0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

VR-шлемы и системы стереовидения. Часть 1

Содержание

VR-шлемы и системы стереовидения. Часть 1

Часто задаваемые вопросы (FAQ) (12.05.2020):

Словарь:
VR = ВР = Виртуальная Реальность.
Маяки = Lighthouse = Базовые станции = БС = Трекинг шлема и махалок с помощью 2х (в некот. случаях 1-4 и больше) излучающих сканирующий лазер БС, размещаемых на противоположных углах комнаты.
Трекинг = Tracking = Отслеживание положения в пространстве шлема и махалок с помощью маяков (Вайв и др. Lighthouse шлемы) или камер (Рифт и др.).
Румскейл = Room scale = Большая комната = Игровой VR опыт с возможностью передвижения в реальной комнате.
FOV = Field Of View = ФОВ = Поле Зрения. Суммарный максим. FOV двумя глазами = 180°.
SDE = Screen Door Effect = СДЕ = Сетка = Видимые границы между пикселями (пиксельная решетка).
IPD = Inter-Pupillary Distance = ИПД = Расстояние между центрами зрачков 2х глаз.
DOF = Degrees Of Freedom = Cтепени Cвободы = ДОФ = Отслеживания движения шлема/махалки в пространстве по 3 или 6 степеням свободы.
3 DOF = верчение вокруг каждой из 3х осей (x, y, z) = при малейшем смещение головы (не кручении) в любом направление — весь ВР мир будет смещаться вместе с головой, как прибитый гвоздями к голове, что ведет к укачке.
6 DOF = 3 DOF + движения вперёд/назад, вверх/вниз, влево/вправо = голова будет смещаться внутри ВР мира независимо от него, что усиливает погружение и не вызывает укачку. Все основные ПК-шлемы (см. список ниже) = 6 DOF.
Махалки = Контроллеры = Controllers = Беспроводные контролеры для шлемов виртуальной реальности, предназначенные обычно для имитации ваших рук, оружия (и т.п.) и выполнения различных игровых действий в VR.
Палки = Vive Controllers = Махалки Вайв1/Про/Космос(в варианте с накладкой под Lighthouse).
Кастеты = Valve Index Controllers = Махалки Вальв Индекс с отслеживанием каждого пальца отдельно.
Тач = Touch = Контроллеры (махалки) для Oculus Rift.
Сенсор Рифт = Камера = Инфракрасные камеры Rift и аналогичные для других шлемов, для трекинга шлема и контроллеров.
cc = супер семплинг = supersampling = улучшение четкости путем повышения «разрешения на каждый глаз» в настройках SteаmVR -> видео.
Рога = Vive Wireless Adapter = Беспроводной адаптер для шлемов Вайв.
OpenVR = Созданный по инициативе Valve API и SDK, предоставляет унифицированную возможность разработчикам игр и приложений делать разработки под VR.
SteamVR = программный инструмент от Valve позволяющий работать с шлемами виртуальной реальности совместимыми с OpenVR. Так же по сути используется как название платформы виртуальной реальности в отношении приложений опубликованных в Steam (Valve) для шлемов поддерживающих OpenVR.
Oculus Platform SDK = Oculus SDK = API и SDK для разработки игр и приложений для шлемов Oculus.

Основные SteamVR Lighthouse-совместимые ПК-шлемы:
Вайв = Vive1 = Vive OG = 1я версия ПК-шлема Valve (США), производства HTC (Тайвань).
Вайв Про = Vive Pro = 2я версия ПК-шлема Valve, производства HTC.
Вайв Про Ай = Vive Pro Eye = вариант с отслеживанием движений глаз.
Вальв Индекс = Valve Index = 3я версия ПК-шлема Valve, производимый Valve (уже без HTC).
Вайв Космос Элит = Vive Cosmos Elite = ПК-шлем разработанный и производимый HTC (уже без Valve).
Пимакс 5/8К = Pimax = Паймакс = ПК-шлем разработанный и производимый Pimax (Китай).
Хтал = XTAL = ПК-шлем разработанный и производимый VRgineers (Чехия).
Стар ВР = Star VR = ПК-шлем разработанный Star VR и производимый Acer (Тайвань).
Варио = Varjo = ПК-шлем разработанный и производимый Varjo (Финляндия).

Основные не совместимые с Lighthouse, но совместимые со SteamVR ПК-шлемы:
Окулус ДК1/2 = DK1/2 = 1/2я версия ПК-шлемов Oculus Rift для разработчиков.
Окулус Рифт = Oculus Rift = Rift CV1 = 1я потребительская версия ПК-шлемов Oculus/Facebook (США).
Окулус РифтС = Oculus Rift S = 2я потребительская версия ПК-шлемов Oculus, пр-ва Lenovo (Китай).
Окулус Квест = Oculus Quest = мобильный шлем, кот. можно использовать и как ПК-шлем. Но за счет сжатия-разжатия видео через юсб кабель — картинка у Квест хуже ПК шлемов. Если же по беспроводу с ПК — ещё и сильная задержка добавляется.
Вайв Космос = Vive Cosmos = ПК-шлем разработанный и производимый HTC (уже без Valve).
ВМР = WMR = Windows Mixed Reality = ПК-шлемы, совместимые с платформой Microsoft WMR.
Одиссей+ = Odyssey+ = самый популярный WMR шлем, пр-ва Samsung (Корея).

Основные мобильные = автономные = не-ПК шлемы:
Vive Focus = Вайв Фокус = 6DOF шлем с 2 махалками, разработанный и производимый HTC.
Oculus Go = Окулус Гоу = 3DOF шлем с 1 махалкой, разработанный и производимый Oculus.
Samsung GearVR = Самсунг ГирВР = 3DOF шлем без махалок, требует вставленного смартфона Samsung, разработанный Oculus и производимый Samsung. Снят с пр-ва.
Google Cardboard = Гугл Кардборд = самый простой 3DOF шлем без махалок, требует вставленного смартфона, разработан Google, производимый множеством производителей.
Google Daydream = 3DOF шлем с 1 махалкой, требует вставленного смартфона, разработанный и производимый Google.
Nintendo Labo = Нинтендо Лабо = 3DOF шлем с 1 махалкой, требует вставленной Nintendo Switch, разработанный и производимый Nintendo.

Какие есть ВР игры ААА качества от 10 час каждая?
Half Life Alyx
Asgard’s Wrath
Lone Echo
Mage’s Tale
Walking Dead: Saints & Sinners
Defector
Rogan
Groundhog Day
Robo Recall
Arktika.1
Wilson’s Heart
Rick And Morty
Exorcist Legion
Arizona Sunshine + DLC
Moss

ВР порты:
Fallout 4
Skyrim
Serious Sam 1-3
Talos Principle
Trover Saves the Universe
No Man’s Sky
GTA 5 (LukeRoss mod)
Doom 3 BFG (KozGit mod)
L.A. Noire
Obduction
Vanishing Of Ethan Carter

Это только те, что понравились лично мне. + множество игр ААА качества от 3-5 час каждая и ААА авто/авиа/космо-симов и др.

Можно ли играть в обычные игры в шлеме?
Можно играть в режиме кинотеатра средствами самого Стим, или в таких программах как Virtual Desktop/Bigscreen. Так же можно играть в стерео режиме или в режиме «псевдо»-VR, используя специальные приложения:
VorpX — играть в обычные не-ВР игры в шлеме в режиме «псевдо»-ВР : http://www.vorpx.com/supported-games/
HelixVision — Nvidia 3D Vision от энтузиастов Helix для ПК-шлемов — https://store.steampowered.com/app/1127310/HelixVision/
Depth3D + Reshade + Virtual Desktop/Bigscreen — ещё способ играть в обычные не-ВР игры в Вайве в стерео 3Д в режиме кинотеатр SBS: http://reshade.me/forum/shader-presentation/2128-3d-…ereoscopic-shader

Какой ВР шлем купить?
Идеального шлема нет. Везде свои + и -. Примерно можно сказать, что чем дороже — тем лучше, но есть исключения. Читайте эту тему, чтобы быть в курсе какие шлемы на текущий момент больше всего хвалят и какие ругают участники темы. Смотрите также тут голосовалку «Какой у вас ВР шлем?», по ней можно получить некоторое представление о популярности разных шлемов у нас. Из рекомендуемых по нарастанию цены:
Samsung Odyssey+
Oculus Rift S
Valve Index
HTC Vive Pro

Самые дешевые ПК ВР шлемы — WMR: Acer, Asus, Lenovo, Dell, HP и др. Возможно уже сняты с производства, но можно купить б/у, так же как и Вайв1, Окулус Рифт1.
Если денег нет на апгрейд ПК хотя бы до мин. требований (см. ниже), то автономный Окулус Квест. Со временем докупите ПК и сможете и в ПК ВР игры тогда играть в Квесте, а не только в простые по графону игры Квеста.
Всё что ещё дешевле — мазохизм по нынешним временам, только всё впечатление от ВР испортите.

Какой ПК подойдет для ВР шлема и игр?
Начиная с:
Intel i3-6100 или AMD Ryzen 3 1200/FX4350
8 ГБ
NVIDIA GTX 960/1050Ti или AMD Radeon RX 470/R9 290,
можно играть в большинство игр, понижая сс если тормозят.

Начиная с:
i5-4590/16 ГБ/GTX 1060 (или аналогичного по мощности AMD) можно играть во все новые ВР игры на всех основных ПК-шлемах, понижая сс если тормозят.
Чем мощнее проц и видюха, тем больше сс и настройки графики в игре можно выставлять.

Сколько стоит ПК-шлем и ВР-совместимый ПК для игры во все ПК ВР игры?
Цены на новый шлем начинаются от 200$ за WMR шлемы, б/у дешевле. Цены ПК (см. выше) смотрите по состоянию на текущий день. Если играете в обычные (не-ВР) ПК игры, то скорей всего у вас уже есть такой. Либо докупаете необходимый проц, память или видюху.

Продаются ли HTC Vive/Pro/Cosmos официально на территории России?
Да.

Продаются ли официально другие ПК-шлемы на территории России?
Нет. Кроме WMR шлемов HP, Lenovo — возможно уже сняты с пр-ва.

Можно ли купить дешевле и что делать если устройство не продается официально на территории России?
Можно приобрести за рубежом, через интернет, с сайтов производителей шлемов, Амазон и пр. магазинов. В случае отсутствия возможности доставки на свой адрес, можно воспользоваться сервисами посредников, на текущий момент среди участников данной темы есть положительный опыт работы с: https://qwintry.com/ru («Бандеролька»), https://www.buyusa.ru/.
Итоговая цена будет зависеть от способов доставки, стоимости услуг посредника, тамож. пошлины. Но получить официальное гарантийное обслуживание по вашему устройству вы не сможете.

Квест и РифтС периодически «выкидывают» на сайте Окулус, можно заказать через Бандерольку с «помощь при покупке», но расхватают за пару часов. Будут ли Бандерольки ловить такие моменты наличия — не знаю.
Можно заказать Вальв Индекс на сайте Стим на адрес Бандерольки, но очередь 2 месяца.
Либо искать б/у на ебей. Или ждать, когда карантины по всему миру закончатся, а с ними и дефицит шлемов.
ВайвПро есть в наличии в РФ с офиц. гарантией, его купить легче всего сейчас без проблем.

У меня мало места в комнате, могу ли я играть в стоячие ВР игры?
Да. Почти все новые игры рассчитаны на стояние и верчение на 1 месте. Можете встать например прижавшись ногами к краю кровати. При поворотах и пр. движениях в реале важно чувствовать ногами край кровати, чтобы не отходить в стороны. Или например вырезать коврик от 1х1 метр и ступнями чувствовать его границы, чтобы не выходить за них. Закрывайте толстым картоном, одеялом и т.п. телевизоры, мониторы и пр. хрупкие, острые и т.п. предметы.

Как бороться с укачиванием в VR?
1. Основная причина укачивания — рассинхронизация движений тела в реале (сигналов от вестибулярной системы) с видимыми движениями в виртуале (сигналов от зрения). Мозг (подсознание) предупреждает неприятными ощущениями, для избегания возможного падения и травм. Со временем, часть людей привыкают и к рассинхрону. Всё индивидуально, но по опросам например на реддит, от 40% ВР игроков продолжает укачивать:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf2BkybV5BE…Oqw/viewanalytics
https://www.strawpoll.me/19110404/r
Поэтому избегайте игр с рассинхроном, по крайней мере на начальном этапе.
2. Начинайте с ВР игр, где есть вариант хождения «телепорт» в настройках, 90% игроков не укачивает с правильным (blink/fade/instant) «телепортом».
3. Или «виньетка» (туннельное зрение = сужение FOV при движении), что гораздо менее эффективно, чем «телепорт», но тоже помогает в какой-то мере.
4. Прекращайте играть при 1вых признаках укачивания. Терпеть нельзя, т.к. это только закрепляет в мозгу ассоциацию ВР с укачиванием.
5. Возвращайтесь к ВР только когда полностью исчезли все симптомы укачивания. Перерыв может занять от часа до неск. дней, всё индивидуально.
6. Пробуйте разные опции в настройках ВР игр, возможно что-то поможет лично вам. Например: snap turning = повороты рывками, выбор движения по направлению головы или по направлению махалки, движение маханием рук и др.
7. Понижайте настройки сс и графики в игре, если игра сильно тормозит, что усиливает рассинхрон.
8. Играйте стоя, повороты своим телом в реале. В игре используйте низкую скорость перемещения, избегайте прыжков, падений, полетов. Пробуйте закрывать глаза в неприятные моменты.
9. Некоторым помогает ходьба/бег на месте в реале во время перемещения в игре, датчики и/или проги отслеживания махания и/или тряски: Natural Locomotion, KatWalkVR, WalkOVR, PocketStrafe, Huge Robot VR и др.
10. Немного помогает молотый имбирь после ВР. Достаточно на краю чайной ложки, и запить например кефиром, чтоб не раздражать желудок. Таблетки от укачивания, например Драмамин — не рекомендую из-за побочных эффектов, напр. сонливость и др.
11. Пробуйте другие шлемы: с меньшим FOV, меньшими искажениями геометрии, френелем (если в вашем шлеме не-френель), механической регулировкой IPD (если в вашем шлеме её нет).
12. Играйте с открытой форточкой в комнате, некоторым помогает вентилятор направленный в лицо.

У меня не запускается половина игр для SteamVR, в чём дело?
Возможно в имени пользователя Windows (и в имени папки профиля пользователя) используются русские буквы, попробуйте создать новую уч. запись в которой будут только латинские символы и цифры.

Моего шлема нет в списке совместимых на странице игры в Стим. Смогу ли я играть в эту игру?
90% ВР приложений/игр, кот. есть на Стиме — запустятся на любом ПК-шлеме. Надо пробовать конкретное сочетание игра-шлем-махалки. Заранее нельзя сказать. Можно почитать отзывы об игре на Стиме — там часто пишут, есть ли проблемы совместимости с каким-то шлемом/махалками.

Умрет ли ВР, как умерли стереоскопические 3D телевизоры?
Нет)) Большинство любителей 3D телевизоров перешли на ВР шлемы. Т.к. «погружение» не только в ВР играх, но и в 3Д стерео кино/видео в ВР шлемах гораздо лучше. Начиная с 2016 г. идет постоянный рост продаж ВР шлемов и игр. Падения не было ни в 1 году. По разным оценкам, на сегодня примерное кол-во владельцев шлемов: 3 млн. ПК ВР + 3 млн. Окулус Квест + 5 млн. ПСВР + 20 млн. пр. мобильных шлемов типа Кардборд, ГирВР и др.

Как выбрать шлем виртуальной реальности?

Виртуальная реальность… Мечта нескольких поколений. Яркий атрибут будущего в научно-фантастических книгах, фильмах, компьютерных играх.

В восприятии многих виртуальная реальность – это таинственная технология, которая позволит путешествовать по невиданным мирам, отправляться в незабываемые приключения, умирать и оживать заново. С помощью VR люди с ограниченными возможностями смогли бы увидеть мир, не выходя из дома. А, может быть, и прожить другую жизнь, счастливую, интересную, полную возможностей. Сразу приходят на ум модные сегодня фильмы — антиутопии, в которых подобные технологии полностью изменили мир будущего…

Читать еще:  Смартфон Realme 6 оборудован экраном Ultra Smooth Display с частотой обновления 90 Гц

Ну да ладно, хватит фантазий. Ведь сегодня VR – это не просто выдумка писателей и сценаристов. Технология виртуальной реальности наконец-то обрела жизнь, а доступ к ней с середины 2010-х получили все желающие. Нет-нет, это не очередная «замануха», какая была лет 20 назад, когда VR-шлемы вроде бы появились, но технологии были не те, возможностей для полноценного погружения в виртуальный мир не хватало. Сегодня же у каждого есть шанс испытать эффект глубокого погружения благодаря новому поколению шлемов виртуальной реальности.

Для чего они нужны? Конечно же для просмотра фильмов с незабываемыми впечатлениями! А ещё одна важная сфера использования VR-шлемов – гейминг. Кто не мечтал не просто поиграть в любимую игру, а погрузиться в неё, действительно стать частью игрового мира? Современные технологии дают эту возможность.

Однако со шлемами виртуальной реальности всё не так просто. Их много, они разные, и не каждый шлем может вам подойти. А рынок быстро развивается: по скорости его уже можно сравнить с рынком смартфонов. Поэтому очень важно понимать, какие характеристики есть у шлемов виртуальной реальности, и как выбрать подходящий именно вам.

По каким параметрам выбирать шлем виртуальной реальности?

Игровой или универсальный шлем

Для чего вам нужен шлем виртуальной реальности? Если вы – заядлый геймер или владелец компьютерного клуба, то вам достаточно приобрести сугубо игровой аппарат. В таком шлеме будет отличное сглаживание картинки и «отклик», зато пиксели могут быть «пожирнее».

Тем, кто хочет насладиться всеми возможностями VR: от просмотра фильмов до работы со сложными программами, лучше присмотреть универсальный шлем. С таким гаджетом можно посмотреть новый фильм, поиграть в любимую игру, порисовать или поработать – делу время, а потехе час.

Совместимость шлема с рабочей платформой

На рынке существуют «закрытые» шлемы, которые можно использовать только с ограниченным контентом, а также есть шлемы, поддерживающие множество источников контента.

Первые будут актуальны для тех, кто уже владеет необходимым устройством той же фирмы: компании создают такие шлемы под свои приставки или смартфоны. Топовые гаджеты этого типа не уступают конкурентам в качестве «железа» и характеристиках, но ограниченное количество игр и программ – явный минус.

«Открытые» же модели позволяют использовать контент из множества разных источников, а ведущие компании уже объединяют усилия в работе над программным продуктом. Всё это ведёт к стандартизации технологий и огромному количеству контента для пользователя.

Да, мы выбираем шлем, который, в первую очередь, передаёт картинку хорошего качества с широким углом обзора. Но как вы себе представляете глубокое погружение в виртуальную реальность без идеального звука? Представьте себе потрясающее кинематографичное 3D изображение и ужасный двухмерный звук. Нет, это не виртуальная реальность.

Определённо выигрывают производители, которые уделили звуку особое место. У одних моделей можно встретить прокачанные наушники, у других – инновационные технологические решения. В любом случае, при выборе шлема виртуальной реальности этот параметр должен стоять далеко не на последнем месте.

Картинка и угол обзора

Раньше в торговых центрах стояли игровые автоматы, и многие играли в стрелялки в шлемах «виртуальной реальности». И мы помним, что изображение было ужасным, экран — маленьким, звук – искусственным — погружения там не было практически никакого. Разве что ничего не мешало боковому зрению из-за чёрного поля по периметру экрана.

Современные шлемы виртуальной реальности ушли далеко вперёд. Начнём с того, что угол обзора человеческого глаза по горизонтали примерно равен 160 градусам. Так вот топовые модели VR-шлемов выдают показатель 110 градусов! Вполне неплохо, учитывая то, что задействовано всё основное поле зрения глаза. Однако есть модели и с углом обзора 45 градусов. Так что обратите на этот показатель внимание.

Большинство производителей предлагают шлемы с полным Full-HD качеством и хорошим разрешением. Чем выше эти параметры, тем лучше.

Также на качество изображения влияют разные дополнительные фишки: частота обновления экрана, скорость отклика, формат основного дисплея и дополнительные сервисы по сглаживанию картинки.

Датчики движения

Куда же без них? Акселерометр и гироскоп – основа любой виртуальной реальности. Ведь как по-другому изображение будет подстраиваться под ваши движения? А ведь топовые разработчики пошли ещё дальше.

Во-первых, жилет — контроллер положения тела оператора, который считывает движения не только головы, а ещё и тела.

Во-вторых, фронтальная камера, которая следит за перемещением оператора в реальном пространстве. Благодаря ей можно не бояться врезаться в стену – а это большая свобода для игры.

В-третьих, контроллеры для рук, с помощью которых можно взаимодействовать с виртуальным миром. Игра с контроллерами точно будет покруче джойстика.

В-четвёртых, базовые станции, которые устанавливаются в помещении и благодаря которым движение тела оператора в пространстве отслеживается гораздо точнее.

Полный комплект – это по-настоящему круто. Круче только его цена.

Провода

И их длина. В идеале, конечно, без них, но такую возможность предоставляют не все модели. А ведь наличие проводов – это автоматическое ограничение в движениях. А у некоторых производителей длина провода меньше трёх метров. Это значит, что вам не только придётся ставить компьютер или приставку на стол, но и бояться этот самый провод задеть. Не особо весело, правда?

Вес шлема

Это немаловажный параметр: потаскайте на голове килограммовый гаджет часок — другой – всё сразу поймёте. И это не просто прихоть: такой шлем будет давать ощутимую нагрузку на шею и позвоночник, что вредно для здоровья. Поэтому выбираем наиболее легкий аппарат, особенно, если покупаем для ребёнка.

Головокружение

Да, это стоит вынести в отдельный параметр. Во время тестов VR-шлемов многие жалуются на эффект «морской болезни»: тошноту и головокружение. Особенно это чувствуется в шутерах. Но такой эффект бывает далеко не у всех, а у многих проходит уже со второго использования устройства. Поэтому не лишним было бы сначала протестировать разные шлемы (сегодня это несложно сделать в специальных игровых центрах), а потом уже выбрать оптимальный именно для вашего вестибулярного аппарата. Это особенно важно при покупке шлема для ребёнка.

Итак, вы почитали про потрясающие возможности VR-шлемов, вдохновились перспективой поиграть в любимые игры в виртуальной реальности (пока ещё вряд ли, но лет через 5 – скорее всего) или посмотреть кино при глубоком погружении (кстати, среди новейших экспериментальных разработок – внедрение запахов!), начали думать о покупке. Но подождите, сначала – финальный и для многих очень важный параметр – цена.

Если вы спросите про бюджетные модели, то мы вынуждены вас огорчить: сейчас бюджетных моделей на рынке нет. Поэтому вам стоит для себя решить: хотите ли вы просто смотреть фильмы и раз в месяц постреливать в монстров в шлеме стоимостью, как у топового смартфона? Или же вы готовы доплатить ещё минимум 300 долларов за улучшенное отслеживание движения головы, контроллер тела и джойстики?

Критерии выбора

Итак, параметров выбора шлема виртуальной реальности очень много. И подобрать идеальное именно для вас устройство можно, лишь пройдясь по всем характеристикам. Ведь даже с самой реалистичной картинкой может прийти «морская болезнь». А потрясающий звук может совмещаться с ужасной синхронизацией с вашими движениями. Так что выбрать идеальный VR-шлем не так уж просто. Но всё же мы попробуем выделить несколько групп шлемов, исходя из потребностей пользователей.

Если у вас есть смартфон или игровая приставка, разработчики которых предлагают [url=»http://www.dns-shop.ru/catalog/846d3b4f73fb4e77/shlemy-virtualnoj-realnosti/?p=1&i=1&f=d0q9]специальный VR-шлем, подумайте тщательно. С одной стороны, вы будете ограничены в контенте. Но с другой, производитель, скорее всего, создаст уникальный контент специально для своего шлема. В обычных компьютерных играх, например, такая практика уже давно успешно используется. И ещё одним бонусом станет соотношение цена / качество: при более низкой стоимости шлем покажет не худшие результаты, чем его универсальные конкуренты.

Если вы хотите наслаждаться всеми достижениями виртуальной реальности с топовым универсальным шлемом, то смело выбирайте среди [url=»http://www.dns-shop.ru/catalog/846d3b4f73fb4e77/shlemy-virtualnoj-realnosti/?p=1&i=1&f=40999-59999]самых крутых моделей. К ним можно будет докупить и дополнительное оборудование вроде джойстиков и жилета.

Если вы хотите неплохой шлем, чтобы смотреть фильмы и играть на выходных с друзьями, берите гаджет из средней ценовой категории. Выбор велик, внимательно изучите характеристики, что мы описали выше.

Если вы начинающий «путешественник» по виртуальной реальности и сомневаетесь, стоит ли покупать VR-шлем, то советуем вначале попробовать специальный шлем-крепёж для смартфона. Вдруг вам не понравится?

VR-шлемы и системы стереовидения. Часть 1

Сейчас определенно можно сказать, что будущее вывода визуальной информации для домашнего РС, портативных DVD-проигрывателей, игровых приставок, видео и телевидения — это VR-шлемы («виртуальные шлемы», «VR HMD»).

В 2003 году цены на эти устройства становятся потребительскими, и в продажу поступила большая часть моделей, проектировавшихся в последние годы. Производителей становится все больше и больше. Обычный шлем, заменяющий 2D-монитор с разрешением 800х600 и оснащенный наушниками стоит порядка $700. За трехмерное видение требуется раскошелиться — добавить $300-$500.

Скажете дорого? Посмотрите на цены LCD-мониторов и проекторов, и представьте, что теперь вы все сможете увидеть в объеме.

При этом, как оказалось, в 3D удобнее делать графику, построение объемных конструкций, обучаться, играть. Также системы эмуляции стереовидения активно применяются у военных и в медицине.

Немного истории

Стереовидение — это одна из особенностей восприятия человеком световых волн. Из-за того, что у нас парные органы слуха и зрения, звук и изображение мы можем ощущать в объеме. Первые опыты по созданию стереоизображений проводились еще в середине 19 века.

С того времени было изобретено сразу несколько способов создания объемных изображений. Во второй половине прошлого века внедрение технологий стереовидения на массовый рынок потерпело фиаско, и на несколько десятилетий отошло на второй план. Киноиндустрия, привыкшая удивлять зрителей то многоканальным звуком, то широким экраном, затратила огромные деньги на внедрение стереовизуальной системы. Но эта новинка не прижилась. Видно, что вложения были настолько большими, что производители надолго отказались от разработки промышленных стандартов в данной области. По сути, их нет и до сих пор.

В начале 90-х стало активно раскручиваться понятие «виртуальной реальности». Оно подразумевало, что человек должен находиться в трехмерном придуманном компьютерном виртуальном мире. С началом компьютерного бума виртуальная реальность стала настолько популярной, что без нее не обходился ни один настоящий фантастический фильм. Все сразу вспомнили о системах стереовидения, и за главный атрибут серфера в виртуальном мире был выбран шлем.

Тогда же было много разговоров и об интерактивности — способности виртуальной системы управляться из реальной с помощью манипуляторов — перчаток, всевозможных датчиков. Помню, была даже изобретена дирижерская палочка для управления виртуальным оркестром. Но все это было очень дорого и похоже на сказку. Что интересно, хотя об этих устройствах много писали, ничего кроме того, что мы видели в кинофильмах не сохранилось. В середине 90-х виртуальная реальность стала субкультурой.

Но, в этот же период (в середине 90-х) произошло и другое важное событие — графические оболочки популярных операционных систем и интерфейсы программ стали предусматривать объемное изображение. У рабочих окон и кнопок появились тени, стало возможным рисовать 3D-изображения и так далее. Сейчас это, конечно, может показаться смешным, но тогда это был существенный прорыв — Windows 3.1 по сравнению с Windows 95 смотрится как динозавр. После этого имело место бурное развитие 3D-графики, в том числе и в области игр.

Когда весь этот запас технологий был исчерпан, производители снова обратились к стереовидению, и теперь с некоторыми видеокартами (например, nVidia, ASUS) поставляются специальные очки и программное обеспечение. Этот вариант близок к тому, что могли наблюдать посетители кинотеатров во второй половине прошлого века, но в данном случае 3D воспринимается не так глубоко, кроме того ощущения пользователя зависят от его индивидуальных параметров цветового восприятия.

VR-шлемы и стереомониторы стоят сейчас на пике индустрии, так как обеспечивают самый качественный результат из всех возможных на сегодня.

Чем выгодны шлемы?

На самом деле VR-шлемы могут существенно повлиять на ход современных событий в электронной промышленности, поскольку потенциально обеспечивают на несколько порядков лучшие ощущения по сравнению с самым лучшим домашним кинотеатром. Сейчас объясню почему.

Во-первых, у нас есть объемное стереоскопическое изображение, созданное по принципу HMD (Head Mounted Display), который подразумевает формирование изображений для каждого глаза в отдельности. На сегодня это самый простой и наиболее качественный способ.

Во-вторых, сейчас самый лучший алгоритм передачи пространственных звуковых ощущений — это HRTF (Head Related Transfer Function), который воспринимается только в наушниках. Это заложено в самом алгоритме, поскольку при его создании использовалась опытная модель — манекен, на месте каждого уха которой был встроен микрофон. Локализуя звуковые объекты вокруг манекена, ученые записывали данные и на их базе составили обратную модель — алгоритм HRTF. Он дает намного более реалистичный эффект, чем объясненный правилами психоакустики 5.1.

В VR-шлемах мы видим сочетание сразу двух наиболее близких к человеческому восприятию технологий — формирование специального стереоскопического изображения для каждого глаза в отдельности (HMD) и возможность использования HRTF в наушниках. Получается настоящая виртуальная реальность!

В продаже — I-O Display Systems SVGA 2D ($699)

SVGA 2D — это недорогой шлем от I-O Display Systems, заменяющий обычный SVGA-монитор с разрешением 800х600. Подключается к стандартному 15-пиновому VGA-порту компьютеров, ноутбуков или PDA-устройств, дополнительно еще необходимо подключение RCA-кабеля для наушников и сетевого провода (110 — 240 В). Частота обновления кадров — 120 Гц, 24-разрядная цветность. Видео формируется на LCD-панелях.

В продаже — I-O Display Systems SVGA 3D ($999)

В SVGA 3D формируется трехмерное стереоскопическое изображение. В остальном, этот шлем подобен модели SVGA 2D. Частота обновлений кадров — от 60 до 120 Гц.

В продаже — I-O Display Systems SVGA Pro ($1.199)

I-O Display Systems SVGA Pro является универсальным вариантом переносного монитора, который можно брать с собой в путешествие, подключать к ноутбуку либо другому портативному устройству. Например, в дороге вы можете смотреть DVD на ноутбуке и в шлеме. Как понятно, для этого необходимо дополнительное питание от батарей. SVGA Pro предназначен для использования с видеоплатами на чипсете nVidia со специальными стерео-драйверами. Контрастность на LCD-панелях — минимум 100 к 1. Разрешение 800х600.

В продаже — I-O Display Systems HRV ($699)

Очень интересное устройство. Для формирования изображения используется сигнал от любых видео-источников, будь-то видеомагнитофоны, камеры, DVD-проигрыватели, игровые приставки типа PlayStation и XBox и так далее. Поддерживаются PAL/NTSC и S-Video стандарты с подаваемым разрешением до 800х600. Входная частота кадров 50 или 60 Гц.

HRV является составной частью системы I-O Display System Televizer ($999), состоящей из портативного DVD-проигрывателя, аккумуляторов и подзарядного устройства.

Читать еще:  Microsoft закрывает розничные магазины по всему миру из-за вспышки коронавируса

В продаже — I-O Display Systems HRV Pro ($1.199)

Модель HRV Pro предназначена для специалистов в области видеографики. В ней улучшено большинство технических характеристик до профессионального уровня, и поддерживаются PAL/NTSC/SECAM и S-Video.

Промежуточные выводы

На данном этапе мы посмотрели линейку продукции только одной фирмы. Заинтересовавшись данной темой, я за три месяца собрал описание около 100 моделей, большинство из которых сейчас находится в продаже. И можно сделать вывод о том, что виртуальная реальность из ранга субкультуры очень скоро спроецируется на потребительский рынок. При этом она может сделать настоящую технологическую революцию.

Гид по VR в 2019. Какой шлем выбрать для ваших задач

Наша студия иммерсивных технологий Immersense занимается разработкой проектов в сфере виртуальной реальности (VR). С 2016 года, когда вышел шлем Oculus Rift, индустрия переживает бурный рост. Чтобы быть в курсе всех новинок на рынке, мы решили составить гид по оборудованию для VR в 2019 году.

Будет правильно начать наш обзор с технологичного ландшафта всех VR шлемов, которые уже доступны на рынке или заявлены к релизу в 2019 году. Ниже представлены все заметные производители и их текущие продукты. Про некоторые невышедшие пока модели известно довольно мало, поэтому данная статья будет дополняться по мере их появления на рынке.

ТРЕНДЫ: Куда идет индустрия VR в 2019 году

1. Mobile VR умирает

Картонная коробочка с линзами Google Cardboard, куда вставляется смартфон для самого примитивного VR-опыта, больше никому не интересна. Чуть более продвинутые системы Daydream и Gear VR с простенькими контроллерами также постепенно уходят в историю, поскольку требуют наличия недешевого смартфона и потому проигрывают в цене standalone-шлему Oculus Go за $ 199.

2. Standalone VR растет

Устройства, не требующие ни смартфона, ни компьютера для погружения в VR, появились еще в прошлом году. А в мае 2019 года выйдет, пожалуй, самый ожидаемый на рынке шлем Oculus Quest с 6 степенями свободы (DoF) по заявленной цене в $ 399. Это заставило других производителей ускориться с апгрейдом своих 3 DoF устройств. В этому году мы увидим на рынке Vive Focus Plus, Lenovo Mirage Solo и Pico Neo с полноценными 6 DoF котроллерами.

3. Desktop VR получил 2-е поколение

Еще на CES 2018 HTC представила новый шлем Vive Pro, который задал новую планку качества изображения на рынке VR очков. Чтобы угнаться за лидером, Oculus выпустил обновленную модель Rift S, а на платформе Windows MR появились Samsung Odyssey+ и HP Reverb.

4. Inside-Out трекинг развивается

Для классической технологии отслеживания очков в пространстве используются внешние проводные сенсоры, что усложняет сетап. В прошлом году появились 6 моделей на базе Windows MR с технологией inside-out tracking, когда встроенные в шлем камеры сканируют окружающие пространство. В 2019-ом эту технологию подхватили Oculus Rift S и HTC Cosmos.

Окей, теперь, когда мы разобрались с иерархией VR-шлемов и трендов на рынке, пора переходить к разбору моделей, на котороые имеет смысл обратить внимание в 2019 году.

STANDALONE VR: Шлемы со встроенным процессором, не требующие подключения к ПК

Oculus Go появился на рынке в мае 2018 года в качестве младшей модели в линейке Oculus. При цене всего в $ 199 за модель с 32 Гб встроенной памяти Go до сих пор остается привлекательным решением для знакомства с VR. К недостаткам устройства можно отнести не самый мощный процессор и только 3 степени свободы. Это означает, что в данном шлеме вы можете только оглядываться вокруг себя, но не перемещаться по комнате. Конкурентом Oculus Go яляется китайский шлем Pico G2 4K с лучшим разрешением в 3840×2160 пикселей, однако он доступен только для корпоративных заказов.

Подходит для: домашнего использования, просмотра видео 360°, простых игр и экспириенсов.

HTC Vive Focus Plus является апгрейдом прошлогодней модели Vive Focus. Если раньше шлем предназначался исключительно для корпоративного сегмента, то теперь компания делает ставку и на развлекательный контент. Причем подразумевается, что с развитием 5G пользователи смогут играть в «тяжелые» игры по воздуху. Focus Plus будет продаваться в 25 странах, а не только в Китае, как это изначально было с первой моделью. Шлем наконец получил полноценные 6DoF контроллеры и новые линзы. Впрочем, при заявленой цене в $ 800 ему будет довольно сложно конкурировать с Oculus Quest ($ 399) на потребительском рынке и Pico Neo ($ 750) на корпоративном.

Подходит для: выставок и презентаций с демонстрацией среднего по сложности контента и игр.

Oculus Quest, известный ранее как Santa Cruz, будет официально представлен на ежегодной конференции Facebook в начале мая. Он займет логичную нишу в линейке Oculus между Go и Rift S. Подключение к ПК не требуется, а ориентация в пространстве происходит за счет 4 встроенных камер. Если не брать во внимание китайский Shadow VR, то именно Oculus Quest станет первым на рынке standalone устройством с 6 степенями свободы. Это означает, что в нем можно будет свободно ходить по комнате без каких-либо проводов. Oculus работает над кросс-платформенной синхронизацией, однако уже известно, что не все «тяжелые» игры под Rift S будут запускаться на Quest. Разработчикам придется их «ухудшать» для меньшей производительности процессора в последнем.

Подходит для: работы и домашнего использования, универсальное беспроводное решение по демократичной цене.

DESKTOP VR: Шлемы с подключением к ПК для демонстрации сложного контента

HTC Vive Cosmos был впервые представлен на CES 2019, и пока о нем известно не так уж и много. Скорее всего, шлем сможет подключаться не только к ПК, но и к смартфону, что делает его неким гибридом Mobile/Desktop VR. Cosmos будет оснащен четырьмя камерами для позиционирования в пространстве и отслеживания двух контроллеров с 6 DoF. Конструкция позволяет откинуть забрало наверх, не снимая шлем с головы, что достаточно удобно. HTC обещает снабдить Cosmos «лучшим экраном в истории». Что ж, будем с нетерпением ждать объявления технических характеристик и цены нового устройства.

Подходит для: игр дома и в VR-клубах, благодаря легкости подключения и использования

HP Reverb — это второе поколение VR шлемов данного производителя. И если первая модель особо ничем не отличалась от своих собратьев по платформе Windows MR, то в Reverb явно сделали ставку на качество изображения. Разрешение экрана в 4К является одним из лучших на рынке и проигрывает только узкоспециализированным устройствам Pimax, о которых речь пойдет ниже. Традиционно для Windows MR используется система inside-out трекинга, соответственно, никаких внешних сенсоров устанавливать не нужно. К недостаткам можно отнести всего лишь две камеры для ориентации в пространстве, что может повлечь за собой потерю трекинга контроллеров, если, например, вы поднимете руки на головой.

Подходит для: демонстрации сложных рендеров, например в архитектуре или медицине, а также игр, куда ж без них.

Samsung Odyssey+, как и HP Reverb, – это обновление прошлогодней модели (без приставки «плюс»). Физическое разрешение экрана не изменилось, однако Samsung утверждает, что добился улучшения изображения программным способом. Преимущества и недостатки аналогичны Reverb’у – трекинг изнутри, но возможная потеря контроллеров, если они оказываюся вне поля зрения двух камер. В целом же шлем является крепким середняком в своем сегменте, а частые скидки на Amazon на $100 и больше делают его привлекательным выбором для покупки в 2019 году.

Подходит для: работы и развлечений, универсальное решение.

Oculus Rift S — обновленная версия одной из самых популярных моделей на рынке от признанного лидера индустрии (Oculus является частью компании Facebook). Революционных изменений не произошло. Основное отличе от старого Rift — отказ от внешних сенсоров в пользу системы inside-out трекинга, благодаря двум встроенным камерам. К улучшениям можно отнести новые линзы, увеличенное разрешение экрана и систему крепления на голове типа «нимб» — все это должно сделать опыт использования шлема еще более комфортным. Недостатком явлется отсутствие физической настройки расстояния между линзами (есть только программная) и пониженная частота обновления экрана в 80 Hz (против 90Hz в обычном Rift).

Подходит для: работы и развлечений, универсальное решение по приемлемой цене для удержания лидерских позиций.

Valve Index — собственная разработка компании, которая ранее помогала HTC запускать ее Vive, а также владеет самым крупным в мире магазином Steam. Заявлена самая высокая на рынке частота обновления экрана в 120Hz и программно улучшенное изображение. Фирменные контроллеры умеют распознавать каждый палец, а также сжатие ладони, что позволит брать и отпускать предметы в VR. Шлем совместим с внешними сенсорами и контроллерами от Vive. Но если таковых у вас нету, то полный комплект обойдется в $ 999.

Подходит для: сложных игр дома и VR-клубах.

HTC Vive Pro Eye показали на CES 2019 вместе с Cosmos. От прошлогодней модели шлем отличается встроенным трекингом глаз. Прежде всего, эта функция нужна разработчикам, которые таким образом смогут понимать, куда смотрит пользователь и улучшать интерфейс своих продуктов. Еще данная технология позволяет оптимизировать загрузку процессора, поскольку можно рендерить только ту зону, куда непосредственно напрвлен взгляд игрока, а не все сцену целиком. В остальном же это все тот же Vive Pro, полный комплект которого обойдется вам в $ 1500, что довольно много, учитывая ценнобразование конкурентов.

Подходит для: разработчиков и энтузиастов. Игровым клубам и VR аттрационам со сложным контентом апгрейдится с Vive Pro смысла нет.

Pimax 5K Plus имеет самый широкий угол обзора на рынке — 200°, что почти вдвое больше стандарта по индустрии. Это означает, что вы практически не будете видеть черных полос по бокам, надев шлем. Такая ширина картинки действительно впечатляет (автор тестировал предсерийную модель лично). Однако ради этого приходится жертвовать эргономикой — на голове шлем смотрится довольно громоздко. Интересно, что китайская компания Pimax собирала деньги на производство своих продуктов на Kickstarter (прямо как первый шлем от Oculus задолго до поглащения Фейсбуком), а потому имеет армию поклонников по всему миру. Шлем совместим с контроллерами и внешними сенсорами от HTC, что поможет сэкономить, учитывая общий ценник в $ 1658 за родной комплект.

Подходит для: энтузиастов и художников, которые хотят видеть виртуальный мир почти так же широко, как и реальный.

Системные требования для VR-ready PC: 1. Видеокарта NVIDIA GeForce GTX 1070, AMD Radeon Vega 56 2. Процессор Intel i5-4590 / AMD FX 8350 3. ОЗУ 8GB RAM и больше 4. USB 3.0 5. Windows 10

ВЫВОДЫ

  1. Если вы обычный домашний пользователь, который хочет просматривать видео 360° и играть в простые игры, вам подойдет Oculus Go за $ 199.
  2. Для более сложных экспириенсов и свободного перемещения по комнате без проводов подойдет Oculus Quest за $ 399.
  3. Среди классического Desktop VR для универсального использования стоит обратить внимание на Samsung Odyssey+ ($340), Oculus Rift S ($399) и HP Reverb ($599).
  4. Заядлым геймерам и VR-клубам не обойтись без мощных VR-ready компьютеров, к которым лучше всего подойдут прошлогодний HTC Vive Pro за $799-1499 или Valve Index за $499-999.
  5. Если же вы продвинутый VR-энтузиаст или разработчик приложений, да еще и без ограничений по бюджету, вам приглянутся HTC Vive Pro Eye с отслеживанием положения глаз и Pimax 5K+ с углом обзора в 200°.

Очки виртуальной реальности для ПК: обзор технологии и VR-шлемов

В последнее десятилетие интерес к виртуальной реальности разгорелся с новой силой. Многие корпорации взяли наработки прошлых лет, развили их и внедрили в коммерческие проекты. Таким образом, мы получили развитие восприятия смоделированного мира с так называемым «полным погружением». Такой инструмент как VR-очки для ПК является проводником между нашим зрением и этим виртуальным миром, будь то компьютерная игра, фильм или что-либо приближенное к этим понятиям.

Что такое виртуальная реальность

Virtual Reality (Виртуальная реальность) означает смоделированный с помощью технических средств искусственный мир, который на самом деле не существует. С помощью специально созданных инструментов, человек может полностью или частично в нее погрузиться. У каждой сгенерированной миром трехмерной компьютерной среды есть свойства:

  1. Правдоподобие – поддержка у пользователя ощущения, что это с ним происходит по-настоящему.
  2. Интерактивность – поддержка взаимодействие со смоделированной окружающей средой.
  3. Есть доступ для изучения – можно исследовать локации с детализированными моделями искусственного мира.
  4. Машинная генерация событий – для таких действий нужно мощное аппаратное обеспечение.
  5. Создание эффекта присутствия – мозг и тело юзера полностью вовлечено в процесс взаимодействия с виртуальным миром.

Виртуальная реальность с полным комплектом свойств встречается довольно редко. Да и не всегда полное погружение необходимо. Все зависит от задач, которые преследует пользователь, используя VR.

Для взаимодействия с трехмерной графикой стало популярно использовать очки виртуальной реальности. Дополнять их могут и другие элементы управления, именуемые манипуляторами или контроллерами.

Для чего нужны очки ВР

Очки виртуальной реальности – это инструмент для погружения в трехмерный компьютерно-смоделированный графический мир. Они создают иллюзию объемного изображения – 3D эффекта.

Принцип работы очков

VR-очки представляют собой корпус с двумя линзами, за которыми установлен экран или два экрана. Обычно, используется один экран, разделенный на 2 части (каждая часть используется отдельно для одного и второго глаза).

Принцип работы такой: каждый глаз видит только свою часть изображения, которое попеременно показывается с высокой частотой для левого и правого глаза. Мозг обрабатывает увиденную информацию и воспринимает две картинки как единое целое. Кроме того, изображение приобретает объем.

В качестве такого экрана может использоваться смартфон (довольно частое решение) и специально созданный для этого дисплей, вмонтированный в саму конструкцию. Обычно, второй вариант дороже и по характеристикам, и свойствам погружения намного лучше. Цена, естественно за такое устройство выше в несколько раз. Хотя взаимодействовать с компьютером может как первый, так и второй вариант VR-устройства.

Корпусом VR-очков выступает бокс, содержащий окуляры, дисплей или посадочное место для этого дисплея, процессор, датчики (в наиболее дорогих вариантах VR-техники).

Передача изображения и экраны

Чтобы создать эффект 3D, нужен источник изображения и специальное программное обеспечение. В качестве источника может выступать:

  1. Встроенный дисплей.
  2. Смартфон с подходящей диагональю экрана.

VR-устройства по этому признаку получили классификацию.

Если для взаимодействия нужен смартфон или другой дисплей, не присутствующий в конструкции устройства изначально, – это VR-очки.

VR-шлемы имеют встроенный дисплей с соответствующей для взаимодействия с ним электроникой. Они подключаются к компьютеру напрямую. Некоторые шлемы дополняются специальной VR-системой с множеством дополнительных элементов, позволяющей воспроизвести наиболее реалистичное полное погружение.

Программное обеспечение — это:

  1. Специально запущенная на компьютере VR-игра.
  2. Программа для стриминга запущенной на компьютере игры на дисплей смартфона.

VR-очки изначально никто не планировал использовать совместно с компьютером. Но развитие высоких скоростей передачи данных и соответствующих технологий позволяет транслировать картинку с компьютера в реальном времени и передавать на любое подключенное устройство.

Читать еще:  Kingdoms of Amalur: Reckoning — американский ответ Fable

Таким способом, специально написанная программа для трансляции игр с ПК на смартфон позволяет использовать даже самые простые VR-очки для мощных компьютерных VR-игр и других 3D-симуляций.

Стоит ли покупать?

Все зависит от способностей и свойств, которые вы хотите получить от взаимодействия с VR-устройствами. Например:

  1. Если вы ни разу не взаимодействовали с виртуальной реальностью и желаете поиграть в простую игру без полного погружения – приобретите VR-очки.
  2. Для более полного погружения в первый раз лучше арендуйте VR-технику на время в специальном зале (обычно в ТРЦ таких много) и вы ощутите разницу между VR-шлемом и VR-очками.
  3. Для самого полного погружения дома придется потратиться на дорогостоящую систему виртуальной реальности, которая позволяет избавиться от ошибок взаимодействия с ВР миром.

За вас решение никто не примет.

Плюсы и минусы

Для наглядного сравнения смотрите таблицу.

Сложность подключения к ПК

Приближенное к полному

Присутствуют, но реже

Плохое, видно пиксели

Хорошее, пиксели еле различимы

Хорошее, пиксели еле различимы

В пределах вытянутой руки

В пределах участка 2х2 метра

Взаимодействие в комнате размером до 20 кв.м.

От длительного взаимодействия с VR-гарнитурой устают глаза, может произойти дезориентация в пространстве, что приводит к тошноте и дискомфорту. Также, длительные времяпровождения в игре приводят к социальным и эмоциональным проблемам. Детям не следует использовать VR-очки более 10 минут.

Советы по выбору

Есть множество моделей, стоимость которых не превышает 15 долларов. Но использовать их в качестве знакомства с виртуальной реальностью не рекомендуется. Приобретите модель ценой в 30-40 долларов с более качественными характеристиками. Например, некоторые устройства разрешают регулировать расстояние между линзами.

Желательно перед покупкой примерять гарнитуру на голову, обратить внимание на совместимость с вашим смартфоном, убедиться в хорошей изоляции корпуса (чтобы свет не проникал внутрь).

Рейтинг лучших очков для ПК

Устройства разделены по их классификации для удобного сравнения.

VR-очки, для работы которых нужен смартфон

Многие компании, охватывающие производство электроники, выпустили собственные VR-очки для совместного использования со смартфоном. Лучшими из них можно считать:

  1. Samsung Gear VR (SM-R325) (от 9000 руб). Гарнитура работает только со смартфонами Samsung и может считаться самым технологичным решением. Дополнительно к гарнитуре идет контроллер, имеется разъем USB-C для подключения смартфонов линейки Galaxy S начиная с 8 версии моделей.
  2. Google Daydream View 2017 (от 7700 руб). Работает с любым смартфоном с операционной системой Android. Также в комплекте идет контроллер. Для работы со смартфоном нужно будет установить приложение Daydream.
  3. Xiaomi Mi VR Play (от 600 руб). Изящный и дешевый бокс с ценой до 15 долларов. Работает с iPhone и Android смартфонами с диагональю экрана от 4,7 до 5,7 дюймов. Фиксация смартфона происходит с помощью молнии. Дизайн гарнитуры вполне хороший. Контроллер отсутствует.
  4. VRBox VR 2.0 (от 380 руб). Бюджетный VR-бокс имеет небольшой угол обзора в 95 градусов, линзы можно регулировать, есть джойстик для управления очками. Работает с iOS и Android. Дизайн неплохой, но материал оставляет желать лучшего.
  5. HOMIDO Grab (от 900 руб). Яркий и технологичный гаджет работает с телефонами Android и айфонами. Углы обзора 100 градусов. VR-устройство сертифицировано компанией Google.
  6. HIPER VRS (от 990 руб). Интересный дизайн с надежным креплением смартфона, работающим на Android и iOS с диагональю дисплея 4,7-6 дюймов. В устройстве используются 33,5 м акриловые окуляры.
  7. Xiaomi Mi VR 2 (от 4000 руб). Крутой дизайн и легкий корпус. Есть специально продуманная вентиляция для охлаждения смартфона. Есть контроллер. Подходит для устройств с ОС Android и iOS.
  8. Homido VR V2 (от 3500 руб). Работает с iPhone и Android. В комплект входит собственное приложение с VR-контентом.
  9. Zeiss VR ONE Plus (от 5000 руб). VR-очки с отличной оптикой. Работает со смартфонами с размерами дисплея 4,7-6 дюймов. Угол обзора линз 100 градусов. Гаджет можно использовать в качестве устройства дополненной реальности.
  10. Google Cardboard V 2.0 (от 700 руб). Особенность гарнитуры, что корпус ее состоит из картона. Контакт со смартфоном осуществляется через взаимодействие с NFC модулем. Работает с любым смартфоном Андроид начиная с 4.1 версии и iOS.

VR-шлемы с подключением к ПК

Дорогостоящие виар очки для ПК разрешают подключаться к компьютеру напрямую. Качественные устройства можно пересчитать по пальцам, поэтому остановимся на двух моделях:

  1. Oculus Rift. В состав входит акселерометр, датчик-гироскоп, датчик положения, магнитометр. Вся информация обрабатывается с помощью процессора ARM Cortex-M. Таким способом отслеживается движение головы и расположение ее в пространстве. Если же в ход пойдут руки и ноги или тело будет перемещаться в пространстве, могут возникнуть проблемы. Пространство, которое доступно для манипуляций – это квадрат 2х2 метра. Улучшить ориентацию в пространстве поможет внедренная камера.
  2. HTC Vive (от 75000 руб). Шлем виртуальной реальности для ПК – это нераздельная часть базовой станции Steam VR. Такая система способна создавать модель комнаты, в которой пользователи могут передвигаться без ограничений с помощью контроллера. При установке нескольких станций друг напротив друга можно отслеживать положение пользователя в пространстве с площадью до 21 кв. м.

Настройка и подключение

Существует два вида подключения: с помощью клиенто-серверных программ для VR-очков и напрямую к компьютеру для шлемов.

Программы для трансляции изображения

Программы для работы с VR-очками:

  • Riftcat;
  • Driver4VR;
  • Trinus VR.

Программы платные, но есть пробный период, чтобы протестировать их работу. Для настройки нужно:

  1. Компьютер с Wi-Fi адаптером или ноутбук.
  2. Желательно производительная видеокарта NVIDIA или AMD.
  3. Установленная программа на компьютер (серверная часть).
  4. Роутер с подключенным компьютером и смартфоном к локальной сети.
  5. Установленная программа на смартфон (клиентская часть).
  6. Активация и настройка канала для трансляции VR-игры.

Советы по настройке очков

Для настройки VR-очков предпочтение отдают программе Trinus, предлагающей тонкие настройки калибровки экрана. Даже если вы не сможете добиться в ручной настройке нужного результата, параметры можно сбросить до заводских.

С играми, в которых нужно использовать перчатки для управления, могут возникнуть трудности. Альтернативой перчаткам могут стать контроллеры или геймпады. Лучше всего с контроллерами взаимодействует Driver4VR.

Для первого виртуального погружения рекомендуется сыграть в обычные 3D игры на ПК через очки. Управление здесь возможно с помощью поворотов головы или мышкой.

Прямое подключение к ПК

С этим немного попроще:

  1. Соедините VR-шлем с компьютером по HDMI кабелю или через USB0.
  2. Сенсор подключается в USB 3.0.
  3. Геймпад можно соединять с USB 2.0.
  4. Установите фирменное приложение и создайте свой профиль (или войдите в него).
  5. Настройку проведите с помощью подсказок в приложении.
  6. Используйте демо-ролики и игры в фирменном приложении для оценки работы гарнитуры.

Что такое VR, какие VR-шлемы бывают и стоит ли их покупать

Современные технологии позволяют нам получить опыт, который раньше даже представить было сложно. Узнайте, как далеко мы зашли.

Существование VR уже не так удивляет, как несколько лет назад. Однако стереотипов о виртуальной реальности до сих пор много. Самые популярные:

  • Для VR нет хороших игр — только технодемо (демонстрация возможностей технологии) и ролики.
  • От VR тошнит — после получаса в шлеме вас вывернет наизнанку.
  • Это дорого.

В этой статье мы разберёмся, как работает VR, и немного разрушим эти стереотипы.

Кстати! Вам не обязательно быть разработчиком игр, чтобы понять эту статью, — она для всех.

Евгений Кучерявый

Пишет о программировании, в свободное время создает игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.

Что такое VR

VR — сокращение от Virtual Reality, что переводится как «виртуальная реальность». Эта технология позволяет погрузить пользователя в виртуальный мир, который трудно отличить от реальности.

Это не обязательно должна быть игра — может быть и просто видео в формате 360 градусов.

Как работают VR-очки

Существованием этой технологии мы обязаны устройству человеческих глаз. Благодаря бинокулярному зрению (зрение, в котором используются два глаза) мы можем различать не только цвета, но и глубину — так мы определяем расстояние до объектов и поэтому не врезаемся в препятствия.

Картинки почти идентичны, но можно заметить, что ракурсы немного различаются. Мозг накладывает эти изображения друг на друга так, как это показано на схеме ниже:

Цветами обозначены глаза и поле зрения каждого из них. Там, где поля пересекаются, образуется область, в которой мы можем воспринимать глубину. Всё остальное — периферийное зрение.

Мозг складывает оба изображения, чтобы в итоге получилось одно; именно его мы и видим.

VR-шлемы оснащены двумя мониторами (или одним, который разделён на две части). Каждый из этих мониторов показывает отдельные изображения для каждого глаза. А чтобы правильно сфокусировать взгляд, используются линзы.

Линзы помогают сфокусировать взгляд так, что мозг воспринимает игровой мир как реальный и более реалистичный — это происходит благодаря когнитивному искажению. Поэтому даже посредственная по современным меркам графика выглядит хорошо. Это на руку как разработчикам, так и игрокам, потому что устройству требуется в два раза больше ресурсов, чтобы рендерить сразу два изображения вместо одного.

Если линзы настроены правильно, картинка получается правдоподобной. Если же нет, то это может быть причиной как ухудшения изображения, так и тошноты.

Также на самочувствие человека влияет частота кадров. Раньше считалось, что 90 кадров в секунду достаточно, чтобы сделать погружение максимально правдоподобным. Появление шлема с частотой обновления мониторов в 144 Hz показало, что 90 кадров — не предел. Разумеется, если частота будет низкой, то от дёрганого изображения станет плохо.

В конце концов, не стоит игнорировать и особенности организма. Например, если вестибулярный аппарат плохо развит, то человека будет укачивать даже в самом продвинутом шлеме.

Каким бывает VR

На данный момент есть два основных варианта использования VR-шлема — видео в формате 360 градусов и игры. В первом случае берётся уже существующая запись, а потом разбивается на два экрана.

Чтобы посмотреть, как это выглядит, откройте видео ниже со смартфона — в настройках ролика можно выбрать вариант просмотра в VR-очках.

Что же касается игр и любых 3D-пространств, то тут для пользователя изначально готовятся два разных изображения, которые выводятся отдельно для каждого глаза.

Для этого в пространстве устанавливается сразу две камеры вместо одной. Они располагаются рядом, как глаза человека.

Какие VR-шлемы бывают

Устройства для VR бывают двух типов:

  1. Полноценные VR-наборы (VR-Kit), в которые входят шлемы, камеры и контроллеры.
  2. Cardboard — очки, для работы которых нужен смартфон.

Самые известные наборы — это HTC Vive, Oculus Rift, PS VR и Valve Index.

Стоят они достаточно дорого — за эти деньги можно купить приличный игровой ноутбук. Но тут за эту сумму вы приобретаете опыт, который невозможно получить с помощью дешёвых Cardboard.

Контроллеры помогают управлять игрой или приложением, а камеры служат дополнительным источником ввода (считывают движения игрока) и средством безопасности: вы можете отметить границы, за которые нельзя выходить, а камеры будут предупреждать вас, когда вы будете возле этих границ.

Контроллеры устроены сложнее, чем клавиатура или мышь, — в них есть не только кнопки, но и различные датчики. Рассмотрим на примере контроллеров для Valve Index.

Эти контроллеры определяют расстояние от рукоятки до каждого из ваших пальцев, а также силу нажатия, положение руки и многие другие вещи — датчиков в контроллере больше 80. Это позволяет показать в игре реалистичные руки, которые будут повторять движения игрока.

В шлеме тоже есть датчики. Например, гироскоп, который позволяет фиксировать положение и наклон головы. Но это не единственный вариант. Так, например, PS VR захватывает ваши движения с помощью камеры — на шлеме располагаются светящиеся полоски, по которым консоль понимает, в каком положении ваша голова.

Что же касается Cardboard, то это просто держатель для телефона с линзами.

Такой шлем можно собрать самостоятельно, скачав инструкцию от Google.

Либо вы можете найти готовый Cardboard в магазине — цены начинаются от 500 рублей, если не ниже. Конечно, качество у настолько дешёвых вариантов плохое.

Бюджетные варианты позволяют управлять игрой или приложением с помощью смартфона. Но так как тачскрин недоступен из-за шлема, остаётся только гироскоп. Поэтому для Cardboard можно либо создавать очень простые игры, либо снимать видеоаттракционы.

Также существует Gear VR — устройство от Samsung, в которое также вставляется смартфон. От Cardboard оно отличается тем, что на шлеме есть контроллер.

Но для него, ожидаемо, можно использовать только некоторые модели смартфонов Samsung.

Для других смартфонов есть шлемы вроде FreeFly VR, с которым тоже идёт контроллер, но такой вариант более дорогой — около 10 000 рублей.

Какие игры есть для VR

На данный момент (февраль 2020 года) игр для VR действительно немного. Большинство из них представляют из себя аттракционы, технодемо и казуалки. Одна из лучших казуалок на данный момент — Beat Saber.

Однако в последнее время игр становится больше. Например, вышедшая в прошлом году Boneworks, которая не просто показывает впечатляющие возможности физики и управления, но и обладает хорошим левел-дизайном и кое-каким сюжетом.

Но самый громкий анонс на данный момент — Half-Life: Alyx:

Из-за последней игры вы больше не сможете купить Valve Index, разве что у перекупщиков с огромной наценкой:

Заключение

Мы выяснили, что от современного качественного VR может не тошнить, дешёвые шлемы можно найти и за 500 рублей, а приличные — за 10 000 рублей. Ну а игры есть, и их становится больше. Уже сам факт, что новый Half-Life вышел именно для VR, даст большой толчок развитию этой технологии.

Может показаться, что создавать игры для VR сложно, но на самом деле для этого достаточно базовых знаний C# и Unity — на этом движке можно создавать игры для любого из перечисленных выше шлемов.

Разумеется, чтобы добавить в свою игру поддержку дорогих моделей, надо иметь эту модель в распоряжении, чтобы всё протестировать. Благо в магазине ассетов для Unity уже есть готовые шаблоны, которые можно использовать как образец.

Если вы планируете стать разработчиком игр, то рекомендую наш курс
по Unity — он поможет освоить этот движок, а после курса у вас уже будет несколько проектов для портфолио. Также в курсе есть модули по VR и AR.

Ну и я в скором времени свои пять копеек вставлю. Ждите новую серию статей.

Курс

Профессия
Разработчик игр на Unity

Годичный учебный курс с полным погружением в профессию разработчика игр. Вы изучите основы геймдизайна, научитесь разрабатывать 2D-, 3D- и мобильные игры, освоите способы их монетизации и продвижения.

  • Первые полгода учёбы — без оплаты.
  • Неограниченный доступ к материалам курса.
  • Обучение на реальных задачах.
  • Карьерные консультации и помощь в трудоустройстве.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector