0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Всемирная социализация. Онлайн-итоги 2011 года

Содержание

Социализация индивида, её уровни и стадии

Социализация индивида – освоение человеком базовых общественных норм, ценностей, культуры, эталонов моделей взаимоотношения в социуме, куда относится индивид. Заключается в принятии и освоении ценностей, морали, норм поведения, знаний, господствующих в обществе. Социализация содержит в себе агентов, институты, которые специализируются на процессах приобщения индивида к обществу.

Социализация разделяется:

  1. Первичная – овладение базовым комплексом ценностей и моделями поведения в социуме ребёнком;
  2. Вторичная – овладение новой ценностно-нормативной базой взрослым индивидом.

Уровни социализации

Агенты социализации – специализированные лица, отвечающие за освоение культурных особенностей, ценностей, норм, господствующих в социуме.

Институты социализации – образования, призванные воздействовать на приобщение индивида к обществу.

Агенты первичной социализации – члены семьи, друзья, знакомые, учителя, соседи, группировки.

Семья – главный агент. Положение родителей в обществе задаёт статус ребёнку до 20 лет. Трудовая деятельность семьи задаёт культурный и образовательный уровень.

Спорт – оказывает положительное влияние на физическую и духовную форму, воспитывает волю и дисциплинированность индивида, обеспечивает здоровую психику и бодрость.

Школа – схожий агент с семьёй, но различия заключаются в эмоциональном уровне, где ребёнка оценивают объективно, согласно его уровню, потенциалу и качествам. Школа учит победам, поражениям, преодолению трудностей. В учебный период происходит формирование самооценки, которая зачастую определяет дальнейшую жизни.

Социализация в семье и школе, помимо целенаправленности, имеет нерегулируемый и стихийный характер. Ребёнок наблюдает и перенимает уровень общения учителей со сверстниками, сверстников между собой. Опыт имеет позитивный окрас (когда отвечает целям и методам воспитания) и негативный

Интернет – агент социализации, оказывающий сильное воздействие на мировоззрение, ценности и нормы поведения индивида. Формирует интернет-зависимость, воздействуя на психику.

Агенты вторичной социализации – специализированные лица в высший образовательных учреждениях, правоохранительных органах, сотрудники СМИ. Агенты вторичной социализации представлены институтами, в которые относятся: государство, церковь, университеты, СМИ и т.д.

Стадии процесса социализации

  1. Адаптация. Возникает с начала жизни и продолжается до подросткового периода. Стадия характеризуется освоением первичного общественного опыта, подражание выступает важным элементом приобщения человека к обществу.
  2. Идентификация – поступки и мысли, выделяющие человека как личность.
  3. Интеграция – внедрение человека в общественную жизнь.
  4. Трудовая стадия – воздействие на окружающую среду с целью получения материального продукта, путём воспроизведения социального опыта.
  5. Послетрудовая стадия – передача полученного опыта следующему поколению.

Факторы, влияющие на процесс социализации:

  • биологические особенности;
  • близкое окружение (семья, друзья);
  • СМИ;
  • интернет;
  • организации;
  • цивилизация;
  • демографические характеристики;
  • культура.

Социализация затрагивает каждый слой населения в обществе. Ресоциализация – взамен старым нормам приходят и усваиваются новые ценности. Десоциализация – лишение навыков общественного поведения. Если происходят отклонения в нормах поведения – девиация. Впервые Гоффман выделил характеристики ресоциализации в нетипичных условиях: изоляция от общества; взаимоотношения с одними и теми же индивидами; лишение идентификации; утрата старых привычек, ценностей, норм.

Обучение – процесс обучение формирует определённые способности и навыки: практические (приветствие, способность одеваться) мыслительные (размышление, умение анализировать). Обучение создаёт ролевое поведение, неосознанные ценности и мораль.

Воспитание – целеустремлённое создание в индивиде мотивов; нравов, морали, ценностей, правил, задающих темп жизнедеятельности. Проходит в семье, в близком окружении друзей и знакомых, интернете.

Образование – целенаправленное создание базы знаний о своей личности, окружении, окружающей среде, смысле жизни, которая наделена техническим или бытовым характером. Применяется в средний и высший образовательных учреждениях.

Защита – процессы, происходящие в психике, где человек устраняет внутренние противоречия, которые происходят между потребностями, интересами и ценностями. Воля человека определяет уровень защиты.

Адаптация – процессы, происходящие в психике, где человек устраняет напряженность в ситуации, к которой относятся другие индивиды. Человек предотвращает потерю общения с человеком, интересов. Составляющими элементами адаптации представлены: познание, память и воля.

Средства социализации:

  1. Подражание модели поведения взрослых людей; базируется на биологической способности запоминания и воспроизведения.
  2. Ролевые игры, происходящие в ходе обучения; происходит перенос навыков с процесса игры в жизнь.
  3. Развитие эмпирического и философского познания формирует язык, письменность и речь.

Сторонники поведенческого типа психологии выдвигают идею о стихийности социализации, происходящей случайным образом под влиянием обстоятельств, независимых от индивида.

Теория структурного функционализма изучает социализацию через адаптацию, т.к. в ходе приобщения человека к обществу, индивид интегрируется в социальную систему, где происходит приспособление.

Павлов утверждает, что человеческая психика развивается закономерно, в ней присутствует становление последовательных этапов, которые позволяют управлять социализацией.

Две основные формы взаимодействия личности и среды в процессе социализации:

  • Пассивная форма – накопление до социального опыта, который интегрирует индивида в общественную жизнь, систему взаимоотношений.
  • Активная форма – созидание или разрушение общественных связей путём активной деятельности.

Проблемы социализации представлены соотношением различных культурных особенностей, ценностей через ряд факторов – социализацию (родственниками, друзьями, знакомыми). В процессе социализации наблюдается компромисс различных ценностей, культурных особенностей и норм. Компромисс распространяется и на взаимоотношения людей. В ходе социализации формируются различные типы личностей.

Осуществление процесса социализации происходит на основе 4 иерархических структур:

Результаты социализации

Процесс социализации

Социализация определяется исследователями как процесс усвоения человеком определенной системы норм и ценностей, а также знаний, которые необходимы ему для того, чтобы быть полноценным членом социума.

Поскольку это неоднородный процесс, то он включает в себя сразу несколько ключевых элементов. Это и воспитание, и образование, а также еще и совокупность достаточно стихийных воздействий, которые могут влиять на человека, на его процесс ассимиляции в социальные группы и в целом в общественную систему. Помимо этого, на процесс социализации влияют некоторые факторы, которые необходимо типологизировать следующим образом:

  • Внутренние факторы;
  • Внешние факторы.

В качестве внутренних факторов социализации индивида мы выделим генетически заданные факторы, а также процесс самовоспитания. Что касается генетически заданных аспектов, то этом могут быть физиологические и интеллектуальные особенности индивида, а также его психические данные, которые могут как способствовать социализации, так и тормозить ее. Индивид может страдать некоторыми психическими заболеваниями и отклонениями, а также может попросту не быть полноценным в физическом плане (проблемы со зрением, слухом, речью, иные физические недостатки и увечья). Все это напрямую оказывает влияние на то, каким образом он будет адаптироваться к новым социальным и культурным условиям.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается внешних факторов, то их также можно разделить на две основные группы:

  1. Макросреда – вся общественная система, государство и его устройство, социальное положение индивида, нация и культура, вероисповедание. Все эти элементы неизменно оказывают влияние на человека и его жизнь, а также могут способствовать индивидуализации его процесса социализации, делают его уникальным;
  2. Микросреда – в нее входят разнообразные социальные группы, неформальные общности, семья и отдельные личности, которые также влияют на человека и его мышление, мировоззрение, ценностные ориентации.

Процесс социализации включает в себя несколько фаз. Первая фаза – это социальная адаптация индивида. адаптация выражается в приспособлении индивида к новым социальным и экономическим условиям, а также к ролевым функциям и нормам, социальным группам и организациям, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность. Вторая фаза – это интериоризация индивида. он выражается в непрерывном процессе включения социальных норм и ценностей в повседневную человеческую жизнь.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Таким образом, не только личности человека формируется под влиянием ценностей, но и ценности начинают образовываться в соответствии с потребностями индивида, его желаниями.

Основные итоги процесса социализации

Говоря о результатах процесса социализации, следует изначально сказать о том, что главный итог – это сформированная человеческая личность, которая воспринимает социальные нормы, обладает сознанием и может воспроизводить опыт, добавляя в него особенности собственного мышления и мировосприятия. Но исследователями также выделяются следующие результаты, которые измеряются в показателях:

  • Объективные показатели – это видимы изменения, произошедшие в социальном статусе индивида, а также освоение им новых ролей по мере получения нового социального опыта;
  • Субъективные показатели, которые также включают в себя идентичность. Идентичность индивида как результат процесса социализации – это субъективное чувство, которое в одно и то же время можно наблюдать как самотождественность и непрерывность.

Каждому человеку необходимо испытывать свою принадлежность к обществу, ведь именно так он ощущает свою связь с другими людьми и может вести полноценную деятельность. В целом, коммуникации личности являются важной частью ее жизни: ни один человек не может жить в обществе и при этом не контактировать с его другими членами. Поэтому необходимо помнить об этом, и с самого раннего возраста обучать человека к самостоятельному созданию социальных и коммуникационных сетей вокруг себя.

Идентичность человека может быть выявлена на различных уровнях. Во-первых, это личностный уровень, или как мы его привыкли называть «индивидуальный». Здесь человек начинает постепенно сознавать себя как личность, осознавать свою неповторимость. Это мотивирует его к дальнейшему развитию его способностей, к самосовершенствованию. Во-вторых, групповой тип идентичности – осознание себя не просто личности, но еще и как члена какой-либо социальной группы. Третий тип идентичности – социальный. В данном случае, человек также понимает, что он существует не просто в рамках локальной группы, но и скорее в рамках более обширного образования. Например, он ощущает себя гражданином государства. Последний тип идентичности, который образуется в результате процесса социализации – общечеловеческий. Индивид осознает себя как представитель человечества.

Таким образом, результаты социализации в основном акцентируют внимание на том, что создается особая личность со своими уникальными чертами и ценностями. Тем не менее, человек также должен быть восприимчив к общепринятой ценностной и нормативной системе, иначе он будет чувствовать себя лишним, а окружающие перестанут воспринимать его. Социализация помогает человеку учиться, совершенствовать самого себя, передавать социальный опыт и знания и получить их от других членов общества. именно по этой причине к социализации и ее механизмам приковано очень пристальное внимание со стороны исследователей. Крайне важно не просто воспитать личность, но и сделать ее стабильной, менее восприимчивой к негативным явлениям в обществе. Если же человек сталкивается с ними, то он нуждается в уверенности в своих действиях, а это можно обеспечить только на начальных этапах развития и воспитания индивида. как и первичная, так и вторичная социализации играют важную роль в жизни человека, закладывают в него фундамент последующей взрослой жизни, и оба этапа, а также идущие параллельно с этими иные этапы необходимо организовывать тщательно, учитывая особенности человека.

Читать еще:  Black Mirror: скрюченный особнячок

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Всемирная социализация. Онлайн-итоги 2011 года

Сегодня практически каждый более или менее заметный онлайновый проект имеет социальную составляющую. В опубликованном несколько дней назад статистическом отчете «Это — социальный мир» компании comScore называются просто головокружительные цифры, которые способны удивить даже людей, которые не первый год занимаются вопросами развития Интернета. Данные за октябрь уходящего года говорят о том, что одна минута из каждых пяти, проведенных пользователями в Интернете, имеет отношение к какой-нибудь деятельности на социальных сайтах. Всего в социальных сетях проводят время около 82% пользователей Интернета. Это — 1,2 миллиарда человек.

В России процент пользователей, вовлеченных в социальные сети, еще выше, чем общемировой, — это 88 процентов. Россия также входит в тройку стран, в которых пользователи проводят в соцсетях больше всего времени. Оказывается, в среднем за месяц каждый из нас тратит на такие сайты около десяти с половиной часов своей жизни.

Наша страна оказалась на втором месте и в общемировом рейтинге социальной активности, уступив первенство лишь Филиппинам. Там на долю социальных сайтов приходится около 43% всего времени, проведенного пользователями онлайн. Впрочем, мы отстаем от филиппинцев ненамного.

К чему все эти цифры? К тому, что онлайн-итоги года связаны, прежде всего, с ростом социальных сайтов. И если в 2010 году, когда тот же Facebook только-только появился в России, эта тенденция только наметилась, в 2011-м социальные сайты и все, что с ним связано, стали основными ресурсами Интернета как по числу посетителей, так и по времени, которое люди на них проводят.

⇡#Facebook

Главный социальный сайт, на котором в настоящее время более 800 миллионов активных пользователей, еще в конце 2010 года находился на четвертом месте по посещаемости в мире. Уже в начале года Facebook вошел в тройку самых посещаемых интернет-ресурсов, сместив на четвертую позицию Yahoo!, а в настоящее время, по данным рейтинга ALEXA, занимает вторую строчку, уступая только Google. Впрочем, согласно некоторым другим рейтингам, Facebook уже обошел Google.

В нашей стране рост посещаемости Facebook за прошедший год тоже был значительным. Еще в декабре прошлого года на сервисе статистики WebomeR социальная сеть занимала 12-е место, теперь же она обошла google.ru и наступает на пятки google.com, находясь на восьмой строчке.

Впрочем, до полного завоевания нашей страны детищу Марка Цукерберга еще далеко — первые места в рейтинге самых популярных социальных сайтов по-прежнему занимают «ВКонтакте» и «Одноклассники». Кстати, интересно, что Россия — это одна из немногих стран мира, в которых у Facebook пока что не получается обойти национальные соцсети.

Крупнейшая социальная сеть в мире за прошедший год внедрила много интересных улучшений, самым интересным из которых можно считать новый дизайн «Хроника», который совсем недавно стал доступным для всех пользователей.

На странице «Хроника» в хронологическом порядке отображаются главные события в жизни пользователя с рождения и до настоящего момента. Эта страница может содержать фотографии, видеозаписи, места на карте, текст, оценки, статусы, события и прочие материалы. Пользователи могут использовать социальные приложения, благодаря которым можно автоматически или вручную обмениваться информацией о прослушанной музыке, просмотренных фильмах, прочитанных книгах, увлечениях и так далее.

Другие интересные нововведения на Facebook, реализованные в 2011 году:

  • Увеличение максимального размера фотографий, которые пользователи могут загружать в свои профили, и ускорение их загрузки в два раза.
  • Улучшения интегрированного чата: групповой чат, более простой способ поиска людей в режиме онлайн и возможность делать видеозвонки. Последняя функция реализована с помощью Skype.

  • «Заморозка» панели навигации, которая располагается в верхней части страницы. Благодаря этому даже при прокрутке страницы панель навигации все время остается видимой.
  • Подписка на новости других пользователей соцсети (даже если они не являются друзьями).
  • Внедрение «умных списков» друзей. Группы могут автоматически формироваться на основе нескольких критериев: географического (насколько далеко живут пользователи), образовательного (учились ли они в одном заведении) и рабочего (работают ли они в одной компании).
  • Появление блока Ticker — ленты новостей, в которой в реальном времени отображаются действия друзей. При наведении курсора на одну из новостей ленты появляется возможность прочтения полной версии сообщений и комментирования.
  • Появление блока самых важных новостей в верхней части страницы новостной ленты.
  • Вывод информации о том, сколько пользователей поделилось новостью, рядом с количеством комментариев на стене.

⇡#Google+

До 2011 года об успехах Google в создании социальных проектов знали, пожалуй, только в Бразилии и Индии, где очень популярна социальная сеть Orkut, принадлежащая компании. А первые общемировые социальные проекты поискового гиганта — Google Wave и Google Buzz — оказались, мягко говоря, не очень удачными. Google Wave был закрыт еще до официального представления Google+, а о сворачивании «Живой ленты» стало известно в октябре этого года.

Первой заметной социальной инициативой 2011 года от Google стало представление кнопки «+1», которая позиционируется компанией как собственная версия кнопки «Мне нравится» на Facebook. Социальная кнопка, впервые показанная в марте, сегодня прижилась на миллионах веб-проектов. Она также присутствует в результатах поиска Google, где можно отмечать понравившиеся страницы.

Наконец 29 июня произошло то, что вполне можно считать событием года в мире онлайн-сервисов. Google представила собственную социальную сеть Google+, решив в конце концов выйти на перспективный рынок. Как и многие другие новые продукты компании, Google+ в самом начале была запущена в тестовом режиме, и регистрация была возможна только по приглашениям, однако уже в сентябре стать участниками новой социальной сети смогли все желающие.

Одним из главных отличий Google+ от Facebook стала более грамотная организация друзей, реализованная посредством кругов (Circles). В Facebook до недавнего времени не было хороших инструментов для упорядочения друзей, в Google+ же пользователю с самого начала предлагалось добавлять друзей в круги, то есть в тематические группы. По умолчанию уже создано четыре круга, однако можно легко добавлять новые. Благодаря кругам, можно определять, какие сообщения из ленты будут видны другим людям. Публикуя сообщение, пользователь может выбрать круг, для которого оно предназначается, и тогда его увидят только те, кто входит в этот круг.

Вторая важная функция Google+, которая выгодно отличала новый проект от Facebook, это «ВидеоВстречи» (Hangouts), ведь видеочат в Facebook появился уже после запуска Google+. Встроенный чат дает возможность организовывать видеоконференции, в которых может одновременно принимать участие до десяти человек. В окне чата воспроизводятся небольшие изображения с веб-камер каждого участника чата, а в основном окне можно увидеть того, кто говорит в данный момент.

Несмотря на то, что в момент запуска социальной сети ее функциональность уже была вполне конкурентоспособной, за несколько месяцев ее возможности были существенно расширены.

В августе был запущен игровой сервис. В октябре был реализован поиск в режиме реального времени и добавлена поддержка хэштегов.

Немного позже в социальной сети появился редактор фотографий, была добавлена экспериментальная функция «Google+ Эхо». Последняя позволяет следить за тем, как новости распространяются по всему миру. Она наглядно показывает, как разворачивалась судьба каждого общедоступного поста: какие появлялись комментарии, уведомления от друзей, кто был самым активным в обсуждении и так далее.

В декабре Google+ научилась распознавать лица на фотографиях, после чего автоматически отмечать их хозяев на снимках.

И, пожалуй, самое важное, что за последние полгода Google полностью переработала концепцию своих онлайновых сервисов и теперь они все вращаются вокруг социального компонента. Один за другим интеграцию с Google+ получили Google Reader, YouTube, Picasa, а обновление других сервисов, думается, тоже не за горами.

Что ж, новая социальная инициатива Google гораздо удачнее, чем предыдущие. Согласно последним данным comScore, в ней насчитывается 65 миллионов участников. И пусть пока что Google+ действительно является «маленьким Facebook», как в одном из своих интервью метко окрестил этот соцпроект Марк Цукерберг, его дальнейший рост — это дело времени.

⇡#Twitter

В течение уходящего года Twitter оставался в тени, которую отбрасывали Facebook и Google+, однако развитие сервиса не прекращалось, а темпы увеличения числа пользователей не снижались. В некоторых странах, например в Японии, Twitter даже популярнее Facebook.

Согласно данным «Яндекса», в августе этого года количество русскоязычных пользователей Twitter впервые превысило миллион. Общее же число активных твиттерян в мире, по информации генерального директора сервиса Дика Костоло (Dick Costolo), еще осенью достигло 100 млн человек.

Пожалуй, самым важным Twitter-событием для россиян стало то, что сервис микроблогов в этом году наконец-то заговорил по-русски. В конце апреля каждый русскоговорящий пользователь Twitter увидел в настройках своей учетной записи возможность выбора русского в списке языков.

Следующим этапом локализации Twitter стала поддержка кириллических хэштегов (hashtags), реализованная в июле.

Twitter в 2011 году оброс многочисленными полезными функциями. Летом на сервисе наконец-то появилась возможность публикации изображений. Для хранения графических файлов, представляемых в виде ссылок формата pic.twitter.com/[идентификатор фото], используется фотохостинг Photobucket. Максимальный размер размещаемых в Twitter картинок — 3 Мбайт.

Еще одна новая возможность, имеющая отношение к графическим файлам, — фотогалереи пользователей. С августа в профиле пользователей можно увидеть снимки, загруженные на страницы проекта.

Наконец, пару недель назад Twitter анонсировал новый дизайн, который будет постепенно внедряться как на сайте сервиса, так и в мобильных приложениях. Ключевыми особенностями нового интерфейса являются вкладки Home, Connect, Discover и Me. Первая содержит все твиты из ленты пользователя, на вкладке Connect отображаются все твиты с упоминаниями о пользователе и ретвиты, а также твиты, добавленные в избранное. Вкладка Discover предназначена для размещения информации о пользователе, тут также будут публиковаться новости по интересующим его темам. На вкладке Me будут представлены сообщения, а заодно и разные статистические данные: количество фолловеров, актуальные темы и изображения.

Важным событием для Twitter также стала тесная интеграция с iOS 5, благодаря которой пользователи мобильных устройств Apple получили возможность отправлять твиты напрямую из многих приложений, в том числе Camera, Maps, Photos и Safari. Поговаривают даже, что компания Apple намерена приобрести Twitter, но правда ли это — мы узнаем уже только в следующем году.

⇡#Заключение

Стремительное развитие социальных сервисов свидетельствует о том, что важнейшей функцией Всемирной сети стало общение. И сегодняшний Интернет — это уже не только крупнейшая в мире библиотека и база всевозможных знаний. Это — самый удобный способ оставаться на связи с близкими, заводить новые знакомства и общаться с другими людьми на самые разные темы. И нет никакого сомнения в том, что глобальная интернет-социализация в новом году только расширится и углубится.

К чему приведёт социализация интернета?

Наверное, только ленивый не размышлял на тему будущего интернета и нашей с вами жизни в условиях активно развивающейся социальности глобальной сети. А так как я причисляю себя к ленивым, то черёд писать об этом пришёл только сейчас. Наверное, просто констатировать факты и написать пару выводов будет недостаточно для хорошей статьи, поэтому я попробую ненадолго включить ту часть мозга, которая отвечает за анализ, и ту, которая отвечает за фантазию, то бишь синтез. Итак.

Читать еще:  Платформа Intel LGA775

Давным давно, в 1989 году, Тим Бернерс-Ли предложил концепцию Всемирной Паутины, которая со временем переросла в современный интернет. По правде говоря, современный интернет — это лишь мгновение, некий этап на пути к другой форме сети — семантической. Пробегусь галопом по концептуальным этапам развития интернета, а затем займусь прогнозом.

Вчера

Вначале сеть представляла собой лишь слабо связанные гипертекстовыми ссылками ресурсы-склады, которые миллионы пользователей по всему миру тщательно и бесконтрольно заполнили разнообразной информацией. С некоторого времени потребовалась систематизация данных, появились каталоги и другие формы рубрикации ресурсов. Затем этого оказалось недостаточно и на сцену вышли поисковые машины. Выдача результатов по алфавиту или по количеству упоминаний была не самым лучшим способом представления поисковой выдачи, поэтому появились алгоритмы, оперирующие понятием “релевантность”. Собственно, в этот момент, по моему мнению, зародилось как раз то, что впоследствии в мыслях учёных назовётся семантической паутиной. Релевантность напрямую связана со смысловой нагрузкой запроса. Смысл.

Сегодня

Перенесёмся на несколько лет вперёд — web 2.0. Этот феномен захлестнул всё интернет-сообщество, он является предвестником всемирной семантической паутины, то есть сети, связи между элементами которой также как и сами элементы (если не в большей степени) имеют смысл. Начинают появляться новые технологии, позволяющие организовать смысловой информационный обмен между ресурсами, появляются микроформаты и на передний план выходит не информация как таковая, а пользователь, его личное информационное пространство. История расставляет всё на свои места. Теперь сеть служит для пользователя, а не наоборот. Вся жизнедеятельность пользователя в сети скрупулёзно запоминается и анализируется, и системы начинают подстраиваться под него. Появляются блоги — один из видов персонального информационного пространства пользователя, по моему скромного мнению, наиоптимальнейшее средство самовыражения на сегодняшний момент — то, что пользователь искал на протяжении нескольких десятилетий. Вся информация в интернете собирается по типам в сервисы и последние предоставляют удобные интерфейсы для доступа к этим данным.

Завтра

Буду честным — никто не знает наверняка, что будет завтра. Но человек отличается от животного развитым аппаратом синтеза, который позволяет прогнозировать будущее на несколько более длительное время, чем на несколько часов. =) Для удобства разделим мой прогноз на тезисы.

Всемирная семантическая сеть (ВСС)

Всё-таки, рано или поздно интернет переродится в фазу семантической паутины, это можно рассматривать как неминуемо свершающийся процесс.

Индустрия развлечений

Прежде всего, интернет в будущем ждёт всё большее развитие entertaiment-составляющей, так как этот вид услуг и контента приносит всё больше и больше миллиардов долларов в год. Игры, adult-контент, FM/TV-вещание и многое другое…

Развитие телекоммуникаций

Несомненно, в будущем нас ждёт бум развития телекоммуникаций, совершенствование технической стороны вопроса — среды передачи данных (оптоволокно, WiMax, etc), сетевое оборудование; а также программной и теоретической сторон — новые, более совершенные протоколы передачи данных, новые схемы маршрутизации, тотальный переход на IPv6. Все эти грани в итоге сложатся в логичное следствие — всё больше будет распространена практика ОРМ — Онлайн Рабочих Мест — полноценная удалённая работа в коллективе. Это несколько иное, нежели фриланс. Кстати, транспортная проблема также должна поспособствовать этой тенденции, но это уже другой разговор. В общем, человек всё больше будет обособляться и меньше передвигаться. =)

Полное покрытие Земли

Прогнозируя, ожидаю, что в ближайшие несколько лет земной шар будет полностью покрыт всемирной паутиной, что повсеместно приведёт к следующему тезису.

Мобилизация интернета

Уже сейчас можно уверенно утверждать, что мобильный телефон как портативное устройство доступа к Интернету прочно занял своё место. У каждого может быть своё собственное мнение по этому поводу, но всемирная информационная система будет максимально адаптирована к портативным устройствам. И наоборот, естественно.

Семантические социальные сети

Уже сейчас начинают появляться технологии и стандарты, которые позволят в перспективе собрать воедино всю информацию пользователя в одну семантическую логическую структуру. Хотелось бы отметить успехи компании Google на этом поприще. В будущем, конечно, будет одна или несколько конкурирующих технологий, позволяющих объединять всю информацию, относящуюся к лицу или группе лиц. Таким образом не нужно будет больше задумываться о поддержке всех источников информации в актуальном состоянии. Обратная сторона вопроса — приватность, но это я в этот раз не буду затрагивать, больно скользко. =)

Развитие новых типов контента

Мы с вами привыкли к следующим типам контента: текст, звук, графика, видео, интерактивные взаимодействия (игры, например). Думаю, скоро мы получим новые типы контента, принципиально новые или основанные на уже имеющихся базовых. Их сложно представить, но это обязательно произойдёт.

Появление новых информационных рынков

Каждый год мы наблюдаем взаимопроникновение той или иной реальной отрасли в интернет, а также появление новых — принципиально новых — информационных рынков. Так было с виртуальными деньгами, так было с рекламой, так было и с биржами контента. Уверен, что в будущем мы увидим рождение массы новых рынков, напрямую связанных с информацией.

Интеграция ВСС в социальную жизнь людей. Увеличение веса информации в ВСС.

Уже в наше время мы наблюдаем всё более пристальное внимание политических кругов к всемирной паутине. Некоторые рассматривают её как средство манипулирования массами, другие — как средство сбора аналитической информации. В будущем, когда ВСС всё же сформируется и окрепнет, многие правительства логично решат, что это наимощнейший инструмент управления, и начнут интегрировать его в повседневную жизнь граждан. Как минимум, виртуальные паспорта и, я очень надеюсь, деньги точно должны быть полностью перенесены в информационное пространство. А где документы и деньги, там и остальное. Надёжность и безопасность я пока тоже не буду рассматривать.

Выводы

Как кто-то уже сказал, и кто-то затем повторил, мы, уважаемые читатели, живём в интересное время! В ближайшие 20 лет интернет как всемирная паутина преобразится до неузнаваемости, как и военные системы связи пунктов управления в итоге переросли в современный интернет. Проверим прогноз временем?

Политическая социализация

1) Политическая социализация – это процесс усвоения культурных ценностей, полит ориентаций, форм полит поведения, приемлемых для данного общества и характеризующих включение граж-дан гос-ва в систему полит отношений.

2) Проблеме полит социализации повышенное внимание начало уделяться с 20-х годов XX века. Однако единого подхода к пониманию этого процесса не сложилось:
-п.с.- процесс обучения человека соц ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере полити-ки (классическая теория: Д.Истон, Парсонс)
-п.с. рассматривается как аккультурация (т.е. освоение новых ценностей), на первый план выдви-гаются личностные и психологические механизмы формирования полит сознания и поведения че-ловека (К. Луман, М. Хабернас)
— п.с- скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений; основное внимание уделяется мотивам полит деятельности (психоаналитическая теория, Э. Эриксон)
Несмотря на различия в подходах большинство ученых сходятся в том, что важнейшими функ-циями полит соц яв-ся достижение личностью умения ориентироваться в полит пространстве и выполнять там определенные властные функции.

3)
Выделяют различные типы полит соц:
-прямая соц- это непосредственное приобретение полит знаний
— косвенная соц- это влияние черт хар-ра, раннего детского опыта на формируемые полит установ-ки
-ресоциализация- радикальное изменение ценностей полит.культуры
-десоциализация- изменение ранее усвоенных норм, ценностей и ролей в процессе жизни

Существует несколько моделей полит социализации (Р.М.Мерельнан):
1. системная: формирование позитивного отношения к власти. Агенты соц: школа, семья, сверстники [америк кул-ра]
2. гегемонистская: формирует молодежь враждебно настроенную против любой полит партии кроме своей. Агенты : СМИ [незапад. цив]
3. плюралистическая: формирование представлений граждан о своих полит интересах и желание участия в их реализации. Агенты: школа, родители, СМИ, пар-тии[европейская культура]
4. конфликтная: формирование лояльности к определенной группе и готовности поддержать её в борьбе против др. групп. органы пропаганды и агитации[авторитарная пол система]
4) В современной России, когда в рез-те смены полит режима прежняя система ценностей оказа-лась дискредитированной, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании, пред обществом и гос-ом встает проблема становления плюралистической модели полит социализации с высоким уровнем гражданской активности.
Другой серьезной проблемой социализации в России является отсутствие преемственности в пе-редаче опыта полит участия и поведения. Старые модели полит поведения и участия зачастую не отвечают новы полит реалиям, а новые модели осваиваются достаточно медленно.
Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема полит образования:
-знакомство и освоение полит опыта др стран
-изучение особенностей функционирования полит систем
-адаптация полученного зарубежного опыта к российским традициям
Т.о формирование эффективной системы гуманитарного и полит образования и новых институтов социализации позволяет осуществить становление и укрепление новых полит ценностей в россий-ском обществе.
5) По поводу хар-ра полит социализации в ЮФО нет единого мнения.
Политическая социализация многих субъектов ЮФО (Ростовской обл, Астраханской, Волгоград-ской, Краснодарского края и т.д.) проходит в русле социализации всей страны: создаются предпо-сылки для развития гражданской и полит культуры, владения системой прав и обязанностей граж-данином , умения действовать эффективно в пределах закона; высокого уровня полит. активности, самосознания и критичности населения регионов.
Противоположная ситуация складывается во многих республиках ЮФО.
В связи с высоким уровнем коррупции и безработицы; военными действиями и нестабильностью можно говорить о формировании в многонациональных республиках ЮФО конфликтного типа полит социализации: этот процесс нах-ся в сфере теневых отношений, носит парадоксальный и недемократический хар-р.
Т.о для дальнейшего развития и функционирования полит системы ЮФО необходимо, чтобы по-лит социализация всех его субъектов проходила одновременно с преодалением разницы в эконом., полит, соц развитии всех его субъектов и преодалении межнациональных разногласий.

Современные зарубежные концепции социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лопатина Елена Андреевна

В статье рассматриваются существующие современные концепции социализации зарубежных авторов, проводится сравнение современных теорий с классическими, анализируется эволюция подходов к данному базовому для социологии понятию. Также автор анализирует некоторые аспекты трансформации социализации в современном обществе.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лопатина Елена Андреевна

Contemporary foreign socialization studies

In this article we explore contemporary conceptions of socialization generated by foreign authors, compare modern theories with classic ones analizing the evolution of approaches to this basic for sociology concept. Also we research some aspects of socialization transformation in contemporary society.

Текст научной работы на тему «Современные зарубежные концепции социализации»

аспирантка Южного федерального университета*

Современные зарубежные концепции социализации

Понятие социализации является базовым в социологии, и исследованию данного явления посвящается множество работ на протяжении нескольких веков. Данный процесс часто представляется учеными как детерминанта поведения людей, его действием объясняется девиантное поведение индивидов. Именно поэтому существует множество концепций социализации.

Читать еще:  OnLive – эволюционный скачок игровой индустрии?

Поскольку социализация отражает результат взаимодействия индивида с окружающей социальной средой, само понятие дает почву для новых исследований. Ведь социальная среда подвижна, она трансформируется, приобретая новые характеристики, которые в свою очередь превносят изменения в процесс их интериоризации индивидом.

Таким образом, анализ современных зарубежных концепций социализации представляется актуальным с точки зрения как обмена опытом с зарубежными исследователями и мониторинга существующих концепций, так и социальных изменений, произошедших в современном обществе и повлиявших на процесс социализации.

В рамках классических социологических теорий (социального детерминизма, интеракционизма и др.) социализация представляется процессом воздействия общества на человека. В данном процессе общество выступает субъектом, а человек — объектом воздействия. Однако позже на смену данным взглядам пришла парадигма взаимодействия (Ж. Пиаже, П. Будон), в рамках которой особое внимание уделяется адаптации индивида и интериоризации им социальных норм. Данный процесс имеет характер субъект-субъектных отношений между человеком и обществом1.

Рассмотрим интерпретацию понятия «социализация» в рамках теорий, отражающих парадигму взаимодействия:

• символический интеракционизм: социализация — саморазвитие как результат взаимодействий в обществе и процесса интерпретации; социализация определяется ситуацией, в которой актор оказывается и тем, как он ее осмысливает; согласно данному подходу, социализация -это продолжающийся в течение жизни процесс2;

• ролевая теория: социализация — это процесс усвоения норм, отношений, своего образа, ценностей и моделей поведения, который

* Лопатина Елена Андреевна, e-mail: eovechko@gmail.com

1 Волков Ю.Г. Социология: учебник. Изд. 5. М., 2015. 512 с.

2 Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины ХХ века: сб. переводов / сост. и пер. В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2010. 322 с.

обеспечивает признание группой и успешное выполнение новых ролей; то есть социализация направлена на консервирование, закрепление общественного устройства, несмотря на появление новых членов общества3;

• теория закрепления (усиления): социализация происходит путем когнитивной оценки выгод и затрат, то есть индивид, приобретая новые роли, является независимым и активным «переговорщиком» в отношениях с партнерами и группами интересов. Поведение индивида является его реакцией на внешние стимулы и приводит к определенным результатам. Если результаты устраивают индивида, такая модель закрепляется им;

• теория интериоризации (интернализации): социализация — это стадии развития, проходя которые индивид учится интегрироваться в различные социальные институты, ребенок усваивает когнитивные фреймы межличностных отношений.

Многие концепции в основу процесса социализации закладывают идею перехода как результата взаимодействия индивида со средой. Семья, школа, высшее образование и другие направления подготовки, работа, группы сверстников, соседи, церковь являются пространствами, в которых происходят данные переходы. Молодые люди подвергаются их влиянию и реагируют на внешние изменения посредством разрешения внутриличностных конфликтов, которые порождает переход. Переход включает в себя постоянную реорганизацию отношений, которые молодые люди имеют с агентами социализации4.

В рамках многих теорий методами усвоения норм являются научение (научение закреплением, путем формирования условного рефлекса, через наблюдение) и имитация5. Однако, согласно недавним исследованиям, дети запрограммированы точно копировать поведение родителей, даже если оно включает непрагматичные действия, что противоречит закону оптимизации, царящему ранее в социологии. Это явление называется «гиперимитация», его природа противоречит процессу эволюции, однако именно оно объясняет трансляцию культурных практик6.

Совершенно иную концепцию социализации предлагают Т. Лонг и Дж. Хэдден и в своей статье «Реконцепция социализации» (1985) определяют ее как среду для трансформации вновь приходящих членов группы7. Критику предыдущих подходов они основывают на том, что социализацию относили к абсолютно всем сферам человеческой жизни. Поэтому индивид представлялся одновременно и как

3 Linton R. The study of man. D. Appleton-Century, 1964. Р. 503.

4 Aisenson D.B. Representaciones sociales y construcción de proyectos e identitaria de jóvenes escolarizados // Espac. blanco, Ser. indagaciones. 2011. Vol. 21, № 2. Р. 155-182.

5 Волков Ю.Г. Указ. соч.

6 Nielsen M., Tomaselli K. Overimitation in Kalahari Bushman Children and the Origins of Human Cultural Cognitio // Psychological Science. 2010. Vol. 21. P. 729-736.

7 Long T.E., Hadden J.K. A Reconception of Socialization // Sociological Theory. 1985. Vol. 3(1). Р. 39-49.

«социализирующийся», и как агент социализации во всех его интеракциях с окружающими. Такая трактовка оставила социализацию без пространства, без места. Кроме того, социализация включала в себя все процессы, которые порой исключали друг друга. То есть представлялась процессом, включающим в себя всё, не исключающим ничего и изменяющимся в зависимости от обстоятельств. Именно поэтому авторы поставили перед собой две задачи:

•более точно определить границы социализации;

•определить характерные черты данного явления, отличающие его от других социальных процессов.

Социализация, по Т. Лонгу и Дж. Хэддену, имеет целью создание и включение в группу нового члена из числа новичков, производимое самими членами данной группы (союзниками).

Американский ученый Дж. Арнетт по-другому видит цель социализации и выделяет три задачи данного процесса:

1. Импульсивный контроль и формирование сознательности.

2. Подготовка и исполнение ролей, в том числе должностной, гендерной, институциональной (например, супруга, родителя).

3. Создание первичных смыслов, того, что высоко ценится,

важно и ради чего стоит жить8.

Помимо этого, Дж. Арнетт предлагает новую классификацию социализации (в отличие от известного деления на первичную и вторичную), в рамках которой разделяет социализацию на узкую и широкую. Тип социализации детерминирован культурной средой, в которой протекает данный процесс. Широкая социализация поощряет обеспечение независимости, индивидуальности, самовыражения. Ее сущность проявляется в том, что индивиду предоставляется возможность сгенерировать любые социальные практики и выбрать любой путь собственного развития. Узкая социализация направлена на обеспечение послушания и согласованности, ее действие направлено на сдерживание социальных девиаций от существующих социальных норм.

При этом Дж. Арнетт не провозглашает дихотомию «широкая -узкая социализация», а говорит о том, что в одном и том же культурном пространстве социализация через одних агентов (семья) может быть узкой, а через других (работа) — широкой. Преимуществом широкой социализации автор теории считает развитие креативности, инновационности, тогда как узкая социализация обеспечивает более тесные социальные связи и более высокий уровень интеграции.

Многообразие сценариев социализации определяется понятием «капитал принадлежности», которое проявляется в двух измерениях: что

8 Arnett J.J. Broad and Narrow Socialization: The Family in the Context of a Cultural Theory // Journal of Marriage and the Family. 1995. Vol. 57(3). P. 617-628.

может представлять из себя непосредственно социализирующийся индивид и многообразие групп, к которым он может принадлежать9.

Привычная парадигме детерминизма классификация социализации (деление на первичную и вторичную) также претерпела некоторые изменения в последних исследованиях. Ранее исследователи первичную социализацию от вторичной отделяли согласно хронологии (по возрастному признаку или этапу развития личности) или агентам социализации, воздействующим на индивида на определенном этапе (для первичной характерно воздействие семьи и сверстников, для вторичной — школы, СМИ, субкультуры и т.д.). Ученые из Университета Миннесоты Дж. Мортимер и Р. Саймонс выделяют три критерия, на основании которых производится данная типологизация:

1. Содержание — социализация детей направлена на регуляцию биологических процессов. В подростковом возрасте социализация связана с развитием системы ценностей и построением я-концепции. Социализация взрослых предполагает усвоение более явных и определенных норм поведения, связанных, например, с должностью.

2. Контекст — на ранних стадиях социализирующийся принимает роль ученика в контексте ближайшего окружения (внутри семьи, сиротского приюта, другого социального контекста детства), школы (образовательный контекст) или группы сверстников. Также личностные контакты в детстве несут эмоциональную нагрузку. В зрелом возрасте социализирующийся только иногда играет роль учащегося, социализация наступает после того, как социализирующийся приобрел все черты роли взрослого. Меньшая эмоциональная напряженность характерна для коммуникаций взрослых и определяется ситуативным контекстом (рабочая обстановка).

3. Обратная реакция — дети и подростки более податливы воздействию, чем взрослые. Кроме того, в большинстве своем социализация взрослого основывается на его интенции, то есть он может прекратить данный процесс в любой момент10.

Л. Милассо (Университет Хосе Мария Варгас, Венесуэла) рассматривает социализацию с двух точек зрения: от объекта, как общество воздействует на индивида, как оно формирует объект и адаптирует его к условиям конкретного сообщества, и от субъекта, его реакции на воздействие общества.

Исходя из данной теории, вторичная социализация — это любой процесс, побуждающий индивида, уже социализировавшегося, вовлекаться в новые взаимоотношения в рамках сообщества. Это интернализация институциональных или базирующихся на социальных институтах макромиров. Индивид вдруг осознает, что окружение его

9 Sánchez J. Orfandades infantiles y adolescentes. Introducción a una sociología de la infancia. Quito, 2004.

10 Mortimer J.T., Simmons R.G. Adult Socialization // Annual Review of Sociology. 1978. Vol. 4. P. 421-454.

родителей это не предел. По мнению автора, образовательная среда обязана облегчить индивиду «погружение»11.

Что касается агентов социализации, то их роль в данном процессе постоянно изменяется. Появляются новые агенты социализации (Интернет), влияние некоторых агентов ослабевает, другие, напротив, характеризуются усиливающимся воздействием (СМИ). Так, по мнению Л. Шайера, школа перестает играть важную роль в данном процессе. Проведенное им эмпирическое исследование детей, обучающихся дома и в школах (140 детей в возрасте от 8 до 10 лет), показало, что дети, находящиеся на домашнем обучении, демонстрировали значительно менее проблематичное поведение, чем дети из общеобразовательных школ. Дети, обучающиеся в школах, социализируются преимущественно горизонтально в среде своих сверстников, а дети, обучающиеся дома,

социализируются вертикально через коммуникацию с родителями и

Таким образом, в современной социологии существует многообразие концепций социализации, которое вызвано как сущностью самого процесса, так и различием культурных пространств, в которых он протекает. Обобщая существующие подходы, можно сказать, что социализацию определяют как «усвоение, адаптацию, интериоризацию», «взаимодействие», «переход». В основе многих концепций лежит идея самостоятельного выбора индивидом траекторий собственного развития, идея личного опыта и закрепления оптимальных практик поведения. То есть метафора, лежащая в основе понятия, трансформировалась от модели «субъект (общество) — объект (индивид)» через «субъект (общество) — субъект (индивид)» к модели «субъект (индивид) — объект (общество)». Такая модель позволяет объяснить трансляцию оптимальных культурных практик через поколения, исчезновение устаревших норм, появление новых агентов социализации и других изменений в обществе.

Лопатина Е. А. Современные зарубежные концепции социализации. В

статье рассматриваются существующие современные концепции социализации зарубежных авторов, проводится сравнение современных теорий с классическими, анализируется эволюция подходов к данному базовому для социологии понятию. Также автор анализирует некоторые аспекты трансформации социализации в современном обществе.

Ключевые слова: социализация, интериоризация, узкая и широкая социализация, агент социализации.

Milazzo L. Socialización. Universidad José María Várgas. Venezuela, 1999. URL: http://www.ujmv.edu/sitiowebv2007/asp/default.asp (дата обращения: 10.04.2015).

12 Shyers L.E. Comparison of Social Adjustment Between Home and Traditionally Schooled Students. Florida, 1992.

Lopatina E.A. Contemporary foreign socialization studies. In this article we explore contemporary conceptions of socialization generated by foreign authors, compare modern theories with classic ones analizing the evolution of approaches to this basic for sociology concept. Also we research some aspects of socialization transformation in contemporary society.

Keywords: socialization, interiorization, narrow and broad socialization, the agent of socialization.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector