0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Космический туризм: путевка в другой мир

Космический туризм

Под космическим туризмом понимается оплачивающиеся из частных средств полеты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. По мнению специалистов, космический туризм правильнее называть выполнением коммерческой космической программы непрофессиональным участником космического полета, а вместо термина «космический турист» необходимо использовать термин «непрофессиональный участник космического полета».

Организацией полетов туристов в космос с 2001 года занимаются Роскосмос и компания Space Adventures, которая предоставляет маркетинговые услуги. Подготовка космических туристов проводится в Звездном городке под Москвой. Пока единственной целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС), ее российский сегмент. Полеты осуществляются на российских космических кораблях «Союз».

Для того, чтобы стать участником космического полета, претенденту приходится пройти строгую медицинскую комиссию в Москве, получить допуск Государственной медицинской комиссии и пройти как минимум полугодовую подготовку к полету в Научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, где кандидат изучает устройство корабля «Союз», знакомится с невесомостью в гидробассейне и на специально оборудованном самолете участвует в так называемом «выживании» в лесу и морских тренировках на Черном море — на случай нештатного приземления.

Пока только семь человек смогли воспользоваться такой возможностью и стать «космическими туристами». Несколько кандидатов сошли с дистанции по разным (медицинским и финансовым) причинам.

Первым официальным непрофессиональным участником космического полета стал американский бизнесмен итальянского происхождения Деннис Тито. Он полетел на МКС на борту российского корабля «Союз ТМА-32» 28 апреля 2001 года. В состав экипажа космического корабля также входили российские космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин. Полет Тито обошелся в 20 миллионов долларов, он провел на орбите семь дней (завершился полет 6 мая) и облетел Землю 128 раз.

Денис Тито был первым космическим туристом, но не первым космонавтом, отправленным на орбиту на коммерческой основе. Еще в 1990 году японский журналист Тоехиро Акияма посетил орбитальную станцию «Мир» в качестве космонавта-исследователя. Он вел ежедневную телевизионную радиопередачу с орбиты, а также выполнял научные эксперименты для российских и японских компаний. За его подготовку и полет заплатила токийская телерадиокомпания Tokyo Broadcasting System (TBS) — в рекламных целях. Так как стоимость полета была оплачена его работодателем, японского журналиста можно считать деловым путешественником, а не туристом.

Также в США за отправку непрофессионалов в космос на шаттлах (в составе миссии их называли специалистами по полезной нагрузке) платили сторонние организации.

Основными заказчиками полетов выступали всевозможные исследовательские институты. Отобранные ими люди проводили на орбите опыты, а в некоторых случаях и сами становились объектами экспериментов, поэтому назвать их пребывание в космосе отдыхом никак нельзя.

Деннис Тито считается первым туристом в классическом понимании этого слова. Он полетел на МКС для того чтобы отдохнуть, провести время с удовольствием, поснимать Землю из иллюминатора.

Вторым космическим туристом был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, полетевший на МКС 25 апреля 2002 года (полет завершился 5 мая). Третий космический турист, американский мультимиллионер Грегори Олсен (Gregory Olsen) побывал на МКС 1-11 октября 2005 года.

Первой космической туристкой стала американка иранского происхождения Аноуше Ансари (Anousheh Ansari), побывавшая на борту МКС 18-29 сентября 2006 года. Она стала дублером японского космического туриста Дайсукэ Эномото, который не был допущен к полету по состоянию здоровья. Шаттлворт, Олсен и Ансари заплатили за полеты около 20 миллионов долларов каждый.

Пятым космическим туристом стал один из основателей компании Microsoft, американец венгерского происхождения Чарльз Симони (Charles Simonyi), побывавший на МКС дважды. Первый полет он совершил в составе 15-й экспедиции 7-21 апреля 2007 года. На МКС он выполнял эксперименты по заказу Европейского космического агентства (исследования влияния невесомости на кровь), а также по его собственной научной программе (влияние радиации). За полет Симони заплатил больше своих предшественников — 25 миллионов долларов. Второй раз он летал с 26 марта по 8 апреля 2009 года в составе 16-й экспедиции посещения. Стоимость его повторного полета из-за инфляции и удорожания стоимости услуг возросла до 35 миллионов долларов.

Шестым космическим туристом стал американский миллионер Ричард Гэрриот (Richard Garriott). Полет проходил с 12 октября по 24 октября 2008 года.

За путешествие в космос Гэрриот заплатил около 30 миллионов долларов.

Седьмым космическим туристом стал бывший цирковой артист, владелец Cirque du Soleil (Цирк Солнца) канадец Ги Лалиберте (Guy Laliberté), совершивший полет 30 сентября —11 октября 2009 года. По неофициальной информации, он заплатил за свой полет около 35 миллионов долларов.

После 2009 года из-за прекращения полетов американских шаттлов и увеличения нагрузки на российские корабли по доставке грузов, космонавтов и астронавтов на МКС, Россия вынуждена была свернуть программу космического туризма.

В 2012 году стало известно, что в план по эксплуатации МКС был включен годовой полет космонавта Роскосмоса и астронавта НАСА на 2015 год. Обычно длительность пребывания экспедиций на МКС составляет около шести месяцев. За счет иного графика смены экипажа появилась возможность сэкономить одно место в «Союзе».

Восьмым космическим туристом собиралась стать британская певица Сара Брайтман (Sarah Brightman). Ее полет планировался на сентябрь 2015 года, предполагалось, что он продлится десять дней. Певица прошла подготовку в Центре подготовки космонавтов в российском Звездном городке. Однако в середине мая 2015 года Сара Брайтман объявила, что не может совершить запланированный полет по семейным обстоятельствам. Вместо нее в сентябре 2015 года на МКС полетел казахстанский космонавт Айдын Аимбетов.

Дублером певицы был определен японский бизнесмен и «большой поклонник космоса» Сатоши Такамацу. Его полет на МКС может состояться в 2017-2018 годах.

Кроме сложности доставки туристов на МКС, у станции есть ряд недостатков в отношении туризма. Она предназначена для проведения серьезных экспериментов, и на ее борту постоянно работают представители 16 стран, поэтому турист не окружен сервисом и его действия весьма ограничены: он не может в любое время подойти к иллюминатору, не имеет права отвлекать профессионалов от их работы и т.д.

В настоящее время силу набирают частные компании, которые готовы предоставить в будущем услуги космического туризма.

Американская компания Bigelow Aerospace создает надувной модуль для МКС, который станет орбитальной гостиницей для космических туристов.

В начале апреля 2016 года экспериментальный надувной модуль был отправлен на МКС, где он в пристыкованном к станции и надутом виде будет оставаться на орбите около двух лет.

В 2016 году было объявлено, что американский концерн United Launch Alliance (ULA) заключил контракт на осуществление запуска на своей ракете Atlas V 552 раздвижного модуля компании Bigelow Aerospace (BA) на низкую околоземную орбиту в 2020 году.

По мнению академика Российской академии космонавтики имени Циолковского Александра Железнякова, орбитальный космический туризм некоторое время еще будет оставаться весьма редким явлением, единичными полетами, а суборбитальный туризм, или «прыжки» на границу атмосферы и космоса — такие полеты вскоре будут массовыми.

Суборбитальный полет будет проходить по эллиптической траектории, без выхода на орбиту искусственного спутника Земли и недолго. Во время него туристы смогут увидеть космическое пространство, Луну и Солнце как полноценные космические объекты, округлости Земли и почувствовать невесомость. Среди преимуществ можно выделить также более низкую стоимость билета по сравнению с полетом на МКС и отсутствие больших перегрузок. Корабли будут взлетать и приземляться как обычные самолеты, что дает свободу в выборе площадок, а не ограничивается Байконуром.

Созданием частного пилотируемого суборбитального космического корабля для доставки туристов в космос занимается компания Virgin Galactic. По расчетам, корабль будет выходить в безвоздушное пространство на скорости, в три с половиной раза превышающей скорость звука, пассажиры будут испытывать невесомость в течение всего нескольких минут. Первая модель SpaceShipTwo разбилась на летных испытаниях в октябре 2014 года.

Частная компания XCOR Aerospace разрабатывает космоплан Lynx («Рысь») — двухместный минишаттл, способный взлетать и садиться горизонтально. Планируется, что полет на космоплане будет длиться 45 минут, из них 30 минут участники путешествия проведут на высоте 106 километров — выше официальной границы космоса.

В России компания «КосмоКурс», работающая в рамках фонда «Сколково», занимается созданием суборбитального ракетно-космического комплекса многоразового использования для туристических полетов в космос.

В отличие от самолетных суборбитальных схем, требующих два-три часа, полет на нем будет занимать только 15 минут, из них в состоянии невесомости турист сможет находиться в течение 5-6 минут.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Космический туризм — реальность и перспективы

За последние десятилетия космический туризм из фантастики превратился в реальность. Первым полноценным туристом, оплатившим из своего кошелька путешествие на МКС в 2001 году, стал американец Денис Тито. Он совершил полет на космическом корабле «Союз».

Его путешествие можно считать началом эры космического туризма. Вторым был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, летавший в космос в 2002 году. После него туристами полетели еще два американца: Грегори Олсен и Ануше Ансари. Все благополучно вернулись домой.

Правда, история космического туризма началась еще в 1986 году и притом трагично. Во время запуска взорвался корабль «Челленджер». На его борту среди экипажа находилась американская учительница Кристи Маколифф. Именно она должна была стать первым в мире космическим туристом. К сожалению, все погибли.

После этого программа по космическому туризму в США была приостановлена, несмотря на коммерческую выгоду от таких полетов.

В мире существует достаточное количество состоятельных людей, желающих побывать в космосе и посетить космическую станцию. Поэтому сегодня космический туризм набирает популярность во многих странах мира. Люди заранее покупают билеты, дожидаясь своей очереди.

Россия занимает лидирующее место среди немногих стран, занимающихся космическим туризмом. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что именно наша страна является первооткрывателем космических полетов.

Подобные услуги оказывает «Роскосмос» и агентство космического туризма Space Adventures. Они отправляют всех туристов на орбиту на кораблях «Союз» ТМ-11 и «Союз» ТМ 12, как на наиболее проверенных и безопасных.

Сегодня услуги желающим побывать за пределами земной атмосферы, предлагает также компания Virgin Galactic. Клиенты могут воспользоваться двухчасовым полетом за пределы атмосферы. Стоимость билета около 200 тысяч долларов. Также набирают популярность проекты таких компаний, как SpaceX и Aerospace.

Развитие космического туризма в России

Поэтому все туристические агентства, предлагающие побывать в космосе ради развлечения или исследования, предлагают своим клиентам именно российские корабли. Благодаря коммерциализации космических полетов развитие космического туризма в России набирает популярность. Кроме «Роскосмоса» в России туристов в космос отправляет также компания «КосмоКурс».

Читать еще:  I Am Alive — остаться в живых. Preview

Предполетную подготовку все «космонавты-любители» проходят в Звездном городке. На самолетах «Миг-29» им обеспечивают невесомость, чтобы еще перед полетом они могли ощутить на себе влияние этого необычного состояния.

Сколько стоит космический туризм

Кроме этого, туристы могут купить опцию выхода в открытый космос. Для этого им придется заплатить еще 5 миллионов долларов.

Планируется также развитие космического туризма на Луну и Марс. Сколько будет стоить путевка на красную планету, пока неизвестно, но полет на Луну обойдется туристу в 700 миллионов долларов. Это кругленькая сумма, которая заставит даже очень обеспеченных людей задуматься, прежде чем покупать билет.

Почему космический туризм не популярен

Для космического аппарата и безопасности полета имеет значение каждый грамм присутствующий на борту. Кроме этого, сегодня существует еще мало кораблей способных доставлять туристов на орбиту. К тому же для полета требуется хорошее здоровье и специальная подготовка.

Не каждый человек сможет выдержать большие нагрузки, возникающие во время старта и подъема корабля в атмосферу. Не стоит забывать и об опасности. В космосе всякое может произойти и помощи на орбите ждать неоткуда.

Поэтому космический туризм по-прежнему остается наиболее экзотичным, дорогим и опасным видом путешествий и отдыха. Тем не менее, туристические полеты в космос набирают популярность и становятся более доступными.

Космический туризм

Космический туризм — оплачивающиеся из частных средств полёты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях.

Содержание

Первые космические туристы

Идея космического туризма впервые была отражена в ряде работ Баррона Хилтона и Крафта Эрика, опубликованных в 1967 году. Они впервые попытались протолкнуть идею коммерциализации космоса. В то время она не увенчалась успехом.

Космический туризм начал активно развиваться в конце XX века. В 1986 году на Международном конгрессе по астронавтике (англ. International Astronautical Congress ) был представлен доклад на тему «Вероятные экономические последствия развития космического туризма» (англ. Potential Economic Implications of the Development of Space Tourism ), который вызвал массу обсуждений не только в научных, но и в деловых кругах.

Первым туристом должна была стать американская учительница Кристи Маколифф, которая погибла при запуске шаттла «Челленджер» в 1986 году. После этого инцидента правительством США был принят закон, который запрещал непрофессионалам полёты в космос.

В 1990 и 1991 годах в космос полетели первые коммерческие космонавты Тоёхиро Акияма (Япония) и Хелен Шарман (Великобритания), которые совершили полёты на советскую орбитальную станцию «Мир» на космических кораблях Союз ТМ-11/Союз ТМ-10 и Союз ТМ-12/Союз ТМ-11 по частно-финансируемым негосударственным проектам телекомпании TBS и «Джуно» (консорциум британских компаний).

Полёты на МКС

В настоящее время единственной используемой с целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС). Полёты осуществляются при помощи российских космических кораблей «Союз» на Российский сегмент МКС.

Организацией полётов туристов занимаются Роскосмос и Space Adventures. Space Adventures сотрудничает с «Роскосмосом» с 2001 года. Всего с помощью этой компании в космосе уже побывали семь туристов (данные на конец 2012 года), причём один из них (Чарльз Симони) дважды.

Подготовка космических туристов проводится в Звёздном городке, город Щёлково под Москвой, а также в небольших самолётах, в которых создаётся невесомость.

Хотя стоимость тура на орбиту составляет 20—23 млн долларов, число желающих увидеть космос неуклонно растёт. С июля 2007 года стоимость космического тура выросла с 20 до 30—40 миллионов долларов. Кроме того, была обнародована цена новой услуги — выхода космического туриста в открытый космос — 3 миллиона долларов.

Космические туристы, посетившие МКС

Началом космического туризма был полёт американского бизнесмена итальянского происхождения Денниса Тито на борту российского корабля Союз на Международную космическую станцию 28 апреля 2001 (завершение полёта 6 мая). В состав экипажа Союз ТМ-32, на котором летал Деннис Тито, также входили казахстанский и российский космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин.

Вторым космическим туристом был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт (в 2004 основавший компанию Canonical, занимающуюся разработкой операционной системы Ubuntu), полетевший на МКС 25 апреля 2002 (завершение полёта 5 мая). В состав экипажа Союз ТМ-34, на котором летал Марк Шаттлворт, также входили российский космонавт Юрий Гидзенко и итальянец Роберто Виттори. За полёты оба заплатили Федеральному космическому агентству России по 20 миллионов долларов США.

1 октября 2005 к Международной космической станции стартовал американский бизнесмен Грегори Олсен. Приземление состоялось 10 октября. Изначально он был не допущен к полёту по медицинским соображениям, но позже получил разрешение. В состав экипажа Союз ТМА-7, на котором летал Олсен, также входили российский космонавт Валерий Токарев и американский астронавт Уильям МакАртур.

18 сентября 2006 стартовала первая космическая туристка, американка иранского происхождения Ануше Ансари. Приземление состоялось 29 сентября. 40-летняя Ансари прошла тренировку в России и в хьюстонском центре NASA. До конца августа она оставалась всего лишь дублёром японского бизнесмена Дайсукэ Эномото, также желавшего полететь в космос, однако в итоге не допущенного до полёта из-за проблем со здоровьем. В состав экипажа Союз ТМА-9, на котором летала Ануше Ансари, также входили российский космонавт Михаил Тюрин и американский астронавт Майкл Лопес-Алегриа.

7 апреля—21 апреля 2007 — полёт американского миллиардера венгерского происхождения Чарльза Симони. Для него были запланированы эксперименты по заказу Европейского космического агентства (исследования влияния невесомости на кровь), а также по его собственной научной программе (влияния радиации). В состав экипажа Союз ТМА-10, на котором полетел Чарльз Симони, также входили российские космонавты Фёдор Юрчихин (командир корабля) и Олег Котов (бортинженер).

12 октября—24 октября 2008 — полёт американского миллионера, разработчика компьютерных игр Ричарда Гэрриота. Гэрриот — второй космонавт, отец которого Оуэн Гэрриот ранее побывал в космосе. Гэрриот — первый космический турист, который выполнил научные эксперименты по заказам коммерческих организаций, в частности, по выращиванию белковых кристаллов. За полёт Гэрриот заплатил 30 млн долларов, что, по его словам, является большей частью его состояния. В состав экипажа Союз ТМА-13 также входили российский космонавт Юрий Лончаков (командир корабля) и американский астронавт Майкл Финк (бортинженер). Дублёром Гэрриота был 38-летний австралийский бизнесмен Ник Хэлик. Примечательно, что на борту МКС одновременно находились двое сыновей космонавтов: Ричард Гэрриот и Сергей Волков.

26 марта—8 апреля 2009 — полёт американского миллиардера венгерского происхождения Чарльз Симони, который отправился в космос во второй раз.

30 сентября— 11 октября 2009 — полёт Ги Лалиберте, основателя и руководителя канадской компании Cirque du Soleil. [1] .

2015 — на сентябрь намечался полёт английской певицы Сары Брайтман (стоимость — 35 млн фунтов). [2] В мае она от него отказалась. [3]

Другие виды космического туризма

Остальные виды космического туризма пока относятся к той или иной перспективе.

  • СП при РКК «Энергия» ведёт разработку нового средства космического туризма — орбитальной Коммерческой космической станции (CSS).
  • В 2005 году Роскосмос и Space Adventures подписали меморандум о намерениях по подбору инвесторов и космонавтов-непрофессионалов по реализации коммерческого проекта по облёту Луны, предложенному РКК «Энергия». Space Adventures получает эксклюзивные права по маркетингу, РКК «Энергия» получает право на техническое исполнение данного проекта. Полёты планируется осуществлять на доработанном корабле «Союз». Реализация проекта предполагается в ближайшие пять лет.
  • Помимо туризма на российских космических кораблях, существуют и частно финансируемые проекты, которые на протяжении нескольких лет стараются разработать собственные ракеты-носители, суборбитальные и орбитальные космические корабли и «орбитальные гостиницы» для долговременного пребывания туристов на орбите.
  • Особенно много конкурирующих частных компаний, во главе с наиболее продвинувшимися Virgin Galactic и Space Adventures, разрабатывают и заказывают технические средства для пилотируемых суборбитальных полётов. Первый такой тестовый полёт состоялся 21 июня2004 на корабле SpaceShipOne. Объявленной целью разработчиков всех этих проектов является сделать полёты в космос доступными за сравнительно небольшую плату.
  • 23 июня2008 года в России начались продажи билетов на полёты корабля SpaceShipTwo компании Virgin Galactic. Стоимость 1 билета — 5 миллионов рублей (около 200 тыс. $). Продажи ведёт компания Elegant Resorts, представитель компании Virgin Galactic в России. Первые суборбитальные полёты туристов от Virgin Galactic были запланированы на 2011 год, от Space Adventures — несколько позже. [4] Ожидается скорое начало полётов на туристическом аппарате LYNX компании XCOR, который, однако, будет подниматься только до 60 км, не достигая границы космоса (100 км). Проект суборбитальных полётов к 2012 году планировала осуществить EADS[5] . Разрабатываются и другие зарубежные суборбитальные проекты, в том числе аэростатно-ракетные типа ARCASPACE и ракетные типа Copenhagen Suborbitals.
  • В июне 2012 годабританская компания Excalibur Almaz провела презентацию с Британским Королевским обществом аэронавтики и объявила, что уже в 2015 году планирует начать туристические космические полеты с облётом вокруг Луны[6] .
  • В апреле 2016 года, основатель компании SpaceVR, Райан Холмс, заявил, что в начале 2017 года, его компания планирует запустить на околоземную орбиту камеру Overview 1, с помощью которой можно будет наблюдать за землей используя шлемы виртуальной реальности. Данный вид наблюдения получил название «Виртуальный космический туризм». [7] . [1] (недоступная ссылка)
  • Генеральным директором РКК «Энергия» Владимиром Солнцевым сообщено, что к 2021 туристический рынок пополнится уникальной услугой — облетом Луны на борту космического корабля «Союз» [8]

Космический туризм

Космический туризм — оплачивающиеся из частных средств полёты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях.

Содержание

Первые коммерческие туристы

Сама идея космического туризма впервые была отражена в ряде работ Баррона Хилтона и Крафта Эрика, опубликованных в 1967 году. Они первые попытались протолкнуть идею коммерциализации космоса. К сожалению, в то время она не увенчалась успехом.

Космический туризм начал активно развиваться в конце XX века. В 1986 году на Международном Конгрессе Астронавтики (International Astronautical Congress) был представлен доклад на тему «Вероятные экономические последствия развития космического туризма» (Potential Economic Implications of the Development of Space Tourism), который вызвал массу обсуждений не только в научных, но и бизнес кругах.

Первым своего рода туристом должна была стать американская учительница Кристи Маколифф, которая погибла при запуске шаттла «Челленджер» в 1986 году. После этого инцидента правительством США был принят закон, который запрещал непрофессионалам полеты в космос.

В 1990 и 1991 годах в космос полетели первые коммерческие космонавты Тоёхиро Акияма (Япония) и Хелен Шарман (Великобритания), которые совершили полёты на советскую орбитальную станцию «Мир» на космических кораблях Союз ТМ-11/Союз ТМ-10 и Союз ТМ-12/Союз ТМ-11 по частно-финансируемым негосударственным проектам телекомпании TBS и «Джуно» (консорциум британских компаний).

Полёты на МКС

В настоящее время единственной используемой с целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС). Полёты осуществляются при помощи российских космических кораблей «Союз» на Российский сегмент МКС.

Организацией полётов туристов занимаются Роскосмос и Space Adventures. Space Adventures сотрудничает с «Роскосмосом» с 2001 года. Всего с помощью этой компании в космосе уже побывали восемь туристов (данные на конец 2012 года), причём один из них (Чарльз Симони) дважды.

Читать еще:  Конкурс 15 лет World of Warcraft: выиграй коллекционку!

Подготовка космических туристов проводится в Звёздном городке, город Щёлково под Москвой, а также в небольших самолётах, симулирующих невесомость.

Хотя стоимость тура на орбиту составляет 20—23 млн долларов, число желающих увидеть космос неуклонно растёт. С июля 2007 года стоимость космического тура выросла с 20 до 30—40 миллионов долларов. Кроме того, была обнародована цена новой услуги — выхода космического туриста в открытый космос — 15 миллионов долларов.

Космические туристы, посетившие МКС

  • Началом космического туризма был полёт американского бизнесмена итальянского происхождения Денниса Тито на борту российского корабля Союз на Международную космическую станцию 28 апреля2001 (завершение полёта 6 мая). В состав экипажа Союз ТМ-32, на котором летал Деннис Тито, также входили казахстанский космонавт Талгат Мусабаев и российский космонавт Юрий Батурин.
  • Вторым космическим туристом был бизнесмен из ЮАРМарк Шаттлворт, полетевший на МКС 25 апреля2002 (завершение полёта 5 мая). В состав экипажа Союз ТМ-34, на котором летал Марк Шаттлворт, также входили российский космонавт Юрий Гидзенко и итальянец Роберто Виттори.
  • 1 октября2005 к Международной космической станции стартовал американский бизнесмен Грегори Олсен. Приземление состоялось 10 октября. Изначально он был недопущен к полёту по медицинским соображениям, но позже получил разрешение. В состав экипажа Союз ТМА-7, на котором летал Олсен, также входили российский космонавт Валерий Токарев и американский астронавт Уильям МакАртур.
  • 18 сентября2006 стартовала первая космическая туристка, американка иранского происхождения Ануше Ансари. Приземление состоялось 29 сентября. 40-летняя Ансари прошла тренировку в России и в хьюстонском центре NASA. До конца августа она оставалась лишь дублёром японского бизнесмена Дайсукэ Эномото, также желавшего полететь в космос, однако в итоге не допущенного до полёта из-за проблем со здоровьем. В состав экипажа Союз ТМА-9, на котором летала Ануше Ансари, также входили российский космонавт Михаил Тюрин и американский астронавт Майкл Лопез-Алегрия.
  • 7 апреля2007 начался полёт пятого космического туриста — американского миллиардера венгерского происхождения Чарльза Симони. Приземление состоялось 21 апреля. Для него были запланированы эксперименты по заказу Европейского космического агентства (исследования влияния невесомости на кровь), а также по его собственной научной программе (влияния радиации). В состав экипажа Союз ТМА-10, на котором полетел Чарльз Симони, также входили российские космонавты Фёдор Юрчихин (командир корабля) и Олег Котов (бортинженер).
  • 12 октября2008 начался полёт шестого космического туриста — американского миллионера, разработчика компьютерных игр Ричарда Гэрриота. Приземление состоялось 24 октября. Гэрриот — второй космонавт, отец которого Оуэн Гэрриот ранее побывал в космосе. Гэрриот — первый космический турист, который выполнил научные эксперименты по заказам коммерческих организаций, в частности, по выращиванию белковых кристаллов. За полёт Гэрриот заплатил 30 миллионов долларов, что, по его словам, является большей частью его состояния. В состав экипажа Союз ТМА-13 также входили российский космонавт Юрий Лончаков (командир корабля) и американский астронавт Майкл Финк (бортинженер). Дублёром Гэрриота был 38-летний австралийский бизнесмен Ник Хэлик. Примечательно, что на борту МКС одновременно находились двое сыновей космонавтов: Ричард Гэрриот и Сергей Волков.
  • 26 марта2009 начался полёт седьмого космического туриста — американский миллиардер венгерского происхождения Чарльз Симони, отправился в космос во второй раз. Приземление состоялось 8 апреля2009.
  • 30 сентября2009 начался полёт восьмого космического туриста — основателя и руководителя канадской компании Cirque du Soleil — Ги Лалиберте. Приземление состоялось 11 октября2009[1] .
  • В 2013 планируется космический полёт девятого космического туриста — Британской певицы Сары Брайтман на МКС [2] , которая готова заплатить за полет $40 млн.

Другие виды космического туризма

Остальные виды космического туризма пока относятся к той или иной перспективе.

СП при РКК «Энергия» ведёт разработку нового средства космического туризма — орбитальной Коммерческой космической станции (CSS).

В 2005 году Роскосмос и Space Adventures подписали меморандум о намерениях по подбору инвесторов и космонавтов-непрофессионалов по реализации коммерческого проекта по облёту Луны, предложенному РКК «Энергия». Space Adventures получает эксклюзивные права по маркетингу, РКК «Энергия» получает право на техническое исполнение данного проекта. Полёты планируется осуществлять на доработанном корабле «Союз». Реализация проекта предполагается в ближайшие пять лет.

Помимо туризма на российских космических кораблях, существуют и частно финансируемые проекты, которые на протяжении нескольких лет стараются разработать собственные ракеты-носители, суборбитальные и орбитальные космические корабли и «орбитальные гостиницы» для долговременного пребывания туристов на орбите.

Особенно много конкурирующих частных компаний, во главе с наиболее продвинувшимися Virgin Galactic и Space Adventures, разрабатывают и заказывают технические средства для пилотируемых суборбитальных полётов. Первый такой тестовый полёт состоялся 21 июня 2004 на корабле SpaceShipOne. Объявленной целью разработчиков всех этих проектов является сделать полёты в космос доступными за сравнительно небольшую плату.

23 июня 2008 года в России начались продажи билетов на полёты корабля SpaceShipTwo компании Virgin Galactic. Стоимость 1 билета — 5 миллионов рублей (около 200 тыс. $). Продажи ведёт компания Elegant Resorts, представитель компании Virgin Galactic в России. Первые суборбитальные полёты туристов от Virgin Galactic запланированы на 2011 год, от Space Adventures — несколько позже. [3] Ожидается скорое начало полётов на туристическом аппарате LYNX компании XCOR, который, однако, будет подниматься только до 60 км, не достигая границы космоса (100 км). Проект суборбитальных полётов к 2012 году планирует осуществить EADS [4] . Разрабатываются и другие зарубежные суборбитальные проекты, в том числе аэростатно-ракетные типа ARCASPACE и ракетные типа Copenhagen Suborbitals.

В июне 2012 года британская компания Excalibur Almaz провела презентацию в Британским Королевским обществом аэронавтики и объявила, что уже в 2015 году планирует начать туристические космические полеты с облётом вокруг Луны [5] .

Среди орбитального туризма наиболее существенные и частично воплощённые проекты имеют Bigelow Aerospace, SpaceX, Excalibur Almaz, Orbital Sciences.

Космический туризм

Под космическим туризмом понимается оплачивающиеся из частных средств полеты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. По мнению специалистов, космический туризм правильнее называть выполнением коммерческой космической программы непрофессиональным участником космического полета, а вместо термина «космический турист» необходимо использовать термин «непрофессиональный участник космического полета».

Организацией полетов туристов в космос с 2001 года занимаются Роскосмос и компания Space Adventures, которая предоставляет маркетинговые услуги. Подготовка космических туристов проводится в Звездном городке под Москвой. Пока единственной целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС), ее российский сегмент. Полеты осуществляются на российских космических кораблях «Союз».

Для того, чтобы стать участником космического полета, претенденту приходится пройти строгую медицинскую комиссию в Москве, получить допуск Государственной медицинской комиссии и пройти как минимум полугодовую подготовку к полету в Научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, где кандидат изучает устройство корабля «Союз», знакомится с невесомостью в гидробассейне и на специально оборудованном самолете участвует в так называемом «выживании» в лесу и морских тренировках на Черном море — на случай нештатного приземления.

Пока только семь человек смогли воспользоваться такой возможностью и стать «космическими туристами». Несколько кандидатов сошли с дистанции по разным (медицинским и финансовым) причинам.

Первым официальным непрофессиональным участником космического полета стал американский бизнесмен итальянского происхождения Деннис Тито. Он полетел на МКС на борту российского корабля «Союз ТМА-32» 28 апреля 2001 года. В состав экипажа космического корабля также входили российские космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин. Полет Тито обошелся в 20 миллионов долларов, он провел на орбите семь дней (завершился полет 6 мая) и облетел Землю 128 раз.

Денис Тито был первым космическим туристом, но не первым космонавтом, отправленным на орбиту на коммерческой основе. Еще в 1990 году японский журналист Тоехиро Акияма посетил орбитальную станцию «Мир» в качестве космонавта-исследователя. Он вел ежедневную телевизионную радиопередачу с орбиты, а также выполнял научные эксперименты для российских и японских компаний. За его подготовку и полет заплатила токийская телерадиокомпания Tokyo Broadcasting System (TBS) — в рекламных целях. Так как стоимость полета была оплачена его работодателем, японского журналиста можно считать деловым путешественником, а не туристом.

Также в США за отправку непрофессионалов в космос на шаттлах (в составе миссии их называли специалистами по полезной нагрузке) платили сторонние организации.

Основными заказчиками полетов выступали всевозможные исследовательские институты. Отобранные ими люди проводили на орбите опыты, а в некоторых случаях и сами становились объектами экспериментов, поэтому назвать их пребывание в космосе отдыхом никак нельзя.

Деннис Тито считается первым туристом в классическом понимании этого слова. Он полетел на МКС для того чтобы отдохнуть, провести время с удовольствием, поснимать Землю из иллюминатора.

Вторым космическим туристом был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, полетевший на МКС 25 апреля 2002 года (полет завершился 5 мая). Третий космический турист, американский мультимиллионер Грегори Олсен (Gregory Olsen) побывал на МКС 1-11 октября 2005 года.

Первой космической туристкой стала американка иранского происхождения Аноуше Ансари (Anousheh Ansari), побывавшая на борту МКС 18-29 сентября 2006 года. Она стала дублером японского космического туриста Дайсукэ Эномото, который не был допущен к полету по состоянию здоровья. Шаттлворт, Олсен и Ансари заплатили за полеты около 20 миллионов долларов каждый.

Пятым космическим туристом стал один из основателей компании Microsoft, американец венгерского происхождения Чарльз Симони (Charles Simonyi), побывавший на МКС дважды. Первый полет он совершил в составе 15-й экспедиции 7-21 апреля 2007 года. На МКС он выполнял эксперименты по заказу Европейского космического агентства (исследования влияния невесомости на кровь), а также по его собственной научной программе (влияние радиации). За полет Симони заплатил больше своих предшественников — 25 миллионов долларов. Второй раз он летал с 26 марта по 8 апреля 2009 года в составе 16-й экспедиции посещения. Стоимость его повторного полета из-за инфляции и удорожания стоимости услуг возросла до 35 миллионов долларов.

Шестым космическим туристом стал американский миллионер Ричард Гэрриот (Richard Garriott). Полет проходил с 12 октября по 24 октября 2008 года.

За путешествие в космос Гэрриот заплатил около 30 миллионов долларов.

Седьмым космическим туристом стал бывший цирковой артист, владелец Cirque du Soleil (Цирк Солнца) канадец Ги Лалиберте (Guy Laliberté), совершивший полет 30 сентября —11 октября 2009 года. По неофициальной информации, он заплатил за свой полет около 35 миллионов долларов.

После 2009 года из-за прекращения полетов американских шаттлов и увеличения нагрузки на российские корабли по доставке грузов, космонавтов и астронавтов на МКС, Россия вынуждена была свернуть программу космического туризма.

В 2012 году стало известно, что в план по эксплуатации МКС был включен годовой полет космонавта Роскосмоса и астронавта НАСА на 2015 год. Обычно длительность пребывания экспедиций на МКС составляет около шести месяцев. За счет иного графика смены экипажа появилась возможность сэкономить одно место в «Союзе».

Восьмым космическим туристом собиралась стать британская певица Сара Брайтман (Sarah Brightman). Ее полет планировался на сентябрь 2015 года, предполагалось, что он продлится десять дней. Певица прошла подготовку в Центре подготовки космонавтов в российском Звездном городке. Однако в середине мая 2015 года Сара Брайтман объявила, что не может совершить запланированный полет по семейным обстоятельствам. Вместо нее в сентябре 2015 года на МКС полетел казахстанский космонавт Айдын Аимбетов.

Читать еще:  Как не платить за роуминг

Дублером певицы был определен японский бизнесмен и «большой поклонник космоса» Сатоши Такамацу. Его полет на МКС может состояться в 2017-2018 годах.

Кроме сложности доставки туристов на МКС, у станции есть ряд недостатков в отношении туризма. Она предназначена для проведения серьезных экспериментов, и на ее борту постоянно работают представители 16 стран, поэтому турист не окружен сервисом и его действия весьма ограничены: он не может в любое время подойти к иллюминатору, не имеет права отвлекать профессионалов от их работы и т.д.

В настоящее время силу набирают частные компании, которые готовы предоставить в будущем услуги космического туризма.

Американская компания Bigelow Aerospace создает надувной модуль для МКС, который станет орбитальной гостиницей для космических туристов.

В начале апреля 2016 года экспериментальный надувной модуль был отправлен на МКС, где он в пристыкованном к станции и надутом виде будет оставаться на орбите около двух лет.

В 2016 году было объявлено, что американский концерн United Launch Alliance (ULA) заключил контракт на осуществление запуска на своей ракете Atlas V 552 раздвижного модуля компании Bigelow Aerospace (BA) на низкую околоземную орбиту в 2020 году.

По мнению академика Российской академии космонавтики имени Циолковского Александра Железнякова, орбитальный космический туризм некоторое время еще будет оставаться весьма редким явлением, единичными полетами, а суборбитальный туризм, или «прыжки» на границу атмосферы и космоса — такие полеты вскоре будут массовыми.

Суборбитальный полет будет проходить по эллиптической траектории, без выхода на орбиту искусственного спутника Земли и недолго. Во время него туристы смогут увидеть космическое пространство, Луну и Солнце как полноценные космические объекты, округлости Земли и почувствовать невесомость. Среди преимуществ можно выделить также более низкую стоимость билета по сравнению с полетом на МКС и отсутствие больших перегрузок. Корабли будут взлетать и приземляться как обычные самолеты, что дает свободу в выборе площадок, а не ограничивается Байконуром.

Созданием частного пилотируемого суборбитального космического корабля для доставки туристов в космос занимается компания Virgin Galactic. По расчетам, корабль будет выходить в безвоздушное пространство на скорости, в три с половиной раза превышающей скорость звука, пассажиры будут испытывать невесомость в течение всего нескольких минут. Первая модель SpaceShipTwo разбилась на летных испытаниях в октябре 2014 года.

Частная компания XCOR Aerospace разрабатывает космоплан Lynx («Рысь») — двухместный минишаттл, способный взлетать и садиться горизонтально. Планируется, что полет на космоплане будет длиться 45 минут, из них 30 минут участники путешествия проведут на высоте 106 километров — выше официальной границы космоса.

В России компания «КосмоКурс», работающая в рамках фонда «Сколково», занимается созданием суборбитального ракетно-космического комплекса многоразового использования для туристических полетов в космос.

В отличие от самолетных суборбитальных схем, требующих два-три часа, полет на нем будет занимать только 15 минут, из них в состоянии невесомости турист сможет находиться в течение 5-6 минут.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Что такое космический туризм?

Туристическим трендом 2019 года National Geographic, Lonely Planet и другие издания на пару с астротуризмом называют космические путешествия. Из необозримого будущего это направление перекочевало в реальность. А значит – пора начинать подготовку. Что такое космический туризм, какой туроператор самый надежный, как паковать чемодан и в каком тюбике брать суборбитальную ссобойку? Готовим тебя к правильному выходу из атмосферы.

Один или несколько путешественников летят на околоземную орбиту, МКС или в принципе в космос – по своей сути такой туризм мало отличается от земного. Дело в деталях: во-первых, вояжеру лучше бы владеть не только пухлым кошельком, но и завидным здоровьем, во-вторых, как минимум полгода уйдут на подготовку полета и его участника. Главное, наконец, то, что только космическое путешествие гарантирует неповторимый опыт: презрев гравитацию, можно парить в межпланетном пространстве и в шаттле, и без него.

Не совсем. Да, одна из главных фишек космического туризма – ощущения от полета: невесомое тело, смена цветов за иллюминатором от голубого к черному, вид Земли в окружении созвездий, мелкие песчаные бури и извергающиеся вулканы и рассвет, который случается 16 раз в сутки. Но на этом не все. Одна из дополнительных опций, которая все еще находится в разработке – выход путешественника в открытый космос. Такой полет будет иметь дополнительные требования: $ 15 млн, близкое знакомство со скафандром и прокачанную подготовку (правила перемещения в открытом космосе и действия в аварийных ситуациях).

Другой вариант – облет Луны. Стартовав с МКС, за 5 суток можно увидеть ту часть луны, о которой пели Pink Floyd, и вернуться обратно. Правда, ни дата, ни стоимость первой миссии пока не оглашены.

А если тебе и на борту хорошо – многие компании в поте лица трудятся над тем, чтоб как можно скорее перенести сферу услуг класса люкс в космос. Свадьбы, юбилеи, корпоративы на космическом корабле – в перспективе возможен любой каприз.

Примерно 100 километров (можно выше) вверх. Условно именно это расстояние от уровня моря – линию Кармана, где рождается северное сияние, – принято считать границей, после которой полет становится космическим.

Для суборбитальных путешествий (например таких, что можно совершить на космическом аппарате SpaceShipTwo) высота может быть и меньшей: от 80 километров вверх.

Пока большинство компаний только тестируют свои предложения (хотя, к примеру, фирма Space Adventures уже отправляла людей в космос). Но, кажется, 2019 год будет тем самым, когда космический туризм станет относительно массовым. После того как испытания Virgin Galactic вывели космоплан в мезосферу, первый коммерческий полет на SpaceShipTwo с пассажирами на борту случится в марте нынешнего года. Если что, мистер Маск запланирова запуск ракеты BFR в аккурат на начало 2020-х годов.

Коммерческие полеты в космос сегодня обеспечивают или разрабатывают компании Blue Origin, SpaceX, Space Adventures, Boeing и Virgin Galactic. Степень готовности их проектов разная, но схема работы бесхитростно схожа: оплата, подготовка, полет.

В ближайшем будущем у некоторых «туроператоров» стартуют тестовые полеты. На март 2019 намечен беспилотный запуск космического корабля Starliner CST-100, который разрабатывает компания Boeing вместе с NASA. А на август – уже с экипажем. Чуть позже стартует миссия SpaceX. А другие проекты можно уже увидеть в действии.

Space Adventures, партнер корпорации «Роскосмос», предлагает полет вокруг Луны, визит на МКС, выход в открытый космос, полет на специальном Boeing 727-200, G-FORCE ONE™, с нулевой гравитацией и несколько вариантов наземных тренингов. У этой организации самый внушительный опыт в организации туристических полетов c Байконура – с 2001 года, а среди отправленных на орбиту туристов первый – руководитель Cirque du Soleil Ги Лалиберте. Цены на услуги Space Adventures зависят от продолжительности миссии и ее компонентов, в число которых попадает медицинское освидетельствование будущего туриста, обучение, подготовка к полету в Звездном городке, сам полет и следующая за ним реабилитация.

Компания Blue Origin работает над многоразовым космическим кораблем New Shepard, который появился именно для космического туризма. А именно, самостоятельных вертикальных взлетов и посадок в суборбитальном пространстве. Симпатичный трехместный корабль уже прошел девять испытаний, в том числе с манекеном Скайуокером на борту. Подробности туристических полетов пока не опубликованы, и бронирование не началось, но уже можно оставить свои данные в форме для регистрации, чтоб застолбить себе место у окошка и получать космические новости быстрее, чем виляет хвостом комета.

Радужные перспективы космическому туризму обеспечивает компания Virgin Galactic: билеты на 2,5-часовой суборбитальный полет на борту «SpaceShipTwo» раскуплены уже на 2-3 года вперед, но можно записаться и на потом.

Цена на туристический полет в космос зависит от нескольких факторов, среди которых главные – продолжительность миссии и ее план. Так, например, несколько дней на МКС стоят $ 58-75 млн. За дополнительные развлечения космотуристам приходится платить больше. Хочешь в открытый космос? Готовь $ 15 млн.

Да! Прокатиться на ракете со сверхзвуковой скоростью можно за $ 1 млн. Еще вариант – вылет в космическое пространство на 2,5 часа, который Virgin Galactic предлагает всего-то за $ 250 000.

Будь здоров(а). Селекционный механизм запускают не только твой кошелек и кредитная история, но, прежде всего, состояние здоровья. Физическое и психологическое состояние космического туриста должно быть хорошим. Перед полетом каждый проходит специальное обучение, которое длится 6-9 месяцев: тренировки на невесомость, выживание, почти полный комплект подготовки профессионального космонавта. Но решение о допуске тебя к полету примут только перед стартом, когда последнее медицинское заключение окажется положительным.

В космосе организм человека работает иначе: за сутки подвергается почти годовой дозе радиации и получает сильное ослабление иммунитета. Правда, биологические часы в космосе притормаживают.

Вариантов немного: все возможности космотуристической дислокации принадлежат Международной космической станции. Номер выберут за тебя, здесь же накормят и проведут экскурсию. Путешественников располагают в российском сегменте станции, в модуле «Звезда». 46 кубометров на 2 профессиональных космонавтов и одного новоиспеченного вмещают индивидуальные каюты, фитнес-зал, кухню со столовой, энергоустановку и клозет.

Для шикарного вида стоит наведаться в гости к итальянцам. В модуле «Cupola», созданном в 2010 году, находится смотровая площадка, откуда можно увидеть космос во всей красе через стекла 7 иллюминаторов.

Создание жилья для космических туристов сейчас на повестке дня. К 2021 году «Bigelow Aerospace» планирует открыть отель в космической капсуле. Но вместе с тем разные компании работают над тем, чтоб перенести весь спектр земных услуг в новое пространство и обеспечить путешественникам комфортное проживание в невесомости. Не ловить же зубную пасту по всему отсеку.

Ни шуба, ни купальник, ни зонтик не пригодятся. Температура за бортом (до +150 °C или -150 °C в зависимости от стороны) на тебе не отразится никак. А внутри МКС – бессменно комфортные +23-25 °C.

Оказывается, космическая еда не только в тюбиках. Есть еще ваакумные упаковки, консервы и блистеры. Но упаковка – далеко не первая забота внеземной гастрономии. За безопасностью еды следят особенно: чтоб провиант был абсолютно натуральным, а никаких растительных и (или) скоропортящихся компонентов не содержал. Причина кроется бок о бок с научной фантастикой: того и гляди, от высокой радиации завтрак мутирует и превратит МКС в Звезду смерти.

Рационом занимаются на земле. Для тех едоков, что стартуют с Байконура, – это спецпредприятие Звездного городка. Полноценные трапезы (от закусок до десертов) оказываются на орбите полностью обезвоженными. Но меню даже в спрессованном виде остается завидно богатым. У состоятельных путешественников есть свои бонусы: к примеру, после специальной обработки «Роскосмос» может дать разрешение захватить с собой что-то вкусное. Главное, чтобы не шевелилось.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector