0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Cerca Trova, или Возвращение Леонардо

«Битва при Ангиари» – неоконченная работа Леонардо да Винчи. Cerca Trova, или Возвращение Леонардо

«Битва при Марчиано». Джордано Вазари. 1563г. Фреска.

Музей Палаццо Веккьо. Флоренция.

Как-то давно итальянские искусствоведы собирали подписи под петицией с требованием прекратить сверление фрески Джорджо Вазари во флорентийском музее Палаццо Веккьо, за которой может скрываться работа Леонардо да Винчи.

По мнению исследователя из Калифорнийского университета Маурицио Серачини (Maurizio Seracini), за стеной, расписанной Вазари в 1563 году, находится вторая стена, на которой в 1504 году да Винчи работал над экспериментальной фреской «Битва при Ангьяри». Чтобы узнать, что находится за работой Вазари, в поверхности стены решили сделать несколько отверстий и при помощи камер посмотреть, что происходит по ту сторону фрески.

Как утверждает Серачини, приступая к работе над «Битвой при Марчиано», Вазари решил не портить работу своего предшественника и заложил ее кирпичом. На мысль о том, что за фреской Вазари может скрываться работа да Винчи, исследователя толкнула едва заметная надпись на флаге одного из воинов с «Битвы при Марчиано»: «Кто ищет, тот всегда найдет» (Cerca trova).

При помощи зондов, которые удалось провести через 6 отверстий в стене с работой Вазари, ученые смогли взять образцы со скрытой стены — там были найдены черная и бежевая краска, а также красный лак.

В процессе химического анализа образцов учёные установили, что черный пигмент соответствует пигменту, который был использован при создании «Моны Лизы». Как бы то ни было, ряд историков, выступавших на пресс-конференции Серачини, полагают, что на данный момент итоги исследования выглядят недостаточно убедительными.

Технические трудности так и не позволили Леонардо полностью завершить работу, в результате была готова лишь центральная часть фрески. В 1555-1572 годах семья Медичи решила реконструировать зал. Осуществлял перестройку Вазари с помощниками. В результате произведение Леонардо было утрачено — его место заняла фреска Вазари «Битва при Марчиано».

«Битва при Ангиари» вызывала восторг у современников да Винчи. Фреска известна нам благодаря наброскам Леонардо и многочисленным копиям художников, в числе которых был Рубенс.

Найдены следы фрески Леонардо «Битва при Ангиари»

Во флорентийском палаццо Веккьо (дворец Сеньории) в результате длительных исследований найдены следы фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», которая считалась полностью утраченной. Предположительно она находится в толще стены зала Большого совета.

Фреска Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» известна только по копиям — считалось, что роспись начала осыпаться прямо в процессе создания, не была закончена и полностью разрушена спустя 50 лет после создания. С этой теорией уже почти 40 лет борется профессор Маурицио Серачини, который считает, что, во-первых, «Битва при Ангиари» была не в таком уж плохом состоянии, а во вторых, ее не сбили, чтобы освободить место для работы Джорджо Вазари «Битва при Марчиано», а спрятали, возведя перед ней новую стену.

Согласно первоначальному замыслу, стены зала Большого совета во дворце Сеньории во Флоренции должны были быть украшены двумя великими художниками эпохи — Леонардо и Микеланджело. Оба великих представили совету эскизы, однако Микеланджело даже не начал работу на стене, а Леонардо она не удалась. Он предполагал покрыть росписью с изображением сцепившихся в клубок всадников огромную площадь — 6,6×17,4 м — и в 1503–1506 годах вроде бы приступил к работе на стене красками на восковой основе, но пигменты начали выцветать. Леонардо продолжил работу маслом, однако грунт отказывался принимать краску и осыпался. Считается, что копии с «Битвы при Ангиари» (их авторами были Рафаэль, потом неизвестный художник, по работе которого сделана гравюра Лоренцо Заччиа, а потом Рубенс) созданы не с фрески, а с картона — эскиза в натуральную величину.

Исследователь Маурицио Серачини с 1975 года ищет эту вроде бы утраченную фреску (говорят, именно этот ученый-энтузиаст послужил Дэну Брауну прототипом одного из действующих лиц детектива «Код да Винчи»). Поиски затруднены тем, что на стене по сей день красуется живопись Вазари, тоже весьма ценная, и ее ни в коем случае нельзя повредить. Однако упорный профессор путем ультразвукового исследования обнаружил зазор в толще стены и теперь добился разрешения взять из него микропробы. В них обнаружились следы черного пигмента того же состава, что был применен при создании «Джоконды». Кроме того, добыты образцы красного лака и коричневого пигмента, исследованием которых сейчас занимаются ученые. По версии Маурицио Серачини, Джорджо Вазари, глубоко чтивший гений Леонардо, не мог допустить разрушения фрески и приказал построить перед ней стену, которую и расписал. Кроме того, профессор уверен, что фреска сохранилась достаточно хорошо — и шансы увидеть ее для нас не потеряны.

«Битва при Ангиари» – неоконченная работа Леонардо да Винчи

В середине пятнадцатого века вся Италия была раздроблена на города-государства, княжества и герцогства, которые вели между собой территориальные войны. В июне 1440 года состоялось одно из многих сражений – битва при Ангиари, которая дала временное перемирие Милану и Флоренции. Победу она принесла Итальянской лиге, которую возглавляла Флорентийская республика. Этой победе придавалось большое значение. Спустя семьдесят лет Великому Леонардо было предложено расписать стену Большого совета дворца Синьории. Тему выбирал сам да Винчи. Битва при Ангиари его заинтересовала. Другую стену расписывал Микеланджело, а наблюдал за ходом работ Никколо Макиавелли – молодой, подающий надежды чиновник.

Подготовка к сражению

Это было одно из упорных и кровопролитных сражений за свободу Тосканы. Войска коалиции сосредоточились около небольшого городка Ангиари. В них входило около четырёх тысяч солдат. Силы миланцев более чем вдвое превосходили армию лиги. Их было около девяти тысяч. К тому же к ним присоединилось ещё две тысячи союзников. Миланцы считали, что залогом их победы непременно будет неожиданность нападения. Поэтому планировали начать сражение 29 июня. Но пыль на дороге, поднятая их армией, предупредила руководителя флорентийцев Аттендоло о наступлении. Он стал готовиться к решительному сражению. Впоследствии оно получит название – битва при Ангиари.

Ход битвы

Авангард миланской армии, состоявший из венецианских рыцарей, заблокировал мост через канал. А, именно, водная преграда и служила защитой тосканцам. Но миланцы наступали. И началась ожесточённая битва при Ангиари. Флорентийцы отчаянно защищали свою свободу. Через четыре часа они отрезали треть миланцев от основного войска. Далее сражение продолжалось всю ночь. И закончилось победой Флоренции.

Место размещения фрески

В 1499 году Леонардо в очередной раз покидает Милан и переезжает во Флоренцию. В ней он пробудет с перерывами семь лет: до 1506 года. В эти годы, начиная с 1503-го, он работал над большим заказом флорентийской сеньории – фреской для зала Совета. Рисунок назывался – «Битва при Ангиари». Он должен был изобразить победу, одержанную флорентийцами над миланцами около 70 лет назад. Стена зала Великого Совета была огромная, больше, чем та, на которой да Винчи написал «Тайную вечерю».

«Битва при Ангиари». Леонардо да Винчи

Она осталась только на картоне. Смотря на него, вспоминается «Полтава» Пушкина: «Топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон». Изображённая Леонардо «Битва при Ангиари» представляет клубок из людей и коней. Они переплетены так тесно между собой, что работа стала похожа на эскиз для скульптуры. Лошади, что вздыбились, напоминают тех, которые поражают в ранней работе мастера «Поклонение волхвов». Но там была радость, а здесь – остервенение и ярость. Ненависть воинов, которые бросаются друг на друга, передаётся коням, этим боевым машинам. И они кусают людей и коней противника, брыкаются.

Можно предположить, что идея Леонардо состояла не в изображении массовой батальной сцены, а в том, чтобы зримо воспроизвести пьяных от крови, озверевших, потерявших человеческий вид и ослепших от ярости людей. «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи рассматривается им самим как обвинение в войне. Он слишком хорошо помнил военные кампании Чезаре Борджиа, которые он называл «самым зверским сумасшествием». Это злободневно и важно по сей день, почти пятьсот лет спустя. «Битва при Ангиари» как обвинительный акт войне вполне современна, так как она откликается на вневременные проблемы.

«Битва при Ангиари»: описание

В ней нет декораций, пейзажей. И костюмы воинов фантастичны. Их нельзя ассоциировать с каким-то определённым временем. Пытаясь обобщить апофеоз битвы, чтобы он производил ещё большее впечатление, Леонардо применил интересный композиционный приём – все линии собираются внутрь простой геометрической формы ромба. В вертикальной линии, там, где скрещиваются мечи, проходит один центр композиции. Второй идёт по горизонтальной линии, которая делит картон надвое. Невозможно отвести глаз, да и сам гений убрал всё лишнее от центра, где перед нами открываются во всей их неприглядной наготе хаос, несущий смерть, и ничем не обузданная ярость. Ею искажены лица и тела.

Мимика изображённых людей проработана до деталей. Движения неистовы. Разрублены кони, раздавлены люди. И никому до них нет дела. Изображал ли Леонардо апогей сражения или весь ход битвы ему представлялся таковым, судить уже трудно. Известно, что он много работал с историческими источниками и написал послание синьории, которое не сохранилось. В нём он излагал свои мысли, связанные с будущей фреской. Остался его «Трактат о живописи», в котором Леонардо пишет, что ему хотелось создать масштабное произведение. Оно должно было состоять из ряда эпизодов. Огромное пространство стены позволяло разместить на ней большое количество людей, участвующих в битве. Но замысел не был реализован.

Два гения

Микеланджело писал свой картон «Битва при Кашине» в собственной мастерской. Два гения не стремились соревноваться друг с другом. Они работали в разное время и не желали соперничать. Однако соревнование в каком-то смысле всё же происходило. Когда да Винчи изображал коней, то он понимал, что они ему удаются лучше всего. А Микеланджело также воспользовался своим самым сильным умением – показом обнажённых мужских тел. Как и да Винчи, Микеланджело не завершил свою работу. Она осталась только на картоне. И вот несколько месяцев два картона находились в одном и том же зале. В это время оба эти творения были школой для всех художников: и молодых, и опытных. К ним приходили и делали с них копии.

Cerca trova: По местам съемок «Инферно»

КиноПоиск побывал во Флоренции, где прошел по стопам Роберта Лэнгдона, которому в фильме «Инферно» предстоит предотвратить чудовищную катастрофу.

КиноПоиск побывал во Флоренции, где прошел по стопам Роберта Лэнгдона, которому в фильме «Инферно» предстоит предотвратить чудовищную катастрофу.

По сюжету талантливый ученый Бертран Зобрист изобретает вирус под названием «Инферно», способный уничтожить половину популяции земного шара. Озабоченный проблемой перенаселения, Зобрист считает, что творит добро, однако Всемирная организация здравоохранения с этим не согласна. Необходимо найти вирус, но для этого понадобится помощь профессора Роберта Лэнгдона.

«Инферно» — четвертый роман беллетриста Дэна Брауна о профессоре Гарварда. Специалист по символам Роберт Лэнгдон стал своего рода Индианой Джонсом современности. Начиная с бестселлера «Код да Винчи»», Браун исправно поставляет пляжное чтиво, совмещенное с путеводителями по европейским городам. Единственная книга серии, действие которой развивается в США («Утраченный символ»), оказалась неудачной (в том числе коммерчески) и не была экранизирована.

Режиссерское кресло третьего фильма по произведениям Брауна снова занял Рон Ховард, экранизировавший и предыдущие две книги, а главную роль играет его друг Том Хэнкс. «Заметьте, нас никто не заставляет это делать», — шутил Хэнкс на пресс-конференции во Флоренции. Конечно, как таковых контрактов у Ховарда и Хэнкса на несколько фильмов нет. Равно как и Браун не обязан строчить книги про Лэнгдона. Но спрос диктует предложение: у писателя спрашивают, когда выйдет новая книга про Лэнгдона, а у Ховарда и Хэнкса — про то, будут ли они ее экранизировать.

Премьера «Инферно» прошла во Флоренции, где начинается действие книги и куда студия Sony привезла журналистов со всего мира. Перед интервью нам довелось три часа попетлять по улицам Флоренции в сопровождении иностранных коллег и гида, которая рассказывала не только о книге, но и об истории города. Как оказалось, флорентийцы относятся к Брауну с особым пиететом, поскольку благодаря ему их город снова стал центром внимания (туризм — главная статья дохода Флоренции).

Мы собрались на площади Синьории, где возле палаццо Веккьо выставлена работа фламандского художника и скульптора Яна Фабра из серии «Духовные стражи».

Действие «Инферно» начинается на флорентийской колокольне Бадиа-Фьорентина, с которой бросается тот самый ученый Бертран Зобрист, изобретший вирус. В фильме его играет Бен Фостер, и его гибель в начале не спойлер, а завязка истории. Монастырский комплекс Бадиа-Фьорентина, как и все церкви Флоренции, был богато расписан фресками (в том числе и авторства Джотто, но к нему мы еще вернемся). А вот колокольня выглядит довольно скромно. Что самое интересное, попасть на нее нельзя. Как это удалось Зобристу, так и осталось загадкой.

Читать еще:  Злобные герои и героические злодеи: оттенки серого в видеоиграх

Роберт Лэнгдон приходит в себя в больнице, где с ужасом понимает, что он больше не в США, а каким-то чудом оказался во Флоренции. На это намекает купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, он же Дуомо, ставший одним из главных символов города.

На жизнь профессора покушается неизвестная наемница, и он бежит из больницы с помощью симпатичного врача Сиены Брукс (в фильме ее играет Фелисити Джонс). Вместе они начинают скрываться от преследования в садах Боболи, куда мы, увы, из-за отсутствия времени не попали. Но из примыкающего к Боболи форта Бельведер, где прошла встреча со съемочной группой, открывается вид на ансамбль.

Через коридор Вазари, названный в честь знаменитого художника, Лэнгдон и Брукс попадают в центр Флоренции. Частично их путь лежит через Старый мост, Понте Веккьо, уставленный домами.

Браун начисто забывает, что коридор Вазари проходит через галерею Уффици, главный музей Флоренции, где выставлены картины Боттичелли, Микеланджело и других великих авторов. Но Ховард эту досадную оплошность устранил и показал, как герои бегут по Уффици. Галерея со стороны выглядит вот так.

Через Уффици Роберт и Сиена попадают в палаццо Веккьо, где им предстоит найти картину с надписью «Cerca trova» — «Ищите и обрящете». Пресс-конференцию «Инферно» устроили как раз в этом зале, и Том Хэнкс с радостью показывал, где находятся эти слова.

«Ох уж этот Дэн Браун!» — любимая присказка Хэнкса, когда речь заходит о разнице между книгой и фильмом (а она весьма значительная). Писатель при всей своей дотошности указывает, что потолок в зале Пятисот в палаццо Веккьо состоит из натянутых полотен с картинами, тогда как в действительности там прочные деревянные панели.

Книга «Инферно» плотно завязана на тексте «Божественной комедии» Данте Алигьери. Конечно, в истории хождения по аду нет ничего смешного. В Италии во времена Данте комедией называлось произведение на простом, народном наречии языка. Через вот эту небольшую дверь Лэнгдон и Брукс покидают дворец и направляются отгадывать очередную загадку Зобриста, но для этого им нужен экземпляр «Божественной комедии».

По улице Данте Алигьери герои подходят к дому поэта.

На самом деле это не настоящий дом Данте. Площадь, где раньше стоял дом, принадлежавший семье Алигьери, была реконструирована и застроена новыми зданиями. Копию дома Данте построили в начале XX века. Сейчас в нем располагается музей (но Лэнгдону не повезло: по понедельникам он закрыт).

Говоря о Данте, нельзя не вспомнить о его трагической любви к Беатриче. Девушка из богатой семьи, Беатриче Портинари никак не могла стать супругой поэта. Могила возлюбленной Данте находится в церкви, куда приходят Роберт и Сиена, чтобы взять телефон у туристки и найти в интернете текст «Божественной комедии».

Это церковь Санта-Маргарита де Черчи, но, поскольку именно в ней юный Данте повстречал любовь своей жизни, ее называют церковью Данте. Найти ее непросто, хотя она и расположена совсем близко от Дуомо.

Возле могилы Беатриче Портинари стоит корзиночка с записками от людей, страдающих от безответной любви. Точно так же, как и в книге.

«Почти все изначально украшавшие церковь произведения искусства уступили место современным, представляющим две знаменитости — Данте и Беатриче, ради которых сюда и стремилось большинство посетителей, — пишет Браун. — На многих картинах был изображен Данте, с обожанием взирающий на Беатриче во время их знаменитой первой встречи — той самой, когда он, по его собственному признанию, беззаветно в нее влюбился. По своему художественному достоинству картины сильно отличались друг от друга. На вкус Лэнгдона, многие из них грешили неуместной слащавостью, да и мастерство их создателей оставляло желать лучшего. На одном из этих горе-шедевров неизменная красная шапочка Данте с наушниками выглядела так, будто он украл ее у Санта-Клауса».

Что касается изображений Данте, то самое правдивое, как объяснила гид, находится в музее Барджелло. Флорентиец Джотто, лично знавший Данте, увековечил его на этой фреске. Поэт облачен в красное одеяние, а нос его не искривлен, как на других картинах. Фреска Джотто, датированная 1332—1337 годами, считается также самым старым сохранившимся изображением Данте (поэт изображен справа).

Гиды рассказывают всем посетителям анекдот про Данте и Джотто. Встретились они как-то на площади, и Данте спрашивает: «Слушай, Джотто, у тебя получаются такие красивые произведения искусства, но почему же у тебя такие уродливые дети?» На что мастер ответил: «Видишь ли, Данте, я делаю детей ночью, когда не вижу своих рук».

Путь беглецов лежит через баптистерий Сан-Джованни, облицованный белым и зеленым камнем. Лэнгдон очень любит это здание, но сожалеет, что оно находится в тени Санта-Марии-дель-Фьоре и роскошной колокольни собора.

Восьмиугольная форма баптистерия несет в себе христианскую символику: число восемь символизирует второе рождение через крещение.

Каким образом Роберту удается открыть знаменитые Врата рая и попасть в баптистерий незаметно от туристов — большой вопрос. Но в фильме Ховард попытался на него ответить.

Флорентийцев и по сей день крестят в этой купели, где по книге располагается важный артефакт. Благодаря ему Сиена и Роберт продолжат свой путь.

Перед уходом отсюда стоит обратить внимание на роскошный мозаичный потолок баптистерия. Рядом с Христом находятся изображения рая и ада, которые Данте наблюдал с детства (его крестили в этом баптистерии). Дьявол, пожирающий людей, определил для будущего поэта образ ада. Такого же Сатану можно увидеть в фильме на картине Боттичелли «Карта ада», важной для понимания загадок Зобриста.

На этом путешествие героев по Флоренции заканчивается. Далее поиски «Инферно» приводят Лэнгдона и Брукс в другие города, но ни одному из них Браун не уделяет столько времени, как Флоренции.

Cerca Trova, или Возвращение Леонардо

Войти

Потерянная фреска Леонардо (почти детективная история)

Три года назад, посмотрев по каналу «Культура» английский документальный фильм «La Da Vinci Detective» («Тайна шедевров Леонардо. Загадки истории», 2006 г.), я заинтересовалась темой поисков потерянной фрески Леонардо да Винчи. Фильм состоял из 2-х частей, объединенных личностью профессора Калифорнийского университета Маурицио Серачини, реставратора и инженера, который имел «честь» был упомянутым даже в «Коде да Винчи» Дэна Брауна. Довольно смелый, надо сказать, дядечка: доказал, что «Поклонение волхвов» писал не Да Винчи (от него только первоначальный рисунок, обнаруженный в УФ-лучах), а считавшаяся осыпавшейся в результате очередных экспериментов Леонардо с красками «Битва при Ангьяри» висит себе спокойно в Палаццо Веккьо под более поздней фреской Вазари.
Работы по обнаружению этой фрески должны были начаться в феврале 2009 года. Что ж, прошло время и теперь стало интересно узнать, удалось профессору что-то найти или как.

Питер Пауль Рубенс. Рисунок с картона Леонардо да Винчи для фрески «Битва при Ангьяри»

А теперь по порядку. Во всех учебниках написано, что с 1503 по 1506 гг. Леонардо работал над фреской «Битва при Ангьяри» для одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Из-за технических трудностей (Леонардо экспериментировал с техникой и красками) работа над фреской продвигалась медленно. Работу да Винчи прервало его приглашение в 1506 году в Милан. Фреска осталась незавершённой, позже появились сведения, что она осыпалась. Зато сохранился рисунок Рубенса с картона Леонардо (см. выше), благодаря чему мы имеем представление о том, как выглядела фреска.
В 1555-1572 гг. семья Медичи решила реконструировать зал. Осуществлял перестройку Джорджо Вазари с помощниками. Серачини предположил, что Вазари, восхищавшийся «Битвой при Ангиари», никогда бы не стал уничтожать работу Леонардо, а спрятал её под своей фреской «Битва при Марчиано», которая благополучно находится в Палаццо Веккьо до сих пор.

Свое предположение о том, что фреску не уничтожали, а просто закрыли другой, профессор доказывает неким документом, в котором о фреске Вазари упоминается вот в таком ключе: «Поднимись на вершину лестницы и взгляни на коней перед тобой, и тогда свершится чудо: тебе откроется знание!» На фреске даже есть фрагмент, где изображен зеленый воинский вымпел с надписью: Cerca trova — «Ищите и обрящете».

Серачини истолковал это как подсказку, провел трехмерное исследование Палаццо Веккьо и обнаружил под фреской Вазари полость размером 4х6 м и глубиной около 2 см — точно под «Битву при Ангьяри».
Прямо «Код да Винчи» какой-то. Могу понять Серачини, который так и рвется просветить эту нишу своими термографическими приборами.

Предполагается «обстрелять» стену нейтронами, чтобы отраженные лучи показали, есть ли на предполагаемой скрытой фреске краска, отличающаяся от той, которую использовал Вазари. Д ля исследования созданы две машины — сканер нейтронных пучков и гамма-лучевая фотокамера, которые смогут «заглянуть» за фреску Вазари. Работы по нейтронному «обстрелу» обошлись спонсору (Лоэлу Гиннесу, миллионеру-пивовару) в 750 тыс. фунтов, но новостей пока нет.
Меня очень интригует эта тема. Серачини занимается «Битвой при Ангьяри» уже больше 30 лет и мне хочется, чтобы в итоге он был вознагражден за упорство и веру. Не говоря уже о мировой сенсации с обнаружением потерянной фрески Леонардо, вот шуму-то будет:)

Возвращение во Флоренцию. «Битва при Ангиари»

Возвращение во Флоренцию. «Битва при Ангиари»

Почти двадцать лет провел Леонардо в Милане, устраивая празднества, работая над «Тайной вечерей» и памятником Франческо Сфорца. Одновременно было написано еще несколько картин – таких как «Портрет музыканта» и «Портрет Чечилии Галлерани» («Дама с горностаем»). Кстати, картина «Дама с горностаем» может служить прекрасной иллюстрацией такого приема, как контрапост[22], который постоянно использовал Мастер. Контрапост позволяет придать динамизм изображению за счет того, что положение покоя создается из противоположных движений (тело дамы на портрете повернуто в одну сторону, а голова – в другую).

Очень много времени Леонардо потратил на научные изыскания. Именно в Милане он стал систематически, а не время от времени делать записи. Здесь изучал латынь и математику. Но внезапно размеренная и, наверное, счастливая жизнь Мастера круто изменилась.

Леонардо был далек от политики, и французы, вступившие в Милан, его, похоже, нисколько не волновали. Да, гасконские стрелки фактически уничтожили несчастного «Коня», но самому Леонардо опасность не угрожала. Однако у него не было больше покровителя, не было и доходов, так что оставаться в захваченном герцогстве также не имело смысла. В конце 1499 года Мастер покинул город, где к нему наконец пришла запоздалая слава. Он решил вернуться во Флоренцию – правда, окружным путем – через Мантую и Венецию. В родном городе он появился только в 1500 году.

Сразу же по возвращении во Флоренцию он получил заказ на написание запрестольного образа от монахов-сервитов. По словам Вазари, монахи взяли Леонардо «к себе в обитель, обеспечив содержанием и его, и всех его домашних, и вот он тянул долгое время, так ни к чему и не приступая. В конце концов он сделал картон с изображением Богоматери, св. Анны и Христа, который не только привел в изумление всех художников, но когда он был окончен и стоял в его комнате, то в течение двух дней напролет мужчины и женщины, молодежь и старики приходили, как ходят на торжественные праздники, посмотреть на чудеса, сотворенные Леонардо и ошеломлявшие весь этот народ».

Однако картину для монастыря Леонардо так и не написал. Разочарованным монахам пришлось обратиться к другим художникам, пускай менее именитым, зато более надежным в плане исполнения заказа.

А Леонардо вскоре покинул город, так как поступил на службу к Чезаре Борджиа в качестве военного инженера. На службе у Борджиа он должен был выполнять карты и планы военной кампании.

Стоит сказать несколько слов о самой Флоренции, пока Леонардо путешествует с Борджиа и рисует карты, а заодно ведет беседы с Никколо Макиавелли. Семейство Медичи, правившее Флоренцией более полувека, было изгнано, Савонарола, буйствовавший недолгое время в городе, сожжен на костре. Флоренция вновь ненадолго стала республикой. Оживились искусства, все в городе говорили о новом гении – Микеланджело Буонарроти.

Вскоре после недолгой службы у Борджиа и возвращения в город Леонардо получает заказ на грандиозную картину. Скорее всего, тут не обошлось без помощи Никколо Макиавелли, с которым Леонардо сдружился во время недолгой службы у Чезаре Борджиа – Макиавелли был не последним человеком в правительстве Флоренции.

Городской совет решил в честь изгнания Медичи заказать двум великим мастерам роспись стен в зале Сеньории – на одной стене Леонардо предлагалось написать картину на тему «Битва при Ангиари» (когда флорентийские войска победили миланцев), а через год пригласили Микеланджело сделать роспись на другой стене в том же зале. Он должен был изобразить «Битву при Кашине». Между этими двумя фресками планировалось разместить мраморную статую Христа Спасителя в память об изгнании Медичи 9 ноября 1494 года. Великие победы флорентинцев на самом деле выглядели весьма скромно (так, в битве при Ангиари погиб только один человек), но художники должны были прославить эти победы своим неподражаемым искусством.

Питер Пауль Рубенс. «Битва при Ангиари. Копия фрески Леонардо да Винчи. Около 1603 года

Микеланджело был на двадцать пять лет моложе Леонардо, но не менее прославлен – он уже был признанным мастером во Флоренции, после того как изготовил из огромного мраморного блока своего Давида. Но и слава Леонардо гремела по всей Италии – о чудесном «Коне», с которым не могла сравниться ни одна скульптура, и о фреске, копировать которую отправлялись художники со всех концов Италии, говорили повсюду. Французский король даже расспрашивал своих инженеров – нет ли возможности выломать стену с фреской и увезти ее в Италию.

Читать еще:  Мобильные компаньоны: навстречу друг другу

Есть версия, что властители Флоренции решили устроить что-то вроде соревнования между двумя самыми знаменитыми художниками города.

Новая фреска по своим размерам (6,6 на 17,4 метра) оказалась почти в три раза больше «Тайной вечери». Она должна была располагаться в северной части восточной стены.

Как уже говорилось, фреска должна была возвеличить победу флорентийского оружия 29 июня 1440 года в битве с миланскими войсками. У миланцев в этом сражении было куда больше солдат, но их разгромил небольшой флорентийский отряд.

Договор на работу Леонардо заключил в мае 1504 года. Леонардо положили жалованье 25 флоринов[23] в месяц. В качестве мастерской выделили зал при церкви Санта-Мария-Новелла. Здесь Леонардо сконструировал особые леса, с помощью которых поднимался на нужную высоту при работе над картоном. Учитывая размеры фрески, просто стоя на табуретке или на лесенке добраться до места росписи было невозможно.

Для своих фресок и Леонардо, и Микеланджело сделали множество подготовительных рисунков, а затем изготовили картоны, которые были выставлены в зале Синьории на всеобщее обозрение. Картоны эти называли верхом совершенства, и зрители не уставали восхищаться рисунками.

По словам Вазари, картон Леонардо поражал воображение, так как являлся вещью «выдающейся и выполненной с большим мастерством из-за удивительных наблюдений, примененных им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя…»

Разумеется, вынужденные работать над фресками для одного зала, Леонардо и его более молодой соперник намеренно или невольно соревновались друг с другом. Каждый решил сделать упор на то, что у него лучше всего получалось.

Да Винчи, прежде всего, стремился передать эмоции и движение. На его картоне люди и кони переплелись в яростном сражении, всадники вырывают из рук друг друга миланское знамя. Кони бьют другу друга копытами и кусают. Ни картон Леонардо, ни сама фреска не сохранились – и судить о работе Леонардо мы можем, в основном, по копии, сделанной спустя сто лет Питером Паулем Рубенсом. Однако, если представить, что фреска должна была быть огромной (люди на ней в полтора раза крупнее натурального размера), две боковые части картины должны были также изображать от дельные схватки, а на заднем плане Мастер планировал написать пейзаж, мы можем вообразить, какое впечатление могла бы оказывать эта работа, будь она закончена и если бы она сохранилась…

Микеланджело в своей «Битве при Кашине» планировал изобразить момент, когда воины купаются в реке, но тут происходит нападение, и труба зовет их к битве. Микеланджело расположил на картоне восемнадцать человек, которые либо вылезают из воды, либо одеваются, хватаются за оружие, чтобы вступить в схватку. Если судить по сохранившейся копии картона, у картины нет центра, все восемнадцать фигур одинаково равноценны, и если каждый рисунок и эскиз поражают совершенством изображаемого тела, то вся картина в целом больше похоже на сумятицу и кашу. По законам композиции у картины не может быть более девяти точек притяжения внимания. До совершенства фресок Сикстинской капеллы еще далеко, в то время как композиция Леонардо безупречна по своей законченности и цельности. Но флорентинцы обожали своего нового молодого гения, подарившего им мраморного Давида, и посему восхищались картонами обоих мастеров одинаково, никому не от давая предпочтения. Несколько месяцев картоны были выставлены на обозрение публики. Бенвенуто Челлини, видевший оба картона спустя какое-то время (они еще были целы), назвал работы Леонардо и Микеланджело «школой для всего света».

После изготовления картона к лету 1505 года Леонардо загрунтовал стену и написал центральную часть фрески – сражение за знамя. Какую именно технику он использовал, спор среди искусствоведов идет до сих пор. По одной версии – он снова решил делать роспись темперой и маслом по сухой штукатурке.

По второй версии – Леонардо нашел рецепт написания фрески восковыми красками у Плиния Старшего, но неверно интерпретировал латинский текст. Упомянутая у Плиния техника называется энкаустика, краски изготовляются на основе расплавленного воска. В технике энкаустики выполнялись фаюмские портреты. Краски с расплавленным (горячим) воском наносились на доску специальной кистью или лопаточкой, воск застывал, мазки получались неровными, но талантливый мастер мог использовать эту особенность для придания изображению объема. Чтобы создать гладкую, будто лакированную, поверхность, мастер подносил жаровню к написанной работе, воск разогревался, и поверхность картины сплавлялась в единое целое. В пользу этой версии говорит известие, что из-за того, что огромную стену не сумели равномерно высушить (жар от жаровен не доставал доверху), фреска потекла. Можно предположить, что Леонардо захотел сделать поверхность центральной части фрески гладкой, будто покрытой лаком, и стал разогревать поверхность стены жаровнями. Более шести метров высоты – такой участок стены разогреть равномерно просто невозможно. Где-то жар просто «перегрел» поверхность картины, и восковые краски потекли. Версия, что Леонардо пытался жаром закрепить живопись, но не смог, кажется странной. Леонардо писал эту фреску не день и не два. Пока он работал над одной частью картины, другая должна была уже давно высохнуть.

Если вы попробуете писать масляными красками по самой примитивной грунтовке на штукатурке, эта роспись вполне может простоять двадцать – тридцать лет без серьезных повреждений, – но влага уничтожит роспись очень быстро. Однако сами по себе течь масляные краски могут лишь в первое время, пока не высохли, и только если сделать их очень жидкими. А вот сообщение, что Леонардо пытался исправить фреску масляными красками, но ореховое масло не впитывалось в стену, опять возвращает нас к версии восковых красок. Возможно, Леонардо в самом деле пытался писать масляными красками новым слоем, но восковая основа не позволяла маслу впитываться. Однако, пока фреска не найдена – а есть шанс, что она может быть найдена, – нам остается только строить версии.

Так или иначе, фреска начала разрушаться в процессе создания, и после безуспешных попыток ее исправить Леонардо забросил работу.

В это время как нельзя кстати французский король Людовик XII, который был большим поклонником Леонардо, обратился к Синьории с просьбой отпустить Мастера в Милан. Совет Десяти был не в восторге от этого предложения – они уже заплатили Леонардо немало денег и хотели бы увидеть великолепную картину готовой. По договору Совет мог взыскать с мастера полученную сумму, но Леонардо был слишком известен, чтобы обойтись с ним таким образом. Посему Совет довольно долго препирался с королем. Но в конце концов в мае 1506 года Леонардо отправился в Милан.

Работа над фреской так и не была возобновлена. Не приступил к своей работе и Микеланджело. Но те два картона, которые видели многие художники и многие копировали (так сохранился набросок чернилами с фрески Леонардо, сделанный Рафаэлем), положили начало двух новых стилей в западноевропейской живописи – классицизма и барокко. В 1605 году свой рисунок сделал Рубенс (скорее всего, с чьей-то копии).

В середине XVI века семья Медичи (они опять вернулись во Флоренцию) решила наконец завершить украшение Зала Совета Пятисот в палаццо Веккио. Ту стену, над росписью которой в начале века работал Леонардо, теперь отдали в распоряжение Вазари. Тому самому Вазари, что написал многотомный труд о ваятелях и живописцах и который оставил нам жизнеописание Леонардо. Как мы знаем, деятели эпохи Возрождения славились своей разносторонностью.

Итак, на стене вместо творения Леонардо появилась фреска Вазари «Битва при Марчиано» со скучными вымученными фигурами, без намека на динамику. Хотя лошади у Вазари якобы скачут, а люди энергично машут руками, передавать движение так, как это делал Леонардо, Вазари явно не умел.

Только в двадцатом веке итальянский искусствовед Маурицио Серачини задался простым опросом: а что сделал Вазари с остатками фрески Леонардо, когда стал готовить стену для своей картины? Неужели Вазари, написавший хвалебный отзыв о фреске Леонардо и подробно описавший работу Мастера (а значит, видевший ее в таком состоянии, что мог оставить эти восторженные строки), осмелился разрушить пускай и поврежденное творение гения? Что, если Вазари решил не трогать фреску великого Леонардо, а создал новую стену параллельно той, на которой Леонардо написал свою картину, и скрыл в тайнике творение Мастера? Ведь, прежде чем начать расписывать стену, Вазари перестроил зал. Серачини указывал на зеленый вымпел на фреске Вазари с надписью: «Cerca trova» («Ищущий находит»). Вдруг это намек, что за стеной находится фреска Леонардо? Акустические исследования показали, что за стеной с фреской «Битва при Марчиано» в самом деле находится небольшой (от одного до трех сантиметров) зазор, вполне достаточный, чтобы предположить, что на параллельной стене, скрытая от глаз, по-прежнему сверкает восковыми немеркнущими красками «Битва при Ангиари». Фаюмские портреты и спустя тысячи лет кажутся написанными только вчера. Кт о знает, может быть, когда-нибудь фреска Леонардо вернется к людям, пускай и поврежденная, но по-прежнему непревзойденная.

Под руководством Маурицио Серачини, при помощи зондов, которые удалось провести через шесть отверстий в стене с работой Вазари, ученые смог ли взять образцы со скрытой стены – в пробах были найдены черная и бежевая краска, а также красный лак. Проанализировав полученные образцы, ученые установили, что черная краска соответствует той, что была использована при создании «Моны Лизы».

Дальнейшие работы в зале Сеньории были запрещены из-за боязни разрушить фреску Вазари. Так что, пока не появится безопасного способа заглянуть внутрь обнаруженного зазора, мы так и не узнаем, есть ли надежда снова увидеть «Битву при Ангиари» такой, какой написал ее Леонардо.

Но даже при созерцании огромной фотографии работы Рубенса, увеличенной до реальных размеров фрески Леонардо, у зрителей бегут мурашки по коже.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

История одного шедевра: «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи


Копия работы Рубенса
Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари. 1503—1506
Чёрный мел, чернила, водяные краски на бумаге. 45,2 × 63,7 см
Лувр, Париж

Кликабельно — 1179px × 857px

Фреска предназначалась для украшения одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.

Сохранились копии с картона для этой фрески. Один из лучших рисунков — авторства Рубенса — находится в собрании Лувра.

История создания

Фреска была заказана Леонардо да Винчи гонфалоньером Содерини в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи.

Одновременно с Леонардо противоположную стену зала Содерини поручил расписать Микеланджело.

Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее 29 июня 1440 года между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом.

По замыслу художника фреска должна была стать самой масштабной его работой. По размерам (6,6 на 17,4 метра) она в три раза превышала «Тайную вечерю». Леонардо тщательно подготовился к созданию росписи, изучил описание битвы и изложил свой замысел в записке, представленной Синьории. Для работы над картоном, происходившей в Папском зале при церкви Санта-Мария-Новелла, Леонардо сконструировал особые леса, которые складывались и раскладывались, поднимая и опуская художника на требуемую высоту. Центральную часть фрески занимал один из ключевых моментов битвы — сражение группы всадников за знамя.


A copy possibly made from the original incomplete work. Викисклад

По словам Вазари подготовительный рисунок был признан вещью: выдающейся и выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя… По воле Синьории два великих мастера того времени работали над украшением зала. Это был единственный раз, когда Леонардо и Микеланджело встретились в одном проекте. Каждый блеснул сильной стороной своего дарования. В отличие от да Винчи Микеланджело выбрал более «приземлённый» сюжет. Его роспись «Битва при Кашине» должна была показать флорентийских воинов в тот момент, когда во время купания они подверглись внезапному нападению противника. Оба картона в течение нескольких месяцев были представлены на обозрение публики. Позднее Бенвенуто Челлини, видевший картоны, когда они ещё были целы, назвал работы Леонардо и Микеланджело «школой для всего света».
По мнению многих исследователей несмотря на то, что работы по украшению Палаццо Веккьо так и не были осуществлены (Микеланджело даже не приступал к росписи), два гения совершили переворот в развитии западноевропейской живописи, приведший к развитию новых стилей — классицизма и барокко. Одна из первых копий (набросок чернилами) с оригинального картона да Винчи принадлежит Рафаэлю и хранится в Оксфорде, в Университетской галерее. В Уффици имеется незаконченная копия, возможно принадлежащая художнику-любителю. По предположению Миланези она могла быть использована Лоренцо Заччиа да Лука при создании гравюры в 1558 году с надписью: «ех tabella propria Leonard! Vincii manu picta opus sumptum a Laurentio Zaccia Lucensi ob eodemque nunc excussum, 1558». Предполагается что именно с гравюры Заччиа около 1605 года сделал свой рисунок Рубенс.


Эскиз к «Битве при Ангиари»

Леонардо продолжал начатые при создании «Тайной вечери» эксперименты с составами краски и грунтом. Существуют различные предположения о причинах разрушения фрески, начавшегося уже в процессе работы. По словам Вазари Леонардо писал по стене масляными красками, и роспись стала отсыревать уже в процессе работы. Анонимный биограф да Винчи говорит, что тот использовал рецепт смеси Плиния (живопись восковыми красками в технике энкаустики), но неверно истолковал его. Тот же аноним утверждает, что стена была просушена неравномерно: вверху она была сырая, тогда как внизу высохла под воздействием угольных жаровен. Леонардо обратился к восковым краскам, но некоторые пигменты вскоре просто испарились. Леонардо, пытаясь исправить положение, продолжил работу масляными красками. Паоло Джовио рассказывает, что штукатурка не принимала состав на основе орехового масла. Из-за технических трудностей работа над самой фреской продвигалась медленно. Возникли проблемы материального характера: Совет требовал либо предоставить готовую работу либо вернуть выплаченные деньги. Работу да Винчи прервало его приглашение в 1506 году в Милан французским наместником Шарлем д’Амбуазом. Фреска осталась незавершённой.

Читать еще:  AMD представила чипсет B550 с поддержкой будущих процессоров на Zen 3

В 1555—1572 годах семья Медичи решила реконструировать зал. Осуществлял перестройку Вазари с помощниками. В результате произведение Леонардо было утрачено — его место заняла фреска Вазари «Битва при Марчиано».

В 1975 году итальянский искусствовед Маурицио Серачини предположил, что фреска Леонардо вовсе не была в таком плачевном состоянии, как считалось ранее. Доказательство он видел в гравюре, сделанной, по его предположению не с картона, а с самой фрески, и датированной 1553 годом. На гравюре отчётливо видны все детали росписи, следовательно «Битва при Ангиари» была в отличном состоянии и через пятьдесят лет после создания. Серачини был уверен, что Вазари, восхищавшийся «Битвой при Ангиари», никогда бы не стал уничтожать работу Леонардо, а спрятал её под своей фреской. Серачини обратил внимание на изображение небольшого зелёного вымпела с загадочной надписью: «Cerca trova» («Ищущий находит») и посчитал это намёком Вазари на то, что за стеной находится фреска Леонардо. Акустические исследования показали наличие за стеной с «Битвой при Марчиано» узкой (1 — 3 см) воздушной прослойки, достаточно крупной, чтобы вместить фреску Леонардо. Серачини предположил, что Вазари не стал создавать свою фреску поверх фрески да Винчи, а просто построил перед ней новую стену, спрятав тем самым «Битву при Ангиари».

В 2002 году власти Флоренции запретили Серачини поиски, опасаясь, что будет нанесён вред фреске Вазари. Однако, в августе 2006 года было разрешено продолжить исследования. Для финансирования проекта «Anghiari» создан специальный фонд. В целях проведения тестирования было принято решение выстроить уменьшенную модель из двух, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга, стен. Для создания копии специалисты главного института реконструкции Италии Opificio delle Pietre Dure должны были применить материалы, использованные при возведении восточной стены Салона Пятисот, за которой, как предполагал Серачини, спрятана фреска Леонардо. На стены предполагалось нанести краски, которые применяли Леонардо и Вазари. Однако, данные о новых открытиях на сегодняшний день отсутствуют.

12 марта 2012 года Маурицио Серачини, возглавляющий команду, которая занимается поисками фрески, сообщил, что исследователи нашли во флорентийском Палаццо Веккьо возможные следы фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри». Со слов Серачини, исследование, проводившееся в конце 2011 года, подтвердило, что за стеной с фреской Вазари располагается полость, за которой скрывается еще одна поверхность. При помощи зондов, которые удалось провести через 6 отверстий в стене с работой Вазари, ученые смогли взять образцы со скрытой стены — там были найдены черная и бежевая краска, а также красный лак.

В процессе химического анализа образцов учёные установили, что черный пигмент соответствует пигменту, который был использован при создании «Моны Лизы». Как бы то ни было, ряд историков, выступавших на пресс-конференции Серачини, полагают, что на данный момент итоги исследования выглядят недостаточно убедительными.

cerca trova

1 chi cerca trova

2 cercare

3 ловец

4 cercare

5 cercare

6 cercare

ti ho cercato per telefono — я тебе звонил, но не застал

◆ cercare il pelo nell’uovo — придираться по пустякам (к мелочам)

chi cerca trova — кто ищет, тот найдёт

7 chi

chi è d’accordo alzi la mano! — кто согласен, поднимите руку!

chi ha scritto quella lettera anonima è un mascalzone — тот, кто написал эту анонимку, мерзавец

sa con chi ha a che fare — он знает, с кем имеет дело

a chi dovesse chiedere di me, dai il numero del mio telefonino — тем, кто будет меня спрашивать, дай номер моего мобильника!

so chi potrebbe aiutarti — я знаю, кто мог бы тебе помочь

chi dice una cosa, chi un’altra — одни говорят так, другие эдак

scapparono, chi di qua, chi di là — все разбежались кто куда

◆ chi è chi — кто есть кто

guarda chi si rivede! — сколько лет, сколько зим! (кого я вижу!)

chi me lo fa fare? — сам не знаю, зачем я это делаю!

chi vivrà, vedrà — поживём, увидим!

dimmi con chi vai e ti dirò chi sei — скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты

chi cerca, trova — кто ищет, тот найдёт

chi va piano, va sano e va lontano — тише едешь, дальше будешь

chi è causa del suo mal pianga se stesso — не пеняй на зеркало, коли рожа крива (заварил кашу — сам и расхлёбывай!)

chi troppo vuole nulla stringe — за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

chi semina vento, raccoglie tempesta — кто сеет ветер, пожнёт бурю

chi la fa l’aspetti — как аукнется, так и откликнется

chi va con lo zoppo impara a zoppicare — с кем поведёшься, от того и наберёшься

«chi è che mi vuole?» (C. Goldoni) — «Кто меня спрашивал?» (К. Гольдони)

a chi lo dici! — не говори, дружище!

chi lo sa! — кто знает! (Бог знает!, неизвестно!)

8 trovare

cerca lavoro da un anno, ma non riesce a trovarlo — уже год, как он ищет работу, но не может найти

ti ho telefonato, ma non ti ho trovato in casa — я звонил, но не застал тебя дома

passa a trovarmi! — загляни ко мне! (заходи!, навести меня!)

trovi che abbia ragione lei? — ты считаешь, что права она?

non lo trovo così intelligente come mi avevi detto — ты говорила, что он очень умён: не нахожу!

trovo che tu stia esagerando — я нахожу (считаю), что ты преувеличиваешь

non trovi che sia troppo arrogante? — ты не находишь, что он слишком уж напорист?

«Stai bene così pettinata» «Trovi?» — — Тебе идёт эта причёска. — Да? (Ты находишь?)

ho trovato noioso il film — по-моему, фильм скучный

alla galleria degli Uffizi si trovano molti capolavori — в картинной галерее Уффици (выставлено, имеется) много шедевров

◆ trovare pace — обрести покой

il proibizionismo lascia il tempo che trova — запрещение наркотиков (алкоголя) не даёт результатов (ни к чему не приводит)

arrivo in casa, e chi ti trovo? Mario! — прихожу домой и, угадай, кого я вижу? Марио!

chi trova un amico, trova un tesoro — не имей сто рублей, а имей сто друзей

chi cerca trova — кто ищет, тот найдёт

9 -C1532

— Ecco la prova che c’è stato qualcuno. Vedi? Hai visto che chi cerca trova? (G. Rodari, «W la Saponia!»)

10 -C1533

11 -C1534

12 CERCARE

cercare un cece in mare (или in Arno, in duomo)

non cercare né l’erta, né la scesa

cercare fastidi colla lanterna (или col lanternino, col fuscellino)

cercare il male a denari contanti (тж. cercare mali colla lanterna или col lanternino, col Ruscellino; cercare il или del male come i medici или come gli speziali; cercare il mal per medicina)

cercare i nodi (или il nodo, il nodello) nel giunco

cercare la Pasqua in venerdì, quando si può avere in domenica

il bene bisogna cercarlo, e il male aspettarlo

cercava l’asino, e c’era sopra

chi butta via oro con le mani, lo cerca co’ piedi

chi cerca far impiastro, sa dove Io vuol porre

chi cerca sapere quel che bolle nella pentola altrui, ha leccato le sue

chi più boschi cerca, più lupi trova

quando tu puoi ir per la piana, non cercar l’erta né la scesa

quando tu vedi il lupo, non ne cercar le pedate

13 DOMANDARE

chi vuol sapere la verità, la domandi alla purità

14 DORMIRE

— egli dormirebbe nell’acqua

dormire come (или quanto) un ghiro (или una marmotta, un orso, una talpa, un tasso)

dormire a occhi aperti come la lepre (тж. dormire con un occhio solo come il gatto)

molestare (n ш stuzzicare, svegliare) il cane che dorme

chi bene strumenta (uiu istrumenta), dorme sicuro (e bene s’addormenta)

chi dorme d’agosto, dorme a suo costo

chi dorme, non piglia pesci

chi ha ad aver bene, dormendo gli viene

chi non ha letto e desco, mangi in terra e dorma al fresco

chi va alla guerra, mangia male e dorme in terra

mangio di magro, e dormo da piede

volpe che dorme, vive sempre magra

15 INTENDERE

chi ha orecchi, intenda (chi ha denaro, spenda)

s’intende acqua, ma (или e) non tempesta

16 SOGNARE

chi mal (si) vuole, mal (si) sogna

sogna il guerrier le schiere, le selve il cacciator, e sogna il pescator le reti e l’amo

17 TROVARE

non trovarsi capo a (или da) (+ inf.)

trovarsi a cavallo per.

trovare il diavolo nel piatto (или nel fiasco, nel cati ю)

trovare fiato di (или da) (+ inf.)

trovare (il) modo di.

trovare il nodello (или il nodo, i nodi) nel giunco

trovarsi alle prese con.

non trovare la via a.

abbi pur fiorini, che troverai cugini

chi cambia la vecchia per la nuova, peggio trova

chi si contenta al poco, trova pasto in ogni loco

chi ha a rompere il colio, trova la scala al buio

chi s’impaccia col vento, si trova colle mani piene d’aria

chi lascia la via vecchia per la nuova, spesse volte ingannato si trova

chi moglie non ha, moglie si trova

chi più boschi cerca, più lupi trova

chi tiene il piede in due staffe, spesso si trova fuori

(è) meglio aspettare l’arrosto, che trovare il diavolo nel catino

fatta la legge, trovato l’inganno (или trovata la malizia)

malanno e donna senza ragione, si trovano in ogni luogo e d’ogni stagione

i morti non si movono, e i vivi si trovano

ogni difforme trova.il suo conforme

paese che vai, usanza che trovi

la predica fa come la nebbia, lascia il tempo che trova

quando si ha a rompere il collo, si trova la scala

quando Panbianco non vuol lavorare, trova la scusa che non ha farina

se non è vero, è ben trovato

se ti trovi dal bisogno stretto, prima che da altri vai dal poveretto

se viene la morte, non lo trova

tardi s’avvede il ratto (или il topo), quando si trova in bocca al gatto

18 cerca

19 cerca

20 cerca

См. также в других словарях:

Серачини, Маурицио — Маурицио Серачини Дата рождения: 16 декабря 1946(1946 12 16) (66 лет) Место рождения: Флоренция,Италия Страна … Википедия

Suchen — 1. Der sich bei jm selbt sucht, der findt sich am gwissten. – Franck, II, 170a; Lehmann, II, 66, 17; Henisch, 1099, 50. 2. Der viel sucht, dem geht viel ab. – Petri, II, 111. 3. Eät saüket nümmes biäne ächtern Oawen, wenn hai selwer noch nit… … Deutsches Sprichwörter-Lexikon

trovare — 1tro·và·re v.tr. (io tròvo) FO 1a. rinvenire una cosa che si cerca, che si desidera, di cui si vuole disporre: trovare un oggetto antico in un negozio; trovare una strada, un indirizzo; trovare un numero di telefono; ritrovare una cosa smarrita:… … Dizionario italiano

Pasquale Anfossi — Bonifacio Domenico Pasquale Anfossi (5 April, 1727 ndash; February, 1797) was an Italian opera composer. Born in Taggia, Liguria, he studied with Niccolò Piccinni and Antonio Sacchini, and worked mainly in London, Venice and Rome. He wrote more… … Wikipedia

The Battle of Anghiari (painting) — Peter Paul Rubens s copy of The Battle of Anghiari. Allegedly from left to right is Francesco Piccinino; Niccolò Piccinino; Ludovico Trevisan; Giovanni Antonio del Balzo Orsini. The Battle of Anghiari (1505) is a lost painting by Leonardo da… … Wikipedia

Megan Hauserman — Hauserman attending the Benchwarmer Sponsor in October 2007. Born November 5, 1981 (1981 11 05) (age 30)[1] … Wikipedia

Maurizio Seracini — Maurizio Seracini, 2009 im Palazzo Vecchio, Florenz Maurizio Seracini (* 1946) ist ein italienischer Messtechniker und Kunsthistoriker. Sein Spezialgebiet ist die Untersuchung von Kunstwerken, vor allem von Gemälden, mit den modernsten… … Deutsch Wikipedia

Seracini — Maurizio Seracini (* 1946) ist ein italienischer Messtechniker und Kunsthistoriker. Sein Spezialgebiet ist die Untersuchung von Kunstwerken, vor allem von Gemälden, mit den modernsten Technologien aus der Medizin und Militärtechnik. Besonderes… … Deutsch Wikipedia

La Bataille d’Anghiari — (Léonard de Vinci) La Lutte pour l Étendard Pierre Paul Rubens, 1603 42,8 × 57,7 cm … Wikipédia en Français

La Bataille d’Anghiari (Léonard de Vinci) — La Lutte pour l Étendard Artiste Pierre Paul Rubens Année 1603 Dimensions (H × L) … Wikipédia en Français

La Bataille d’Anghiari (Léonard de Vinci)∆ — La Bataille d Anghiari (Léonard de Vinci) La Lutte pour l Étendard Pierre Paul Rubens, 1603 42,8 × 57,7 cm … Wikipédia en Français

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector