0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

The Last Guardian — пернатый друг. Рецензия

The Last Guardian — пернатый друг. Рецензия

Уходящий год можно по праву назвать успешным для долгостроев. DOOM, размахивая дробовиком и лязгая грязным индастриалом, показал, кто все-таки главный шутер во вселенной. Небольшая команда выпустила занимательный платформер Owlboy, находившийся в разработке порядка десяти лет. Даже Final Fantasy XV — и та добралась до прилавков. Для полного счастья не хватало лишь The Last Guardian, но из-за многочисленных переносов до последнего не верилось, что релиз состоится. Впрочем, одно дело — выпустить горячо ожидаемую игру, а другое — эти ожидания оправдать.

⇡#Взгляд в прошлое

Рассказывая о The Last Guardian, невозможно не упомянуть ее создателя. Фумито Уэда — человек огромного таланта и невероятной скромности, но, по иронии судьбы, известный на весь мир. Он не выстреливал блокбастерами каждый год, а его игры не сидели месяцами на верхних строчках чартов продаж. Да и за свою карьеру в качестве руководителя он выпустил всего три проекта, если считать нашего сегодняшнего гостя. Однако не будь ICO и Shadow of the Colossus, индустрия бы пошла совсем по другому пути.

Архитектура очень напоминает предыдущие проекты Уэды. Можно предположить, что события The Last Guardian разворачиваются в одном мире с ICO и «Колоссами»

И это не просто красивая фраза — немалое количество разработчиков, среди которых значится и Хидэтака Миядзаки, в той или иной мере вдохновлялись творчеством Уэды. Именно после прохождения ICO создатель серии Souls решил начать с чистого листа и заняться играми. Теперь попробуйте-ка представить мир без феноменальных Demon’s Souls и Dark Souls.

Так что же особенного в его проектах? Они, в отличие от большинства других, не перегружены механиками, предельно лаконичны и минималистичны и построены вокруг одной идеи. Мальчик встретил девушку (ICO), убийство огромных монстров (Shadow of the Colossus) — звучит незамысловато и даже банально, но все дело в том, как это подать. Уэда рассказывает трогательные истории и сближает с немногословными персонажами при помощи геймплея и разнообразных мелочей. Стоит взять за руку девушку Йорду, как контроллер начнет вибрировать в такт ее сердцебиению. Вроде бы незначительная деталь, но герой на экране — уже не набор текстур, а живой человек, ведь вы можете почувствовать его в своей реальности.

С Shadow of the Colossus получилось еще интереснее. Это, пожалуй, единственная игра, где победа — событие грустное. Наблюдая за тем, как сказочное, сильное, свободное существо валится на землю, не испытываешь радости. Оно жило здесь много лет и прожило бы еще столько же, не встреться с вашим мечом и эгоистичным желанием воскресить возлюбленную. Шестнадцать колоссов — шестнадцать оборванных жизней, забирать которые все сложнее и сложнее в эмоциональном плане.

И титул «Мимими-2016» уходит Трико!

⇡#Возвращаясь в настоящее

The Last Guardian полагается на те же принципы. Одна идея — на этот раз дружба мальчика и дикого зверя, минимум механик, максимум атмосферы. С первого знакомства с Трико, похожего на помесь собаки, кошки и птицы, и до последней строчки титров игра пропитана духом приключений. Причем из-за того, что здесь практически нет загрузок, отсутствует интерфейс, а сохранение осуществляется на фоне, повествование плавно течет вперед, не прерываясь из-за каких-либо условностей. Попав в этот красочный мир, можно увязнуть надолго.

Не в последнюю очередь эффект погружения создается благодаря поведению необычного существа. Если у вас есть домашние животные, то вы наверняка заметите в Трико знакомые черты. Команда аниматоров и звуковых инженеров проделала огромную и сложную работу — существо не воспринимаешь как виртуальное, оно действительно живое, пусть и находится по ту сторону экрана. Зверь двигается и звучит так, будто это образец реально существующего вида. Он любопытен, любит смотреть, куда это направился его человеческий друг, и переживает, если ситуация выходит из-под контроля.

К тому же движения животного, его глаза и голос в полной мере заменяют традиционный интерфейс. Если оно что-то не понимает, то сядет, наклонит голову и, посмотрев на вас, вопрошающе вскрикнет. В опасной ситуации наоборот — зверь выгнет спину, начнет издавать угрожающие звуки, а его движения станут резкими. Волнуясь, прижмет уши к голове. С водой вообще забавно — нужно несколько раз позвать Трико, прежде чем он, нерешительно переминаясь с ноги на ногу, решится намокнуть. Со временем учишься читать настроение пернатого друга по тому, как он себя ведет, и все больше привязываешься к нему. И как можно не влюбиться в такого забавного и практически реального чудика?

Хозяин, а куда ты?

Эй, ну возьми меня с собой!

Хотя, как и в любой другой игре с виртуальными напарниками, были опасения по поводу искусственного интеллекта. Мало кому захочется начинать участок заново просто из-за того, что ИИ откровенно «тупит». The Last Guardian тоже может раздражать до самого финала, но только если не разобраться в механике приказов. Ситуация такая — в определенный момент появляется возможность жестами указывать Трико, что ему делать. Бездумно тыкая во все кнопки подряд, вы просто запутаете бедное животное.

Признаться честно, минут 10–15 у меня совсем не получалось заставить зверя слушаться. Он переломал все ящики в округе, а я уже подумывал о загрузке с контрольной точки, не видя другого выхода. Однако стоило, чуть поэкспериментировав, понять принцип, по которому отдаются приказы и за какие действия отвечают отдельные клавиши, как Трико начал делать именно то, что от него требовалось, и в дальнейшем ни разу не ошибался. Уже потом, после прохождения, стало понятно, что по-другому и не могло быть. Эта небольшая «притирка» — тоже часть взаимоотношений между человеком и сказочным существом. В какой-то мере раздражающая, да, но крайне важная для дальнейшего продвижения и успешного завершения непростого путешествия.

Сами локации тоже не предполагают спешки. Мало того, что их приятно разглядывать, так они еще и заставляют работать головой. Отличительная черта геймдизайна Уэды — решение какой-либо задачки предельно логично, но до него нужно додуматься самому. Его игры не тыкают в лицо огромными маркерами с подписями: «НАЖМИ НА РЫЧАГ» или «ИДИ СЮДА», а предлагают следовать правилу «Что будет, если я сделаю так?». В той же ICO никто не рассказывал про меч, разрезающий веревки, или палки, загорающиеся от огня, ведь это и так очевидно. Правда, The Last Guardian куда легче ICO — обычно требуется просто внимательно осмотреть уровень и понять, как можно использовать Трико для того, чтобы добраться во-о-о-он до того выступа.

Иногда игра превращается в захватывающий фильм, где все рушится и падает, а вы пытаетесь спастись

Хотя, несмотря на верность традициям, один аспект The Last Guardian все-таки подглядела у крупнобюджетных ААА-проектов. В игре хватает заскриптованных моментов — порой можно отложить контроллер в сторону и просто наблюдать за тем, как Трико медленно и осторожно забирается на очередную башню. Причем с первого раза понять, что действие заранее прописано, довольно сложно. Спасибо отличной анимации — кажется, что зверь действительно ищет путь самостоятельно. Вообще, необычно видеть кинематографическую постановку у Фумито, но в том числе благодаря ей создается та самая пресловутая атмосфера приключения.

⇡#А что вы делали все это время?

Насколько хорошо The Last Guardian удается увлечь в геймплейном плане, настолько же плохо у нее с технической частью. Понятно, что игра пережила переезд с PlayStation 3 на PlayStation 4 и переписывание движка, но консоль-то на рынке уже больше трех лет, а оптимизация тут отсутствует начисто. Сложно припомнить другой эксклюзив PS4, который бы работал настолько плохо. Кадровая частота практически никогда не держится на стабильных 30 кадрах/с — она болтается где-то около 20–25, а местами и того ниже. В паре эпизодов проект вообще переходит на слайд-шоу, что совсем уж неприемлемо. Вполне вероятно, таким образом Sony просто подталкивает к покупке PS4 Pro, поскольку там подобных проблем не наблюдается. Если, правда, не использовать 4К-режим, в котором производительность тоже оставляет желать лучшего.

Да и рэгдолл-физика в 2016 году выглядит не слишком уместно. Смотреть на то, как тело героя, уцепившегося одной рукой за спину зверя, выписывает невероятные кульбиты, после которых конечность вырвало бы с мясом, просто смешно. То же касается и врагов — если Трико начинает кого-то кусать, то тело противника ведет себя совсем уж неадекватно. Рядом с превосходно анимированным животным это выглядит очень плохо.

Вы только посмотрите в эти глаза

Хотя больше всего вопросов вызывает даже не ужасная частота кадров, а отвратительная, мерзкая камера. Большинство смертей случаются именно из-за ее страстной любви к идиотским ракурсам. Скажем, нужно спуститься со зверя на какую-то небольшую платформу, причем сделать это быстро, но оператор покажет сцену так, что без тщательного прицеливания герой отправится прямиком в пропасть. Про катания на спине в закрытых помещениях лучше вообще забыть, если, конечно, не хотите проверить свой вестибулярный аппарат на прочность. Обидно, но постоянная борьба с камерой мешает наслаждаться The Last Guardian в полной мере.

Вроде бы недостатков и немного, но все они из разряда чуть ли не критичных. В проекте, который находился в разработке девять лет, странно видеть неадекватного оператора, а настолько провальную оптимизацию порой не встретишь даже в мультиплатформе среднего пошиба. Есть надежда на патчи, но они могут залатать лишь небольшие баги, а не исправить более важные вещи.

В остальном же The Last Guardian — достойный последователь ICO и Shadow of the Colossus. Как и предыдущие игры Уэды, эта подойдет не всем, — особенно аккуратными стоит быть любителям современных проектов с тысячами подсказок, — но это не отменяет того факта, что японскому геймдизайнеру удалось создать удивительное приключение, рассказывающее о дружбе человека и дикого зверя. И человек этот — вы. Вы приручаете животное, учитесь общаться и взаимодействовать с ним и все больше и больше проникаетесь симпатией к необычному созданию. К финалу путешествия настолько привязываешься к Трико, что отпускать пернатого совершенно не хочется, ведь за десять часов он становится настоящим другом. Эх, существовали бы такие виды в реальной жизни!

Достоинства:

  • Трико надолго останется в памяти после прохождения;
  • шикарная анимация зверя;
  • дизайн уровней, сочетающий красоту и интересные загадки;
  • непрерывность процесса благодаря почти полному отсутствию загрузок между локациями.
Читать еще:  Обзор Apple iPad Pro: ноутбукам конец?

Недостатки:

  • постоянные падения частоты кадров;
  • отвратительнейшая камера.

Допрыгались

История любви мальчика и его пернатого друга: обзор игры The Last Guardian

Скриншот: игра The Last Guardian

Легендарный гейм-дизайнер Фумито Уэда пообещал выпустить The Last Guardian еще семь лет назад. С тех пор игру успели «отменить», позабыть и возродить. История дружбы маленького мальчика и его пернатого друга увидела свет в декабре 2016 года. Какой получилась долгожданная игра, рассказывает «Лента.ру».

Иногда игры обретают культовый статус сразу после анонса. И дело тут не в оригинальном сеттинге или невероятном геймплее: одно лишь имя мастера заставляет геймеров поверить в величие создаваемого им проекта. Так случилось и с проектом The Last Guardian, который легендарный Фумито Уэда представил в далеком 2009 году.

Соответствующий статус японский гейм-дизайнер приобрел после выхода своей дебютной игры под названием ICO. Она успела стать одним из символов PlayStation 2, хотя и не имела коммерческого успеха. Выйти эта игра должна была куда раньше, и для предыдущего поколения консолей. Но к моменту релиза вовсю успела расцвести уже PlayStation 2.

Вслед за ICO последовала Shadow of the Colossus. В отличие от своей предшественницы, она могла похвастаться и большими продажами. А объединял игры не только сеттинг, но и длительное время разработки.

Между анонсом и релизом The Last Guardian успело пройти семь лет. В какой-то момент российские журналисты и вовсе сообщили, что разработка игры отменена. Но не тут-то было! В декабре 2016 года легендарный долгострой наконец-то был выпущен.

Оставь надежду

The Last Guardian перекочевала с PlayStation 3 практически в неизменном виде. Сейчас впечатлить графикой она может лишь очень далеких от игр людей, а геймплей за семь лет разработки морально устарел. Впрочем, фанаты ICO или Shadow of the Colossus почувствуют себя как дома. Но это похвала, граничащая с приговором. Ведь The Last Guardian — это американские горки, и недостижимые высоты внезапно сменяются резким падением.

Главное в The Last Guardian — это Трико, крысогрифон с кошачьими ушами. На нем держится вся игра и, пожалуй, многие ее недостатки. Именно он сопровождает и в меру своих сил защищает протагониста — маленького безымянного мальчика.

Скриншот: игра The Last Guardian

Геймплей довольно примитивен — он завязан на разгадывании простеньких физических загадок и перетаскивании бочек. Для решения львиной доли головоломок необходимо взаимодействовать с Трико. Время от времени загадки сменяются стычками с почти неуязвимыми противниками.

Заскучать The Last Guardian не дает сразу по ряду причин. Уэда и его соратники сделали Трико по-настоящему живым. Это может прозвучать странно, но то, как он себя ведет, ходит и кричит, потрясает до глубины души. В такие моменты игре можно простить буквально все. К виртуальному питомцу привязываешься не меньше, чем к домашнему коту. Хотя в компании Трико можно провести всего 12 часов.

Фумито Уэда умеет выжимать из игроков настоящие эмоции и заставлять сопереживать своим персонажам. The Last Guardian — не исключение. За Трико действительно волнуешься, особенно когда игра перевалила за экватор, и с ее героями почти сроднился. А иногда Трико хочется придушить или дать ему по клюву. Дело в том, что порой он ведет себя как настоящее своенравное животное — не слушается команд, восторженно исследует окрестности и играет с едой вместо того, чтобы помогать протагонисту.

Редкий проект отличается таким уровнем эмоционального погружения. Во многом тому способствует и фантастически красивая музыка, сопровождающая игрока и Трико на протяжении всей игры. В отдельные трогательные моменты в эту сказку хочется поверить вопреки всем имеющимся недостаткам.

Время собирать

Пару камней стоит бросить в адрес игровой камеры. Казалось бы, проблемы с ней остались в далеком прошлом. Но The Last Guardian демонстрирует все огрехи семилетней давности. Камера стабильно пускается в дикий пляс и показывает абсолютно все, кроме того, что нужно игроку. И это становится причиной множества смертей и перезагрузок.

Скриншот: игра The Last Guardian

Боевая система The Last Guardian крайне примитивна. Игры Уэды и прежде страдали от кривого исполнения стычек, но в The Last Guardian они и вовсе кажутся лишними. Особенно напрягают кривое управление и темп нанесения ударов. Учитывая, что ближе к концу игры сражений все больше, проходить The Last Guardian приходится сквозь зубы.

Графическая составляющая оставляет смешанные впечатления: внешне The Last Guardian очень напоминает HD-ремастер игры с PlayStation 3. И в этом плане ей крайне далеко до главных хитов PlayStation 4. The Last Guardian экономит на полигонах, геометрии уровней и частенько радует дерганой анимацией. Причем все это происходит на локациях, сдобренных откровенно плохими текстурами и морально устаревшим освещением. Несмотря на скудный и весьма доисторический арсенал эффектов, художники порой приятно удивляют. А за виртуальное воплощение Трико хочется стоя рукоплескать программистам и аниматорам: в динамике он прекрасен, а то, как ветер колышет его перья, — попросту бесподобно.

Многое из перечисленного можно понять лишь после прохождения игры. Например, у The Last Guardian прекрасный дизайн локаций. Уровни связаны между собой настолько логично и непринужденно, что игровой мир, поначалу кажущийся абсурдным, ближе к финалу игры превращается в прекрасный монолит.

Формулировка «игры не для всех» в последнее время превратилась штамп, ярлык пиксельного безумия и независимых поделок с претензией на авторский взгляд. Но именно этот термин как нельзя лучше подходит к The Last Guardian.

Уэда фактически воссоздал ICO. Игра снова опоздала ровно на поколение, но о ней почти наверняка будут вспоминать даже на его закате. Объективно она устарела почти по всем параметрам и берет исключительно эмоциональностью: ее прохождение наполнено моментами настоящей радости, неподдельного страха и даже скупыми мужскими слезами в финальных титрах. Вопрос лишь в том, захочется ли вам ради таких впечатлений продираться сквозь кривое управление, непослушную камеру и повторяющиеся загадки.

Я и мой верный хранитель. Обзор The Last Guardian

Близкие по духу

Мы ждали долгих девять лет и наконец дождались: The Last Guardian вышла. Узнать трогательную историю о маленьком мальчике и его огромном пернатом друге, похожем на грифона, могут все владельцы PS4. Ведущий дизайнер Фумита Уэда рассказал в новой игре о том, как следует относиться к своим питомцам, да и ко всем, кто нам дорог, — не бояться вникать в их проблемы, помогать им и быть вдохновителем.

The Last Guardian прошла долгий тернистый путь к релизу. В разное время разработку приостанавливали, а затем и вовсе задумали заморозить на неопределенный срок. Тем не менее игра, во многом благодаря игрокам и профильным журналистам, восстала из пепла, перебралась с PS3 на PS4 и добралась до прилавков. Сложности, которые преодолела The Last Guardian, оставили на ней свой отпечаток, но об этом мы поговорим чуть ниже.

Сейчас же о новой игре нужно знать только одну вещь: если вы решите сыграть в The Last Guardian, даже не вздумайте бросать ее на полпути. Обязательно пройдите до конца. Не пожалеете.

Детская мечта

Почти все мы в детстве мечтали завести домашнее животное, нуждающееся в заботе и уходе. Такой питомец дарит хозяину радость и на жизнь совсем не жалуется. Повзрослев, мы поняли, что не все так просто: зверек требует гораздо больше внимания, чем может показаться. О нем нужно постоянно заботиться: покупать корм, много гулять (если мы говорим о собаках), водить к ветеринару.

Но навязчивое желание завести питомца с годами никуда не делось. Оно засело глубоко в подкорке и шепчет: «От одного маленького котенка почти нет проблем. Он такой милый. »

Вот на такой любви к питомцам, на дружбе человека и животного, и строится The Last Guardian. В центре игры — взаимоотношения безымянного мальчика и странного сказочного существа Трико. Начиная играть, даже и не подозреваешь, насколько увлекательное приключение ждет героев. В нем будут и прыжки через зияющие пропасти, и битвы с врагами, и невинная игра в прятки.

Благодаря The Last Guardian ловишь себя на мысли, что сбывается давняя мечта из детства — пусть и на экране телевизора.

Скрипт для живого организма

В модном нынче сериале «Мир Дикого Запада» двое гениев соорудили самый настоящий парк аттракционов, населенный андроидами, которых не отличить от живых людей. Примерно то же самое Фумито Уэда сотворил и с Трико — компьютерный зверь ведет себя ну в точности как настоящий питомец.

Грифоноподобное существо напоминает осторожного хищника в чуждой ему местности. Программный код, написанный для Трико, в буквальном смысле оживляет пернатое создание. Когда мальчик окликает питомца, у того дергается ухо, направленное в сторону «хозяина». Затем Трико поворачивает огромную голову и всматривается своими бездонными глазами в игрока, сидящего перед экраном.

Один из самых запоминающихся моментов — сцена у подземного озера. Мальчуган без опаски ныряет в воду, а Трико мочить перья отказывается (ведет себя как кот). Тогда парнишка решает обыскать пещеру, находит бочку с припасами и бросает ее в воду — а вслед за лакомством устремляется и наш сказочный питомец. Брызги на высоту двухэтажного дома, волна, сбивающая главного героя с ног, и неподдельная радость Трико, добравшегося до вкуснятины. А на лице игрока — улыбка. В один из таких моментов The Last Guardian наверняка займет место в вашем сердце.

Скелет геймплея

The Last Guardian — приключенческая игра с массой головоломок. Самые простые решаются за две или пять минут, загадки посложнее отнимут больше времени. Впрочем, трудными их назвать нельзя: герою предстоит иной раз дернуть рычаг, расположенный на другом конце локации, или потратить десяток минут на поиски бочки — вот и вся закавыка.

Порой за решением головоломок сложно не заснуть. Кажется, что медитативный игровой процесс нарочно пытается вас усыпить, и окончательно погрузиться в сон не дают лишь крики мальчика и оглушительный рык Трико. Впрочем, время от времени все же происходят сражения или важные для сюжета эпизоды, во время которых глаз не сомкнуть.

К насилию The Last Guardian относится сдержанно, поэтому динамичные моменты с битвами достаточно редки. Но Трико — могучий и опасный хищник. Совсем не использовать такую силищу было бы глупо, поэтому разработчики позволили зверю «стрелять» из хвоста молнией. Направление выстрела задает герой игры — с помощью зеленого диска, найденного в начале путешествия.

В остальном The Last Guardian походит на гостя из прошлого. Игра игнорирует все современные тренды и будто бы существует в каком-то своем мирке, где о разнообразном игровом процессе никогда не слышали. Бояться этого не стоит: игра берет в первую очередь атмосферой волшебной сказки, и это замечательно. Поклонники предыдущих игр Фумито Уэды и вовсе будут в восторге от такого подхода.

Единый мир?

Мы так и не нашли доказательств тому, что действие The Last Guardian происходит в мире ICO или Shadow of Colossus (выдающиеся работы геймдизайнера Фумито Уэды). Тем не менее очевидно, что все эти игры обладают схожей стилистикой и содержат схожие мысли, которые авторы доносят до игрока близкими способами. В Shadow of Colossus у нас был Агро, в ICO — Йорда, а теперь роль спутника играет Трико.

Читать еще:  Лучшие ICQ-клиенты. Часть 2

Притом никто не запретит вам считать мир The Last Guardian уникальным. В нем действительно немало интересного, и многое из этого главный герой узнает во время приключения. В своих странствиях он повстречает неведомых воинов из камня, а в видениях Трико увидит людей, пытавших зверя. О том, что происходит на самом деле, вам не расскажут до самого конца. Зато финал игры заставит взглянуть на сюжет по-новому и пересмотреть свои догадки насчет связи с предыдущими играми Team Ico.

Рассказывая о мире The Last Guardian, нельзя обойти вниманием и саундтрек. Над созданием музыки трудился композитор Такэси Фурукава и Лондонский симфонический оркестр при участии хоровых коллективов TrinityBoysChoir и LondonVoices. Музыканты записали девятнадцать композиций, пробирающих до мурашек. И опять же — нельзя не заметить сходство с ICO и Shadow of Colossus.

Музыка помогает погрузиться в атмосферу увлекательного путешествия по загадочной стране. Без саундтрека мы не так сильно переживали бы за Трико, не боялись бы за него, когда он перемахивает с колонны на колонну, не так сильно улыбались бы, играя с ним в прятки.

The Last Guardian — уникальная игра. Она не о долгом ожидании и не о витиеватом сюжете с открытым финалом. Она про улыбку, появляющуюся на вашем лице во время игры с грозным внешне, но бесконечно добрым внутри зверем. Она. в вашем сердце, если хотите.

Допрыгались

История любви мальчика и его пернатого друга: обзор игры The Last Guardian

Скриншот: игра The Last Guardian

Легендарный гейм-дизайнер Фумито Уэда пообещал выпустить The Last Guardian еще семь лет назад. С тех пор игру успели «отменить», позабыть и возродить. История дружбы маленького мальчика и его пернатого друга увидела свет в декабре 2016 года. Какой получилась долгожданная игра, рассказывает «Лента.ру».

Иногда игры обретают культовый статус сразу после анонса. И дело тут не в оригинальном сеттинге или невероятном геймплее: одно лишь имя мастера заставляет геймеров поверить в величие создаваемого им проекта. Так случилось и с проектом The Last Guardian, который легендарный Фумито Уэда представил в далеком 2009 году.

Соответствующий статус японский гейм-дизайнер приобрел после выхода своей дебютной игры под названием ICO. Она успела стать одним из символов PlayStation 2, хотя и не имела коммерческого успеха. Выйти эта игра должна была куда раньше, и для предыдущего поколения консолей. Но к моменту релиза вовсю успела расцвести уже PlayStation 2.

Вслед за ICO последовала Shadow of the Colossus. В отличие от своей предшественницы, она могла похвастаться и большими продажами. А объединял игры не только сеттинг, но и длительное время разработки.

Между анонсом и релизом The Last Guardian успело пройти семь лет. В какой-то момент российские журналисты и вовсе сообщили, что разработка игры отменена. Но не тут-то было! В декабре 2016 года легендарный долгострой наконец-то был выпущен.

Оставь надежду

The Last Guardian перекочевала с PlayStation 3 практически в неизменном виде. Сейчас впечатлить графикой она может лишь очень далеких от игр людей, а геймплей за семь лет разработки морально устарел. Впрочем, фанаты ICO или Shadow of the Colossus почувствуют себя как дома. Но это похвала, граничащая с приговором. Ведь The Last Guardian — это американские горки, и недостижимые высоты внезапно сменяются резким падением.

Главное в The Last Guardian — это Трико, крысогрифон с кошачьими ушами. На нем держится вся игра и, пожалуй, многие ее недостатки. Именно он сопровождает и в меру своих сил защищает протагониста — маленького безымянного мальчика.

Скриншот: игра The Last Guardian

Геймплей довольно примитивен — он завязан на разгадывании простеньких физических загадок и перетаскивании бочек. Для решения львиной доли головоломок необходимо взаимодействовать с Трико. Время от времени загадки сменяются стычками с почти неуязвимыми противниками.

Заскучать The Last Guardian не дает сразу по ряду причин. Уэда и его соратники сделали Трико по-настоящему живым. Это может прозвучать странно, но то, как он себя ведет, ходит и кричит, потрясает до глубины души. В такие моменты игре можно простить буквально все. К виртуальному питомцу привязываешься не меньше, чем к домашнему коту. Хотя в компании Трико можно провести всего 12 часов.

Фумито Уэда умеет выжимать из игроков настоящие эмоции и заставлять сопереживать своим персонажам. The Last Guardian — не исключение. За Трико действительно волнуешься, особенно когда игра перевалила за экватор, и с ее героями почти сроднился. А иногда Трико хочется придушить или дать ему по клюву. Дело в том, что порой он ведет себя как настоящее своенравное животное — не слушается команд, восторженно исследует окрестности и играет с едой вместо того, чтобы помогать протагонисту.

Редкий проект отличается таким уровнем эмоционального погружения. Во многом тому способствует и фантастически красивая музыка, сопровождающая игрока и Трико на протяжении всей игры. В отдельные трогательные моменты в эту сказку хочется поверить вопреки всем имеющимся недостаткам.

Время собирать

Пару камней стоит бросить в адрес игровой камеры. Казалось бы, проблемы с ней остались в далеком прошлом. Но The Last Guardian демонстрирует все огрехи семилетней давности. Камера стабильно пускается в дикий пляс и показывает абсолютно все, кроме того, что нужно игроку. И это становится причиной множества смертей и перезагрузок.

Скриншот: игра The Last Guardian

Боевая система The Last Guardian крайне примитивна. Игры Уэды и прежде страдали от кривого исполнения стычек, но в The Last Guardian они и вовсе кажутся лишними. Особенно напрягают кривое управление и темп нанесения ударов. Учитывая, что ближе к концу игры сражений все больше, проходить The Last Guardian приходится сквозь зубы.

Графическая составляющая оставляет смешанные впечатления: внешне The Last Guardian очень напоминает HD-ремастер игры с PlayStation 3. И в этом плане ей крайне далеко до главных хитов PlayStation 4. The Last Guardian экономит на полигонах, геометрии уровней и частенько радует дерганой анимацией. Причем все это происходит на локациях, сдобренных откровенно плохими текстурами и морально устаревшим освещением. Несмотря на скудный и весьма доисторический арсенал эффектов, художники порой приятно удивляют. А за виртуальное воплощение Трико хочется стоя рукоплескать программистам и аниматорам: в динамике он прекрасен, а то, как ветер колышет его перья, — попросту бесподобно.

Многое из перечисленного можно понять лишь после прохождения игры. Например, у The Last Guardian прекрасный дизайн локаций. Уровни связаны между собой настолько логично и непринужденно, что игровой мир, поначалу кажущийся абсурдным, ближе к финалу игры превращается в прекрасный монолит.

Формулировка «игры не для всех» в последнее время превратилась штамп, ярлык пиксельного безумия и независимых поделок с претензией на авторский взгляд. Но именно этот термин как нельзя лучше подходит к The Last Guardian.

Уэда фактически воссоздал ICO. Игра снова опоздала ровно на поколение, но о ней почти наверняка будут вспоминать даже на его закате. Объективно она устарела почти по всем параметрам и берет исключительно эмоциональностью: ее прохождение наполнено моментами настоящей радости, неподдельного страха и даже скупыми мужскими слезами в финальных титрах. Вопрос лишь в том, захочется ли вам ради таких впечатлений продираться сквозь кривое управление, непослушную камеру и повторяющиеся загадки.

Обзор The Last Guardian. Мы с Тамарой ходим парой

Разработка игры — это очень трудоемкий процесс, требующий много времени, сил и денег. Да, некоторые студии ставят определенные серии на поток, выпуская их с такой периодичностью, что даже верные фанаты перестают улавливать нить происходящего. Но есть и разработчики, предпочитающие выпускать свои проекты не так часто, уделяя больше времени и внимания шлифовке своего творения. Взять, к примеру, серию Grand Theft Auto и её пятую часть: меньше, чем за неделю, она несколько раз отбила сумму, потраченную на её разработку, моментально стала хитом и до сих пор не потеряла популярности. Или же серию Assassins Creed: выходя почти каждый год та медленно, но верно сдувалась, дойдя до такого состояния, что даже в Ubisoft решили дать серии немного отдохнуть и отключили конвейер — хотя в 2017 году нам все же покажут фильм про похождения убийц, любящих нырять в сено.

А есть и такие проекты, которые неоднократно заставляли даже самых верных фанатов усомниться в том, что они увидят свет. Half-Life 3 (Episode 3), скорее всего застанут только внуки ваших правнуков. Аналогичная ситуация была и с The Last Guardian, чей путь к прилавкам реальных и цифровых магазинов был долгим и тернистым. Скажем сразу: ожидание того стоило, хотя не все с игрой гладко.

The Last Guardian — это трогательная и добрая история о маленьком татуированном мальчике и гигантской образине, одновременно похожей на смесь кота и рогатого попугая. Дуэту предстоит действовать сообща и помогать друг другу, чтобы выжить и выбраться из таинственных руин давно исчезнувшей цивилизации, полных ловушек, опасностей, головоломок и беспощадных врагов.

Игра с самого начала берет весьма размеренный темп: пацан приходит в себя с сильной головной болью. Рядом лежит прикованный цепями к земле и израненный Трико (пернатая образина). Никаких намеков на то, что это за место и что же делать дальше The Last Guardian не дает, да и не даст. Хотя это и не надо, ведь художники и дизайнеры смогли без лишних слов и стрелок маркеров создать мир, который сам ведет героев, направляя их в нужную сторону.

Примечательно, что игра в равной мере распределяет обязанности между героями, заставляя пацана таскать бочки с едой для Трико (скотина иногда просто ленится идти дальше, пока не пожрет), дергать за рычаги и открывать проходы. Самому (самой?) же Трико остается высоко скакать по колоннам и скалистым выступам с пацаном на спине, лупить врагов по башкам когтистыми лапами, стрелять молниями из хвоста, разрушая двери и испепеляя врагов, а также громко выть и стонать. Нет ощущения, что кто-то здесь обычный и ненужный балласт, без которого можно было бы легко обойтись.

Большинство головоломок в игре предельно просты и у вас не возникнет с ними практически никаких трудностей, но это не значит, что The Last Guardian не заставит вас пораскинуть мозгами. Как правило, столкнувшись с очередным препятствием на своем пути, мальчуган выдает оценивающий комментарий относительно сложившейся ситуации, который необязательно раскроет верное решение, но вместо этого элегантно подтолкнет к нему, обставив все так, будто вы сами к этому пришли. Приятно, что разработчики не держат игроков за слабоумных (как это делают авторы многих других AAA-проектов) и не развешивают подсказки и красные флажки на каждом шагу. Но, увы, не обошлось без трудностей.

В определенный момент герои настолько хорошо сблизятся друг с другом, что пацан научится отдавать различные команды Трико, заставляя того прыгать и помогать ему забираться в труднодоступные места по щелчку пальцев. Но все веселье от управления гигантской зверюгой вмиг улетучивается, когда всплывают проблемы с искусственным интеллектом. Очень часто Трико будет просто игнорировать команды или выполнять их с огромной задержкой.

Читать еще:  Hard Reset — жесткая встряска

В визуальном плане игра просто восхитительна. Каждый камушек, самая крошечная трещина и самый маленький узор на потрескавшихся от времени стенах выполнены с трепетной любовью и вниманием к мельчайшим деталям. Весь мир состоит из множества мелочей, которым не придаешь особого значения (легко пройти мимо изъеденной ржавчиной вагонетки или пробежаться по поскрипывающему мосту), но вместе они создают потрясающую и затягивающую с головой атмосферу и пытаются рассказать историю канувшей в небытие цивилизации, которой были доступны удивительные для своего времени технологии — и даже что-то вроде магии.

Все действие разворачивается в какой-то невообразимой цитадели, окруженной со всех сторон неприступными скалами. Не скажут нам прямым текстом и о том, кто её построил и зачем, что именно произошло с её обитателями и почему единственные, с кем сталкиваются герои, — это безмолвные и пустые доспехи, пытающиеся убить Трико и схватить мальчугана. Игроку необходимо разобраться во всем самому.

Технически игра просто великолепна. Персонажи отлично анимированы и ведут себя как живые: чего только стоят эпизоды, когда пацан залезает на Трико, и затем они вместе перепрыгивают через различные ущелья. Перья на туше Трико колышутся на ветру и могут осыпаться в ходе потасовок с живыми доспехами и даже от резких движений, а мальчуган ведет себя именно как мальчуган — он немного неуклюжий и очень смешно бегает по лестницам.

Жаль только, что за долгие годы работы над The Last Guardian, в Team ICO не смогли грамотно оптимизировать свою игру. Она работает при 29-30 кадрах в секунду, но только до тех пор, пока в сценах не начнут появляться спецэффекты и враги, которые достаточно быстро снижают эти значения до 20, а иногда и 15 кадров. На PS4 Pro все немного стабильней, да и диагонали можно растянуть до 4K.

The Last Guardian — Рецензия

отправил 14 декабря 2016 г. 10:01

Представьте себе: чтобы получить крохотный кусочек сладкого торта, вам нужно голым продраться сквозь заросли кактусов и крапивы. Вот таков примерно «Последний страж». Обиднее всего то, что покинув девятый круг «ада разработки» и, наконец, увидев свет, игра опоздала. И речь даже не о том, что она устарела ещё до рождения, — а она устарела чудовищно. Речь не о топорном управлении, не о графике, напоминающей о временах PS2. Об идейном старении.

Предыдущие игры от Team Ico не зря считаются классикой. Они были не просто идеальными иллюстрациями для заезженного излишне мечтательными игрожурами понятия «игры как искусства». В них были свежие ключевые идеи, которые прорабатывались и воплощались настолько хорошо, что, несмотря на многочисленные недостатки в остальных составляющих, становились источником вдохновения для других. В The Last Guardian такая идея тоже есть: компаньон. Как-живой-но-не-совсем. Увы — уже на момент начала разработки совсем новаторской эту идею назвать было нельзя. А на момент окончания полянка оказалась изрядно истоптана. Сдержано восхититься ещё можно. Назначить эталоном — уже нет. И зачем тогда всё это?

Да, компаньон — фантастическая тварь (рогатый котопёс на курьих ножках, относится к подвиду Трико, транскрипция с латыни звучит как «когдажтыскотинасдохнешь») — сделан шикарно. Он — главное и даже единственное украшение игры, её raison d’etre, смысл существования. Вернее даже «оправдание существования». Не знаю, чем разработчики занимались все семь лет после анонса и два года до него, но большую часть времени, видимо, провели за изучением повадок разного зверья. Трико прекрасно анимирован, замечательно озвучен. В его печальную голову напихали кучу реакций на окружающий мир: он прислушивается, отвлекается, играет, злится, пугается. Всё это выглядит настолько натурально, что уже через час игры ловишь себя на том, что обращаешься к нарисованной твари вслух. Дескать, чего мычишь шалый? Куда ты полез? Сюда иди, цигель-цигель. Дай поглажу, дурачина.

Кроме того, на отлично сделана и вообще главная задача введения в игры таких «компаньонов» — создать между ним и игроком созависимость. Здесь она работает не просто на геймплейном уровне «передай аптечку», а на уровне эмоциональном: в какой-то момент, пережив очередную цепочку злоключений, во время которой вы с Трико буквально по очереди вытягиваете друг друга из задницы, в которую вас двоих затолкал геймдизайнер, чувствуешь натуральное единение душ. Это лучшие моменты игры. Этакие «якоря», раскиданные вдоль всего прохождения. А вот между якорями — океан мучения, полный горьких вод отчаяния.

Потому что всё остальное в игре сделано плохо. Словно все семь-девять лет разработки Team Ico ежедневно собирались на утренних планерках вокруг большой доски, рисовали на ней игровые элементы и механики. А потом устраивали мозговые штурмы на тему: «Как ещё их можно ухудшить?».

Так родился мир игры: пустой, серый, скучный. Да, здесь вполне сносно работает environmental storytelling. Чья вина, что рассказываемая им история не стоит выеденного яйца? Но эти локации пусты, огромны и однообразны. Очередной вид на мир с высоты на пять минут захватывает дух — только для того, чтобы вновь на пару часов засунуть игрока в череду одинаковых подземелий и комнат. Просто пример: на днях Лилия Дунаевская спросила у меня совета, как пройти очередной этап игры — и минут 15 я просто пытался вспомнить, о каком же фрагменте идёт речь. Просто потому что под описание строго подходило фрагментов пять, а примерно — фрагментов десять. Что может ярче проиллюстрировать уровень левел-дизайна в игре, которую теоретически (почему «теоретически» — расскажу ниже) можно пройти меньше чем за пять часов?

Во время мозговых штурмов родился дизайн игры: непонятный и непоследовательный. В одном месте игроку чуть ли не дорожку из светящихся плиток нарисуют — идти, мол, вот тут. В другом — не понимаешь не просто куда направиться. Не понимаешь, что там, куда нужно идти, вообще пройти можно. То есть, правильный путь может быть прямо перед носом. Но сделан так, что проход не отличишь от рисунка на текстуре или какого-нибудь декоративного выступа. Игра может не объяснять каких-то ключевых механик (о некоторых я узнал только листая описания ачивок), что вполне нормально и работало, например, в Dark Souls. Но в то же время где-нибудь в последней трети путешествия могут выдать подсказку: «чтобы прыгать, нажмите кнопку». Да ладно? Серьёзно? Ума не приложу, как без этой полезнейшей подсказки я так далеко зашёл.

У исчерканной маркерами доски родился герой игры: маленький мальчик. Он, как и Трико, прекрасно анимирован, но это единственное его достоинство. Он мучительно медленен, когда дело доходит до «карабканий», которые составляют процентов 85 игрового процесса. Мучительно подвижен, когда это не нужно. Прыгая с высоты 20 сантиметров, он может завалиться на спину и начать мельтешить руками и ногами, поднимаясь. Уцепившись за шерсть Трико, не отцепится там, где отцепиться нужно срочно. Либо не уцепится, когда нужно держаться что есть сил. Он никак не отклоняется в нужную сторону, когда нужно прыгать. И забудьте о привычном по другим играм приёме «чем сильнее отклоняешь стик, тем быстрее движется персонаж»: у мальчика есть два режима — «рвануть» и «очень медленно красться».

Словом, он бесит. До пены на губах. В чаду планерок родилась чудовищная камера. Нет, она чудовищна не сама по себе. Она обычно берёт нормальные ракурсы, ей можно управлять. Но кто-то решил, что отличной идеей будет то и дело запирать игрока вместе с огромным Трико в узких пространствах, где камере просто негде развернуться. В итоге приходится наблюдать какую-нибудь спину животного крупным планом и пытаться двигаться, не проваливаясь в ямы в полу.

Наконец, в чьём-то измотанном переработкой мозгу родилась идея отдачи команд Трико и их, команд, выполнение. Вернее, не выполнение. Игра состоит из моментов, когда можно продвинуться вперёд только оседлав зверюгу и заставив её что-то сделать. Но проклятая тварь не подчиняется. Минут 15 заставляешь его запрыгнуть на высокий уступ. Только затем, чтобы сразу после этого минут 40 заставлять его нырнуть в подводную пещеру. Командуешь. Не подчиняется. Через 10 минут нервно отбрасываешь геймпад, ходишь взад-вперёд. Берёшься снова.

Командуешь. Не подчиняется. Материшься. Командуешь, не подчиняется. Выключаешь консоль. Успокоив нервы, возвращаешься. Та же история. Начинаешь сомневаться: а туда ли мне вообще нужно (помним о кривом левел-дизайне). Проверяешь каждый сантиметр вокруг, тратя на это ещё минут 20. Убеждаешься, что других вариантов нет. Ещё минут 15 бормочешь: «Трикушка, ну пожалуйста, ну давай вот туда прыгнем, ну, родной, скотинатварьчтобтысдох, ненавижу тебя, ненавижу эту игру, скоты-ы-ы». И вдруг тварь прыгает. И ты попадаешь в следующую комнату. И всё начинается заново.

Игра, контента в которой — часов на пять, а то и меньше, растягивается раза в три. И большую часть этого времени ты знаешь, что именно нужно делать. Просто не можешь! Конечно, мне встречалось мнение, что это «непослушание» сделано специально. Мол, предельно точная симуляция упрямого животного. Согласиться нельзя.

Во-первых, это не имеет смысла. Знаете, почему Элизабет в Bioshock Infinite никогда не откажется идти дальше, мотивируя это тем, что Букер уделяет ей мало внимания (а это было бы жизненно)? Потому что это, чёрт её раздери, игра. В неё нужно играть, а не тратить часы своей жизни, добиваясь от AI послушания. Во-вторых, это просто не соответствует истине — Трико может не делать то, что нужно. Но спокойно, скажем, подпрыгивать на месте по первой команде и чуть ли не лапу подавать. Просто вот в нужном месте у него триггер не срабатывает. То есть, он просто сломан. Наглухо.

Всё вместе — управление, камера, дизайн, AI — превращают игру в поток тягучего уныния, в котором яркими вспышками загораются и гаснут замечательные моменты. Хочется спросить разработчиков: «И на это вы потратили столько лет? Зачем?». Хочется спросить себя: «И на это ты потратил столько часов? Зачем?». Ответа не будет. Это ни в какое сравнение не идёт с, например, Shadow of Colossus — где хотя бы было понятно, для чего стоит мучаться с кривым управлением и мотаться по пустому миру. В The Last Guardian понятно только одно — почему игру столько раз хотели убить. Если честно, лучше бы убили.

Плюсы

  • Прекрасная анимация
  • Впечатляющая симуляция живого существа
  • Яркие, запоминающиеся моменты

Минусы

  • Слабый дизайн локаций
  • Неудобное управление, кривая камера
  • Сломанный искусственный интеллект
  • Однообразие во всём
  • Значительную часть времени игрок фактически не способен что-либо сделать, чтобы продвинуться вперёд

Вердикт

Кто играл в Heavy Rain, тот наверняка помнит сцену, где Итан Марс полз внутри длинной трубы, усыпанной битым стеклом. Примерно так ощущаешь себя, играя в The Last Guardian — словно ползёшь на карачках по осколкам, вокруг темно, а труба никак не кончается. Спору нет: у Team Ico получилось достоверное изображение животного, за которое их можно похвалить. Получилось выстроить эмоциональную связь между зверем и игроком. А вот выстроить на всём этом достойную игру так и не вышло. Продукт из тех, что обязательно нужно хотя бы пощупать. Но совсем не обязательно проходить полностью и тем более когда-либо сюда возвращаться.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector