1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стерео очки ELSA 3D Revelator

Стереоочки ELSA Revelator

Появление такой новой технологии в трехмерной графике, как воспроизведение стерео 3D изображения стало большим событием в компьютерной индустрии. В самом деле, инструмент, обеспечивающий эффект глубины
отображаемой на экране монитора 3D-графики, не может не вызвать живого интереса. Еще в пору появления первых 3D акселераторов можно было услышать массу восторженных откликов по поводу реальность «того» мира за стеклом монитора. Достаточно вспомнить хотя бы отзывы об игре Unreal от тех, кто уже имел достаточно мощный компьютер (игра эта по тем временам была просто революционно требовательна к ресурсам компьютера). Общий тон отзывов был восторженным: «Так и хочется заглянуть в монитор! Там такой интересный мир!»

Тем не менее, жизнь идет, развитие технологий продолжается, и вот мы уже можем наблюдать за действием в той же игре Unreal со стереоэффектами, которые стали доступны с помощью применения специальных стереоочков. С помощью нового инструмента достигается новый уровень восприятия и действительно возникает желание заглянуть за кромку монитора: а что там еще есть? С помощью стереоочков изображение на мониторе приобрело объем, и мы без труда можем проследить движение снаряда, летящего от стекла монитора, куда то в даль. Я помню мое восхищение «квадратными» мухами в Quake2, когда было явно видно, как они подлетают с той стороны стекла монитору прямо ко мне. Самое главное, что подобные стереоэффекты можно получить не изменяя кардинальными образом комплектацию вашего компьютера. Надо лишь воспользоваться специальным инструментом в виде стереоочков, которые изменяют восприятие человеком графического изображения, выводимого на экран монитора.

В России появление инструмента для воспроизведения 3D графики в стерео режиме ознаменовалось массовыми поставками очков класса H3D от Metabyte — Wicked3D eyeSCREAM. В свое время мы писали об этих очках. Wicked3D eyeSCREAM отличаются гибкостью настроек и хорошо выполненным программным обеспечением, но при этом имеют довольно высокую цену и узкую область применения, т.к. практически до последнего времени эти очки можно было использовать только в паре с видеокартами на базе чипов 3dfx Voodoo 2 и 3dfx Voodoo Banshee. Должен отметить, что компания Metabyte наконец-то выпустила драйверы Global eyeSCREAM, обеспечивающие возможность использования очков Wicked3D eyeSCREAM с видеокартами на базе чипов 3dfx Voodoo3, nVidia Riva TNT (2), ATI Rage128 и других. Однако, некоторая «сырость» этого программного обеспечения, прямо-таки явная «любовь» программистов из Metabyte к поддержке чипсетов от 3dfx, не дает, например, возможности полноценно использовать eyeSCREAM с картами на базе чипсетов TNT (2) от nVidia. Недавно я пытался установить Global eyeSCREAM, чтобы обеспечить работу стереоочков от Metabyte совместно с картой на базе nVidia Riva TNT2, и все мои попытки оканчивались неудачей: просто не появляется закладка настроек очков и все. И ни в одной игре (кроме Incoming) стереоэффекта не было. Только после того, как я установил видеокарту 3dfx Voodoo3, поставил Global eyeSCREAM на эту плату,
закладка появилась, стереоэффектом стало возможно управлять. После замены платы обратно на nVidia Riva TNT2 и переустановки Global eyeSCREAM поверх прежних драйверов закладка осталась, и стало возможно получать стереоэффект и на карте с чипсетом nVidia Riva TNT2. Что это? Явная недоработка. Тем не менее, драйверы были выпущены как «релиз», т.е. полностью готовые, а не бета-версия, что вызывает еще большее недоумение.

Стереоочки от ASUS VR100 мы намеренно здесь не будем рассматривать, поскольку их область применения очень ограничена (они работают только в паре с двумя картами от самой ASUS), так и из-за того, что они имеют слабую поддержку в играх, о чем можно почитать в обзоре ASUS v3800.

Ну да ладно, перейдем к предмету нашего сегодняшнего рассмотрения. К нам на испытания попали стереоочки Revelator от компании Elsa. Это довольно дешевые относительно Wicked3D eyeSCREAM очки. Elsa Revelator стоят примерно в 3 раза меньше, чем eyeSCREAM. Разница в цене объясняется тем, что в очках Elsa Revelator не используется довольно дорогой инфракраснй излучатель и приемник как у очков eyeSCREAM, что и послужило причиной снижения цены. При этом стереоочки Revelator работают только совместно с видеокартами на базе чипсетов nVidia Riva TNT (2). Подчеркну, что только с картами на этих чипсетах! Поэтому владельцам видеокарт на базе других чипсетов этот обзор может послужить лишь как источник интересной информации.

Что же представляют собой очки Elsa Revelator?

Очки Elsa Revelator представляют собой очень легкую и удобную конструкцию, оснащенную длинным (порядка 3-х метров) проводом, который подключен к переходнику, располагаемому между видеокартой и монитором. Никаких дополнительных источников питания не требуется. Существует и беспроводная версия Elsa Revelator, использующая, как и eyeSCREAM инфракрасное излучение. Вместо стекол в очках Elsa Revelator установлены специальные LCD экраны.

До недавнего времени очки ELSA Revelator работали только с видеокартами от самой ELSA (Erazor II, III), однако буквально несколько недель назад фирма выпустила универсальные драйверы, с помощью которых эти очки могут работать в паре с любой картой на базе чипа nVidia Riva TNT (2). Перед тем, перейти к рассказу о настройках программного обеспечения, рассмотрим принцип действия ELSA Revelator.

Итак, как же работают эти очки? Давайте прочтем небольшую лекцию о том, как мы видим объекты в пространстве. Поскольку люди обладают бинокулярным зрением, у нас есть два глаза, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Это расстояние позволяет нам воспринимать одни и те же сцены под разными углами. Наш мозг, в свою очередь, преобразует эти данные и создает пространственное изображение. Благодаря тому, что глаза расположены на расстоянии друг от друга, мы способны также воспринимать глубину объектов. При наличии только одного глаза, мы существенно ограничены в восприятии глубины. Зная особенности чувственного и глубинного восприятия, ELSA направила своих инженеров на разработку легких и недорогих очков. Вот как они объясняют технологию своих очков Revelator:

    Графический драйвер получает от 3D игры указания нарисовать трехмерную сцену. По ходу создаются два 2D изображения, расположенные горизонтально.

В зависимости от расстояния между объектами они сдвигаются в левую картинку или в правую со смещением, а изображения с одинаковой перспективой последовательно вычисляются для левого и правого глаза.

В то время как компьютер работает над следующей сценой, эти изображения последовательно показываются.

Когда показывается изображение для левого глаза, LCD экран для правого глаза затемнен, и наоборот, когда показывается изображение для правого глаза, затемняется LCD для левого.

  • Эта операция повторяется 120 раз в секунду, обеспечивая максимально плавный показ со скоростью 60 изображений в секунду для каждого глаза.
  • Инертность изображения, а также тот факт, что оба LCD в отличие от монитора расположены вне зоны фокуса глаза, гарантируют практически полное отсутствие мерцания. Таким образом, пользователь видит настоящее трехмерное изображение.

    В результате, от монитора требуется частота смены кадров в 120 Гц. В принципе, в этом и заключается единственное требование к оборудованию со стороны очков Elsa Revelator.

    Теперь рассмотрим особенности настройки очков Elsa Revelator. После установки программного обеспечения появляется дополнительная закладка «Stereo» в настройках дисплея. К сожалению, при установке драйверов от ELSA на видеокарты иных производителей все настройки 3D-графики полностью пропадают (при инсталляции драйверов дается как бы намек на это, говоря пользователю, что данное программное обеспечение самое новое, и что там все настройки выставлены для лучшего качества и т.п.). Поэтому если хотите использовать очки ELSA Revelator с другими картами на чипсетах nVidia Riva TNT (2), то надо иметь отдельную утилиту для настроек 3D-графики (например, PowerStrip).

    Рассмотрим настройки очков Elsa Revelator:

    В самом центре закладки приводится список игр, которые поддерживаются этими очками. Список не такой большой. Также надо учесть, что ELSA Revelator НЕ РАБОТАЕТ с OpenGL — играми. В принципе, запустить такие игры в режиме стерео можно, но с помощью эмулятора OpenGL через Direct3D, например, враппера от SciTech. Но для этого надо ввести ту или иную игру в имеющийся список в настройках очков. К сожалению, сделать это «цивилизованным» путем с помощью кнопок и меню нельзя. Поэтому придется заниматься редактированием Registry.

    Ниже привожу пример для игры Quake3:

    [HKEY_LOCAL_MACHINESoftwareELSAStereo3DQUAKE3.EXE]
    @=»Quake3″
    «DefaultSettings»=hex:01,01,01,01,00,00,a0,41,00,00,00,00,00,00,80,3f,00,00,00, 00,01,00,00,00,00,00,00,00

    Параметр «DefaultSettings» можно ставить для начала один и тот же, затем уже в настройках эти установки редактируются.

    Что же можно изменять в настройках для конкретной игры? Ниже представлен скриншот «Advanced settings»:

    Прежде всего, это включение фирменной технологии Dyna-Z, позволяющей каждому пользователю по своему желанию настроить визуальную удаленность объектов, затем можно «ползунком» Front — Back установить координату начала отсчета отображения сцены: прямо перед экраном или позади него. Во втором случае эффект получения трехмерного мира внутри монитора будет более впечатляющим. Любителям тонкой настройки можно вручную выставить конкретные значения координаты начала отсчета отображения. Довольно часто встречаются в 3D-играх моменты, когда, находясь в комнате, через открытую дверь видишь еще одну комнату. Вот для того, чтобы та, удаленная комната тоже как бы наполнилась объемом, а также для получения подобных сложных стереоэффектов существует параметр Enlarge Clipping rectangle.

    Все остальные настройки являются специфичными для каждого пользователя, которые рекомендуется настраивать под свои глаза. Это можно сделать и в процессе игры, нажав определенную горячую клавишу. Горячие клавиши можно самостоятельно определить:

    Здесь же можно определить местоположение скриншотов, которые можно делать в процессе игры (получаться будут такие же «двойные» BMP-файлы, что мы привели выше). Отмечу, что после установки программного обеспечения будет возможность запустить специальную программу для просмотра этих стерео-картинок.

    Существует еще одна не менее важная настройка очков — выбор размера монитора и установка расстояния между глазами для достижения полноты стереоэффекта:

    Хочу заметить, что очки ELSA Revelator можно довольно тщательно настроить на разные типы зрения. Даже люди, носящие постоянно обычные очки, могут пользоваться очками Elsa Revelator без каких-либо неудобств и дискомфорта.

    Из личных впечатлений скажу, что, несмотря на то, что я уже довольно долго пользовался очками eyeSCREAM, мне ELSA Revelator понравились ничуть не меньше. Я использовал очки Elsa Revelator совместно с картой Hercules Dynamite TNT2 Ultra. Замечу, что порой эти очки превосходили по качеству стереоэффекта и создаваемым ощущениям все то, что я видел через eyeSCREAM. Прежде всего, это четкость текста, с чем у eyeSCREAM были всегда проблемы. Далее, конечно же, простота использования! Это качество говорит само за себя. Не надо водружать на монитор инфракрасный излучатель, следить за тем, как бы не отклониться случайно в сторону от луча. Замечу, что появилась версия eyeSCREAM с проводом, но в России их пока нет.

    Низкая стоимость ELSA Revelator — это очень важный плюс, делающий эти очки доступными многим владельцам карт на базе чипсетов nVidia Riva TNT (2). Надеюсь, что и программное обеспечение будет совершенствоваться и дальше, и будут доступны пользователю и основные настройки по 3D видеокарт на базе nVidia Riva TNT (2).

    Подчеркну еще раз требование очков ELSA Revelator к монитору: необходимо, чтобы монитор мог выдавать частоту кадров не менее 120 Гц.

    Минусы у ELSA Revelator тоже есть. Прежде всего, это ограниченность числа разнообразных видеокарт, с которыми можно использовать эти очки. Напомню, что ELSA Revelator работают лишь с теми видеоадаптерами, которые построены на базе чипсетов nVidia Riva TNT (2). В данном случае очки eyeSCREAM даже при недоработках в программном обеспечении Global eyeSCREAM получают очень большое преимущество. Затем — это отсутствие поддержки OpenGL — игр. Можно их запустить через эмулятор OpenGL, но при этом будет теряться скорость, а значит, на относительно слабых компьютерах вообще возможна потеря играбельности. Впрочем, есть мнение, что инженеры ELSA усиленно работают над новым программным обеспечением, где будет уже введена поддержка OpenGL игр. И в заключение перечисления недостатков отмечу, что расширить список поддерживаемых стереоочками ELSA Revelator игр можно пока только вручную, внося изменения непосредственно в Registry.

    Как итог, можно сказать следующее: владельцам карт на nVidia Riva TNT (2) можно смело рекомендовать эти очки к приобретению, поскольку они почти в 3 раза дешевле Wicked3D eyeSCREAM, удобны в использовании и привет обеспечивают яркие ощущения от 3D графики за счет стереоэффекта. Однако надо учитывать обязательно и тот факт, что некоторые люди вообще не воспринимают графические стереоэффекты, поэтому перед приобретением как ELSA Revelator, так и других подобных стереоочков желательно найти способ испытать их применительно к своим глазам.

    Читать еще:  Слухи: новой игрой Rockstar станет средневековый экшен в открытом мире

    Спасибо Анне Филатовой за оказанную помощь при подготовке обзора.

    Стерео очки ELSA 3D Revelator

    IDEK Iiyama Vision Master 17 monitor (86 kHz max. hor., 160 Hz max. vert.)

    Like all shutterglasses the Revelator suffers from ghosting and doesn’t work with LCD-monitors and -projectors.

    The IR-emitter and the wired glasses (VESA miniDIN-3)

    The Revelator doesn’t have a controller in the usual sense. It’s just a plain DIN-3 system.

    There are two ways to connect them to the graphics board:

    1) Just plug the emitter/glasses into a stereo ready workstation or hi-end gfx-board with mini-DIN-3 stereo connector. There are adaptors for other stereo-ready systems, i.e. DIN-5, DIN-7, DB9, 3.5 mm stereo jack, but these are not delivered by ELSA.

    2) Use the VGA-pass-through cable to connect the Revelator to one of ELSA’s consumer graphics boards, i.e. Erazor 2 or 3, Winner 2 or Victory 2. The VGA-pass-through adaptor isn’t much more than a dumb cable. There’s no controller in it. It doesn’t look for the VSync. It looks for a proprietary signal on the DDC pin. Without the ELSA board BIOS and drivers it won’t work.

    BTW the impact of the adaptor on the VGA-signal-quality is insignificant.

    The H3D/eyeSCREAM-IR-emitter (left) compared to the small ELSA-IR-emitter (right). Both use the same IR-code. The ELSA seems to do the job just as good as the H3D. Heaven knows why H3D wasted so much plastic here. The H3D had a IR-range switch for multiplayer matches in one room. I don’t know if it helped much.

    There is no external power supply. The wired glasses and the IR-emitter are powered by the VGA-board in any case.


    Revelator wired, the lightest and maybe most comfortable glasses on the market
    The ‘wired’ comes with two pairs of bows — soft and hard. The bows are adjustable in length to fit any nose-ear distances.


    The Revelator IR; similar to H3D, but the LCD-panels are wider by 1 cm — Ahhhhh. what a relieeeef!

    under construction — more comments on the glasses to be added later, check the pro-con table for now

    Please check the X-RAY Lab for a weight&size comparison of various shutterglasses, including the Revelators.

    It works with two kinds of graphics boards:

    1) ELSA consumer boards (Erazor 2/3, Victory 2, Winner 2)

    2) Boards with stereo-connector, i.e. DIN-3, DIN-5, DIN-7, DB9 and 3.5 mm. For all connectors apart from DIN-3 you’ll have to look for a proper adaptor.
    Special stereo-drivers for your graphics card are obligatory. This isn’t in the hands of the glasses manufacturer. Ask your graphics hardware vendor for stereo-driver support. There may be lacking driver support even if there’s a dedicated stereo-connector on the board. The ELSA Revelator Direct3D drivers won’t work on such boards.

    The stereo driver for ELSA consumer boards supports all Direct3D titles which deliver correct Z-axis information. It does a great job in that area. There is no native support for OpenGL or Glide. The driver works with GL/Glide-to-D3D wrappers, but performance may be weak here. When used with an ELSA consumer board the Revelator won’t support any other software or drivers, such as LCD-BIOS, eyeSCREAM or H3D-native titles. The ELSA Direct3D stereo driver is only available for ELSA consumer graphics boards!

    . on 3rd party boards without stereo connector

    Glasses won’t work in any way!

    . on 3rd party boards with stereo connector

    On a board with stereo connector the Revelator is limited to proprietary stereo software which runs on the board in question. Special drivers and applications which utilize page-flipping and trigger the dedicated stereo-connector of the graphics hardware are required. Only a special combination of stereo-ready hardware, operating system, stereo-ready drivers, applications and plug-ins will work.

    Check the StereoGraphics software list for professional titles. Look for programs compatible with ‘CrystalEyes-Wired’, since these are quite similar to the Revelator.

    To make this clear: actually there’s no such thing as a ‘Revelator-driver’ to download or buy somewhere! The stereo-driver and the Revelator-trigger-driver are from now on an integral part of the ELSA consumer VGA-board drivers. So whoever uses such a board and new drivers has the Revelator stuff in it.
    What may be irritating is the fact that you won’t see the Revelator-options in the ELSA-properties after installation. The trick is to install the Revelator image viewer which is available for download from ELSA. Although the image-viewer doesn’t contain any driver-logic, the installation of it sets the parameter to display the Revelator Stereo 3D options in the Display properties.

    Sometimes users of various shutterglasses believe that the drivers only work as long as the glasses are installed. This was true for stone-age ISA-board systems like the 3D-Max. In newer systems like H3D, eyeSCREAM or Revelator the driver can’t sense the presence of the glasses. This is important since it opens the possibility of using 3rd party glasses or even HMDs with them.

    These sections will be added later:

    Game and Application Compatibility

    under construction — more comments to be added later, check the pro-con table for now

    under construction — more comments to be added later, check the pro-con table for now

    under construction — more comments to be added later, check the pro-con table for now

    IRQ & Co. — Resource Conflicts

    under construction — more comments to be added later, check the pro-con table for now

    Cause: Revelator is triggered actively. An IRQ is used. Therefore the system is vulnerable to resource conflicts & performance problems.

    Fix:
    — Assign an exclusive IRQ to your VGA-card in the BIOS PCI/AGP setup
    — Use a low numbered (i.e. high priority) IRQ
    — Try to disable as unused or less important IRQ-users
    — Try to disable AGP-mode
    — Try a lower resolution, refresh rate or color depth
    — Disable your digital joystick, wheel, force-feedback device

    Problem: Revelator flickers irregularly (glasses only) or monitor goes blank

    Cause: Revelator is triggered by the DDC-pin of the VGA-output, which is also used for communication with certain monitors.

    Fix:
    — Build a VGA-to-VGA adaptor and cut off the DDC-line
    — Use other monitor
    — Use some other system, which is Revelator-driver-compatible, i.e. Eye3D, VR-Joy, EyeFX, 60GX-NSR, AnotherI’s, etc.

    Problem: Power supply for Revelator missing on your VGA-output (for example on ASUS-VGA-boards)

    Fix:
    — Build a VGA-to-VGA adaptor and put 5V voltage to pin 9 from external source
    — Build a real VGA-pass-through controller for your Revelator — see homebrew section
    — Use some other system, which is Revelator-driver-compatible, i.e. Eye3D, VR-Joy, EyeFX, 60GX-NSR, AnotherI’s, etc.

    It has been shown that it’s possible to turn 3rd party VGA-boards with similar hardware into ELSA-boards by flashing the ELSA-BIOS into them. (Visit stereovision.net for the details.) Thereafter the ELSA-driver and the Revelator glasses will work. Warning: You may fail! You will loose the special features of your board! You will loose guarantee! Noone will grant you support — except for the internet community.

    Does it make sense? Well, yes if you already own a new board and don’t wan’t to switch for any reason. Otherwise I would recommend to go for an original ELSA board. That’s easier and saver.

    Glasses from other manufacturers:

    What the ELSA boards and drivers deliver is pure full-frame, full-resolution page-flipping, also known as field-sequential format. There are many shutterglasses on the market which are just checking the vertical sync signal on the VGA-output to synchronize the glasses.

    ELSA-compatible systems:

  • VR-Joy
  • i-Art VirtualEyes
  • Tetratel EyeFX
  • Another I’s
  • NuVision 60GX-NSR
  • CyberStuff Cyber3DVisor (!?)
  • 3DTV stereo driver model-3000 (among other 3DTV models)
  • APEC VR97
  • ASUS-glasses (?)
  • homebrew VGA-PT or SD

    ELSA-incompatible systems:

  • H3D (color code missing)
  • eyeSCREAM (color code missing)
  • VRSurfer (requires a VGA-signal with interlace-timing. I checked it — No go!)
  • all parallel and serial port systems, e.g. 3D-SPEX, Cyberboy (port not triggered by ELSA drivers)
  • 3D-Max and other ISA-board systems (board not triggered by ELSA drivers)

    Does it make sense? Well the ELSA glasses are some of the best and also some of the cheapest on the market. If you don’t own any glasses yet they are the best choice for the ELSA drivers. If you’re looking for some king-of-compatibility glasses which also serve other purposes than D3D-gaming you may choose something like the NuVision 60GX-NSR, VR-Joy or EyeFX as a derivate. The resulting quality of synchronization varies. If the sync isn’t good you may see dark borders on the top or bottom of the screen. The Revelator itself surprisingly doesn’t shine in this diszipline. The 60GX works flawlessly with the ELSA board here.

    Since the ELSA drivers deliver field-sequential stereo-format at any refresh rate it should be possible to use a compliant HMD with them.
    This would require a HMD which accepts field-sequential stereo on the VGA-input. By far the most HMD don’t have that option. Most consumer HMDs accept field-sequential stereo on the Video-input only. Professional HMD on the other side usually require two seperate synchronized VGA-signals. (BTW the new Matrox G400 with it’s two outputs comes to mind here, but there are no stereo drivers and — usually — the two outputs of the Matrox are not synchronized. In fact Matrox is proud about the fact that they’re NOT synchronized!)

    One HMD which may work with the ELSA-boards and drivers in stereoscopic 3D is the Sony Glasstron LDI-D100BE. The second hottest candidate for ELSA-compatibility is the new VFX-3D, but I’m really not shure yet.

    Since so many HMDs accept field-sequential stereo on the composite-video or the S-video input the second best idea would be to connect them to the TV-out of an ELSA board. Well I experimented a bit with the Erazor III to get the stereo-information out of the TV-output undamaged. I failed, but I used a very early board-version and driver, which was different from the retail-version. I also didn’t invest too many time in this. There is still hope, but I wouldn’t count on it. BTW I find the thought of connecting an expensive HMD and a high-quality VGA-board via a sucking PAL/NTSC compliant video-connection distgusting! It hurts image quality.


    The H3D-Activator — a great tool — but not much help for the ELSA-drivers

    Does it work? — Basically the answer is NO!

    If you own some H3D/Wicked3D glasses you may wonder if they’ll work on the ELSA boards using Ghazalis H3D-Activator.
    Well they’ll work using the Activator in Page-Flipping mode, but there are several problems:

    — there must be no change in graphics mode after using the Activator or the glasses will drop out of
    stereo-mode; many games use different modes for menues and game, so there’s a big problem
    — if there’s only one tiny slipup in the page-flipping the glasses may show a reversed picture; this really can
    happen, in this case you should hit the ELSA-stereo on/off hotkey until you catch the right side again
    — the original ELSA-Revelator glasses work under way higher resolutions and refresh rates. I tried to put the
    H3D/Wicked3D into page-flipping mode under 1024*768@hi-color@100 Hz — no use.
    — what we need would be a stay-resident hot-key controlled version of the H3D-Activator which can be started from within the game

    Here’s my recommendation: If you’re interested in the ELSA boards or already own one, get the original
    wireless Revelator IR glasses. The Revelator glasses will listen to the H3D-IR-emitter and vice versa. So you
    have the best of both worlds controller-and-driver-wise and you and a friend can always use the two glasses
    simultaniously.

    BTW the controller/emitter of the Revelator won’t work on current Wicked3D boards and drivers, since it lacks
    the required sync-doubler circuitry!

    Special thanks to ELSA for their support

    Стерео очки ELSA 3D Revelator

    Вступление


    C чем обычно ассоциируются cтерео очки? У старших поколений с красно-синими картонками единственного московского стерео-кинотеатра. Сейчас только седовласые старцы могут припомнить такой мироуклад, а нынешнее «поколение пепси» единогласно выбрало футуристический дизайн, современных хитроумных стереоустройств. Мне приходилось тестировать и некоторые виртуальные шлемы, типа знаменитого дохленького VFX1, но действительно нормальное стерео изображение чувствуется только на стерео очках, и до сих пор вспоминаю свои впечатления от Wicked-овских очков Кости Мартыненко. Представьте себе — надел их, настроил, решил прогнать тест. Вижу летит в мониторе какое-то трехмерное слово, ну совсем немного обьемное, первое впечатление — слабенько. А оно летит себе и летит. И вдруг вылетает из монитора прямо в лицо и разве что не щелкает по носу. Все, приехали. Пора в кащенко ложиться.

    Читать еще:  AMD сделала технологию трассировки лучей Radeon Rays 4.0 открытой

    Требования и оборудование

    Очки от ELSA меня поразили — цена всего $49. Или я совсем отстал от жизни, но такая цена за довольно приятную вещь не слишком высока. Установка очков проходит буквально за пару секунд и в результате ставится панель настроек, с довольно интуитивным управлением всеми параметрами.

    Системные требования очков не так высоки для дня сегодняшнего, нужен всего лишь процессор класса P2 или выше, карта ELSA Victory II, Winner II, Erazor II или Erazor III (то есть карта только от Elsa), кроме того желателен монитор с разверткой не ниже 100Hz, но современные 15″ мониторы без проблем могут это себе позволить, по крайней мере в 640×480. Если ваш монитор этого не умеет, лучше потратьте деньги на приобретение другого, глаза живее будут.

    Очки тестировались в системе с Celeron 300A, стоящем в материнской плате Abit BH6 (440BX) звуковой картой Diamond Sonic Impact S90, картой Elsa Erazor II (TNT) и 19″ монитором Optiquest (ViewSonic). В качестве софта использовался Windows98 Second Edition (ничего принципиального)

    Работа очков с эмуляторами

    Было очень интересно оценить работу стерео очков с эмуляторами UltraHLE и Bleem.

    UltraHLE это эмулятор Nintendo64 работающий через Glide, для теста в нем надо было использовать Glide wrapper. Я пользовался XGL200 v0.04, который переводит Glide функции в D3D.

    В Zelda64, все выглядело здорово, теперь можно играть в реально трехмерную зельду. С Mario64 тоже не возникло никаких проблем. С очками стало гораздо легче целится при прыжках. Очень жаль что нет версии Golden Eye для PC, с эффектами в этой игре все просто чудесно. То, как пролетают пули мимо вашей головы в полном 3D сделано ужасно весело.

    Кроме этих популярных тайтлов я протестировал Superman, StarFox64, Star Soldier, Crusin USA, WaveRacer64 и Doom. Все игры прекрасно шли и неплохо смотрелись.

    Для тестов в Bleem я пользовался самой свежей бета версией. Тут все было не так радужно. Mortal Kombat 4 выглядел ужасно, он настолько псевдо трехмерный, что играть невозможно. Tekken 3 шел неплохо. D3D эффекты в очках смотрелись здорово. Gran Turismo доставил море удовольствия. Очки добавили глубины и стало похоже на реальное вождение.

    Еще я планирую посмотреть Nemu64, это другой эмулятор N64. На нем я хотел бы поиграть в Mario64, MarioKart, StarFox, Chopper Attack, Clay fighter, и Duke Nukem. Очки могут также быть полезными в дальнейшем, если кто-то поддержит стерео режим в Master System или Virtual Boy.

    Как обстояло дело с играми на PC.

    Мерцание — этот эффект вы будете наблюдать, если ваш монитор не будет поспевать за очками. Если это будет случаться слишком часто, то может испортить все впечатление от игр. Происходит это потому, что очки пропускают несколько кадров из за рассинхронизации с монитором.

    Jedi Knight — в этой игре вы сможете реально почувствовать себя во вселенной звездных войн. Мерцание не наблюдалось.

    Half-Life — попробуйте поиграть, когда вы увидите летящую в вас гранату и гильзы, вылетающие из оружия, станет действительно сложно вернуться к обычному режиму.

    Rainbow Six & Eagle Watch — Вау! Эти игры в полном 3D выглядят раз в 10 лучше. Прекрасно работало на 100Hz без всякого мерцания. Eagle Watch иногда мерцал.

    Thief — Архитетектура в этой игре с очками начинает выглядит потрясающе. На 100Hz игра мерцала, на 120 все проблемы отпали.

    Aliend versus Predator — эта игра создана для 3D очков.

    • Predator — руки хищника теперь полностью трехмерные. Убивать людишек стало еще приятнее. Были некоторые проблемы с прицеливанием, но покопавшись в настройках я это решил.
    • Alien — теперь все стало другим. Играть за чужих с очками здорово, и даже помогает ориентироваться в уровне.
    • Marine — если у вас проблемы с сердцем, лучше и не пробуйте. Играть за пехоту в темной комнате в очках с наушниками противопоказано. Я перестал играть за пехотинца, пока не узнал пароль бессмертия.

    На 100hz не было никакого мерцания.

    Star Wars Episode One: Racer — Вы желаете знать что такое 700Км/ч? Теперь у вас есть шанс. На 100Hz никаких проблем не наблюдалось.

    Какие еще игры я буду тестировать?

    • Rougue Spear
    • Team Fortress II
    • Half Life и его дополнения
    • Thief II
    • Другие игры на движке Unreal
    • Другие игры для Direct 3d использующие Z buffer.

    SciTech GLDirect 1.01

    Эта программа заставляет OpenGL игры использовать Direct3D. Игры типа Quake II, Hexen II и многие другие приложения работают быстро только c родным OpenGL. Утилита позволяет играть в эти игры с максимальной скоростью, даже если ваш акселератор не поддерживает OpenGL. Скачать можно с сайта производителя.

    Quake3 тоже работает без проблем на 100Hz. GLDirect не снизил скорость игры и проблем с графикой тоже не было. Довольно сложно описать впечатление от ракеты, летящей в нос.

    Выводы:

    Хорошее:

    Использование очков в играх практически их не замедляет
    Очки легкие и приятно сделанные
    Работают на всех чипах от TNT до Savage4 (только на картах ELSA)
    Не очень дороги
    Работают почти со всеми D3D играми
    Работают с OpenGL играми с помощью SciTech GLDirect 1.01

    Плохое:

    Практически не поддерживают симуляторы, потому что они редко пользуются Z-Buffer.
    Работают только на картах ELSA
    Требуют качественный монитор

    Портятся ли глаза?

    У меня ни разу не заболели глаза или голова, хотя я игрался по 3-5 часов не отрываясь.

    ВИДЕОКАРТЫ

    Очки nVidia GeForce 3D Vision: игры в стерео

    Введение

    Когда вы читаете обзор последней видеокарты AMD или центрального процессора Intel, то наверняка на первом месте для вас стоит производительность. По этой же причине мы проводим немалое количество тестов в каждом случае. Они дают вам представление о производительности, после чего вы оцениваете цену, доступность и конкурентов, а затем приходите к решению: стоит покупать или нет?

    Впрочем, оценка других продуктов выполняется намного более субъективно. Мыши, клавиатуры, пульты ДУ — для многих подобных устройств на первом месте стоят внешний вид, эргономика, интерфейс и лёгкость настройки. По таким устройствам сложнее вынести какое-либо объективное заключение, поскольку в ваших руках мышь может лежать намного лучше, чем у нашего автора. Примерно такая же проблема возникла и у нас при обзоре новых очков nVidia GeForce 3D Vision, мнение о которых было совершенно разным, в зависимости от того, кто их надевал.

    nVidia: назад в будущее

    Если вы уже давно интересуетесь данной темой, то наверняка помните очки Elsa 3D Revelator, выпущенные в 1999 году. Очки поставлялись вместе с картами Elsa Erazor, работали в играх DirectX и требовали минимальной частоты развёртки монитора 100 Гц. Вполне понятно, что очки могли работать только с ЭЛТ-мониторами. После того, как мир начал переходить на ЖК-мониторы с частотой обновления 60 Гц, технология Elsa просто не стала работать — частота обновления слишком низка, чтобы можно было играть без мерцания.

    Конечно, если 3D-очки по своей природе выглядят весьма привлекательно — и действительно впечатляют в некоторых играх — недостатки тоже есть. Начнём с того, что видеокарты nVidia TNT2 того времени получали существенное падение производительности вместе с очками. Максимум, что можно тогда было желать — разрешения 800×600. Кроме того, приходилось конфигурировать множество настроек в драйвере, в зависимости от игры, в которую вы собирались играть. Наконец, со временем глаза утомлялись. Мы настолько привыкли играть в 3D-игры на 2D-панели, что к добавлению объёма нужно было привыкнуть. В любом случае, поскольку очки Revelator входили в комплект поставки, никому хуже от их наличия не становилось.

    Сегодня технологии ЖК-панелей продвинулись вперёд достаточно сильно, чтобы принцип работы 3D-очков вновь стал актуальным. И через 10 лет nVidia собралась продемонстрировать нам новые очки GeForce 3D Vision, которые были впервые показаны на конференции NVISION осенью 2008 года. И сегодня эти очки должны появиться в розничной продаже.

    Попробовав новые очки nVidia на протяжении нескольких дней, я могу уверенно сказать, что они могут фундаментально изменить восприятие 3D. Однако на данный момент мы не можем утверждать, что технология полностью готова. Ниже вы узнаете о нашем опыте с очками 3D Vision, а также о том, что может ожидать от них обычный геймер.

    Стереоскопическая технология

    Как можно догадаться по названию, система отображения в стерео должна выдавать две картинки: одну для правого глаза, другую — для левого. Вместе обе картинки создают впечатление глубины и объёма. Конечно, существует несколько способов создания стереоскопических изображений, два из которых построены на основе использования активных или пассивных очков.

    В пассивной конфигурации используются очки с поляризационными фильтрами, благодаря чему картинка для левого и правого глаза попадает только в соответствующий глаз. Поскольку такие очки не содержат электронику, то обходятся они намного дешевле. Такие очки, например, используются для просмотра объёмных фильмов в кинотеатре.

    Активная система, напротив, использует встроенную в очки электронику, которая попеременно закрывает ЖК-затворы для правого или левого глаза, что создаёт такой же эффект. Конечно, такие очки более сложные (поэтому и дорогие), но активная система обеспечивает более высокое разрешение на глаз и более широкий угол обзора, чем у пассивных очков (по информации nVidia). Подобно очкам Elsa Revelator, которые мы смогли попробовать 10 лет назад, комплект nVidia GeForce 3D Vision тоже относится к активному типу.

    Комплект GeForce 3D Vision

    Рекомендованная цена составляет $199, что заметно отличается от комплекта TNT2, который продавался десять лет назад. В комплект входят беспроводные очки, инфракрасный передатчик, который отвечает за связь с очками, переходник DVI-HDMI, через который подключаются DLP HDTV, пара кабелей USB для подключения передатчика и зарядки самих очков, трёхконтактный стереокабель VESA для синхронизации с DLP, защитный чехол и пара накладок на нос, которые отличаются друг от друга по прилеганию.

    Сами по себе очки вряд ли можно назвать стильными, но и смешными тоже. Что более важно, очки лёгкие и удобные, несмотря на содержащуюся внутри электронику. Концы дужек покрыты резиной, чтобы очки сидели плотнее, а если штатная накладка на нос не подойдёт, в комплект поставки входят ещё две. Чтобы включить очки, достаточно нажать небольшую клавишу на оправе. После 10 минут бездействия очки автоматически отключаются. На полную зарядку встроенного аккумулятора уходит три часа, но этого заряда хватает на 40 часов непрерывной работы. Мы не смогли выполнить тестирование столь долгое время, но после тестов семи игр очки показывали полный заряд, так что со временем автономной работы проблем не возникнет.

    Связь с очками осуществляется ИК-передатчиком в комплекте поставки, у которого заявлена дальность 20 футов (около 6 метров), при этом поддерживается сколько угодно очков по количеству. На передней панели передатчика расположена простая клавиша включения/выключения. А сзади находится USB-порт, к которому передатчик подключается к ПК, индикатор мощности, порт для кабеля VESA (если вы используете очки с DLP HDTV), а также колёсико для регулировки глубины (разделения глаз). По умолчанию настройка глубины составляет 15%, но, как мы обнаружили, в некоторых играх регулировка глубины вверх или вниз (обычно вниз) улучшает визуальное восприятие.

    Комплект поставки полный. USB-кабели служат для подключения ИК-передатчика и для зарядки очков в перерывах между использованием. Переходник DVI и кабель VESA необходимы, только если вы подключаете DLP TV. И чехол для защиты очков тоже удобен — очки всё же стеклянные, поэтому их можно ненароком поцарапать.

    Стереоочки ELSA 3D Revelator в вопросах и ответах

    С момента появления на нашем рынке стереоочков ELSA 3D Revelator их популярность среди пользователей неуклонно растет. Вместе с этим растет и количество вопросов, которые всегда возникают при знакомстве с новой технологией. На прошедшей в Минске выставке Tibo’2001 был отмечен большой интерес к данному продукту. Вместе с этим посыпались и вопросы, как самые общие, так и технические. Цель данной статьи осветить часть вопросов, которые возникают при использовании комплекта 3D Revelator.

    Что это такое?
    Как вы уже поняли из названия, продукт немецкой компании ELSA 3D Revelator является как стереоочками 3D. Их единственная функция — создавать эффект стереоизображения в трехмерных играх и профессиональных 3D приложениях. Со стереоизображением знаком, пожалуй, каждый, и если не на практике, то хотя бы теоретически знает, как это устроено.
    Для «обиженных» судьбою, коим не посчастливилось воочию ощутить все прелести объемного видения, можно посоветовать сходить на стереосеанс в кинотеатр «Мир» (правда, стереофильмы там, в большинстве, остались детские), т.к. на словах описать всю прелесть стереоизображения довольно трудно. В теории — стереоэффект позволяет при взгляде на плоскую поверхность изображения почувствовать глубину трехмерной сцены.
    А теперь представьте, что такой же эффект можно получить, играя в трехмерные игры, просматривая стереослайды и даже стереофильмы — и все это у вас дома (и в кино ходить не надо). Отдельные стереослайды можно получить, делая скриншоты во время игры. В драйверах очков для этого предусмотрена отдельная горячая клавиша. Просматривать полученные изображения можно в прилагающейся к комплекту программе. Она по умолчанию находится в C:WINDOWSELSAUTILSTEREO3D. В ней же можно просматривать слайды, сделанные, например, в 3DStu-dio MAX.
    В комплект ELSA 3D Revelator входят сами стереоочки, драйвер и переходник, чтобы подключить их к вашему компьютеру. Очки выпускаются в двух версиях — кабельные и инфракрасные.

    Читать еще:  Computex 2019: Seasonic представила безвентиляторный блок питания на 700 Вт и не только

    Как они работают?
    Ощутить стереоэффект можно при условии, когда каждый глаз, независимо, видит свое, немного отличное изображение. Чтобы получить их при игре в трехмерные игры в стереорежиме, драйвер видеоадаптера, вместо одной виртуальной камеры, выставляет две немного разнесенных по горизонтали.
    Следовательно, надо сделать так, чтобы наш правый глаз видел только то, что «снимает» правая виртуальная камера, а левый — соответственно получал только картинку от левой камеры.
    Задача осложняется тем, что обе картинки выводятся на один и тот же экран, и изображение начинает казаться раздвоенным и размытым. На самом деле оба изображения выводятся попеременно. Но смена кадров происходит очень быстро и равняется частоте обновления экрана.
    Получается, что если при разрешении 800х600 точек у нас выставлен параметр 100 Гц, то за один такт обновления монитора будет выведена картинка, например, от правой камеры, а на последующий такт — уже от левой — и так со скоростью 100 кадров в секунду. Естественно, что заметить смену кадров при такой скорости невозможно.
    Далее в дело вступают стереоочки. Основной элемент в них — это две жидкокристаллических шторки. Именно через них придется смотреть на монитор, чтобы увидеть стереоизображение. Весь фокус заключается в том, что ЖК шторки могут становиться непрозрачными, и делать это им приходится очень быстро — синхронно частоте обновления экрана.
    Получается, что когда на экран выводится изображение от правой камеры, предназначенное только для правого глаза, левая шторка затемняется, и когда на мониторе появится картинка от левой камеры — опять станет прозрачной. Но при этом правая шторка будет уже скрывать новую картинку от правого глаза. В то же время скорость этого процесса синхронна частоте обновления монитора, т.е. за одну секунду каждая шторка успевает мигнуть минимум 50 раз. Другими словами, шторки в очках попеременно то открываются, то закрываются, позволяя каждому глазу видеть только предназначенное для него изображение.
    Итого: качественное стереоизображение без потери резолюции или в цветопередаче.

    Как они подключаются к компьютеру?
    Cnthtjjxrb 3D можно подключить практически к любому компьютеру. Такая универсальность достигается следующим образом. К VGA разъему вашего графического адаптера (куда обычно подключается монитор) подсоединяют специальный переходник, который идет в комплекте со стереоочками.
    В оставшиеся два свободных разъема подключаются очки и, естественно, монитор. Таким образом, дополнительных разъемов или периферийных карт не требуется. Получается, что очки подключены параллельно монитору.

    Можно ли подключить несколько очков сразу?
    Можно и довольно просто. Что касается инфракрасной версии, то тут вообще нет никаких сложностей. Надо просто подключить один ИК датчик из любого комплекта. Далее разместить в зоне прямой видимости датчика столько стереоочков, сколько вам заблагорассудится.
    Вот и все, теперь целая толпа ваших друзей может лицезреть, как вы гоняете до безобразия объемных монстров. С кабельным вариантом получается немного сложнее. Здесь, чтобы подключить несколько пар очков, надо последовательно, друг в друга, соединить несколько переходников. Т.е. в свободный разъем переходника, вместо монитора, подключают еще один переходник — и так до 8 раз.

    Они работают только с ЭЛЬЗА?
    Стереоочки ELSA 3D Revelator совместимы практически со всеми видеокартами, не только с картами ELSA. Тесты проводились на адаптерах WINNER II, Victory II, Diamond Viper 550, Diamond Viper 770, Erazor II, Creative LGB TNT, TNT 2, TNT2 Ultra. Мы также сами проверили эти очки на видеокартах практически всех производителей (включая «NO NAME»).

    Они вредны для зрения и глаз?
    По сути, для глаз вредно все, что излучает радиацию или электромагнитное излучение, и не только для них. Вредно смотреть телевизор и вредно часами просиживать у монитора. Поэтому при покупке последнего следует должное внимание уделить проблеме его безопасности. Очки ничего не излучают. Они просто являются своеобразным фильтром между вашими глазами и монитором.
    Поэтому все зависит от вашего монитора, если вы найдете на нем подтверждение соответствия стандарту TCO 99, то можно не опасаться за сохранность зрения. Со стороны производителя гарантией безопасности является гигиенический сертификат, который можно найти в каждой коробочке ELSA 3D Revelator.

    С какими играми они идут?
    Стереоочки 3D Revelator работают практически со всеми играми, поддерживающими Direct3D. Игры под OpenGL тоже можно запустить в стереорежиме, но для этого понадобится специальная утилита SciTech GLDirect 1.01. Ее функции сводятся к переводу инструкций OpenGL в коды Direct3D.

    Можно ли в них играть в Quake 3?
    Quake 3 — это OpenGL, а значит, что просто так он не пойдет. Придется скачать из Интернета программку SciTech GLDirect, и только после этого Quake станет объемным.

    Нужны ли для них специфические драйверы?
    Стереоизображение — это стандартная функция Direct3D. Драйверы, входящие в комплект 3D Revelator, просто активируют ее и позволяют настроить ряд специфических параметров.

    Сколько стоит эта радость?
    Данная радость (стереоочки конечно же) стоят 55 у.е. кабельная версия, а инфракрасная обойдется чуть дороже — всего за 75 у.е. Это все в полном комплекте со специальным переходником для очков и вашего монитора, а также с драйвером установки.

    Не тормозят ли они игрушки?
    Так как ускорителю придется просчитывать сразу две виртуальные камеры, то падение производительности будет наблюдаться в любом случае.
    Однако, поскольку обрабатываться будет только одна сцена, просто с немного разных точек, то fps упадет не более чем в 1,5 раза, а при наличии аппаратного T&L торможение составит около 15%.
    Зная запросы современных игр, не трудно предположить, что в некоторые моменты скорость игры может упасть ниже предельно допустимых 25 fps. Тогда режим стерео можно быстро отключить горячей клавишей, и активировать его снова, как только критический момент будет пройден.

    Какой для этого нужен монитор?
    Для игры со стереоочками подойдет любой монитор, который в разрешении 640х480 может поддерживать частоту обновления экрана равную 100 герц.
    Это необходимый минимум (доступный практически для всех, даже не самых новых, мониторов), а дальше — чем больше, тем лучше. Более полное удовлетворение от стереоэффекта можно получить на мониторах с большой диагональю (от 17″ и выше).

    Почему при игре в стереорежиме заметно мерцание?
    Причин может быть несколько. Самая распространенная — частота обновления экрана выставлена слишком маленькая. Надо позаботиться о том, чтобы в том разрешении, в котором вы играете, частота мерцания экрана была минимум 100 герц.
    Тогда на каждый глаз придется по 50 герц. Этого достаточно, чтобы не замечать мерцание шторок очков. На самом деле, более-менее комфортно играть можно и при 85 герцах. Сильное мерцание будет заметно, если драйвер видеокарты не настроен и по умолчанию дает 60 герц.
    Вторая причина — слишком высокий уровень естественного освещения. Так что придется убрать компьютер от окна в дальний угол — так и глазам будет лучше, и монитор не пожелтеет.

    Можно ли смотреть стереофильмы?
    Стереофильмы для домашнего видео появились довольно давно, и, естественно, их цифровые братья в формате VideoCD или DVD присутствуют в достаточном количестве. Правда, в наших краях достать их довольно трудно, но можно.

    Чем отличаются беспроводные очки от инфракрасной версии?
    Кабельная версия «привязана» к компьютеру тонким проводом. ИК версия дает больший простор движениям.
    Всю информацию она получает от компьютера через ИК датчик (идет в комплекте с очками), а питание — от двух меленьких батареек.

    3D Revelator — откровенный объем

    Начать придется с почти цитаты себя же годичной давности — будущее компьтерной графики — за объемным изображением. Сколько бы тысяч полигонов не добавляли моделям и какими бы многомегабайтными текстурами их не штукатурили, но реалистичности виртуального мира без ощущения объема все равно не добиться. Так что за прогрессом в этой области я стараюсь следить. К сожалению, автостереоскопические системы (то есть дисплеи, не требующие дополнительного оборудования для получения объемного изображения) в силу своих заоблачных цен и экзотичности до нас вряд ли доберутся. Так что опять приходится ограничиваться классическим вариантом — стереоочками. На этот раз речь пойдет об очках 3D Revelator производства немецкой комании ELSA.

    Вкратце напомню принцип действия стереоочков (в английском варианте — shutterglasses). Среднестатистический человек имеет два глаза, причем глаза эти разнесены в пространстве и поэтому видят предметы под разным углом (чем дальше объект, тем более похожей получается картинка для каждого глаза). Сопоставляя различия в увиденных каждым глазом картинках, мозг оценивает расстояние до предмета, и таким образом мы получаем представление об объеме. Чтобы получить иллюзию объема от плоского изображения (с бумаги или монитора), надо создать стереопару, т. е. пару картинок, одна из которых соответствует левому глазу, а другая — правому. Основная сложность — разделить пару так, чтобы каждый глаз видел только свою картинку. В стереоочках это делается следующим образом: на монитор выводятся попеременно картинки для левого и правого глаза. «Стекла» очков сделаны из жидких кристаллов, которые могут быстро переключаться между прозрачным и непрозрачным состоянием. Переключение синхронизируется от сигнала кадровой развертки монитора, так что когда выводится картинка для правого глаза, то левый затемнен, и наоборот. Переходим к практике.

    Сейчас в Минске реально можно купить два конкурирующих устройства из этой области: либо 3D Revelator, либо VR-100 от Asustek. Последние обычно поставляются в составе Deluxe-версий «навороченных» видеокарт от ASUS, хотя есть отдельный вариант, предназначенный для самостоятельной установки. Revelator в этом смысле приятно отличается от VR-100 тем, что изначально является самостоятельным устройством и может работать со многими видеокартами. Поддержка очков осуществляется через драйвер видеокарты, причем драйверы придется ставить именно от ELSA. Соответственно, поддерживаются только видеокарты на чипах nVidia, но зато любые: от TNT до GeForce 2 GTS. Основной рабочий API — Direct3D. OpenGL тоже поддерживается, но работает не всегда. Подключаются очки при помощи кабеля-разветвителя, который вешается между выходом видеокарты и монитора. На ответвляющемся кабеле расположен разъем (VESA DIN 3), к которому и подключаются очки или инфракрасный передатчик (есть ИК-вариант очков, работающий от батареек). Сами очки легкие и довольно удобные: можно регулировать длину дужек и они хорошо ложатся поверх обычных очков. Размер жидкокристаллических линз 29.5х23 мм — это несколько меньше, чем у VR-100, но линзы правильно расположены относительно глаз, так что поле зрения перекрывается полностью. Что касается системных требований, то, помимо видеокарты на чипе nVidia, вам потребуется еще качественный монитор, на котором можно установить рефреш 100 Герц (или больше) в рабочем разрешении. Такой рефреш нужен потому, что реально на каждый глаз приходится только половина частоты (картинки ведь две), и если эта половина меньше 50 Герц, то начинаешь замечать мерцание экрана (кстати, людям, склонным к эпилепсии, пользоваться очками сугубо не рекомендуется). Кстати, по сравнению с VR-100, который несколько заваливал всю картинку в сторону желтого цвета, у Revelator с цветопередачей лучше.

    Теперь о реальных тестах: очки были проверены с картами ASUS V3400 (TNT), ASUS V7100 (GeForce 2 MX). На первой они работать отказались — старые Asustek’овские платы не выдают на выходе сигнала, который перерабатывается переходником в питание, так что придется добавлять питание самостоятельно по схеме с www.stereo3d.com. Зато на V7100 и остальных все работало как часы. Под D3D были проверены следующие игры: Аллоды 3, Homeworld, DeusEx, несколько разных Need for Speed, Heavy Metal F.A.K.K. 2 и еще несколько. Впечатления самые положительные: мерцания не заметно, стереоэффект четкий и при помощи драйверов его можно настроить на свой вкус (настроек стереорежима для этого вполне хватает). В общем, ощущение объема налицо. Хотя без минусов тоже дело не обошлось, принципиальная издержка данной технологии — фантомные изображения по бокам ярких объектов (так называемый ghosting) — никуда не делась. Связана она с инерционностью всей системы, в результате чего остаточное изображение кадра, сгенерированного для одного глаза, накладывается на кадр для другого. Можно уменьшить этот «дефект» за счет настроек, но полностью от него избавиться нельзя. Ну а более подробную информацию вы найдете по адресам www.elsa.shop.by и www.stereo3d.com.

    Стереоочки 3D Revelator были предоставлены для тестирования фирмой «Пакодан»

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector