1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Risen – последний из могикан (первый взгляд)

Содержание

Risen – последний из могикан (первый взгляд)

Сложно удержаться и не начать эту заметку с того, чтобы попросить вас лишний раз посмотреть на графы «разработчик» и «жанр», дабы сделать соответствующие выводы. Драматический оборот событий здесь в следующем: студия Piranha Bytes всю свою сознательную жизнь занимается тем, что придумывает пугающие своими масштабами и проработкой ролевые игры и даже пытается их продавать. И, похоже, исключительно последнее обстоятельство удерживает немцев от желания обрушить на вас сотни характеристик, тысячи страниц текста и миллионы других вещей, о которых вы можете даже не догадываться. Но даже такое дружелюбие к потенциальным покупателям мало чем помогает: неподготовленный человек в любой случайно взятой игре Piranha Bytes не выдержит больше получаса.

Здесь, конечно, есть один нюанс: любая случайно взятая игра Piranha Bytes непременно будет из серии Gothic. За всю свою историю студия работала только над ней. Тем удивительнее казался прошлогодний скандал с переделом прав на серию и его итоги. После разбирательств немцам запретили самостоятельно работать над новыми частями Gothic и фактически лишили собственного детища. Piranha Bytes на несколько месяцев ушла в полное «радиомолчание», а потом непринужденно анонсировала новую игру… Естественно, «Готику»! Пусть под другим именем и якобы совсем про другое, но зачем, в самом деле, обманываться — Risen дословно цитирует серию и разве что ее не продолжает. Откуда берутся силы пережить любые потрясения, и в чем секрет немецких ролевых игр, мы выяснили у директора проектов Piranha Bytes Бьорна Панкратца.

Risen — игра, в которой легко угадываются принципы и правила Piranha Bytes, сформированные еще десять лет назад. Это — классическая RPG с минимумом поправок на последние достижения индустрии. Из тройки студий, всегда ассоциирующихся с ролевым жанром — BioWare, Bethesda Softworks и Piranha Bytes, только немцы остались далеко за рамками прогресса и последних трендов, чего сами нисколько не смущаются. Risen максимально повторяет любую часть «Готики», и даже ключевые моменты здесь те же.

Piranha Bytes, возможно, несколько перегибает палку, но глупо разом отказываться от всего накопленного опыта. Авторы акцентируют внимание на том, что собираются максимально использовать достижения «Готики», а все, что там не работало или работало кое-как, они выкинут или переделают. И есть один весомый повод считать эти слова не просто пустым звуком — в штате Piranha Bytes работают по-настоящему увлеченные люди. Они не просто любят свое дело, но готовы признаться в любви именно к ролевому жанру. По сути, эти немцы всю свою историю занимались только одним — делали игры своей мечты. Во время разговора с Бьорном Панкратцем выяснилось, что он не только отвечает за проекты студии, но еще и работает над дизайном и сюжетом Risen. И так практически с любым сотрудником — разработчики через одного совмещают свои должности и заняты совсем разными элементами игры. А уж здоровый энтузиазм вряд ли кому-нибудь помешает.

Так, у Risen есть все шансы стать первой игрой Piranha Bytes с настоящей предысторией, у героя которой наконец-то появится собственное имя и четкая биография. Панкратц отдельно подчеркнул, что у каждого персонажа можно будет выяснить отдельные детали из истории мира игры. Но хорошо заметно, что куда больше предыстории авторов волнуют события, участником которых окажется непосредственно герой. Начало предсказуемое: персонаж просыпается на песчаном пляже после кораблекрушения и понимает, что просто так ему домой не вернуться. Место действия — отдаленный остров (равный по размеру миру Gothic 2), в глубине которого находятся некие могущественные артефакты. Подобные ходы больше всего напоминают завязку дешевого фэнтези-романа в бумажном переплете, поэтому сюжет пока лучше оставить в стороне. Куда важнее, с каких позиций Piranha Bytes теперь сама экспериментирует с Risen.

Впервые разработчики рассматривают собственную игру под принципиально другим углом. Немцы предлагают считать остров не просто большой локацией, а замкнутой экосистемой со своими правилами. На остров по специальному заданию прибывает королевский инквизитор, находит те самые артефакты, и тут начинается форменная чертовщина. Буквально из-под земли вылезают странные сооружения, в лесах появляются удивительные и крайне агрессивные животные, а саму территорию от всего остального мира закрывает некая магическая пелена. Инквизитор тут же превращает центральный город в тюрьму, захватывает монастырь и вообще подчиняет себе практически все. Только фракции магов и бандитов могут противостоять королевским войскам.

Собственно, это все и есть «замкнутая экосистема». Разработчики забрасывают героя на остров и предоставляют его (а значит и вас) самому себе. Каждая фракция добивается своего, у каждого встреченного персонажа свои мотивы и цели, и им, по сути, нет никакого дело до главного героя. Авторы очень четко выделяют ключевой аспект: остров — самодостаточная система, с этим придется мириться, это придется учитывать во время игры, в конце концов, такое устройство придется защищать. Опыты и излишнее любопытство инквизитора вызвали из-под земли целый вулкан, который вот-вот взорвется.

И вот разработчики в буквальном смысле запускают вас в эту систему и больше не мешают. Можно немедленно отправиться на поиски приключений, встретить в ближайшем лесу огромную свинью и бесславно погибнуть. Можно зайти в ближайшую деревню и поинтересоваться у крестьян насчет работы. А можно прямо отправиться к одной из трех фракций и поступить на службу. Помимо условных параметров или уровней, выполнив особые задания, можно получить целый титул. То есть игру вы вполне можете закончить герцогом или на худой конец графом.

Но в отношении Risen есть еще один заманчивый вариант — вы можете вообще попытаться не контактировать с аборигенами, и рано или поздно приключения закрутятся вокруг вас сами. Инквизитор, например, запретил любому человеку покидать остров. Если вы вздумаете забраться на корабль и уплыть, то вас поймают, немедленно бросят в тюрьму и заставят работать на инквизицию. И каждое такое событие внутри игры меняет саму историю. По словам Бьорна, вы можете даже не заметить, как изменили что-то важное, и всю картину в целом увидите только в грандиозном финале. Причем сюжет учитывает не только судьбоносные (вроде выбора фракции), но и самые, на первый взгляд, незначительные решения.

Вариативность Risen легче всего проследить на отдельных примерах. Piranha Bytes больше всего старается именно в этой области, чтобы вы чувствовали свободу выбора буквально на каждом шагу. Простой пример с охранником и ключом здесь можно разбирать очень долго. Вот, скажем, самые простые варианты — отобрать ключ силой или просто украсть (используйте заклинание смеха — и сторож упадет на пол от смеха, пока вы будете его обдирать). Охранника банально можно подкупить и получить нужную вещь. Но вот способ, который в подобных играх раньше уж точно не фигурировал. Из разговора с охранником выяснится, что он откровенно скучает на посту и не прочь, как бы это помягче, поразвлечься с дамой. Так вот, для него можно снять жрицу любви, и пока воин будет отсутствовать — пройти через дверь.

С другой стороны, какой-нибудь случайный прохожий, увидев, как вы общаетесь с девушкой легкого поведения, может сделать неверные выводы о вашей морали. И если вам впоследствии доведется с ним общаться, то он отнесется к вам негативно, а это его отношение, в свою очередь, повлияет на другого персонажа и так далее. Цепочка, конечно, не бесконечна, но все же довольно длинна. Самые незаметные решения в Risen запускают порой целую череду всевозможных происшествий или событий. Вполне возможно, ваш отказ помочь одинокому старику в самом начале игры скажется на финале.

Впрочем, здесь нет однозначно «хороших» и «плохих» поступков. Как и в жизни, на острове преобладает серый цвет: каждый добивается своих целей самыми разными способами. По поводу острова есть и следующее сообщение Панкратца. В этот раз авторы решили сделать упор именно на качестве, а не просто масштабах. Территория Risen не поражает воображение размерами, но вместо этого впечатляет разнообразием. На острове есть практически все возможные виды ландшафта: тропические джунгли, пустыни, вулканы, болота с опасными тварями, целые города и глухие деревушки, огромные крепости, наконец. Даже типов погоды в Piranha Bytes предусмотрели около десятка, причем в зависимости от того, льет дождь или светит солнце, внешний вид игры разительно меняется.

На графике немцы вообще делают сильный акцент. Если не углубляться в технические дебри (одни только названия спецэффектов выглядят пугающими), то краткий вывод примерно следующий — Risen будет очень красивой игрой. И, конечно, никаких дополнительных загрузок — авторы готовят «бесшовный» мир. Все вышесказанное звучит заманчиво, но по нынешним меркам — вполне правдоподобно. Если разработчикам удастся реализовать задуманное без ошибок и сбоев, одной блестящей RPG на Земле станет больше.

Прохождение игры Risen полностью за разные фракции

Silent Hill приходит в мир Dead by Daylight: В популярной онлайн-выживалке появятся персонажи культового ужастика

No Man’s Sky — бывший консольный эксклюзив PS4 готовится пополнить библиотеку Xbox Game Pass

9 27.05.2020 00:48 от Ghoul

Sony уверена в качестве The Last of Us: Part II — стало известно, когда появятся обзоры и оценки нового эксклюзива PS4

70 27.05.2020 00:47 от dedpyl

Одни из нас: Часть II: Появились изображения стартового экрана и иконки The Last of Us: Part II в меню PlayStation 4

9 27.05.2020 00:45 от dedpyl

Sony порадовала подписчиков PS Plus неожиданнным сюрпризом — первую бесплатную игру июня раздадут уже завтра

Вопросы, предложения, замечания по работе Гейммага — часть 2

The Last of Us Part II

Ваша оценка ИГРЕ

Mortal Kombat 11

4105 27.05.2020 00:37 от 1ee4

PS5 vs. Xbox Series X vs. PC

В 2009 году мир увидел новую игру корпорации Piranha Bytes — Risen. Опытным геймерам она вряд ли покажется новинкой. Это классическая игра жанра RPG, в которой трудно найти что-то чрезвычайно новое, инновационное. Тем не менее разработка заслуживает внимания. Многим любителям жанра приглянулась Risen, прохождение доставило определенное удовольствие. И это несмотря на то, что здесь классическая система боя и стандартный сюжет борьбы маленького человека со злом.

Игра Risen — общая информация

Прохождение игры Risen порадует более реалистичным геймплеем. Главными преимуществами стала возможность использования множества ударов не только для нападения, но и для обороны.

Врагов в игре не очень много, батальные сцены без большого количества убитых.

Системные требования, сколько времени занимает весь процесс

Прохождение игры Ризен предполагает установку на ПК или покупку диска для Xbox 360. Присутствует русское меню и озвучка. Минимальными требованиями будет процессор от 2 ГГц, более 1 Гб оперативной памяти и 2,5 Гб места на жестком диске. Потребуется DirectX 9,0с и видеокарта с памятью не менее 256 Мб.

Во время игры в Райзен прохождение займет около 27 часов по основному сюжету. С дополнительными заданиями придется потратить на 10 часов больше.

Для справки! Нужно понимать, что даны значения «чистого» времени. В реальности, если не спешить, иногда отвлекаться или просто подходить к игре на 2-3 часа в день, удовольствие от процесса можно растянуть на неделю или больше.

Читать еще:  Промахнулся ли Акела, или Слово в защиту Apple iPhone 4S

Создание персонажа, кого выбрать

При прохождении Risen 1 потребуется сделать выбор, к какой группировке примкнет персонаж. Для героя предложено три варианта:

  • инквизитор — можно овладеть магией и научиться использовать в бою посох;
  • маг — размышляет о сути бытия и предается философским рассуждениям;
  • разбойник или охотник — придется получить сначала в морду, потом дон Эстебан примет в свою шайку.

Как правило, игроки выбирают между первым и третьим вариантом. Оба не влияют на результат игры, а только на способности и возможности героя. Инквизитор будет выполнять больше магических штучек, а разбойник станет настоящим бойцом. Для полноценного прохождения игры лучше стать охотником на болоте.

Подробное описание прохождения основного сюжета игры Райзен по главам на 100 процентов

Прохождение Ризен 1 заключает в себе необходимость выполнения множественных заданий и сбора различных бонусов. Нужно знать, где отыскать учителя и где подстерегает опасность. На процент прохождения повлияет прокачка героя, навыки и умения сыграют важную роль для финала игры.

Пролог. Задания Сары и Яна

Произошло кораблекрушение, живыми выбрались двое — главный герой и девушка Сара. Нужно осмотреть останки корабля, а затем собрать все, что можно. Девушка попросит найти оружие, лучше всего добежать до края берега и обыскать матроса, у него будет нож.

Девушку нужно будет отвести на север в маленький дом, где она останется. Перед уходом нужно открыть сундук и пожарить на сковороде все, что есть в припасах. Покушать нужно самому и угостить попутчицу.

Глава 1. Запретный остров

Недалеко удастся обнаружить гробницу, провалившись нужно нажать рычаг и осмотреть в зале сундук. Затем предстоит посещение дома, где хозяйничает Ян, поговорить с ним удастся только после нахождения в доме оружия.

Далее предстоит выбор, к кому примкнуть, лучше последовать за Яном на болото, сначала выполнять поручения дона Эстебана, затем переметнуться к инквизиции и в конце прохождения Risen направиться в монастырь.

Для справки! На болоте будет 11 учителей. Некоторые из них станут доступны только после прохождения определенных квестов.

Все учителя помогают обрести новый навык или получить оружие. Можно посетить магазины и приобрести разные ценности. Таких точек будет четыре. Также потребуется выполнить на болоте задания:

  • охота с Дагом;
  • ужасные насекомые;
  • лакей Брогара;
  • лентяй;
  • золотые осколки Оскара;
  • побег с золотом;
  • место для банды;
  • пиво;
  • трава для Робарта;
  • бутылка для Луиса;
  • крысы;
  • развалины храма;
  • лучший боец;
  • список Доргана;
  • оплата защиты;
  • доставка артефактов;
  • власть;
  • охотники;
  • захват лагеря;
  • вход в храм;
  • отчет;
  • мастер Иллюмар.

Далее потребуется направиться в город Харбор. Путь туда лежит через владения послушников, у них тоже будет три задания для героя. Последнее приведет к пункту назначения.

Внимание! На этом этапе прохождения игры следует найти 11 учителей и посетить 9 торговцев.

Попав в Харбор придется пройти еще 7 квестов, результат их выполнения приведет к выбору стороны, за которую выступает герой. Если все пройти в пользу одного клана, то можно получить дополнительный бонус. В данной локации главного героя ожидает много второстепенных задач по игре. Их можно выполнять по желанию.

Далее герой движется в сторону монастыря. Чтобы туда попасть придется вскрыть дверной замок и перепрыгнуть площадку с кольями. Все осмотрев следует пойти к ферме послушников и выполнить разные задания. Здесь тоже доступны новые задания. Кроме того, обязательно стоит посетить торговцев.

Встретившись с Мендосой герой переходит во вторую главу.

Глава 2. План инквизитора

В этой главе самым продолжительным будет второе задание инквизитора, где потребуется найти пять дисков.

Первой будет просьба отыскать камни телепортации, они очень пригодятся в дальнейшем. Перед тем, как доставить диски инквизитору придется пройти через три сражения.

Внимание! Всегда следует осматривать локации на присутствие интересных и полезных предметов.

После того, как диски окажутся у инквизитора он попросит исследовать храм.

Глава 3. Храм

Как только откроется дверь в храм, тут же атакуют ящеры. Придется с ними вступить в бой.

Затем потребуется помощь магам, а значит основное прохождение отложится еще на некоторое время.

Во время осмотра храма будут попадаться чудовища, с которыми герой будет сражаться.

В результате всей цепочки квестов придется осмотреть практически весь остров и убедиться в необходимости найти все части доспехов. Но это в следующей части.

Глава 4. Титан

Для дальнейшего прохождения Risen нужно поговорить с Игнатием в монастыре и убедить Эстебана, чтобы он пропустил в очередное святилище.

Внимание! Перед началом поиска доспехов нужно получить свитки у Элдрика, Карн тоже должен будет их отдать.

Для нахождения всех нужных частей потребуется осмотреть все храмы острова. Затем их нужно будет перековать, сделать это можно у Элдрика.

После убийства Мендоса останется только победить Титана — главного врага. Основным оружием соперника будет огненный луч, стрелы, ударная волна от копыта и пол, на котором стоит герой.

Нужно быть осторожнее, сегменты пола периодически проваливаются, от луча лучше убегать до второго круга, от удара копытом можно спастись подпрыгнув в нужный момент, а от стрел защитит щит.

Обладая определенной ловкостью, победить Титана не сложно.

Игровые фракции (Дон VS Орден), влияние на финал, вступление

В результате выбора героя, будет зависеть его внешность и процент прохождения игры. При выборе в качестве покровителя дона Эстебана путь будет самым продолжительным, а игра сыграна на все 100 %. В остальных случаях это будет не полная версия, при каждом выборе существуют уникальные задания. Итог игры не зависит от выбора фракции.

Получение достижений

Все достижения в игре Ризен измеряются дополнительными очками. Чтобы получить максимум от игры нужно:

  • убить 20 кабанов +10;
  • выполнить задание «тайна восточного храма» принесет 20 очков;
  • закончить задания «борьба за власть» и «возвращение Эстебана» также дадут по 20 очков;
  • изучить все навыки ближнего боя +20;
  • убить 20 цыплят +10;
  • окончить квесты «Огр Дрок» и «Не бей женщин» — за каждый +10;
  • защитить крепость в вулкане за 20 очков;
  • стать пойманным морским червем 10 раз +10;
  • три раза умереть +10;
  • выйти из первых развалин + 10;
  • купить первую карту +10 очков;
  • принести пакет дону Эстебану за 30 очков;
  • найти первый лук за 10 очков;
  • собрать 20 сумок с инструментами и изучить все кристаллы — за каждый +20;
  • найти Петти за 20 очков;
  • довести три показателя до 100 % +30 очков;
  • вылечить жену фермера и взломать 100 замков — за каждое по +10;
  • выполнить испытание Игнатия и изучить все навыки стрелка — каждое принесет +20 очков;
  • навести мир и порядок за 30 очков;
  • обворовать 50 карманов, убить первого министра, выковать 100 орудий — принесут каждое по 10;
  • получение 100 тысяч монет даст 30 очков;
  • найти все вассальные кольца за 20;
  • убить две тысячи монстров, одолеть Титана и убить инквизитора — каждое принесет по 50 очков;
  • стать повелителем рун за 20 очков;
  • получить тысячу монет и собрать 10 злаков — за каждое получить по 10 очков;
  • выполнить задания «Самаритянин», «Семьянин» и убить Гиргеру — за каждое +20 очков;
  • изучить все профессии +20;
  • получить 300 тысяч монет и выполнить 250 заданий — +50 за каждое;
  • убить 500 монстров за 30;
  • спасти Сару и убить 7 мотыльков за +10 по каждому;
  • отыскать, кто убил Хемлара за 20;
  • найти 10 сокровищ и получить звание «остряк», используя заклинание «шутка» 25 раз — +10 по каждому;
  • пройти ящик Пандоры, достигнуть 100 % эксперта и найти все камни телепортации — +20 очков по каждому.

Для выполнения некоторых заданий потребуется опыт и навыки, но получить очки не сложно. Секрет некоторых миссий откроют герои игры, они дадут совет или задание.

Определенно внимания каждого геймера заслуживает игра Ризен, прохождение будет интересным и захватывающим. Отличная графика, звук и классический геймплей позволят насладиться качественной игрой из жанра RPG. И даже если не удастся получить все награды и достижения в первый раз, вполне можно запустить Risen повторно, выбрать другую фракцию и вновь пройти захватывающий сюжет.

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

В продаже

Серии

Форум

Купер Джеймс Фенимор

Книга «Том 3. Последний из могикан, или Повесть о 1757 годе»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • 2
  • .
  • 47
  • 48
  • 49
  • 50
  • 51
  • 52
  • 53
  • .
  • 95
  • 96
  • »
  • Перейти

Страшные картины, непрерывно встречавшиеся им на пути к озеру, производили на них столь же разное впечатление, сколь различны были их характеры. Юноша, шедший первым, украдкой бросал угрюмые взгляды на обезображенные жертвы, стесняясь выказать свое естественное волнение и в то же время не умея, по неопытности и молодости, подавить и скрыть его. Напротив, его старший краснокожий друг был выше подобной слабости. Он шагал мимо груд мертвых тел с таким спокойствием и невозмутимостью, какие приобретаются лишь долголетней привычкой и опытом. Белых также обуревали различные, хотя и одинаково печальные чувства. Один из них, седоволосый морщинистый человек, осанка и походка которого, несмотря на грубую простую одежду обитателя лесов, выдавали в нем воина, не стыдился издавать громкие стоны при виде какого-нибудь особенно страшного зрелища. Его юный спутник содрогался, но из сострадания к старику силился сохранять хладнокровие. Только один из пятерых, тот, кто замыкал шествие, выражал свои мысли вслух, не заботясь ни о том, что о нем подумают, ни о последствиях, которые могут быть вызваны его словами. Его, казалось, возмущала скорее нравственная, чем физическая сторона дела. Когда он взирал на самые страшные картины, ни один мускул не дрогнул у него на лице и взгляд его оставался неколебимо тверд, но в нем читалось такое глубокое и неподдельное негодование, что нельзя было не заметить, сколь сильнo возмущает этого человека гнусная безнравственность чудовищной бойни.

Читатель, разумеется, сразу узнал в путниках могикан, их белого друга-разведчика, а также Хейуорда и Манроу. Полковник в самом деле отправился на поиски дочерей в сопровождении молодого человека, принимавшего столь большое участие в их судьбе, и трех отважных лесных жителей, уже доказавших свою ловкость, честность и верность.

Когда шедший первым Ункас выбрался на середину равнины, у него вырвался крик, на который не замедлили сбежаться остальные. Молодой воин стоял перед грудой женских тел, беспорядочно наваленных друг на друга. Несмотря на охвативший их ужас, Манроу и Хейуорд, движимые порывом любви, которую ничто не могло угасить, бросились разыскивать в пестрой куче лохмотьев хоть какие-нибудь следы тех, кого они искали. Но вскоре отец и влюбленный вздохнули с облегчением, хотя оба вновь были обречены на мучительную неизвестность, выносить которую, пожалуй, не легче, нежели самую ужасную правду. Когда разведчик подошел к ним, они молча и задумчиво стояли над страшной грудой трупов. С пылающим от ярости лицом глядя на печальное зрелище, суровый обитатель лесов в первый раз с тех пор, как они вышли на равнину, громко и внятно произнес:

— Я побывал не на одном поле боя, прошел по кровавому следу немало миль, но еще нигде не видел руку дьявола так ясно, как здесь! Месть — чувство, свойственное индейцам, а я, как вам известно, чистокровный белый. Но вот что я скажу перед лицом неба: клянусь господом, чье всемогущество столь зримо проявляется на каждом шагу в этих пустынных местах, что если французы окажутся от меня на расстоянии выстрела, то уж мое ружье будет выполнять свой долг, пока кремень высекает искру, а порох горит! Томагавк и нож я (уставляю тем, кто от природы владеет ими искусней, чем я. А что скажешь ты, Чингачгук? — добавил он на языке делаваров.— Неужели мы позволим гуронам похваляться этим кровавым делом перед своими женщинами, когда холмы покроются снегом?

На смуглом лице вождя могикан вспыхнуло мгновенное негодование. Он обнажил нож, но тут же отвернулся от страшного зрелища, и черты его вновь приняли выражение бесстрастного спокойствия, словно Чингачгуку были вовсе неведомы порывы страстей.

— Монкальм! Монкальм! — продолжал глубоко взволнованный и менее сдержанный разведчик. — Говорят, наступает день, когда все, что мы свершили, предстает на суд того, чьи глаза не страдают несовершенствами, присущими зрению смертных. Горе злодею, которому суждено будет в тот страшный час созерцать эту равнину и ожидать приговора, уже произнесенного его душе! Ха! Не будь я белым, если вон там не лежит индеец и на голове у него нет ее природного украшения. Осмотри-ка его, делавар. Быть может, это один из ваших соплеменников, заслуживающий погребения, потому что был стойким воином. Э, да я вижу по твоим глазам, сагамор, что кто-нибудь из гуронов заплатит жизнью за этот труп еще раньше, чем осенние ветры унесут отсюда запах крови!

Читать еще:  Ноутбук Alienware M11x R3: личный звездолёт

Чингачгук подошел к изуродованному телу, повернул его и увидел на нем отличительные приметы одного из так называемых Шести союзных племен, которые сражались, правда, на стороне англичан, но находились в непрерывной вражде с делаварами. Он оттолкнул тело ногой и отвернулся от него с таким равнодушием, словно это была падаль. Разведчик, сообразив, что ошибся в своих предположениях, спокойно двинулся дальше, продолжая, однако, с прежним негодованием поносить французского командующего:

— Истреблять людей в таких количествах вправе только всемогущий носитель высшей мудрости. Только он может решиться на подобную меру, ибо никто иной не в силах восполнить гибель творений его. Пока не съеден первый олень, я считаю грехом убивать второго, разве что предстоит идти в поход или надолго сесть в осаду. Другое дело, конечно, когда воины встречаются в открытой, честной схватке: так уж им суждено — умереть с ружьем или томагавком в руках, смотря кем они родились, белыми или краснокожими. Ункас! Иди сюда, мальчик,— не мешай ворону опуститься на минга. Я по опыту знаю: вороны предпочитают мясо онейдов; так почему бы птице не полакомиться любимой пищей?

— Ха! — выдохнул вдруг молодой могиканин, приподнялся на цыпочки и уставился на что-то, спугнув голосом и движением ворона, который тут же полетел искать другую добычу.

— В чем дело, мальчик? — шепотом осведомился разведчик, припадая к земле, как пума перед прыжком.— Дай, бог, чтобы это оказался мародер-француз, шныряющий в поисках поживы! Смею думать, олене-бой сегодня не промахнется!

Ункас, не ответив, сорвался с места, еще через секунду торопливо отцепил от куста обрывок зеленой вуали со шляпы Коры и торжествующе поднял его над головой. Увидев жест молодого могиканина и его находку, а также услышав радостный крик, вторично сорвавшийся с его уст, путники без промедления вновь собрались вокруг него.

— Дитя мое! — отчаянно вскрикнул Манроу.— Верните мне мое дитя!

— Ункас попробует,— последовал короткий и трогательный ответ.

Простые, но многозначительные слова индейца прошли мимо ушей взволнованного отца. Он схватил лоскуток вуали, и взгляд его тревожно забегал по соседним кустам, словно старик страшился и в то же время надеялся проникнуть в их тайну.

— Здесь нет мертвецов,— глухим, почти сдавленным от боязни голосом бросил Хейуорд.— Буря, кажется, обошла это место.

— Это совершенно очевидно и яснее неба над нашей головой,— спокойно отозвался невозмутимый разведчик.— Но судя по всему сама девушка или те, кто ограбил ее, проходили мимо куста, потому что я помню эту ткань: она закрывала ею лицо, на которое всем так нравилось смотреть. Ты прав, Ункас, темноволосая была здесь и, как испуганная лань, убежала в лес: любой, кто умеет бегать, не стал бы стоять и ждать, пока его убьют. Поищем-ка следы,— может, она их оставила. Мне иногда кажется, что глаз индейца замечает даже след колибри в воздухе.

При этих словах молодой могиканин исчез с быстротой летящей стрелы, и не успел разведчик договорить, как с опушки донесся победный крик. Подбежав к Ункасу, встревоженные путники увидели еще один обрывок вуали, развевающийся на нижней ветке бука.

— Легче, легче! — остановил Хейуорда Соколиный Глаз, преграждая ему дорогу своим длинным ружьем. — Теперь мы знаем, что нам делать, только не затопчите следы. Один поспешный шаг может стоить нам часа поисков. Но на след мы напали — этого уж нельзя отрицать.

— Благослови вас господь, достойный человек, благослови вас господь! — воскликнул растроганный отец. — Куда же бежали мои девочки? Где они?

— Выбор пути зависел от многих причин. Если они убежали одни, то могли пойти и по кругу, и по прямой, так что, возможно, находятся милях в двенадцати от нас. Если же их захватили гуроны или другие французские индейцы, они, вероятно, сейчас уже у границ Канады. Но что из того? — спокойно вставил разведчик, заметив, как встревожены и разочарованы слушатели.— Мы с могиканами стоим на одном конце следа, значит, найдем и другой, даже если их разделяют сотни миль. Тише, тише, Ункас! Ты нетерпелив, как горожанин. Не забывай: ножка легкая — след слабый.

«Последний из могикан»: Соколиный Глаз спешит на помощь

«Последний из могикан» — один из наиболее читаемых и, возможно, удачных романов пенталогии. В нем нашли отражение лучшие черты Купера-художника: мастерство рельефно выписанных характеров; искусство увлекательного сюжета; исполненные драматизма ситуации и неожиданно счастливые развязки. В романе мы встречаем Натти Бампо и его индейских друзей: Чингачгука (Великого Змея) и его сына Ункаса. Последние показаны в выгодном свете вопреки расхожему в ту пору мнению о краснокожих как о людях коварных и мстительных. Задолго до Лонгфелло, поэтически обработавшего индейский фольклор в «Песне о Гайавате», Купер без предвзятости подошел к проблеме коренных обитателей североамериканского континента, описав их горькую участь. Слово «могикане» стало нарицательным. Писатель свидетельствует о «неизбежной, по-видимому, судьбе всех этих народов, исчезающих под напором. цивилизации, подобно тому, как опадает листва их родных лесов под дыханием мороза». Романист не идеализирует своих героев. На войне этот народ «отважный, кичливый, коварный, беспощадный, готовый к самопожертвованию; в мирное время справедливый, великодушный, гостеприимный, мстительный, суеверный, скромный и обычно целомудренный». Характеристика, данная Купером индейцам, многообразна, содержательна и свободна от прямолинейности. Не случайно, что главным антагонистом благородного Ункаса является также индеец — коварный Магуа.

Как и в других романах серии, сюжет привязан к конкретному времени: об этом напоминает подзаголовок «Повествование о 1757 годе». Купер переносит читателя в тот период, предшествовавший Войне за независимость, когда французы и англичане соперничали за обладание землями на североамериканском континенте. При этом обе стороны нередко прибегали к услугам местных индейских племен, между которыми, в свою очередь, шло соперничество.

Таков исторический фон романа, построенного в авантюрноприключенческом ключе. Перед нами — калейдоскоп сюжетных коллизий: погони, пленения, чудесные избавления, роковые случайности, столкновения измены и великодушия, беззаветной смелости и низости. И все это происходит на фоне девственной природы.

События развертываются вокруг форта Уильям Генри на озере Джорджа; туда держат путь дочери коменданта полковника Манро — красавицы Кора и Алиса. Их сопровождает майор Дункан Хейворд, влюбленный в Алису.

В качестве проводника выступает индеец Магуа, предатель, находящийся в сговоре с французами. Магуа, по прозвищу Хитрая Лиса, выступает как злой гений героев.

Сюжет строится как серия мелодраматических эпизодов, явно театрализованных, но, безусловно, увлекательных. Несколько раз девушки и их друзья попадают в плен, над ними нависает смертельная опасность. Но всякий раз в самый экстремальный момент на помощь приходит Натта Бампо, выступающий под именем Соколиный Глаз. Рядом с ним его верные друзья — Чингачгук и Ункас.

Купер включает читателя в напряженную атмосферу романа, в котором его герои переживают страх, тревогу, отчаяние, радость. Яркими, броскими романтическими красками воспроизведен местный колорит, быт индейцев. Вот как, например, описан столетний Танемунд, старейшина делаваров: у него седая шевелюра; на голове диадема, украшенная драгоценными камнями и черными страусиными перьями; роскошные браслеты на руках и ногах, оружие с золотой и серебряной чеканкой.

Стиль Купера живописно-красочный, порой выспренный. Вот взятое наугад описание одного из батальных эпизодов: «Магуа только погрозил Дункану окровавленным ножом и издал свирепый ликующий крик, такой громкий, что звуки дикого торжества донеслись до тех, кто сра-

жался в долине, на тысячу футов ниже. В ответ раздался оглушительный крик разведчика, чья высокая фигура приближалась к дикарю по скользкому краю утеса такими отчаянно смелыми скачками, словно обладала способностью парить в воздухе».

Купер отдает дань романтической стилистике: герои хрипло хохочут; уподобляются хищному зверю; их взор полон «непримиримой ненависти»; их схватки происходят у края «головокружительной пропасти»; лица «пылают гневом».

Грустью овеяна заключительная XXXIII глава романа: происходят торжественные похороны Коры и Ункаса; делавары потеряли своего молодого вождя, полковник — старшую дочь. Чингачгук, сын которого погиб, «остался оголенной сосной на прогалине бледнолицых», его род «покинул берега соленого озера и делавэрские холмы». Исполнены глубокого значения слова Соколиного Глаза: «Кожа у нас разного цвета, но Бог повелел нам идти одной тропой». Людей связывают дружба, общие испытания вне зависимости от их этнической принадлежности.

Последний из могикан

Фильмы по произведениям Джеймса Фенимора Купера

Замечательному американскому писателю Джеймсу Фенимору Куперу в сентябре исполнится 230 лет со дня рождения. Писатель первым обратился к теме «про индейцев», посвятив аборигенам Америки несколько превосходных приключенческих романов. Фенимору Куперу принадлежат тридцать два романа, свыше десяти томов описаний путешествий по различным странам, несколько томов публицистики.

Джеймс Фенимор Купер родился в 1789 году в Берлингтоне, штат Нью-Джерси, но вскоре семья Куперов переселяется в штат Нью-Йорк, где основывает посёлок Куперстаун. Там Джеймс Фенимор получает школьное образование, после чего отправляется учиться в Йельский университет, но, не окончив курс, поступает на морскую службу, которая проходит на озере Онтарио, где в те времена создавали военные суда США.

В 1811 году Фенимор Купер женится на француженке Сюзан Аугусте Деланси. Однажды, читая жене какой-то скучный роман, Фенимор отбросил его в сердцах и заявил, что совсем не трудно написать нечто получше. Жена поймала его на слове, отступать было некуда. Так в 1820 году увидел свет первый роман Купера «Предосторожность». Автор опубликовал его анонимно, зная о предубеждённом отношении английского литературного общества к американским писателям. И правильно сделал. Критики были безжалостны, но не из-за происхождения автора, а из-за того, что роман обнаруживал полное незнание автором реальной Англии, где и проходит действие романа.

Но Купер не теряет бодрости духа, критика, вероятно, только подзадоривает его. И в 1821 году выходит его второй роман «Шпион, или Повесть о нейтральной территории». Что обеспечило этому роману успех, а его автору – всемирное признание? Их обеспечил удачный выбор персонажей. Ими стали отважные и гордые люди «фронтира» — пограничной зоны освоения колонизаторами Дикого Запада. Они не живут по законам чопорного общества переселенцев, но чтят и уважают традиции индейцев.

Такой находкой стал полюбившийся читателю образ Натаниэля (Нэтти) Бампо, впервые «оживший» в романе «Пионеры» (1823) и продолживший свой путь в романах «Последний из могикан» (1926), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841). О чертах этого самобытного характера, созданного Купером, можно судить по его прозвищам на страницах романа – Соколиный Глаз, Зверобой, Следопыт, Длинный Карабин, Кожаный Чулок.

Серия из пяти «краснокожих» романов Купера – это своего рода приключенческая эпопея на фоне истории войн между двумя колониальными державами, где с одной стороны – британские колонии, с другой – обладающие Канадой французы и их союзники-индейцы. Нэтти Бампо однозначно не поддерживает «цивилизаторского» хищничества своих соплеменников и их нежелания считаться с правами индейцев. Но мастерство автора в описании девственной природы Америки, рельефность ярких характеров, бесспорный успех у читателя вынуждает критиков признать Джеймса Фенимора Купера американским Вальтером Скоттом. Мальчишки всего мира (а писал Купер, в основном для мальчишек), начитавшись его романов, до сих пор играют в индейцев.

Произведения Фенимора Купера экранизированы более 30 раз, выбрал по несколько экранизаций книг о Натаниэле Бампо (Прерию и Пионеров, к сожалению, )

Историко-приключенческий фильм «Зверобой» по роману Дж. Фенимора Купера стал режиссерским дебютом Андрея Ростоцкого – до этого он снимался в кино в качестве актера и каскадера. Он с юности занимался спортом и самостоятельно выполнял на съемках сложные трюки. И в своем первом фильме собрал подходящую «мужскую компанию»: каскадеров Андрея Хворова, Всеволода Хабарова, Павла Абдалова, Александра Гизгизова, Георгия Пицхелаури, Сергея Лоздейского, Владимира Епископосяна.

Читать еще:  Дилемма – дело о розысках родни в пустыне

Фильм больше задумывался, как каскадерский и в дальнейшем в 1992 году уже целенаправленно выйдет полностью каскадерский фильм о каскадерах — «Мужская компания», где Андрей Ростоцкий выступил сценаристом, режиссером и сыграл главную роль, другие роли исполнили те же самые каскадеры, что и в фильме «Зверобой».

Сюжет: Середина XVIII века Колониальный раздел Северной Америки продолжается. Борьба Англии и Франции за территориальное господство разделила и сделала врагами индейские племена и европейских переселенцев. Случайно встретившись два совершенно разных человека, Гарри Марч и Натаниель Бампо направляются к озеру под названием Мерцающее зеркало. Зверобой должен помочь своему индейскому другу Чингачгуку вырвать из рук враждебного племени его возлюбленную Уа-Та-Уа, а Гарри добивается сердца красавицы Джудит, живущей на озере вместе с сестрой и пожилым отцом.

У зрителей этот фильм пользовался огромной популярностью, особенно у подростковой аудитории, а вот кинокритики восприняли его в штыки: пик популярности фильмов об индейцах остался далеко позади, в 1970-х гг., к тому же Ростоцкий нарушил установившуюся в советском кино традицию изображения индейцев как мужественных защитников своей родины от врагов-колонизаторов, а американцев – как алчных и жестоких захватчиков. А Ростоцкий отказался от идеализации индейцев, и у каждой из сторон была своя правда.

Последний из могикан (1992)

Сюжет: Действие фильма происходит в 1757 году, в разгар франко-индейской войны за американские колонии. Военный эскорт, сопровождающий дочерей английского полковника Манро (прототип — Джордж Монро) в английский форт Уильям-Генри, атакован гуронами. На помощь женщинам и выжившему в схватке майору Дункану Хейворду приходят белый охотник Соколиный Глаз (в фильме его настоящее имя Натаниэль По, у Купера — Натаниэль Бампо), его приёмный отец Чингачгук из племени могикан и брат Ункас.

В фильме показана подтверждённая исторически практика мирного сосуществования индейцев и белых колонистов, дружеские равноправные отношения между ними. Именно такой подход к идейно-художественной задаче картины со стороны режиссёра привлёк к её созданию известного активиста движения североамериканских индейцев Рассела Минса, исполнившего роль Чингачгука.

По итогам небывалого успеха фильма «Танцующий с волками» (1990) «индейская» тема стала востребованной в североамериканском кинематографе начала девяностых. Благодаря этому фильму традиционное изображение непримиримого антагонизма между «белой цивилизацией» и «дикарями» сменилось пристальным вниманием к воссозданию на экране материальной культуры индейцев, их обычаев и образа жизни.

В режиссёрской версии фильма присутствовал также программный монолог Чингачгука, звучащий обвинительным заключением белой цивилизации Северной Америки, уничтожившей мир индейцев:

Чингачгук: Фронтир движется вслед за солнцем, сметая краснокожих, изгоняя их из этих дремучих лесов, пока места для них не останется совсем. И тогда наш народ исчезнет. Или мы перестанем быть самими собой.

Соколиный Глаз: Это говорит не мой отец, а его горе.

Чингачгук: Нет, это правда. Фронтир место для таких людей как мой белый сын, его женщина и их дети. Но однажды не станет больше и самого фронтира. И люди, подобные тебе, уйдут, как ушли могикане. И новые люди придут для того чтобы трудиться и сражаться. Они построят свою жизнь. Но мы, именно мы были здесь прежде.

Дэй-Льюис, приверженец системы Станиславского, известный скрупулёзным вниманием к разработке своих образов, для съёмок в «Последнем из могикан» набрал вес, серьёзно улучшил свою физическую форму, научился стрелять из кремнёвого ружья и управлять каноэ. Этот факт многократно муссировался в англоязычной печати, однако мало кто обратил внимание на то, что Рассел Минс, которому в момент съёмок было за пятьдесят, снимался в охотничьих и боевых сценах без каких либо скидок на возраст.

1758 год. В Новом Свете в разгаре война между Англией и Францией за североамериканские земли. Французский шпион Санглие разрабатывает с индейцами из племени сенеков коварный план захвата английского форта: сенеки должны похитить Мейбл, дочь сержанта Дунгама, а когда англичане отправят весь гарнизон на ее поиски, индейцы легко захватят крепость. Этот замысел срывают отважный охотник по прозвищу Следопыт и капитан Уэстерн, однако опасность еще не миновала: комендант форта Крэгг – предатель, находящийся в сговоре с Санглие.

Андрей Миронов не успел завершить работу над ролью Санглие, актёр умер до окончания съёмок. При озвучивании фильма Санглие заговорил голосом Алексея Неклюдова.

Чингачгук, который представлен в романе «Следопыт» соратником Натаниэля Бампо, в фильме отсутствует. Он заменён на собственного сына Ункаса, хотя молодой индеец согласно литературной серии погибает в предыдущей части — «Последний из могикан».

1775 год. В форте Кано, ставшем отправным пунктом для переселенцев, стремящихся к покорению дикого Запада, совершено дерзкое ограбление арсенала. Караванщик Маил Форман, пользующийся большим уважением среди иммигрантов, готовит первый караван в Дакоту.

В нескольких франко-румынских фильмах (Прерия, Последний из могикан, Зверобой), Ната Бампо сыграл актер Хельмут Ланге.

Risen – последний из могикан (первый взгляд)

Готов узнать я самое плохое

И страшное, что ты мне мог принесть,

Готов услышать тягостную весть.

Ответь скорей – погибло ль королевство?!

Может быть, на всем огромном протяжении границы, которая отделяла владения французов от территории английских колоний Северной Америки, не найдется более красноречивых памятников жестоких и свирепых войн 1755–1763 годов, чем в области, лежащей при истоках Гудзона и около соседних с ними озер. Эта местность представляла для передвижения войск такие удобства, что ими нельзя было пренебрегать.

Водная гладь Шамплейна тянулась от Канады и глубоко вдавалась в колонию Нью-Йорк; вследствие этого озеро Шамплейн служило самым удобным путем сообщения, по которому французы могли проплыть до половины расстояния, отделявшего их от неприятеля.

Близ южного края озера Шамплейн с ним сливаются хрустально ясные воды Хорикэна – Святого озера.

Святое озеро извивается между бесчисленными островками, и его теснят невысокие прибрежные горы. Изгибами оно тянется далеко к югу, где упирается в плоскогорье. С этого пункта начинался многомильный волок, который приводил путешественника к берегу Гудзона; тут плавание по реке становилось удобным, так как течение свободно от порогов.

Выполняя свои воинственные планы, французы пытались проникнуть в самые отдаленные и недоступные ущелья Аллеганских гор и обратили внимание на естественные преимущества только что описанной нами области. Действительно, она скоро превратилась в кровавую арену многочисленных сражений, которыми враждующие стороны надеялись решить вопрос обладания колониями.

Здесь, в самых важных местах, возвышавшихся над окрестными путями, вырастали крепости; ими овладевала то одна, то другая враждующая сторона; их то срывали, то снова отстраивали, в зависимости от того, чье знамя взвивалось над крепостью.

В то время как мирные земледельцы старались держаться подальше от опасных горных ущелий, скрываясь в старинных поселениях, многочисленные военные силы углублялись в девственные леса. Возвращались оттуда немногие, изнуренные лишениями и тяготами, упавшие духом от неудач.

Хотя этот неспокойный край не знал мирных ремесел, его леса часто оживлялись присутствием человека.

Под сенью ветвей и в долинах раздавались звуки маршей, и эхо в горах повторяло то смех, то вопли многих и многих беззаботных юных храбрецов, которые в расцвете сил спешили сюда, чтобы погрузиться в глубокий сон долгой ночи забвения.

Именно на этой арене кровопролитных войн развертывались события, о которых мы попытаемся рассказать. Наше повествование относится ко времени третьего года войны между Францией и Англией, боровшимися за власть над страной, которую не было суждено удержать в своих руках ни той, ни другой стороне.

Тупость военачальников за границей и пагубная бездеятельность советников при дворе лишили Великобританию того гордого престижа, который был завоеван для нее талантом и храбростью ее прежних воинов и государственных деятелей. Войска англичан были разбиты горстью французов и индейцев; это неожиданное поражение лишило охраны большую часть границы. И вот после действительных бедствий выросло множество мнимых, воображаемых опасностей. В каждом порыве ветра, доносившемся из безграничных лесов, напуганным поселенцам чудились дикие крики и зловещий вой индейцев.

Под влиянием страха опасность принимала небывалые размеры; здравый смысл не мог бороться с встревоженным воображением. Даже самые смелые, самоуверенные, энергичные начали сомневаться в благоприятном исходе борьбы. Число трусливых и малодушных невероятно возрастало; им чудилось, что в недалеком будущем все американские владения Англии сделаются достоянием французов или будут опустошены индейскими племенами – союзниками Франции.

Поэтому-то, когда в английскую крепость, возвышавшуюся в южной части плоскогорья между Гудзоном и озерами, пришли известия о появлении близ Шамплейна маркиза Монкальма и досужие болтуны добавили, что этот генерал движется с отрядом, «в котором солдат что листьев в лесу», страшное сообщение было принято скорее с трусливой покорностью, чем с суровым удовлетворением, которое следовало бы чувствовать воину, обнаружившему рядом с собой врага. Весть о наступлении Монкальма пришла в разгар лета; ее принес индеец в тот час, когда день уже клонился к вечеру. Вместе со страшной новостью гонец передал командиру лагеря просьбу Мунро, коменданта одного из фортов на берегах Святого озера, немедленно выслать ему сильное подкрепление. Расстояние между фортом и крепостью, которое житель лесов проходил в течение двух часов, военный отряд, со своим обозом, мог покрыть между восходом и заходом солнца. Одно из этих укреплений верные сторонники английской короны назвали фортом Уильям-Генри, а другое – фортом Эдвард, по имени принцев королевского семейства. Ветеран-шотландец Мунро командовал фортом Уильям-Генри. В нем стоял один из регулярных полков и небольшой отряд колонистов-волонтеров; это был гарнизон, слишком малочисленный для борьбы с подступавшими силами Монкальма.

Должность коменданта во второй крепости занимал генерал Вебб; под его командованием находилась королевская армия численностью свыше пяти тысяч человек. Если бы Вебб соединил все свои рассеянные в различных местах отряды, он мог бы выдвинуть против врага вдвое больше солдат, чем было у предприимчивого француза, который отважился уйти так далеко от своего пополнения с армией не намного больше, чем у англичан.

Однако напуганные неудачами английские генералы и их подчиненные предпочитали дожидаться в своей крепости приближения грозного неприятеля, не рискуя выйти навстречу Монкальму, чтобы превзойти удачное выступление французов у Дюкеснского форта, дать врагу сражение и остановить его.

Когда улеглось первое волнение, вызванное страшным известием, в лагере, защищенном траншеями и расположенном на берегу Гудзона в виде цепи укреплений, которые прикрывали самый форт, прошел слух, что полуторатысячный отборный отряд на рассвете должен двинуться из крепости к форту Уильям-Генри. Слух этот скоро подтвердился; узнали, что несколько отрядов получили приказ спешно готовиться к походу. Все сомнения по поводу намерений Вебба рассеялись, и в течение двух-трех часов в лагере слышалась торопливая беготня, мелькали озабоченные лица. Новобранец тревожно сновал взад и вперед, суетился и чрезмерным рвением своим только замедлял сборы к выступлению; опытный ветеран вооружался вполне хладнокровно, неторопливо, хотя строгие черты и озабоченный взгляд ясно говорили, что страшная борьба в лесах не особенно радует его сердце.

Наконец солнце скрылось в потоке сияния на западе за горами, и, когда ночь окутала своим покровом это уединенное место, шум и суета приготовлений к походу смолкли; в бревенчатых хижинах офицеров погас последний свет; сгустившиеся тени деревьев легли на земляные валы и журчащий поток, и через несколько минут весь лагерь погрузился в такую же тишину, какая царила в соседних дремучих лесах.

Согласно приказу, отданному накануне вечером, глубокий сон солдат был нарушен оглушительным грохотом барабанов, и раскатистое эхо далеко разносилось во влажном утреннем воздухе, гулко отдаваясь в каждом лесном углу; занимался день, безоблачное небо светлело на востоке, и очертания высоких косматых сосен выступали на нем все отчетливее и резче. Через минуту в лагере закипела жизнь; даже самый нерадивый солдат и тот поднялся на ноги, чтобы видеть выступление отряда и вместе с товарищами пережить волнение этой минуты. Несложные сборы выступавшего отряда скоро закончились. Солдаты построились в боевые отряды. Королевские наемники красовались на правом фланге; более скромные волонтеры, из числа поселенцев, покорно заняли места слева.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector