0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Аватар» от «КАМАЗа»: новый модуль превратит обычный автомобиль в беспилотный

КАМАЗ презентовал «Аватар» – модуль, делающий беспилотным обычный грузовик

КАМАЗ сегодня опубликовал видеопрезентацию очередного беспилотного проекта под названием «Аватар».

Согласно подробному 10-минутному ролику, модуль управления автономным движением устанавливается на крышу кабины любого грузовика с роботизированной коробкой передач, электронной педалью акселератора, электронной тормозной системой и электрогуром. Еще одним критическим условием является возможность удаленного управления машиной через CAN-шину. При наличии указанных компонентов модуль обогащает грузовик функциями беспилотника.

«В определенных ситуациях нужно, чтобы машина выполняла задачи без водителя. Это большие пожары, химическое, бактериологическое или радиационное заражение территории», — обрисовал целевую аудиторию главный конструктор инновационных автомобилей НТЦ Сергей Назаренко. По его словам, модуль разработан исключительно силами НТЦ КАМАЗа за 2018−2019 годы.

Как следует из презентации, компактный быстросъемный модуль подключается к управлению автомобилем через CAN-шину с помощью одного внешнего жгута. Для запуска системы необходимо двойное подтверждение — ключом зажигания и клавишей. В отличие от заявленного ранее беспилотника «Одиссей», модуль «Аватар» оснащен сенсорами по всему периметру транспортного средства, что призвано повысить безопасность движения в автономном режиме. Модуль оснащен лидарами 2D для распознавания объектов во фронтальной и боковых зонах и 3D для построения цифровой карты дорог. Контроль ландшафта дополняется видеокамерами.

Точность заданной траектории движения заявлена в пределах 20 сантиметров. Кроме ручного, возможен как автономный, так и дистанционный режимы управления. Из диспетчерской автомобиль управляется через промышленный Wi-Fi или LTE-сеть, доступен также блок УКВ. В случае отказа всех систем машина начнет торможение.

В беспилотном режиме грузовик под управлением модуля способен двигаться со скоростью до 60 км/ч. Как утверждается в презентации, в дальнейшем предельную скорость будет ограничивать заказчик, а разработчики планируют оснастить «Аватар» квадрокоптером для оперативной оцифровки карты местности.

Не хотите пропускать важные новости?
Подпишитесь на нас в Инстаграм, ВКонтакте или Телеграм — только главное и интересное.

Разработанный на КАМАЗе «Аватар» превратит обычный автомобиль в беспилотник

На «КАМАЗе» разработан мобильный накрышный модуль автономного управления автомобилем. Проект получил название «Аватар».

«Аватар» – это мобильный модуль, устанавливаемый на крышу автомобиля, который позволяет «превратить» автомобиль в беспилотное транспортное средство. Для осуществления автономного управления с помощью модуля автомобиль должен быть оснащён автоматической коробкой передач, электронной педалью акселератора, электронной тормозной системой и электрогидроусилителем руля. Все агрегаты должны поддерживать удалённое управление через автомобильную CAN-шину.

К разработке «Аватара» в Научно-техническом центре «КАМАЗа» приступили в 2018 году. Дизайн и начинка модуля были разработаны Службой инновационных автомобилей в 2019 году. Сегодня идёт отработка алгоритмов управления и принятия решений, отладка программного обеспечения, валидация и тестирование системы автономного управления в реальных условиях. Модуль тестируется на автомобиле КАМАЗ-43118.

«Развитие беспилотного транспорта, в том числе и грузового – один из основных трендов автомобильной отрасли. Такие решения призваны оптимизировать дорожный трафик, снизить стоимость перевозок и число ДТП. Предприятия Ростеха ведут активную работу по развитию беспилотного транспорта, лидирующие позиции в этой области занимает ПАО „КАМАЗ“. Компания уже испытывает беспилотный автобус „Шатл“ для перевозки пассажиров и бескабинный грузовик „Челнок“ для транспортировки грузов на территории предприятия. Новинка „Аватар“ позволяет сделать „умными“ уже существующие машины, что открывает возможность оперативно и с меньшими затратами наращивать парк беспилотной техники. Внедрение этой разработки в перспективе может привести к расширению использования беспилотного транспорта на территории России», – сказалисполнительный директор Госкорпорации Ростех Олег Евтушенко.

В отличие от своего предшественника – беспилотного автомобиля из проекта «Одиссей», «Аватар» дополнительно оснащён системой дублирования автономного управления, органов принятия решения и системы fusion, состоящей из различных сенсоров, как во фронтальной зоне, так и вокруг автомобиля, что значительно повышает безопасность движения в автономном режиме, а также позволяет страховать основную систему при её сбое или поломке. Также предусмотрено дублирование системы связи, что позволяет в случае помех со стороны одного из передающих каналов, переключиться на другой. Модуль и программное обеспечение разработаны в соответствии со стандартом ISO 26262 (Европейский стандарт функциональной безопасности).

«В определённых ситуациях, при выполнении ряда опасных для человека задач необходимо, чтобы машина выполняла их без водителя. В их числе – масштабные пожары, химические заражения, бактериологические и радиационные заражения территории, ликвидация последствий других чрезвычайных ситуаций», – пояснил цель проекта главный конструктор инновационных автомобилей Научно-технического центра Сергей Назаренко.

В случае, если случился отказ одного блока или прерываются пакеты данных, в приоритет сразу переходит другой блок. Если же система полностью отказывает, то происходит безопасное автономное торможение путём отправки управляющих команд на агрегаты автомобиля. В результате полностью исключается человеческий фактор, так как система автономного управления не устаёт и не засыпает.

Читать еще:  Призыв #FixWWE2K20: поклонники серии файтингов недовольны последней частью

В беспилотном режиме автомобиль может передвигаться со скоростью до 60 км/ч. В дальнейшем предельную скорость будет ограничивать заказчик.

«Модуль „Аватар“ способен строить цифровую карту дорог с помощью 3D-лидаров. По этой карте он может самостоятельно построить себе маршрут для передвижения. Оператор указывает конечную точку маршрута, система подгружает карту, выстраивает маршрут и после этого машина начинает движение по заданной траектории. Для большей надёжности используется комплексированная навигационная система, которая позволяет подгружать дополнительные координаты со спутниковой навигационной системы и включать поправки от инерциальной системы навигации», – рассказал главный специалист программного обеспечения систем управления – руководитель группы Службы главного конструктора инновационных автомобилей Научно-технического центра Ильназ Юнусов. По его словам, если заказчик захочет роботизировать свои автомобили, он может приобрести и установить на них накрышные модули «Аватар». Модули будут интегрированы в систему управления автомобилем, после чего смогут выполнять поставленные им задачи.

В планах камазовских разработчиков – оснастить систему «Аватар» квадрокоптером, с помощью которого можно будет производить оцифровку и составление карты местности. Далее собранные данные отправятся в модуль «Аватар», что позволит автомобилю более качественно выстраивать маршрут и двигаться на большие расстояния автономно. Связь с модулем «Аватар» осуществляется через промышленный Wi-Fi и LTE, а также через резервный канал – УКВ.

Новые проекты КАМАЗа: ШАТЛ, Аватар, беспилотная маршрутка

Действующий «Одиссей», прототип «Челнок» и модуль на крыше подтверждают: сделать из обычного грузовика беспилотник — уже дело техники.

В коммерческих перевозках облегчить работу человека — это только первый этап. Когда автоматика поумнеет, водителю укажут на дверь. Компьютер трудится 24 часа в сутки, всегда внимателен и платить ему не нужно. Он отработает 168 часов за неделю и 336 за две, тогда как живому дальнобойщику закон дозволяет только 56 и 90 часов соответственно.

Необязательно дожидаться, пока искусственный интеллект достигнет высшей ступени развития. Для выполнения многих задач достаточно более примитивного уровня — движения по заданным маршрутам с умением тормозить перед внезапным препятствием. В беспилотниках заинтересованы склады, логистические центры, порты, месторождения полезных ископаемых, стройки. Пионерами давно стали заводы, по которым ловко передвигаются роботизированные тележки с комплектующими. Сегодня по схожим алгоритмам работают многотонные грузовики и карьерные самосвалы.

И не забудем области, где работа человека связана с риском для жизни. Автономные машины можно посылать в очаги пожаров, зоны заражения (сегодня это особенно актуально), на военные операции. Но инфраструктуры, по которой станет ориентироваться электроника, не будет. Значит, автомобилю нужен не автопилот, а система дистанционного управления. А еще должны быть радары, камеры и сенсоры для понимания окружающей обстановки.

Маршрутка нового типа

Камский автозавод был в числе первых, кто занялся разработкой беспилотников. Тесты автономного грузовика начались в Набережных Челнах в 2015 году.Защитный цвет первого прототипа, шасси 6×6 и набор отрабатываемых упражнений недвусмысленно намекали, для какой работы его готовят. Среди тестов были проверка езды на дистанционном управлении и движение в колонне за ведущим. Был прототип в пожарной раскраске.

Следом возник проект ШАТЛ (Широко Адаптивная Транспортная Логистика), который осенью 2016 года представили на Московском автосалоне. Он стал результатом сотрудничества НАМИ и КАМАЗа с привлечением Яндекса. Камский автозавод выступил индустриальным партнером и, как сразу заявлялось, должен заняться стратегией вывода готового продукта на рынок.

Смело: такие инновации — и сразу в серию. Впрочем, мировым трендам соответствует. Многие мегаполисы взамен привычного транспорта давно мечтают запустить автопилотируемые электрические капсулы на 10–12 человек, у которых нет фиксированных маршрутов, расписания и остановок. Пассажиры через мобильное приложение делают заявки на поездки, компьютер составляет оптимальные маршруты для совместного передвижения и рассылает по машинам. Как такси, только попутчиков больше.

Но это высшая ступень развития. Начинать же ШАТЛ и ему подобные будут на закрытых площадках выставочных центров, институтов, наукоградов, аэропортов. Я прокатился на прототипе по территории НАМИ — автопилотом там и не пахло, машина ехала по командам с ноутбука, по сути, на дистанционном управлении.

В 2018‑м ШАТЛ презентовали на мировом первенстве по футболу в Казани. С тех пор — тишина, хотя работы идут. КАМАЗ не забросил автопилотную тему, но сфокусировался на более близком ему формате.

Автономный перевозчик

В конце 2019 года на базе серийного среднетоннажника КАМАЗ‑4308 реализовали проект «Одиссей». Носителя электроники выбрали с прицелом на реальную работу — перевозку готовых кабин. И поставили на внутризаводской маршрут между прессово‑рамным и автомобильным производствами. Пожалуй, это первый пример коммерциализации беспилотников в России: нескольких водителей заменил один оператор.

Автономный КАМАЗ снабдили камерами, сонарами, радарами и лидарами. Арсенал избыточен, ведь на закрытой территории важнее не машинное зрение, а точное позиционирование. Тут у КАМАЗа всё в порядке: навигация определяет местоположение с точностью до 3–5 см.

Каналов связи — три. Промышленный Wi-Fi в качестве основного, мобильный интернет 4G на подстраховке и УКВ‑диапазон на случай экстренной остановки автомобиля. Все компоненты системы машинного зрения импортные, но программная часть — отечественной разработки. Со специалистами этого профиля, к счастью, проблем нет. А ресурсы требуются колоссальные! В течение полугода КАМАЗ «учили» ездить около 60 специалистов.

Читать еще:  inFamous: Second Son — граффити + тоталитаризм ≠ любовь

Реакция на рельеф

Летом 2018 года завод вместе с НАМИ и Яндексом (партнерами по созданию ШАТЛа) подписал соглашение с Правительством Москвы о внедрении беспилотных технологий. КАМАЗ к этому моменту уже поставлял столице другой инновационный транспорт — электробусы. Полагаю, именно с их автоматизации и начнут.

Директор по развитию Камского завода Ирек Гумеров заявил, что беспилотники сократят аварийность на 90% и повысят пропускную способность дорог на 30%. Но такие результаты возможны, если беспилотники станут доминировать в потоке и по способности анализировать дорожную ситуацию приблизятся к человеку.

Это означает, что сейчас выпускать на дороги электробусы с автопилотом — колоссальная ответственность, ведь они перевозят людей. А значит, систему нужно доводить до ума в более спокойной обстановке. Так, КАМАЗ с автономным управлением в конце 2019 года начал работать на одной из шахт Кузбасса. На нем установлен адаптивный круиз-контроль с функцией stop&go (самостоятельное торможение с последующим троганьем с места) и реакцией на рельеф. Грузовик умеет объезжать препятствия, перестраиваться, распознавать дорожные знаки и перекрестки. Аппаратную часть составляют четыре камеры, два радара, четыре лидара (лазерные радары), два спутниковых навигационных приёмника высокой точности и 16‑канальная система датчиков. По результатам испытаний в декабре на Кузбассе собираются создавать систему беспилотного обслуживания угледобычи.

Аватар 2020 года

Но мировая революция в области беспилотных автомобилей свершилась в начале этого года. На КАМАЗе придумали модуль «Аватар». Идея проста и гениальна. Все компоненты машинного зрения — 2D-лидар для контроля ближней зоны, 3D-лидар, строящий цифровую карту дороги, камеры ближнего и дальнего обзора спереди — упаковали в единый блок. По каждому борту — еще по лидару и камере для сканирования ближнего и среднего секторов соответственно.

Но зачем столько лидаров? Не единожды слышал от специалистов, занимающихся автопилотом, что лазеры на машинах не приживутся — очень дорого. КАМАЗ, похоже, просчетом экономики проекта еще не занимался. Как бы именно стоимость не стала препятствием на пути от гениальной задумки к товарным ­образцам.

КамАЗ создал «Аватар» для грузовиков

Камский автозавод разработал мобильный накрышный модуль автономного управления автомобилем под названием «Аватар».

Система позволяет в буквальном смысле превратить грузовой автомобиль в беспилотник. «Аватар» при помощи лидаров (лазерных радаров) выстраивает трехмерную карту местности, по которой может самостоятельно прокладывать себе путь. Оператор указывает конечную точку, система подгружает карту, выстраивает маршрут, после чего автомобиль начинает движение по заданному маршруту.

«Аватар» можно установить только на автомобили, оснащённые автоматической коробкой передач, электронной педалью акселератора, электронной тормозной системой и электрогидроусилителем рулевого колеса. При этом все агрегаты должны поддерживать удалённое управление через автомобильную CAN-шину.

В беспилотном режиме грузовик может передвигаться со скоростью до 60 км/ч, но в дальнейшем предельную скорость будет ограничивать сам заказчик.

На «Аватар» установлена система дублирования автономного управления, органов принятия решения и системы fusion, состоящей из различных сенсоров, как во фронтальной зоне, так и вокруг автомобиля, что значительно повышает безопасность движения в автономном режиме, а также позволяет страховать основную систему при её сбое или поломке. Также на КамАЗе предусмотрели и дублирование системы связи, что помогает в случае помех со стороны одного из передающих каналов, переключиться на другой.

Камазовцы прописали сценарии работы компьютера в случае отказа отдельных элементов. В случае, если от одного из блоков перестает поступать информация, в приоритет сразу переходит другой. Если же система полностью отказывает, то происходит безопасное автономное торможение путем отправки управляющих команд на агрегаты автомобиля. Тем самым полностью исключается человеческий фактор — система автономного управления не устаёт и не засыпает.

«В определённых ситуациях, при выполнении ряда опасных для человека задач необходимо, чтобы машина выполняла их без водителя. В их числе — масштабные пожары, химические заражения, бактериологические и радиационные заражения территории, ликвидация последствий других чрезвычайных ситуаций», — объяснил цель проекта главный конструктор инновационных автомобилей Научно-технического центра Сергей Назаренко.

Модуль «Аватар» разработан за два года собственными силами Научно-технического центра КамАЗа. Служба инновационных автомобилей придумала дизайн и начинку модуля в 2019 году. На данный момент на заводе идёт отработка алгоритмов управления и принятия решений, отладка программного обеспечения, валидация и тестирование системы автономного управления в реальных условиях на шасси КамАЗ-43118.

«Компания уже испытывает беспилотный автобус «Шатл» для перевозки пассажиров и бескабинный грузовик «Челнок» для транспортировки грузов на территории предприятия. Новинка «Аватар» позволяет сделать «умными» уже существующие машины, что открывает возможность оперативно и с меньшими затратами наращивать парк беспилотной техники. Внедрение этой разработки в перспективе может привести к расширению использования беспилотного транспорта на территории России», — рассказал исполнительный директор Госкорпорации Ростех Олег Евтушенко.

В перспективе КамАЗ намерен оснастить систему «Аватар» квадрокоптером, с помощью которого можно будет производить оцифровку и составление карты местности. Далее собранные данные отправятся в модуль «Аватар», что позволит автомобилю более качественно выстраивать маршрут и двигаться на большие расстояния автономно.

Читать еще:  Власти Калифорнии не допустят преждевременного возвращения к работе предприятия Tesla

Аватар от «КАМАЗа» — теперь любой автомобиль может стать беспилотником!

Добрый день, КОНТ! У меня уже было несколько публикаций посвящённых беспилотным автомобилям КАМАЗ, в этот раз хочу познакомить вас с модулем, позволяющим превратить практически любой, удовлетворяющий определенным требованиям, автомобиль в беспилотник.

Беспилотный автомобиль — тема актуальная, занимаются ею крупнейшие мировых автомобильные бренды, среди которых и «КАМАЗ». На данный момент набережночелнинский автогигант разрабатывает несколько видов и типов подобной техники — от микроавтобуса ШАТЛ до карьерного пятиосного грузовика, но в этом материале мы расскажем о принципиально иной разработке.

Представляем вашему вниманию накрышный модуль Аватар, при помощи которого можно превратить любой традиционный грузовик, не только КАМАЗ, в беспилотную машину. При условии, что этот автомобиль оснащён автоматической КПП и электронной тормозной системой.

Конструкторы модуля предполагают, что его можно использовать на машинах, эксплуатация которых предусматривает работу в опасных для здоровья и жизни водителя условиях. Например, в зонах бактериологического или химического заражения, в местах пожаров, а также на других опасных участках.

Выглядит это так: водитель за рулём автомобиля доезжает до места повышенной опасности, затем покидает кабину, а машина самостоятельно совершает работы в опасной зоне. После беспилотник возвращается к водителю, который садится в кабину и вновь берёт управление на себя.

Накрышный модуль устанавливается на машину в течение получаса, после чего грузовик становится автономным. Внутри модуля располагается ИИ, который будет управлять автомобилем. Камеры и радары, необходимые для движения беспилотника, также размещены на модуле. Сам корпус выполнен герметичным и его содержимое надёжно защищёно от высоких и низких температур, атмосферных осадков и другого внешнего воздействия.

На фотографиях вы можете видеть серийный грузовик КАМАЗ-43115, на котором проходят испытания накрышного модуля. Небольшой по весу и простой в установке модуль превращает обыкновенный грузовик в беспилотную технику. На случай непредвиденных ситуаций модуль поддерживает связь с диспетчерским пунктом, на котором осуществляется контроль проходящих операций. При необходимости диспетчер может взять управление машиной на себя.

Мой канал «Всё о КАМАЗЕ», здесь Вы найдете ссылки на статьи опубликованные мной по данной теме.

«Аватар» КАМАЗа превратит грузовики в беспилотники. Видео.

ПАО КАМАЗ продолжает развивать курс беспилотного транспорта. Производитель уже испытывает свой беспилотный дизельный КАМАЗ-4308 в рамках проекта «Одиссей», беспилотный пассажирский электробус «Шатл» и бескабинный электрический грузовик «Челнок».

беспилотный грузовик Камаз-4308 в рамках проекта «Одиссей»

автономный электробус «Шатл»

бескабинный электрический грузовик «Челнок»

Следующим шагом КАМАЗа в развитии автономной мобильности, стал проект «Аватар» — модуль автономного управления автомобилем, размещаемый на крыше грузовика и преобразующий автомобиль в беспилотное транспортное средство.
Как сообщается, любой клиент, который захочет сделать свой автомобиль автономным, сможет в дальнейшем купить и установить модуль «Аватар» на крыше транспортного средства. Так же, такое решение может быть особо полезным при выполнении работ в чрезвычайных ситуациях, где присутствие человека нежелательно (пожары, химические, бактериологические и радиационные заражения территорий).

Правда стоит сделать оговорку, так как модуль, интегрированный в систему управления автомобилем, будет работать только в том случае, если машина будет иметь автоматическую КП, электронную педаль «газа», электронную тормозную систему и электрогидроусилитель руля, которые должны поддерживать удалённое управление через автомобильную CAN-шину.
Разработка проекта «Аватар» началась в Научно-техническом центре «КАМАЗ» в 2018 году, а его дизайн и «мозги» были спроектированы Службой инновационных автомобилей в прошлом году.
«Аватар» способен строить цифровую карту дорог с помощью 3D-лидаров, по которой он самостоятельно планирует маршрут. Оператор только указывает пункт назначения, а система самостоятельно подгружает карту и выстраивает маршрут для движения. Для высокой точности используется комплексированная навигационная система, которая позволяет подгружать дополнительные координаты со спутниковой навигационной системы и включать поправки от инерциальной системы навигации.
Модуль «Аватар» разработанный в соответствии со стандартом ISO 26262 (Европейский стандарт функциональной безопасности), оснащён системой дублирования автономного управления, органов принятия решения и сенсоров системы fusion, размещаемых вокруг автомобиля. Это существенно повышает безопасность движения в автономном режиме и работает для страховки основной системы при выходе из строя или сбое. Помимо этого, предусмотрено дублирование системы связи, что позволяет в случае помех со стороны одного из передающих каналов, переключиться на другой. Так, при отказе одного из блоков или нестабильной передачи данных, подключается другой блок. В свою очередь, при полном отказе системы происходит безопасное автономное торможение, с помощью посыла команд управления на агрегаты автомобиля.
При работе «Аватара» машина может ехать со скоростью до 60 км/ч и имеет возможность дополнительного ограничения скорости.
Сейчас на базе КАМАЗ-43118 отрабатываются алгоритмы управления и принятия решений «Аватаром», идет отладка ПО и валидации, а также тестируются системы автономного управления в реальных условиях. Связь с модулем «Аватар» осуществляется через промышленный Wi-Fi и LTE, а также через УКВ (резервный канал).
В дальнейшем камазовские разработчики хотят оснастить «Аватар» квадрокоптером. При помощи квадрокоптера, будет возможна оцифровка и составление карты местности. После чего полученные данные будут посылаться в модуль «Аватар», что позволит автомобилю более качественно выстраивать маршрут и двигаться на большие расстояния автономно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector