0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сразу два спутника ГЛОНАСС выведены на техобслуживание

Содержание

ГЛОНАСС лишился трех спутников за месяц. Полное покрытие планеты невозможно

ГЛОНАСС без спутников

Российская навигационная система ГЛОНАСС лишилась третьего спутника в течение августа 2019 г. Из эксплуатации был выведен космический аппарат (КА) 745 (7-я рабочая точка), запущенный на орбиту восемь лет назад, в 2011 г.

По данным информационно-аналитического центра координатно-временного и навигационного обеспечения ГЛОНАСС, спутник был выведен из системы временно – ему необходимо провести техобслуживание. В итоге по состоянию на 30 августа 2019 г. из находящихся на орбите 27 КА ГЛОНАСС-М лишь 21 используется по прямому назначению.

Три спутника находятся на техобслуживании, один проходит летные испытания, а два оставшихся – резервные. По информации РИА «Новости», такого количества недостаточно для 100-процентного покрытия поверхности планеты – для этого в строю должно быть не меньше 24 космических аппаратов.

Негарантийные спутники

В настоящее время действующая система ГЛОНАСС наполовину состоит из спутников второго поколения ГЛОНАСС-М, которые пришли на смену первому поколению (запуски производись в период с 1982 по 2003 гг. включительно). Сроки техобслуживания спутника за номером 745 на момент публикации материала были неизвестны. Точные даты возвращения спутника 742, выведенного из системы несколькими днями раньше, тоже не называются. Космический аппарат 717 по плану должен вернуться в строй 1 сентября 2019 г., он находится на обслуживании с 1 августа 2019 г. а запуск его на орбиту Земли состоялся в 2006 г.

Второе поколение космических аппаратов ГЛОНАСС имеет определенные гарантийные сроки эксплуатации, установленные дочерним предприятием «Роскосмоса», «Информационными спутниковыми системами» им. М. Ф. Решетнева , и равные семи годам. Иными словами, половина из 27 спутников работают за пределами своего гарантийного срока. К тому же, новые ГЛОНАСС-М не производятся – их выпуск был прекращен в 2015 г.

Неполное покрытие и будущее ГЛОНАСС

Для российского аналога американской GPS неполноценное покрытие Земли в последние несколько лет стало регулярным явлением. Так, в апреле 2018 г. непродолжительное время отсутствовал сигнал от аппарата № 723, немного позже к нему присоединился и спутник 734, который был реанимирован лишь спустя месяц после выхода из строя, в мае 2018 г.

В сентябре 2018 г. в связи с проведением регламентных работ не работали аппараты ГЛОНАСС-М 730, 743 и 745. Однако на тот момент сроки выполнения работ составили ровно два дня – 9 и 10 сентября 2018 г., в отличие от ситуации с № 717, обслуживание которого затянулось на месяц.

Обновление находящихся на орбите спутников ГЛОНАСС, по данным РБК, выполняется исключительно по необходимости – в подобных ситуациях старый аппарат просто заменяют на новый. На смену всем спутникам ГЛОНАСС-М постепенно придет третье поколение космических аппаратов, получившее название ГЛОНАСС-К и 10-летний срок эксплуатации. Это на три года больше в сравнении с ГЛОНАСС-М и на семь лет больше, чем у первого поколения спутников. Первый ГЛОНАСС-К был запущен на орбиту 26 февраля 2011 г.

В июне 2019 г. российские власти констатировали факт невозможности серийного выпуска аппаратов ГЛОНАСС-К в рамках бюджета на 2019 г. Причиной стала нехватка импортных комплектующих, связанная введенными Западом санкциями против России в отношении электроники военного и двойного назначений.

История ГЛОНАСС

ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) – изначально советская система навигации двойного назначения, гражданского и военного. Старт разработке был дан в 1963 г.

Система разрабатывалась в качестве отечественной альтернативы американской GPS, первый спутник был выведен на орбиту в 1982 г. (запуск первого космического аппарата GPS состоялся в 1978 г.). Изначально она имела исключительно военное назначение. Группировка спутников ГЛОНАСС движется в трех орбитальных плоскостях с высотой орбит 19,1 тыс. км. В отличие от GPS, у спутников ГЛОНАСС нет синхронности с вращением планеты, за счет чего достигается более высокая стабильность работы всей системы в целом. Это также упрощает обслуживание системы ввиду отсутствия необходимости проведения дополнительных корректировок спутников.

Что происходит с ГЛОНАСС? Производство космических аппаратов под угрозой

Россия столкнулась с серьезными проблемами в работе космических аппаратов ГЛОНАСС. Более того, в ближайшее время правительство РФ предусматривает возможность отказа от серийного производства аппаратов ГЛОНАСС-К. Для такого решения у властей есть целый ряд причин.

ГЛОНАСС – российский аналог GPS

История создания ГЛОНАСС — Глобальной навигационной спутниковой системы — уходит своими корнями еще в советскую эпоху. Именно тогда, в 1970-е годы, в разгар Холодной войны, Советский Союз приступил к разработкам в сфере создания системы глобального позиционирования. ГЛОНАСС создавалась, прежде всего, для использования в оборонных целях, поэтому и запущена была одновременно с системой предупреждения о ракетном нападении.

В 1976 году было издано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, вслед за которым и началась разработка ГЛОНАСС, ставшая продолжением более ранних научных разработок. Но сроки запуска спутника на орбиту постоянно сдвигались. Тем не менее, к началу 1980-х годов все же удалось подготовить все условия для запуска ГЛОНАСС.

Первый космический аппарат был запущен 12 октября 1982 года. Что касается официального начала эксплуатации системы, то оно датируется 24 сентября 1993 года. Именно в этот день Россия приступила к эксплуатации системы из 12 космических аппаратов. В 1995 году количество спутников увеличилось до 24 штук. Тогда Россия еще эксплуатировала материально-техническую базу недавно почившего Советского Союза. Затем, из-за финансовых трудностей, количество спутников на орбите вновь пришлось уменьшить.

Однако правительством России была запущена федеральная программа «Глобальная навигационная система». Она позволила значительно увеличить количество используемых спутников уже к концу 2008 года. В итоге к 2014 году на орбите оказались 24 российских космических аппарата. Именно такое количество спутников определяется как наиболее адекватное поставленным перед системой задачам.

Но у российских спутников есть один ощутимый минус – довольно невысокий срок обслуживания. Речь идет о пяти – семи годах. Спутники, конечно, могут работать и дальше, но все же желательно их заменять во избежание неожиданного выхода из строя. И вот как раз износ используемых космических аппаратов и является сегодня одной из наиболее ощутимых проблем, стоящих перед ГЛОНАСС. И от решения этой проблемы зависит очень многое, в том числе и обороноспособность нашей страны, обеспечение национальной безопасности.

Устаревание спутников

В настоящее время на орбите находится 23 спутника, выведенных на нее в период с 2007 по 2019 годы. Из них 13 спутников были выведены на орбиту в 2007-2011 гг. – т.е. 8-12 лет назад. Они принадлежат к категории «Глонасс-М», срок службы спутников которой составляет 7 лет. Получается, что все 13 спутников уже перешли срок годности, некоторые – значительно.

Десять спутников ГЛОНАСС были выведены на орбиту в 2012-2019 гг. Это — спутники с семилетним и десятилетним сроками использования. Еще четыре спутника не используются по назначению, но их срок годности также находится на пределе. Кстати, то, что значительная часть спутников продолжает исправно работать, уже перейдя свой срок использования, свидетельствует о высокой степени надежности подобной техники российского производства. Все же есть, чем гордиться в отечественной космической промышленности!

Между тем, обновление группировки спутников, находящихся на орбите, в настоящее время осуществляется лишь в тех случаях, когда старый спутник заменяется новым. В настоящее время в резерве – четыре готовых к запуску спутника «Глонасс-М». Еще несколько спутников «Глонасс-К» должны быть произведены в ближайшее время.

Когда гарантийный срок использования спутника истекает, его надежность значительно снижается. Соответственно, оператору приходится куда внимательнее следить за состоянием группировки спутников на орбите, чтобы в случае выхода каких-то спутников из строя сразу же заменить их новыми.

Но что произойдет, если спутники начнут выходить из строя по причине своего устаревания? Директор Института космической политики Иван Моисеев в своем интервью «РИА-Новости» подчеркнул, что пострадают структуры Министерства обороны РФ, являющиеся основными пользователями спутников, а гражданские пользователи могут даже не заметить возникших проблем, поскольку их обслуживание осуществляется ГЛОНАСС параллельно с GPS.

Однако производство новых «Глонасс-К» уже столкнулось с очень серьезными препятствиями. Власти признали, что пока не в состоянии организовать серийное производство спутников из-за проблем с комплектующими. Дело в том, что некоторые комплектующие – иностранного производства, в России пока не научились изготовлять их аналоги. И производятся эти комплектующие в Соединенных Штатах Америки и в странах Западной Европы, а у России сейчас с Западом, как известно, отношения очень проблемные, и это отражается и на экономической сфере, и на сотрудничестве в области высоких технологий и космической промышленности.

Как санкции ударили по ГЛОНАСС

Пока Россия находилась в относительно приемлемых отношениях с западными странами, никаких особых проблем зависимость отечественного производства от иностранных комплектующих не доставляла. Все шло своим ходом, предприятия взаимодействовали с западными производителями и казалось, что так будет всегда. Но события на Украине, воссоединение Крыма с Россией и последовавшие санкции со стороны США и стран Евросоюза внесли в космическое производство очень серьезные коррективы.

В 2014 году, сразу после «Крымской весны», Евросоюз ввел запрет на экспорт в Российскую Федерацию товаров двойного назначения, то есть тех, что могут быть использованы и для гражданских, и для военных нужд. Хотя на товары, используемые в космической отрасли, санкции не вводились, но компоненты, предназначаемые для ГЛОНАСС, представляют собой классические товары двойного назначения. Ведь спутники обслуживают, в первую очередь, российские вооруженные силы. И, естественно, ограничения затронули данные компоненты. Так у ГЛОНАСС начались серьезные проблемы.

В августе 2018 года руководством США было принято решение о прекращении выдачи лицензий на экспорт продукции двойного назначения в Российскую Федерацию. С этого времени был запрещен экспорт всех товаров, проходящих по категории «Национальная безопасность», а к ним в США относят электронные компоненты, системы спутниковой связи, микросхемы, авионику. То есть, американцы сразу же воспользовались шансом ослабить позиции России в космической сфере, ударив по производству спутников.

Таким образом, фактически Россия лишилась возможности приобретать для нужд ГЛОНАСС важнейшие компоненты, производимые в Соединенных Штатах и Западной Европе. И это стало сильным ударом по отечественной космической отрасли, которая за постсоветские десятилетия уже отвыкла работать в режиме полной автономии от зарубежных поставок. Россия оказалась перед необходимостью полной замены всех импортных комплектующих на спутниках ГЛОНАСС.

Однако разрешение вопроса с импортозамещением при производстве спутников представляется весьма сложной задачей. Ведь поколение спутников «Глонасс-М» содержало до 75% комплектующих зарубежного производства. И амбициозные заявления представителей отечественных предприятий о том, что они готовы приступить к импортозамещению, так и не перешли на уровень практической реализации. Не так просто заменить почти все электронные компоненты, если отечественная высокотехнологичная промышленность лишь в последние годы стала развиваться относительно приемлемыми темпами, а до этого находилась в кризисном положении.

Читать еще:  Представлены камеры для дронов DJI Zenmuse H20 и H20T: до четырёх модулей, включая тепловизор

За импортозамещение взялся «Роскосмос». К 2022 году в космических аппаратах ГЛОНАСС должно быть не более 10% компонентов зарубежного производства. По крайней мере, так планируют руководители «Роскосмоса». К 2025 году российские спутники вообще должны избавиться от иностранных деталей. Цель, безусловно, благая, но реализуема ли она на практике? Пока об этом сложно говорить.

Между тем, в руководстве Министерства промышленности и торговли России настроены весьма оптимистично. Так, министр Денис Мантуров утверждает, что в течение последних лет были разработаны более 1,5 тысяч типов электронных компонентов. И они смогут заменять западные варианты. Если же какие-то компоненты все же окажутся без российских аналогов, то в Минпромторге рассчитывают закупать их у стран Юго-Восточной Азии, чья электронная промышленность ничуть не уступает американской и европейской, но которые не вводили против России санкции и открыто торгуют с нашей страной.

Новая госпрограмма и спутники ГЛОНАСС

На самом деле, программа перевода спутников ГЛОНАСС на комплектующие отечественного производства стартовала еще в 2018 году. Она рассчитана на период до 2023 года. За пятилетку планируется перевести космические аппараты на российские детали. В 2020 году полетит в космос последний космический аппарат серии «Глонасс-М», а в 2023 году – последний спутник серии «Глонасс-К».

Однако на реализацию программы нужны средства. И немалые. Но у государства может и не найтись свободных средств, да еще в таких масштабах. Так, поправки к федеральному бюджету предусматривают сокращение бюджетных расходов на реализацию федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы». Ассигнования урезаются на 12,9 млрд рублей, в том числе на 6,9 млрд рублей урезают финансирование «Роскосмосу» и на 6 млрд рублей – Министерству обороны Российской Федерации.

Уменьшение финансирования объясняется такими причинами, как невозможность серийного производства космических аппаратов и создания наземного комплекса для управления спутниками. Отсутствие иностранных комплектующих по-прежнему остается важнейшей проблемой отрасли. И поэтому дополнительные средства в размере 7 млрд рублей будут направлены как раз на создание специального страхового запаса электронных компонентов иностранного производства.

Таким образом, можно говорить о перераспределении средств внутри федеральной целевой программы. Никто не отказывается от ее реализации, но потребность в импортозамещении вносит очевидные корректировки в дальнейшую судьбу российской глобальной навигационной системы.

Сейчас основная задача – развивать новейшие разработки, совершенствовать уже имеющиеся технологии и, что не менее важно, создавать материально-техническую базу для производства отечественных электронных компонентов. В конце концов, если Китай создает свою навигационную систему, являющуюся достойным конкурентом GPS, то почему эта задача не под силу нашей стране?

Россия отказывается от серийного производства спутников ГЛОНАСС

Правительство может отказаться от планов серийного производства космических аппаратов ГЛОНАСС-К из-за ограничений на импорт иностранных комплектующих и невозможности оперативно изготовить российские аналоги электронной компонентной базы. Это следует из заключения Счетной палаты на проект поправок к федеральному бюджету на 2019 год, с которым ознакомился РБК. Госдума приняла проект в первом чтении 18 июня.

Согласно документу, на 12,9 млрд руб. в текущем году сокращаются бюджетные расходы в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы». Это объясняется невозможностью изготовления серийных космических аппаратов ГЛОНАСС-К, а также создания наземного комплекса управления спутниками ГЛОНАСС «из-за ограничений на поставку электронной компонентной базы иностранного производства и невозможности ее оперативного замещения». Более половины урезаемых ассигнований, 6,9 млрд руб., полагалось «Роскосмосу», еще 6 млрд руб. — Минобороны в рамках госпрограммы «Космическая деятельность России».

Вместе с тем на 7,05 млрд руб. увеличиваются расходы на другие мероприятия ФЦП по развитию ГЛОНАСС. Часть этих денег будет направлена на формирование «страхового запаса электронной компонентной базы иностранного производства, в том числе для изготовления 11 космических аппаратов ГЛОНАСС-К2».

«Программа восполнения и модернизации орбитальной группировки сохраняется. Идет внутреннее перераспределение средств на отечественные опытно-конструкторские работы с целью импортозамещения», — прокомментировали РБК решение в аппарате вице-премьера Юрия Борисова.

ГЛОНАСС-К2 — перспективная серия космических аппаратов системы ГЛОНАСС, разработанная ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева» в качестве доработанного варианта спутников третьего поколения этой серии — ГЛОНАСС-К (первое поколение — ГЛОНАСС, второе поколение — ГЛОНАСС-М).

Согласно Стратегии развития ГЛОНАСС до 2030 года запуск последнего космического аппарата серии ГЛОНАСС-М планируется на 2020 год, последний спутник ГЛОНАСС-К должен полететь в 2023 году. Сейчас в орбитальной группировке ГЛОНАСС два спутника ГЛОНАСС-К. Первый такой спутник был запущен 26 октября 2011 года, второй — в 2014 году. Запуск третьего аппарата долгое время откладывался из-за проблем с поставками комплектующих.

Первый аппарат серии ГЛОНАСС-К2 планируется запустить на орбиту в конце 2019-го — начале 2020 года, заверял генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин на лекции в МГУ в мае.

Санкции против ГЛОНАСС

Евросоюз в 2014 году запретил экспорт в Россию товаров двойного назначения, если они предназначены для конечного военного использования. Поставки для космической отрасли были выведены из-под санкций, но только если они предназначаются для гражданского сектора. Но ГЛОНАСС является системой двойного назначения, то есть может использоваться в том числе в военных целях.

США в августе 2018 года решили окончательно прекратить выдачу лицензий на экспорт российским госпредприятиям продукции двойного назначения, маркированной по критерию «Национальная безопасность» — это в том числе авионика, электронные компоненты, микросхемы, системы спутниковой связи и т.д. (впрочем, и до этого такие лицензии выдавались только в индивидуальных случаях).

С 2014 года чиновники в сфере космоса ведут разговоры о замене импортных комплектующих в спутниках ГЛОНАСС, в 2016 году предприятие «Микрон» заявляло, что оно начало поставки радиационно стойких интегральных микросхем для спутников ГЛОНАСС-К. Однако в 2018 году «Интерфакс» сообщал со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли, что при создании новых спутников ГЛОНАСС-К разработчики столкнулись с проблемами при импортозамещении электронной компонентной базы. Предыдущее поколение этих спутников (ГЛОНАСС-М) содержало 75–80% западных комплектующих.

Гендиректор предприятия — производителя спутников «ИСС имени Решетнева» Николай Тестоедов в апреле 2018 года заявлял РИА «Новости», что космические аппараты системы ГЛОНАСС почти на 40% состоят из зарубежных комплектующих. По словам топ-менеджера, «Роскосмос» разработал программу импортозамещения, согласно которой к 2022 году в космических аппаратах ГЛОНАСС должно быть не более 10% иностранных комплектующих, а полностью избавиться от зарубежных элементов планируется к 2025 году.

Программа перевода спутников ГЛОНАСС полностью на отечественные комплектующие рассчитана до 2023 года, рассказывал в июне 2019 года председатель Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев. «Есть программа, рассчитанная на четыре года, согласована с разработчиками элементной базы. По ней каждый год появляется определенная номенклатура российских элементов, которыми замещают иностранные», — говорил Коптев. Эта программа стартовала в 2018 году. Она предполагает, что в будущем в спутниках ГЛОНАСС не будет ни одного иностранного компонента.

Министр промышленности Денис Мантуров в августе 2018 года говорил, что за последние шесть лет было разработано уже более 1,5 тыс. типов электронной компонентной базы. «По электронике будем заменять недоступные компоненты собственными, недостающие — импортировать из стран Юго-Восточной Азии, эти рынки для нас открыты», — сказал тогда министр.

Гаджеты. Технологии. Интернет


По сообщениям сетевых источников, сразу два спутника отечественной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС были выведены на техническое обслуживание с пометкой «неисправен» за последние несколько дней.

Сообщается, что 16 ноября началось запланированное техническое обслуживание аппарата «Глонасс-М» №731. Кроме того, 20 ноября без предупреждения потребителей была прекращена работа спутника «Глонасс-М» №735, который также отправился на техобслуживание. Оба аппарата были выведены на орбиту в 2010 году и этап их гарантийной эксплуатации, равный семи годам, уже давно завершён.

Оба спутника имеют пометку «неисправен» на сайте системы дифференциальной коррекции и мониторинга.

Стоит отметить, что в августе этого года из работы были выведены спутники №742 и №717, которые эксплуатируются с 2011 года и 2006 года соответственно. В настоящее время в системе ГЛОНАСС функционируют 21 аппарат, тогда как для полного охвата поверхности Земли требуется 24 спутника. Для того чтобы полностью покрыть навигационными сигналами территорию России, достаточно 18 спутников.

Напомним, навигационная система ГЛОНСС, наравне с GPS, является полностью сформированной системой. Кроме того, в настоящее время ведётся развёртывание спутниковых систем Китая (BeiDou) и Европы (Galileo). Стоит сказать о том, что система ГЛОНАСС осуществляет трансляцию закрытых военных сигналов для Вооруженных сил РФ, которые применяются не только для ориентации военнослужащих и техники на местности, но и для наведения стратегического оружия. Открытый гражданский сигнал ГЛОНАСС распространяется на бесплатной основе, он доступен пользователям по всему миру.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Почему Telegram лучше WhatsApp

Telegram — кроссплатформенный мессенджер, который появился еще в 2013 году. Создатель сервиса — Павел Дуров — бывший CEO социальной сети ВКонтакте. За короткое время Telegram стал главным конкурентом WhatsApp, и сейчас по праву считается лучшим на рынке. Для этого есть много объективных причин, о которых мы расскажем.

История развития Telegram

Для лучшего понимания начнем с истории Telegram. Первый клиент мессенджера появился в августе 2013 года — он вышел для мобильных устройств на iOS.

Всего за 4 месяца мессенджер скачали 1 миллион раз. В октябре 2014 года в Telegram добавили поддержку псевдонимов, по которым можно связываться с пользователями без номера телефона.

В январе 2015 года запустили поддержку стикеров. Каждый пользователь получил возможность создавать собственные стикеры. В отличие от других приложений, стикеры в Telegram распространяются бесплатно.

В начале 2016 года Павел Дуров сообщил, что мессенджером пользуются более 100 миллионов человек. В апреле этого же года компания Google хотела купить мессенджер более чем за 1 миллиард долларов. Также в 2016 году появилась функция, которая давала возможность редактировать уже отправленные сообщения пользователям. Внести изменения можно в течение 2 дней с момента отправки.

Настоящий расцвет мессенджера начался в 2017 году. Тогда появились первые новости о том, что администрация Telegram не будет предоставлять персональную информацию о пользователях государственным организациям и спецслужбам. Позже Павел Дуров сообщил, что ФСБ требовало у него предоставить «информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений». Он не выполнил эти условия, и против него составили административный протокол за невыполнение требований.

Далее Мещанский суд Москвы оштрафовал Telegram на 800 тысяч рублей за отказ предоставить ФСБ информацию для декодирования сообщений. Уже в ноябре 2017 года мессенджер впервые заблокировали по причине аудиопиратсва. Администрация мессенджера так и не передала ФСБ ключи для расшифровки переписки, что стало причиной «блокировки» Telegram на территории России.

Telegram часто проводит конкурсы для дизайнеров и программистов. Например, в октябре 2019 года проводился конкурс на создание анимированных стикеров и цветовых схем. Приз — 50 тысяч долларов. Был также конкурс на создание веб-версии мессенджера с призовым фондом 200 тысяч долларов. Все эти конкурсы привлекают новую аудиторию — об этом активно говорят в СМИ. Также благодаря подобным ивентам администрация Telegram повышает доверие аудитории к своему продукту.

Читать еще:  Cities: Skylines — работа над чужими ошибками

Безопасность

Главная причина, по которой пользователи выбирают Telegram — безопасность. В конце ноября 2019 года Павел Дуров заявил, что WhatsApp содержит ряд уязвимостей. В том числе, компания намеренно оставляет «бэкдоры» (дыры в защите) для властей и спецслужб.

По его словам, корпорация Facebook была частью программ правительственной слежки еще до того, как купила WhatsApp. Слова Дурова подтверждались — известный мессенджер WhatsApp был участником нескольких крупных скандалов. Все они связаны со взломами смартфонов и серьезной утечкой персональных данных. Большая часть уязвимостей мессенджера давали возможность установить шпионское ПО израильской NSO Group под название Pegasus.

Молодая аудитория

Основную аудиторию Telegram, в основном, составляет молодое поколение, которое отлично знакомо с технологиями. Мессенджер используется как для личного общения, так и для работы — в приложении есть чаты и видеозвонки.

Но есть мнение, что больше всего молодое поколение привлекает тот факт, что в Telegram нет навязчивых сообщений, открыток и поздравлений от родственников и дальних знакомых. Это — настоящая беда WhatsApp , как и многочисленные фейки.

Каналы и боты

Кроме безопасности персональных данных, Telegram лучше WhatsApp по функционалу. Пользователи выбирают этот мессенджер благодаря каналам и ботам.

Каналы — аналоги сообществ в социальных сетях. Здесь пользователи могут публиковать интересный контент и набирать аудиторию. Единственное — участники не могут комментировать записи.

Боты — аккаунты, которые автоматизируют различные действия. Они выполняют специальные команды в автоматическом режиме. Например, с помощью бота можно быстро перевести текст с английского языка на русский, конвертировать иностранную валюту в рубли, работать с поисковыми системами в интернете и т.д Функционал ботов не ограничен — они могут полностью заменить большинство полезных сервисов. Благодаря этому Telegram превращается в настоящее суперприложение, в котором можно не только общаться в друзьями или коллегами, но и, например, найти авиабилеты или забронировать номер в гостинице.

Имя пользователя

Еще один плюс Telegram, который выгодно выделяет мессенджер на фоне WhatsApp — наличие имени пользователя. При создании профиля можно указать никнейм, и другие пользователи смогут найти аккаунт по имени пользователя — для этого не нужно никому говорит номер телефона. Также есть возможность просто сделать ссылку на аккаунт, при переходе по которой человек сразу попадет в окно диалога.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Google закрывает Play Music — его заменят на YouTube Music. Есть ли разница

Подобными новостями никого не удивишь, но Google в очередной раз закрывает один из своих сервисов — на этот раз дело дошло до Play Music для стриминга музыки. Компания планирует отказаться от сервиса до конца года и уже предлагает пользователям перейти на YouTube Music. Даже сделали сайт для переноса плейлистов, но в России он пока не работает.

Понятно, почему Google решила отказаться от Play Music — сервис не менялся последние три-четыре года, самым большим изменением было введение раздела «подкасты», но в России их так и не запустили.

Почему Google прождала два года я могу понять — на старте YouTube Music был совсем отвратительным сервисом, можете почитать впечатления Макса Любина. Вместо нормальной музыки были аудиодорожки из клипов, а дополнительных функций никаких. За это время разработчики успели сделать нормальный интерфейс и перенести базовые функции, которые были в Play Music.

Я пользуюсь сервисом Play Music уже больше пяти лет и остаюсь на нем по большей части из-за привычки — как таковых преимуществ у него перед другими сервисами нет, кроме единой подписки с YouTube Premium. По цене одной подписки идет доступ к музыке и дополнительные функции для YouTube. После новости о закрытии сервиса я решил попробовать, чем Google предлагает его заменить — и перешёл на YouTube Music.

YouTube Music выглядит более современным и приятным после Play Music, который застрял в эпохе Material Design. Это все еще простой и понятный интерфейс без принципиальных изменений, но некоторые детали мне не понравились — например, в Play Music можно было переключать треки свайпами в открытом плеере, а в YouTube Music для этого только кнопки. Хотя это мелочи.

Есть у меня еще одно забавное наблюдение — в Play Music и YouTube Music по-разному расположены кнопки «лайк» и «дизлайк». И непонятно, разработчики специально расположили поменяли их местами или об этом даже никто не задумался.

В чем точно YouTube Music лучше предшественника — это рекомендации. В Play Music ужасные готовые радиостанции под определенный жанр или настроение, так же плохо сервис подсказывает новую музыку на основе моей библиотеки. Он может зацепиться за отдельное направление или тип музыки и будет крутить однотипные песни бесконечно — только русские песни или только рок. Тогда как в YouTube Music можно запустить раздел «Мой джем» и сервис всегда подкидывает приятную музыку, которую можно слушать во время работы вместо радио.

Еще в YouTube Music есть интересная функция «офлайн-микс» — приложение автоматически отберет 100 самых популярных треков в вашей библиотеке и сохранит их в память смартфона. Это удобно, если есть постоянный доступ к интернету, но нужно чтобы всегда на всякий случай был небольшой плейлист с любимой музыкой — например, чтобы послушать в самолете. Треки в этом «офлайн-миксе» будут постоянно меняться.

Самое грустное, что в YouTube Music перенесли всю медиатеку из Play Music. Поэтому здесь, например, нет ни одной песни Rammstein — их можно слушать только в виде аудиодорожек из клипов. Зато оба сервиса поддерживают загрузку собственной музыки — можно загрузить все альбомы в виде mp3-файлов, которых нет в YouTube Music, и они будут всегда доступны в облаке. В других сервисах такого нет.

В остальном YouTube Music — это обычный музыкальный сервис, он не предлагает каких-то серьезных преимуществ по сравнению с другими, доступными в России. Разве что с приходом Spotify на российский рынок ситуация может сильно измениться, потому что все хвалят этот сервис за лучшую систему рекомендаций.

Оформлять подписку на YouTube Music есть смысл только в одном случае — чтобы слушать музыку и одновременно пользоваться премиальными функциями YouTube, это стоит 199 рублей в месяц. Но я рекомендую найти еще 5 друзей и разделить с ними семейную подписку, которая стоит 299 рублей (по 49 рублей на человека). Google дает возможность отдельно подписаться только на музыку, это стоит 169 рублей, но смысла в этом нет. У остальных конкурентов, «Яндекс.Музыки» или BOOM (Mail.ru Group), есть дополнительные бонусы в виде скидок на такси, бесплатные фильмы, книги или другие сервисы.

Расскажите, каким музыкальным сервисом пользуетесь вы.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Предвыборная навигация

На этой неделе в Москве пройдет международный форум по спутниковой навигации, на котором Россия снова заявит о готовности развернуть глобальную навигационную систему ГЛОНАСС к 2009 году. Однако на самом деле возможность свободно ориентироваться на местности по отечественным спутникам рядовым россиянам в ближайшие несколько лет, похоже, не грозит.

Горячий интерес к судьбе глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, которая позволит россиянам свободно определять свое местоположение в любом районе Земли, возник у российских властей в последние год-полтора. Целиком система будет развернута к 2009 году, но на территории России она должна начать действовать уже с января 2008 года — по странному стечению обстоятельств на этот же год назначены и президентские выборы. Впрочем, отчитаться о прорыве в области информационных технологий новому президенту России, судя по всему, удастся еще не скоро.

УВЕЛИЧИТЬ

Создание системы ГЛОНАСС началось с 1976 года и было вызвано потребностью Минобороны в более точном определении координат: в СССР тогда велись работы по созданию ракетных мобильных комплексов, для осуществления пусков были необходимы точные координаты. Летно-конструкторские испытания начались 12 октября 1982 года, а 24 сентября 1993 года система ГЛОНАСС с орбитальной группировкой ограниченного состава из 12 спутников была принята в эксплуатацию. В 1994-1995 годах было запущено еще 18 аппаратов. Хотя к тому моменту пять запущенных ранее спутников уже вышли из эксплуатации, система ГЛОНАСС сформировалась полностью в составе 25 спутников при требуемых 24.

«Далее нужно было поддерживать орбитальную группировку,— объясняет обозреватель «Новостей космонавтики» Игорь Лисов.— При гарантийном сроке аппарата 3 года и при 24 спутниках в системе нужно запускать на замену по 8 штук в год. А финансово-политическая ситуация в стране стала совсем печальной. Последовал трехлетний перерыв в пусках, за время которого ГЛОНАСС не умерла только потому, что спутники работали в среднем в полтора раза дольше гарантированного срока».

Восстановление системы началось в 2000 году, когда ГЛОНАСС стала единственным российским космическим проектом, получившим статус федеральной целевой программы (ФЦП) на 2002-2011 годы. «Навигационная система объективно была нужна как воздух,— считает Лисов.— ФЦП предполагала выход на самоокупаемость в 2011 году за счет развития гражданской составляющей. Но и ее пришлось через четыре года пересматривать, увеличивая государственное финансирование».

К моменту возобновления запусков в декабре 1998 года в составе ГЛОНАСС оставалось 13 спутников (см. график). Но скорость, с которой старые спутники выходили из строя, превышала темпы ввода в систему новых аппаратов: в 2000-2006 годах проводился один пуск в год по три аппарата. В декабре 2001 — январе 2002 года в системе работало всего шесть спутников. После этого количество работающих аппаратов медленно росло, чему способствовали запуски спутников с увеличенным гарантийным ресурсом.

Первоначально ФЦП «Навигационная космическая система» предусматривала с 2005 года начало испытаний спутников нового поколения — ГЛОНАСС-К. В конце 2006 или начале 2007 года состав группировки должен был достичь штатных 24 спутников. К 2010 году на обслуживание системой ГЛОНАСС должны были перейти все основные потребители, включая военно-морской флот, который сейчас эксплуатирует собственную систему «Парус». Всего за 2001-2011 годы планировалось вывести на орбиту 7 спутников ГЛОНАСС старого типа, 11 ГЛОНАСС-М и 20 ГЛОНАСС-К.

Однако в 2001-2006 годах было запущено десять старых спутников ГЛОНАСС с трехлетним сроком службы, один аппарат ГЛОНАСС с пятилетним сроком (впрочем, он проработал лишь три года и отказал в прошлом году) и семь ГЛОНАСС-М — меньше, чем предусматривалось программой. В результате в системе осталось много аппаратов с трехлетним ресурсом. Многие из них отработали уже по два гарантийных срока и часто выводятся на техобслуживание. А срок полного развертывания ГЛОНАСС оказался сдвинут на 2010 год.

Высоко идущие планы

Впрочем, в конце 2005 года в судьбу ГЛОНАСС вмешались предвыборные планы. 26 декабря Владимир Путин потребовал от вице-премьера Сергея Иванова ускорить развертывание системы и ввести ее в полном объеме до 2008 года. Правда, осуществление этих планов независимые эксперты считают технически невозможным: ранее к 2008 году планировалось развернуть только группировку из 18 спутников, что позволило бы обеспечить почти непрерывную навигацию на территории России, исключая самые южные ее области.

Читать еще:  Игровая экранизация: Silent Hill — когда холмы молчат

Тем не менее Федеральное космическое агентство занялось разработкой скорректированного плана развертывания ГЛОНАСС, нацеленного, по словам руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова, на эксплуатацию к концу 2007 года группировки из 18 спутников. Полное же развертывание системы из 24 спутников было решено обеспечить в 2009 году. Заодно было принято решение о повышении точности местоопределения для гражданских пользователей. «Я могу официально заявить, что мы снимем ограничения на точность определения координат для гражданских пользователей до конца 2006 года,— заявил Сергей Иванов.— Они смогут следить даже за своими домашними животными — кошками, собаками. Это имеет огромное коммерческое значение. Это важно во многих областях — для контроля и за кораблями, и за железнодорожными составами, и за фурами».

В результате 14 июля прошлого года было подписано постановление правительства о корректировке ФЦП ГЛОНАСС. Ограничения на точность спутникового навигационного сигнала Минобороны сняло 19 декабря. А 25 декабря на орбиту была выведена очередная тройка спутников ГЛОНАСС-М с семилетним ресурсом. К тому моменту в составе системы числилось 14 аппаратов.

Однако ввод в систему трех новых спутников задержался. Лишь 3 апреля два из них были приняты в эксплуатацию. А с третьим, запущенным 25 декабря, видимо, возникли проблемы: радиолюбители, занимающиеся регистрацией сигналов от космических аппаратов, по сей день так и не услышали от этого спутника навигационных сигналов. Не исключено, что этот аппарат уже не сможет использоваться по назначению.

К этому моменту состояние системы резко ухудшилось. В начале 2007 года в ней работало 12 спутников. Но 7 февраля был временно выведен из эксплуатации один ГЛОНАСС, 16 марта — сразу два, 27 марта — новый ГЛОНАСС-М, а 1 и 2 апреля — еще два старых спутника. В результате к 2 апреля 2007 года в группировке осталось лишь шесть работоспособных спутников. Средняя доступность системы (доля суток, когда принимающим устройствам видны хотя бы четыре спутника, необходимые для определения координат пользователя) на территории России составляла лишь 8%, а на планете в целом — только 2,1%. Максимальный перерыв навигации на Земле составлял 19,35 часа, а на территории РФ — 13,7 часа, то есть в среднем более полусуток пользоваться ГЛОНАСС было невозможно.

Лишь на следующий день в систему были возвращены четыре ранее выведенных спутника и вошли в эксплуатацию два недавно запущенных. В итоге в системе оказалось 12 рабочих аппаратов, средняя доступность по территории РФ возросла до 65,7%, по всей Земле — до 52,6%, а максимальные перерывы навигации сократились до 2,6 часа на территории РФ и 4,5 часа на всей Земле. Эксперты, правда, предположили, что экстренный ввод в систему сразу шести спутников был осуществлен специально к международному форуму по спутниковой навигации, который пройдет в Москве 9-10 апреля (на нем с докладом должен выступить курирующий систему ГЛОНАСС Сергей Иванов). К тому же многие наблюдатели считают, что российские официальные лица не упоминают некоторых деталей.

Так, официально 3 апреля в системе числилось 19 спутников. Однако, по данным сайта Прикладного потребительского центра ГЛОНАСС, только 12 из них использовались по назначению: 3 аппарата числились временно выведенными на техобслуживание, 1 оставался на этапе ввода в систему, а 3 спутника были зачислены в разряд «на этапе вывода из системы». Как пояснил «Власти» источник в Центре управления ГЛОНАСС, к последней категории относят те спутники, которые уже давно не передают навигационных сигналов. «Шансов на их использование уже не осталось,— пояснил источник.— Но для красоты статистики начальники их не списывают, а продолжают учитывать в своей кривой бухгалтерии».

По планам Роскосмоса орбитальная группировка ГЛОНАСС в 2007 году пополнится шестью спутниками: три аппарата будут запущены в сентябре и три — в ноябре. 29 марта Путин напомнил, что «к концу 2007 года ГЛОНАСС должна заработать в национальном масштабе», а глава Роскосмоса Анатолий Перминов в ответ заверил, что «указание должно быть выполнено, и оно будет выполнено».

Однако независимые эксперты скептически оценивают планы развертывания на орбите группировки из 18 аппаратов. «Старые спутники ГЛОНАСС вводились в систему в течение месяца, новые — ГЛОНАСС-М — вводят порой до полугода и более,— объясняет Андрей Ионин, эксперт Центра анализа стратегий и технологий.— Поэтому, даже если в сентябре-ноябре запустят две очередные тройки аппаратов, это совсем не значит, что их введут в систему до конца года».

Кроме того, недостаточно иметь на орбите 18 навигационных спутников — они еще должны все одновременно и бесперебойно работать. «Важно отметить особенность, характерную для системы ГЛОНАСС,— подчеркивает Игорь Лисов.— Если аппарат находится в эксплуатации, он вовсе не обязательно работает в системе. Его могут вывести на профилактику, переводить в другую точку, испытывать до окончательного ввода в строй. Для навигации такой аппарат непригоден. Даже если на орбите будет 18 спутников, этого недостаточно для стопроцентного покрытия территории России».

«Чьи спутники летают в космосе, массового потребителя вообще не волнует»

Система ГЛОНАСС не может конкурировать с GPS, а может только сотрудничать с ней, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Ионин.

— В чем причина такого пристального внимания руководства России к системе ГЛОНАСС?

— Назначение системы ГЛОНАСС очень широкое. Простой обыватель представляет ее себе как навигационное определение для себя, своего автомобиля или, как любит говорить Сергей Иванов, «для своей любимой собаки». Но есть более широкие применения этой системы. Очевидное и наиболее известное — это военное. Высокоточное оружие без космической навигации просто немыслимо. Отсюда следует простой вывод: те страны, которые не располагают собственными космическими навигационными системами, на самом деле в своем арсенале высокоточного оружия не имеют. То есть на данный момент в мире высокоточным оружием владеет одна страна — США. У всех остальных, включая Россию, это только видимость. Вспомните, что было во время московского блэкаута два года назад, и представьте, что рубильник к энергосистеме Москвы находится в Вашингтоне. С навигационной системой сейчас та же ситуация.

При этом у наших властей есть заблуждение, что, развернув ГЛОНАСС, мы получим средства для нашей экономики в виде каких-то продаж сигнала, аппаратуры. Это не так.

— Для массового потребителя навигационной аппаратуры все навигационные системы будут не конкурировать, а сотрудничать. Навигационный сигнал заведомо предоставляется массовому потребителю бесплатно. Вернуть деньги, затраченные на создание этой системы, путем продажи сигнала нельзя.

— А возможен ли возврат затраченных средств путем включения их в стоимость навигационной аппаратуры?

— Теоретически, конечно, возможно все. Но все основное производство бытовой электроники сосредоточено в Юго-Восточной Азии. Считать, что случится что-то, что повлияет на это географическое распределение, или что приемники ГЛОНАСС будут массово выпускаться в другом регионе, нет оснований. У России здесь нет никаких конкурентных преимуществ. Безусловно, останется некий сегмент рынка навигационной аппаратуры, которая будет производиться российскими производителями. Но этот сегмент будет узкий, ограниченный законодательными или политическими рамками — российские госучреждения и предприятия, военные, а также государственные и военные структуры других стран, с которыми Россия заключит соглашения о сотрудничестве. С экономической точки зрения этот сегмент не играет никакой роли.

— Что изменится на мировом рынке навигационных услуг после полного развертывания системы ГЛОНАСС?

— Ничего. Массового потребителя интересует только одно: в любой момент времени иметь возможность определить свое местоположение. Какие спутники летают в космосе, каким странам они принадлежат, массового потребителя вообще не волнует. Здесь есть другая проблема. Системы GPS и ГЛОНАСС изначально создавались для военных заказчиков. Предполагалось, что военный потребитель находится в воздухе, на море или в чистом поле. А когда возник массовый навигационный рынок, то оказалось, что большинство потребителей находится в крупных городах, где спутники закрывают высокие здания. Поэтому, чем больше спутников летает, тем для массового потребителя лучше — больше вероятность, что в том небольшом клочке неба, который он видит между небоскребами, будет достаточно спутников, чтобы определить местоположение.

— Как скоро у нас могут появиться приемники GPS-ГЛОНАСС для массового потребителя?

— Как только их производители поймут, что это не помешает работе с уже проверенной и надежной системой GPS. И когда убедятся, что Россия не будет чинить препятствий, как в свое время США, массовому производству аппаратуры, а будет предоставлять всю необходимую для этого информацию и бесплатный навигационный сигнал. Пока ситуация выглядит так, что США, идя на колоссальные траты, обеспечивают для всех бесплатный навигационный сигнал. Как в фильме «Армагеддон» они за свой счет сбивали астероид, летевший к Земле.

Беседовал Константин Лантратов

Чем ГЛОСНАСС не GPS

Ближайшим конкурентом ГЛОНАСС является американская система GPS (Global Positioning System). Она разрабатывалась с 1973 года по заданию минобороны США. Первый спутник был запущен 22 февраля 1978 года. К началу апреля 2007 года в составе GPS штатно работали 30 спутников. Доступ к навигационной информации был открыт для гражданских пользователей с 1983 года, а с 1 мая 2000 года был отключен режим селективного доступа к системе GPS, а с декабря 2004 года США предоставили бесплатный навигационный сигнал гражданским пользователям во всем мире.

Три спутника ГЛОНАСС из-за проблем с датчиками выведены на техобслуживание

25.07.2012 в 11:29, просмотров: 936

«Перерыв в использовании по целевому назначению КА «Глонасс-М» № 719, КА «Глонасс-М» № 720 и КА «Глонасс-М» № 725 (20, 19 и 21 рабочие точки), выведенных на внеплановое техническое обслуживание, может составить около 10 суток», – сообщается на сайте информационно-аналитического центра Роскосмоса. По его словам, три спутника выведены на техобслуживание из-за проблем с датчиками ориентации.

Всего в настоящее время по назначению используются 22 космических аппарата системы ГЛОНАСС: четыре из них находятся на техобслуживании, еще четыре – в орбитальном резерве, а один спутник проходит летные испытания.

  • Самое интересное

Популярно в соцсетях

© ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец» Электронное периодическое издание «MK.ru»

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77-45245 Редакция — ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец». Адрес редакции: 125993, г. Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр. 1. Телефон: +7(495)609-44-44, +7(495)609-44-33 , e-mail info@mk.ru. Главный редактор и учредитель — П.Н. Гусев. Реклама третьих сторон

Все права на материалы, опубликованные на сайте www.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте www.mk.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk.ru, до или после цитируемого блока.

Для читателей: в России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».
Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector