0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вы находитесь здесь

Вы находитесь здесь

Как SpaceX всего за десять лет стала лидером космической индустрии

Всего лишь десять лет назад, 28 сентября 2008 года, компания SpaceX впервые смогла отправить спутник на орбиту — с помощью ракеты легкого класса Falcon 1. С этого момента компания разработала тяжелые носители Falcon 9 и Falcon Heavy и захватила с их помощью половину мирового рынка коммерческих запусков, строит гигантскую ракету BFR, а еще через десять лет рассчитывает иметь собственную обитаемую базу на Марсе. Фантастические успехи компании вызывают массу вопросов: как случилось, что «частник» смог за ничтожный срок обойти даже некоторые заслуженные космические державы? И какова цена обещаниям Илона Маска добраться до Луны и Марса? Редакция N + 1 попросила экспертов — директора Института космической политики Ивана Моисеева и редактора журнала «Новости космонавтики» Игоря Афанасьева объяснить стремительное развитие SpaceX и оценить ее планы на будущее.

Грузовой космический корабль Dragon во время стыковки с МКС

«Маскофобы» объясняют успех SpaceX тем, что компания получила финансирование и технологии от NASA. В этом все дело?

Иван Моисеев: NASA заплатила за ракету Falcon 9, как говорят, «на корню». Это означает, что ракета еще не была построена, а американское космическое агентство уже начало выплачивать деньги компании SpaceX — в рамках контрактов на доставку грузов на борт Международной космической станции. SpaceX удалось эти деньги эффективно использовать и расширить свою деятельность — получить заказы на запуски спутников от других стран, от американских военных и от телекоммуникационных компаний.

Конечно, эти успехи не были бы возможны без того технологического капитала, который был собран в США на данный момент. И задача NASA и тогда, и сейчас как раз и состояла в том, чтобы внедрять ту интеллектуальную собственность, которая концентрируется у агентства. Это был очень большой вклад в успех SpaceX.

Игорь Афанасьев: Несомненно, внешнее финансирование от NASA и других госструктур (в частности, от DARPA) на ранних (но не на первых) этапах разработки ракет-носителей и космических кораблей в значительной мере повлияло на успех SpaceX.

Однако нельзя сбрасывать со счетов и то, что Маск начинал работу на деньги компании (можно сказать, на свои собственные) и/или на средства, которые ему удавалось привлечь путем из внешних источников и венчурных фондов. И эти суммы измерялись шести-семизначными цифрами и росли от этапа к этапу. В частности, при разработке легкой ракеты Falcon 1 Маск понимал, что его собственных сбережений едва хватит на создание небольшого, сравнительно простого носителя, и с самого момента образования SpaceX необходимо наладить хорошие отношения с государственными ведомствами — NASA и Пентагоном — в наибольшей степени заинтересованными в исследовании и освоении космоса.

Сделав первую ракету и продемонстрировав потенциальным заказчикам возможности своей компании, Маск заручился господдержкой и получил возможность построить на ее базе мощную Falcon 9. Вслед за этим SpaceX, вооруженная новым носителем, стала не только еще одним игроком на рынке пусковых услуг, но и мощным драйвером развития ракетно-космической техники в США и во всем мире.

Доли компаний и стран на рынке коммерческих запусков

Tim Hughes, SpaceX

Впрочем, существуют и конспирологические точки зрения, например, что Маска «взрастило и вскормило» NASA (самостоятельно или при поддержке Пентагона) создавая конкурента крупнейшим аэрокосмическим гигантам сегодняшнего дня Boeing и Lockheed Martin, которые, с точки зрения ряда экспертов, «зажрались и откусывают от бюджетного пирога слишком жирные куски, неадекватные приносимой пользе».

Первый запуск сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy

Каково главное техническое достижение разработчиков ракет Falcon?

Иван Моисеев: Я бы обозначил два главных достижения, они немного разноплановые.

Первое — это то, что они еще на этапе разработки будущей ракеты Falcon 9 адаптировали ее под требования рынка. В частности, они применили простые двигатели с открытой схемой. В них генераторный газ, который вращает турбонасосы, просто сбрасывается, а не подается в камеру сгорания, где он мог бы создавать дополнительную тягу.

Такие двигатели считаются устаревшими, они менее эффективны, чем с закрытой схемой. Но, поскольку они оказались дешевле, проще, SpaceX на этом здорово выиграла.

Во-вторых, они разработали возвращаемую ступень. Это уже собственная инициатива SpaceX, это делалось не за счет средств от контрактов с NASA, но это позволяет компании достаточно здорово экономить на запусках — до 20-25 процентов.

Игорь Афанасьев: Реальных достижений несколько.

Первое: создание, серийное производство и эксплуатация двухступенчатой ракеты-носителя среднего/тяжелого класса с высочайшими на сегодня показателями эффективности конструкции без применения кислородно-водородного топлива. По числу ступеней и соотношению массы полезного груза к стартовой массе Falcon 9 эффективнее таких ракет-носителей аналогичного класса, как Ariane-5, «Чанчжэн-5», «Зенит», «Протон» и тому подобных.

Второе: отработка технологии посадки и первых этапов многократного использования самого дорогого и обычно утрачиваемого элемента ракетно-космической транспортной системы — многодвигательной первой ступени. В случае подтверждения заявленных характеристик это может стать трендом в современной ракетно-космической технике.

Третье: исключительно высокий темп пусков (не характерный для американских ракет-носителей 2010-х годов) и хорошие стоимостные показатели, позволившие завоевать значительную долю рынка запусков, выжав с него (или значительно умерив пыл) традиционных игроков с их средствами выведения, созданными по технологиям 1960–1980-х годов.

Посадка боковых ускорителей Falcon Heavy

Станет ли многократное использование первых ступеней ракет SpaceX действительно экономически выгодным?

Иван Моисеев: Мне кажутся весьма сомнительными обещания, что использованные первые ступени смогут после возвращения сразу, почти без подготовки, снова отправиться в космос. Серьезные проверки, тесты, подготовка к новому пуску все равно будут нужны. SpaceX может, конечно, сокращать затраты на это, но есть принципиальные вещи которые не сократишь.

Но дело в том, что сокращение стоимости пуска даже на 25 процентов для ракетной отрасли это очень много, это очень хороший показатель. Если удастся, скажем, снизить цену на один процент — это уже серьезные деньги, потому что запуски стоят миллионы долларов, а тут сразу 25. И Илон Маск совершил революцию в некотором смысле, потому что инерция мышления разработчиков заставляла делать максимально эффективные двигатели и не очень заботиться о судьбе ступени. А он сделал все наоборот и добился результата.

Игорь Афанасьев: Многократное использование первых ступеней наладить уже получилось. Правда, пока это процесс сводится к двукратному применению ракетных блоков (но уже скоро нам обещают нечто большее, с помощью самого свежего варианта носителя Falcon 9 Block 5). Привело ли это к реальному снижению затрат? Сказать трудно — компания (как и большинство пусковых провайдеров) не дает конкретных «ценников», приходится либо верить Маску на слово, либо «прикидывать на пальцах», оперируя пропорциями, указанными ранее официальными представителями SpaceX .

Если считать, что первая ступень стоит 60-80 процентов всей двухступенчатой ракеты Falcon 9, то при двукратном ее применении (без учета межполетного обслуживания) расходы на пуск составляют 60-70 процентов от стоимости аналогичной одноразовой ракеты, при трехкратном — 47-60 процентов. Цель инженеров Маска — снизить расходы на порядки. Сделать это будет крайне сложно с учетом неизбежного появления при многократных пусках упомянутых выше расходов на межпусковые операции, включающих ремонт изношенных механизмов, восстановление потерянных в процессе входа в атмосферу участков теплозащиты, очистку от копоти двигательных установок и т.п. К слову сказать, в процессе эксплуатации системы Space Shuttle эти расходы оказались значительно выше, чем предполагали разработчики.

Предполагаемый облик сверхтяжелой ракеты BFR

Насколько реалистично выглядит проект ракеты BFR грузоподъемностью 150 тонн?

Иван Моисеев: Это ракета останется на бумаге, как и предыдущий проект — марсианский транспортер. Дело в том, что на нее нет заказчика. Разработка ракеты такого класса, класса сверхтяжелой лунной ракеты Saturn V, стоит десятки миллиардов долларов даже если очень сильно экономить. На создание ее аналога, ракеты SLS, уже затрачено 30 миллиардов долларов.

У SpaceX таких денег нет, и другого заказчика на эту ракету нет, потому что NASA в своих межпланетных проектах ориентируется на использование своей собственной ракеты SLS. Нет заказчика — нет ракеты.

Игорь Афанасьев: Проект BFR по габаритам не больше летавшей полвека Saturn V, а по стартовой массе — легче оставшегося на бумаге советского носителя «Вулкан», который предполагалось создать на базе «Энергии». Кислородно-метановые двигатели Raptor для BFR по габаритам близки к стоявшим на советской лунной ракете Н-1 кузнецовским НК-33. Аналитики отмечают, что финансовая сторона проекта уже не так безнадежна, как раньше и не вызывает стойкого отторжения у потенциальных инвесторов. Не исключено, что при определённом раскладе проектом заинтересуется NASA, ведь одна из целей BFR — замена корабля Dragon, обслуживающего МКС.

Читать еще:  Мобильные игры: выпуск 61

Оставив в стороне экономику проекта, можно сказать, что в целом особых сомнений в реализуемости BFR нет (как показывает практика, решить можно едва ли не любую инженерно сформулированную задачу, не противоречащую законам механики). Но остается множество вопросов как ко всей концепции в общем, так и к деталям в частности. По-прежнему трудно достичь заложенных показателей совершенства ступеней. Неизвестно, как быть с акустическими нагрузками, которые для первой ступени BFR почти вдвое выше, чем было на «Сатурне». Повышенная акустика заставляет усиливать конструкцию, сильно утяжеляя ее. Скептики отмечают утопичность идеи «универсальной системы, способной совершать посадку на Землю, Луну и Марс, а также на все остальные небесные тела», как декларирует Маск. Очень большие сомнения в возможности проведения «конвейерных пусков» — а для будущей колонизации Марса необходимы тысячи стартов в год!

Много вопросов вызывает плановая эксплуатация системы, предусматривающая минимум ремонтно-восстановительных работ после полётов BFR, либо полный отказ от них и даже от технического обслуживания. Между тем, до сих пор необслуживаемую технику (кувалды, топоры и прочий инвентарь не рассматриваем) никому реализовать не удалось — даже автомашины (не говоря уже о самолетах) проходят регулярные техобслуживания. Абсолютно непонятно, как создать неремонтируемый ракетный летательный аппарат, подверженный куда более высоким нагрузкам?

Неясно, как решается вопрос аварийного спасения экипажа и пассажиров BFR при нештатном запуске. Маск сводит все к аналогии с пассажирской авиацией, где ни экипаж, ни пассажиры не имеют средств спасения в аварийных и катастрофических ситуациях. При желании в этих рассуждениях можно найти рациональное зерно, но надо учесть, что «история авиации написанная кровью», насчитывает более 100 лет, тогда как ни одного межпланетного пассажирского полета еще выполнено не было (на Луну летали профессионалы, и для них риск был повседневным явлением), посему распространение авиационного опыта и критериев на дальние космические полеты кажется малообоснованным.

Эксперты отмечают и ходульность расчета SpaceX «на взрывной рост космической экономики». Да, снижение стоимости доступа в космос, возможно, приведет к некоторому росту грузопотока «Земля-космос-Земля». Кое-кто считает, что в этом случае станут рентабельными частные орбитальные станции, а туристические полеты будут доступны широкой аудитории. Но сейчас нет ровным счетом никаких признаков того, что рост грузо- или пассажиропотока возрастет экспоненциально, как требуется для эксплуатации BFR (не считая, конечно, случая с планами по колонизации Марса).

Концепт марсианской базы SpaceX

Удастся ли SpaceX отправить в середине 2020-х годов людей на Марс и построить там обитаемую базу?

Иван Моисеев: Это чистая фантастика. Во-первых, кто будет заказчиком этого проекта? У этого заказчика должны быть деньги не только на сверхтяжелую ракету, но и на корабль, и на всю инфраструктуру, на постоянное снабжение этой базы. Для того, чтобы высадить всего лишь двух астронавтов на Марс и вернуть их обратно (а Маск, напомню, планирует отправить сотни людей), нужно, по некоторым оценкам, 500 миллиардов долларов. Самый крупный заказчик в этой области — NASA, его бюджет составляет 20 миллиардов долларов в год. То есть если NASA будет заниматься только Марсом и ничем больше, то нужно 25 лет, чтобы этот проект осуществить.

Поэтому все эти разговоры про Марс разговорами и останутся. Как только начинают считать деньги и спрашивать «кто будет платить?», сразу выясняется, что платить некому. Кроме того, автоматы работают достаточно хорошо, передают очень много информации с Марса, поэтому и в научном плане пилотируемая экспедиция не оправдается. Какой смысл в обитаемой базе, если ровер может годами ездить и собирать информацию?

Игорь Афанасьев: Здесь слишком много «если». Если проект BFR «завяжется», если Маск найдёт необходимые деньги, если летные испытания ракеты пойдут в намеченном темпе, и так далее. Но, судя по тому, насколько затягиваются сроки реализации обширной программы SpaceX по сравнению с ранее опубликованными планами, скорее всего — нет.

Но это закономерно: в космонавтике каждый последующий шаг дается гораздо тяжелее предыдущего, как будто карабкаешься по лестнице со все возрастающей крутизной. Создание гигантской ракеты размерами с BFR — большой шаг, отправка людей к Марсу — грандиозный шаг, а постройка базы, да еще к концу следующего десятилетия вообще кажется утопией. Кроме того, все основные успехи SpaceX последних десяти лет так или иначе связаны с решением задач в интересах государственных учреждений. Но высадить людей на Марс NASA планирует (во всяком случае, в настоящее время) самостоятельно, хотя нельзя полностью исключить возможность подключения «частников» (считай — SpaceX и, возможно, Blue Origin) на каком-то этапе реализации программы. Большинство технических аспектов проблемы представляется реализуемыми, хотя масштабы разработок поражают.

Даже здесь и сейчас вы все равно находитесь там, где должны быть

Ваш личностный рост не зависит от того, насколько идеально складываются обстоятельства, или от того, насколько легко вам управлять всеми переменными своего окружения. А еще ваше развитие вовсе не является результатом того, подчиняется ли вашей воле целый мир. Как и не является продуктом вашего огромного желания сдвинуть то, что сдвинуть нельзя, изменить то, что уже сделано, или контролировать то, что определенно вам не подвластно.

Ваше развитие зависит только от вашей реакции на все эти вещи. От того, насколько хорошо вы умеете приспосабливаться, и от того, чем вы считаете свои ошибки: неудачами или новыми возможностями.

Развитие – это постоянное движение вперед. Порой оно требует остановиться, хорошенько отдохнуть и пересмотреть свое направление. А иногда развитие требует позволить себе пустить корни, расцвести или научиться ценить все хорошее, что уже есть в вашей жизни, ведь порой вы забываете о стольких хороших вещах!

Очень трудно представить себе, что мы находимся на правильном пути, если все переворачивается с ног на голову, и мы уже не понимаем, в каком направлении нужно идти дальше. Точно так же трудно принять, что мы не всегда будем центром вселенной и всего того, что в ней может происходить правильно или неправильно.

Нам часто кажется, что мы можем измерять и контролировать успешность своей жизни по тому, как много вещей у нас получается делать правильно одна за другой. Но мы не учитываем всевозможные пробелы, остановки, паузы и неожиданности, которыми щедро усеяна плодородная почва нашей жизни.

Даже если вы сейчас и не там, где хотели оказаться, вы все равно находитесь в месте, где должны быть. И об этом важно помнить.

Каждый отдельный период вашей жизни несет в себе какой-то смысл, урок и является следующим шагом навстречу вашему предназначению.

Единственным реальным показателем нашего продвижения по жизненному пути является то, как именно мы расцениваем его долины – как неудачи или же как дороги к новым вершинам. И что здесь действительно меняется в нашем сознании, так это то, расцениваем ли мы свою жизнь как состоящую из «правильных» и «неправильных» частей, рассматривая ее как сложный и живой опыт, ведущий к достижениям на каждом следующем повороте.

Правда в том, что весь предыдущий опыт готовил вас к тому, что ждет сегодня. А все, с чем вы сталкиваетесь сегодня, готовит вас к будущему, о котором вы так просили.

Знаю, очень легко подумать, что жизнь необратимо изменилась, потому что, по сути, так оно и есть. Но вы должны сами решить, что эти изменения значат лично для вас. Решить, вызовет ли этот новый период вашу признательность и принесет ли вам желаемый отдых и исцеление. Или же он станет для вас периодом горечи, разочарований и готовности сдаться.

Иногда путь сворачивает в неожиданном направлении. Но это не означает, что мы должны изменить свою конечную цель. Нет, на самом деле этого говорит о существовании в этом ответвлении чего-то такого, что нам обязательно нужно увидеть.

Новое видео:

=Вы находитесь здесь=: список-мем, который вышел из-под контроля

Благодаря успехам Илона Маска человечество сделало очередной рывок в сфере мемообразования!

Читать еще:  Samsung Serene E910

Устоявшийся шаблон этой шутки возник на фоне успехов компании Space X. Не будем спорить, что подобные конструкции встречались и до ее популярности. Точно понятно лишь то, что цитируемость мема подскочила в связи с триумфом Falcon 9, которому были так не рады скучные скептики. Все началось с того, что кто-то придумал вести учет достижений компании Илона, которой многие прочат скорый крах.

Оказалось, что в мире происходит уйма вещей, которые можно описать по шаблону «=вы находитесь здесь=»! В том числе и нынешнее противостояние Рунета и РКН.

ой, да ладно, рутрекер не заблокируют
ой, да ладно, впн не запретят
ой, да ладно, телегу не забанят

== вы находитесь здесь ==

ой, да ладно, интернет не изолируют
ой, да ладно, границу не закроют
ой, да ладно, монархию не вернут
ой, да ладно, крепостное право — это уже история

— нужно построить зиккурат (@thatbananacat) 13 апреля 2018 г.

— Мы не блокировалт ничего
— Ну разве что немножко
— Мы их предупредили, сами виноваты
— Вы находитесь здесь —
— Google, Amazon и Microsoft – террористы

Краткий пересказ поездки к маме pic.twitter.com/Yg1h74KdGJ

— Денис Чужой (@fe_city_boy) 30 июня 2017 г.

-да не, какая тюрьма за репост
-да не, гугл не заблочат, ты че
-да не, границы не закроют
-да не, норм баланда

— медовая булочка (@marichouette) 22 июня 2017 г.

Вангую следующие стадии отрицания отравления Скрипаля российскими спецслужбами:

— Это не мы.
===Вы находитесь здесь===
— Мы, но не газ.
— Газ, но не наш.
— Наш, но уволился.
— В любой аптеке продаётся.

— Michael Avrinsky (@gsl2k10) 13 марта 2018 г.

Ой, да ладно, Путин не пойдёт на третий срок.
Ой, да ладно, митинги нельзя запретить.
Ой, да ладно, на кой нам Крым?
Ой, да ладно, мы не попремся в Сирию.

== Вы находитесь здесь ==

Ой, да ладно, какая атомная война?
Ой, да ладно, мы не умрём!

— Педантичный Милонов (@razum_milonova) 14 апреля 2018 г.

== вы находитесь здесь ==
== вы находитесь здесь ==
== вы находитесь здесь ==
== вы находитесь здесь ==
== вы находитесь здесь ==
== вы находитесь здесь ==
=== вы находитесь здесь ===
== вы находитесь здесь ==
== вы находитесь здесь ==
== вы находитесь здесь ==

Россия побеждала мракобесие прошлых лет

==== вы находитесь здесь ===

Россия победит мракобесие нынешних лет

— Олег Козырев (@oleg_kozyrev) 15 апреля 2018 г.

микроблогеры тусуются
микроблогеры женятся
микроблогеры разводятся
микроблогеры жалуются на давление
=вы находитесь здесь=
микроблогеры ругаются на лавках у подъезда
микроблогеров хоронят

— Игорь [свинина-скотина] Борода (@rizhaya_borodka) 15 апреля 2018 г.

• мама испекла яблочный пирог
• поел пирога
• поел пирога
• поел пирога
— — вы находитесь здесь — —
• поел пирога
• поел пирога

— Anton Semakin (@antonsemakin) 15 апреля 2018 г.

Alpha Centauri

автор: Sviatoslav Remez · 30 октября, 2019 4948

Встретились как-то вечером с друзьями детства. Небольшая компания, очень давно не виделись. Много общались насчет что у кого стряслось за последних пару лет, какие новости и так далее. Плавно начали разговаривать «за жизнь». Так бывает, когда действительно давно не видишься со старыми друзьями. Кто-то рассказывал о новом хобби, кто-то о планах на будущее, великих и маленьких мечтах, политике и том, как же классно он выдрессировал свою немецкую овчарку.

Слово за слово, и, уже не помню кто, зацепил тему космоса. Что-то насчет космонавтов на МКС и что государства такие огромные деньжищи на это тратят. Мол какой в этом толк – нам, простым людям, от существования этой станции в космосе ни холодно, ни жарко. Ничего нового не придумали, и со времен высадки людей на Луне ничего интересного не сотворили.

Усилием воли сдержав порыв вывалить на находящихся в комнате друзей тонны аргументированного несогласия с данными рассуждениями, я спросил, знают ли они о самых свежих новостях по данной тематике. Оказалось, что из всех присутствующих космические просторы всерьез все так же интересовали только меня. Так как на тот момент я уже довольно давно пристально следил за всем, что происходило в сфере освоения космоса – найти интересные и толковые аргументы не составило труда. Очень быстро все включились в дискуссию и общались на данную тему. Кто-то с реальным интересом, другие лишь время от времени подбрасывая так хорошо знакомое «вот когда будет реальный результат, тогда и можно засчитывать успех».

Я кое-что рассказал о SpaceX и том, как захватывающе и ново все то, что они делают. Не все были так воодушевлены как я, но аргументы слушали и обсуждали. И тут я вспомнил о списке, который то ли Alpha Centauri в видео на YouTube показывали, то ли ссылка на него в комментариях была прикреплена. Список назывался «Вы находитесь здесь» и показывал, на каком этапе своих задач находится SpaceX. Воспользовавшись отдыхавшим на столе ноутом я нашел что искал.

В скором времени обсуждать этот список остался я и еще два человека. Остальные благополучно переместились на диван пить пиво и говорить на другие темы. Мы же втроем остались возле ноутбука, развивая тему освоения космоса и деятельности компании Илона Маска. Находя и включая исторические важные моменты со стримов запусков ракет и посадок ступеней то на площадку космодрома, то на плавающую баржу в океане и видя реакцию друзей – я понял, что им это действительно интересно. Если показать, что есть реальные результаты и реальный прогресс в технологиях, то даже не интересовавшийся этим человек может найти в этом смысл и увидеть практическое продвижение вперед в этой сфере. Некоторые люди находят в своем сознании место для интереса такими вещами. В конце концов – все мы люди, цивилизация, и даже если ты сам не строил эту ракету или спутник, ты все-равно ощущаешь себя частью того, что происходит.

Все мы, кто интересуется космосом – пришли к этому тем или иным способом. Для двоих из моих друзей таким окном в космический мир стали те несколько часов, что мы провели, обсуждая достижения современного ракетостроения и планов человечества по освоению ближнего и дальнего космоса. Один из них до сих пор время от времени присылает мне сообщения типа «Эй, на ютубе видео есть, где спутники старлинка видно. Смотрел?». Это очень приятно. Он работает во Львове, с утра до вечера 6 дней в неделю, но все-равно находит время, чтобы пролистать новостную ленту и быть в курсе событий.

Сегодня я вспомнил об этом списке «Вы находитесь здесь», нашел, и сразу в памяти всплыл тот забавный вечер. Поэтому если ктото из ваших знакомых или друзей спросит вас «а какой толк от всех этих роботов или спутников возле Луны?» — покажите ему этот список, найдите правильные слова, чтобы показать всю картину в целом. Кто знает, может и он найдет для себя в этом смысл, и вы будете человеком, открывшим кому-то окно в новый, захватывающий и интересный мир. И когда лет через 5-10-15 у всех на слуху будет высадка первых людей на Марсе или Луне, когда будет ажиотаж подобно тому, который был во время первой высадки людей на спутник Земли – вы сядете возле телевизора смотреть трансляцию с осознанием того, что знаете сколь много пришлось пройти, чтобы достичь этого момента. Вы будете осознавать, что с переживанием смотрели на YouTube стримы испытаний и важных запусков, следили за всеми новостями, радовались маленьким и большим удачам и сопереживали, когда что-то шло не так. Будете знать, что даже не конструируя жилые модули или части ракеты вы – часть происходящего. Будто прошли этот путь от планирования, первых проб, ошибок и озвучивания амбициозных планов, в которые никто не верил – до момента, за которым следит все человечество. И чувствовать себя частью этого, осознавая всю глубину происходящего. Ведь это имеет смысл. Правда?

Вы находитесь здесь

Привыкший к практически асептичным условиям жизни, современный человек пытается оградиться от влияния внешних загрязняющих факторов. Но зачастую не рассматривается возможный вариант смены полюсов, когда он сам становится источником загрязнений окружающей среды. К сожалению, его иверсированные биоповреждения в большинстве случаев остаются необратимыми.

Читать еще:  Гостайна как метафора

Так же как в стерильное помещение проникает организм – контаминант, в белый цвет врезаются краски, захватывая пространство кадра. При этом человек, создатель разрушающих изменений чистоты уходит на второй план, оставляя за собой лишь последствия, тени. Такие пятна невозможно ни вырезать из композиции, ни вывести, не нарушив общий баланс. Стоит ли рассматривать такой исход загрязнений с чувством восхищения перед человеком-создателем, принося цветы на памятник его превосходства? Или стоит обернуться и возложить их на могилу природы?

«Ужас. Вы находитесь здесь» – персональная выставка Таты Гориан в галерее ZGA / пространстве Школы современной фотографии ДокДокДок.

Экология как глобальная проблема человечества исследует взаимоотношения «живого» с окружающей средой, а Тата Гориан – вне-академический «разрыв между художественным действием, зрительским восприятием и экологической чувствительностью в разделенном пространстве белого куба». Разделение здесь – не одна только формальная характеристика среды, она представляет собой причины творческого беспокойства, мотивации к действию.

Антропоцен шагает по планете – культурный поворот совершён, тело (в терминологии Андрея Шенталя) принимает позу природно-цифрового хиазма, а новый романтизм выстраивает политику аффекта. Человек эволюционирует или нет?

По мысли Чарльза Дарвина экология – это условие борьбы за существование. Кого с кем? Кажется, сиюминутного Человека настоящего с сущностным Человеком будущего. Между этими позициями зияет пропасть, заполненная отходами. Она приводит нас в ужас. Его (помимо травмы от безвозвратного исчезновения мира, который мы когда-то знали) и запечатлевает Гориан.

Совместно с кураторкой Феодорой Доможиловой-Каплан художница конструирует воображаемую ситуацию большой Игры, перехода от оцепенения к действию.

Выставка оказывает почти терапевтическое воздействие на зрителя, изолированного пространством белого куба, способным фокусировать и обострять внимание.

Сегодняшний сознательный человек понимает, что он оказался в рамках надвигающейся экологический катастрофы. В чем же причина нашего плачевного положения? Этого мы не способны помыслить, но можем прочувствовать благодаря присутствию в пространстве. Именно в «пространстве», смысл которого (выводимый из философии Мартина Хайдеггера) заключен в отсутствии означающей привязки – мы пытаемся осмыслить не место и не вещи, которые его заполняют, (назначение их постоянно меняется), а причины настоящего состояния окружающей среды.

Философ Тимоти Мортон убеждён, что причины эти нам не доступны – они относятся к будущему, которое недостижимо. Экологические предметы и произведения искусства связаны с отсутствием конкретики; их форма – существование и явление себя – прошлое. Сущность эко-предметов – будущее; они располагаются в пропасти, плоскости неизведанного, пугающего пространства – куба, белый цвет которого обусловлен историей развития выставочной практики.

Структура выставки – слои – природных объектов и искусственно созданных предметов квази-культуры, цифровых медиа-пространств, компьютерных интерфейсов и экспериментальных музыкальных фраз. Их форма – прошлое и рассказ о нём.

Тут – окрашенный «под мрамор» конус из пластиковой скатерти стремится ввысь, в мозаичном зеркале производства отражается лес, пиксельная птичка ест «реального» комара, там – проекция яблоневого дерева (раскрывает её происхождение захваченный камерой курсор) перекрывает собой прикреплённые к стене искусственные яблоки, за урбанистической занавеской прячется смущенная (или испуганная?) уточка, а кактус отращивает накладные ресницы.

Предметы и объекты на фотографиях – маргиналы рынка потребления. Ответственность, то бишь – «чувство экологической вины», за их практическую неприкаянность ложится на художницу и, закономерно, на зрителя. Кажется, у нас ещё есть шанс – остаётся только выбрать, куда отправить «мусор». На переработку или на корм организмам -суперпомощникам, способным переваривать пластик! В такой игре нет проигравших.

Видим и чувствуем мы не только и не столько фотографии или коллажи, составленные из разновеликих рамок кадров, но и процесс их создания – один за другим снимаем цифровые и смысловые слои в попытке пересказать авторский «сюжет».

Этикеток на выставке нет – децентрализация уравнивает произведения в правах и репрезентациях. Природа здесь равна Человеку. Ведь разделение на данные системы не имеет смысла. Нет больше природы, нет больше человека – есть только умозрительность заглавной буквы. Всё связано со всем, ничто не исчезает бесследно.

«Ужас. Вы находитесь здесь» не концентрируется на проблемах политической экономии, а избавляет участника выставочной игры от паранойи, но не благодаря актуальным сегодня «положительным эмоциям». Их место занимают размышления об ответственности и «жутком» (по Фрейду) – проявлении патологий повседневной жизни, с которыми ежедневно соприкасается наше тело.

В пространстве белого куба, где живёт страх, пропасть между прошлым и будущим растягиваешься на максимальную ширину и является «местом памяти» о переживаниях личностной экологии – сознательной и около-лирической.

Вы находитесь здесь

Узнайте, какие инструменты ВКонтакте помогут сохранить привычный ритм жизни, когда нужно оставаться дома.Посмотреть

вы находитесь здесь

Информация

Другое

Действия

Не ограничивайте себя во время самоизоляции!

Узнайте, какие инструменты ВКонтакте помогут сохранить привычный ритм жизни, когда нужно оставаться дома.Посмотреть

1 316 записей

Слаще всего — дышать
Воздухом у воды,
В одиночку гулять, Показать полностью…
Оставляя следы

Необутой стопой
В мокром тугом песке,
Или пить кофе с тобой
В крошечном городке,

Жмущемся, точно кот
К блюдечку с молоком, —
К гавани (слово «порт»
Будет им велико).

Это шторм или бриз?
Хлопает полотно.
Солнце, спускаясь вниз,
Превращает в вино

Свой вечерний чертог.
Яблоко Гесперид
Катится на восток
И под водою — спит.

Выдох и вдох: волна
Набежала — и вспять.
Тьма встаёт как стена.
Слаще всего — дышать.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ОНЛАЙН КОТОРУЮ МЫ ЗАСЛУЖИЛИ

25, пн
ЭТГАР КЕРЕТ И ЛИНОР ГОРАЛИК. ОНЛАЙН-ДИСКУССИЯ ДВУХ ПИСАТЕЛЕЙ
керет крутой и горалик крутая. поговорят там за литературу, язык, повседневность, еврейство и прочие приколы. Показать полностью… еще и на английском. сплошное самообразование.
facebook.com/events/605361580324084

26, вт
ЛИДА ЮСУПОВА. ОНЛАЙН-ЧТЕНИЯ И РАЗГОВОР С ПОЭТОМ
юсупова — великая. понять почему это так нам всем помогут (кто бы мог подумать) центр вознесенского и илья данишевский. стандартная схема — тексты и разговоры (ответы на вопросы уважаемых зрителей). ребята записываемся не проходим мимо 🙂
facebook.com/events/2879507375505154

27 , ср
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ НАТЫ СУЧКОВОЙ «СТРАНА»
классический формат «почитали-разошлись». про россию про не-столицу про снега за окном про милых и несчастных (возможно? или ИНОЕ?). точно узнаем на презентации.
facebook.com/events/173745257331957

29, пт
ДИАЛОГИ МЕДИАТОРОВ ПО ВЫСТАВКЕ «СЕКРЕТИКИ»
и снова жерло разврата радует нас. еще одна сессия разговоров с молодежью о позднесоветском андере. и какое чудное время — посреди дня в пятницу. мечта.
facebook.com/events/1349932521866037

31, вс
ОНЛАЙН-МАРАФОН «РЕДКИЕ ВИДЫ»
о боже что это неужели грандиозный книжно-музыкальный марафон в поддержку НЕЗАВИСИМЫХ КНИЖНЫХ? и прям задонатить можно этим самым КНИЖНЫМ? и гости там от бг псоя короленко ренаты литвиновой до позоров и шумных и угрожающих выходок? а среди ведущих феликс. сандалов. ? охуеть дайте два
musicforbooks.ru

Погасло дневное светило; Показать полностью…
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный.
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной. Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

ибо я услыхал как во сне
голос твой

голос чистый, как снег
хрупкий, как крыло мотылька Показать полностью…

грустный голос
он звонче был всех
хоть ко мне он шел издалека

я на сердце ладонь положил
там звенели осколки
меня

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector