1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Секретный мини-шаттл X-37B протестирует преобразование солнечной энергии

На орбиту стартовал сверхсекретный беспилотный шаттл Пентагона X-37B

Москва. 17 мая. INTERFAX.RU — Ракета-носитель Atlas V в воскресенье успешно стартовала на орбиту Земли с беспилотным кораблем многоразового использования X-37B Космического командования ВВС США, сообщила компания-оператор United Launch Alliance (ULA).

Запуск челнока с помощью ракеты-носителя Atlas V компании ULA, первая ступень которой оснащена российским двигателем РД-180, был осуществлен с 41-го стартового комплекса на космодроме на мысе Канаверал (штат Флорида) в 9:14 по времени Восточного побережья США (16:14 по Москве).

Первоначально старт должен был состояться еще в субботу, но был отложен на сутки из-за непогоды в районе космодрома.

По данным из неофициальных источников, запуск шаттла предназначен для обкатки технологий перспективного перехватчика, способного инспектировать чужие космические спутники и при необходимости уничтожать их. Космолет может быстро менять орбиты и маневрировать, доставлять на орбиту и возвращать на Землю небольшие грузы.

На космолете, который совмещает свойства самолета и космического корабля, установлен служебный модуль с аппаратурой для увеличения возможностей проведения экспериментов, большая часть из которых засекречена.

Что касается официальной информации Пентагона, то в интересах научно-исследовательской лаборатории ВМС США на борту X-37B будет проведен эксперимент по преобразованию солнечной энергии в радиочастотную микроволновую энергию с последующим изучением возможности ее передачи на Землю. Подобные технологии могут обеспечить практически неограниченное полетное время для электрических беспилотных летательных аппаратов и продлевать срок службы спутников, а также оказывать поддержку действиям формирований вооруженных сил в удаленных районах на Земле.

В интересах НАСА также планируется проведение двух экспериментов по исследованию воздействия радиации и других космических явлений на материалы и семена растений для выращивания пищи. Кроме того, мини-шаттл выведет на орбиту разработанный академией ВВС США небольшой спутник FalconSat-8 для проведения серии экспериментов.

Космолет X-37B, длина которого составляет около 9 метров, а размах крыльев — 4,5 метра, с 2010 года совершил уже пять успешных полетов для выполнения на орбите секретных экспериментов в интересах ВВС США.

Какие цели у секретного мини-шаттла X-37B? / Лишь сейчас американцы повторили успех «Бурана»

На шаттл впереди
Елена Кудрявцева о миссии американского ракетоплана Boeing X-37B

Ракетоплан Boeing X-37B с секретной миссией ВВС США почти два года провел в космосе. © По теме: X-37B отметил год на орбите | Зачем США шаттл X-37B?

Зачем он поднимался на орбиту и грозит ли нам это новой гонкой космических технологий?
Случайно или нет, но эта история стала достоянием публики на майские праздники. Напомним вкратце: Boeing X-37B, запущенный с космодрома Ванденберг 20 мая 2015 года, успешно приземлился в Космическом центре Кеннеди NASA во Флориде 7 мая 2017-го — под наш День Победы. О цели пребывания аппарата на орбите Пентагон все это время молчал настолько многозначительно, что астрономы-любители всех стран и народов стали считать делом чести обнаружение мини-шаттла (он в четыре раза меньше шаттла обычного) на космических просторах и вывешивание фото оного в Сеть. Судя по опубликованным снимкам, в последнее время секретный аппарат регулярно «зависал» над Северной Африкой, Ближним Востоком и КНР — в аккурат на высоте 300 километров, что, как известно, позволяет делать качественную фотосъемку земной поверхности.

— Судя по тому, что американцы выложили видео приземляющегося Boeing Х-37В, большого секрета в самом этом аппарате нет,— рассказал «Огоньку» независимый эксперт в области космической политики и член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрей Ионин.— Изображение по-настоящему засекреченного объекта в свободном доступе вы не увидите. Отсюда предположение: самое интересное — внутри корабля.

Надо признать, что в сравнении с крупными многоразовыми кораблями прошлого поколения — шаттлами или «Бураном» — Boeing X-37В с длиной корпуса около 9 метров (размах крыльев — 4,5) выглядит как учебный тренажер. Тем не менее задачи такой аппарат может выполнять очень серьезные. Внутри него есть отсек размером примерно 2 на 6 метров — хватит для бомбы с ядерным зарядом типа «Малыш». Западная пресса пишет, что благодаря крыльям и оперению Boeing X-37B может маневрировать в атмосфере на высотах, недосягаемых истребителям, что способен менять орбиту на высоте и «присматриваться» к подозрительным спутникам, а также выполнять ряд других функций, связанных с наблюдением и разведкой.

Кстати, новый американский ракетоплан чаще сравнивают не с гражданским шаттлом, а с советским «Бураном» — тот создавался именно как военный корабль. В частности, на нем стояли манипуляторы, с помощью которых можно было «скидывать» с орбиты спутники, а летчики отрабатывали условную задачу захвата и транспортировки на Землю американской станции Skylab — первой и единственной национальной орбитальной станции США (функционировала на орбите с 1973 по 1979 год). Также будущий экипаж «Бурана» учился обращаться и с прототипами лазерных и электромагнитных пушек, которые предполагалось вывести на орбиту.

— Сразу скажу,— продолжает Андрей Ионин,— все предположения, что Boeing X-37B выполнял функции инспектора-перехватчика, который может снимать показания с чужих спутников или выводить их из строя, в данном случае бессмысленны. Чтобы сменить плоскость орбиты и «подойти» ближе хотя бы к одному объекту, корабль таких размеров должен за раз потратить весь запас гидрозина — топлива, на котором сегодня работает вся космическая техника, в том числе МКС. Думаю, что все намного интереснее.

Чтобы понять, какие цели поставлены перед аппаратом, подчеркивают эксперты, нужно посмотреть на заказчика: сейчас им выступает Управление перспективных исследовательских проектов Минобороны США (DARPA). Конечно, это подразделение Пентагона, но особое — за полвека существования DARPA никогда не решало текущих военных задач. Можно предположить, что корабль такой конфигурации используется для экспериментов, которые предполагают длительное пребывание в космосе. К примеру, никто не знает, как будет вести себя ядерный заряд при длительном нахождении в невесомости. Другой вариант — особо опасные биологические объекты. Не исключено, что на борту проходят эксперименты, которые небезопасно проводить на Земле.

Хорошо забытое старое

Программа создания «летающей лаборатории Boeing Х-37» (так называют беспилотник в Пентагоне) стартовала 14 июля 1999-го: агентство NASA заключило контракт с компанией Boeing на сумму 173 млн долларов. Затраты почти поровну распределялись между несколькими организациями, включая такого законодателя космической «моды», как Центр космических полетов им. Маршалла, и Космический центр им. Кеннеди, с чьей площадки традиционно стартовали шаттлы.

Предполагалось, что Boeing Х-37 будет использоваться для ремонта околоземных спутников на высотах до 700 километров и позволит отработать технологии, которые удешевят запуски многоразовых кораблей. (Не секрет, что каждый полет «челнока» в космос стоил порядка 450 млн долларов, что вызывало призывы урезать космические бюджеты.) Первый старт мини-шаттла был запланирован на 2002-й, но из-за перебоев с финансированием достроить машину не удалось. Дальше — хуже: в 2003-м произошла катастрофа шаттла «Колумбия», погибли семь астронавтов, а вместе с ними — корабль из серии многоразовых шаттлов, который побывал в космосе 27 раз и пережил свыше полусотни технологических доработок. Стало понятно, что, несмотря на невыработанный ресурс, программа шаттлов будет сворачиваться. Последний полет в итоге пришелся на 2011 год, после чего США в рамках гражданской программы полностью отказались от использования многоразовых крылатых аппаратов. Но было исключение: в 2004 году проект Boeing Х-37 неожиданно перешел в ведомство Минобороны США. Со всеми вытекающими: к примеру, сколько теперь Америка тратит на крылатый космос — мы не знаем.

Читать еще:  Return of the Obra Dinn — настоящий детектив

— Это пример очень продуманной и дальновидной космической политики,— говорит «Огоньку» бывший инженер-конструктор ОКБ им. Сухого, независимый эксперт по боевой эффективности авиационных комплексов Вадим Лукашевич.— Ведь идея параллельно с громоздкими шаттлами создать небольшой летательный аппарат, который мог бы выполнять самые разные задачи, включая спасательные миссии на МКС, существовала давно. Но когда эра шаттлов начала клониться к закату, стало ясно: будет заморожено все, что связано с пилотируемыми многоразовыми аппаратами. Чтобы сохранить и развить уже наработанные технологии, а также не растерять специалистов, американцы вывели эту тему из поля зрения общественности и завели в военный бюджет. Так что сегодня можно говорить о возникновении двух самостоятельных направлений развития космической техники с разными целями и функциями: крылатые аппараты нужны военным, а одноразовые капсулы — гражданским. По сути, идет обкатка целого ряда технологий на будущее. Создана некая многоразовая транспортная платформа, которая может исправно работать по маршруту Земля — орбита — Земля. Другое дело, что, безусловно, в дальнейшем она будет применяться в военных целях. Именно для этого изначально и создавались любого рода крылатые космические машины. Сегодня мы уверенно себя чувствуем на высотах от нуля до 25 километров (потолок для авиации, в том числе истребительной) и выше 140 километров. Все, что посредине,— целевое пространство для военно-космических сил.

По словам эксперта, с этой точки зрения нам даже не так важно знать, что именно было в этот раз на борту Boeing Х-37В. Даже обнародованные специалистами из США данные об испытаниях на борту ракетоплана ионного двигателя ничего не меняют в общей картине — эти двигатели давно используются в маломощных аппаратах в дальнем космосе. Так что самый главный вывод, который можно сделать из нынешней миссии: США делают ставку на многоразовые космические аппараты, садящиеся в автоматическом режиме. Фактически спустя 20 лет американцы повторили то, что СССР сделал в 1988-м, посадив многотонный «Буран» полностью на автоматике. К сожалению, закрытие проекта «Буран» в России, по существу, полностью закрыло целую отрасль.

То взлет, то посадка

Как выясняется, нынешний полет Boeing X-37B — четвертый по счету. Первый раз мини-шаттл взлетел в 2010-м и через 224 дня приземлился в автоматическом режиме. Для США это был первый подобный опыт: когда летали по программе Space Shuttle, корабли сажали вручную два пилота.

— Ручное управление шаттлов всегда вызывало у нас неподдельное удивление,— рассказывает «Огоньку» командир военного отряда пилотов «Бурана», известный летчик-испытатель Алексей Бородай.— Дело в том, что еще до того, как строить «Буран», в СССР было проведено большое исследование (оно признано во всем мире), которое проанализировало причины всех известных на тот момент авиакатастроф. В итоге посчитали, что примерно 20 процентов катастроф было связано с отказами авиационной техники, а 80 — с человеческим фактором. И приняли решение: выполнять заход и посадку «Бурана» в автоматическом режиме, но с возможностью перехода на ручное управление на любом этапе полета при отказе автоматики. До сих пор это самый надежный и безопасный способ управления.

Чтобы создать модели посадки многотонного корабля, понадобилось несколько лет испытаний. Летчики отрабатывали заходы на посадку при минимуме информации — как будто автоматика не работает. Самое сложное было научиться рассеивать лишнюю энергию, с которой возвращается корабль из космоса. Эти вопросы сначала отрабатывали на тренажере, а потом — на самолетах-лабораториях.

— Мы долго искали аналог «Бурану» по аэродинамическим качествам,— рассказывает Алексей Бородай.— Сначала для этих целей использовали тяжелый бомбардировщик Ту-22 — оказалось, что если открыть бомболюк, то по аэродинамике он как раз будет близок к «Бурану». Но возникла сложность: стоило при посадке увеличить скорость чуть выше необходимой — это грозило деформацией створок бомболюка, а если до этой скорости чуть не дотянуть — появлялась вероятность задеть хвостом за взлетно-посадочную полосу. Поэтому летчик вынужден был находиться в узком диапазоне скоростей, что очень опасно. Поэтому вскоре перешли на серийный Ту-154: приходилось садиться с включенным в воздухе реверсом (обычно этот двигатель обратной тяги тормозит самолет после приземления). Правда, при этом начиналась такая вибрация хвостового оперения, что там появлялись трещины. Пришлось укреплять хвостовую часть и шасси, которые могли не выдержать посадку на скорости в 350 километров в час.

Наработанные алгоритмы легли в систему автоматической посадки, которую уже настоящий «Буран» произвел из космоса: при посадке он отклонился всего на метр от оси взлетно-посадочной полосы! Никто и не думал, что первый полет «Бурана» будет последним — ведь это был настоящий триумф.

— Сегодня очевидно, что тяжелые многоразовые корабли наподобие «Бурана» и шаттлов действительно не могут доказать свою экономическую эффективность,— говорит Вадим Лукашевич.— Все попытки перестроить их под существующие нужды оказались нерентабельными. Но технологии, которые были получены при работе с ними,— бесценны. В первую очередь это касается решения целого комплекса научных задач, связанных как с автоматической посадкой, так и с разработкой новых аэродинамических свойств, теплозащитой, управлением в атмосфере при разных скоростях, включая гиперзвуковой диапазон, поведением материалов при длительном нахождении в космосе. Именно их применяют и развивают сейчас США.

Интересно, что на вопрос о том, могли ли содействовать созданию американского мини-шаттла российские специалисты, оказавшиеся за рубежом после развала СССР, практически все эксперты отвечают единодушно — нет. Во-первых, не так много конструкторов, способных донести что-то действительно важное о технологиях строительства советского ракетоплана, оказались за границей; во-вторых, нынешний беспилотник скорее копирует технологии шаттлов. Но есть и третье обстоятельство, которое отмечает тот же Вадим Лукашевич: те машины были построены на наработках 1970-х, после чего сменилось не одно поколение электроники и материалов.

— Если уж говорить о некой преемственности идей, то можно вспомнить коммерческий корабль Dream Chaser, разработанный американской компанией SpaceDev,— подчеркивает Вадим Лукашевич.— Он скопировал идеи, лежавшие в основе советского беспилотного ракетоплана «Бор-4», который мы запустили на орбиту в 1982-м, а потом вылавливали его в Индийском океане.

В целом же в России в области многоразовой крылатой космонавтики не происходит ровным счетом ничего. После появления первых сообщений о полете Boeing Х-37В в правительстве собралась рабочая группа, на которой вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о необходимости создания подобного аппарата и в России. Но предложение, так ни во что и не материализовавшись, повисло в воздухе — думать на перспективу в условиях кризиса иной раз сложней, чем сажать вручную «Буран».

Наука

Космос

Два года в космосе: секретный шаттл США вернулся на Землю

США вернули на землю секретный мини-шаттл X-37B

Секретный мини-шаттл X-37B вернулся на Землю, установив рекорд пребывания в космосе. Американские военные признали, что с помощью корабля были запущены миниатюрные спутники.

Американский секретный мини-шаттл X-37B вернулся на Землю после более чем двухгодичного пребывания на орбите Земли с загадочной миссией. Об этом говорится в заявлении Военно-воздушных сил США.

Шаттл, который уже несколько лет приковывает к себе внимание СМИ и военных аналитиков по всему миру, завершил свое очередное задание в воскресенье,

проведя в космосе 780 суток.

Это была уже пятая по счету миссия Orbital Test Vehicle 5 (OTV-5) автономного аппарата, таким образом оказался побит прежний рекорд продолжительности миссии, который был установлен в ходе предыдущей миссии OTV-4 в мае 2017 года. Прежний рекорд продолжительности миссии составил 718 суток.

Эта миссия стартовала 7 сентября 2017 года, когда мини-шаттл был запущен в космос при помощи частной ракеты Falcon 9 компании SpaceX.

Нынешний полет завершился мягким касанием шасси космолета посадочной полосы Космического центра имени Кеннеди во Флориде, куда в течение трех десятилетий приземлялись многоразовые корабли, летавшие по программе Space Shuttle. Эксперты отмечают, что военный аппарат второй раз в своей истории приземлился на эту площадку —

ранее он возвращался на базу ВВС Ванденберг в Калифорнии.

«Безопасное возвращение этого корабля после установления его собственного рекорда является результатом инновационного партнерства между правительством и отраслью, — заявил Дэвид Гольдфейн, начальник штаба воздушных сил США. — Небо отныне перестает быть пределом Военно-воздушных сил».

Читать еще:  Зеркальной камере Nikon D6 приписывают наличие встроенной стабилизации

По официальной информации, ВВС США владеют как минимум двумя аналогичными мини-шаттлами, каждый из которых слетал в космос уже не раз. Эти космопланы изготовлены корпорацией Boeing и имеют возможность заряжаться от солнечных батарей. У них есть также небольшой грузовой отсек, который позволяет проводить на орбите различные эксперименты и запускать миниатюрные военные спутники.

Изначально эти шаттлы проектировались с расчетом на то, чтобы проводить в космосе не более 240 суток.

«X-37B продолжает демонстрировать важность многоразового космоплана, — заявила глава ВВС США Барбара Барретт. — Каждая успешная миссия расширяет космические возможности нашей нации».

Истинное предназначение прошлых и этой миссии всегда держалось в секрете.

Однако командование ВВС распространяло дозированную информацию об экспериментах во время нынешней миссии. Так, известно, что на борту космоплана проводился эксперимент Advanced Structurely Embedded Thermal Spreader, предназначенный для «тестирования экспериментальной электроники и технологий осциллирующих тепловых труб в долговременной космической среде».

Эксперты также отмечали, что в этот раз наклонение орбиты шаттла было выше, чем в ходе прошлых миссий, что указывало на новые эксперименты и задачи. Лишь в заявлении по итогам успешно выполненной миссии командование ВВС признало,

что в этот раз мини-шаттл действительно запускал со своего борта другие мини-спутники.

«Сегодняшним успешным приземлением X-37B завершил свой самый длительный на этот день полет и выполнил все запланированные цели миссии, — сказал представитель ВВС Ренди Уолден. — Эта миссия обеспечила проведение экспериментов, среди которых была доставка небольших спутников».

Ранее представитель ВВС США майор Уильям Рассел заявлял, что нынешняя миссия X-37B не имеет определенной даты окончания. По его словам, космический корабль должен был вернуться на Землю только после того, как завершит выполнение всех поставленных перед ним задач.

Программа мини-шаттлов X-37 была начата NASA в 1999 году для отработки перспективных технологий многоразовых кораблей. В 2004 году программа была передана DARPA, после чего проект стали курировать ВВС.

Программа X-37B по-прежнему вызывает большой интерес у американской общественности. В основном, это связано с завесой секретности, окружающей этот космический аппарат. Военно-воздушные силы США не раскрывают местоположения орбитальных самолетов X-37B, пока они находятся на орбите.

Однако астрономы-любители сделали поиски космического аппарата разновидностью спортивного состязания.

Они обнаруживают орбитальный самолет Х-37В с помощью телескопов.

Первый аппарат X-37B взлетел в апреле 2010 года и вернулся на Землю около восьми месяцев спустя, проведя в общей сложности около 225 дней в космосе. Длина аппарата составляет 8,5 м, размах крыла — 4,5 м, высота — 2,9 м. Взлетная масса — 4989 кг. Двигатель — один типа Рокетдайн AR-2/3. Масса полезного груза — 900 кг. Грузовой отсек — 2,1 на 1,2 м.

Непогода помешала запуску в космос сверхсекретного американского беспилотника (ФОТО, ВИДЕО)

В США из-за неблагоприятных метеоусловий отложили намеченный на 16 мая запуск ракеты-носителя Atlas 5 с экспериментальным орбитальным самолетом Boeing X-37B. Беспилотный мини-шаттл может быстро менять орбиты и маневрировать, доставлять на орбиту и возвращать на Землю небольшие грузы. Большая часть полезной нагрузки каждой миссии засекречена.

Изначально запуск X-37B намечался на 8:24 субботы по времени Восточного побережья США (15.24 мск) на мысе Канаверал во Флориде. Из-за непогоды его отложили на два часа, а затем перенесли на 9:14 утра воскресенья (16:14 мск), сообщается на сайте компании United Launch Alliance. Запуску помешали сильный приземный ветер, проливной дождь и кучевые облака. Погодные условия всего на 10% благоприятствовали запуску в субботу, отмечает «Интерфакс-АВН».

По официальной информации, в рамках шестой миссии X-37B должен провести несколько несекретных экспериментов, в том числе два в интересах NASA — по исследованию влияния радиации и других факторов космического полета на материалы и семена.

Также в космос планируется вывести малый спутник FalconSat-8 с пятью экспериментальными полезными нагрузками академии ВВС США и провести первый орбитальный эксперимент по преобразованию солнечной энергии в радиочастотную микроволновую энергию для передачи на Землю. Для этого физики из Военно-морской исследовательской лаборатории создали солнечную панель.

Today’s launch of #AtlasV with the #USSF7 mission featuring the #X37B Orbital Test Vehicle was postponed due to inclement weather conditions. Launch is rescheduled for Sunday at 9:14amEDT (1314 UTC). Our live blog coverage begins at 1:45amEDT (0545 UTC). https://t.co/5ZftXlaW5X pic.twitter.com/VLbZR8P72p

Ведущий исследователь проекта Пол Джаффе отметил, что весь эксперимент может поместиться в коробке для пиццы и не даст достаточно энергии даже для питания лампочки. Однако он является критически важным шагом на пути к свободному космическому спутнику. Космическую солнечную энергию можно использовать для беспилотников, которые никогда не должны приземляться, или для круглосуточного питания удаленных военных баз. По мнению Джаффе, она «вполне может стать самым дешевым источником непрерывной безуглеродной энергии», пишет портал Astronews.

По данным из неофициальных источников, запуск мини-шаттла предназначен для обкатки технологий перспективного перехватчика, способного при необходимости уничтожать на орбите чужие спутники. Предполагается, что X-37B будет выполнять разведывательные задачи, в том числе по инспекциям спутников, а также проведет эксперименты, связанные с борьбой с противоспутниковым оружием.

Космические мини-шаттлы совершили пять полетов с 2010 года длительностью от 225 до 780 дней для выполнения на орбите экспериментов в интересах ВВС США. Их подробности засекречены. Предыдущая миссия X-37B, продолжавшаяся рекордные 780 дней, завершилась в октябре 2019 года, выведя на орбиту три спутника неизвестного назначения.

Из-за изменений в полете X-37B компании SpaceX пришлось перенести на 18 мая запланированный на воскресенье запуск на орбиту партии из 60 спутников, которые должны стать частью глобальной сети интернет-покрытия системы Starlink.

23 апреля SpaceX, которая является крупнейшим спутниковым оператором в мире, успешно вывела на орбиту 60 интернет-спутников Starlink, доведя орбитальную группировку до 420 космических аппаратов. В перспективе SpaceX планирует развернуть группировку из 12 тысяч космических аппаратов данного типа, а в последующем из 30 тысяч. Сеть позволит обеспечить жителей Земли широкополосным доступом в интернет в любом уголке планеты.

«В космосе станет тесно»: как США развивают программу беспилотного орбитального самолёта-разведчика X-37B

Министр ВВС США Барбара Барретт объявила, что очередной полёт беспилотного воздушно-космического самолёта X-37B должен пройти 16 мая.

«В ходе этой важной миссии будет проведено больше опытов, чем в ходе любого предыдущего полёта X-37B, в том числе запланировано два эксперимента NASA», — приводит её слова пресс-служба Пентагона.

Речь идёт об исследовании влияния радиации и других факторов космического полёта на различные материалы и семена, уточнили в ведомстве. Кроме того, сообщается, что исследовательская лаборатория ВМС США проведёт свой эксперимент по преобразованию солнечной энергии в радиочастотную микроволновую энергию, а также изучит процесс её передачи на Землю. Как уточнили в Пентагоне, запуск X-37B состоится с мыса Канаверал во Флориде.

По словам Барретт, для выполнения миссии Управление ускоренного развития ВВС США объединило усилия с Исследовательской лабораторией американских военно-воздушных сил и Космическими силами США, чтобы максимально задействовать «уникальные возможности» самолёта.

Взаимные обвинения

Как отметил генерал КC США Джон Рэймонд, государству сейчас необходимы космические силы, поскольку стратегическая обстановка изменилась и потенциальные противники рассматривают космос как поле для ведения боевых действий.

«Мы видели, как Россия провела вблизи американского спутника свой спутник с оружейными характеристиками», — отметил генерал.

Напомним, Москва в феврале дала официальный ответ на эти обвинения. Тогда в российском МИД заявили, что передвижение спутника «Космос-2542» не несло в себе угрозы «для американского космического объекта» и не нарушало норм международного права.

В Пентагоне также вновь указали на испытания Россией «противоспутникового оружия прямого запуска». Как ранее отмечал заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, подобные заявления США — предлог, чтобы игнорировать предложения российской стороны по созданию правовой базы для предотвращения гонки вооружений в космосе.

Впрочем, Вашингтон продолжает придерживаться прежнего курса.

Читать еще:  Обзор видеорегистратора Navitel R200: Full HD почти даром

«Нам важно сдерживать агрессивные действия в отношении американских объектов, — сказала Барретт. — Но на случай, если сдерживание результатов не даст, мы должны быть готовы защищаться и при необходимости наносить ответные удары».

«Первая ступень глобальных планов»

Беспилотный воздушно-космический самолёт X-37 — детище корпорации Boeing. Его длина составляет 8,8 м, размах крыла — 4,6 м, вес — около 5 т.

Минобороны США сообщает, что X-37B «выводится на орбиту ракетой и планирует по направлению к Земле, как шаттл».

Это уже шестые испытания космического беспилотника в рамках миссии OTV (Orbital Test Vehicle), которые американские ВВС проводят с 2010 года. По данным Пентагона, длительность полётов X-37B составляла от 225 до 780 дней, в общей сложности он провёл на орбите 2865 суток. В ходе миссий проводились эксперименты в интересах ВВС США, подробности которых, впрочем, остаются засекреченными. Предыдущий полёт беспилотника завершился в октябре прошлого года: тогда на орбиту были выведены несколько спутников неизвестного назначения.

Описывая цели испытания и назначение X-37B, Военно-воздушные силы Соединённых Штатов ограничиваются общими заявлениями.

«У программы X-37B две основные задачи: создание многоразовых космических технологий для обеспечения Америке будущего в космосе и проведение космических экспериментов, результаты которых можно вернуть и исследовать на Земле», — говорится на официальном интернет-портале американских ВВС.

Технологии, которые испытываются в рамках этой программы, включают в себя «усовершенствованные системы наведения, навигации и контроля, термозащитные системы, авионику, высокотемпературные конструкции и уплотнения, конформную многоразовую изоляцию, лёгкие электромеханические системы управления лётного аппарата, продвинутые двигательные установки, усовершенствованные материалы, а также автономный орбитальный полёт, вход в атмосферу и посадку».

Впрочем, как полагают специалисты, Вашингтон может использовать X-37B не только для заявленных экспериментов, но и для милитаризации космоса. Так, военный эксперт Алексей Леонков подчёркивает, что Пентагон рассекретил лишь малую часть информации о миссиях с участием X-37B.

«X-37B — это самолёт-демонстратор и отработчик космических технологий. Не исключено, что сейчас его запускают, чтобы через аппаратуру на его борту осуществлять координацию передачи информации со спутников, в том числе и военного назначения. Всё это нужно США, чтобы расширить коммуникацию своих объектов в космосе», — предположил аналитик в разговоре с RT.

Аналогичной точки зрения придерживается и член-корреспондент Академии военных наук, политолог Сергей Судаков. По его мнению, такая координация между военными спутниками может в дальнейшем использоваться для уничтожения спутниковых группировок других стран.

«Тем самым происходило бы ослабление противников — они бы теряли связь, ориентацию на местности», — пояснил эксперт в беседе с RT.

Алексей Леонков отметил, что очередной запуск космического самолёта X-37B является «частью давно разрабатываемой программы США по милитаризации космоса».

«Это только первая ступень глобальных планов Соединённых Штатов», — подчеркнул аналитик.

«Сопряжено с опасностью»

Как отметили в Пентагоне, бюджетный запрос Космических сил на 2021 финансовый год составляет около $15,4 млрд. Эти деньги пойдут на финансирование программы спутников OPIR нового поколения («Устойчивая инфракрасная система космической разведки»), запуск двух спутников GPS и «три дополнительных пуска в рамках программы космических запусков в интересах национальной безопасности».

Напомним, в декабре прошлого года на церемонии подписания оборонного бюджета Дональд Трамп официально объявил о создании космических войск.

Соответствующий меморандум был подписан ещё раньше, в феврале. В документе указывалось, что США должны «противостоять надвигающимся угрозам со стороны иностранных противников в космосе», чтобы сохранить своё «лидерство и опередить конкурентов».

Отмечалось также, что Пентагону предстоит разработать юридическое обоснование создания шестого рода войск — космического, который на первых порах будет частью ВВС США.

Тогда же Трамп заявил, что его администрация рассматривает космос как театр военных действий. По словам американского лидера, создание Космических сил является одним из приоритетов национальной безопасности.

«У Пентагона есть специальные директивы и документы, в которых говорится о боевых операциях в космосе. У России таких документов нет. РФ в отличие от США не рассматривает космос как театр военных действий и не намерена размещать там средства вооружения. Её деятельность в космическом пространстве не угрожает ни одной стране и не нарушает международное право. Однако американская сторона успехи России в космосе интерпретирует ошибочно, рассматривая их как угрозу», — говорит Алексей Леонков.

Он указал на то, что Вашингтон обвиняет Москву в «агрессивных планах в космосе», в то время как США обладают самой большой группировкой спутников военного назначения в мире.

По мнению Сергея Судакова, чтобы «прикрыть агрессивность своих планов по милитаризации космического пространства», США регулярно используют «упоминания о мифических угрозах со стороны России».

«Образ «страшных русских» Вашингтон отработал настолько, что отпала всякая необходимость придумывать новые угрозы. Всё и так прекрасно работает, позволяя американской стороне наращивать военные бюджеты и отправлять миллиарды долларов на милитаризацию космоса», — пояснил аналитик.

При этом стратегия США по освоению космического пространства и его милитаризации вполне может привести к негативным последствиям глобального масштаба, полагает Алексей Леонков.

«Соединённые Штаты выводят на орбиту всё больше спутников, в том числе и военных. Всё это сопряжено с опасностью для других космических аппаратов, которые находятся на орбите. То есть в космосе станет тесно. А американцы начнут эту систему перегружать, что может подорвать мировую безопасность», — отметил эксперт.

Кроме того, Сергей Судаков не исключил, что в ходе милитаризации космоса Соединённые Штаты могут дислоцировать там в том числе и ядерное оружие.

«Это представляет колоссальную опасность для всего мира, поскольку никто не может спрогнозировать все возможные сценарии развития подобной ситуации. Не говоря уже о том, что извлечь такие вооружения из космоса будет практически невозможно», — заключил аналитик.

Россия поможет США запустить секретный военный мини-шаттл

Россия поможет США запустить секретный космический челнок X-37B. Мини-шаттл должен отправиться на орбиту в мае с помощью ракеты-носителя Atlas-5 с российским двигателем РД-180.

Запуск мини-шаттла ВВС США X-37B (OTV-5). Архивное фото Senior Airman Timothy Kirchner

Как сообщает специализированный ресурс Spaceflightnow, следующий пуск ракеты Atlas-5 намечен на 16 мая с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида). А в качестве нагрузки в документах указан секретный военный мини-шаттл X-37B.

Данный мини-шаттл был разработан американской компанией Boeing. Впервые он был отправлен в космос в 2010 году. С тех пор состоялись пять его космических полетов, нынешний будет шестым по счету. Челнок X-37B запускается в интересах ВВС США, длительность его полетов составляет от 225 до 780 дней.

Последний раз челнок запускался в космос в 2019 году. Тогда он вывел на орбиту три спутника неизвестного назначения. Бывший министр ВВС США Хизер Уилсон заявляла, что необычные маневренные возможности X-37B в космосе «сводят врагов с ума».

Конспирологи полагают, что очередной запуск челнока X-37B как-то связан с расследованием американских спецслужб возможного сговора ВОЗ и Китая, ранее в США заявляли, что для этого будут использоваться спутниковые снимки. Однако предположение сторонников теорий заговора вряд ли соответствует действительности. Вероятнее всего, мини-шаттл предназначен для обороны, а не разведки. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в октябре 2018 года выразил опасение, что X-37B может использоваться американскими военными в качестве носителя оружия. По его словам, такой аппарат нельзя засечь системой предупреждения о ракетном нападении. В то же время российские военные сообщали, что отслеживают все маневры американского челнока на орбите.

Двигатель РД-180 испoльзуется на первoй ступени ракеты Atlas-5. Первый двигатель был пoставлен в США в 1999 году. Всего, по данным прoизводителя — НПО «Энергомаш» (предприятие Рoскосмоса), в США oтправлено 116 двигателей, при этом выпoлнено 89 пoлетов на ракетах Atlas. Ракета прoизводится альянсом United Launch Alliance, сфoрмированным кoмпаниями Lockheed Martin и Boeing.

В середине апреля 2020 года президент американскoй кoмпании United Launch Alliance Тoри Бруно назвал рoссийский двигатель РД-180 технoлогическим чудом, хотя за два дня до этoго заявлял, что пoкупает его по настoянию властей США, чтобы рoссийские технoлогии не утекли в Иран и КНДР.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector