0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Thrustmaster. Проект HOTAS 2000

Обзор игрового манипулятора Thrustmaster HOTAS Cougar

Пару месяцев назад среди симуляторщиков нашей страны заметно участились случаи нервных срывов и сердечных приступов. Причиной тому — единичный эпизод неслыханного саботажа (виновник, конечно, был вскоре найден и прилюдно повешен во дворе дорогой редакции), итогом которого явилась фотография Saitek’овского X45, под коей было русским языком написано, что это есть HOTAS Cougar собственной персоной. Известный греко-римский философ и оратор П-в в таких случаях говаривал: «Не верь глазам своим». Действительно, не надо. И даже не спрашивайте, как этот инцидент связан с тем, что сегодня на нашем операционном столе находится этот самый Cougar.

Некоторое время назад в небесных окопах вирпилов царили самые что ни на есть пораженческие настроения. Речь несчастных пестрела апокалиптическими предсказаниями, которые очень скоро спешили сбываться. Покупка фирмой Guillemot фирмы Thrustmaster, этого последнего оплота хардкора в безбрежной степи ухабистой казуальщины, была оценена совершенно однозначно: конец всему. Новоявленное начальство для начала (простите за каламбур) сняло с производства всю линейку ставших к тому времени легендарными джойстиков, РУДов, педалей. Сбывались самые мрачные прогнозы — один вид новой линейки «палок радости», на которую отныне лепили любимый логотип, вызывал ужас среди виртуальных пилотов: вот оно, нашествие казуалов, о котором все говорили, но в которое никто до конца не верил. Кое-кто, впрочем, пировал во время этой чумы — когда снятые с производства модели то и дело появлялись в продаже по смехотворно низким ценам. Мы все это покупали, зная — если не сейчас, то уже никогда. Не самое приятное ощущение.

Что произошло потом, не до конца понятно. Возможно, Guillemot и не планировал уводить Thrustmaster с рынка элитных джойстиков. Возможно, сработали тысячи (я не преувеличиваю) писем с петициями в защиту хардкора, бомбардировка которыми была организована самыми социально активными поклонниками симуляторов. Как бы то ни было, со временем появились слухи о том, что и на Марсе есть жизнь и что в секретных подземных лабораториях ведется разработка нового элитного летного комплекта от Thrustmaster.

Но давайте перенесемся в наши дни.

Наши дни

HOTAS Cougar состоит из двух ручек: одна есть прямой потомок PFCS, другая — TQS. Возможно, главное отличие Cougar от предшественников состоит в цифровой начинке джойстиков, которые теперь подключаются к шине USB (а не к гейм-порту). Собственно, и раньше желающие могли превратить свои аналоговые PFCS & TQS в цифровые, для чего нужно было приобрести у независимого (!) производителя соответствующие чипы, инструкцию по их самостоятельной установке и программу Fox, которая сильно облегчала программирование джойстиков. К слову, сегодняшний Cougar уже официально комплектуется свежей, специально для него приготовленной версией Fox.

Thrustmaster HOTAS Cougar. Ручка управления.

Первое, что бросается в глаза, — недетский размер обоих джойстиков. Рука, как обычно, пытается обхватить весь агрегат, но тщетно: кажется, что Cougar сделан для десниц гигантов, но никак не обычных людей. Конечно же, эта догадка совершенно верна, т.к. Cougar копирует ручки F-16 (именно, дорогие поклонники Falcon 4), предназначенные для объятий авиаторами в авиационных же перчатках. Налицо очередной пример реализма в ущерб удобству — из-за этого правая рука все время перемещается по джойстику вверх-вниз и изрядно устает. Найти центральное положение не получается — большую часть времени ладонь проводит на нижней планке (чтоб не на весу), а при маневрировании рука поднимается на самый верх джойстика, иначе теряется как точность, так и уверенность управления. Если же в момент маневра нужно нажать какую-нибудь клавишу внизу. ну, вы поняли. Но. Не стоит преувеличивать значение данного неудобства: не могу сказать, что мне это мешало, да и, подумав, ситуацию можно несколько исправить вдумчивой раскладкой управления по клавишам джойстика. Просто знайте об этом. Ручка газа, кстати, феерически удобна. Этому помогает то, что основная доля управляющих действий приходится на указательный и большой пальцы, а мизинцу и безымянному вообще не на что нажимать — а значит, рука не ездит туда-сюда.

Thrustmaster HOTAS Cougar. Сектор газа.

Обе ручки сделаны из металла. Прежде всего это означает немалый вес: Cougar весит порядка 9 килограммов! Само собой, никакое особое крепление к столу ему не нужно — хватает за глаза обычных резиновых подушечек. Такой пример: обычно я джойстики со стола не снимаю, они там стоят все время (накрытые полиэтиленом, чтоб не пылились). Иногда, если для работы с мышкой не хватает места, я, не отпуская хвостатую, движением ладони немного отодвигаю джойстик. С Cougar же такой номер не проходит: несколько раз по привычке я пытался попросить его подвинуться — с нулевым результатом. Все равно что плечом отталкивать стену. И еще одно: из этой металлургичности (кнопки/шляпки здесь тоже металлические) при прохладной погоде в начале игры руки натурально стынут (и это в конце лета!). То есть перед игрой Cougar приходится прямо-таки отогревать. Забавно.

Еще одна особенность — очень жесткие пружины. Многие покупатели первым делом вскрывают Cougar и меняют пружины на более мягкие. Не могу сказать, что управлять самолетом с Cougar тяжело. Конечно, после нескольких часов игры рука изрядно уставала, но лично мне такая жесткость пружин кажется оптимальной, а будучи наслышанным о том, что «никаких сил не хватит для такого джойстика», я, честно говоря, ожидал, что пружины будут гораздо жестче.

Кстати, ручка у нашего чуда отвинчивается. Предполагалось, что через некоторое время после выпуска Cougar будет налажено производство других коллекционных ручек — скажем, от F/A-18, которые можно будет менять для большей аутентичности ощущений от игры. Идея, конечно, прекрасная, вот только ходят устойчивые слухи, что в свете недавних кадровых перестановок в Guillemot не будет не только новых ручек, но даже новых педалей, о которых в последнее время говорилось и мечталось. Конечно, позволить себе подобную роскошь мало кто бы мог, но ведь всегда приятно иметь выбор, верно же?

Снова наши дни

Впрочем, мы отвлеклись. Еще одна особенность Cougar: движение ручки «вдоль оси», будь то X или Y (то есть строго по горизонтали или строго по вертикали), встречает ощутимо меньшее сопротивление, нежели движение ручки по обеим осям одновременно. Опять-таки, еще до личного знакомства с Cougar, я слышал об этом, но не предполагал, что этот эффект будет настолько сильно выражен. Первая реакция (еще до подключения джойстика к компьютеру) — разочарование и недоумение. Теперь же, немало полетав с Cougar, я бы не стал категорично записывать эту особенность в раздел недостатков. При некоторых маневрах, требующих особой точности (скажем, любимая ручная посадка на авианосец), это бывает очень уж к месту. Хотя ощущения действительно несколько странные, не поспоришь. А вот жесткость движения РУД настраивается регулятором, вынесенным на переднюю панель, поэтому тут ни у кого сложностей возникнуть не должно. Удивили непривычно жесткие парные (для устойчивого нахождения в) фиксаторы «нейтралки» и форсажа (на других джойстиках их едва замечаешь). Они так крепко держат ручку и так громко щелкают при прохождении, что первое время я серьезно боялся их сломать. Потом, правда, привык.

Установка Cougar прошла легко и безболезненно: компьютер сам обнаружил новое устройство, после загрузки прилагаемых драйверов и утилит все заработало, и никаких проблем как при установке, так и тестировании не возникало. Для Windows 98 контроллер выглядел так: 8 осей (считая педали, принимавшие участие в тестировании, но приобретающиеся, как нетрудно догадаться, отдельно) и три с половиной десятка кнопок. Как ни странно, раскладку всех кнопок по номерам я запомнил раза с третьего, хотя ожидал, что на это уйдет куда больше времени: причина в весьма логичном расположении всего и вся. Отдельных кнопок на Cougar почти нет, подавляющее большинство объединено в четырехпозиционные шляпки, где нумерация идет по часовой стрелке (за единственным исключением, где номера идут крест-накрест). Помимо этого на РУД имеется мини-джойстик — заменитель мыши, предназначенный для управления курсором, будь то на радаре или даже в игровых меню (нечто подобное было и на старых TQS). Идея очень хороша, но я, честно говоря, так толком привыкнуть к нему и не смог, возможно потому, что нечасто приходилось им пользоваться. По ощущениям от поведения курсора этот мини-джойстик напоминает скорее «стрелочки» на клавиатуре, чем собственно мышь. Также на РУД имеются два вращающихся регулятора, у каждого имеется слабовыраженная фиксация в центральном положении. Оба регулятора, равно как и мини-джойстик, являются по совместительству кнопками.

Прилагаемые утилиты позволяют программировать джойстик и загружать в него пресеты. Готовые пресеты ко всем, наверное, основным авиасимуляторам можно найти на диске, но вряд ли кто ими воспользуется — очень уж различаются предпочтения разных пилотов. Лучше настраивать Cougar лично, а регулируется там практически все: можно менять отклик осей, можно использовать вращающий регулятор не как одну ось, а повесить на его различные положения различные клавиатурные команды, можно на клавишу джойстика (или их сочетание) вешать клавишу клавиатуры (или их сочетание). словом, позволено много всего интересного. А чтобы все это было легче запомнить, рекомендуется тут же сделать и распечатать плакат, где рядом с фотографией Cougar будут указаны повешенные на него команды. Тот, кто уже занимался составлением подобных списков, оценит.

Был еще один приятный сюрприз, о котором я не слышал ранее: педали (обычно они у меня включены в Thrustmaster Attack Throttle) после воссоединения с Cougar вдруг совершенно преобразились (нет, это не рекламный ролик). Субъективно они стали на порядок чувствительнее и точнее, так что и использовать их я стал куда чаще. Ощущение такое, словно вместе с Cougar принесли еще и новые педали (кстати, когда Cougar, несмотря на все мои мольбы и угрозы, все-таки забрали, старые педали вернулись). Я не верю, что мне показалось, очень уж значительной была разница.

Теперь, когда пациент разобран и разложен по полочкам, перейдем к его взаимоотношениям с играми.

Игры

Практически у всех джойстиков наблюдается такая картина: чем ближе ручка к центру, к мертвой зоне, тем труднее точно управлять самолетом, в чем виновато повсеместно низкое качество потенциометров, а также пружины, чье действие в центре почти не заметно; а вот при значительном отклонении ручки куда проще контролировать самолет. Cougar — полная противоположность таким джойстикам. Насколько трудно точно управлять самолетом при больших отклонениях ручки (где физическая нагрузка мешает точности движений, по крайней мере для нетренированного игрока), настолько идеальна (!) управляемость в положениях ручки, близких к нейтральному.

Больше всего это проявляется в «Ил-2», наверное, самом популярном авиасимуляторе на сегодня. Резкие маневры поначалу получаются совсем не так, как планировалось. Только поставив Cougar, я раза три не мог поднять Ил-2 в воздух — ошибался в усилии, которым отклонял ручку, далее, конечно, следовали сваливание и взрыв. Но через некоторое время, уже освоившись, я заметил, что не столько стал выполнять резкие маневры точнее, сколько просто свел их количество к минимуму. Куда более плавным стал взлет. И несравнимо более гладкой стала посадка (раньше я обычно ленился нормально заходить на посадку и совершал маневры вроде тех, что проделываются инструктором в обучающей миссии). Насколько хорошо Cougar показывает себя в маневре Boom’n’Zoom (разгон, обычно с преимуществом по высоте, переводимым в преимущество по скорости, затем атака и отрыв), где очень важна именно идеальная точность в центральном положении, настолько тяжело с ним при «карусели», когда противники, идя по кругу, пытаются сесть друг другу на хвост. Именно поэтому Cougar (по крайне мере если не менять ему пружины) — не лучший выбор для мультиплейера. И по этой же причине немодифицированный Cougar просто невозможно использовать в вертолетном симуляторе: несмотря на всю точность управления, после 10 минут полета, скажем, в «Ка-52 vs RAH-66» рука неизбежно отваливается и сообщает о своей полной небоеспособности.

Читать еще:  Блог-платформа Medium запустила подписку за $5

Но вернемся к «Ил-2». Игра позволяет повесить на оси как шаг винта, так и управление закрылками. К сожалению, на практике это оказывается не очень удобно. Так, назначив управление закрылками на вращающийся регулятор, обнаруживаем, что, во-первых, закрылки не выпускаются плавно, а по-прежнему занимают одну из четырех фиксированных позиций (посадка, взлет, бой, убрано), а во-вторых, больше не появляются текстовые сообщения об их положении (о нем можно только догадываться по звуку). Так что переопределяем на этот регулятор клавиши, ось тут ни к чему. Шаг винта тоже можно назначить на ось, и изменяется он плавно (что очень приятно), но индикация его положения тоже отсутствует. И если она вам нужна, то на этот регулятор тоже лучше повесить клавиши, через которые шагом винта и управлять. Не знаю, что я ожидал, но здесь новых ощущений нет.

А вот в симуляторах реактивных самолетов Cougar просто расцветает. По сравнению с обычными джойстиками ощущения в любимом Jane’s F/A-18 меняются примерно так же сильно, как при переходе с клавиатуры на джойстик. Наконец начинаешь самолетом УПРАВЛЯТЬ. Не пытаться с ним справиться, не обуздать его, а просто лететь. Настоящий восторг: полет на крейсерской скорости на высоте пяти метров над уровнем моря перестает быть цирковой забавой для безголовых храбрецов, становясь просто нормальным полетом без малейшего риска. Самолет слушается совершенно незаметных движений руки, контроль полный. Безумное родео, посадка на авианосец — уже не вопрос полной самоотдачи и редкостного везения. Вот именно это ощущение полного контроля, на мой взгляд, и есть главное в Cougar — а вовсе не то, что все клавиатурные команды висят на HOTAS. Примерно так же прекрасен Cougar и в Microsoft Flight Simulator (минус, разумеется, местный вертолет).

Эпилог

Безусловно, это «Наш выбор». То, что Cougar — самый лучший джойстик на свете, знают даже те, кто в глаза его не видел (разве что на той злополучной картинке, где был изображен совсем другой HOTAS). Как и у любого джойстика, да и вообще у всего в этом мире, у него есть свои плюсы и свои минусы. О самом большом минусе Cougar я еще не упомянул, но вы о нем и так прекрасно знаете. Именно из-за этого обстоятельства Cougar не живет у вас дома и ровно по той же причине его нет дома у меня, и вряд ли он в ближайшее время там появится.

Увы, время test drive подошло к концу, я поделился с вами своими впечатлениями и восторгами, сдал ключи от «Мерседеса» и пересел в свой «Запорожец».

Обзор и тесты HOTAS Warthog: металлический джойстик

Похоже, компания Thrustmaster впервые в истории компьютеризации представила на обозрение и не только практически полностью металлический джойстик, выполненный по принципу HOTAS – то есть двух органов управления виртуальным самолетом, обеспечивающих контроль над тягой одной рукой и фюзеляжем – другой. Этот, почти элитный, манипулятор продается ныне под названием Thrustmaster HOTAS Warthog.

Манипулятор адресован настоящим фанатам виртуального и не очень неба, а потому выглядит не только брутально, но и повторяет часть панели и органов управления самым настоящим самолетом Fairchild Republic A-10C Thunderbolt, который американские военнослужащие прозвали Warthog, что в переводе означает «Бородавочник», за характерный внешний вид.

Состоит манипулятор из двух устройств – ручки управления самолетом, которую обычно так и именуют – РУС, а также двойной рукоятки управления тягой, то есть двигателем, она же – РУД. РУС поставляется в разобранном виде – ручка снимается с основания, причем она взаимозаменяема с ручкой предыдущей модели манипулятора HOTAS – Cougar.

Уже при первом взятии всей этой конструкции в руки, питаешь к ней самое настоящее уважение, потому что и ручка, и основание выполнены из самого настоящего и тяжелого металла. Особенно удивляет ручка – ранее их всегда делали и продолжают делать из пластика, а тут полностью металлическая и тяжелая ручка.

На ручке предусмотрено 18 кнопок, плюс один 8-позиционный хэт-переключатель видов. Он заметен в виде конической шляпки серого цвета на верхней части ручки. Слева от него имеется кнопка-гашетка, чуть ниже два джойстика. Тот, что слева, имеет четыре положения и довольно тугой для перемещения, он, по сути, является четырьмя программируемыми кнопками. Джойстик справа перемещается легче, а на его поверхности есть удобные выступы, что делает его почти 8-позиционным: реально он так же заменяет 4 кнопки, но в отличие от первого джойстика, его можно нажимать в диагональных направлениях, что приводит к попарному нажатию этих кнопок.

На фото выше видно, что и под большим пальцем расположен еще один джойстик серого цвета, который выполняет функции пяти программируемых кнопок: помимо четырех направлений, его можно еще и нажимать. Еще одна кнопка расположена на боковой стороне вверху и нажимается указательным пальцем. Также имеется спусковой крючок и две дополнительных кнопки под мизинцем: одна непосредственной у основания ручки, другая ниже и нажимается металлическим рычагом.

Форма ручки выглядит идеально, и удобна в использовании. особенно если на руке надета летная перчатка – именно в них летают реальные пилоты. А в данном манипуляторе все пропорции сохранены, поэтому для средней руки рукоятка представляется великоватой, ровно до тех пор, пока не оденешь толстые перчатки – управлять становится даже удобнее.

РУД поставляется собранным, он выполнен на металлическом основании, однако в его случае рукоятки уже пластиковые, хотя и имеют на своей поверхности металлические вставки. Органов управления на РУД гораздо больше, чем на РУС. А именно 32 полноценных кнопки, еще один хэт и мини-джойстик.

Выглядит эта часть манипулятора намного интереснее ручки управления самолетом, поскольку копирует часть панели штурмовика, не менее интересны и ручки управления, содержащие большое количество кнопок и переключателей. На правой рукоятке все они почти и сосредоточены. Сбоку присутствует 5-позиционный джойстик – это четыре кнопки с возможностью нажатия на центр. Ниже его имеется сдвижной переключатель, у которого одна позиция фиксируется, средняя нейтральная (выключен) и одна позиция подпружинена (по типу кнопки), еще ниже – трехпозиционный переключатель, у которого все позиции фиксированы. Ниже с красной шляпкой – трехпозиционный переключатель, у которого крайние положения подпружинены.

На передней части правой рукоятки предусмотрен 8-позиционный хэт, а также интересный мини-джойстик, который позволяет управлять, например, рамкой прицела самолета – именно на эту функцию он и задействован в одноименном симуляторе A-10C Warthog от DCS. Джойстик перемещается во всех направлениях в одной плоскости и нажимается. На левой ручке можно отметить только кнопку и трехпозиционный переключатель, который выполняет функцию двух кнопок с фиксируемыми крайними положениями.

Здесь же находится и движок блокиратора, который в буквальном смысле «объединяет» обе ручки в одно целое. Весь механизм выполнен из металла, который встроен в пластик ручек, поэтому система выглядит прочной и незыблемой, ведь пластик качественный и толстый. Обратите внимание и на переключатель – он, как и остальные, промышленного класса, то есть металлический и надежный. Представляете тактильные ощущения?

Перемещаются рычаги легко, кроме того их можно настроить под свой стиль – регулятор усилия присутствует в передней части основания.

Интересно, что в крайнее заднее положение обе ручки передвигаются лишь после того, как их приподнимешь – это своеобразная блокировка холостого хода.

Можно аналогичным способом заблокировать и режим форсажа, который станет доступен лишь после аналогичного поднятия рычагов и перемещения их в крайнее, но уже переднее положение. Для этого нужно открутить комплектным ключом два винта и снять защитную пластину, которая установлена между рычагами. После чего найти спереди скрытый под ней сухарик с красной рукояткой и перевернуть его на 180 градусов, установив обратно.

Затем нужно вернуть крышку на место, затянув винтами. Интересная возможность, которая многим придется по нраву.

Основание же не менее интересно, чем сами рукоятки. Здесь большое количество органов управления, которые аутентично подписаны, но все их можно настроить в любом симуляторе, поскольку оны выполняют функции кнопок. В верхней передней части вы обнаружите колесо настройки усилия хода рукояток РУД, пять программируемых светодиодов, два переключателя топливных баков (две позиции – вкл. и выкл.), два 3-позиционных переключателя с одной подпружиненной позицией (управления двигателями), один двухпозиционный переключатель APU и регулятор триммера руля высоты.

В нижней части обнаружится еще одна кнопка (Silence), трехпозиционный переключатель закрылков и целая панелька управления автопилотом.

Панелька автопилота предоставляет два двухпозиционных переключателя, кнопку и один трехпозиционный переключатель с фиксируемыми крайними положениями. Следует учесть, что все трехпозиционные переключатели – суть две кнопки с нейтральным центральным положением, а двухпозиционные – одна кнопка, действующая по принципу «включено-выключено», ну а простая кнопка – она и есть кнопка.

И конечно, нельзя не отметить красивую изумрудную подсветку основных подписей к переключателям, что делает манипулятор удобным и в темноте, да и аутентичности лишь только добавляет.

Как видите, функционально джойстик очень богат, но для полноценного управления, скажем, боевым вертолетом или гражданским самолетом ему очень не хватает педалей, ведь твиста у ручки управления самолетом не предусмотрено. Поэтому покупка каких-нибудь USB-педалей очень оправдана с точки зрения комфортного управления самолетами.

Следует отметить комплектацию и упаковку. Интересно, что весит коробка без ста граммов десять кило. Немало. А внутри еще две коробки, к тому же присутствует инструкция на множестве языков, включая и русский, а также ключ.

Подводя итог, хочется петь дифирамбы рассмотренному манипулятору. Познакомившись с ним поближе, реально хочешь стать фанатом неба и цена в 16000 уже не так пугает. А если взглянуть на точность, обеспечиваемую полным использованием магнитных датчиков Холла, то становится понятно, за что платишь деньги – точность фантастическая. Даже в нулевое значение РУС приходит со стопроцентной точностью – ни малейшего отклонения: значения на осях Х и Y равны 32767 и не больше, ни меньше. Да и линии в JoyTester получаются плавные:

Thrustmaster. Проект HOTAS 2000

М-да, скажет иной читатель, мрачноватую картинку нарисовал автор в прошлой статье про Thrustmaster. Это что же, былая слава и репутация компании и ее продуктов ушли раз и навсегда? Надеюсь, что нет. И надежду эту вселяет в меня то, что 16 июня 2000 года на сайте Thrustmaster появилась первая информация о новом проекте HOTAS 2000 — проекте, который призван возродить чуть было не утерянное реномме компании как производителя безо всяких оговорок лучших бытовых летных контроллеров для PC.

Читать еще:  Обзор процессора AMD Ryzen 7 3800X: чемпион по нагреву

Вкратце напомню предысторию. Примерно 2,5 года назад со сцены ушли практически все легендарные «верхние» и «средне-верхние» модели — F-22 Pro, F-16 FLCS, F-16 TQS, WCS Mark 2, X-Fighter, PFCS и RCS. Эти контроллеры были, есть и будут самыми почитаемыми в сообществе серьезных поклонников авиасимуляторов. Даже спустя 2 года после снятия с производства эти модели по-прежнему являются самыми обсуждаемыми летными контроллерами, им посвящено изрядное число Интернет-ресурсов, а недавно один из поклонников даже разработал и наладил в частном порядке мелкосерийное производство новых чипов для F-22 Pro и F-16 TQS, делающих эти модели цифровыми. Старшие модели вообще остались без преемников. Пришедшие же на замену среднему эшелону модели сообщество не приняло. Ни Attack Throttle, ни Elite Rudder Pedals не смогли достойно принять эстафету WCS Mark 2 или RCS, уступая им как по возможностям программирования, так и по удобству использования, и выигрывая лишь в одном — в цене. А затем Thrustmaster был куплен Guillemot, которые пообещали «не потерять», «возродить» и «преумножить». Вот недавно они показали первую «свою», полностью обновленную линейку. Без слез, как говорится, не взглянешь. Однако каким-то чудом, видимо, кому-то очень умному удалось убедить новое руководство, что уходить из сектора «дорогого хай-энда» нельзя. Пусть это коммерчески не очень рентабельно (что, на мой взгляд, и сгубило Thrustmaster), но с точки зрения имиджа это крайне важно. TM всегда и был известен прежде всего как производитель дорогого хай-энда. Теперь, конечно, эта часть модельного ряда станет лишь любезно дозволенным дополнением в угоду и на потребу ностальгирующим фанатам F-4 Fighting Falcon, F-15, F-22 Lightning и иже с ними. И слава богу! Хоть так.

Проект возглавляет некто Питер Крефт (Peter Kreft), который и рассказал вкратце о том, что же такое HOTAS 2000. Кстати, для тех, кто забыл или не знал: аббревиатура HOTAS расшифровывается как «Hands On Throttle And Stick», что означает «Руки на ручке управления и секторе газа». Именно таким был в свое (старое доброе) время девиз Thrustmaster — исключить (или почти исключить) клавиатуру из процесса управления в летных симуляторах, максимально приблизив, насколько это возможно, виртуальные полеты к реальности (кстати, кроме ТМ, полные комплекты (с педалями) делал только СН). И вот — новый проект HOTAS 2000.

Дизайн и конструкция

Во-первых, новый джойстик (предварительное название которого — F-22 2000) станет точной репликой ручки управления истребителя F-16 Block 50. Напомню, что его предшественники, F-22 Pro и F-16 FLCS с точки зрения дизайна являли из себя некий гибрид на основе ручки Block — 15 с добавленными кнопками.

А вот как будет выглядеть новый сектор газа (TQS 2000):

Опять же в угоду реализму, TQS будет, скорее всего, оснащен микроджойстиком.

В-вторых, в конструкцию контроллеров будет внесен ряд существенных усовершенствований по сравнению с прежними моделями. Так, одной из серьезных проблем всегда были аналоговые потенциометры, которые по мере износа вызывали дрожание и скачки сигнала. Их заменят цифровой начинкой. Далее, если кто помнит, у прежних «Эфок» ось, на которой сидела собственно ручка, была из пластмассы, и имела тенденцию к износу в месте крепления к металлическим частям внутреннего механизма. Теперь ее будут делать из металла! Джойстик будет поставляться с тремя комплектами пружин разной жесткости — раньше некоторые владельцы жаловались на излишне жесткие пружины джойстиков ТМ (каши надо было больше есть!). Обещали также решить проблему разбалтывающихся крепежных шурупов. Контроллеры получат USB-интерфейс, предположительно, при сохранении аналогового интерфейса для игрового порта.

Будет обновлено и ПО, скорее всего, за основу будет взята блестящая утилита программирования контроллеров ТМ Fox2, разработанная в частном порядке неким Джеймсом Хэллоузом (James Hallows).

Но самая изюминка в следующем: предполагается возможность смены самих рукояток управления, с возможностью выбрать рукоятку, соответствующую типу пилотируемого самолета! То есть из основания джойстика выходит короткая металлическая ось с винтовым крепежом и разъемом, на которую закрепляются сменные рукоятки. Сменные рукоятки будут продаваться отдельно и стоить, по словам Крефта, от 19 до 39 долларов. Вот это действительно круто! То есть купив однажды F-22 2000, вы сможете со временем собрать себе коллекцию из 3-4 наикрутейших джойстиков — точных реплик ручек управления разных самолетов, не завалив себе весь стол и имея возможность постоянного апгрейда.

Да, это действительно свет в конце тоннеля. И нам, уважаемые те-кого-это-хоть-как-то-трогает, остается только терпеливо ждать, и от всей души пожелать Питеру Крефту и всей его команде творческих и коммерческих успехов. Вы, Питер, насчет маркетинга и продаж особо не переживайте. Один комплект уж точно сразу уедет в Москву, со всеми апгрейдами!?

Thrustmaster. Проект HOTAS 2000

  • Джойстик HOTAS WARTHOG, рычаги управления двигателем и базы выполнены из металла, их общий вес составляет более 6,5 кг — и это впечатляет! 55 полностью программируемых кнопок и 2 переключателя с 4 направлениями и встроенными кнопками. HOTAS WARTHOG — первый в мире джойстик, оснащенный такими функциями, и вообще единственный в своем роде.

    Джойстик оснащен 19 кнопками и переключателем точки обзора. Исключительная точность действия обеспечивается встроенной системой магнитного датчика H.E.A.R.T HallEffect AccuRate Technology: разрешение 16 бит (65536 x 65536 значений), без карданных шарниров (шарниров Гука). Кроме того, для приведения в действие кнопок и пусковых устройств требуется нажатие, аналогичное по силе тому, которое необходимо на реальном самолете, — этим до сих пор не мог похвастаться ни один джойстик. Особое внимание было уделено индивидуальным потребностям симмеров: можно снять рукоятку джойстика или снять базу и установить джойстик в кабину пилота.

    Система сдвоенных рычагов управления двигателем также была тщательным образом спроектирована и обеспечивает независимое управление двумя двигателями: система блокировки позволяет соединить 2 рычага или использовать их независимо друг от друга. Применяемая технология магнитного датчика (разрешение 14 бит, 16384 значений для каждого рычага) обеспечивает непревзойденную точность действия. Переключение рычагов в положение Idle и Afterburner осуществляется с помощью системы Pull and Push* для большей реалистичности. Стопор Afterburner можно демонтировать и наилучшим образом адаптировать систему управления двигателем в соответствии с типом пилотируемого самолета. В целом, рычаги управления оснащены 17 кнопками, переключателем Point Of View hat и переключателем «mouse hat/slew control».

    Последний механический элемент системы, панель управления, предлагает большое количество разнообразных регуляторов. Помимо прочего, здесь есть фрикционное колесо, с помощью которого можно по своему желанию отрегулировать сопротивление рычагов, и подсветка регуляторов, которая особенно полезна во время ночных полетов. 5 программируемых светодиодов — удобная функция для работы в условиях низкой освещенности. На базе находится колесо управления триммером «trim wheel» и 15 кнопок: в том числе, несколько кнопок с сопротивлением нажатию, как на реальном самолете, а также металлические переключатели промышленного класса (2 или 3 положения) с реалистичным сопротивлением.

    • Инновационная технология H.E.A.R.T HallEffect AccuRate Technology(*):
    — трехмерные магнитные сенсоры (Hall Effect), расположенные на 2 рычагах управления двигателем: наслаждайтесь хирургической точностью управления вне времени
    — решение в 14 бит (значения 16384) для каждого рычага управления двигателем

    • USB-подключение к расширяемому аппаратно-программному обеспечению

    • Сдвоенные рычаги управления двигателем оснащены:
    — металлическим ручным суппортом
    — системой блокировки
    — регулируемой фрикционной системой, которая обеспечивает устойчивость и равномерно распределяет напряжение, не создавая эффект мертвых зон
    — реалистичным стопором IDLE с системой «Pull & Push»(*)
    — реалистичным разъемным стопором AFTERBURNER с системой «Pull & Push»(*)
    — новым дизайном кнопок и переключателей, которые выглядят как настоящие
    — 17 командными кнопками + переключателем для управления мышью + переключатель «Точка обзора» с 8 направлениями:
    . 1 переключателем для управления мышью с кнопкой и трехмерным магнитным сенсором (Hall Effect)
    . 1 переключателем с 8 направлениями
    . 1 переключателем с 4 направлениями и кнопкой
    . 1 кнопкой
    . 1 выключателем с 3 позициями (2 кратковременные позиции + 1 постоянная позиции)
    . 2 выключателей с 3 позициями (3 постоянные позиции)
    . 1 выключателем с 3 позициями (1 кратковременная + 2 постоянные позиции)

    • Инновационная технология H.E.A.R.T HallEffect AccuRate Technology(*):
    — трехмерные магнитные сенсоры (Hall Effect), расположенные на рукоятке: наслаждайтесь хирургической точностью управления вне времени
    — решение в 16 бит (значения 65536 x 65536)
    — система с пятью цилиндрическими винтовыми пружинами: обеспечивает устойчивость и равномерно распределяет напряжение, не создавая эффект мертвых зон (*)

    • USB подключение к расширяемому firmware

    • Сверхустойчивое, утяжеленное основание (больше 3 кг)

    • Новая съемная металлическая рукоятка:
    — также комбинируется с рукояткой HOTAS COUGAR™ (и наоборот)
    — новая форма реплики
    — съемная металлическая поверхность для стиля игры «стойка» или «кабина пилота»
    — новый дизайн кнопок и триггера, которые выглядят как настоящие
    — 19 командных кнопок + переключатель «Точка обзора» с 8 направлениями:
    . 1 переключатель «Точка обзора» с 8 направлениями
    . 2 переключателя с 8 направлениями
    . 1 переключатель с 4 направлениями и кнопкой
    . 1 металлический сдвоенный триггер
    . 2 кнопки
    . 2 кнопки для удобного управления мизинцем

    — утяжеленное основание (больше 3 кг), оснащенное в нижней части рычагами управления двигателем
    — функции подсветки
    — 5 программируемых светодиодов
    — кнопки и переключатели выглядят как настоящие
    — 15 командных кнопок + руль TRIM:
    . 1 руль TRIM
    . 2 кнопки
    . 5 выключателей с 2 позициями (2 постоянные позиции)
    . 2 выключателей с 3 позициями (1 кратковременная + 2 постоянные позиции)
    . #2 выключателей с 3 позициями (3 постоянные позиции)

    T.A.R.G.E.T (Thrustmaster Advanced pRogramming Graphical EdiTor).

    • Для тестирования, настройки и программирования контроллеров Thrustmaster® HOTAS WARTHOG™, MFD Cougar, HOTAS Cougar™ и T.16000M.
    • Работает по принципу перетаскивания «Drag and Drop».
    • Несколько уровней программирования: Basic, Advanced и Script

    К взлету готов. Обзор джойстика Thrustmaster HOTAS Warthog

    Количество осей: 7

    Количество кнопок и переключателей: 86

    Интерфейс: USB (проводной)

    Длина кабеля: 1,9 м

    Встроенная память: нет

    Дополнительно: съемный штурвал; все кнопки — перепрограммируемые

    Цена на июнь 2011 года: 16 000 рублей

    Есть такие устройства, на коробку с которыми так и просится крупная блямба с надписью: «Для фанатов». В случае с Thrustmaster HOTAS Warthog — для фанатов авиасимуляторов.

    HOTAS Warthog — это прямой наследник джойстика HOTAS Cougar, которому скоро стукнет аж десять лет. Несмотря на почтенный возраст, Cougar все равно еще популярен среди любителей полетать в виртуальном небе. При этом нельзя сказать, что он лишен недостатков. Наоборот! В нем со временем появляется люфт, с завидной регулярностью ломаются шарниры и кнопки, но монументальная стальная конструкция, имитирующая настоящий штурвал истребителя F-16, заряжает летчиков такой позитивной энергией, что никакая сила не может заставить их отказаться от джойстика. На компьютерном рынке даже есть крохотная ниша с условным названием «запчасти и усовершенствования для HOTAS Cougar» — фанаты сами, своими руками делают устройство лучше.

    HOTAS Warthog — это реплика элементов управления американского истребителя Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II по прозванию Warthog («Бородавочник»). Здесь исправлены все недостатки предыдущей модели, добавлено все, о чем только может мечтать виртуальный летчик: Warthog далек от Cougar как небо от земли.

    Без компромиссов

    О том, что Warthog действительно стоящая вещь, а не глупая пластмассовая игрушка, убеждаешься еще до вскрытия коробки. Весит она около десяти килограммов! Поначалу даже как-то теряешься — откуда такая тяжесть? Но все встает на свои места, как только из недр коробки извлекается сам джойстик и пульт контроля за полетом с рукоятками управления двигателем. Все это добро (кроме рукоятей тяги и некоторых кнопок) практически полностью сделано из стали, а пульт еще и дополнительно утяжелен.

    Такой внушительный вес нужен не столько ради создания того самого ощущения «стоящей вещи», сколько в практических целях. Дело в том, что и джойстик, и рукоятки управления двигателем — точная копия аналогичных элементов управления настоящего самолета. Это касается не только внешнего вида и размеров, но и ощущений от нажатия на кнопки, переключения рычажков и тягания рукояток. Они не то чтобы очень тугие, но требуют небольшого усилия для смещения, поэтому большой вес основания просто необходим, иначе пришлось бы прикручивать Warthog к столу намертво.

    Джойстик состоит из трех компонентов: стальной пластины, к которой прикреплен цилиндр с шарниром и электронной начинкой, и привинченного к цилиндру штурвала. В пластине предусмотрены отверстия для шурупов, но нужны они не тем, кто захочет прикрепить джойстик к столу (он и так лежит как намертво приклеенный), а тем, кто создает у себя дома имитацию кабины самолета. Для этого же от пластины можно отвернуть цилиндр джойстика и привинтить его туда, куда потребуется. Штурвал подключается к компьютеру при помощи обычного USB-разъема.

    Пульт контроля за полетом — внушительная и о-очень тяжелая стальная коробка с кучей всевозможных переключателей, тумблеров, кнопок и колесиков. Рукоятка управления двигателями сдвоенная, ее половинки скрепляются между собой магнитным замком. Если его открыть, то одна рукоятка превратится в две независимых — для точного контроля за каждым из моторов самолета. Все это чудо подключается к компьютеру вторым USB-кабелем. Дополнительного питания от обычной электросети HOTAS Warthog не требует.

    Лучшая характеристика

    И джойстик, и рукоятка сдвигаются с небольшим, можно сказать, приятным усилием и перемещаются настолько плавно и четко, что первое время было совершенно невозможно пройти мимо и не притронуться к ним — просто ради удовольствия. Никакого люфта, к слову, нет — качество шарниров просто изумительное.

    Этого удалось добиться благодаря использованию не механических, а магнитных датчиков на основе эффекта Холла. Их преимущество не только в упомянутой выше четкости и плавности, но и в отсутствии трения, поэтому со временем джойстик не расшатается и теоретически должен прослужить намного дольше обычных механических штурвалов.

    Вообще, слово «качество» — это лучшая характеристика HOTAS Warthog. Не передать словами тот восторг, с которым первый раз прикасаешься к джойстику, к рукояткам, к потрясающим стальным переключателям, которые можно найти только в профессиональной аппаратуре. Еще один мини-шок испытываешь, когда подключаешь пульт к компьютеру — и все надписи вдруг подсвечиваются ярким, но очень мягким зеленым светом, как в настоящем самолете.

    Словом, к внешнему виду и качеству сборки HOTAS Warthog нет вообще никаких претензий. Видимо, в Thrustmaster прекрасно понимают, насколько монументальную вещь они сотворили: чтобы подчеркнуть уникальность комплекта, на каждом джойстике есть даже небольшая наклейка с индивидуальным номером.

    Нехорошо только, что в комплекте нет диска с драйверами — их нужно скачивать с сайта Thrustmaster. Кроме того, руководство пользователя переведено очень некачественно: вроде написано по-русски, а понять, о чем речь, очень сложно. На схеме названия действий, закрепленных за кнопками и переключателями по умолчанию, так и вовсе оставлены на английском языке. Мелочь, а неприятно, особенно учитывая цену джойстика.

    Полный контроль

    В описании внешнего вида мы недаром не стали размусоливать каждый переключатель и каждую кнопку. Как вы уже наверняка заметили, их очень много. На одном только штурвале находится семь кнопок (причем триггер под указательным пальцем — двухпозиционный), а также один четырехпозиционный и три (!) восьмипозиционных переключателей. Всего же на джойстике и пульте вы найдете 86 переключателей и 5 рукояток, отвечающих за семь аналоговых осей, чего с головой хватит для управления самолетом в любом авиасимуляторе.

    Хотя переключатели подписаны и объединены в блоки (управление двигателем, автопилот, триммер и так далее), абсолютно все они программируемые — их можно переназначить в программе T.A.R.G.E.T. И тут кроется особенность такого навороченного джойстика, как HOTAS Warthog: просто достать его из коробки и начать играть довольно проблематично — нужно потратить время на настройку и тонкую подгонку всего и вся под себя.

    Задача несложная, но достаточно трудоемкая, причем повторять ее придется под каждую конкретную игру. Интерфейс у T.A.R.G.E.T. простой и понятный (правда, имейте в виду, что с английского он не переведен). Вы выбираете, какое устройство хотите настроить (программа поддерживает несколько джойстиков Thrustmaster), и в левой части окна появляется его трехмерная модель. Находите на модели нужный переключатель, перетаскиваете его в правую часть и задаете любое сочетание клавиш с клавиатуры. Особое внимание уделено настройке осей: для каждой из них регулируется чувствительность и мертвая зона, а результат показывается на понятном графике. Остается привязать созданную конфигурацию к исполняемому файлу игры — и дело в шляпе. Продвинутые игроки, не чуждые настоящего программирования, смогут даже написать скрипты для джойстика вручную. К слову, профили можно создавать и без подключения устройства к компьютеру.

    После всех этих манипуляций мы, честно говоря, подсознательно ждали какого-то неприятного сюрприза непосредственно в играх (ну не бывает все настолько хорошо!). Но, к счастью, опасения не подтвердились: все работает идеально. Точность управления запредельная, ощущения от пилотирования — непередаваемые. Кажется, сильнее они могут быть только в настоящем, а не виртуальном самолете.

    Нетрудно догадаться, кому в первую очередь стоит задуматься о приобретении HOTAS Warthog — серьезным виртуальным пилотам. Тем, кто играет исключительно в авиационные аркады вроде Tom Clancy’s H.A.W.X. или «Крылатых хищников», вряд ли понадобится и десятая часть заложенного в джойстик потенциала.

    Если же вы хардкорный пилот, прекрасно разбирающийся в самолетах, или желаете им стать, преградой может быть только немалая цена HOTAS Warthog — 16 000 рублей. Но это как раз тот редкий случай, когда устройство действительно стоит своих денег: стальная конструкция, великолепное качество сборки, огромное количество функций на все случаи жизни и фантастические ощущения от управления самолетом вряд ли заставят вас пожалеть о покупке.

    Thrustmaster поддерживает российский кибер-спорт

    Небо издавна притягивает человека, и в этом нет ничего удивительного. Кто из нас ни мечтал оказаться за штурвалом самолета? Каждого человека хотя бы однажды посещает желание полететь. Нас тянет в облака! Но, к сожалению, даже просто попробовать поуправлять небольшим самолетом или вертолетом не так легко, причин этому много, и все их вы сами прекрасно знаете. Что же остается тем, кто не может жить без ощущения полета. Авиационные симуляторы, конечно же! Компьютерные игры становятся все более и более реалистичными, и пусть им все еще далеко до идеала, нельзя отрицать, что они приносят радость и являются неотъемлемой частью жизни огромного числа людей. Вот сейчас, например, в тот самый момент, когда вы, может быть ничего не подозревая, читаете эти строки, сотни и тысячи виртуальных пилотов нашей планеты выполняют свои очередные задания, нападают на противников, уходят от вражеских обстрелов, борются за мир во всем мире в конце концов :)! Да, это только виртуальные полеты, но это целый мир, это командный дух, для многих это не игры — это другая жизнь.

    Современные симуляторы диктуют свои условия игровым аксессуарам (джойстикам, геймпадам, рулям, специальным игровым клавиатурам и т. п.), потому как всю прелесть игры (будь то полет, поездка, путешествие по сказочным странам и встречи с населяющими их симпатичными и не очень монстрами) трудно, а иногда и совсем невозможно почувствовать, управляя развитием событий с обычной клавиатуры.

    Компания Thrustmaster, основанная в 1992 году, специализируется на выпуске игровых контроллеров и уже давно заработала в этой области надежную репутацию. Ее продукция поставляется в 45 стран мира. Оборот компании за последние полгода составил 24,9 млн. евро. В Москве торговая марка Thrustmaster занимает первое место по популярности по результату опроса продавцов игровых манипуляторов в пяти московских сетях: Белый ветер, Вобис, Партия, Xi-Tech, Техносила.

    20 июня 2003 года компания АЛИОН, эксклюзивный дистрибутор продукции Thrustmaster в России, и организаторы чемпионата «ИЛ-2: Забытые Сражения» провели пресс-конференцию, посвященную презентации команды виртуальных пилотов Thrustmaster и итогам этого чемпионата.

    Итак, 14 и 15 июня 2003 года в интернет-центре NetLand проходил открытый чемпионат по игре «Ил-2: Забытые Сражения», генеральным спонсорам которого был Thrustmaster.

    Чемпионат состоял из двух этапов: в первый день его проведения соревновались любители всех рангов в классе «один на один», а во второй — профессиональные команды в классе «пара на пару». Участвовать в чемпионате приглашались все желающие, и не было никаких ограничений по использованию своих собственных джойстиков.

    Во время чемпионата игровой общественности была представлена команда кибер-летчиков Thrustmaster. Уникальность команды заключается в следующем: во-первых, это сборная, куда вошли лучшие пилоты трех сквадов (эскадрилий), участвовавших в отборочном турнире, а во-вторых, это первая команда виртуальных летчиков, учрежденная компанией Thrustmaster. Команда состоит из 16 человек, 12 из которых уже подписали контракт, подтверждающий их профессиональный статус кибер-пилотов Thrustmaster.

    Эта команда была создана всего лишь за 5 дней до начала соревнований. Недостаточный опыт совместных полетов в новом составе не помешал всем игровым парам выйти во второй круг сражений. Перед участниками команды поставлена цель — стать виртуальными летчиками номер один в России. Для этого у кибер-пилотов Thrustmaster есть все предпосылки — они талантливы и могут постоянно тренироваться в парах, используя преимущества джойстиков Thrustmaster.

    На чемпионате по игре «Ил-2: Забытые Сражения» виртуальные пилоты новой команды управляли самолетами с помощью лучших джойстиков Thrustmaster — Top Gun AfterBurner Force Feedback и Hotas Cougar.

    Об этом джойстике мы уже писали раньше. Top Gun AfterBurner FFB — это джойстик с полноразмерной системой управления газом и обратной связью. Force Feedback позволяет прочувствовать вибрацию двигателя, эффекты аварии, встряски, отдачу при стрельбе. Это обеспечивают 2 электромотора, встроенные в основание джойстика. У AfterBurner FFB есть 7 функциональных клавиш и триггер, 8-позиционный переключатель обзора, поворачивающаяся рукоятка с механизмом фиксации. AfterBurner FFB позволяет программировать до 60 функций управления самолетом.

    Hotas Cougar позиционируется компанией Thrustmaster в качестве наиболее реалистичного джойстика для авиационных симуляторов. Это джойстик — точная копия рычагов управления боевого истребителя F-16, переработанная инженерами Thrustmaster. 28 программируемых кнопок и многофункциональные hat-переключатели Hotas Cougar могут перепрограммироваться, позволяя назначать им множество функций. Джойстик подключается к компьютеру через высокоскоростной USB-порт. Внутренняя память джойстика 16Кб обеспечивает быстрый доступ к раскладкам кнопок. Корпус Hotas Cougar, включая основание, ручку и кнопки управления, сделан из металла, что объясняет его немаленький вес — 9 кг.

    Любопытно, что к Hotas Cougar можно найти вот такие оригинальные чехлы:

    Рукоятка джойстика является съемной, так как Thrustmaster планирует выпускать к нему рукоятки от различных моделей самолетов, а в перспективе — производство педалей к Hotas Cougar.

    Единственный дистрибутор игровых манипуляторов Thrustmaster в России, компания АЛИОН, обратилась к пилотажной группе «Русские Витязи» с просьбой протестировать Hotas Cougar. По мнению летчиков команды «Русские Витязи», этот джойстик максимально приближен к рычагу управления настоящего самолета и является хорошим авиатренажером для тренировки летчиков на земле.

    У команды виртуальных пилотов Thrustmaster серьезные джойстики и не менее серьезные планы стать лучшими в России, а затем — покорить вершины международного кибер-спорта. Что ж, мы будем следить за развитием событий, а сейчас осталось лишь пожелать им удачи!

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector