1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вернер Сименс — изобретатель, мыслитель

Пять значительных достижений основателя фирмы Siemens Эрнста Вернера фон Сименса

Пять значительных достижений основателя фирмы Siemens Эрнста Вернера фон Сименса

В 29 лет Сименс стал одним из наиболее заметных молодых учёных в недавно образованном Физическом обществе. Он избрал для себя поприще телеграфии. Через два года, в 1847, Вернер вместе с механиком Гальске основал телеграфно-строительную фирму Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske. Вирма занималась широким кругом работ в области точной механики и оптики, а также электротелеграфии. Первым значительным достижением Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske стало строительство первой в Германии телеграфной линии Берлин — Франкфурт-на-Майне. Для одного из участков воздушной линии был использован подземный кабель с гуттаперчевой изоляцией, наложенной с помощью изобретенного Сименсом пресса. Во время строительства именно Вернер предложил затягивать кабель в свинцовые трубы.

Во второй половине 1860-х годов Сименс начал работу в области сильноточной электротехники. Здесь самым значительным его достижением стало создание совершенной конструкции генератора постоянного тока с самовозбуждением, которую долгое время называли динамо-машиной. Это было в 1867 году. Сименс также предложил ртутную единицу сопротивления, впоследствии преобразованную в ом, а единице электрической проводимости было присвоено наименование «сименс». Надо сказать, что динамо-машина Сименса произвела настоящую революцию в горном деле. Благодаря этому изобретению появились электроотбойный молоток, шахтный электровентилятор, электротранспортёр и, главное, электрическая рудничная дорога. Кстати, еще одной заслугой Сименса в области электротехники является то, что даже сам термин «элетротехника» ввел Сименс. Он употребил его в 1879 году в письме к Генриху фон Стефану, Генеральному Почтмейстеру Германии. До этого говорили «прикладная теория электричества».

В начале 1870-х годов кормпания Siemens&Halske построила кабельное судно «Фарадей». Оно было оснащено усовершенствованной кабелеукладочной машиной. Через четыре года «Фарадей» проложил трансатлантический телеграфный кабель, напрямую связавший Ирландию и США — это 5700 километров. За 10 лет это судно проложило шесть трансатлантических кабелей.

В 1879 г. фирма S&H представила первую электрическую железную дорогу. Это произошло на берлинской промышленной выставке. Через год, уже на выставке в Мангейме, компания показала первый в мире электролифт. Еще через год, в 1881, она построила первую линию электрического трамвая на окраине Берлина. Эксплуатация безрельсового транспорта началась в 1882 году.

Также можно отметить заслуги Вернера Сименса в области благотворительности. Он был известен как меценат в области науки и культуры. Сименс пожертвовал 500 тысяч марок на создание Берлинской национальной физико-технической лаборатории. Кроме того, благодаря усилиям и денежной поддержке Сименса в Шарлоттенбурге открылся Физико-технический институт.

Еще больше материалов по теме: « Интересные факты »

p_i_f

ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Вернер Сименс появился в нужное время и в нужном месте. В середине ХIХ века Германия из аграрной, раздробленной страны стала превращаться в единую, блестяще оснащенную технически промышленную державу. И Вернер Сименс своими изобретениями не только поспособствовал такому преображению Германии, но и без устали пропагандировал науку и технику. Особенностью Cименса как изобретателя было то, что он сразу же пытался довести свои изобретения до их коммерческого использования.

Путь до Берлина

Вернер фон Сименс родился 13 декабря 1816 года в деревушке Ленте, что в Нижней Саксонии. Отец будущего изобретателя, Кристиан Фердинанд, не имел никакого отношения к технике — он с переменным успехом занимался, сельским хозяйством.
Во времена юности Вернера в Германии существовал, пожалуй, один верный способ получить «билет» в обеспеченное будущее, а именно — стать офицером знаменитой прусской армии. Именно по этой причине отец посоветовал Вернеру стать военным. Молодой Сименс послушал отца, и так началась его военная служба в инженерно-артиллерийской школе в Берлине. Однако для этого 17-летнему юноше пришлось преодолеть долгий путь, ведь дорогу до Берлина он преодолел пешком.
Однако сходу поступить в королевскую гвардейскую артиллерию Сименсу не удалось. Впрочем, молодому человеку посоветовали попробовать свои силы в артиллерийской бригаде в Магдебурге, куда его в итоге и приняли.
Однако Вернеру повезло, его на три года командировали в Берлин для получения технического образования. В объединенной инженерно-артиллерийской школе он изучал не только баллистику, но также химию, математику и физику.
В Берлине Сименс впервые в жизни попал в «царство» техники. Оптический телеграф, литейные мастерские, паровые машины, химические мастерские, газовые фонари — все это и многое другое завораживало юношу и одновременно пробуждало интерес к овладению науками.
Однако в 1839-1840 годах один за другим умирают родители Сименса. Вернер был старшим в многодетной семье, потому на его плечи легла обязанность позаботиться о своих девяти младших братьях и сестрах. В будущем эта забота окупится с лихвой — братья Вильгельм и Карл станут надежными помощниками Вернера.
Но пока он являлся только младшим офицером, потому в полной мере помочь семье не мог. По этой причине Вернер решает одновременно со службой получать доход с изобретательства.

Электролиз и стрелочный телеграф

Сименс начал свою карьеру изобретателя с разработки метода гальванического покрытия металлов золотом и серебром. Он получил за это изобретение первый в своей жизни патент и, что более важно, спас многие человеческие жизни.
Здесь стоит напомнить, что золочение железа или бронзы было крайне вредным для человеческого здоровья занятием. Типичная в то время технология золочения выглядела следующим образом. Золото растворяли в ртути и получали золотую амальгаму. После покрытия этой амальгамой железа, ее нагревали, чтобы испарилась ртуть. Именно ядовитые пары ртути и приводили к летальным исходам среди рабочих. Например, при золочении куполов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в 1838-1841 годах от отравления парами ртути погибло 60 рабочих.
Метод Сименса, датируемый 1842 годом, заключался в электролизе — совокупности процессов электрохимического окисления-восстановления на погруженных в электролит электродах при прохождении через него электрического тока. Любопытно, что ряд опытов Сименс поставил в магдебургской тюрьме, куда он попал за участие в дуэли в качестве секунданта. Проводить опыты ему позволили ввиду офицерского чина.
И вот здесь на сцену впервые выходит брат Сименса — Вильгельм. Он едет с патентом в Англию, где продает изобретение старшего брата за 1500 английских фунтов стерлингов. Причем, Туманный Альбион так впечатлил Вильгельма, что он в 1844 году навсегда переселяется туда; позднее он станет называться Вильям, на английский манер.
Нельзя не упомянуть, что в 1838 году электролиз начал успешно применять российский ученый Борис Семенович Якоби. Этот метод получил название гальванопластики.
Чтобы овладеть знаниями, Сименс ограничивает себя во всем, что не касается науки и техники. Вместо пирушек он посещает Политехническое общество, членом которого затем и становится. В 1845 году Вернер Сименс вступил также в «Физическое общество», в котором также числился будущий знаменитый физик, физиолог и психолог Герман Гельмгольц.
В 1847 году на заседании «Физического общества» была поднята тема оптического телеграфа, который уже не выдерживал никакой конкуренции с электрическим. Однако телеграф нового поколения также не был лишен недостатков. В частности, изоляция подземных кабелей была ненадежной, становясь легкой «добычей» грызунов. Провода наземные не имели защиты от атмосферного электричества и вешались на горлышках от пивных бутылок (как в случае с телеграфом Морзе, эксплуатировавшимся в США).
Сименсу пришла в голову замечательная идея усовершенствовать стрелочный телеграфный аппарат Уитстона-Кука. Применив в качестве прерывателя электрической цепи молоток Вагнера, он получил постоянное электроуправляемое синхронное вращение передающего и приемного механизмов.
И снова Сименса обогнал Якоби. Последний так описывал случай «плагиата»: «Я посетил моих давнишних друзей в Берлине. Одному из них показал эскиз моего нового аппарата, объяснил действие прибора и просил никому не рассказывать об этом до тех пор, пока сам издам его описание. В момент моего ухода вошел господин Сименс, который тогда носил еще форму прусского артиллерийского офицера и который, насколько мне известно, не занимался телеграфами. Мой рисунок оставался на столе. Я передаю лишь факт, не обвиняя никого в плагиате. Известно, что телеграф с синхронным движением составил славу и богатство г-на Сименса».
В России изобретению Якоби придали статус «военного секрета» и ходу не давали. Зато предприимчивый Сименс, внеся некоторые усовершенствования, смог начать собственное дело. Для этого он привлекает на свою сторону еще одного выдающегося человека — Иоганна Георга Гальске, родившегося в 1814 году в Гамбурге.

Рождение компании

Гальске имел собственную мастерскую, но стрелочный телеграфный аппарат Сименса настолько его вдохновил, что он, не задумываясь, организует с Сименсом «Организацию по строительству и развитию телеграфа Сименса и Гальске». Это знаменательное событие случилось 1 октября 1847 года.
Фирма Сименса-Гальске не ограничивалась изготовлением одних лишь телеграфных аппаратов. Был налажен также выпуск медицинских электроиндукторов и приборов электросигнализации. Главным методом работы фирмы стал выпуск одного вида продукции до той поры, пока его нельзя было сменить новым, усовершенствованным изделием.
Поскольку Сименс глядел на проблему телеграфа широко, то он разработал также устройства защиты от грозы, реле для передачи электрического тока на расстояния, фарфоровые изоляторы в виде колокольчиков, а также предложил покрывать подземные кабели свинцовой оболочкой.
Примерно в это время Сименс пишет брату Вильгельму такие строки: «Я почти решил связать свою карьеру с телеграфией, независимо от того, будет ли она совмещаться с военной службой. Телеграфия со временем станет отдельной важной отраслью техники, и я вижу свое призвание в том, чтобы выступить организатором в этой области, так как, по моему глубокому убеждению, она находится в самом начале своего развития».
Связи Сименса с военным руководством Германии принесли свои плоды, ему дается задание установить телеграфную линию между Берлином и Франкфуртом-на-Майне. Заказ бы выполнен, причем это была первая электрическая телеграфная линия в Европе!
Почти сразу же Сименсу поручается проложить телеграфные линии в сторону Кёльна, Гамбурга, Бреслау и Штеттина. Теперь компания Сименса-Гальске могла себе позволить привлекать к изготовлению телеграфных аппаратов другие конторы, в частности, фирмы доктора Крамера и С. Ф. Леферта.
В 1851 году фирма Сименса-Гальске поставила в Россию 75 телеграфных аппаратов, которые были установлены на телеграфной линии, связывавшей Москву и Санкт-Петербург. Представителем немецкой фирмы в Санкт-Петербурге стал еще один брат Вернера — Карл. Для него Россия стала второй родиной, как в свое время для Вильгельма — Англия.
В этот период времени Вернер Сименс буквально фонтанировал изобретениями. Он придумал и ввел в эксплуатацию многократное использование провода. Теперь, используя один провод, можно было телеграфировать из одного пункта в другой и обратно.
Независимо от Карла Фришена, Сименс внедрил усовершенствование, после которого телеграфные линии могли находиться под постоянным напряжением. Благодаря этому сообщения могли быть переданы в любое время. Любопытно, что Фришен особо не обиделся на Сименса и даже получил должность ведущего специалиста в фирме Сименса-Гальске.
В 1856 году Сименс изобрел двойной Т-образный якорь, который затем стал важнейшей частью динамо-машины.

Укрощение морских глубин

В 1851 году братья-англичане Бретт проложили между городами Дувр и Кале первый морской кабель, установив телеграфную связь между Лондоном и Парижем. Это событие подстегнуло Сименса и Гальске, которые в 1853 году проложили морской кабель в бухте Балтийского моря возле Санкт-Петербурга.
В 1862 году была построена подводная линия между испанской Картахеной и алжирским Ораном.
Затем, в 1872-м, началась укладка морского телеграфного кабеля между Рио-де-Жанейро и Монтевидео, которая успешно завершилась три года спустя.
А в 1874 году компанией C. Mitchell & Company Ltd. по заказу фирмы Siemens Brothers было построено специальное судно-кабелеукладчик «Фарадей», названное в честь великого английского ученого Майкла Фарадея. За годы службы судно проложило более 80 000 километров кабелей. «Фарадей» был разобран только в середине прошлого века.
Заслуги Вернера Сименса были высоко отмечены в 1860 году, когда Берлинский университет, отмечавший 50-летие со дня основания, присвоил своему соотечественнику звания почетного доктора философии.
Также необходимо упомянуть, что до 1884 года единицей измерения электрического сопротивления был «сименс». Потом ее переименовали и стали называть «ом». А сегодня «сименс»- это единица электрической проводимости (т.е. величина, обратная сопротивлению).
В 1857 году на фирму Сименса-Гальске буквально обрушились заказы из Англии и России, потому был поставлен вопрос о переходе на серийное производство. Гальске, этот художник от техники, не смог смириться с поточной продукцией, ибо каждый заказ был для него индивидуален. В конце 1867 года Гальске покинул фирму, начавшую стремительно разрастаться. Но лишь в 1966 году имя Гальске перестало официально упоминаться в названии компании, что свидетельствовало о большом уважении к тому вкладу, который внес Гальске в развитие технического прогресса в Германии. Ныне компания известна как «Siemens AG» («Акционерное общество Сименса»).

Читать еще:  IDF 2016: VR-компьютер в виде жилета

Динамо-машина и «электромоты»

Однако вернемся на сто с лишним лет назад. Осенью 1866 года Сименс разрабатывает принцип действия динамоэлектрической машины. Он сконструировал индуктор, в котором при движении Т-образного двойного якоря между полюсным наконечником и электромагнитом из мягкого железа оставался маленький промежуток. Электроток, полученный во вращающемся якоре, применялся для возбуждения магнитного поля. Таким образом, создавалась замкнутая цепь из обмотки якоря, обмотки возбудителя и внешнего участка цепи. Усиление тока в якоре осуществлялось за счет остаточного магнетизма.
Появление динамо-машины позволило использовать электрический ток для освещения, а также приведения в движение различных механизмов. Однако на практике динамо-машина была применена лишь в 1878 году.
В 1879 году фирма Сименса представила первую электрическую железную дорогу, в 1880-м — первый в мире электролифт, а в 1881-м запустила первую линию электрического трамвая на окраине Берлина.

Но и на этом великий немец не хотел останавливаться. Он задумывается над реализацией подземных (метро) и наземных (троллейбусы) электрических линий. В 1882 году по наземной линии прошли первые прототипы троллейбусов. Вернер Сименс называл их Electromote. Конструкция была несовершенной — контактные провода располагались близко друг от друга, потому сильный ветер периодически приводил к коротким замыканиям.
К сожалению, лишь в 1902 году был закончен первый участок работающей троллейбусной линии, правда, данный проект был завершен все той же фирмой «Сименс и Гальске», но уже после смерти Вернера Сименса.

С заботой о национальном достоянии

Будучи многогранной личностью, Вернер Сименс активно занимался социально-экономическими проблемами. Он одним из первых понял, что для простых рабочих тоже нужно создавать хорошие условия труда. Был создан Фонд поддержки (в 1868 году), сокращен рабочий день с 9 до 8,5 часов (с 1891 года), приглашен «заводской» врач (с 1888 года; доктор Ф. Керте). Как писал Сименс в декабре 1872 года в лондонский филиал своей фирмы: «В создании устойчивого рабочего класса я вижу задачу исключительной важности, которая будет находиться в прямой зависимости от возрастающего процесса разделения труда и замены ручного труда работой машин. Решению этой задачи и будет в основном способствовать наша пенсионная касса».
Помимо людей, очень бережно относился Сименс и к природным богатствам своей страны. Так, когда найденную в сланцах окаменелость ископаемой птицы один геолог-любитель захотел сбыть за границу, Сименс, прослышав об этом, тут же купил палеонтологическую редкость, чтобы та осталась в Германии. Теперь эта древняя птица, переданная Сименсом Берлинскому музею естествознания, известна как Archae Opteryx Simensii (Археоптерикс Сименса).

Эрнст Вернер фон Сименс

Эрнст Вернер фон Сименс – немецкий физик, изобретатель и промышленник, известен в первую очередь тем, что является основателем одноименной фирмы Siemens – европейского лидера в области производства электроники, а до недавнего времени и ведущего разработчика в области сетевых технологий. Однако заслуга ученого перед обществом не только в этом.

Родился будущий ученый 13 декабря 1816 года в городке Ленте близ Ганновера в семье небогатого фермера. Кроме Вернера у родителей было еще 13 детей, поэтому получать образование ему пришлось практически самостоятельно, без какой либо помощи. Он пошел по единственно возможному в этой ситуации пути. Сначала окончил гимназию в городке Любек, а затем поступил в военное инженерное училище в Магдебурге.

Будучи военным, Сименс больше интересуется наукой, чем стратегиями ведения боев. В чине лейтенанта в 1845 году он становится членом только что образованного Физического общества и именно там открывается его блестящий ум по части изучения и исследования различных физических явлений. Уже через гон он твердо решает заняться изучением телеграфии, ее практической стороны, а еще через год в 1847 году вместе со своим другом и единомышленником Иоганном Георгом Гальске основывает свою собственную телеграфную компанию Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske или сокращенно S&H.

В первые годы своего существования компания занималась не только разработкой и созданием телеграфных аппаратов, очень популярных в то время, но и исследованиями в области оптики, точной механики, электроники и медицины. Уже после двух лет работы Сименс получает правительственный заказ на строительство первой в Германии телеграфной линии связи, соединяющей между собой Франкфурт-на-Майне с Берлином. Примечательно, что при строительстве этой линии было использовано два изобретения самого Эрнста Вернера фон Сименса. Именно ученый предложил и реализовал на практике подземную прокладку кабеля на особо трудных участках в свинцовой оболочке.

Также ученый разработал конструкцию самого кабеля, использовавшегося для подземной прокладки. При помощи специального пресса на кабель наносилась (впрессовывалась) гуттаперчевая изоляция, делая его более устойчивым к неблагоприятной внешней среде (влажности, перепадам температуры и прочим). Позже фирма Сименса получила подряд на строительство других телеграфных линий не только в Германии, но и за ее пределами. Например, в России, Великобритании и Индии.

Уникальность Вернера фон Сименса в том, что, будучи ученым, он также как и его коллега – Томас Эдисон, не ограничивался только лишь теоретическими научными изысканиями, а вовсю использовал свои изобретательские способности, проверяя на практике как свои, так и чужие разработки.

Так в 1851 году ученый совершенствует конструкцию стрелочного телеграфа, созданного ранее Уинстоном и Куком. Также Сименс самостоятельно разрабатывает и создает генератор постоянного тока и в 1867 году представляет его на суд общественности. Генератор получился настолько эффективным и практически безотказным, что достаточно длительное время использовали в энергетике и горнодобывающей промышленности для питания электроинструмента.

За свои заслуги в области физики и прикладной электротехники ученому в 1860 году присваивают звание доктора наук, в 1874 году он становится членом Прусской академии наук, а в 1882 году – членом Петербургской академии наук.

Фирма S&H, которой руководил Эрнст Сименс, также дала миру ряд важнейших изобретений, большинство из которых используются и по сей день. Так в 1879 году был представлен проект первой в мире электрической железной дороги. В 1880 году – первый в мире лифт на электрической тяге, а еще через год заработала первая в Берлине линия электрического трамвая.

Сам Эрнст Вернер фон Сименс разработал метод добывания озона при помощи электричества (озоновая трубка) для очистки питьевой воды, метод металлизации поверхностей при помощи электричества и множество других разработок.

Умер ученый и изобретатель 6 декабря 1892 года в возрасте 75 лет. В его честь была названа единица измерения электрической проводимости – сименс.

Подпишитесь на рассылку

Оставьте нам свой e-mail, и мы будем присылать Вам полезные и интересные статьи. Это абсолютно бесплатно и без спама.

Спасибо, что подписались на нас!

Мы пишем о великих руководителях прошлого, значимых персонах настоящего, о саморазвитии, личностном росте, позитивном мышлении, о путешествиях, досуге.

  • Главная
  • Бизнес
  • Легенда
  • Вернер фон Сименс

Подписка на новости

Спасибо, что подписались на нас!

Подписавшись на нас, Вы сможете получать каждую неделю самые интересные и полезные статьи себе на почту.

Вернер фон Сименс

  • Бизнес
  • Легенда

03.04.2016 5191

Великий изобретатель и предприниматель, ученый и мыслитель Вернер фон Сименс внес огромный вклад в индустриализацию всего мира, во многом определив наш постиндустриальный мир.

Биография Вернера фон Сименса

В семье мелких фермеров Сименсов было 10 детей. Вернер – первенец. Он блестяще учился в гимназии. Но на университет денег, конечно, не было. Вернер поступил на военную службу и получил образование в артиллерийском училище в Магдебурге, где математику и физику преподавали практически на университетском уровне.

Еще в училище он сделал свое первое изобретение, которым и сейчас пользуется человечество.

В 1838 году Вернер Сименс запатентовал способ нанесения тончайшего слоя золота на металлические изделия при помощи гальванического эффекта. В 1841 году он настоял, чтобы его младшие братья Вильгельм и Карл открыли заводик. Однако мода на позолоченные украшения в обстоятельной Пруссии, ценившей все подлинное и солидное, еще не возникла. Заводик пришлось закрыть. Однако Вильгельм, впоследствии изобретший регенеративную печь – прообраз мартеновской печи, сумел продать патент богатому британскому промышленнику из Бирмингема за солидную сумму в полторы тысячи фунтов стерлингов.

Вернер никогда не жалел о годах, проведенных в армии. «Именно военная служба помогла мне обрести чувство уверенности в себе и устремиться к высоким целям», – говорил он много лет спустя. В армии он всячески развивал свой инженерный талант. Морские мины конструкции Сименса и предложенная им генштабу схема рассредоточения береговой артиллерии сыграли важную роль в победе на море над датчанами.

В 1845 году Сименс вступил в Прусское физическое общество, где его, тридцатилетнего молодого человека, почти сразу ввели в президиум, в котором преобладали ученые весьма почтенного возраста.

«В создании устойчивого рабочего класса я вижу задачу исключительной важности, которая будет находиться в прямой зависимости от возрастающего процесса разделения труда и замены ручного труда работой машин»

Сименс одновременно с американцем Морзе выдвинул идею электрического телеграфа. И военное ведомство Пруссии откомандировало его в комиссию генштаба, чтобы он внедрил многообещающую коммуникационную новинку в армии.

Сименс стремительно воплощал конструктивную идею в конкретных приемо-передаточных электрических схемах и механизмах, для чего вступил в творческий альянс с университетским механиком Иоганном Георгом Гальске. И 1 октября 1847 года в мастерской Гальске открылась компания Telegraphen-Bauаnstalt Siemens & Halske («Организация по строительству и развитию телеграфа Сименса и Гальске»).

Телеграф Сименса за счет использования в нем оригинальных технических решений оказался настолько удачным, что после его внедрения в армии компания Siemens & Halske получила правительственный заказ на создание телеграфной линии Берлин – Франкфурт-на-Майне. Заказ был выполнен в кратчайшие сроки – к середине 1849 года. В том же году Сименс решил, что достаточно отдал армии сил и таланта, и вышел в отставку после 14 лет безупречной службы.

На берлинско-франкфуртской линии Сименс совершенствовал технологию прокладки кабеля. Для защиты от помех атмосферного электричества сконструировал станок, который бесшовным методом запрессовывал металлические проводники в гуттаперчевую изоляцию. Предложил на подземных участках укладывать провода в свинцовые трубы. Предложил оптимальную конструкцию изоляторов и громоотводов. Сименсовские телеграфные линии отличались столь высоким запасом прочности, что некоторые их участки эксплуатировались до 40-х годов ХХ века.

При этом Сименс вовсе не замыкался на телеграфе. Он разрабатывал медицинское оборудование, оптические системы, высокоточные механические аппараты.

Вернер фон Сименс в России

В 1853 году Сименс получил фактически монополию на прокладку телеграфных линий в бескрайней Российской империи. Компания Siemens & Halske установила телеграфную связь между Санкт-Петербургом, Кронштадтом, Гельсингфорсом (Хельсинки), Варшавой, Ригой и Ревелем. За 2 года было проложено 9 тысяч километров кабеля. Работами руководил 24-летний Карл Сименс, которого командировал в Петербург старший брат.

Карл Сименс построил в Петербурге электротехнический завод. Заменил в столице империи газовое освещение на электрическое (на всех электрических лампах, использовавшихся в России, стояло клеймо Siemens & Halske). Построил первую в стране электростанцию, которая давала электричество для освещения Московского Кремля. Провел трамвайные линии в Одессе, Ростове-на-Дону и Харькове. Обеспечил оборудованием строительство Транссибирской железной дороги. Организовал производство спиртомеров собственной конструкции, что в условиях госмонополии на производство водки способствовало борьбе с бутлегерством. Наладил добычу меди на Кавказе. Построил в Баку первый нефтеперегонный завод. Начал покрывать улицы Тифлиса асфальтом.

В конечном итоге Карл Сименс обрусел, женился в России, получил гражданство, а впоследствии – в 1896 году – и дворянский титул.

Кстати, без немецкой фирмы в Советской России невозможна была бы реализация масштабного плана ГОЭЛРО. Хотя бы потому, что подавляющее большинство советских «электрификаторов» в свое время работали на заводе Сименса, впоследствии национализированном и названном «Электросилой». Здесь же служил инженером и руководитель проекта Глеб Кржижановский. Но связь с германской компанией не смогла разорвать даже революция 1917 года. Именно Siemens поставляла оборудование для ДнепроГЭСа и московского метро.

Предтеча ЕС

В 1870 году Вернер Сименс сдал в эксплуатацию телеграфную линию Лондон – Калькутта протяженностью 11 тыс. километров. Через два года при помощи специального кабелеукладочного судна «Фарадей», построенного Сименсом, была протянута телеграфная линия по дну океана – между Ирландией и США. За десять лет «Фарадей» проложил шесть трансатлантических линий.

На заре телефонной эры, в 1877 году, Сименс одним из первых освоил производство телефонных аппаратов. Причем за счет ряда оригинальных технических решений эти аппараты обладали лучшими характеристиками, чем телефоны Белла. А в 1881 году компания Сименса построила первую в Берлине телефонную станцию.

Хотя в 1860 году Берлинский университет и присвоил Сименсу звание почетного доктора философии, многие его экономические и социальные идеи опередили свое время. Недаром великого промышленника XIX века считают одним из предтечей современного Европейского союза. Он верил в возможность построения единого европейского государства. «Необходимо устранить все таможенные барьеры, ограничивающие рынки сбыта и снижающие конкурентоспособность на мировом рынке», – говорил он.

Вернер Сименс не только не был социалистом, но даже и Маркса не читал, считая его дилетантом в экономике. Сименс действовал. И от его дел рабочему классу было гораздо больше пользы, чем от политических игр социалистов. На предприятиях Сименса в 5 странах Европы выплачивали пенсию по старости и денежные премии. Рабочий день сократили до 9 часов. Действовала эффективная система профессиональной подготовки и повышения квалификации. В письме брату Сименс так характеризовал свою социально-политическую позицию: «В создании устойчивого рабочего класса я вижу задачу исключительной важности, которая будет находиться в прямой зависимости от возрастающего процесса разделения труда и замены ручного труда работой машин». Один из основателей Немецкой прогрессивной партии, делавшей ставку на вовлечение в процесс управления страной широких слоев населения, Вернер Сименс даже был избран в парламент от округа Леннеп-Золинген.

Читать еще:  PC-версия Deus Ex: The Fall — о таком мы не просили

Динамо-машина

Сименс любил путешествовать. В 1858 году побывал в Египте, где принял участие в изучении пустыни. Оставил свой след даже в палеонтологии. Геологи нашли камень с отпечатком ранее неизвестного науке летающего ящера, Сименс выкупил этот отпечаток и передал в дар Берлинскому музею естествознания. Ящер получил название «Археоптерикс Сименса» (Archaeopteryx Simensii).

Но главной его страстью все же было изобретательство. Самым эпохальным его изобретением, повлиявшим на все развитие мировой электротехники, считается динамо-машина. Благодаря этой машине электричество стали производить в промышленных объемах.

Электрическая железная дорога, трамвай, троллейбус, электролифт, пневмопочта – все это тоже Сименс. Он был инициатором создания Берлинского электротехнического союза, а также основателем и пожизненным президентом Общества патентов в Берлине. Без его меценатской деятельности в Шарлоттенбурге не открылся бы Физико-технический институт, а в Берлине не возникла бы нацио­нальная физико-техническая лаборатория.

В 1888 году действительному члену Прусской академии Вернеру Сименсу было пожаловано дворянство, и он стал Вернером фон Сименсом. 31 декабря 1889 года он оставил все руководящие посты, передав дела младшему брату Карлу. Через два года земной путь Вернера фон Сименса завершился. Машины, изобретенные им, как работали, так и работают. Основанная им компания превратилась в крупнейший концерн Siemens AG, который производит самую современную электронную технику и контролирует солидную долю мирового рынка. Единица электрической проводимости называется «сименс». А сам Сименс остается эталоном ученого и предпринимателя, одним из тех, кто создавал тот мир, в котором мы живем.
В Библиотеке «Главная мысль» Вы можете прочитать уникальную автобиографичную книгу Вернера фон Сименса «Личные воспоминания», изданную впервые на русском языке.

Вернер Сименс

Будучи в почтенном возрасте, мечтая, Вернер Сименс в одном из своих писем писал о создании “всемирного объединения, наподобие Торгового дома Фуггера”, рассказы о котором в свое время поразили его воображение и в дальнейшем воодушевили на энергичную предпринимательскую деятельность. Хотя, воплотиться в жизнь этой детской мечте суждено было только после смерти самого Вернера Сименса.

Будущий основатель компании «Siemens», инженер, изобретатель, ученый, промышленник и общественный деятель — Вернер Сименс, родился 13 декабря 1816 г. в городе Ленте близ Ганновера.

Получив начальное образование на дому, в 1832 г. молодой Вернер уезжает на учебу в Любекскую гимназию, которую с отличием и мечтой изучать технические науки оканчивает весной 1834 года.

Наступает время сложного выбора дальнейшей судьбы. Отец рекомендует Вернеру переселиться в Пруссию и, если представится возможность, поступить там в военную школу, готовившую офицеров для прусской армии, ведь в те времена они имели наилучшие возможности для устройства своей жизни и выбора профессии. По совету отца Вернер идет навстречу своему будущему, направляясь пешком в Берлин. Первая попытка поступить в королевскую гвардейскую артиллерию была неудачной, но зато после труднейших экзаменов в Магдебурге Вернера принимают в артиллерийскую бригаду, где он изучает точные науки и делает свои первые изобретения.

Идея первого изобретения, принесшего Сименсу деньги, пришла ему в голову на гауптвахте магдебургского гарнизона. Туда Вернер попал за участие в дуэли, где он был секундантом. Изобретение заключалось в гальваническом нанесении золота и серебра на металлические предметы. Отточив этот метод, и получив на него патент, Вернер поручил своему младшему брату Вильгельму продать изобретение в Великобритании, бывшей тогда крупнейшей промышленной державой. Затея удалась: новый метод купил промышленник из Бирмингема за большую сумму — 1500 фунтов.

В 1845 г. он становится одним из наиболее заметных молодых ученых в недавно образованном Физическом обществе. В то время он делает ряд изобретений по телеграфной части, а также изобретает стрелочный телеграф. О чувствах, которые волновали его в то время, можно судить по письму от 14 декабря 1945 года, адресованного его брату Вильгельму в Англию: “Я почти решил связать свою карьеру с телеграфией, независимо от того, будет ли она совмещаться с военной службой. Телеграфия станет со временем отдельной важной отраслью техники, и я вижу свое призвание в том, чтобы выступить организатором в этой области, так как, по моему глубокому убеждению, она находится в самом начале своего развития”.

И уже 1 октября 1847 г. Сименсом и его другом Иоганном Георгом Гальске была основана телеграфно-строительная фирма «Siemens & Halske», занимающаяся кроме электротелеграфии широким кругом работ в области точной механики и оптики, а также созданием электромедицинских аппаратов. Размещалась компания в маленькой мастерской Гальске и насчитывала всего трех сотрудников. Здесь не только занимались производством товаров, но, прежде всего, разрабатывали различные проекты. Такому подходу фирма осталась верна и сегодня: один вид продукции производится до тех пор, пока он не сменится другим, более совершенным.

Первым наиболее крупным заказом фирмы была первая в Германии телеграфная линия Берлин — Франкфурт-на-Майне, построенная в 1849 году. А вскоре компания получила подряды на прокладку телеграфных линий в Кельн, Гамбург, Штеттин и другие города. В этом же году Сименс уходит с военной службы и полностью посвящает себя своему бизнесу.
В 1852 году «Siemens & Halske» успешно продает первую партию стрелочных телеграфов в Россию. Вскоре Россия становится для них крупнейшим рынком сбыта, обеспечив компанию заказами на ближайшие три года. Телеграфы Сименса связали столицу Российской империи с Финляндией, Польшей, Прибалтикой, Германией и Австрией. В России Сименс открывает собственное предприятие, где на должность руководителя назначает своего брата – Карла.

Дела компании Сименса быстро шли в гору. Чтобы справиться с заказами из России и Англии, в 1857 году Вернер переходит от штучного к серийному производству. Однако Иоганн Гальске считал, что массовое производство неминуемо понизит качество.
В 1867 году разногласия между партнерами достигли максимума, и Гальске покинул компанию. Теперь «Siemens & Halske» стало чисто семейным предприятием Сименсов. Уход Гальске позволил Сименсу довести модернизацию предприятия до конца, и вскоре им был открыт новый цех, оснащенный новейшими американскими станками.

60-70-е годы были для компании особенно удачными. В 1868—1870 гг. фирма «Siemens» участвует в сооружении знаменитой Индоевропейской телеграфной линии Лондон — Калькутта протяженностью 11 000 км, просуществовавшей вплоть до 1931 года. А в начале 1870-х годов компания «Siemens» строит кабельное судно «Фарадей», оснащенное усовершенствованной кабелеукладочной машиной. В 1874 г. «Фарадей» прокладывает трансатлантический телеграфный кабель, напрямую связавший Ирландию и США (5700 км).

Не обошло стороной компанию и изобретение Белла. Начиная с ноября 1877 года, в мастерской Сименса каждый день производилось более 200 телефонных аппаратов. Компания оправдывала репутацию пионера в области связи, и постоянно инвестировала средства в дальнейшее развитие технологий связи. Огромное значение она придавала эргономике и удобству использования телефона. Сначала было разработано ручное приемное устройство. Немного позже была создана трубка ковшеобразной формы, которая и определила дизайн телефона на многие годы вперед. А уже в 80-х годах компания Сименса разработала первые беспроводные телефоны.

Занимаясь такими крупномасштабными проектами, Сименс большое внимание уделял менеджменту на своем предприятии. Он не только создал систему пенсионных касс для сотрудников, но и сократил рабочий день с девяти до восьми с половиной часов. Пенсионная касса была основана в честь 25-летнего юбилея фирмы и ставила своей целью свести к минимуму ущерб, вызванный утечкой рабочей силы. 19 ноября 1875 года, обращаясь к государственному инспектору фабрик и заводов фон Штюльпнагелю, Вернер Сименс писал: «То чувство, которым мы руководствовались, создавая пенсионную кассу, я бы назвал не столько гуманизмом, сколько в значительной степени здоровым эгоизмом».

Смысл, содержащийся в словах «здоровый эгоизм», на первый взгляд, кажется несколько странным, но он приобретает положительный смысл, если применять его в сфере трудовых отношений, как это делал Вернер Сименс. Он считал, что рабочий должен стремиться к долгосрочному труду на одном и том же заводе и поддерживать это стремление должен хозяин завода — работодатель. Еще одна выдержка из письма, написанного Вернером брату Карлу в 1868 году, характеризует его отношение к участию работников в получении прибыли компании: «Если бы я не отдал своим верным помощникам причитающуюся им часть прибыли, то заработанные деньги жгли бы мне руки как раскаленное железо». Пенсионная касса не единственное новаторство, внесенное Вернером в процесс распределения доходов компании. Несколько позже он организовывает так называемую «больничную кассу» – фонд, из которого стало оплачиваться время болезни рабочего или какие-то другие тяжелые обстоятельства его жизни, включая и преждевременный уход из жизни.

Благодаря этим и другим социально-политическим мероприятиям, которые впоследствии взяло на себя государство, на предприятиях Вернера Сименса при его жизни никогда не было никаких волнений на производственной почве: там царил мир, который способствовал общему благу, иначе говоря — росту прибыли.

Немало доказательств того, каким отзывчивым человеком был Вернер Сименс, если нужна была его помощь. Он всегда был готов помочь осуществить хорошую идею или оказать поддержку человеку, преданному науке. Его помощь выражалась как в советах, так и в предоставлении денежных средств. Сименс считал своей задачей и делом чести, будучи успешным предпринимателем, выделять часть денежных средств на развитие науки и культуры, которых не могут обеспечить ни государство, ни какие-нибудь другие организации. Примерно в 1876 году он активно поддерживает естествоиспытателя Антона Дорна (1840 — 1909), построившего на берегу Неаполитанского залива исследовательский институт, занимавшийся подводной флорой и фауной. Сименс помогал ему с организацией разного рода совещаний и выделением финансовых средств, на которые ученые приобрели необходимое оборудование для изучения моря, а также участием в строительстве специального современного исследовательского судна.

Многое в деятельности Вернера Сименса свидетельствует о том, что свою самую главную задачу он видел в техническом развитии Германии, чтобы среди великих индустриальных держав мира она смогла бы занять подобающее ей высокое место. В 1876 году он составляет докладную записку «О необходимости введения закона о патентах для Германской империи», где пишет о том, что государство, в котором копируются только чужие изобретения, а своим рабочим выплачиваются нищенские зарплаты, в результате будет иметь слабую, нездоровую экономику. Указывает в записке он также и на низкое качество товаров, выпускаемых Германией. Благодаря критике, прозвучавшей с разных сторон в один адрес, государство встревожилось. В результате были приведены в действие экономические и налоговые рычаги, благодаря которым национальная промышленность получила мощную поддержку, и качество производимых товаров значительно улучшилось.

В 1888 г. Вернер Сименс был возведен в дворянское сословие и стал Вернером фон Сименсом. В то время в его фирме, включая дочерние предприятия в Лондоне, Санкт-Петербурге и Вене, насчитывалось уже 5000 сотрудников. Настало время следующего поколения. Теперь оно должно было проявить себя в действии. 31 декабря 1889 года Сименс вышел из руководства фирмой. Последние годы жизни Вернера Сименса прошли в спокойной дружеской обстановке в семье, к которой он был всегда привязан. Живя на своей вилле в Бад-Гарцбурге, он начал диктовать свои «Воспоминания о жизни», в последних строчках которых писал: «. Я считаю свою жизнь удавшейся, так как она вся была заполнена усилиями, которые почти всегда были успешными, и работой, приносящей пользу людям; и если я с печалью смотрю на конец моей жизни, то это потому, что я должен расстаться с близкими и дорогими мне людьми, и потому, что мне не суждено больше успешно работать для приближения времени расцвета естественных наук». Умер Вернер фон Сименс 6 декабря 1892 г. Сыновья и внуки Сименса продолжили его дело, стремясь сохранить его дух и, в то же время, отдавая дань требованиям современности.

Семейное дело Сименсов процветает и по сей день. Сегодня более десятка подразделений компании «Siemens» работают в сфере транспорта, энергетики, информатики, автоматизации, связи, медицины, бытовой и светотехники. Представительства концерна «Siemens» присутствуют более чем в 190 странах мира, а оборот компании в 2006 составил около 87 млрд. евро. Штат же фирмы «Siemens» уже составляет порядка 410 000 человек. При этом «Siemens» является одним из самых известных в мире производителей бытовой техники, электротехники и сотовых телефонов. Поколение Сименсов чтит своего основателя и до сих пор соблюдает на фирме правила ведения бизнеса, более ста лет назад сформулированные Вернером Сименсом.

Восемь правил успешного бизнеса Вернера Сименса:

1) стремиться к максимально возможному расширению деятельности, особенно за границу;
2) максимально использовать в предпринимательской деятельности технические и научные новинки;
3) всемерно расширять ассортимент продукции, особенно за счет перспективных новинок;
4) делать продукцию максимально надежной;
5) бороться с иностранными названиями для поддержки у немецких производителей сознания гордости за высококачественные отечественные товары;
6) всегда выполнять данные обязательства;
7) проявлять заботу о своих сотрудниках;
8) поставлять товар лучшего качества, не просто декларируя его, а реально воплощая в жизни.

Вернер Сименс — основатель европейской электроиндустрии

АЛЕКСАНДР МИКЕРОВ, д. т. н., проф. каф. систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Читать еще:  Антивирус Касперского 6.0

Рис. 1. Вернер фон Сименс (1816–1892)

Жизненный путь Вернера Сименса (Werner Siemens) (рис. 1) на первый взгляд не богат событиями [1–3]. Он родился 13 декабря 1816 г. в Германии вблизи Ганновера в семье образованного сельского арендатора, имевшего 14 детей, только 10 из которых дожили до юности. Вернер был старшим среди них, но два его младших брата — Вильгельм (Wilhelm) и Карл (Karl) — также стали знаменитыми.

Получив начальное домашнее образование и окончив гимназию в Любеке, Сименс по настоянию отца поступил в Артиллерийскую академию в Берлине, куда он добрался пешком, пройдя около 200 км. В чине лейтенанта прусской армии (рис. 2) он проходил военную службу в артиллерийских мастерских, а во время датско-прусской войны отличился минированием Кильской гавани с использованием электрических запалов. Впоследствии интерес к электричеству привел его в научные общества.

Там он и познакомился с мастером Иоганном Гальске (Johann Halske), вместе с которым основал в 1847 г. телеграфную мастерскую Siemens&Halske, превратившуюся со временем во всемирно известную электротехническую компанию, бессменным руководителем которой он и оставался вплоть до своей кончины. В то же время Вернер Сименс был одаренной и разносторонней личностью и прославился не только как знаменитый предприниматель и общественный деятель, но и, прежде всего, как выдающийся изобретатель и ученый.

Рис. 2. Вернер Сименс – лейтенант

Изобретатель и ученый

К изобретательству Вернера подтолкнула не только любовь к науке, но и смерть родителей в 1849 г., в результате чего на него легло бремя забот о младших братьях [1–3]. Казалось, изобретения могли стать источником дохода. И действительно, его первое решение для электрохимического золочения было продано одному английскому предпринимателю за баснословную по тем временам цену в 1500 фунтов. Сименс изобрел его в 1842 г., когда проводил химические опыты, находясь в крепости под арестом за участие в дуэли в качестве секунданта, что было тогда для офицеров обычным делом. Однако другие изобретения, в том числе регулятор паровой машины, пресс для печати, использование искры для измерения скорости полета снаряда, не были столь финансово успешными. И тогда Сименс понял, что в условиях нарождающейся немецкой промышленности надежный фундамент для занятия наукой можно создать, только организовав производство. Он решил попробовать заменить действовавший в ту пору оптический телеграф электрическим.

Наиболее известным тогда был телеграф Павла Львовича Шиллинга (1832 г.), улучшенный в 1837 г. английским физиком Чарльзом Уитстоном (Charles Wheatstone). В 1847 г. Сименс создал свой вариант (рис. 3) с двумя проводами между идентичными передающим и приемным аппаратами [1, 4]. При включении аппаратов их стрелки (1) начинали синхронно перемещаться по буквенному циферблату (2) с помощью специального электромагнита с прерывателем, подобным электрическому звонку. При нажатии на кнопку (3) цепь электромагнита разрывалась и стрелки обоих аппаратов останавливались на требуемой букве. Гальванометр (4) служил для контроля. Этот аппарат был модернизирован в 1856 г. путем замены гальванического элемента встроенным генератором [5]. Позднее стали использоваться телеграфные аппараты Морзе, усовершенствованные Сименсом.

Рис. 3. Стрелочный телеграф Сименса

Другими его важнейшими изобретениями в телеграфии были: технология и оборудование для защиты проводов гуттаперчей, а также свинцовой и стальной оболочками (бронированный кабель), фарфоровый изолятор для воздушных линий, способы контроля кабелей, методы прокладки морских кабелей и нахождения неисправностей линий, а также автоматическая дальняя передача с использованием перфоленты и поляризованного реле в качестве ретранслятора. В первой воздушной телеграфной линии Морзе (1844 г.) в качестве изоляторов были, как известно, горлышки от бутылок. Однако для дальних линий, особенно в суровых условиях России, Сименс разработал специальную конструкцию (рис. 4), имевшую укрепленный на столбе металлический кожух (1) с фарфоровым изолятором (2) и крюком (3), на который подвешивался провод (4). Важной частью изолятора была юбка снизу, которая внутри оставалась сухой в любую погоду, что и обеспечивало малый ток утечки.

Рис. 4. Изолятор Сименса

Опыты Сименса привлекли внимание начальника прусского телеграфа, в результате чего он был назначен в комиссию Генштаба по устроению электрического телеграфа. Это способствовало получению мастерской Siemens&Halske государственного подряда на первую в Европе телеграфную линию Берлин — Франкфурт длиной 546 км. Впечатляющий успех этого предприятия привел к созданию общегерманской телеграфной сети, а Сименсу было предложено занять пост ее начальника. Однако он от этого предложения отказался и в том же году оставил военную службу для выполнения массовых заказов на телеграфные линии.

Для наземных линий, укладываемых в железнодорожную насыпь, Сименс предлагал использовать бронированный кабель, опасаясь повреждений грызунами и железнодорожными ремонтниками. Однако ввиду экономии правительство ограничилось гуттаперчевой изоляцией, что привело к массовым отказам линий, в которых была обвинена компания Siemens&Halske. C 1851 г. она надолго потеряла госзаказы и вынуждена была осваивать другую разработанную Сименсом продукцию: медицинские приборы, счетчики воды и приборы железнодорожной сигнализации. Стремясь избежать краха, Сименс в 1852 г. направляется в Санкт-Петербург, где и добивается крупных заказов на строительство телеграфных линий в России, включая линию на Севастополь (1855 г.) в связи с Крымской войной.

Особую славу компании принесла самая протяженная прямая линия Лондон — Калькутта в 11 тыс. км (1870 г.). Благодаря автоматической передаче была достигнута невиданная скорость прохождения телеграммы — всего за час вместо обычной недели через местные линии, где ручная ретрансляция была причиной полного искажения текста. Затем с помощью первого судна-кабелеукладчика «Фарадей» было проложено шесть линий через Атлантический океан. При этом все свои разработки Сименс делал на основе собственных исследований, вылившихся, в частности, в кабельную теорию, опубликованную в 1857 г.

Стремление найти замену дорогим и неудобным в работе гальваническим элементам, непременной принадлежности телеграфа, вывело Сименса после 1856 г. в совершенно новую сферу деятельности сильных токов (электроэнергетику) [3, 6]. Начал он с улучшения генераторов, где заменил применяемые ранее якоря Якоби и Девенпорта в виде радиально или аксиально расположенных катушек на так называемый двойной Т-образный якорь [5, 6]. В нем обмотка впервые укладывалась в продольные пазы ротора. В 1873 г. механик, а впоследствии и главный инженер компании Siemens&Halske, Фридрих Хефнер-Альтенек (Friedrich Hefner-Alteneck), предложил использовать в генераторах барабанный якорь, который до сих пор остается непременным атрибутом любой электрической машины с обмоткой на роторе [1, 5, 6].

Рис. 5. Генератор с самовозбуждением

В год 50-летнего юбилея Сименса его важнейшим изобретением стала динамомашина, история появления которой изложена в статье [7]. Несмотря на то, что первые мысли о ее самовозбуждении были высказаны еще Хиортом (S?ren Hjorth) и Йедликом (?nyos Jedlik), именно Сименсу принадлежит заслуга промышленной конструкции и массового производства генераторов без постоянных магнитов. Его идея была весьма проста (рис. 5). Обмотка возбуждения В включается последовательно с обмоткой якоря Я в цепь нагрузки Н. Таким образом, магнитный поток возбуждения создается самим током нагрузки.

Сименсом также был разработан коллекторный двигатель переменного тока, подобный двигателю постоянного тока с последовательным возбуждением. Его схема аналогична представленной на рис. 5, если заменить нагрузку Н источником (сетью) переменного тока. В этом случае при изменении полярности питающего напряжения знаки магнитного потока возбуждения и тока якоря меняются одновременно, что сохраняет постоянство вращающего момента. Такие двигатели до сих пор применяются в пылесосах, полотерах, фенах и другом бытовом электрооборудовании [6, 8].

Получив дешевый и надежный электромеханический источник энергии, Сименс быстро осознал возможность его применения в разных сферах человеческой деятельности. Начал он с применения дуговых ламп для уличного освещения в Берлине. Однако в 1881 г., после посещения электротехнической выставки в Париже и личного знакомства с Эдисоном (Thomas Alva Edison) и его системой освещения, он стал горячим сторонником ламп накаливания. Он первым в Европе начал производство таких ламп и поддержал создание в Германии филиала компании Эдисона, превратившейся позднее в компанию AEG [3]. В период до 1882 г. Сименс, по просьбе министерства горного дела, создал первые в мире электродуговую печь, электрическую железную дорогу, шахтный вентилятор и электроподъемник, предшественника пассажирских лифтов. В 1879 г. на Берлинской выставке был показан публике первый электропоезд (рис. 6). Его питание подавалось по третьему рельсу, что исключало применение высокого напряжения, необходимого для тягового двигателя большой мощности.

Поэтому трамвай, например, стал популярным только после того, как американский изобретатель Фрэнк Спрэйг (Frank Sprague), бывший сотрудник Эдисона, разработал в 1887 г. токоприемник для подвесного контактного провода. В России первый трамвай был пущен в 1892 г. в Киеве компанией Siemens&Halske [6].

Рис. 6. Электропоезд Сименса

Предприниматель и общественный деятель

Для Сименса главной причиной создания собственной компании была забота о младших братьях, оставшихся на его попечении после смерти родителей. Он и потом всегда заботился о благосостоянии потомков и родственников, а вслед за выходом Гальске из руководства компании Siemens&Halske в 1867 г. она превратилась в чисто семейное предприятие. Однако имя Гальске оставалось в ее названии вплоть до 1966 г., когда она преобразовалась в концерн Siemens AG. После отхода Вернера Сименса от дел в 1890 г. руководство принял на себя его брат Карл, начавший акционирование компании, а затем ее возглавляли другие члены семейства Сименсов. Упорное неприятие Вернером Сименсом формы акционерного общества вытекало из убеждения, что целью таких обществ является извлечение прибыли, тогда как ему производство предоставляло прежде всего средства для исследований и новых открытий. В своих воспоминаниях Сименс отмечал: «Интересы мои всегда были на стороне чистой науки, в то время как труды и достижения большей частью относились к практической технике» [1].

Компания Siemens&Halske начала превращаться в транснациональную после 1851 г. из-за прекращения госзаказов в Германии. В результате были созданы успешные филиалы в России и Англии под руководством соответственно братьев Карла и Вильгельма, которые в этих странах натурализовались, освоили язык, женились и были возведены в дворянство. Удачным было также отделение в Вене, однако попытки обосноваться во Франции, Бельгии и в США успехом не увенчались. Интересно отметить, что в налаживании бизнеса за границей Сименс делал ставку на личные контакты с влиятельными лицами, прибегая при необходимости к щедрым подаркам [3].

Сименс одним из первых понял целесообразность заботы о благосостоянии работников, особенно их участия в распределении доходов. Он писал в 1868 г: «Если бы я не отдал своим верным помощникам причитающуюся им часть прибыли, то заработанные деньги жгли бы мне руки, как раскаленное железо» [2]. Им были учреждены премиальный фонд и пенсионная касса, приглашен фабричный врач, рабочий день сокращен до 8,5 часа, и поэтому заводы Сименса не страдали от стачек. К концу 1880-х гг. на всех его предприятиях было уже более 4500 работников.

Сименс с юности придерживался либеральных взглядов, однако одобрял политику Бисмарка по объединению Германии, был одним из основателей прогрессивной партии, избирался в парламент, защищая интересы промышленности — в частности, разрабатывал закон о патентах, служил членом патентного ведомства. Считая развитие технических наук делом государственной важности, он в 1887 г. основал исследовательский Физико-технический институт под руководством знаменитого физика Гельм­гольца (Hermann Ludwig Ferdinand von Helmholtz), по примеру которого впоследствии создавались подобные учреждения в других странах, в том числе в СССР. По инициативе Сименса также было организовано немецкое электротехническое общество, да и сам термин «электротехника» был предложен именно им [1, 3]. Он подготовил план Немецкого технического музея, который был создан в Мюнхене в 1925 г. Был меценатом в области науки. Выделил средства на создание Института флоры и фауны, выкупил и передал Берлинскому музею естествознания окаменелость древней ископаемой птицы, названной Археоптерикс Сименса.

Заслуги Сименса получили широкое признание [1, 2]. Государственная служба принесла ему чин тайного советника и наследуемое дворянское звание, после чего он стал именоваться Вернер фон Сименс. Однако гораздо выше он ценил научные звания члена Прусской и Петербургской академий наук и почетного доктора Берлинского и Гейдельбергского университетов. В его честь единица электрической проводимости названа 1 сименс, что отражает его заслуги по введению первого ртутного эталона электрического сопротивления. Умер он очень богатым человеком. Однако самым большим памятником Сименсу остается созданная им компания Siemens — в настоящее время вторая после General Electric электротехническая компания мира, на которую работает 405 тыс. человек в 190 странах. В 2000 г. полупроводниковое производство Siemens выделилось в компанию Infineon Technologies — сейчас это крупнейший производитель электронных компонентов.

В России деятельность компании начиналась в Санкт-Петербурге, где были открыты электротехническая фабрика (1855 г.), ныне завод «Электросила», и кабельная фабрика (1863 г.), ныне — «Севкабель». Руководитель петербургской компании Карл Сименс за содействие российской науке был избран почетным инженером-электриком [9]. Однако во время революции все имущество Сименсов было национализировано, и деятельность компании в России возобновилась лишь в 1971 г. В 2002 г. на кафедре систем автоматического управления ЛЭТИ компанией Infineon Technologies была основана лаборатория микроконтроллеров, а компанией Siemens в 2006 г. — современная лаборатория электропривода.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector