичков и “новичков со стажем”. И это вообще единственная вещь, которая является серьёзным и самым распространённым препятствием к созданию хороших миксов.
Это не связано со здоровьем слухового аппарата или стоимостью мониторинга. Сейчас объясню.
Это навык, который позволяет слышать больше, чем рядовой слушатель. Слышать простую эквализацию low/mid/high на уровне регуляторов тембра бытовых устройств, утрированное действие эффектов и путать разборчивость инструмента в миксе с уровнем — это самый начальный этап. На более продвинутом уровне звукорежиссёр умеет слышать и сосредотачиваться на таких вещах как компрессия, глубина сцены, структура звука и т.д. С дальнейшим увеличением навыка, для внимания становятся доступны более тонкие элементы звучания. И, если на начальных этапах мы не слышим разницу между разными моделями компрессоров и транзиент шейперов, не отличаем резкую атаку от поднятого верха и с помощью FFT подгоняем АЧХ на мастере в надежде получить хороший звук, то с поднятием навыка мы знаем, что компрессия 2:1 на 1-2db это много, выбор типа ревера с уровнем -20db кардинально влияет на положение инструмента и его глубину, а десяток дисторшнов разного характера становится привычным набором.

Невнимание к деталям Читать полностью…

Здесь целая история получается. Нашёл я этих ребят ещё в прошлом году, когда искал качественные сэмплы для работы. У них офигенного качества сэмплы близких микрофонов и румы. В Symprism — The Darkest Light вы можете оценить звучание одного из рабочих барабанов (Dark Beauty Snare).

Позже, хвастаясь своим самодельным инструментом для Контакта, заинтересовал своими демками создателей библиотеки. Так я и стал частью рабочего процесса — участвую в бета тестировании и сделал несколько демок инструментов. На данный момент у ребят в разработке вторая версия сэмплов, это набор из трёх новых малых барабанов, сэт тарелок (2 крэша, сплэш, чайна, райд и хэт), сэт томов и новая бочка. Это в дополнение к тому, что уже есть у них на сайте .

Итак, что же есть в этих сэмплах, что отличает их от многих других сэмпл паков небольших студий?

Поскольку в новой работе совершенно другое звучание и подход к процессу, считаю своим долгом отметить ключевые отличия, чтобы видеообзор предыдущего проекта не выглядел как поток дезинформации

-какого-то конкретного референса не было.
-основной упор был на большую натуральности звука (особенно ударных). Без агрессивной эквализации с кучей тонких полос и лееринга сэмплов.
-часть заполнений сыграна живым барабанщиком (groovemonkee midi).
-сабдропов нет, но реверсных элементов стало больше — перед припевами одновременно звучат несколько перевёрнутых партий синтезаторов.
-гитары и бас были меньше всего переработаны. Изменились лишь уровни и эквализация.
-а вот барабаны изменены полностью. Я (наконец то!) избавился от любого присутствия Слейта и использовал свои собственные Kontakt инструменты:
Бочка на основе сэмплов Seraph Recordings
Рабочий собран из сэмплов RoomSound
Томы Chris Lucas
Железо Travis Orbin
Я не пытался нарулить чужой звук из своих сэмплов, как в прошлом миксе. Барабаны просто звучат своим естественным тоном.
-вокальные треки в этот раз без параллельного дисторшна, теперь он на томах.
-На мастере два компрессора TheGlue последовательно. Здесь использована идея, которая обсуждалась на rmm.

После публикации сравнения компрессоров, меня завалили вопросами. Многие высказывали сомнения по поводу достоверности тестирования, что можно понять, поскольку в качестве 1176 выступал клон оригинального прибора, а в сравнении остальных компрессоров в качестве референса я брал UAD плагины.

С этим тестированием хотелось бы поставить жирную точку во всей этой глобальной затее и узнать, насколько крут UAD и крут ли вообще. На форуме gearslutz я нашёл несколько аудиопримеров железных классических приборов с исходными, необработанными файлами. Дальше уже дело техники: я обработал исходники используя технику вычитания для получения максимально возможной схожести с железными приборами.

В сравнении участвовали железные Fairchild, 1176 Rev. D, LA-2A, LA-3A, DBX160 и их прямые UAD аналоги. Для LA2 и 1176 я использовал плагины старой и новой ревизии. Читать полностью…

Домашняя студия звукозаписи. Мастеринг

Мастеринг — это одна из самых субъективных и сложных операций в музыкальном производственной процессе, требующая наличия специалистов высокого класса с хорошей теоретической и практической подготовкой. Плюс к этому необходимо наличие аппаратуры высокого класса, включая качественный звуковой интерфейс, отлаженную мониторинговую систему, специальную акустику помещения.

Пользователям домашних РС необходима система «все в одном», поэтому и появилось понятие «мастеринг в домашних условиях», носящее чисто автоматизированный характер и подразумевающее использование профессионального ПО.

Сначала мы рассмотрим немного теории для начинающих, а после, я перечислю вам необходимые программные продукты. Данный материал носит рекомендательный характер.

Теория

Мы привыкли к тому, что говорим о звуке как об информации, которая может переноситься за счет упругих колебаний воздушной среды, электрического (аналогового) сигнала и в виде цифровых значений — все это мы называем звуком. Основные характеристики звуковых волн — их частота и амплитудные значения.

Наиболее популярная характеристика, которая сейчас распространена в бытовой аппаратуре — это громкость, являющаяся не только субъективной, поскольку описывает человеческие ощущения, но и для разных значений частот неравномерной.

Например, наиболее громко мы воспринимаем диапазон 1-4 КГц. Вторая характеристика — это мощность, которая привязана к типу носителя информации и, соответственно, имеет множество разновидностей.

Наиболее подходящие энергетические величины, которыми можно описать звуковую волну, являются среднеквадратическими. Например для описания звуковой воздушной волны применима ее интенсивность.

Интенсивность звука — это средняя по времени энергия, переносимая звуковой волной через единичную площадку, перпендикулярную к направлению распространения волны в единицу времени. Если мы говорим об электрическом сигнале, то наиболее подходящая величина — это RMS. Все дело в том, что они (среднеквадратические величины) наиболее удобны для описания звуковых процессов, поскольку точнее описывают энергетическую составляющую сложных или синусоидальных волн и субъективное восприятие человека.

RMS (аббревиатура от Root Mean Square, среднекадратический корень) — это среднеквадратичное значение всех мгновенных значений напряжений сложной звуковой волны. Для того, чтобы лучше понять природу использования среднеквадратичных величин рассмотрим понятие пик-фактора.

Пик-фактором называется отношение значения мгновенной, «пиковой» амплитуды сигнала к ее среднеквадратичному значению (RMS).

Волны с большим значением пик-фактора и крутой характеристикой амплитуды объективно на слух будут восприниматься тише, чем меньшие по амплитуде, но имеющие большую площадь и больший параметр RMS. То есть обычные пиковые индикаторы не показывают практически ничего полезного. Поэтому наиболее объективной оценкой является оценка по RMS, и в большинстве случаев замеры берутся с помощью специальных «среднеквадратических» RMS-вольтметров, а в звуковых редакторах это RMS-индикаторы. Исключение есть только для радио и телевидения, где замер пиковых значений не менее важен, поскольку из-за них возможна перемодуляция.

То есть, если сказать проще, в акустике один из основных параметров — интенсивность, в аналоговых сигналах — RMS. Они, по сути, подобны. При этом, чем сильнее мы сужаем динамический диапазон за счет компрессоров и лимитеров, тем большим у нас получается значение RMS. В профессионально отмастеренных фонограммах средневзвешенное значение RMS (RMS Average) варьируется от -14 до -10 дБ. Хотя для классики и джаза оно может быть равно и -20 — -17 дБ. Чем меньше это значение, тем субъективно тише мы воспринимаем фонограмму, поскольку более тихие звуки хуже прослушиваемы. Если же средневзвешенное значение RMS выше -10 дБ, то в большинстве случаев мы говорим о сильно «сжатых» фонограммах, или «пережатых» — в них присутствуют искажения и перемодуляции. Начинающие, не забывайте (!), что мы говорим об отрицательных значениях в дБ и не перепутайте больше/меньше:).

Для цифровой техники актуальны характеристики электрических сигналов, поскольку основной задачей оцифровки является максимально точное описание непрерывного аналогового сигнала дискретными значениями. Поэтому при работе со звуком в цифровом виде мы также измеряем и пики и RMS, хотя в акустике (воздушных волнах) приняты совершенно другие характеристики. До прихода цифровой техники для проведения измерений использовались очень сложные и дорогие устройства — специальные вольтметры, и после осциллографы. Теперь все проще, и мы можем измерить практически любой параметр, не выходя из звукового редактора.

Практика

Если вы поняли все, о чем я говорил раньше, и знаете, что такое эквалайзер:), то практическое воплощение ваших теоретических знаний не заставит наградить своим качественным воплощением. Нас интересует, прежде всего, качественное сжатие динамического диапазона для создания равномерной и прослушиваемой фонограммы, и ее частотная эквивалентность необходимой звуковой картине. Вторая немаловажная задача, которая перед нами стоит — обеспечение прозрачности и качества звучания.

Разделим нашу работу в плане мастеринга на несколько этапов:

  1. Удаление артефактов. К ним относятся щелчки, шумы, фон, неправильно поставленная дикция (шипящие и свистящие), западание некоторых частот. К панорамным артефактам относится противофаза между правым и левым каналами. Так как большинство телевизионных приемников у нас работает в моно-режиме, то на этот фактор пока еще следует обращать внимание.
  2. Соблюдение частотного баланса. Эквализация фонограммы при мастеринге обычно носит больше косметический характер. Если исходный материал имеет некоторые артефакты, то его лучше, или даже проще, пересвести заново. К таким артефактам чаще всего относятся: «инструментальная каша» в диапазоне 500 Гц — 3 КГц, переизбыток реверберации, сильно «утопленный» голос, противофазные явления и так далее. Частотная картина композиции должна быть единым целым, где понятно расположение инструментов, слышна их отчетливость и прозрачность. Хорошую фонограмму никакой мастеринг не испортит — это правило. Не так давно появилась уникальная программа-плагин Steinberg Freefilter, которая позволяла «снять» параметры эквализации с любой фонограммы и применить ее относительно вашей. Это не совсем правильное решение, поскольку в каждом варианте нужно иметь индивидуальный подход. В эквализации пока не придумано серьезных автоматизированных алгоритмов (кроме одного, который больше относится к психоакустическому варианту, мы рассмотрим несколько позже), поэтому лучше производить эту операцию вручную на хороших мониторах. Для контроля можно использовать наушники. Сейчас также распространен VST-плагин NoPhones, который предназначен для эмуляции стереопары внешних громкоговорителей в наушниках. Это также не является полноценной заменой мониторам.
  3. Динамический баланс. Эквалайзер и компрессор — это главные приборы при мастеринге. Согласитесь, если у вас бас-бочка барабана будет звучать то громче, то тише, то эту фонограмму никуда не возьмут, причем сие артефакт записи или сведения. И таких может быть очень много, поэтому в последнее время стали популярными многополосные устройства динамической обработки. То есть, для каждого частотного диапазона можно указывать свои параметры компрессии. Результат может оказаться обманчивым, поэтому лучше все предусмотреть заранее, до мастеринга. Для автоматизированных программных систем наибольшую популярность сейчас получили многополосные лимитеры, встроенные в ряд мастеринг-процессоров.
  4. Создание звуковой картины. На самом деле — это очень немаловажный этап процесса. В определенных случаях требуется необходимое добавление реверберации, расширение стерео-базы или внедрение более сложного дилэй-эффекта. При этом вы должны понимать, что внедрение 3D и реверберации может сказаться в худшую сторону для параметра RMS, а также для коэффициента корреляции. Поэтому сейчас нужно уже выбирать между абсолютной прослушиваемостью и эстетическим фактором. На самом деле многие звукорежиссеры мира уже не раз отказывались от реверберации в пользу более «громкого» звучания фонограммы, но тогда очень часто терялся этот самый эстетический фактор. Как вариант можно использовать системы многополосной реверберации, где вы можете добавить эффект только для определенного частотного диапазона. Картина получается несколько аккуратнее. В принципе, по правилам психоакустики достаточно только обозначить присутствие эффекта и слушатель будет его ощущать подсознательно. Чтобы получить более яркое звучание часто необходимо использовать такое устройство как эксайтер. В аппаратном обеспечении студий в большинстве случаев используется Aphex Aural Exciter Type III. Данное устройство позволяет насытить сигнал дополнительными гармониками и улучшить параметры стереозвучания.

Явный представитель устройств этого класса — BBE Sonic Maximizer, распространенный в большинстве современных студий, а также на радиостанциях и в концертных залах. Сегодня нам представляется возможность оценить достоинства данного прибора в виде одноименного плагина. Правда с некотороми отличиями — теперь можно корректировать звучание отдельных инструментов по тому же алгоритму. В наличие имеются пресеты для гитар, пианино, других инструментов и мастеринга в целом. Этот процессор работает в разных режимах для выполнения различных задач. Отдельно хочется отметить, что этой программой нужно уметь пользоваться, и неопытный человек может и не понять суть происходящего.

Совсем практика…

Для стерео-мастеринга на домашней студии будет достаточно несколько программ, список которых я приведу:

  • Steinberg WaveLab 4.0 (модуль дитеринга UV22HR, имеется собственный автоматизированный модуль поиска артефактов Analysis — Global Analysis).
  • Waves X-Click,
  • Waves X-Cracle,
  • Waves X-Noise,
  • Waves Q10 Paragraphic EQ,
  • Waves L2 Ultramaximizer,
  • WaveArts MasterVerb,
  • OhmForce OhmBoys,
  • iZotope Ozone DX 2.0,
  • BBE Sonic Maximizer,
  • t.c. electronic Spark FX VST (пресеты CD Mastering и CD PreMaster),
  • IK Multimedia T-rackS VST.

Последняя — только для любителей. Лично меня она сейчас не привлекает, хотя в свое время T-RackS достаточно нашумела своими математическими алгоритмами эмуляции ламповых приборов.

Большинство из приведенных программ предусматривают операцию дитеринга (компенсации цифровых шумов квантования при переходе от одной разрядности на другую) априори. В WaveLab есть индикатор Bit Meter, который показывает текущую разрядность обработки, а алгоритм дитеринга Apogee UV22HR, использующийся в этом редакторе, считается одним из лучших в мире.

В завершении

Программ для мастеринга сейчас очень много, поэтому рекомендую просто автоматизировать данный процесс на понравившихся продуктах. Если вы делаете фонограмму для радио или ТВ, то не забывайте, что там стоят еще дополнительные процессоры многополосной компрессии, поэтому качества CD в трансляции вы никогда не услышите — частотный и динамический диапазон сужаются. В принципе, достаточно сделать фонограмму с RMS -12 Дб, и вы не будете проигрывать в громкости по сравнению с другими композициями.

Если вы решите, что «мастеринга в домашних условиях» вам не хватает, то не забудьте сохранить версию файла, в которой еще не начали производить многополосную динамическую обработку. Поскольку после нее гораздо труднее произвести профессиональный мастеринг, а некоторые студии такую фонограмму вообще не примут.

То есть, подведем итог, «мастеринг в домашних условиях» — это автоматизированная обработка звуковых данных для создания более-менее качественного демо, позволяющая его ротировать по радио и ТВ. Хотя я сторонник того мнения, что все зависит от специалиста.

И еще я заметил тенденцию, что многие начинающие специалисты, провозившись долгое время с мастерингом, начинают по другому сводить, качественнее. То есть, опыт в этом направлениии — неотъемлемая часть современной звукорежиссуры.

Как сделать студию звукозаписи дома: первый шаг к домашнему лейблу

Если вы записываете свою музыку или аудиокниги, озвучиваете видеоролики для YouTube, домашняя студия звукозаписи – это ваше рабочее место. Создать и оборудовать ее самостоятельно вполне реально, было бы желание.

Есть два пути, по которым можно пойти.

Первый – комнатная студия. По сути, это просто уголок в комнате. Все оборудование при необходимости легко убирается. Это самый простой вариант, если звукозапись не является вашим основным занятием.

Второй – это выделенная студия. Например, ею может стать кладовка, в которой помещается хотя бы компьютерный стол (в идеале – комната и студийная мебель). Другой вариант – вокальная кабина (ее называют еще акустической или дикторской), которую можно разместить прямо в квартире. Это оптимальный вариант, если вы планируете заниматься звукозаписью на дому профессионально или полупрофессионально.

Компьютер или ноутбук

Для начала, конечно, можно попробовать использовать любой компьютер, который есть в вашем распоряжении. Но есть очень важный момент. Для записи звука и его редактирования вам понадобится соответствующая программа – это может быть Adobe Audition, AVS Audio Editor, Avid Pro Tools, Presonus Studio One, Propellerhead Reason и так далее (у большинства программ есть демо-версии). И такие программы предъявляют достаточно высокие требования к вычислительным мощностям компьютера. Скажем, небольшой нетбук для этих целей не слишком подойдет.

При желании можно попробовать начать с программ попроще – большинство из них бесплатны и не требуют высоких производительных мощностей от компьютера. Популярные программы для домашней звукозаписи – это Audacity, Free Audio Recorder и другие.

Выбор между стационарным компьютером и ноутбуком – дело вкуса и личного выбора. Лучше всего здесь исходить из своих потребностей. Но ноутбук предоставляет возможность сделать свою мини-студию мобильной и при необходимости без труда переносить ее – часто именно это определяет выбор.

Ключевые критерии выбора компьютера или ноутбука для домашней студии звукозаписи:

  • Быстродействие и достаточно мощный процессор. Минимум, который нужен для комфортной работы – это четырехъядерный процессор уровня Intel Core i3;
  • Бесшумность работы. Важно также вовремя проводить профилактическую чистку кулера во избежание появления шумов;
  • Размер монитора. Здесь все просто: чем больше, тем лучше. Это важно при редактировании треков в любой программе звукозаписи.

Микрофон

Микрофон – один из самых ответственных выборов, особенно если он будет один. От него в первую очередь зависит качество записи. Микрофоны для Скайпа типа Sven здесь не подойдут – они могут быть хороши для общения, но в записи дают заметный фоновый шум, а качество звука оставляет желать лучшего. Ориентировочный ценник для хорошего микрофона, который подойдет для качественной звукозаписи, – от пяти-шести тысяч рублей.

Студийный микрофон может быть динамическим или конденсаторным. Конденсаторные микрофоны лучше работают с высокочастотными инструментами (акустическая гитара, клавишные), а динамические – со средне- и низкочастотными (ударные, электрогитара, бас).

Динамические микрофоны считаются идеальными для сцены – они конструктивно более прочные, более устойчивые к перепадам влажности, у них выше запас усиления до появления обратной связи (она возникает, когда несколько микрофонов ведут запись рядом друг с другом).

Для домашней записи голоса чаще всего используют конденсаторные микрофоны. Они различаются по размеру диафрагмы. От размера диафрагмы зависит уровень записи высоких/низких частот. Так, если вам нужно записать трек с большим количеством высокочастотных инструментов, идеален будет конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой (это «микрофоны-карандаши»).

Но если вы планируете приобрести только один микрофон, как минимум на начальном этапе, оптимальным выбором будет конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Это вариант, подходящий для большинства задач в домашней звукозаписи.

Если вы собираетесь записывать только голос, предпочтительно выбирать настольный микрофон – это позволит обойтись без стойки для него и снизит общие затраты на оборудование.

Приведем примеры нескольких конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой, прекрасно показывающих себя в условиях домашней звукозаписи. Большинство из них можно найти в специализированных магазинах аудиотехники.

Среди рекомендуемых можно выделить:

  • SAMSON METEOR USB
  • SAMSON C01U PRO
  • Studio Projects B1
  • Rode NT1-A
  • RODE NT-USB
  • sE Electronics 2200a II
  • AKG Р120
  • Audio-technica ATR2500USB
  • Blue Yeti Pro
  • Blue Microphones Snowball
  • Blue Microphones Bluebird

Подробный гайд по выбору микрофона читайте на нашем сайтеили в посвященной этому вопросу статье на клубе экспертов.

Поп-фильтр

Поп-фильтр – важный аксессуар при записи голоса. Он выполняет две функции: гасит экстремальные («взрывные») частоты и защищает микрофон от «заплевывания».

При произнесении некоторых звуков («п», «б») создается сильный поток воздуха. В обычной речи этого не слышно. Но на записи возникают «хлопки». Во избежание таких «хлопков» и необходим поп-фильтр.

Поп-фильтр может быть с нейлоновой мембраной или с металлической. Первые – дешевле, но они и менее долговечны.

Поп-фильтры с нейлоновой мембраной:

Поп-фильтры с металлической мембраной:

  • Stedman Corporation Proscreen XL
  • Avantone PS-1 PRO-SHIELD
  • Blue Microphones The Pop

Микрофонная стойка

Нужны ли вам микрофонные стойки – зависит от целей, с которыми вы оборудуете студию, и от того, какой именно микрофон вы приобрели. Если вы записываете только голос и микрофон у вас настольный – стойка ни к чему. Если вы пишете музыку и/или микрофон ручной – без стойки не обойтись.

Конструктивно стойка может быть:

  • настольной – оптимальный вариант для домашней записи голоса;
  • напольной прямой или на круглом основании – подходят для вокалистов на сцене, для караоке или в повседневном использовании;
  • низкой – внешне такие стойки похожи на настольные, но используются обычно для басовых барабанов и гитарных кабинетов;
  • надголовной – такая стойка удобна тем, что позволяет легко менять положение микрофона.
  • «журавль» – напольная стойка на треноге с кронштейном.

Для конденсаторного микрофона очень важна устойчивость стойки и качественные крепления, поскольку эти микрофоны довольно хрупкие. Стоит обратить внимание и на другие конструктивные особенности – например, телескопические стойки предоставляют больше возможностей.

Примеры настольных микрофонных стоек:

  • K&M 23110-316-55, компактная и недорогая.
  • QUIK LOK A188 – телескопическая стойка.

Стойки типа «журавль»:

  • K&M 21060-300-87
  • QUIK LOK A300 CH
  • ROCKDALE 3617_T

Звуковая карта

Звуковая карта – один из важнейших элементов домашней звукозаписывающей студии. Для качественной записи возможностей встроенной звуковой карты компьютера попросту не хватит. Отметим важнейшие моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе внешней звуковой карты.

    Число входов/выходов. Для большинства случаев вполне достаточно четырех (а иногда и двух), но чем больше инструментов вы планируете подключать и записывать одновременно, тем больше должно быть и число каналов. Например, для записи музыкальной группы нужно минимум 16 входов. Обязательно должны быть отдельные регулируемые входы для наушников и микрофона.

Акустический экран

Если у вас есть возможность создать в доме или квартире выделенную студию, то этот пункт можно смело пропустить. Достаточно просто обить все стены акустическим поролоном, а на потолке разместить акустические панели.

Тот, кто хоть раз пробовал записывать звук в квартире и прослушивать его на хорошем оборудовании, хорошо знает, что результат будет сильно зависеть от окружающих поверхностей.

Если вести запись, к примеру, около холодильника или батареи, — звук будет позванивать, если у стены – он окажется глухим, у окна – скорее всего, возникнет эхо.

Все поверхности, которые нас окружают в квартире, так или иначе отражают звук и влияют на него. Именно поэтому в профессиональных студиях звукозаписи стены обивают акустическим поролоном, который рассеивает волны и позволяет получить на выходе чистый звук.

Но как быть в условиях комнатной студии? Здесь выходом становится акустический экран – его можно установить на столе за микрофоном, и это позволит минимизировать эхо и другие негативные факторы, связанные с отражающими поверхностями.

Наушники

Наушники для студийной записи могут быть открытыми или закрытыми. Закрытые идеальны для записи, поскольку дают лучшую звукоизоляцию. Для редактирования и сведения треков лучше предпочесть открытые наушники, поскольку они дают более высокое качество звука.

Примеры качественных открытых наушников для домашней студии:

  • Beyerdynamic DT990 Pro
  • AKG K 702
  • AKG K240
  • Samson SR850

Примеры закрытых наушников:

  • Beyerdynamic DT240 Pro
  • Extreme Isolation EX-29
  • Sony MDR-ZX110B
  • Sennheiser HD205

Несколько облегчить выбор могут готовые комплекты для домашней звукозаписи. Обычно в них входят звуковая карта на 4-6 входов, конденсаторный микрофон с большой диафрагмой и наушники закрытого типа плюс кабели для подключения всего этого к компьютеру. Это – стартовый минимум для записи и обработки голоса. Иногда в набор могут входить дополнительные микрофоны, поп-фильтр. Выбирая комплект, стоит обратить внимание на конструктивный тип микрофона (ручной, настольный) – возможно, для него придется отдельно приобрести стойку.

Оборудование для домашней студии может быть самым разнообразным и включать в себя разные виды микрофонов и стоек, студийные мониторы, кабели, MIDI-клавиатуры, усилители и многое другое. Мы привели те из них, без которых попросту не обойтись даже на начальном этапе.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector