0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Итоги 2013 года: графические ускорители

Содержание

i3D-Speed 01’13: Январь 2013 года

Регулярные (ежемесячные) i3D-Speed — это проект iXBT.com, целью которого является предоставление отчетов о производительности целого набора видеокарт на драйверах под Windows 7.

В материале присутствуют сводные диаграммы производительности популярных современных видеокарт. В наших традициях было и остается определение наилучших соотношений цена/производительность.

Вопросы качества в 3D-графике на примерах многочисленных игр рассматриваются в отдельном материале.

Дальнейшее содержание

1. Конфигурация тестового стенда

Компьютеры на базе процессора Intel Core i7-3960X (Socket 2011):

  • 2 процессора Intel Core i7-3960X (o/c 4 ГГц);
  • СО Hydro Series H100i Extreme Performance CPU Cooler;
  • СО Intel Thermal Solution RTS2011LC;
  • системная плата Asus Sabertooth X79 на чипсете Intel X79;
  • системная плата MSI X79A-GD45(8D) на чипсете Intel X79;
  • оперативная память 16 ГБ DDR3 Corsair Vengeance CMZ16GX3M4A1600C9 1600 МГц;
  • жесткий диск Seagate Barracuda 7200.14 3 ТБ SATA2;
  • жесткий диск WD Caviar Blue WD10EZEX 1 TБ SATA2;
  • 2 SSD Corsair Neutron SSD CSSD-N120GB3-BK;
  • 2 блока питания Corsair CMPSU-1200AXEU (1200 Вт);
  • корпус Corsair Obsidian 800D Full-Tower.

На стенде установлена операционная система:

  • Windows 7 Ultimate 64-битная, DirectX 11;

Использовался монитор Dell UltraSharp U3011 (30″).

Список программного обеспечения, используемого в качестве инструментов для тестирования, можно увидеть здесь.

2. Список видеокарт

Далее мы приведём список исследуемых графических процессоров (видеокарт), состоящий из ссылок на страницы. Каждая содержит краткую характеристику самой карты.

3. Новости за Январь 2013 года и текущие дела

Добавлен ряд новых видеокарт, отмеченных в списке значком .

  • 3.1. За отчетный период на веб-сайтах производителей последние версии драйверов были следующими:
    • Nvidia — серия ForceWare, унифицированный драйвер для всей линейки видеокарт Nvidia, версии:
      • Windows 7: 310.90
    • AMD — серия Catalyst, унифицированный драйвер для всей линейки видеокарт AMD, версии:
      • Windows 7: Catalyst 13.1
  • 3.2. В этом выпуске для сводных диаграмм для карт Nvidia использовалась версия драйверов 310.90, для карт AMD — версия Catalyst 13.1.

4. Сводные диаграммы производительности видеокарт на последних версиях драйверов за Январь 2013 года

Желающие скачать все результаты в формате Excel (формата Office 2003) — могут взять архив формата RAR 3.0 или ZIP.

Читатели, которые хорошо разбираются в трехмерной графике, сами смогут разобраться, посмотрев представленные далее диаграммы, и сделают вывод для себя. Те, кто хочет почитать наши суждения по результатам тестов, могут почитать наши комментарии в базовых обзорах по тому или иному GPU (см. раздел 3D Video). А для новичков и тех, кто только-только занялся вопросом выбора видеокарты, мы сделаем некоторые более подробные пояснения.

Во-первых, имеет смысл ознакомиться с нашими краткими справочниками по семействам современных видеокарт и процессоров, на основе которых они выпускаются. Следует отметить частоты работы, поддержку современных технологий (шейдеры), а также конвейерную архитектуру.

Во-вторых, в разделе 3D Video наш читатель, который только-только столкнулся с проблемой выбора видеокарты и растерян, может ознакомиться как с азами трехмерной графики (все равно они понадобятся, ведь запуская игру и входя в ее настройки, пользователь столкнется с такими понятиями, как текстуры, освещение и т. д.), так и с базовыми материалами по новым продуктам. Всего компаний, выпускающих графические процессоры, две: AMD (ATI) и Nvidia. Поэтому основная масса информации разбита именно на две части. Ежемесячно выходят также i3D-Speed, где как бы сводятся в одно все сравнения разных карт для разных ценовых секторов.

В-третьих, посмотрим на диаграммы, а затем кратко подведем итоги.

4.13 Замечания по работе видеокарт на ряде последних версий драйверов:

  • Если результаты какой-либо карты на сводной диаграмме отсутствуют, то есть равны 1 или 0, это означает, что данный тест на данной карте не запустился, либо работал некорректно.
  • Даже по форме изгиба линий, мысленно соединяя верхушки столбцов на диаграммах, можно судить, насколько та или иная игра требовательна к карте и (или) к центральному процессору. Если кривая выпуклая и много карт показывают схожие результаты, то значит, в данном разрешении и при данной нагрузке вся производительность упирается в ресурсы системы, а не в потенциал ускорителей. А если, напротив, кривая вогнутая, и по мере снижения мощи ускорителей резко снижается производительность, то тут все ясно: игра очень сильно нагружает видеокарты, и потому вся скорость зависит только от возможностей акселератора.

5. Расчет рейтингов 3D-акселераторов на конец месяца

Расчет проводился на основе полученных данных по игровым тестам, а также тестов в 3DMark 11 и теста на базе бенчмарка Unigine Heaven.

Желающие провести свой расчет и определить рейтинг, исходя из своих оценок, могут скачать таблицу в формате Excel (формата Office 2003) — архив формата RAR 3.0 и ZIP.

Методика расчета рейтингов описана здесь.

Расчет мы выполним при следующих допущениях:

  1. процент соотношения потребности в производительности и качестве распределяется так:
    • приоритет по производительности — 60%
    • приоритет по качеству — 40%
  2. Рейтинг полезности характеризует производительность и функциональность карты (это числитель) в соотношении к ее стоимости (знаменатель).
  3. Для расчета рейтинга возможностей используется числитель предыдущего рейтинга (не учитывается цена).

Лучшие видеокарты 2013 года

Оглавление

Давайте вспомним, как развивались события на рынке графических ускорителей в этом году. Все началось с того, что в феврале на свет появилась мощнейшая NVIDIA GeForce GTX TITAN, заменившая одночиповый флагман 2012 года — GeForce GTX 680. «Титан» не имеет отношения ни к одной линейке видеокарт. В компании не стали загонять устройство в определенные рамки, дабы подчеркнуть эксклюзивность продукта. Правда, лучше всего GeForce GTX TITAN характеризует его стоимость.

Конечно же, этот год принадлежит видеокартам NVIDIA 700-й серии. В течение весны и лета появились все модификации для настольных компьютеров и мобильных устройств, а в ноябре мы увидели GeForce GTX 780 Ti — самую быструю одночиповую игровую видеокарту на сегодняшний день. На данный момент линейка состоит из GeForce GTX 760, GeForce GTX 770 и GeForce GTX 780.

А что успели показать «красные» в 2013 году? Первые три квартала этого года мы вынуждены были довольствоваться многочисленными видеокартами 7000-й серии. Только в октябре AMD представила новую «армию» графических ускорителей серий Radeon R7 и Radeon R9. На данный момент мы наблюдаем переломный этап, когда в магазинах на продажу выставлены в достаточном количестве как адаптеры Radeon HD 7730/7750/7770/7850/7870/7970/7990, так видеокарты Radeon R7 240/250/260X и Radeon R9 270/270X/280X/290/290X. В общем. выбирать есть из чего.

Мы сделали подборку из самых интересных топовых решений различных производителей, вышедших в 2013 году, и остановились на нескольких наиболее привлекательных: ASUS ARES II, ASUS Radeon HD 7970 Matrix Platinum, MSI GeForce GTX 770 Lightning, MSI GeForce GTX 780 Lightning, и iChill GTX 780Ti HerculeZ X3 Ultra. Посмотрим, чем каждая из них заслужила свое место в нашем списке. Как видите, по мнению редакции, законодателями мод в этом году были компании ASUS и MSI.

ASUS ARES II

ASUS ARES II чем-то напоминает болид «Формулы 1», когда все инженерные мысли направлены только на создание самого производительного решения, любой ценой. В данном случае ASUS построила монструозный «агрегат», который заставляет глотать пыль не только GeForce GTX TITAN, но и все остальные видеокарты. Что ж, у ASUS это получилось!

Видеокарта поставляется в металлическом кейсе, демонстрирующим всем своим видом, что внутри него находится очень важный «груз». Карта оснащена необслуживаемой системой водяного охлаждения, выглядит очень внушительно и массивно. Гибкие трубки с хладагентом проходят через водоблоки, установленные на графических чипах и отводят нагретую жидкость в отдельный блок радиатора с вентилятором.

Итоги 2013 года: графические ускорители

Миграция с технологии 40 нм на 28 нм стоила больших усилий как для NVIDIA, так и для AMD. На этот раз задача была особенно сложной, поскольку фабрика TSMC, на которой производятся микросхемы обеих компаний, решила пропустить промежуточный узел — 32 нм. Понадобилось время, чтобы технология достигла зрелости, и конкурирующие компании сейчас спокойно пожинают ее плоды. В 2012 году мы наблюдали двойной парад GPU, которые полностью покрыли рыночные ниши дискретных видеоадптеров, начиная с самого верха. Сейчас продолжают продаваться те же самые GPU, пусть даже частично доработанные и под другими названиями. Похоже, что в таком виде рынок замрет вплоть до прилета первых ласточек техпроцесса 20 нм. Но самое главное — вышли супермощные видеоадаптеры, на появление которых мы надеялись раньше.

⇡#NVIDIA GK110 в игровых адаптерах

Первый из долгожданных гостей — старший GPU семейства Kepler от NVIDIA. Год назад были сомнения, что этот процессор вообще доберется до потребительских продуктов в рамках текущего техпроцесса, — настолько невероятно выглядели на бумаге спецификации «камня» объемом 7,1 млрд транзисторов. Но все же — потихонечку, поэтапно — GK110 приближался к геймерам, и очертания вожделенного устройства обретали реальность. Сначала ускоритель вычислений Tesla K20(X), потом адаптер для рабочих станций Quadro K5000, и наконец — GeForce GTX TITAN, десктопная видеокарта с неочевидным позиционированием по сумасшедшей цене $999.

NVIDIA GeForce GTX TITAN

Изначально GTX TITAN позиционировался как одночиповая замена для GeForce GTX 690 — видеокарты, которая и по сей день удерживает статус наиболее производительной в арсенале NVIDIA, но лишь отчасти соответствовал этому притязанию. Невзгоды, которые ранее препятствовали выходу GK110 в свет, также должны были оправдать в глазах публики беспрецедентную стоимость GTX TITAN. Мол, дешевле совсем никак.

Читать еще:  Huawei Developers Conference 2019: HarmonyOS и EMUI 10

Каково же было удивление, когда, спустя два месяца после выхода TITAN, NVIDIA выпустила видеокарту на базе GK110 в виде флагманской модели GeForce 700 — GTX 780, да еще и по цене $649 (здесь и далее для удобства мы приводим рекомендованные цены для США), что на фоне цельного килобакса, который просили за TITAN, вполне заслуживает характеристики «всего лишь». Стало быть, могут и дешевле. Правда, GTX 780 недосчитался функции расчетов двойной точности на скорости 1/3 от FP32 да буквально нескольких процентов производительности в игровых приложениях.

Теперь GeForce GTX 780 опустился в цене до $499, а место ведущей модели в линейке GeForce 700 занял GeForce GTX 780 с индексом Ti, оцененный в сумму $649. GTX 780 Ti построен на базе полностью функционального ядра GK110, поэтому по производительности он даже превосходит TITAN. Таким образом NVIDIA наконец завершила эпопею с архитектурой Kepler. Пусть поздно, пусть дорого, но GK110 все-таки проскочил игольное ушко миграции на техпроцесс 28 нм и лег в основу наиболее быстрого однопроцессорного видеоадаптера на сегодняшний день.

NVIDIA GeForce GTX 780 и NVIDIA GeForce GTX 780 Ti

Ну а GeForce GTX TITAN, который послужил пробным шаром для GK110 и собрал урожай с нетерпеливых покупателей в краткий период до появления GeForce GTX 780, теперь классифицируется как «просьюмерская» видеокарта для неграфических вычислений за счет поддержки операций FP64 на повышенной скорости, сохраняя цену в $999, и в качестве игрового видеоадаптера никого больше не интересует.

⇡#AMD Radeon HD 7990: запоздалый конкурент для GTX 690 и GK110

Референсный образец «двухголового» видеоадаптера на базе чипов Tahiti AMD могла бы представить еще в 2012 году, но по каким-то причинам запуск решили придержать. В конце концов проект извлекли из запасников с целью противостоять GeForce GTX TITAN. Обладая такой же ценой ($999), HD 7990 показал более высокую производительность, чем основной конкурент, и на равных выступил с GeForce GTX 690, в состав которого входят два процессора GK104. Единственная неразрешимая проблема Radeon HD 7990 — это колоссальное энергопотребление. Как ни крути, а AMD Tahiti не сравнится по производительности на ватт с представителями архитектуры Kepler.

AMD Radeon HD 7990

Другой недостаток HD 7990, да и вообще любых конфигураций в CrossFire, уже по большей части устранили разработчики AMD. А именно: несмотря на высокую частоту смены кадров, CrossFire страдал от микроподтормаживания, обусловленного высоким разбросом времени подготовки кадров. Иначе говоря, кадры выводились в неравномерном темпе, что в самых тяжелых случаях сводит на нет воспринимаемый прирост производительности. В последних версиях драйвера AMD Catalyst проблема уже наполовину решена. По-прежнему страдают только видеокарты со старой версией CrossFire (с мостиками, в противоположность Radeon R9 290(X), которые обмениваются данными через PCI-E) исключительно в сверхвысоких разрешениях: 4K-мониторы и сборки нескольких дисплеев в Eyefinity.

В связи с уходом на пенсию всей линейки Radeon HD 7000, век HD 7990 был недолгим. Найти эту видеокарту в продаже сейчас трудно, и стоит она неадекватно много. Впрочем, и GeForce GTX 690 тоже не похож на «живой» продукт, ибо цена на одиночные видеокарты с GK104 радикально снизилась со времен его запуска, а GTX 690 по-прежнему стоит $999.

⇡#Hawaii: большое ядро от AMD

В то время как весь путь GK110 к покупателю был на виду у публики, появление GPU сопоставимого масштаба от AMD стало сюрпризом. Чип Hawaii содержит 6 млрд транзисторов и является, по сути, расширением дизайна Tahiti с рядом попутных оптимизаций в архитектуре Graphics Core Next. Кроме того, AMD внесла в uncore-часть GPU два новых компонента.

Первый из них — блоки XDMA, с помощью которых несколько видеоадаптеров могут напрямую обращаться к адресным пространствам друг друга по шине PCI-E, тем самым позволяя отбросить «мостики» как отдельный интерфейс для CrossFire. Второе нововведение — аппаратный DSP для обработки звука TrueAudio, который за счет гибкого API выглядит как наиболее продуманная реализация аппаратных звуковых эффектов на PC за многие годы со времен приснопамятного A3D.

Производительность графического ядра Hawaii тоже не разочаровала. Процессор лег в основу двух видеокарт на вершине современного модельного ряда AMD — Radeon R9 290 и R9 290X. В итоге ценовых игр AMD и NVIDIA оба адаптера направлены на конкуренцию с одним и тем же противником — GeForce GTX 780. По результатам тестов мы признали Radeon R9 290 примерным аналогом GTX 780, с небольшим преимуществом в пользу AMD. Radeon R9 290X скорее можно поставить на одну полку с GeForce GTX TITAN, но GTX 780 Ti ему уже не по зубам.

AMD Radeon R9 290X

Новинки AMD имеют рекомендованные цены $449 и $549 соответственно. Таким образом, AMD удалось вписать свой флагманский продукт в стоимость Radeon HD 7970 на момент выхода. При этом ощутимо более дешевый R9 290 мало уступает флагману в производительности, что, с одной стороны, добавляет очков против GeForce GTX 780, а с другой — подрывает позиции самого Radeon R9 290X.

В целом AMD сумела удержать сильные позиции, завоеванные в противостоянии Radeon HD 7970 GHz Edition и GeForce GTX 680, и в эпоху гигантских GPU. В сегменте топовых видеоадаптеров кипит реальная конкуренция, что исключительно благотворно сказывается на ценах.

⇡#NVIDIA: осторожный апгрейд 600-й линейки

Так как большие ядра GK110 и Hawaii — это единственные по-настоящему новые GPU из тех, что были представлены в прошлом году (ну разве что еще AMD Bonaire, который дебютировал в Radeon HD 7790, и изначально нотубучный AMD Oland), более низкие ценовые категории заполняют уже знакомые процессоры на архитектурах Kepler и GCN — либо в составе тех же самых продуктов, либо под другими названиями.

Линейка дискретных видеоадаптеров NVIDIA претерпела наименьшие изменения. Адаптеры на базе GK110 открыли семейство GeForce 700, в которое также вошли новые карты на GK104, заменившие две позиции в семействе GeForce 600. Остальные представители шестисотой серии продолжают сосуществовать с семисотой серией.

GeForce GTX 770 — это попытка вдохнуть новую жизнь в GeForce GTX 680, некогда занимавший флагманскую позицию. Графический процессор GK104 в GTX 770 получил увеличенные тактовые частоты и чипы памяти, работающие на эффективной частоте 7 ГГц. Кроме того, обновленный степпинг ядра способствует лучшему разгонному потенциалу. Референсные варианты GTX 770 оснащаются такой же высокоэффективной, тихой и прекрасной на вид системой охлаждения, как и у GeForce GTX 780 / 780 Ti. Текущая рекомендованная цена на GeForce GTX 770 составляет $320.

NVIDIA GeForce GTX 770

Следующий (и последний на сегодня) представитель серии GeForce 700 среди дискретных видеоадаптеров — GTX 760. Он заменяет снятый с производства GeForce GTX 660 Ti, но это не вполне идентичные видеокарты. Чип GK104 в GTX 760 имеет другую конфигурацию вычислительных блоков, благодаря чему по производительности превосходит своего предшественника и приближается к GeForce GTX 670, который еще не выбыл из строя.

Palit GeForce GTX 760 JetStream

⇡#AMD: старт с чистого листа

AMD, напротив, приурочила к выходу продуктов на GPU Hawaii полную реорганизацию линейки дискретных видеоадаптеров. Серия Radeon HD 7000 в полном составе ушла в отставку, а на базе существующего «кремния» с теми или иными изменениями были сформированы новые продукты. Для наименования видеокарт AMD теперь применяет схему, характерную для APU той же компании. Название продукта начинается с категории R7 или R9, которая определяет класс производительности. Затем трехзначный номер, первая цифра которого указывает на поколение, а в конце — опциональный индекс X для более производительных вариантов одной и той же карты.

Старшие из обновленных моделей — Radeon R9 280X, R9 270X и R9 270 — проще всего воспринимать как продолжение Radeon HD 7970 GHz Edition (только по гораздо более низкой цене — $299), HD 7870 и HD 7850 соответственно. Только первый немного уступает прототипу в производительности, а другие два, напротив, стали быстрее.

SAPPHIRE VAPOR-X R9 280X 3 GB GDDR5 OC

Radeon R9 280X и GeForce GTX 770 продолжают противостояние графических процессоров AMD Tahiti и NVIDIA GK104. И поскольку AMD немного снизила частоту GPU в R9 280X, продукт NVIDIA получил небольшое преимущество, по причине которого и стоит на $20 больше. Radeon R9 270X на ядре Curacao (апгрейд чипа Cape Verde, или то же самое под другим именем) по уровню производительности практически не отличается от Radeon HD 7870 GHz Edition и попадает в промежуток между GeForce GTX 660 и 760.

AMD Radeon R9 270X

Все немного сложнее с двумя продуктами из середины линейки — Radeon R7 260 и R7 260X, ведущими родословную от Radeon HD 7790. Доступные по цене середнячки интересны тем, что позволяют использовать ранее заблокированную часть ядра Bonaire, — звуковой DSP TrueAudio, который среди других предложений есть только в Radeon R9 290(X). В наших тестах R9 260X проявил небольшое преимущество перед Radeon HD 7790 и вслед за последним занял промежуточное место между GeForce GTX 650 Ti и GTX 650 Ti BOOST.

AMD Radeon R9 260X

Новый ряд дискретных адаптеров замыкают видеокарты R720 и R7 250 на основе чипа Oland, который ранее использовался только в мобильной графике. Они играют роль мостика между геймерскими видеокаратми и APU от AMD. Как можно заметить, из линейки полностью выпал GPU Cape Verde, на основе которого производились модели Radeon HD 7730—7770.

И последняя важная новость от AMD в этом году: компания представила проприетарный API Mantle, специально заточенный под графические процессоры с архитектурой GCN. Когда производитель GPU открывает в драйвере функции, не входящие в текущий стандарт DirectX, — это не новость, но последним API, полностью заменяющим DirectX, был давно почивший в бозе 3dfx Glide. Mantle обещает серьезно прибавить производительности видеокартам AMD, что мы уже очень скоро сможем проверить на примере Battlefield 4 — одной из первых игр с поддержкой Mantle, которую активирует в ближайших патчах.

Итоги 2013 года: графические ускорители

скажите пожайлуста, видеоускоритель PowerVR SGX530 еще тянет тяжелые игры — N.O.V.A. 2, Bakstab, Modern Combat 3, и насколько хоршо?
просто хочу купить китайский планшет Dropad A9N, который работает на основе процессора NEC EV2, Cortex A9 двухъядерный 1 ГГц в связке с данным видеоускорителем, и планирую играть на нем в 3D игры.
ответьте плз!!

Читать еще:  Unravel Two — душа потерялась

Сообщение отредактировал Rieder — 04.02.12, 12:17

Rieder,
SGX530 уже плохо тянет новые игры. лучше брать для этого планшет на Тегре или снапдраконе а вообще если игры нужны то лучше айпад

Сообщение отредактировал NITROUSPEED — 04.02.12, 12:42

Достаточно плохо, если он работает вкупе с 1Ггц Cortex A8, про два ядра я не знаю, просто не надо забывать что на производительность графики ещё влияет проц процентов на 20

ясно, значит отлетает.
есть другой вариант — планшет с видеоускорителем Vivante GC800 и процом RockChip RK2918 1,2 Ггц. а он как справляется с такими играми? или еще не понятно?

з.ы. хочу взять китай ибо с финансами определенные трудности, и приходится искать нормальный планшет с неплохим функционалом за

9 500 рублей (айпад не буду брать из принципа, у меня негативное отношения к продукции компании Apple, обьяснять не хочу)

Сообщение отредактировал Rieder — 04.02.12, 15:07

NITROUSPEED, в том то и дело, что планшет мне очень нужен будет уже в марте, поэтому врядли смогу купить указанные вами модели

так вы можете ответить, планшет с
видеоускорителем Vivante GC800 и процом
RockChip RK2918 1,2 Ггц нормально потянет тяжелые геймлофтовские игры аля НОВА 2, Модерн Комбат 2/3?

и вообще, этот vivante по мощности на какой видеоускоритель более всего похож (powervr, adreno, mali, tegra имеется ввиду)

Сообщение отредактировал Rieder — 04.02.12, 17:58

Rieder,
Думаю потянет но он слабее тех же mali400. PowerVR SGX540 и Adreno 220,игровой запас у него не большой. если так сказать с игровым запасом большим брать то что нибудь на адрено 220 или мали400

Я бы взял amazon kindle Fire,у него SGX540,а вообще зачем вам так торопиться?лучше взять топовое железо потому что еще чуть чуть и всякие GC800 не будут тянуть новые игры

Сообщение отредактировал NITROUSPEED — 04.02.12, 19:44

7500 рублей , но имеет 2 проблемы: экран и прошивка. в нем тегра.

NITROUSPEED, я подумывал об огоньке, но решительно откинул этот вариант, т.к. для более-менее нормального использования у нас этого планша его нужно перепрошивать на кастомные прошивки, а в этом деле я полный 0, поэтому и не хочу рисковать; + отсутсвие стандартных кнопок громкости не понравилось, и нет слота для флешки, что тоже жирный минус.
так что думаю вот о других вариантах.

CROVVD, планш очень неплохой, даже понравился (почему вы решили, что экран проблемный? по мне он норм), но дело в том, что я живу в украине (а средства, на которые хочу купить планш перевел в гривны, чтобы вам понятней было)) и у нас он нигде не продаётся, облазил почти все интернет-шопы и склады в поиске, так и не нашол. а опыта заказа из другой страны у меня нет, можно сказать побаиваюсь заказывать, даже из соседки-россии. проблемка, да

Сообщение отредактировал Rieder — 04.02.12, 20:57

NITROUSPEED, я подумывал об огоньке, но решительно откинул этот вариант, т.к. для более-менее нормального использования у нас этого планша его нужно перепрошивать на кастомные прошивки, а в этом деле я полный 0, поэтому и не хочу рисковать; + отсутсвие стандартных кнопок громкости не понравилось, и нет слота для флешки, что тоже жирный минус.
так что думаю вот о других вариантах.

CROVVD, планш очень неплохой, даже понравился (почему вы решили, что экран проблемный? по мне он норм), но дело в том, что я живу в украине (а средства, на которые хочу купить планш перевел в гривны, чтобы вам понятней было)) и у нас он нигде не продаётся, облазил почти все интернет-шопы и склады в поиске, так и не нашол. а опыта заказа из другой страны у меня нет, можно сказать побаиваюсь заказывать, даже из соседки-россии. проблемка, да

Графические ускорители ARM: Adreno, GeForce ULP, PowerVR и другие

Современные смартфоны и планшетные ПК просто-таки нельзя представить без графического ускорителя, который входит в состав однокристальной системы (system-on-a-chip). Сейчас графическое ядро требуется не только для запуска трехмерных игр, но и для прорисовки интерфейса операционной системы и воспроизведения видео сверхвысокого разрешения (4K).

Первопроходец Intel

В начале 2000-х мобильные телефоны и КПК обрабатывали графику в играх исключительно с помощью центрального процессора. При этом картинка в играх была предельно примитивной. Лед тронулся в 2006 году, когда компания Intel представила мобильное графическое ядро 2700G с производительностью на уровне игровой консоли Sony PlayStation One. Правда, операционные системы Windows Mobile и Symbian не смогли наполную раскрыть его потенциал.

Dell X50v – КПК с графическим ускорителем Intel 2700G

Мобильные графические ускорители стали эффективно использоваться лишь с выходом Apple iPhone и Android-смартфонов. Так, первое поколение iPhone строилось на базе процессора Samsung ARM 1176JZ(F)-S с графикой Mbx lite (от компании Imagination Technologies). Первым же графическим ядром для Android стало Adreno 130, о котором речь пойдет чуть ниже.

Qualcomm Adreno

В 2005 году компания Qualcomm, до этого занимавшаяся исключительно оборудованием для сотовых сетей, получила у ARM Limited лицензию на производство и, что важнее всего, модификацию процессоров архитектуры ARM. Несколько лет у нее ушло на разработку собственной архитектуры под названием Scorpion (набор инструкций ARMv7) и внедрение энергоэффективного графического ускорителя ATI Imageon.

В 2008 году в продажу поступил WindowsMobile-коммуникатор HTC Touch Diamond с процессором Qualcomm MSM7201A и графикой Adreno 130 (переименованная ATI Imageon). А вскоре мир увидел первый Android-смартфон – HTC Dream (операторское название T-Mobile G1) с точно такой же однокристальной системой. Окрыленная успехом на рынке Android, компания Qualcomm выкупила подразделение мобильной графики AMD.

Современная графика Qualcomm представлена как бюджетными моделями (Adreno 203, 205 и 305), так и настоящими 3D-монстрами (Adreno 320, 330 и 420). В отличие от родоначальницы Adreno 130, в которой применялась устаревшая конвейерная архитектура с фиксированными функциями блоков, современная графика Qualcomm строится на унифицированной шейдерной архитектуре. Исключением стала лишь Adreno 205 с VLIW-архитектурой.

NVIDIA GeForce ULP

Компания NVIDIA, многолетний лидер индустрии компьютерной графики, не могла долго оставаться в стороне быстрорастущего рынка мобильных гаджетов. И если первое поколение чипов NVIDIA Tegra нигде кроме медиаплеера Microsoft Zune HD не применялось, то второе поколение произвело настоящий фурор. Так, LG Optimus 2X на базе Tegra 2 стал первым в мире двухъядерным Android-смартфоном. Да и львиная доля модельного ряда Android-планшетов 2011 года строились именно на втором поколении Tegra. Мобильное графическое ядро Tegra 2 получило 8 ядер и громогласное имя GeForce ULP.

В третьем поколении однокристальных систем NVIDIA число ядер графики увеличилось до 12, а в четвертом – до 72 штук. Настоящим же откровением стал анонс чипа Tegra K1 с графикой аж на 192 ядра и, что важнее всего, взрослой архитектурой Kepler. Наконец-то появилась возможность сравнивать смартфонно-планшетную графику NVIDIA с ее же видеокартами для ПК. Если не делать поправку на невысокую частоту графического ядра и видеопамяти Tegra K1, то можно предположить, что она всего лишь вдвое медленнее ноутбучной NVIDIA GeForce 740M (384 ядра Kepler).

Imagination PowerVR

Несмотря на сильные рыночные позиции Qualcomm и авторитет NVIDIA, именно мобильная графика PowerVR от компании Imagination Technologies является самой распространенной в мире. По некоторым данным, ее доля достигает 50 процентов рынка. Впрочем, оно и не странно, ведь графику PowerVR применяют в своих однокристальных системах сразу несколько крупных производителей.

Так, графические ускорители PowerVR SGX 531 и SGX 544MP в своих ARM-процессорах использует компания MediaTek. Модель PowerVR SGX 545 вполне себе неплохо подружилась с процессорными ядрами х86 в чипах Intel Atom. Нельзя забывать и про портативную игровую консоль Sony PlayStation Vita с графикой PowerVR SGX 543MP4+.

Приоритетным же заказчиком для Imagination остается компания Apple. Именно ей Imagination предоставляет право первыми использовать свои новейшие разработки. Так было в 2011 году с PowerVR SGX 543MP2 с двумя кластерами ядер (для iPad 2 и iPhone 4S), точно также произошло в прошлом году с PowerVR G6430 с уже четырьмя кластерами (для iPad Air, iPad mini 2gen и iPhone 5S).

А ведь в арсенале Imagination имеется еще более мощная графика – PowerVR GX6650 с 192 ядрами, как у NVIDIA Tegra K1. Так почему же качество картинки в мобильных играх так медленно двигается вперед? Об этом мы тоже расскажем ниже.

ARM Mali

Британская компания ARM Limited, которая в 1980-х и придумала одноименную процессорную архитектуру, проектирует не только процессорные, но и графические ядра. А ее партнеры сами решают, лицензировать только первое, или еще и второе. Пробой пера для ARM Limited стала графика Mali 55, которая применялась в мобильном телефоне LG Renoir не столько для игр, сколько для плавности анимации меню.

Первым же полноценным ускорителем 3D-графики ARM Limited был Mali-200, которого со временем заменил мультикластерный Mali-400MP. Новым витком эволюции стала графика Mali-T604 (почти вдвое быстрее Mali-400MP), первым устройством на базе которой стал планшет Google Nexus 10.

Противостоять же графическим флагманам 2014 года – Adreno 420, Tegra K1 и PowerVR G6650 – будет ARM Mali-T760, способный построить до 1,4 млрд. треугольников в секунду. Кроме того, Mali-T760 поддерживает актуальные графические технологии OpenGL ES 3.0 и DirectX 11, а также параллельные вычисления OpenCL.

Сравнить несравнимое

Противопоставлять друг другу два мобильных графических ускорителя – дело неблагодарное. Меньше всего стоит доверять показателям бенчмарков, так как они выдают суммарную оценку процессора и интегрированной графики. Некоторые однокристальные системы содержат мощные процессорные ядра и при этом слабый графический ускоритель, тогда как в других наоборот перевешивает графика.

Лучший же способ сравнить два мобильных графических ядра – детально рассмотреть их архитектуру. В качестве примера возьмем три широко известные модели: Qualcomm Adreno 220 (из чипа Snapdragon S3), NVIDIA GeForce ULP (из Tegra 2) и Imagination PowerVR SGX 543MP2 (из Apple A5). Так, графика Adreno 220 содержит 8 унифицированных шейдеров, работающих по-умолчанию на частоте 266 МГц, а ее производительность оценивается в 17 GLOPS.

Конкурирующая же NVIDIA GeForce ULP версии Tegra 2 также имеет 8 шейдеров, но в отличие от Adreno они не унифицированные. Четыре шейдера являются пиксельными и еще четыре вертексными. Стандартная частота ядра GeForce ULP равняется 300 МГц. Пиковая производительность Tegra 2 составляет 5,6 GLOPS. Существенное отставание в производительности от Adreno 220 при в целом-то схожем количестве шейдеров вызвано меньшем количеством инструкций, обрабатываемых за такт.

Читать еще:  Обзор смартфона OPPO RX17 Pro: возвращение камерофонов

Qualcomm Adreno 220

NVIDIA GeForce ULP (версия из Tegra 2)

Imagination PowerVR SGX 543MP2

С фиксированными функциями блоков

С фиксированными функциями блоков

Отдельно стоит поговорить про графику Imagination PowerVR SGX 543MP2, которую часто ошибочно называют «двухъядерной». На самом же деле, приставка MP2 в названии подразумевает наличие двух кластеров ядер. Каждый кластер у SGX 543MP2 содержит 4 пиксельных шейдера и 2 вертексных. То есть суммарное количество шейдеров у SGX 543MP2 равно 12 (8+4), начальная рабочая частота – 200 МГц, а быстродействие – 14,4 GFLOPS.

Унифицированная шейдерная архитектура является куда более современной, чем фиксированная. К примеру, современные видеокарты для ПК содержат большое количество унифицированных шейдеров (больше тысячи) и значительно меньше фиксированных (меньше сотни). Быстродействие же в играх зависит в первую очередь от того, на какую архитектуру ориентировался разработчик, то есть от оптимизации.

А еще от смартфона к смартфону может отличаться частота оперативной памяти, часть которой, как известно, одалживает интегрированная графика. Именно ОЗУ с низкой пропускной способность может стать узким горлышком графической подсистемы, что выльется в низкие оценки бенчмарка.

Похорошела ли графика в играх?

Если сравнивать мобильные игры пятилетний давности и современные, то разница в качестве картинки будет, как говорится, на лицо. Но если учитывать многократный прирост производительности ARM-процессоров и интегрированных в них графических ускорителей, то картинка явно похорошела недостаточно сильно.

Несколько лет назад дать толчок развитию графики в мобильных играх, якобы, пыталась компания NVIDIA. Так, зомби-шутер Dead Trigger на смартфонах и планшетах с чипом Tegra 3 работал с расширенными опциями графики: лучами света, тенями, металлическим блеском и дымкой. Правда, очень скоро выяснилось, что для всего этого мощная графика GeForce ULP вовсе не требуется, а достаточно с помощью root-прав отредактировать конфигурационный файл игры.

Среда разработки Unity

Впрочем, винить во всех бедах производителей ARM-чипов и, тем более, компании Google и Apple не стоит. Прогресс качества картинки тормозят в первую очередь разработчики игр. Продавая свои творения по доллару-два, они не готовы инвестировать сотни тысяч в разработку собственного графического движка. Луч надежды загорелся лишь с появлением кроссплатформенного движка Unity. Хочется верить, что уже в этом году появятся игры с по-настоящему красивой и реалистичной картинкой.

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.

Android Шаг за Шагом: Видеоускорители и все что с ними связано

Многие из вас качали кэш к играм, или смотрели характеристики какого-либо устройства. Каждый видел, что были какие-то непонятные слова вроде Tegra, Adreno, Mali, PowerVR. Давайте узнаем, что же это такое.

Содержание

Все выше перечисленное — видеоускорители. Видеоускоритель — это одна из главный частей в SoC (System on the Chip), сокращенно GPU. GPU, или Graphic Processing Unit — это такой чип, интегрированный в CPU, и он отвечает за 2D и 3D графику. И их производительность измеряется в Flops. CPU, или Central Processing Unit, одним словом процессор.

Рассмотрим виды самых популярных GPU. Их 4 вида:

  1. Tegra (GeForce ULP) от NVIDIA
  2. Adreno от Qualcomm
  3. Mali от ARM
  4. PowerVR от Imagination Technologies

Также есть менее популярные GPU, но рассмотрим их в следующий раз.

Tegra (GeForce ULP)

Само вообще появление такого SoC как Tegra началось в 2007 года, из-за приобретения компанией NVIDIA компанию PortalPlayer. В то время процессор не пользовался популярностью, так как мощь была не конкурентоспособной, и сама Tegra использовалась в плеерах, смартфонах под Windows Mobile и Windows CE.

Все изменилось после ставки NVIDIA на новую операционную систему от Google — Android. Так в 2010 появился двухъядерный Tegra 2 для планшетов, а в 2011 для смартфонов. Потом появился Tegra 3 и дальше Tegra 4, 4i, К1 и Х1.

Сама эволюция в плане графических возможностей началась с Tegra 2. В GPU процессора от NVIDIA было 8 графических ядер, полная поддержка Direct3D Mobile и OpenGL ES 2.0 и производительность в 6.7 GFLOPS при 400 мГц.

А в GPU Tegra 3 уже 12 графических ядер, 12.4 GFLOPS при частоте 520 мГц.

Уже в 2012 были в играх эксклюзивы для Tegra, к примеру, улучшенная графика, спецэффекты и прорисовка, а также, оптимизация. Довольно мало людей жаловались на нехватку производительности.

Я уже молчу о Tegra 4 и 4i c 72/60 графическими ядрами с поддержкой OpenGL ES 3.0 и 96.8 GFLOPS с 72 ядрами при частоте 672 мГц, и 74.8 GFLOPS с 60 ядрами при 660 мГц.

Речь не идет о К1 с 192 графическими ядрами, поддержкой Direct X 12, OpenGL ES 3.1 и производительностью в 360 GFLOPS при частоте 850 мГц.

Не будем говорить о Х1 с производительностью в 1 TFLOPS, с 256 графическими ядрами при частоте 1 Ггц. Сразу можно сказать, что мобильный рынок развивается.

Но куда такая мощь без должной оптимизации? Именно сейчас NVIDIA занимается этим.

Она запускает разные экслюзивы, такие как Portal и Half-Life 2 и так далее. Эти все приложения находятся в специальном маркете для Tegra — Tegrazone.

В общем, если вы любите играть, то брать Tegra.

Adreno от Qualcomm (Snapdragon SoC)

Полноценное появление Adreno появилось после запуска линейки SoC Snapdragon компанией Qualcomm в 2009 году.

Первым мобильным устройством на Snapdragon был Toshiba TG01 с Adreno 130, а далее HTC HD2.

P.S Мощь чипсетов можно сравнить с игровыми приставками.

После развития Android и Windows Phone, само развитие Snapdragon пошло резко вверх. За 6 лет уже произведено 5 поколений SoC Snapdragon. S1, S2, S3, S4 и 200/400/600/800.

За эти пять поколений было запущено множество видов процессоров, что можно запутаться. Для этого можно посмотреть таблицу ниже, где я собрал популярные на данный момент виды GPU и их процессоры.

А вот список производительности Adreno в GFLOPS (Чем больше, тем лучше):

  • Adreno 130 — 133 мГц — 1.2 GFLOPS
  • Adreno 200 — 245 мГц— 4 GFLOPS
  • Adreno 203 — 294 мГц — 9.4 GFLOPS
  • Adreno 205 — 266 мГц — 8.5 GFLOPS
  • Adreno 220 — 320 мГц — 19 GFLOPS
  • Adreno 225 — 400 мГц— 26 GFLOPS
  • Adreno 305 — 450 мГц — 24 GFLOPS
  • Adreno 320 — 450 мГц — 86 GFLOPS
  • Adreno 330 — 450-578 мГц — 130-167 GFLOPS
  • Adreno 420 — 600 мГц — 172 GFLOPS
  • Adreno 430 — 700 мГц — 454 GFLOPS

Чипсеты Snapdragon используются во многих устройствах, особенно в флагманах. Об оптимизации в играх можно и не волноваться из-за популярности GPU, а последние версии поддерживают OpenGL ES 3.1 и Direct X 11.

Mali от ARM

Mali — это GPU от ARM. Делится на 4 поколений: Utgard, Midgard 1/2/3.

Первый GPU был Mali-55 с поддержкой OpenGL ES 1.1 и с одним графическим ядром, который признан самым маленьким графическим чипом, появился впервые в LG Renoir, где Mali-55 используется только для оптимизации работы интерфейса.

Второй опыт в создании GPU был Mali-200. Тогда он уже поддерживал OpenGL ES 2.0 с 1 графическим ядром при частоте 275 мГц.

Третий опыт был на Mali-300. Он мог воспроизводить графику уровня PlayStation Portable, частота GPU была 395 мГц.

Четвертый опыт в создании GPU был революционным — Mali-400 — продолжение Mali-300, но с поддержкой многоядерности до 4 графических ядер, в следствии чего производительность увеличивается до 4-ех раз. Частота в 395-533 мГц, производительность в 2.5 до 19 GFLOPS. Популярен среди смартфонов и планшетов 2013.

Также есть Mali-450. Это тот же самый 400, но производительность увеличена в два раза. Может иметь до 8 графических ядер, частоту от 375 до 700 мГц и производительность в 30-60 GFLOPS.

Mali-Т760 — самый мощный GPU среди Mali, с поддержкой до 16 графических ядер, частота 685 мГц и 376 GFLOPS! Поддерживает OpenGL ES 3.1, OpenCL1.2, OpenVG 1.1 и Direct X 11.1.

Самые популярные GPU Mali вы можете рассмотреть в данной таблице:

Более 35-40% устройств работают с Mali. Поэтому можете не ждать таковых фризов и лагов в играх.

Обычно Mali можно встретить в чипсетах Exynos, MediaTek, AllWinner, Rockchip.

Power VR от Imagination Technologies

GPU созданная от Imagination Technologies, еще в далеких 90-ых. Была даже в то время на равне с AMD и NVIDIA, но из-за быстрых развитий других компаний, отстала от них. После чего они перешли на мобильную и бытовую технику.

Пропустим все прелюдии и начнем сразу с GPU:

Видов GPU так много, что я просто покажу вам список по производительности GFLOPS (Чем больше, тем мощнее):

  • SGX530 — 200-300 мГц— 1.6-2.4 GFLOPS
  • SGX531 — 200 мГц — 1.6-2.4 GFLOPS
  • SGX531 Ultra — (MT6577, MT6575) — 522 мГц — 4.2 GFLOPS
  • SGX535 — 300 мГц — 2.4 GFLOPS
  • SGX540 — 153 — 512 мГц — 3.2-6.1 GFLOPS
  • SGX543 — 200-300 мГц — 6.4-9.6 GFLOPS
  • SGX543 MP2 — 250 мГц (Apple A5) — 16 GFLOPS
  • SGX543 MP3 — 300 мГц (Apple A6) — 29 GFLOPS
  • SGX543 MP4 — 250 мГц (Apple A5X) — 32 GFLOPS
  • SGX544 — 286-357 мГц — 9.2-11.4 GFLOPS
  • SGX544 — 600 мГц — 19 GFLOPS
  • SGX544 — 300-533 мГц — 19-51 GFLOPS
  • SGX545 — 533 мГц — 8.5 GFLOPS
  • SGX554 — 300 мГц — 19 GFLOPS
  • SGX554 MP4 — 300 мГц (Apple A6X) — 77 GFLOPS
  • G6100 — 300 мГц — 19.2 GFLOPS
  • G6200 MP2 — 300-500 мГц — 38.4-64 GFLOPS
  • G6400 MP4 — 300 мГц — 77 GFLOPS
  • G6430 MP4 — 450 мГц (Apple A7) — 115.2 GFLOPS
  • GX6450 MP4 — 450 мГц (Apple A8) — 115 GFLOPS

Сами графические чипы можно встретить в процессорах от Apple, MTK, AllWinner, Intel, Samsung.

Мы рассмотрели 4 вида популярных графических видеоускорителей от 4 разных производителей. У каждого свои минусы, у каждого свои плюсы. Также вы узнали что такое GPU, CPU, и по немногу историю каждого видеоускорителя.

Надеюсь, вам чем-то поможет данная статья, и удачи в ваших приключениях!

P.S Спасибо моему другу Timblaer за оформленные таблицы и спасибо за идею про видеоускорители пользователю Artyoms.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector