0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Transistor — маленькая жемчужина

Ученые создали самый маленький полупроводниковый транзистор

Мы уже затрагивали тему сложностей, встающих на пути производителей процессоров, стремящихся время от времени уменьшать размеры транзисторов для производства более современных и более мощных чипов. Когда с проблемой не могут справиться инженеры, в дело вступают ученые.

Исследовательская команда под руководством Али Джавей из Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли Министерства энергетики США создала транзистор с функционирующим затвором (гейтом) размером 1 нанометр. По словам ученых, это самый маленький работающий транзистор из когда-либо созданных. Для сравнения: толщина обычного человеческого волоса составляет около 50 000 нанометров.

Важность производства более компактных транзисторов заключается в том, что чем меньше транзистор, тем больше их может поместиться на одном компьютерном чипе. Желание делать транзисторы меньше продиктованы так называемым законом Мура – теории, согласно которой каждые 24 месяца число транзисторов на интегральной схеме должно удваиваться.

«До этого момента теоретическим лимитом размера затвора (гейта), сохраняющим его функциональные свойства, считался размер 5 нанометров. Объясняется это тем, что при меньшем размере туннелирование электронов будет происходить напрямую от истока сразу к стоку. То есть затвор просто не будет успевать выполнять свою основную задачу», — говорит Джавей.

«Наша работа показывает, что при правильном выборе материала и архитектуры интегральной схемы даже нанометровый затвор способен сохранять все свои характеристики и функции».

К слову, о материалах. Размер в 1 нанометр не позволяет использовать те материалы и методы, которые обычно применяются для производства этих компонентов. Поэтому ученые использовали полые цилиндрические углеродные нанотрубки.

Как отмечает Джавей, разработка такого затвора лишь доказывает возможность такого уровня производства.

«Мы не создавали чипов на базе таких транзисторов, повторяя процесс миллионы раз. Мы также не создавали никаких производственных схем, позволявших снизить вредные сопротивления. Однако эта работа показывает, что теперь мы не ограничены размером затворов для транзисторов в 5 нанометров. При грамотной отладке, подборе полупроводникового материала и архитектуры закон Мура еще поживет».

Сегодня все большее количество различных приборов стремительно «умнеет», предоставляя пользователям все новые функции. И если к «умным» часам мы привыкли, «умные» колонки есть уже у множества людей, а термин «умный дом» начал восприниматься как нечто обыденное, то вот более специфичные «умные» устройства все еще вызывают неподдельный интерес. К примеру, «умная» коляска от фирмы Bosch. Чем […]

Популярные группы

Transistor — маленькая жемчужина

Студия Supergiant Games, за плечами которой уже есть одна шикарная игра — Bastion, вновь попала точно в десятку. Ее новый проект оказался прекрасным во всех аспектах, но почему мы склонны так думать — читайте в нашей рецензии

Игра протестирована на PlayStation 4

Несколько лет назад успех игр от независимых разработчиков перераспределил расстановку сил в индустрии. Такие проекты, как Braid, Bastion и FEZ, показали, что даже малыми силами можно сотворить нечто прекрасное. Впрочем, со временем ситуация становилась всё хуже и хуже, а цифровые магазины теперь заполнены сотнями пиксельных поделок разной степени паршивости. Однако даже в полнейшем мраке иногда зажигаются светлые лучики надежды, имя одному из которых — Transistor. По нашему скромному мнению, это невероятно красивое, умное и трогательное творение мастеров из Supergiant Games должно быть у каждого человека, серьёзно увлекающегося играми.

…кажется, нас читают. Думаешь, стоит им всё рассказать? Серьёзно? Хорошо, я понял тебя». Transistor встречает нас яркой статичной картинкой. Можно не сразу сообразить, что игра на самом-то деле уже началась — нужно лишь дотронуться до клавиши. Тогда потерявшая голос Ред, главная героиня и просто красивая девушка, возьмёт в руки меч — тот самый Транзистор, чтобы отправиться в приключение по районам умирающего Клаудбанка под аккомпанемент притягательного звукового сопровождения.

Сложно устоять перед такой красотой

. и незамолкающего меча, вещающего проникновенным голосом Логана Каннингема. Оружие будет то иронично комментировать происходящие вокруг события, то душевно разговаривать с нашим персонажем. Очень напоминает Рассказчика из Bastion, но монологи здесь куда более личные и грустные, нежели в дебютном проекте Supergiant Games, поскольку герои — всё-таки не чужие друг другу люди. «Не смущай меня». Заодно бормотание помогает поддерживать и без того гнетущую атмосферу безысходности, которая под конец бьёт под дых так, что очень сложно сдержать собственные эмоции.

В сюжете игры вообще очень интересно копаться, выискивая незамеченные ранее особенности. Проект не будет специально что-то рассказывать, а сама история раскрывается лишь в разговорах персонажей и новостных сводках. И даже если внимательно всё слушать и читать, есть шанс что-либо упустить, оставив пробел до повторного прохождения. «Думаешь, стоит им это говорить? » Которое обязательно случится.

Одно из немногих мест, где действительно можно расслабиться

. поскольку за один заход попросту не успеваешь насладиться Transistor в полной мере. Игру можно пробежать за пару вечеров даже с учётом прохождения доступных испытаний. «Может быть, хватит, Ред? Давай уйдём отсюда». Это ни в коем случае не плохо, поскольку разработчики сделали ставку на запредельное качество содержимого, а не на его количество. От здешних пейзажей можно получить натуральный визуальный оргазм, настолько шикарно сочетаются архитектура локаций, цветовая гамма и ещё сотня мелочей, обогащающих улицы умирающего города. Взгляните на скриншоты — в динамике всё это великолепие выглядит куда прекрасней.

Однако мощная история и захватывающий внешний вид — не всё, на что способна Transistor. Игра была бы наполовину не так увлекательна, не предложи она глубокой боевой системы. По мере прохождения мы будем получать новые способности для Транзистора, каждую из которых можно использовать тремя способами: сделать одним из четырёх обычных ударов, усилить ей какой-либо навык или вовсе нацепить в качестве пассивного умения.

В игре есть 16 таких функций, а при дальнейшем повышении уровня они начинают выдаваться заново. Всё это открывает огромный простор для планирования — за настройкой способностей можно просидеть не один час, подбирая под себя оптимальный набор. «Им это неинтересно». Использовать такое разнообразие придётся в многочисленных сражениях, которые проходят в двух режимах: активном и тактическом. Про первый сказать особо нечего — бегаем по арене, представляя, что играем в более медленную версию Bastion. Однако персонаж здесь куда более уязвим, уклоняться без специального навыка не умеет и вообще теряет один из ударов при уменьшении полоски жизни до нуля.

Читать еще:  Honor представила 16,1-дюймовый MagicBook Pro 2020 на базе Intel Comet Lake-U

Избежать подобных казусов и довести бой до победного конца поможет тактический режим. Активируется он по желанию нажатием правого шифта (в версии для PS4) — время в игре останавливается, а игрок может оценить расстановку сил на поле брани и задать нужную последовательность действий. Каждый удар или шаг будет вставать в ограниченную очередь, по заполнении которой Ред не сможет больше ничего предпринять. Стоит ещё раз нажать на кнопку — и героиня молниеносно исполнит приказания, а для повторного использования способности придётся немного подождать. На словах это, вероятно, звучит обыденно, но на деле, особенно под конец игры и при добавлении усложняющих модификаторов, битвы превращаются в суровое испытание на стратегическое планирование.

Наверное, действительно пора заканчивать. Мы рассказали об основных моментах игры, однако утаили некоторые особенности, ведь Transistor — небольшое, но очень личное и душевное приключение, которое лучше прочувствовать самому. Не очень бы хотелось портить ощущения от прохождения. Таких проектов, как детище Supergiant Games, не так много на свете, поэтому

если найдёте время — обязательно попробуйте. Скорее всего, вам понравится.

Если же боитесь того, что часть истории пройдёт мимо вас, как это могло быть в Bastion, поскольку она рассказывалась на иностранном языке,то отбросьте сомнения. У Transistor есть русские субтитры и хороший перевод текстов.

глубокая, интересная и продуманная боевая система;

Логан Каннингем — говорящий меч;

компактная и трогательная история.

к любой игре можно цепляться. В данном случае этого совершенно не хочется делать.

Снимок: Туманность «Маленькая жемчужина» в созвездии Стрельца

Космический телескоп НАСА/ЕКА «Хаббл» (Hubble Space Telescope) делал снимки планетарной туманности NGC 6818 и раньше, однако в этот раз был использован особый набор светофильтров для получения изображения этого восхитительного украшения ночного неба во всей его красе. За это удивительное сияние, так хорошо видимое на этом снимке, планетарная туманность NGC 6818 получила неофициальное название «Туманность Жемчужина» (Little Gem Nebula).

Это облако газа сформировалось примерно 3500 лет назад, когда звезда, подобная Солнцу, достигла окончания своего жизненного цикла и сбросила внешние оболочки в космос. По мере того как эти слои звездного материала расходились в космос в направлении от ядра – белых остатков звезды, расположенных в центре изображения – они принимали все более и более замысловатые очертания.

Центральная звезда этой туманности имеет звездного компаньона, расположенного на расстоянии 150 астрономических единиц (расстояний между Солнцем и Землей), что примерно в пять раз больше, по сравнению с расстоянием от Солнца до Нептуна.

Планетарная туманность NGC 6818 расположена в созвездии Стрельца на расстоянии 6000 световых лет от Земли. Она впервые была запечатлена при помощи «Хаббла» в 1997 г., а затем вновь появилась на снимках, сделанных в 1998 и 2000 г. при помощи разных светофильтров, подчеркивающих наличие различных газов в составе этой туманности.

@moderator, антинаучный бред — у нас тут скорость света превысила скорость света.

Я правильно прочитал? Появилась 3500 лет назад, но находится в 6000 световых годах от нас?

И что вас удивляет? Вот у одного капитана в одной в/ч три ящика консервов нашли, по документам два года как съеденые. Это я понимаю — парадокс! А вы тут про туманность!

норм миллиард баксов потратили

Миссия «Психея» задерживается из-за проблем с приобретением электронных компонентов

Первая миссия NASA по исследованию металлического астероида столкнулась с задержками в получении ключевых инструментов и передовых электронных компонентов, согласно новой оценке Управления по подотчетности правительства США (GAO).

Миссия «Психея» стоимостью $996,4 миллионов нацелена на изучение металлического астероида 16 Психея. Запуск космического корабля запланирован на август 2022 года.

«Главный технический риск для проекта заключается в том, что доставка магнитометров, используемых для обнаружения и измерения магнитного поля астероида Психея, вероятно, будет отложена на срок до 4 месяцев из-за потери опытного персонала и рабочих на заводах его подрядчика», – говорится в оценке.

Чиновники программы также сообщают, что приобретение передовых электронных компонентов стоит дороже и занимает больше времени, чем предполагалось.

«Официальные лица заявили, что эти длительные сроки подготовки привели к задержкам в поставках деталей, что в свою очередь задержало испытание конструкции прибора для гамма-лучевого и нейтронного спектрометра (GRNS), который будет использоваться для определения элементного состава Психеи – примерно через 3 месяца», – говорится в сообщении.

Миссия пытается уменьшить эти риски, нанимая больше персонала, ища альтернативных поставщиков и повышая приоритет на покупку запчастей, изготовление которых требует длительного времени.

Линия дня и ночи на Луне

Наблюдайте Венеру и Меркурий! (пока не поздно)

Подходит к концу период великолепной видимости Венеры. Этой яркой планетой на вечернем небе нам осталось наслаждаться около недели. Спешите видеть! В следующий раз такие крутые условия сложатся лишь в конце декабря 2021 года. Но зимой ясных дней и ночей как правило меньше. Поэтому поспешите! Более того, рядом с Венерой сейчас можно увидеть и Меркурий. О них сегодня и говорим.

У Млечного Пути насчитали 150 необнаруженных галактик-спутников

Астрофизики показали, что в гало Млечного Пути должно находиться около 220 карликовых галактик, примерно четверть из которых пребывает в поле тяготения Большого Магелланова Облака. Это число значительно выше наблюдаемого количества: примерно 150 спутников еще предстоит обнаружить. Первая и вторая части работы опубликованы в The Astrophysical Journal.

Термином «гало» в астрофизике обозначает сферическую область вокруг галактики. Границы этого пространства определяются вириальным радиусом — расстоянием, в пределах которого тяготение данной галактики преобладает над тяготением ее соседей. Свойства гало представляют большой интерес для астрофизики и космологии. Исследования в данной области позволяют понять, как именно ведет себя гравитация на больших масштабах, и на основе этого строить и корректировать теоретические модели.

Карликовые галактики — это широкий класс населяющих гало объектов. По своей структуре они напоминают обычные галактики, однако масса таких образований оказалась слишком мала, и они попали в поле тяготения более крупного соседа. Наиболее заметные спутники Млечного Пути, Большое Магелланово Облако и Малое, были известны еще в доисторическое время. На сегодняшний день открыты уже десятки таких галактик. При этом некоторые из них — это двойные спутники, которые одновременно обращаются вокруг Большого Магелланова Облака (БМО). Тем не менее, полное количество таких объектов в гало нашей галактики в настоящий момент неизвестно.

Читать еще:  Здоровье и стерео 3D. Часть первая, физиологическая

Научная группа коллаборации DES (Dark Energy Survey) под руководством Алекса Дрлика-Вагнера (Alex Drlica-Wagner) из Национальной ускорительной лаборатории имени Энрико Ферми исследовала связь гравитационных свойств окрестностей Млечного Пути с количеством и конфигурацией его спутников. Основываясь на наблюдениях за далекими галактиками, которые похожи по структуре на нашу, ученые смоделировали среду, отражающую свойства гало. При этом исследователи старались воспроизвести гравитационную пару «Млечный Путь — БМО», предполагая, что тяготение последнего существенно влияет итоговое распределение спутников. Отдельно моделировались сценарии, в которых аналог БМО не участвовал. Затем в полученной среде авторы случайным образом размещали модели карликовых галактик и вычисляли вероятность самопроизвольного возникновения полученной конфигурации, из чего делали вывод о правдоподобии исходного набора параметров.

Статистические расчеты исследователи производили при помощи машинного обучения. Используемый алгоритм был основан на выборке из реально наблюдаемых карликовых галактик и позволил оценить вероятность обнаружения спутника в заданном положении по его размеру, яркости, расстоянию до Солнца и угловым координатам.

В результате авторы заключили, что наиболее вероятное число карликовых галактик в гало Млечного Пути должно составлять около 220 (с погрешностью в 50 объектов), из которых 52±8 — спутники БМО. Это означает, что астрономам предстоит открыть по соседству с нашей галактикой еще около 150 спутников. При этом статистическая гипотеза, учитывающая вклад аналога БМО, при описании реальных данных оказалась существенно достовернее (со значением коэффициента Байеса 103–104) моделей, в которых этот вклад был менее точен или не учитывался. Таким образом, исследователи подтвердили значимость воздействия Большого Магелланова Облака на структуру окружения Млечного Пути.

Кроме того, по результатам симуляций ученые вычислили среднюю массу гало, при которой оно с вероятностью 50% будет содержать по крайней мере один спутник, — эта величина составила порядка 108 масс Солнца. Массу тех гало, в которых могут находиться самые малые из обнаруживаемых спутников, авторы оценили в миллион солнечных. Последние характеристики важны с точки зрения свойств темной материи на микроуровне. В частности, с их помощью можно оценивать силу и вероятность взаимодействия гипотетических частиц как между собой, так и с обычным веществом. Это дает возможность корректировать теоретические модели и облегчает экспериментальные поиски темной материи.

Transistor — маленькая жемчужина. Рецензия

834 руб. (PS Store)

Игра протестирована на PlayStation 4

Несколько лет назад успех игр от независимых разработчиков перераспределил расстановку сил в индустрии. Такие проекты, как Braid, Bastion и FEZ, показали, что даже малыми силами можно сотворить нечто прекрасное. Впрочем, со временем ситуация становилась всё хуже и хуже, а цифровые магазины теперь заполнены сотнями пиксельных поделок разной степени паршивости. Однако даже в полнейшем мраке иногда зажигаются светлые лучики надежды, имя одному из которых — Transistor. По нашему скромному мнению, это невероятно красивое, умное и трогательное творение мастеров из Supergiant Games должно быть у каждого человека, серьёзно увлекающегося играми.

⇡#«Послушай, Ред.

…кажется, нас читают. Думаешь, стоит им всё рассказать? Серьёзно? Хорошо, я понял тебя». Transistor встречает нас яркой статичной картинкой. Можно не сразу сообразить, что игра на самом-то деле уже началась — нужно лишь дотронуться до клавиши. Тогда потерявшая голос Ред, главная героиня и просто красивая девушка, возьмёт в руки меч — тот самый Транзистор, чтобы отправиться в приключение по районам умирающего Клаудбанка под аккомпанемент притягательного звукового сопровождения.

Сложно устоять перед такой красотой

. и незамолкающего меча, вещающего проникновенным голосом Логана Каннингема. Оружие будет то иронично комментировать происходящие вокруг события, то душевно разговаривать с нашим персонажем. Очень напоминает Рассказчика из Bastion, но монологи здесь куда более личные и грустные, нежели в дебютном проекте Supergiant Games, поскольку герои — всё-таки не чужие друг другу люди. «Не смущай меня». Заодно бормотание помогает поддерживать и без того гнетущую атмосферу безысходности, которая под конец бьёт под дых так, что очень сложно сдержать собственные эмоции.

В сюжете игры вообще очень интересно копаться, выискивая незамеченные ранее особенности. Проект не будет специально что-то рассказывать, а сама история раскрывается лишь в разговорах персонажей и новостных сводках. И даже если внимательно всё слушать и читать, есть шанс что-либо упустить, оставив пробел до повторного прохождения. « Думаешь, стоит им это говорить? » Которое обязательно случится.

Одно из немногих мест, где действительно можно расслабиться

. поскольку за один заход попросту не успеваешь насладиться Transistor в полной мере. Игру можно пробежать за пару вечеров даже с учётом прохождения доступных испытаний. «Может быть, хватит, Ред? Давай уйдём отсюда». Это ни в коем случае не плохо, поскольку разработчики сделали ставку на запредельное качество содержимого, а не на его количество. От здешних пейзажей можно получить натуральный визуальный оргазм, настолько шикарно сочетаются архитектура локаций, цветовая гамма и ещё сотня мелочей, обогащающих улицы умирающего города. Взгляните на скриншоты — в динамике всё это великолепие выглядит куда прекрасней.

⇡#Занимательное программирование ();

Однако мощная история и захватывающий внешний вид — не всё, на что способна Transistor. Игра была бы наполовину не так увлекательна, не предложи она глубокой боевой системы. По мере прохождения мы будем получать новые способности для Транзистора, каждую из которых можно использовать тремя способами: сделать одним из четырёх обычных ударов, усилить ей какой-либо навык или вовсе нацепить в качестве пассивного умения.

В игре есть 16 таких функций, а при дальнейшем повышении уровня они начинают выдаваться заново. Всё это открывает огромный простор для планирования — за настройкой способностей можно просидеть не один час, подбирая под себя оптимальный набор. «Им это неинтересно». Использовать такое разнообразие придётся в многочисленных сражениях, которые проходят в двух режимах: активном и тактическом. Про первый сказать особо нечего — бегаем по арене, представляя, что играем в более медленную версию Bastion. Однако персонаж здесь куда более уязвим, уклоняться без специального навыка не умеет и вообще теряет один из ударов при уменьшении полоски жизни до нуля.

Читать еще:  YouTube будет удалять ролики, связывающие пандемию коронавируса COVID-19 с сетями 5G

Избежать подобных казусов и довести бой до победного конца поможет тактический режим. Активируется он по желанию нажатием правого шифта (в версии для PS4) — время в игре останавливается, а игрок может оценить расстановку сил на поле брани и задать нужную последовательность действий. Каждый удар или шаг будет вставать в ограниченную очередь, по заполнении которой Ред не сможет больше ничего предпринять. Стоит ещё раз нажать на кнопку — и героиня молниеносно исполнит приказания, а для повторного использования способности придётся немного подождать. На словах это, вероятно, звучит обыденно, но на деле, особенно под конец игры и при добавлении усложняющих модификаторов, битвы превращаются в суровое испытание на стратегическое планирование.

Наверное, действительно пора заканчивать. Мы рассказали об основных моментах игры, однако утаили некоторые особенности, ведь Transistor — небольшое, но очень личное и душевное приключение, которое лучше прочувствовать самому. Не очень бы хотелось портить ощущения от прохождения. Таких проектов, как детище Supergiant Games, не так много на свете, поэтому если найдёте время — обязательно попробуйте. Скорее всего, вам понравится.

Если же боитесь того, что часть истории пройдёт мимо вас, как это могло быть в Bastion, поскольку она рассказывалась на иностранном языке, то отбросьте сомнения. У Transistor есть русские субтитры и хороший перевод текстов.

Достоинства:

  • мощный саундтрек;
  • глубокая, интересная и продуманная боевая система;
  • красочные локации;
  • Логан Каннингем — говорящий меч;
  • компактная и трогательная история.

Недостатки:

  • к любой игре можно цепляться. В данном случае этого совершенно не хочется делать.

filgray

Ощущение серого

«Черная жемчужина». Завершение корпусных приключений

Одним из самых сложных этапов в постройке модели корабля справедливо считается мучение с гальюном и кормовой галереей. Масса деталей, сопрягаемых сразу в трех плоскостях, постоянные подгонки. К слову сказать, был момент, когда я кидал рейки, орал матом, казалось, что этот этап никогда не кончится. Но по порядку.

Гальюн. Яблоня. Удивительное дерево. Вроде твердое, но обрабатывается, кажется, лучше груши. Изначально почти белое, под маслом становится ярко желтым. Выпиливаем релинги парами, сразу на обе стороны.

Выбираем на фрезере и делаем шагрень шилом.

Отдельные заморочки с завитком.

Затем идут шпангоуты. Г-образные параллелепипеды. С первым возился полдня, с последним минут двадцать. Главное придумать технологию изготовления. Сначала клеил на циакрин направляющие по шаблону, потом уже сами шпангоуты, иначе никак.

Галерея. Передняя часть из липы, «нижняя полка» из груши.

Веселье начинается на корме, где «полка» повторяет погибь палубы.

Уже поставлены стенки галереи. Примеряется будущая крыша.

На очереди окна. Из пластика делаем параллелограмм. Сначала делаем горизонтальные пазы. Вклеиваем бруски.

Затем переворачиваем деталь и делаем вертикальные.

Обтачиваем на шлифовалке и примеряем. К слову сказать, крыша уже выведена.

Затем в окна вставляем вертикальные бруски и окончательно формируем раму. Кстати, пластик был толстый (5 мм), оказалось, что прекрасно видно все внутренние грани, пришлось сгонять толщину до 2 мм и затем полировать внутренние поверхности.

Окна на месте. На крыше сделана шагрень.

Нехорошие голливудские дизайнеры сотворили у ЧЖ кучу перил. Нет чтобы борт повыше и планширь. Ан нет. Сверлим 2 мм сверлом.

В перерывах делаем трап. Ступеньки сделаны из одного куска. Нижний «брусок» просто фрезеровка.

Тем временем галерея приобретает жилой вид. «Фильдеперсовые» рейки сделаны фигурной фрезой, сотворенной из надфиля.

По бокам вместо окон будут заглушки с резьбой. Ждут своего часа.

Возвращаемся к перилам. Отверстия просверлены с помощью бормашинки и сверлильной станины, чтобы сохранить вертикальность.

Отверстия квадратим микростамесочкой (2 мм), сделанной из того же надфиля, и вклеиваем бруски.

Сами перила по бокам фрезеруем. Первая деталь. Пазы пропилены ножовкой и доведены квадратным надфилем. Затем деталь согнута на утюге.

Кат-балки делаем за одну установку на фрезере. Остается лишь шлифовка.

Перила стоят. Доделаны трапы. Удалены части бархоутов под руслени.

И на вкусное рустерные решетки. Берем кусок яблони. Проходим миллиметровой фрезой с шагом в миллиметр поперек волокон. Затем с меньшей глубиной вдоль. Нюанс — подавать приходится по десяткам, иначе кубики откалываются. Смотришь в окно и медленно-медленно крутишь. Долго.

Вставляем поперечные доски.

И снимаем лишнее.

Делаем паз снизу подрезной фрезой. Все, осталось снять и пройтись слегка шкуркой.

Сейчас ЧЖ покрыта финальным слоем масла и затонирована. Досыхает. Продолжение следует.

Создан самый маленький в мире транзистор (3 фото)

До настоящего времени в полупроводниковой промышленности считалось, что транзисторы, выполненные по техпроцессу менее 5-нм, не будут работать, поэтому их разработка и изготовление даже не рассматривались. Но теперь эта теория, пошатнулась благодаря изысканиям научных сотрудников Калифорнийского университета в Беркли. Им удалось создать транзисторы по 1-нм техпроцессу за счет применения углеродных нанотрубок (графен) и дисульфида молибдена (MoS2).

Принято считать, что из-за квантовых ограничений длина затвора в кремниевых транзисторах не может быть меньше 5 нанометров. Причиной тому служит туннельный эффект, когда электроны начинают проходить через энергетический барьер транзистора, и электронный компонент уже не может работать. Для решения этой проблемы ученые использовали конструкцию из трёх слоев — подложки из кремния, пластинки из диоксида циркония с проходящей в ней углеродной нанотрубки и тонкой плёнки дисульфида молибдена, который в сравнении с кремнием обладает более низкой диэлектрической проницаемостью. В результате затвор даже из одной углеродной нанотрубки создает достаточное электрическое поле, чтобы не дать электронам «прыгать» с одного конца транзистора на другой из-за квантового туннелирования.

Важно отметить, что такой результат достигнут не впервые. Ещё в 2008 году исследователи из университета Манчестера использовали графен для создания транзистора по 1-нм техпроцессу, содержащего лишь несколько углеродных колец. Двумя годами ранее корейские ученые использовали технологию FinFET, чтобы перейти на 3-нм техпроцесс. Однако решение учёных из Беркли отличается от ранних открытий стабильностью своей работы.

Впрочем, исследователи из Беркли еще не пытались компоновать новые транзисторы на кристалле и не изучали вопрос производства чипов в промышленных масштабах. В наши же дни самые новейшие процессоры (например, Kaby Lake от Intel) созданы по 14-нанометровому технологическому процессу. Следующий шаг — выпуск чипсетов с длиной затвора 10 нм. Над созданием соответствующей промышленной технологии, которая позволит «печатать» прогрессивные чипы, работают такие признанные чипмейкеры, как Intel, Qualcomm и MediaTek.

Для потребителей данная технологическая революция может означать, что устройства станут ещё мощнее, но с сохранением нынешних размеров, или компактнее.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector