1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Итоги 2019 года: интернет-индустрия

Содержание

Итоги 2019 года: интернет-индустрия

Продолжаем серию публикаций, посвящённых подведению итогов прошедшего года в различных областях IT-отрасли. Сегодня в фокусе нашего внимания — самые громкие события глобальной сети, вызывавшие наибольший интерес у пользовательской аудитории и оставившие заметный след в развитии сферы высоких технологий.

⇡#Охота на информацию

Если провести ретроспективу и проанализировать новостные ленты информационных агентств за минувшие двенадцать месяцев, то 2019-й можно смело назвать годом самых масштабных утечек в истории Интернета. В самом начале года в открытом доступе была найдена общедоступная база данных с 773 млн почтовых адресов и 22 млн паролей разных пользователей. Затем в Сети обнаружили утечку из 2,2 млрд логинов и паролей, следом за которой исследователи безопасности нашли базу данных, содержащую более чем 800 млн e-mail-адресов и других записей. Весной в Интернете «засветились» паспортные данные россиян (более 2 млн скомпрометированных записей) и личные данные российских политиков, банкиров, бизнесменов и других известных людей, утечка сведений о которых стала возможной в результате взлома государственных информационных систем. Во второй половине года волна утечек охватила «Российские железные дороги», Сбербанк, «Альфа-Банк», ВТБ, «Билайн», Facebook, Instagram, Adobe Systems и многие другие компании. При этом практически в каждом случае масштаб утечек исчислялся миллионами записей с персональными данными. Ну а завершился 2019 год обнаружением очередной базы — с данными 1,2 млрд человек по всему миру.

Такое огромное количество инцидентов с утечками данных свидетельствует о серьёзных проблемах в сфере IT-безопасности и растущей квалификации киберпреступников, активно практикующих методы социальной инженерии, фишинг, распространение вредоносного ПО и прочие техники кражи информации. Исследования показывают, что нередко утечки данных являются следствием злонамеренной деятельности внутренних нарушителей — руководителей и сотрудников организаций. Именно персонал продолжает оставаться наиболее проблемным звеном в корпоративных IT-системах, требующих комплексного подхода к обеспечению безопасности и защиты данных.

Материалы по теме:

⇡#Слабое звено

Раз уж речь зашла об инцидентах в сфере информационной безопасности, не лишним будет упомянуть о стремительном росте числа атак на устройства Интернета вещей (Internet of Things, IoT). Только в 2019 году количество попыток взлома и заражения таких решений возросло в девять раз, а если брать последние три года, то число подобного рода атак увеличилось на внушительные 13 497 %. Об этом свидетельствуют данные аналитиков компаний «Доктор Веб» и «Лаборатория Касперского», собранные с помощью защитных систем и специальных серверов-ловушек honeypots, выдающих себя за IoT-устройства (такие как смарт-ТВ, веб-камеры и роутеры).

Исследования показывают, что чаще всего взломанные и заражённые устройства Интернета вещей используются киберпреступниками для объединения в ботнеты и организации масштабных DDoS-атак (Distributed Denial of Service, «отказ в обслуживании»). Также скомпрометированные IoT-устройства задействуются злоумышленниками в качестве прокси-серверов для совершения других типов вредоносных действий и майнинга криптовалют.

По словам экспертов, основными проблемами Интернета вещей являются легко подбираемые пароли (очень часто производители намертво вшивают пароли, которые сложно либо невозможно поменять, а потому они попадают в открытый доступ) и устаревшие прошивки устройств. При этом в лучшем случае обновления выходят со значительным опозданием, в худшем — не выпускаются вовсе (иногда возможность апдейта даже не предусмотрена технически). Как результат, многие IoT-устройства взламываются тривиальными способами, такими как использование уязвимостей в веб-интерфейсе. Почти все такие уязвимости критичны, но у производителя крайне ограниченные возможности по быстрому созданию патча и доставке его в виде обновления.

Материалы по теме:

⇡#Устойчивый и суверенный

Пользователям Рунета прошедший год запомнился принятием нашумевшего законопроекта о «суверенном Интернете», призванного обеспечить устойчивую работу российского интернет-сегмента в случае отключения от инфраструктуры всемирной Сети. Несмотря на критические отзывы и негативную реакцию со стороны экспертного сообщества, с новой инициативой чиновники управились максимально быстро: всего за несколько месяцев — с февраля по апрель — законопроект был трижды рассмотрен депутатами Государственной думы и одобрен Советом Федерации, а уже в мае соответствующие поправки в законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» утвердил президент. По словам авторов законопроекта, такая оперативность обусловлена не стремлением как можно скорее изолировать Рунет, а серьёзной зависимостью отечественного сегмента Сети от зарубежной инфраструктуры, что в нынешней политической ситуации влечёт за собой большие риски.

Закон о «суверенном Интернете», в частности, определяет трансграничные линии связи и точки обмена трафиком, правила маршрутизации сетевого трафика, возможность минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи, и установки технических средств контроля за источниками передаваемого трафика. Функции по координации обеспечения устойчивого, безопасного и целостного функционирования Интернета на территории России возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). В обязанности последнего войдут функции мониторинга, управления и координирования действий операторов связи в случае экстраординарных обстоятельств. При этом телекоммуникационным компаниям предписано установить специальное оборудование, с помощью которого Роскомнадзор сможет управлять маршрутами сетевого трафика в случае возникновения угроз. По предварительным оценкам, расходы на реализацию инициативы превысят 30 млрд рублей. Две трети от этой суммы пойдёт на закупку необходимого оборудования.

Материалы по теме:

⇡#Четверть века

Ещё одним значимым событием 2019 года стал двадцатипятилетний юбилей национального домена .RU, в котором зарегистрированы почти 5 миллионов доменных имён. По количеству зарегистрированных доменных имён российский домен .RU занимает 6-е место среди национальных доменов мира. Лидирующие позиции занимают национальные домены Токелау .TK (31,3 млн доменных имён), Китая .CN (20,9 млн), Германии .DE (16,3 млн) и Великобритании .UK (13,2 млн). Регистрацией и продвижением доменных имён в зоне .RU занимаются 50 аккредитованных регистраторов в 10 городах России.

В настоящий момент аудитория Рунета насчитывает 95,9 млн человек (78,1 % населения страны). Мобильная аудитория традиционно демонстрирует рост, в прошлом году она достигла 85,2 млн человек. По прогнозам аналитиков, в ближайшее время мобильная аудитория сравняется по объёму с аудиторией Рунета. Ожидается, что уже в 2020 году проникновение Интернета среди жителей России достигнет 90 %. При этом к глобальной сети активно подключаются люди старшего поколения в возрасте 65 лет и старше. Что касается экономических показателей отечественного сегмента Сети, то они, по оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), составляют примерно 4,7 трлн рублей (+20 процентов по сравнению с годом ранее). В этот показатель включены рынки электронной коммерции, платёжных услуг, медийной рекламы, сетевой инфраструктуры, цифрового контента и прочих сегментов. Несмотря на многочисленные инициативы в сфере госрегулирования и «закручивание гаек», Рунет продолжает расти и развиваться. Но это пока. А что будет дальше — большой вопрос.

Материалы по теме:

⇡#Электронный разум

Существенное развитие в 2019-м получили технологии искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI), находящие широкое применение практически по всех областях современной жизни — от медицины, экспертных систем и научных исследований до промышленной робототехники и автопилотируемого транспорта. Уже сейчас AI-системы позволяют диагностировать болезни, раскрывать преступления, имитировать голоса людей и идентифицировать их личность, находить ошибки в исходном коде ПО, анализировать человеческие эмоции и понимать речь, «оживлять» портреты, монтировать оригинальные видео по текстовому описанию и даже создавать лица несуществующих людей. Сфера применения электронного разума огромна — и всё это заставляет с оптимизмом смотреть на будущее рынка умных AI-решений, которому аналитики прочат почти 30-кратный рост в ближайшее десятилетие.

Не менее динамично AI-технологии развиваются и в нашей стране. Так, по оценкам аналитиков International Data Corporation (IDC), объём российского рынка искусственного интеллекта по итогам 2019 года достигнет 139,3 млн долларов США, при этом в течение ближайших четырёх лет инвестиции в эти технологии будут расти на 30 % ежегодно. Важно отметить, что в России интерес к разработкам в данной сфере проявляет не только бизнес, но и государство. Так, недавно президентом была утверждена национальная программа по исследованию электронного разума. Также глава государства выступил с предложением увеличить финансирование проектов и исследований в области технологий машинного обучения и систем искусственного интеллекта на базе нейронных сетей.

Материалы по теме:

⇡#Дела судебные

Немало шума в 2019 году наделал резонансный конфликт между Rambler Group и компанией Nginx, разработчиком одноимённого веб-сервера и открытым исходным кодом. Предметом спора стали исключительные авторские права на ПО Nginx, созданием которого в начале 2000-х годов занимался бывший сотрудник интернет-холдинга Игорь Сысоев. В компании заявили, что Сысоев разрабатывал этот софт в рабочее время, поэтому «любое использование продукта без согласия Rambler Group является нарушением исключительного права». По жалобе интернет-холдинга было инициировано уголовное дело о нарушении авторских прав в особо крупном размере.

Такой «ход конём» Rambler Group вызвал немало шума в российской IT-среде, усмотревшей в разбирательстве вокруг Nginx риски не только для сообщества Open Source, но и для всего рынка ПО в целом. Многие софтверные компании выступили в поддержку популярного веб-сервера, а на сам холдинг обрушился шквал критики от интернет-пользователей. В результате спустя несколько дней в «Рамблере» включили задний ход и на заседании совета директоров приняли решение об отзыве заявления о возбуждении уголовного дела против компании Nginx. Впрочем, даже такое положение дел ничуть не изменило имперских амбиций компании Rambler Group, которая вскоре громко заявила о себе судебными исками к сервису видеотрансляций Twitch и требованием выплатить 180 миллиардов (!) рублей компенсации за ретрансляцию матчей Английской премьер-лиги по футболу, а также выступила с запретом МТС и «Яндексу» использовать товарные знаки со словом «Афиша». Масштабы финансовых претензий «Рамблера» поражают воображение и невольно наводят на мысли о том, что в наступившем году аппетиты юридического отдела интернет-холдинга будут только расти.

Читать еще:  Выручка Huawei в первом квартале 2020 года немного выросла

Материалы по теме:

⇡#Ты помнишь, как всё начиналось.

Ну а закончить подведение итогов года в веб-индустрии хотелось бы упоминанием ещё одной важной юбилейной даты — тридцатилетия Всемирной паутины.

В 1989 году, работая в Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN), Тимоти Бернерс-Ли (Timothy Berners-Lee) предложил проект, известный теперь как Всемирная паутина (World Wide Web). Он подразумевал публикацию документов, связанных между собой гиперссылками, в целях облегчения поиска и связности информации. Проект Паутины был предназначен для учёных CERN и первоначально использовался во внутренней сети организации. Для осуществления проекта изобретатель и его помощники создали идентификаторы URI, протокол HTTP и язык верстки HTML. Также в рамках проекта Бернерс-Ли написал первый в мире веб-сервер, называвшийся httpd, и первый в мире гипертекстовый веб-браузер, получивший название WorldWideWeb.

Со дня изобретения Всемирной паутины минуло много лет, и современный Интернет шагнул далеко вперёд от своего прародителя — простейшей системы управления информацией. В честь юбилея своего проекта Бернерс-Ли на страницах журнала Wired поделился своими мыслями относительно развития глобальной сети. Ознакомиться с краткой выжимкой основных моментов из интервью Тимоти можно по этой ссылке на нашем сайте 3DNews Daily Digital Digest, вот уже более 20 лет освещающем события и актуальные тенденции на рынке IT.

Хайпы и тренды: какой будет ИТ-индустрия в 2019 году

Инвесторам в инновационные стартапы свойственно менять фаворитов. Согласно исследованию Российской венчурной компании, в 2018 году самыми привлекательными сферами для инвестиций в России были искусственный интеллект, машинное обучение, финтех и фудтех. Годом раньше группа лидеров была та же, но место фудтеха занимал блокчейн. Сильнее всего за прошедший год в рейтинге упали медтех и блокчейн​ — отличная иллюстрация разницы между трендом и хайпом. Реальные изменения в ИТ-индустрии растягиваются на годы и десятилетия, и их позиции в отчетах не меняются от смены чисел на календаре. Мода, напротив, бессмысленна и недолговечна. Чат-боты, технологии дополненной реальности с нейронными сетями, блокчейн — все эти полезные, но крайне нишевые решения последовательно взрывали рынок. В 2017 году к этой сомнительной компании на короткое время присоединилась и телемедицина — на фоне эпопеи с принятием закона, установившего ее правовой статус. В отличие от остальных, когда-нибудь она вернется на высокие места: просто ее время еще не пришло.

А самым дорогим хайпом были, конечно, ICO, хоть это и не совсем технологии. По статистике ICOdata, в 2018-м они собрали по всему миру ошеломительные $7 млрд. Это не так уж много на фоне классического венчура: там итоги ушедшего года еще не подведены, но выйдет порядка $200 млрд. Но и абсолютное число что-то значит само по себе. Столько денег — и в большинстве случаев в пропасть! К счастью, наваждения всегда рассеиваются. Уходит и эпоха ICO: в ноябре в токены было вложено в семь раз меньше, чем в январе.

В 2019 году мы, скорее всего, увидим новый хайп. Неизвестная нам сейчас технология в мгновение ока станет модной, о ней будут писать все СМИ и блоги. Сотни счастливчиков окажутся первыми на этой волне и соберут сливки, десятки тысяч пойдут по их следам и зря потратят время. Не знаю, стоит ли участвовать в этой гонке, но в нее точно не следует долгосрочно инвестировать: хайпы недолговечны.

Истинный прогресс выглядит совсем иначе. Машинное обучение и роботизация неуклонно меняют мир, это происходит шаг за шагом, во все большем масштабе. Два года назад Amazon представила свой первый магазин без касс и очередей — Amazon Go, открыла точку в Сиэтле только для сотрудников интернет-ретейлера. За следующие 12 месяцев Amazon рассчитывает запустить тысячи магазинов без продавцов. Беспилотные автомобили в 2019 году станут еще ближе к реальному внедрению на дорогах, появится больше автоматики в кол-центрах. «Робот Вера» — это, возможно, не самый технологичный пример, но он отлично иллюстрирует направление движения.

И вот здесь есть куда инвестировать. 90% работников занимаются рутиной, с которой робот справится лучше. Искусственный интеллект принципиально способен и проверить задание по алгебре, и перенести ящики из грузовика на склад, и даже записать жалобы больного, как это уже делает suki.ai. Любая массовая профессия — это вызов и несколько будущих компаний-единорогов, которые заменят в ней людей на автомат.

Мы никуда не уйдем от интернетизации стандартных услуг. Сегодня люди знают, что можно в несколько кликов заказать такси, еду или уборку, арендовать автомобиль с помощью мобильного телефона. Эти услуги станут еще доступнее и популярнее, а инвесторы вложат в индустрию очередные миллиарды долларов, из них десятки миллионов — в нашей стране.

Суперхиты из России

В 2019 году в России начнутся заметные перемены в интернет-торговле. Активному росту рынка электронной коммерции будут способствовать и растущие инвестиции, и готовность российских интернет-пользователей совершать онлайн-покупки. Morgan Stanley называет конкретные даты и числа и, скорее всего, в них ошибется, но общий тренд очевиден: рынок консолидируется, русский «Амазон» приближается. Да, об этом можно было услышать и 20 лет назад, но теперь это правда. Один из претендентов на эту роль — AliExpress Russia, совместное предприятие Alibaba Group, «МегаФона», Mail.Ru Group и РФПИ. Два других — текущие лидеры внутреннего e-commerce: Wildberries и Ozon. По оценкам Data Insight, они растут в четыре раза быстрее рынка. Нельзя забывать и об альянсе «Яндекса» и Сбербанка.

Если говорить об экспортной выручке, то проще всего нашему ИТ в мобильных играх. Рынок большой и продолжает расти, консолидация ему не грозит, географических барьеров почти нет, американские хиты можно делать из Москвы не хуже, чем из Сан-Франциско. В 2018 году Hustle Castle российской студии Nord показала отличные результаты: количество зарегистрированных пользователей в этом проекте превысило отметку 30 млн. В 2019 году российские разработчики обязательно сделают новые суперхиты.

Надежный способ точно предсказать ИТ-тренды будущего года — сказать, что ничего не изменится, а текущие сферы, за которыми все активно следят, продолжат свое развитие. Уверен, что и в преддверии 2020-го можно будет писать и об искусственном интеллекте с роботизацией, и о стандартизации услуг, и о мобильных играх, и даже о приближении русского Amazon. В противоположность известному афоризму о динамике русской истории за год в Рунете не меняется ничего, за пять лет — всё.

15 главных технологий 2019 года

Ещё каких-то 30-40 лет назад инновации происходили раз в несколько лет, а будущее технологий можно было предсказать на десятилетие вперед. Сейчас же инновации случаются по несколько раз за день, и уже физически невозможно представить, что же нас ждёт завтра. Летающие автомобили? Биоинженерия? Роботы-дворецкие? Кто знает!

Технологический эксперт и блокчейн-консультант Майкл Спенсер (Michael K. Spencer) попробовал приоткрыть завесу тайны над завтрашним днём и порассуждать о том, какие технологии и тренды будут наиболее актуальны в 2019 году. Мы перевели его колонку специально для вас.

Технологии, определяющие 2019

Я прочитал несколько текстов о том, какие технологии будут определять 2019 год и понял, что их авторы не только не попадают в цель, но зачастую даже не могут предсказать грядущие тренды.

2019 будет годом невероятных IPO, объединения и появления новых растущих трендов в технологиях, бизнесе, ритейле, глобальной экономике и технологическом балансе сил.

Умные колонки — интерфейс будущего

Умные колонки и устройства, управляемые голосом, станут более полезными в 2019. Amazon продал 100 миллионов устройств с поддержкой Alexa. Для Google Home и девайсов с его поддержкой 2018 год прошёл великолепно, а Alibaba показала большой рост в данном сегменте. Это значит, что голосовые помощники обретут большую значимость в 2019.

Согласно новым данным от Voicebot, количество навыков Amazon Alexa в США выросло более чем в 2 раза за прошлый год, в то время как на двух других главных рынках, в Великобритании и Германии, количество навыков выросло на 233% и 152% соответственно.

В 2019 распространённость умных колонок в Китае сравняется с таковой в США благодаря усилиям Alibaba, Xiaomi и множества других компаний. Только Alibaba реализовала за 2018 год больше миллиона колонок. Вряд ли Xiaomi или Baidu станут для компании такими же конкурентами, как Google для Amazon, а потому рост Alibaba на рынке умных колонок делает её главным игроком Китая в данной области.

Проблемы кибербезопасности будут расти

Вы думали, что взлом Marriott и криптохакерство — это плохо? Что ж, утечка данных 25 миллионов паспортов и кража миллиарда долларов в криптовалюте — ничто по сравнению с тем, что ещё грядет. Угрозы кибербезопасности нарастают. И в 2019 всё станет только хуже.

Приход 5G

Пока Apple не торопится добавлять поддержку 5G в iPhone 2019, а ограничения Huawei могут ударить по финансовым показателям компании, 5G-интернет приближается — и он изменит мир.

Возросшие скорости, появление Интернета Вещей и провал США в попытке поспеть за 5G — всё это вполне существенно. В 2019 мир станет другим.

Технологии в здравоохранении

Глядя на Apple и Amazon, Google и Tencent, становится очевидно, что технологические компании проникают в сферу здравоохранения, принося с собой ИИ и механизмы для сбора данных о здоровье потребителей.

В 2019 главным сюрпризом станет то, как быстро это случится. Проблема заключается в том, что этические и правовые нормы не поспевают за технологиями.

Автоматизация продаж и развитие умных магазинов

Пока Alibaba, JD и множество других компаний развивают концепцию магазинов будущего, Amazon наконец-то полноценно запустит сеть магазинов AmazonGo в 2019.

Этим магазинам без касс требуется как минимум на 50% меньше персонала. И если покупатели получат дополнительное удобство, то множество профессий вроде кассиров и сотрудников зала попадут под сокращение, как только подобные магазины начнут брать верх.

Технологическая война между США и Китаем

Если вы думаете, что Америка обладает монополией на мировые технологические и торговые компании, вы ошибаетесь. В 2019 множество китайских компаний (ByteDance, Didi, Alibaba, JD.com , Tencent, Xiaoni, Baidu и пр.) покажут, что они способны выйти за пределы внутреннего рынка.

Торговая война, которую начал Трамп, породила в Китае гипернационализм, который я называю Новым Китаем, в котором превосходство ИИ является главной целью. Учитывая объём собираемой информации, нет сомнений полагать, что они добьются этого к 2025 году. В 2019 китайский интернет с его более увлеченными потребителями станет главной площадкой для инноваций.

Читать еще:  В Steam началась распродажа игр Rockstar Games

Облачное партнерство приведет к потрясающему сотрудничеству

После нескольких важных слияний в индустрии облачных технологий 2019 откроет новую эру в сотрудничестве таких компаний, как AWS, Azure, Salesforce, IBM, Alibaba, Google и других. Это будет стимулировать появление новых компаний, основанных на ИИ и блокчейне, но на базе облачных технологий.

Облачные сервисы — место, где в 2019 будут происходить по-настоящему важные события, где объединение, конкуренция и сотрудничество приведут к более глубокому внедрению машинного обучения и новых возможностей в бизнес. Облачные технологии в 2019 году откроют новые возможности и станут более ценными для бизнеса.

Цифровые активы придут на смену буму криптовалют

Пока Bakkt привлекает дополнительные $182 млн. инвестиций, становится очевидным, что продажа цифровых активов заберет популярность у не самых популярных криптовалют, таких как Ethereum, EOS и Tron (и множества других).

Circle, FDAS и другие докажут, что вторжение Уолл-стрит на рынок криптовалют реально. Разделяй, властвуй и торгуй в Ethereum. Смерть ICO была только началом.

Большие провалы в AR

Очки дополненной реальности от Magic Leap, Apple и Huawei, а также другие AR-проекты вроде Snapchat, ждёт не столь яркое будущее, как вы можете думать. На самом деле, партнерство Alibaba и Starbucks в сфере AR более актуально, чем попытки создать ОС для работы с AR или разработка очередных AR-очков, которые навряд ли будут приняты покупателями.

Кремниевая долина любит AR, но возможности этой технологии в повседневной жизни ограничены, и она не станет денежной коровой, которой уже являются видеоигры и которой скоро станет их стриминг. Netflix для видеоигр ещё появится, а его создатель сорвёт куш.

Переход на видео

С каждым годом мы проводим всё больше и больше времени в смартфонах и тратим всё больше времени на просмотр видео, и пока Netflix будет бороться за лидерство в 2019, мы не будем тратить наше время на штуки вроде Facebook Watch, а скорее на YouTube и стриминговые сервисы.

Согласно прогнозам, мировой объем мобильного интернет-трафика в этом году составит 16 эксабайт. Переход на видео в мире 5G будет иметь огромные последствия для маркетинга, рекламы и для развития приложений с короткими видео в будущем.

Мобильная эпидемия среди молодых пользователей смартфонов

Хоть статистика и фиксирует уменьшение среднего времени пользования смартфоном, составившего 9,3% в 2018 и 6,5% в 2019 (согласно прогнозу), это касается только взрослых американцев, но не миллениалов или поколения Z, которое проводит значительно больше времени в гаджетах.

Это значит, что в технологической зависимости нас ждёт откат назад. Приложения отнимают больше 90% от общего времени пользования смартфоном.

Механизмы, ограничивающие пользование приложениями, не решат вопрос, но менее эксплуатирующие приложения и просвещение потребителей, направленное на защиту от «петли удовольствия», на которой строятся эти приложения, явно необходимы.

Прошло лишь чуть более десяти лет с момента появления смартфонов, а потому их пользователи ещё слегка туповаты, когда речь заходит о времени их использования (особенно в Азии и развивающихся странах).

Стейблкоины станут серьезной криптовалютой

Импульс, с которым стейблкоины взлетели в 2018, не угаснет в 2019. В мире криптовалют стейблкоины и STO имеют достаточное количество причин, благодаря которым они могут найти себе место в массовом применении и работать как настоящая валюта, что может помочь в создании загадочного «убийцы криптовалют» в будущем.

Стейблкоины привязаны к курсам определенных активов, например доллара США, что делает их ценность более легитимной.

Китай — лидер «удобной» экономики

Начиная с оплаты через QR-коды и заканчивая подпрограммами в приложениях, китайский потребитель обслуживается на более высоком уровне в плане удобства онлайн и оффлайн торговли, по сравнению с западным потребителем в «старой сети». Проблема в том, что эта «сеть» контролируется компаниями вроде Google, Facebook и Amazon, которым нужно, чтобы всё оставалось относительно стабильно.

Так, в Китае у новых развивающихся стартапов намного меньше преград для создания инновационных стратегий взаимодействия с потребителем. Это происходит в том числе из-за того, что китайские гиганты инвестируют в китайские стартапы намного лучше, чем FAANG вкладывается в западные.

Китайские версии западных компаний в итоге обойдут своих конкурентов, что уже происходит в противостояниях Didi против Uber, ByteDance против Facebook, iQiyi против Netflix, Tencent Music против Spotify и т.д. Тем более китайское правительство напрямую поддерживает компании в сложные периоды, помогая им расти, как это происходит с ByteDance.

Рынок смартфонов достигнет насыщения

Продажи смартфонов находятся не в лучшем положении из-за общей насыщенности рынка и небольшой прибыли. Тем не менее, Huawei и Xiaomi останутся сильными лидерами, пока рыночная доля Apple продолжит уменьшаться из-за неопределённости экономики в ожидании следующего глобального спада в 2019.

Сгибаемых смартфонов, 5G и прочих штук недостаточно для спасения рынка, пока цикл выхода новых смартфонов ускоряется, а продажи айфонов падают. Провал Apple в инновациях может серьёзно задеть компанию также, как ограничения Huawei со стороны западных стран могут ударить по её прибыли.

Автомобильные компании наверстывают упущенное в сфере автономного вождения

2019 станет годом, когда большие автомобильные компании наконец догонят Waymo, Baidu, Tesla и Uber в сфере самоуправляемых автомобилей. Несмотря на десятилетие разработок и тестов, Waymo не смогла возглавить это движение в 2018, когда директор компании заявил, что машинам всё еще требуется человек.

Глобальное сотрудничество в автомобильной индустрии означает, что путь к электрическим и самоуправляемым машинам может быть дольше и сложнее, чем мы думали. И кажется спорным, что Америка станет лидером в данном направлении.

5G набирает скорость

Основными трендами развития этого сектора глобальной экономики станут продолжающаяся цифровизация и персонализация продуктов и услуг, активный рост пользовательского потребления контента с мобильных устройств, а также формирование крупных цифровых экосистем в партнерстве с традиционными бизнесами (телеком, банки), обладающими большими абонентскими базами.

Дополнительным импульсом для рынка может стать полноценное коммерческое внедрение различных технологий, например, 5G, интернета вещей и анализа больших данных, прогнозирует PwC в своем исследовании «Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2019-2023 годы» (есть у «РГ»).

Снижение темпов роста традиционных сегментов медиаиндустрии связано в первую очередь с активным расширением предложения контента в цифровой среде и миграцией аудитории в сторону потребления медийного контента онлайн. Цифровизация вынуждает представителей классических медиа адаптироваться и смещать фокус своей деятельности в онлайн-пространство.

«Выход традиционного сегмента медиа в цифровое пространство характерен и для российского рынка. Отечественные медиакомпании традиционного сегмента формируют стратегии развития, учитывающие в первую очередь инициативы перехода «в цифру». Более того, медиахолдинги осуществляют активное присоединение или формирование собственных цифровых активов», — отмечает директор PwC Григорий Сидоров.

Мир становится все более и более мобильным. Доходы от рекламы в мобильном интернете превысили доходы от рекламы в проводном интернете в 2018 году. Уже сейчас доля мобильного интернет-трафика в общем объеме составляет 76 процентов, а к 2023 году она, согласно прогнозам, увеличится до 83 процентов.

Повсеместное появление сетей 5G, которые смогут обеспечить еще большую скорость подключения к интернету и передачи данных, сопоставимую с фиксированным широкополосным доступом, станет дополнительным драйвером развития мобильного сегмента. Эффект будет ощущаться по всей цепочке создания стоимости в медиаиндустрии в течение следующего десятилетия и коренным образом изменит доступ потребителей к контенту и взаимодействие с ним. Например, это коснется не только кино и сериалов, но и спортивных трансляций, игр и, конечно, дополненной реальности. В равной степени многие телекоммуникационные, технологические и медиакомпании воспользуются промышленным запуском сетей 5G, чтобы пересмотреть свои контентные в широком смысле стратегии развития, отмечают аналитики PwC.

«Можно провести параллель с появлением 4G, и как этот стандарт в конечном итоге повлиял на нашу повседневную жизнь. Трудно представить, как мы жили без возможности получить любую информацию в любое время, как заказывали такси, еду, смотрели фильмы, и иметь доступ к мобильному банкингу, — отмечает Дмитрий Конарев, ведущий эксперт беспроводных технологий Huawei в России. — Именно появление новых возможностей в передаче данных подстегнуло все индустрии начать использовать это в своей деятельности. Появились смартфоны, а вместе с ними приложения для удобства использования разного рода сервисов. Так и с 5G. Вероятнее всего, мы даже не можем сейчас представить, что смогут создать с помощью него через два-три года. Пока в ближайшей перспективе видится продолжение возможностей стандарта 4G, но с гораздо лучшим качеством (например, видеоуслуги с переходом на VR-возможности — высокие скорости и минимальная задержка в 5G смогут это обеспечить). Тем не менее основной целью стандарта 5G является значительная трансформация различных индустрий. Беспилотный транспорт, интеллектуальная логистика, умное производство, телемедицина, дистанционное образование, сельское хозяйство, водное хозяйство, электрические сети и многое другое. На данный момент мы видим около 70 различных вариантов использования возможностей 5G в разных отраслях. По оценке аналитиков, использование 5G принесет дополнительно прибыль до 3,5 триллиона долларов при использовании в различных индустриях к 2035 году».

Процесс развертывания 5G в мире идет намного быстрее, чем в свое время развертывание 4G. По подсчетам Qualcomm, в течение года с появления первой коммерческой сети 5G более 20 мобильных операторов запустят собственные сети пятого поколения, и примерно такое же количество OEM-производителей выпустит свои 5G-устройства. Для сравнения, за тот же период с начала развертывания 4G свои сети ввело в эксплуатацию всего четыре мобильных оператора, а устройства выпустили только три OEM-производителя.

Из условных минусов стандарта — высокие требования к частотному ресурсу, которого должно быть очень много. «Для реализации полноценных возможностей стандарта на оператора должно в идеале приходиться минимум 100 МГц в низких диапазонах (в диапазоне частот до 6ГГц) и порядка 800 МГц в миллиметровом диапазоне (например, в диапазоне частот 26/28 ГГц). Решение частотного вопроса должно быть приоритетным при начале развертывания сетей пятого поколения», — указывает Дмитрий Конарев.

«Повсеместное проникновение сетей нового поколения позволит обеспечить сверхвысокие скорости передачи данных при существенном увеличении емкости сетей и уменьшении времени задержки. Подобная инфраструктура открывает дополнительные возможности для появления новых моделей использования и получения не только развлекательного, но и делового контента самым широким кругом пользователей. С каждым годом внедрения новых технологий себестоимость бита передаваемой информации в сетях 5G будет снижаться, что позволит обеспечить дальнейшее улучшение качества и персонализацию оказываемых услуг. При своевременной гармонизации спектра и передаче двух критически важных диапазонов операторам — n78 (3.3-3.8 ГГц) для обеспечения широкого покрытия и n257 (26.5-27.5 ГГц) для увеличения емкости в зонах активного использования embb в мегаполисах — Россия ничем не будет отличаться от других стран. Выделение другого диапазона для покрытия — n79 (4.8-4.9 ГГц ) не предполагает широкой поддержки мировой экосистемой производителей инфраструктурного и терминального оборудования, что приведет к очевидному отставанию России от других стран, активно строящих сети в диапазоне n78 с этого года, — считает Юлия Клебанова, вице-президент по развитию Qualcomm Europe. — Диалог о передаче спектра 3.3-3.8 ГГц в России идет давно. В мире уже давно найдены способы решения этой проблемы: например, если какие-то, занятые на сегодня широкие участки n78 используются спорадически, если постоянно используются только узкие полосы — в качестве решения принимаются модели совместного или приоритетного использования, так же как и перенос ряда пользователей в другие диапазоны. Подобного рода решения вполне применимы и в России».

Читать еще:  Программа 1st Quick Res

Российская индустрия развлечений и медиа, одна из самых динамично развивающихся в Европе, по итогам 2018 года продолжила рост. Положительное влияние на рынок оказало проведение чемпионата мира по футболу. Несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны азиатских и африканских рынков, положение российской медиаиндустрии в мире останется стабильным: в 2023 году ее доля в общем объеме мирового рынка составит 1,1 процента с 14-м местом по размеру.

Общий объем российской индустрии развлечений и медиа в 2018 году составил 21,7 миллиарда долларов, что на 10 процентов больше значения предыдущего года. Согласно прогнозу, по итогам 2019 года объем рынка достигнет 23,6 миллиарда долларов. Ожидается, что до 2023 года среднегодовой темп роста рынка составит 6,4 процента (мировой показатель — 4,3 процента), а общий объем российской медиаиндустрии превысит почти 30,5 миллиарда долларов.

В пятилетней перспективе уровень проникновения мобильного интернета в России достигнет 85 процентов, а доля мобильного трафика в общем объеме потребления контента — 92 процентов. Будет расти и число пользователей, для которых смартфон станет единственным интернет-каналом. Рост объема данных об аудитории и ее предпочтениях, получаемых со все большего числа устройств и датчиков, будет способствовать дальнейшей персонализации продуктов и рекламных предложений.

Данные потребителей уже представляют собой отдельный самостоятельный рынок, а изучение клиентской аудитории становится все более комплексной технологической задачей. Именно конечные потребители всегда являлись драйвером индустрии развлечений и медиа, поэтому игроки рынка будут и дальше стремиться внедрять инновации с прицелом на глубокие и тонкие настройки персонализации.

Доля рекламных доходов всех сегментов составляет примерно треть от общего объема выручки индустрии развлечений и медиа — 7,4 миллиарда долларов. Большую роль в росте выручки сыграло проведение чемпионата мира по футболу. Ожидается, что рекламная выручка медиаиндустрии будет расти в среднем на 5,7 процента в год, в первую очередь благодаря цифровой рекламе, и достигнет к 2023 году почти 9,7 миллиарда долларов.

Крупнейшими по объему сегментами медиаиндустрии останутся рынки телевизионной рекламы, интернет-рекламы и видеоигр. При этом наиболее стремительное развитие в ближайшие пять лет будут демонстрировать инновационные сегменты виртуальной реальности, киберспорта и OTT-сервисов (среднегодовой темп роста — 30,7, 19,8 и 11,5 процента соответственно). Этот рост во многом объясняется «эффектом низкой базы», о чем свидетельствует прогнозный совокупный объем сегментов к 2023 году — 459 миллиона долларов, или 1,6 процента от общего объема индустрии. Тем не менее инвесторы и крупные медиакомпании уже совершают первые шаги, приобретая успешные сервисы и технологии или запуская собственные проекты, подчеркивают аналитики PwC.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Рост медиарынка замедлится на фоне отсутствия зрелищных событий

Российский рынок медиа и развлечений в ближайшие пять лет будет расти быстрее мирового за счет увеличивающихся расходов на онлайн-рекламу и проникновения мобильного интернета, ожидают в PwC. Самыми быстрорастущими его сегментами станут виртуальная реальность, киберспорт и онлайн-видеосервисы. А вот рынок телерекламы в отсутствие событий, сопоставимых по масштабу с чемпионатом мира по футболу 2018 года (ЧМ-2018), столкнется с замедлением роста.

Совокупный объем российской индустрии медиа и развлечений по итогам 2019 года вырастет на 8,7%, до $23,6 млрд, говорится в отчете PwC (есть у “Ъ”). По сравнению с прошлым годом рост замедлится, что обусловлено высокой базой — в 2018 году рынок вырос на 10% на фоне ЧМ-2018. В ближайшие пять лет рынок будет расти в среднем на 6,4% в год, то есть быстрее мирового (4,3%), и к 2023 году достигнет около $30,5 млрд.

Он будет расти в среднем на 10% в год и продолжит занимать около трети рынка по выручке. При этом уровень проникновения мобильного интернета в России в пятилетней перспективе достигнет 85%, считают в PwC. В GfK ранее оценивали, что по итогам 2018 года мобильным интернетом пользовался только 61% населения старше 16 лет.

Объем рынка видеоигр в России, который за последние пять лет вырос почти в два раза, к 2023 году увеличится еще на 31% и приблизится к нынешним объемам рынка телерекламы, достигнув $2,5 млрд. Самыми популярными аналитики называют массовые многопользовательские ролевые игры и отмечают, что большинство игр перешло на условно бесплатную модель, снизив барьер входа и увеличив число вариантов монетизации.

Как росли расходы россиян на видеоигры

Рекламная выручка медиа будет расти в среднем на 5,7% в год, в первую очередь за счет интернета. Сегмент онлайн-рекламы будет расти на 12% в год и практически удвоится к 2023 году, достигнув $5,4 млрд. Основным драйвером, по мнению PwC, станет мобильная видеореклама, которая становится доступнее на фоне проникновения высокоскоростного интернета и подключения возрастной аудитории.

Рост рынка телерекламы продолжит замедляться. Если в прошлом году PwC ждала среднегодового роста на 6,1%, то сейчас — уже на 5,85%. В прошлом году рынку значительно помог ЧМ-2018, но сопоставимых событий в ближайшее время не ожидается. В первом квартале 2019 года этот сегмент, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, упал на 6%, так как на фоне падения доходов населения рекламодатели предпочитали вкладываться в маркетинг, включая промоакции.

Как рынок ТВ почувствовал экономию рекламодателей

В Национальном рекламном альянсе сообщили “Ъ”, что «при позитивном сценарии развития экономики» ожидают совокупный среднегодовой прирост телерекламного рынка на уровне около 6% с учетом перспективного сегмента онлайн-телерекламы. Генеральный директор Carat (входит в Dentsu Aegis Network Russia) Дарья Куркина считает прогноз PwC по рынку классической телерекламы оптимистичным, полагая, что «бюджеты в сегменте будут сохраняться на стабильном уровне».

В Media Direction Group в целом согласны с прогнозами, за исключением рынка наружной рекламы (PwC ожидает, что она в среднем будет расти только на 0,97% в год). «Считаем, что этот сегмент будет расти более высокими темпами за счет цифровизации технологий размещения рекламы и оценки аудитории»,— отметил директор по аналитике и инсайтам Media Direction Group Сергей Матвеюк.

Сейчас это самые маленькие по выручке сегменты, но в среднем они будут расти на 11,5%, 30,7% и 19,8% соответственно, ожидают аналитики.

Директор по стратегической аналитике онлайн-кинотеатра ivi Иван Гринин указывает на ускорение темпов роста выручки сервиса: в 2015 году она выросла на 44%, а в 2018-м — на 62%. Факторами дальнейшего роста он называет усиление конкуренции, которая вынуждает сервисы инвестировать в эксклюзивный контент, собственное производство и маркетинг, а также рост платящей аудитории и антипиратские инициативы. Рост сегментов виртуальной реальности и киберспорта отчасти объясняется эффектом низкой базы, но главным образом связан «с желанием брендов уловить привычки потребления контента молодой аудитории — покупателей завтрашнего дня», считает руководитель практики оказания услуг компаниям индустрии медиа и развлечений PwC Олег Малышев.

Падение ожидается только в сегменте журналов и газет — по мнению аналитиков, его ждет ежегодное сокращение выручки на 4%. В прошлом году PwC ждала ежегодного падения выручки газет на 5,4%, а журналам, наоборот, прогнозировала рост на 2,8%.

Игровая индустрия 2019 в цифрах: итоги самого прибыльного года в истории видеоигр

Подведение итогов года продолжается. GamesIndustry.biz заручились поддержкой аналитиков, рассказав о достижениях игровой индустрии в 2019 году.

Что известно

За 2019 год игровая индустрия заработала $148.8 миллиардов, что на 7.2% больше по сравнению с 2018 годом.

  • Мобильные платформы заработали $68.2 миллиарда (+9.7%): планшеты — $13.4 миллиарда (+3.3%); смартфоны — $54.7 миллиарда (+11.4%).
  • Консоли заработали $45.3 млрд. (+7.3%)
  • Платформа ПК заработала $35.5 млрд. (+2.8%): браузерные игры — $3.5 миллиарда (-15.4%); скачиваемые и розничные игры — $31.8 миллиарда (+5.2%).

В войне ритейлеров и цифровых магазинов победили последние:

  • Всего ПК и консоли собрали $77.1 миллиард на продажах в цифре и рознице.
  • Цифровые продажи на ПК и консолях составили $61 миллиард (+10.1%).
  • Продажи «дисковых версий» на ПК и консолях составили $16.1 миллиард (+5.5%).
  • Платформа ПК заработала $31 миллиард на цифровых продажах (+6,2%)
  • Консоли заработали на цифровых продажах $30 млрд. (+14.5%)

Самой популярной игрой в СМИ стала Fortnite. Так, творение Epic Games упоминалось в 97.735 статьях. На втором месте расположилась Death Stranding, которая попала в 46.743 материала, а тройку замыкает Apex Legends — 42.474 статьи.

Топ-10 самых обсуждаемых игр:

  1. Fortnite — 97.735 статей
  2. Death Stranding — 46.743 статьи
  3. Apex Legends — 42.474 статьи
  4. Call of Duty: Modern Warfare — 41.881 статья
  5. Borderlands 3 — 41.861 статья
  6. Cyberpunk 2077 — 39.105 статей
  7. Destiny 2 — 37.483 статьи
  8. Pokemon Sword & Shield — 36.994 статьи
  9. Overwatch 36.299 статей
  10. Mortal Kombat 11 — 35.301 статья

Самыми популярными играми в соцсетях стали:

  • Twitter — Fortnite (41.140 публикаций)
  • YouTube — Minecraft (102.2 млрд. просмотров)

Аналитики также посчитали, сколько в 2019 году крупные компании выпустили игр по новой интеллектуальной собственности:

  • Sony — 7 игр (всего 10 релизов в 2019)
  • Microsoft — 0 (всего 6 релизов в 2019)
  • Nintendo — 2 (всего 16 релизов в 2019)
  • Electronic Arts — 2 (всего 9 релизов в 2019)
  • Activision — 1 (всего 4 релиза в 2019)

Мобильный рынок

Самым богатым издателем мобильных игр стала компания Tencent, которая заработала $5.55 миллиардов. На игры же больше всех потратились жители США, которые «занесли» на мобильные платформы $15 миллиардов. В то же время по скачиваниям победила Индия — 5.51 миллиард загрузок.

Самые скачиваемые игры:

  1. PUBG Mobile — 268 млн.
  2. Garena Free Fire — 257 млн.
  3. Subway Surfers — 214 млн.
  4. Fun Race — 3D — 205 млн.
  5. Color Bump 3D — 199 млн.

Самые прибыльные мобильные игры:

  1. Honor of Kings — $1.36 млрд.
  2. PUBG Mobile — $1.34 млрд.
  3. FateGrand Order — $1.10 млрд.
  4. Candy Crush Saga — $990 млн.
  5. Monster Strike — $907 млн.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector