0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гостайна как метафора

Гостайна как метафора

Практически все имеют ныне представление, что означают слова «секретная наука». Куда меньше людей наслышаны о принципе «все тайное вырождается». И уж совсем немногие в курсе, до какой степени государства, распухшие от своей патологической секретности, тормозят общий прогресс человечества

Как это начиналось.

Когда планета была охвачена пожарами второй мировой войны, в истории науки имели место два примечательных и почти одновременных эпизода — по-своему очень важных, но по сию пору мало кому известных.

Эпизод первый непосредственно связан с «Проектом Манхэттен», в глубочайшей тайне запущенным в США для создания атомной бомбы. Весной 1943 года Роберт Оппенгеймер, как научный руководитель Манхэттенского проекта, написал довольно специфическое письмо Вольфгангу Паули — одному из отцов квантовой механики и просто сильнейшему теоретику мировой физики.

В своем письме Оппенгеймер развернуто объясняет коллеге, почему именно его, Вольфганга Паули, целесообразно оставить за рамками этой строго засекреченной работы. Проекту требовалось надежное прикрытие, а Паули был как раз тем человеком, который вполне способен в достатке публиковать качественные чисто научные статьи — причем желательно под разными именами — дабы у неприятеля создавалось впечатление, будто ведущие физики в Америке не занимаются ничем экстраординарным.

История о том, почему на данную роль был выбран именно Вольфганг Паули, очень любопытна и сама по себе (см. «Эффект Паули»). Однако для нас сейчас важен сам факт произошедшего и его принципиальная суть.

А суть эпизода такова. Как можно видеть на данном примере, ученого абсолютно любого калибра можно поставить в такие обстоятельства, когда он — даже никак не участвуя в суперсекретных разработках — будет не только молчать обо всем, что ему тут известно, но и активно делать вид, что в действительности ничего такого не происходит.

Сюжет второй относится примерно к тому же периоду, но только действие происходило по другую сторону Атлантики. В то время, как известно, криптослужбой Великобритании были достигнуты потрясающие успехи в дешифровании секретной переписки нацистской Германии.

Причем делалось это с помощью чрезвычайно продвинутой для своей эпохи вычислительной техники. А самый грандиозный из этих аппаратов — электронный цифровой компьютер Colossus — был спроектирован, сделан и запущен в работу за рекордные сроки с марта по декабрь 1943 года (см. «Колосс британский»). .

Метод метафоры, принцип его работы и сфера применения.

Последнее время поступает все больше запросов рассказать о моем методе, конечно всего я вам не расскажу, это коммерческая тайна, но принцип его работы рассказать могу)

Самое главное, что надо понять: проблема решается только на том уровне, на котором она создалась. То есть, если проблема не решается, значит она создана в другой плоскости..

Говоря метафорическим же языком , наше сознание часто въедается в мелкие детали, и не видит ничего по сторонам, а решение оно снаружи.

Например, к нам в квартиру залетает много мух, и мы постоянно с ними боремся: ставим москитные сетки, бьем их хлопушкой, травим фумитоксом, но они все равно летят. И мы начинаем гонять: может я грязнуля, может плохо пахнет из квартиры, может дом сгнил и тд, причем этот человек никогда не выходил из дома (наш мозг так устроен), а на самом деле, наш сосед в соседнем подъезде разводит опарышей или помойка пищеотходов недалеко . Так вот, метод метафоры позволяет увидеть эту помойку и соседа, накатить ему метафорических люлей, позвонить в метафорическую мэрию, чтоб помойку перенесли и таким образом проблема решается на корню..

Мы зашоренные, у всех нас, в разной степени, есть слепые зоны нашего восприятия, чем шире человек смотрит на разные вещи, тем меньше у него проблем.

Самыми эффективными психотехниками являются те, которые позволяют посмотреть на проблему с разных точек зрения, с разных сторон, с разных уровней восприятия. Одной из таких техник является метод метафоры, который абсолютно безграничен, он захватывает абсолютно все уровни, поэтому выход находится легко и безболезненно.

Поскольку в сессии вы сами себя ведете и сами принимаете решения, подсознание всегда выбирает решить проблему безболезненным путем!, тем путем, который ему нравится. Поэтому человек никогда не сопротивляется в сессии, он принимает все что происходит!

Метафора — это зрительный образ нашего ощущения. Бывают состояния, которые просто невозможно описать словами, например, в русском языке есть слово «усталость». Как сказать, что очень устала на работе,? по другому и не скажешь, а вот метафорический образ, как раз позволяет описать подробнее » крутилась как белка в колесе, пахала как лошадь, несла свой крест» и тд. Метафоры более идеально описывают наше состояние. Если попросить человека описать свои зрительные образы — почти каждый сможет это сделать: представить эту лошадь, эту белку, почти наверняка человек сможет вспомнить, кто его запряг, как он попал в колесо и наверняка, со временем, скажет как из всего этого выбраться. В реальной жизни он скорее всего не сможет, он из одного колеса сразу попадет в другое, а вот в метафоре он найдет для себя выход, мало того, что найдет- он почувствует, на уровне тела, что он его нашел.

В этом методе мы всегда ориентируемся на телесные ощущения! Именно телесные ощущения нам и говорят о том, что проблема существует: мы чувствуем боль, страх, вину, которым придаем метафорические образы и трансформируем их в позитивные. Например боль в сердце, в виде камня, мы трансформируем в солнце.

Но не все так просто, камень не уйдет, то тех пор пока мы не исследуем ситуацию, которая образовала этот камень. Мы ищем ключ к решению проблемы. Например, я этот пример уже приводила в своих постах : женщине было холодно и она искала себе мужчину, который ее грел своим пледом. Грел, грел ,но взял и ушел. Все попытки его вернуть не увенчались успехом. И вместо того, чтоб искать сложные пути его возвращения, подсознание приняло решение найти источник тепла в себе, так образовался теплый свитер и собственное солнце. Подсознание всегда находит самый короткий путь, находит решение, ресурсы в себе, потому что у нас все есть, мы просто этого не знаем и не умеем этим пользоваться.

Метафоры бывают двух видов: промежуточные( непсихоактивные) и психоактивные. Последние вызывают в теле мощные вибрации и несут в себе трансформацию личности. Если поменять психоактивную метафору — поменяется ощущение — значит, человек будет по другому реагировать на реальную ситуацию, а это значит он сможет на нее повлиять и поменять. Моя задача как ведущего, из огромного количества непсихактивных метафор — найти нужную и изменить ее.

Нам только кажется ,что мы живем головой и принимаем решения головой, но на самом деле мы принимаем решения нашими чувствами, если они у нас как расстроенное пианино, жизнь нас заводит не туда. И поэтому работать надо с чувствами, а не с головой и не с самой ситуацией! Отсюда наступание на старые грабли, головой вроде бы выбрали другую ситуацию, а нервная система все равно привела нас — туда же!

Метафора позволяет увидеть наши слепые зоны, на сеансе мы оглядываемся вокруг, мы постоянно куда то идем, трансформируем одни образы в другие, переходим из одной метафоры в другую, ищем в них взаимосвязь, с каждым разом углубляясь все глубже и глубже в подсознание, ищем ту самую проблемную ситуацию, которая запустила проблему, ее корень, иногда возвращаемся в детство, иногда и в прошлые жизни.. И когда находим ключ, все метафоры сразу исчезают, лопаются как мыльный пузырь и человек счастливый возвращается в реальность.

Читать еще:  Живые глаза и приёмы из кино: Digital Foundry о секретах реалистичной графики Detroit: Become Human

И в конце сессии, опять же обращаемся к телесным переживаниям, если проблема решена, человек чувствует облегчение и радость.

Внутри нас сидит целая вселенная, свой собственный боженька там сидит и желает нам счастья, только у нас нет с ним контакта, потому что мы сейчас живем в эпоху, когда наши мозги нацелены наружу. И проблемы мы пытаемся решать снаружи: испытывая внутренние конфликты, мужчины лупят своих жен, детей, женщины выносят мозги своим мужьям и не дает это счастья никому, проблема не решается. Так мы постоянно меняем партнеров, но счастья все равно нет в долгосрочной перспективе. Мы считаем, что нам кто-то что-то должен: муж, любовник, правительство, государство и даже получив желаемое, мы все равно счастливыми не становимся.

Когда проблема долго не решается и голова устает ее решать, она отправляет ее в тело, то есть в болезнь и таким образом освобождается. Болезнь набирает силу со временем и перерастает в соматику, ее становится видно. Многие болезни не удается лечить, потому что их истинная первопричина — это психика.

Однажды мы с одной женщиной, прорабатывая какую-то проблему с мужчинами- вытащили из ее тела метафорические спицы, которые она ощущала от пояса до яичников, боль (психическая) прошла. Потом спустя время она мне призналась, что у нее прошла молочница, которую ну никак удавалось ей с доктором вылечить. Прошла сама.

Я не занимаюсь целенаправленно лечением людей, но побочным эффектом моих сеансов иногда является неожиданное оздоровление организма. Иногда в качестве бонуса, если у меня остается время с клиентом, я предлагаю ему проработать лишний вес и всегда имеются очень любопытные результаты.

Работать можно с любой проблемой, если на нее найдется метафора) Однажды мне удалось одной женщине даже открыть «третий глаз». Мы тут же его проверили, я попросила ее описать двух мужчин. Она во всех мельчайших делях описала их внешний вид, род деятельности и даже назвала главный символ страны, в которой один из них живет.

Все делается в легком трансе, я попрошу вас ваше внимание направить внутрь себя, в свое тело в свои ощущения, так как это происходит обычно в медитации, не более того. А образы будут приходить так же мягко, как если я вас попрошу представить себя на лугу с ромашками. С той лишь разницей, что метафоры будут приходить сами.

Я специализируюсь на избавлении от любовной зависимости, потому что эту тему изучила вдоль и поперек и сама смогла избавиться от этого недуга с помощью моего метода. Об этом я написала в своей книге » Как удержать мужчину, приложив ноль усилий». Любовная зависимость это крючок, на котором подвисает наше подсознание и самостоятельно избавиться от нее почти не возможно, его можно вырвать вместе с мясом- это очень болезненный процесс. В метафоре же мы начинаем видеть своими глазами этот крючок, — а это значит мы можем его снять, без жертвоприношения. Наш ум нас обманывает, держась за мужчину, который приносит нам страдания, нам кажется, кто мы удерживаем какой-то ресурс, а в метафоре можно увидеть, например, что мы голыми руками ухватились за какую-то колючку, кактус, отпуская его -мы отпускаем свою боль..

С помощью метафоры можно сформировать любое личностное качество, например самооценку, внутренний стержень. Мы берем за основу исходное состояние, подробно описываем его, и трансформируем в желаемый образ. Например , желеобразную лужицу трансформируем в металлический стержень.

Скачать отчет об особенностях мужской и женской психики здесь

Купить книгу » Как удержать мужчину, приложив ноль усилий» кстати в ней много готовых, рабочих метафор здесь

Что такое метафора: примеры метафоры в русском языке

Метафора — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении. Термин происходит от греческого слова μεταφορά («перенос») и был придуман еще Аристотелем.

В основе метафоры лежит сравнение предмета или явления с другим предметом и явлением на основании их общего признака. Слово, которое подменяет метафора, при этом не называется напрямую.

Примеры метафор:

Метафора — один из самых распространенных тропов, художественных средств речи. Метафоры широко используются в литературе, особенно в поэзии.

В чем разница между эпитетом и метафорой?

Эпитет — это яркое определение, а метафора — перенесение свойств одного предмета на другой. Эпитеты могут быть составляющей частью метафоры, они помогают лучше раскрыть ее суть.

Например, вот строки из элегии А.С. Пушкина:

И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Здесь поэт усиливает метафоры, добавляя к ним эпитеты. Закат жизни становится печальным, а улыбка любви — прощальной.

О том, что такое эпитеты и какими они бывают , можно почитать в отдельном материале Anews.

Виды метафор

По частоте использования можно выделить: общеупотребительные ( мудрое решение ), общепринятые поэтические ( золотая листва ) и индивидуально-авторские метафоры ( ситец неба ).

Эпифора — это стертая метафора, которая от частого употребления уже не воспринимается как сравнение. Например: прошло как по маслу или автомобильные дворники .

Метафора может быть простой , состоящей даже из одного слова, и развернутой — если сравнение используется не один раз, а последовательно на протяжении фрагмента или всего текста.

Метонимия — это замена одного слова на другое по смежности понятий. Например, в выражении « выпил три бутылки », происходит подмена содержимого бутылок на название емкости.

Синекдоха — это перенос общего на частное или наоборот — части на целое. В синекдохе единственное число может использоваться вместо множественного:« И слышно было до рассвета, как ликовал француз » (М.Ю. Лермонтов).

Либо наоборот — множественное число вместо единственного: « Мы все глядим в Наполеоны » (А.С. Пушкин).

Часть может обозначать целое: « Первая ракетка мира ». А целое может использоваться для обозначения части: « Россия забила Саудовской Аравии пять голов ».

Примеры метафор в русской литературе

Безымянный червь точил его сердце (Н.В. Гоголь)

Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)

Огнем душа твоя полна (М.Ю. Лермонтов)

Она была — живой костер из снега и вина (А.А. Блок)

Повисли перлы дождевые (Ф.И. Тютчев)

Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковкий)

Авианосец нового типа спущен на воду в США

Опции темы
Поиск по теме

. а щас всю современную биологию засекретили — а это покруче бомбы будет

да и с калашом не все чисто.

Тайна создания автомата «АК-47».

Существуют две основные версии появления знаменитого АК-47:

Первая — официальная, согласно которой автомат создал прежде никому не известный русский самородок Михаил Тимофеевич Калашников.

Вторая — неофициальная, основанная, главным образом, на внешнем сходстве АК-47 с немецкой штурмовой винтовкой STG-44 конструкции Хуго Шмайсера, который, будучи в советском плену, и создал АК-47, слегка подправив контуры STG-44.

Я не стану утомлять читателя схемами и конструктивными особенностями автоматов, т.к. это отвлекает от фактов и логики событий тех лет. Замечу лишь, что конструктивно АК-47 сильно отличается от STG-44, и вторая версия, таким образом, выглядит несостоятельной.

Не лучше обстоят дела и с официальной версией — в ней имеется ряд таинственных неувязок, а история о самородке Калашникове — не более, чем миф. Ничего выдающегося он в своей жизни не создал — все разработанные им образцы автоматического оружия были в конечном итоге забракованы. Но всё по порядку.

Из официальной версии известно, что М. Т. Калашников в 1945 году подключился к созданию автомата под промежуточный патрон 7,62х39 образца 1943 года. К 46-му году им был подготовлен проект для участия в конкурсе:

«Чертежи своего автомата АК-46 — Калашников представил в начале 1946 г, под псевдонимом «Михтим» — все проекты представлялись комиссии анонимно. Расчёты проекта помог выполнить подполковник Б.Л.Капель. Комиссия присудила проекту М. Т. Калашникова второе место, первое — проекту полковника Н. В. Рукавишникова, третье — капитана К. А. Барышева. Эти проекты, вместе с проектами Коробова, Булкина, Дементьева, комиссия рекомендовала для изготовления опытных образцов и проведения полигонных испытаний.

Читать еще:  Игры для Android: выпуск 10

Летние испытания не выявили победителя, при этом автомат Калашникова — АК-46 — занял всего лишь 3 место. Ни один автомат не удовлетворял требуемым ТТХ, поэтому конкурсантов отправили дорабатывать свои образцы.

«В декабре 1946 года автомат Калашникова АК-46 вышел на испытания, где его главными конкурентами стали тульские автоматы Булкина АБ-46 и автомат Дементьева АД. Затем последовал второй тур испытаний, после которого АК-46 был признан комиссией непригодным для дальнейшей отработки.» (Там же).

А дальше уже идёт очевидная мифология — образец Калашникова был окончательно снят с конкурса, но Михаил Тимофеевич каким-то чудом уговорил комиссию продолжить работу над совершенствованием проекта:

«Невзирая на это решение, Калашников (при поддержке ряда членов комиссии, состоящей из офицеров НИПСМВО, с которыми он проходил службу на полигоне с 1943 года) добился пересмотра решения и получил одобрение на дальнейшую доводку своего автомата.» (Там же).

Очередные испытания образцов были намечены на август 1947 года. И здесь возникает следующая неувязка — к указанным испытаниям 1947 года Калашников преподнёс совершенно новый образец, не соответствующий заявленному им проекту, что было запрещено условиями конкурса. Образец с условным названием АК-47 победил в конкурсе, наголову превзойдя других претендентов.

Получается, что АК-47 возник ниоткуда. А кто вёл этот проект, кто занимался его расчётами, кто изготавливал экспериментальные образцы? Официальная версия об этом умалчивает. Странная забывчивость, которая усугубляется не менее странными перипетиями с участием Калашникова в конкурсе.

По крайней мере ясно, что М.Т. Калашников не разрабатывал АК-47, т.к. он возился со своим проектом, который явно проигрывал другим. Официальные биографы умалчивают о пикантных деталях, скрывая то, что придётся восстанавливать по косвенным фактам.

Версию с Хуго Шмайсером официоз отметает ещё и потому, что тот работал в Ижевске, а Калашников — в Коврове (см.выше).
Но удивительное в этой истории то, что слава АК-47 свалилась именно на Ижевск, а не на Ковров!

События, очевидно, происходили следующим образом. Среди советских конструкторов устроили конкурс на разработку автомата. Но параллельно в Ижевске работала группа немецких конструкторов во главе со знаменитым Хуго Шмайсером (см. фото). Проект, разрабатываемый там, объединял в себе многочисленные заимствования из имевшихся на тот момент времени образцов автоматического стрелкового оружия, включая советские. В 1947 году было решено выставить этот проект на конкурс. Но как и кому представлять ижевский автомат? Не называть же его именем немецкого конструктора! Да и участие в конкурсе пленного немца по понятным причинам полностью исключалось. И тут подвернулся Калашников, чей образец удачно провалился на декабрьских испытаниях. Калашникова, освободившегося от обузы проекта АК-46, назначают «разработчиком» ижевского автомата, всучают ему образец проекта условно «Хуго Шмайсера», получившего название АК-47, и он в августе 1947 года в нарушение всех писаных правил идёт на испытания, на которых успешно побеждает.

Затем в конце того же года Калашникова посылают в Ижевск дорабатывать ТТХ автомата. Это, кстати, один из ключевых моментов истории с АК-47. Ведь Калашников работал при КБ Ковровского оружейного завода, но его проект загадочным образом «уплыл» к конкурентам — в Ижевск, где как раз работал Хуго Шмайсер. На самом деле, Калашникова просто прикомандировали к группе Шмайсера, чтобы из достойного русского парня окончательно сделать создателя АК-47. Последний был принят на вооружение в 1949 году.

Обычная история для сталинской эпохи, когда в целях пропаганды назначались передовики, герои и прославленные конструкторы.

Метафора. За счет чего работает и как применяется в терапии

Продолжим цикл эссе про эриксоновскую терапию и эриксоновский гипноз. И сегодня поговорим про метафору.

  • Что такое метафора
  • Для чего метафоры нужны
  • Какие бывают метафоры
  • За счет чего метафоры работают
  • Пример метафоры на работу с агрессией
  • Как метафоры применяются в эриксоновской терапии

Обо всём этом поговорим в сегодняшней статье.

Итак.
Метафора — это короткое сравнение, притча или история, которая по структуре подобна тому явлению, о котором изначально шла речь.
Конечно же, метафора не может быть на 100% точной, потому что мы говорим о разных, но похожих по структуре явлениях.

Например, мы говорим что достижение цели — это путешествие из пункта А в пункт Б, в котором герой проходит испытания, получает ценные осознания и личностно трансформируется.
Путешествие — это метафора, и необязательно что в реальной жизни человек обязательно будет путешествовать, чтобы достичь своей цели.

Но представление о пути к цели как о путешествии отражает то, что происходит во внутреннем мире человека.
Внутренний мир — это кстати тоже метафора, некое образное представление психических процессов.

Как видите, метафоры везде и повсеместно вокруг нас.

Для чего метафоры нужны в терапии.
Метафора — это способ, которым мы можем донести информацию до человека, до его сознания и бессознательного.
Можно объяснять с помощью специальных терминов и слов,
а можно преподнести информацию за счет яркой и образной метафоры, и человеку станет понятна суть явления.

Кстати, в видео, которое Вы найдете в конце статьи, я привожу пример такой метафоры — о жизненном сценарии и долгосрочной/краткосрочной терапии.

Иногда с помощью метафоры можно доставить информацию напрямую в бессознательное, в обход сознания — и это применяется в эриксоновском гипнозе, для того чтобы обойти сознательное сопротивление у клиента.

Приведу пример такой работы через метафору.
У многих людей есть запрет на агрессию. Они считают что агрессия — это плохо и недопустимо, причем в любой форме и всегда.
При этом они упускают из виду, что агрессия — это сила и энергия, которую можно употребить во благо: для защиты своих границ, для отстаивания своих интересов, для достижения целей.

Если человеку это объяснить словами — то он может сказать, что согласен, всё это логично и понятно. Но запрет на агрессию от этого не уйдет, он не сможет ощутить эту силу внутри себя.

Поэтому я в сессиях делаю работу через метафору.
Прошу клиента представить, что он — это дикое животное. Например, львица или лев.
А дальше 2 варианта:
львица идет охотиться
львица защищает своё потомство.

  • Вариант с охотой — метафорически отражает достижение своих целей.
  • Вариант с защитой потомства — это про защиту своих границ.

Предлагаю клиенту отождествиться с этим животным, и почувствовать ту энергию, которая есть внутри.
Вариант с охотой подходит не всем, по разным причинам.
А вот вариант с защитой потомства как правило очень хорошо помогает. Почувствовать себя львицей, которая защищает своих львят — это очень интересный опыт.

А дальше — вопрос. Львят защищать можно, значит потомство защищать — это хорошо и правильно. Почему же тогда нельзя защищать своего внутреннего ребенка?
Благодаря такой работе, через метафору, клиент постепенно учится быть в контакте со своей агрессией и гневом, учится чувстововать свою силу и применять ее в жизни.

Конечно, разовой работы с метафорой недостаточно, чтобы полностью преодолеть запрет на агрессию. Но такая работа может стать для клиента важным шагом к самому себе и к своей силе.

Какие бывают метафоры.
Если мы говорим о применении метафор в терапии, то это могут быть совсем короткие метафоры, состоящие из 2-3 предложений. Такую метафору можно рассказать по ходу сессии, в тот момент когда это будет кстати.

Или — можно рассказывать длинную метафору-сказку,. В этом случае вокруг такой метафоры строится вся сессия.
Терапевт помогает клиенту войти в трансовое состояние, и клиент просто слушает эту сказку. В это время его бессознательное берет из метафоры важные смыслы, способы и варианты решения — чтобы всё это применить наиболее подходящим для клиента образом.

Читать еще:  Samsung Serene E910

За счет чего метафора работает.
Когда мы показываем бессознательному пример-метафору-историю, то оно может брать из нее новые способы поведения, новые убеждения и установки, новые смыслы.
Т.е. мы показываем бессознательному образец, которым оно может воспользоваться.
Причем, этот процесс может происходить полностью на уровне бессознательного, и сознание получит готовый результат через некоторое время.

В терапии через метафору можно предложить клиенту способы решения его затруднений/вопросов/проблем, с которыми он пришел.
В сегодняшнем видео я рассказываю подробнее, о том как это делается в сессии.

Конечно, метафора — это не панацея и не лекарство от всех болезней.

  • Если мы говорим о краткосрочной терапевтической работе — то здесь работа с метафорами в эриксоновской терапии может быть достаточной.
  • Если же говорим о долгосрочной терапии — то работа с метафорами может использоваться как элемент, наряду с другими подходами.

А теперь — видео. В нем обещанная метафора про жизненный сценарий, и подробнее о том, как большие метафоры применяются в сессиях.

В следующем эссе поговорим про трансовые состояния. Какие они бывают, чем полезны, и как в трансовое состояние войти.

А как с метафорами у Вас? Используете ли, в своей жизни?
Помогают ли они Вам, или наоборот?

Буду благодарна, если напишете в комментариях свои любимые метафоры.


Вероника Крайнова
Клинический психолог, эриксоновский гипнотерапевт, коуч
Действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ)

Метафора — новое значение старых слов и примеры использования

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вы читаете статью, написанную человеком с пламенным сердцем, стальными нервами и золотыми руками. Звучит, конечно, нескромно.

Но зато эти высокопарные определения являются примерами и наглядными иллюстрации тематики этой статьи. Ведь сегодня речь пойдет о метафорах.

Метафора – это литературный прием, который позволяет сделать текст более ярким и эмоциональным. Заключается он в том, что переносит свойства одного предмета или действия на другой.

Ведь руки не могут быть сделаны из золота, сердце гореть, а нервы не из стали. Все эти определения используются в переносном смысле, и мы прекрасно понимаем, о чем говорят эти примеры:

  1. золотые руки – все, что ими делается, получается хорошо, а значит, ценно;
  2. пламенное сердце – умеющее любить, переживать сильные эмоции;
  3. стальные нервы – спокойствие и рассудительность даже в экстремальных условиях.

Определение термина и примеры метафор

Первое определение, что такое метафора, дал еще Аристотель, а это ведь почти 2,5 тысячи лет назад.

Правда, звучало оно несколько тяжеловато, все-таки автор – философ:

«Метафора – это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род»

Да, звучит как скороговорка, и очень по-философски. Но, по сути, означает то, что мы уже сказали – это перенос свойств одного предмета на другой, которые изначально ему и не очень подходят.

Чтобы было еще понятнее, лучше сразу привести примеры метафор:

  1. Выткался на озере алый цвет зари… (С. Есенин). Понятно, что никакой цвет не может «выткаться», здесь это синоним слова «отразился». Но согласитесь, звучит более красиво.
  2. Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт). Понятно, что огонь и вода – это две противоположные стихии, но здесь их соединили в оксюмороне, и получилось более поэтично, нежели вместо «пожар» стояло бы слово «всплески».
  3. Гуляет ветреный кистень по золотому войску нив… (В. Хлебников). Здесь сразу две метафоры – ветер напоминает кистень (разновидность ножей), видимо, такой же безжалостный, а колосья заменены на «золотое войско», так как их много и стоят все друг за другом.
  4. И самое простое. В лесу родилась елочка, в лесу она росла. Естественно, никакая елочка не может «родиться», ведь деревья произрастают из семян.

Если вы наблюдательны, то заметили, что метафоры в данных примерах употребляются в разных значениях. Это могут быть существительные, определения и даже глаголы.

Метафоры в литературе

Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии. Например, у Есенина практически каждое стихотворение – это целый набор таких метафорических приемчиков.

Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.

Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.

А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей.

Опять же вода не может быть серебряной, но зато мы понимает, что она очень чистая, а журчание ручья напоминает перезвон серебра. Да и «бежать» вода не может. Метафора означает, что ручей течет очень быстро.

Как и время на этой известной картине Сальвадора Дали.

В кино

Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:

  1. Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
  2. Грязные танцы – что-то в кино будет на грани фола;

  • Муравьи в штанах – что-то подростковое, да еще и связанное с сексом;
  • Человек дождя – герой не от мира сего.
  • В рекламе

    Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.

    Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:

    1. «Магия кофе» (кофеварки «De Longi»);
    2. «Революция цвета для губ» (помада «Ревлон»);
    3. «Разбуди вулкан удачи!» (сеть игровых автоматов);
    4. «Наш удар по ценам!» (магазины «Эльдорадо»);
    5. «На волне удовольствия» («Кока-Кола»);
    6. «Окунись в прохладу» («Lipton Ice Tea»).

    Разновидности метафор в примерах

    Все метафоры принято делить на несколько видов:

    1. Резкая. Это самый распространенный и самый яркий вид. Как правило, это все лишь два слова, которые абсолютно противоположны друг друга. Например, «крылья огня», «цветок луны», «взрыв эмоций».
    2. Стертая. Это метафора, которая настолько прочно уже вошла в наш лексикон, что мы употребляем ее не задумываясь. Например, «лес рук», «жизнь как мед», «золотые руки», о которых мы упоминали в самом начале статьи.
    3. Метафора-формула. Это еще более простой вид стертой метафоры. Это некие конструкции, которые мы уже даже не сможет разделить на составляющие и перефразировать. Например, «ножка стула», «носок ботинка», «чаша бытия».
    4. Преувеличение. Метафора, с помощью которой мы намеренно увеличиваем масштаб происходящего. Например, «я тебе уже сто раз говорил», «миллионы человек не могут ошибаться», «весь класс упал со смеху».

    Все перечисленные виды относятся к простым метафорам. То есть они небольшие по конструкции и, как правило, в переносном смысле употребляется только одно слово. Но есть так называемые развернутые метафоры. Это целые куски текста. И чаще всего их можно встретить опять же в поэзии.

    Обратимся за помощью к уже упомянутому Есенину:

    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.

    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
    О всех ушедших грезит коноплянник
    С широким месяцем над голубым прудом.

    Метафоры среди нас

    Метафоры обогащают наш язык. И многие употребляют их в речи, даже не осознавая этого. Например, когда приписывают людям качества различных животных:

    1. Когда мы говорим о человеке, что он как «лев», то мы имеем в виду его смелость.
    2. А когда вспоминаем «медведя», то тут, скорее всего, идет речь о габаритах.
    3. Ну, а «осел», «баран» и даже «курица» очень ярко характеризуют глупость.

    Очень много метафор в знакомых всем поговорках:

    1. «в тихом омуте черти водятся»
    2. «в каждой бочке затычка»
    3. «моя хата с краю»

    Даже жаргон частенько не обходится без метафор, например, «дать по тыкве».

    Кстати, ученые давно доказали, что метафоры активизируют творческую часть мозга. А человека, который в своей речи использует подобные приемы, охотнее слушают.

    Так что, если хотите прослыть душой компании (еще одна метафора), не стесняйтесь обогащать свой язык.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector