0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

IT-байки: мечтать не вредно? Предапокалиптическое эссе

Содержание

LiveInternetLiveInternet

неизвестно

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Постоянные читатели

Статистика

IT-байки: мечтать не вредно? Предапокалиптическое эссе


последнее время часто делаю разные копирайты в свой дневник.вот очередное ctrl+c и затем ctrl+v.
с http://www.3dnews.ru/editorial/it_apocalypse/
Человек всегда хотел заглянуть вперед, желательно — на несколько веков. Примерно до начала XIX века (то есть до того момента, когда машины начали играть более-менее значимую роль не только в производстве, но и в обычной жизни людей) самым любимым прогнозом, пожалуй, был прогноз о конце света (Апокалипсисе).

С развитием научно-технического прогресса лучшие людские умы начали понимать, что будущее, даже не столь отдаленное (спустя, скажем, 50-100 лет), будет выглядеть иначе. Причем, стали довольно точно предсказывать, вплоть до описания грядущих технологий. Раньше мыслители просто делали умозрительные заключения, мол, найдут способ тогда-то и где-то, чтобы общаться на расстоянии. С середины XIX в. тон рассуждений меняется — научно-технический прогресс позволяет писателям сказать не только «А» (что изобретут), но и «Б» (как это будет работать, из каких материалов должно состоять и т.п.).

В этом плане характерно появление в прошлом веке драмы Карела Чапека «R.U.R.» (1920 г.), немецкой техно-группы Kaftwerk (70-е), которая не только воспела грядущую эру роботов, но и двигалась на сцене/в клипах, изображая роботов, а также целой плеяды писателей-фантастов, потому что НТР (научно-техническая революция) наглядно показывала, каким путем пойдет человечество в ближайшее время. Другое дело, чего эта революция будет ему стоить.

Предлагаемом эссе родилось после ознакомления с малоизвестными произведениями — с ранее не публиковавшимся романом знаменитого французского писателя Жюля Верна «Париж в XХ в.» и с незаконченной повестью русского князя Владимира Одоевского «4338 год. Петербургские письма».

Казалось бы, невинную, но необычайно полезную вещь, придумал русский князь Владимир Одоевский в фантастической повести «4338 год. Петербургские письма», датируемой 1840 г.: «будет приискана математическая формула для того, чтобы в огромной книге нападать именно на ту страницу, которая нужна, и быстро расчислить, сколько затем страниц можно пропустить без изъяна». Чем не современный поиск в электронном документе! Однако мечты в первой половине XIX в. о быстром и точном поиске в «огромной книге» привели к тому, что в начале XXI в. данные граждан оказались занесены в самые разные базы данных, доступ к которым, кстати, может получить любой.

Ирония произведения Одоевского заключается в том, что 4338 г. наступил для землян гораздо раньше. Сохранить, а затем найти данные можно в интернете, сюда же добавим RFID-метки, биометрические паспорта, и увидим, что упрощение, облегчение работы с информацией вылилось для человечества в проблему, связанную с посягательством на Личность.

Когда всерьез обсуждается вопрос о вживлении RFID-меток в тело сотрудников крупных корпораций (для облегчения доступа к оргтехнике и «секретным» комнатам), а в России принимают в первом чтении закон «о персональных данных» (которые должны будут храниться на чипе), то мы видим, насколько небезопасно бывает мечтать о светлом будущем, где все будет просто и легко. Действительно, лень двигает прогресс, но не человека.

Много пишущих приспособлений сломали в разное время те, кто пытался представить себе разговор людей на расстоянии. Проще говоря, мечтали о том, что уже более ста лет называется телефоном. Причем, возможности проводной связи как-то не рассматривались в виду технической неразвитости, речь велась о покрытии расстояния иным способом. В сущности, фантазировалась беспроводная связь. Одоевский описывает это так: «Сверх того, для сношений в непредвиденном случае между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии разговаривают друг с другом». В самом примитивном виде нечто подобное описал Фрэнсис Бэкон в утопическом романе «Новая Атлантида» (1627 г.), там он говорит о передаче звуков «по трубам различных форм и на разные расстояния».

Патент на «метод и аппаратуру для телеграфной передачи человеческого голоса и других звуков путем создания электрических колебаний», поданный Александром Беллом, датирован 14 февраля 1876 г., хотя еще 26 октября 1861 г. Иоганн Филипп Рейс провел перед членами Физического общества Франкфурта демонстрацию аппарата, который носил название «телефон» и был собран из вязальной спицы, разбитой скрипки, мотка изолированной проволоки, гальванического элемента и. пробки от бочонка.

Парадоксально, но Белл и Рейс находились в поиске устройства, которое облегчило бы жизнь людям с ослабленным/потерянном слухом. Рейс был учителем в школе для глухонемых, да и сам после перенесенной болезни говорил с трудом. Белл, знакомый с «телефоном» Рейса, после переезда из Канады в Бостон (США; сам Белл — уроженец шотландского Эдинбурга), работал над постановкой правильного произношения английского с иностранцами и глухими. К тому же Белл затем женился на глухонемой дочери бостонского банкира и юриста Г. Хаббарда; будущая жена изобретателя была его ученицей. Собственно, Белл лишь хотел создать аппарат, который бы помог ему лучше обучать глухих, т.е. ни он, ни Рейс не видели ясно перед собой устройство, обеспечивающее разговор на расстоянии. Но оба желали облегчить жизнь частично недееспособным людям, снова на первый план вышло это неуемное желание — сделать легче, проще, удобнее.

И что мы видим теперь? Наряду с несомненной пользой от беспроводной связи, террористы приводят в действие бомбы с помощью обычных мобильников, хулиганы сообщают из телефонных будок о подложенных взрывных механизмах, школьники с помощью сотовых телефонов терроризируют сверстников, отправляя им угрозы по SMS. Западные фильмы заполонили сюжеты, где телефонная будка является излюбленным средством переговоров бандитов, маньяков и убийц со своими жертвами или полицией. Наконец, телефонная связь перешла в разряд мистики, вспомним фильм «Звонок» или недавний роман Стивена Кинга «Cell», в котором люди получают некое сообщение («импульс») на свои мобильники, после чего превращаются в «зомби».

Так или иначе, люди время от времени начинают испытывать страх перед звонком, ибо порой не знают, кто на другом конце провода. Это может быть и сосед, нуждающийся в щепотке поваренной соли, и хулиган, который обругает и нахамит, и Нечто, которое зловещим голосом предречет скорую гибель.

Перечитайте приведенные чуть выше строки из произведений Бэкона и Одоевского, там вы не найдете ни намека на страх перед изобретением, скорее, констатацию могущества человеческого разума, додумавшегося до такой удобной вещи как беседа на расстоянии. Лень писать письма или отправлять телеграммы завела человека в ловушку: в XXI в. он уже не может без телефона, который боится и ненавидит. Ирония в том, что сейчас многие молодые люди испытывают настоящую «мобильную» зависимость (а отдельные индивидуумы проходят курс лечения!), а всего примерно полтора столетия назад Белл и Рейс искренне желали помочь.

Кто же тогда, в век пара и электричества, Маркса и Дарвина, мог подумать, что в магнит и электропровода вселится нечто совсем не материальное?
Роман Верна не случайно созвучен с произведением Оруэлла «1984». Тем больше поражаешься гению француза, ведь у Оруэлла, писавшего в 1948 году, было гораздо больше предпосылок к мрачному предсказанию о всеобщем контроле над личностью, которое, кстати, нашло свое крайнее выражение в кинофильме «Матрица» братьев Вачовски. Жюль Верн, до тонкостей изучавший существующие в его время технологии, как никто понимал, что развитие техники должно привести не к освобождению человека, а к его порабощению.

Лень называют двигателем прогресса, однако на самом деле это нежелание человека спасти самого себя от рабства, — перепоручая все больше рутинных дел электронному «болвану», человек оказывается в роли младенца, за которым надо ухаживать и, при необходимости, строго наказывать.

Дотошный Верн, конечно, сразу раскусил все «ловушки» технократической цивилизации. При первом прочтении романа «Париж в XХ в.» глаз цепляется за провидческие, в деталях, описания поездов на воздушной подушке («Близлежащие дома не страдали ни от пара, ни от копоти по той простой причине, что упразднили локомотивы. Поезда двигались силою сжатого воздуха. Поезда двигались силою сжатого воздуха»*), автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и автозаправочных станций («Толкала их невидимая сила, а именно мотор, работавший по принципу расширения воздуха за счет сгорания газа. Мотор этот, применяемый в качестве двигателя, обладал тем несомненным преимуществом, что ему не требовались ни котел, ни топка, ни обычное горючее. Небольшое количество осветительного газа смешивалось с воздухом, поступало под поршень и зажигалось электрической искрой, отчего и происходило движение. Газозаправочные колонки, установленные на многочисленных стоянках, снабжали экипажи водородом, необходимым для двигателей»).

Лишь с газом Верн не «угадал», в тот период конкуренцию паровому двигателю составлял двигатель внутреннего сгорания, использующий в качестве горючего смесь воздуха с каменноугольным газом. Только в 1885 г. Готтлиб Даймлер создал компактный двигатель, работающим на бензине. К слову, паровые машины активно производились до конца XIX в., а использовались и того позднее.

Но после восторгов о гениальном предвидении Верна наступает отрезвление. Париж в ХХ в., а именно: в 1960 г., является технократическим монстром, жители которого — послушные придатки машин. В библиотеках Парижа вы не найдете литературы художественной, главный герой Дюфренуа Мишель Жером, напрасно ищет в них томик Гюго. Современная поэзия — это «Электрические гармонии» Мартийяка, «Раздумья о кислороде» господина де Пюльфаса, «Поэтический параллелограмм» и т. п. и т. д. Людей склада Мишеля раньше звали «артистическими натурами», в современном Париже они — «безумцы». Поступив на службу в банк, Мишель сразу же прикрепляется к «машине № 4», счетному аппарату, в котором нетрудно узнать прообраз персонального компьютера. «Нажимая на кнопки клавиатуры, можно было мгновенно подсчитать итоговые суммы, сдачу, результаты деления и умножения, пропорции, дроби, амортизацию и сложные проценты на какие угодно сроки и с любыми процентными ставками».

К счастью для парижан, в 1960 г. они еще являются хозяевами машин, но случай с Мишелем, когда он случайно активирует систем безопасности в банке, заставляет думать, что недалек тот час, когда «машина сама же вынесет ему приговор по статье кодекса: кража со взломом».

Можно, конечно, успокоительно думать, что вот, мы живем в наши наполненные техникой дни, когда роботы кувыркаются на перекладине и выглядят живее многих настоящих людей, и ничего, Конца Света не происходит. Увы, мы слепы! Есть такая поговорка насчет того, что вблизи леса не видно. Так вот, мы уже слишком близко к «лесу», мы видим ужасные частности, окружающие нас, но еще не связываем их в единый кошмар. Возьмите современные долговременные прогнозы: в них уже нет места Homo sapiens. Люди представляются в виде бессмертных ходячих «мозгов», меняющих оболочки, или в виде «инопланетян» из недавней фантазии Оливера Карри. Последний, кстати, замахнулся на прогноз аж 102006 г. (!), когда человек настолько будет привязан к технике и генной инженерии, что станет слабым, худым, без эмоций и сильных чувств (любви, дружбы. ) существом.

Читать еще:  Гибкий смартфон Huawei Mate X наконец запущен в Китае, но есть нюансы

Вся соль в том, что дальше уже невозможно быть Человеком. Любить, совершать глупости, зачинать и рожать детей естественным путем, подхватывать вирус гриппа. Рядом с машинами могут быть только машины. И в один прекрасный день страх перед машиной исчезнет, как и все ненужные эмоции, и уже невозможно будет различить, где человек, а где электронный «болван». Как написал Жюль Верн об одной паре из фантастического Парижа: «она была паровой машиной, а он — машинистом-механиком».

* Перевод с французского И. Желваковой и М. Вишневской.

Как вы относитесь к фразе «Мечтать — не вредно»? (Итоговое сочинение)

Как вы относитесь к фразе «Мечтать — не вредно»?

Задаваясь данным вопросом, каждый глубоко погрузится в свои рассуждения. Что же такое мечта и как она влияет на человека? В «Толковом словаре» «мечта» характеризуется как мысленный образ чего-нибудь сильно желаемого, манящего, предмет желаний, стремлений. Действительно, любой из нас имеет то, что еще не в его власти, но безумно притягивает. Я бы разделила мечты на духовные и материальные. Материальные – заключаются в стремлении человека приобрести практическую составляющую реального мира, которая сделает его счастливым. Духовные мечты прежде всего заставляют «витать в облаках»: предаваться бесплодным фантазиям, не замечая окружающего. Но какая бы ни была мечта, она побуждает человека верить в неё.

У каждого человека должна быть мечта.

Она делает жизнь человека лучше, осознаннее. В качестве примера возьму главного героя из романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Сначала Евгений предстает перед нами как человек, который просто существует. Главная его проблема состоит в том, что он не имеет смысла жизни. Он не может найти ту мечту, к которой мог бы стремиться, хотя на протяжении произведения пытается это сделать. Автор все-таки дает герою шанс. Олицетворение своей мечты он находит в прекрасной Татьяне. Безусловно, любовь является одним из наиболее распространенных поводов для мечтаний. А.С Пушкин показывает нам как мечта преобразовывает человека, пробуждает в нем интерес к жизни.

В мечте многие люди могут найти смысл жизни.

Кто-то старается реализовать её в кратчайшие сроки. Но сам факт того, как мечта может осчастливить человека, придает силы на пусти к ней. В качестве примера возьмем произведение «Шинель’’ Н. В. Гоголя. Главный герой, Башмачкин мечтает о покупке новой шинели, он отказывает себе во всём и наконец — мечта осуществляется. В его понимании, имея новую шинель, он становится человеком. Счастье обрывается с кражей новой шинели. У Башмачкина украли мечту и возможность подняться по социальной лестнице в обществе. Герой погибает и становится грозным привидением, срывающим шинели у важных господ. Н. В. Гоголь хочет донести до нас несовершенство и грубость общества, которое может разрушить даже такую ничтожную мечту, игравшую для кого-то важную роль.

Таким образом, мечтать о чем-нибудь необыкновенно красивом, привлекательном, таком, что кажется неправдоподобным, можно и нужно! Мечты, безусловно, играют положительную роль в жизни человека. Серые будни проживают те, кто не имеет мечты и не желает мечтать. Поэтому исходя из всех свои рассуждений, делаю вывод : «Мечтать – не вредно!»

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id46352

РЕЦЕНЗИЯ: «Мечтать не вредно. Как получить то, чего действительно хочешь», Барбара Шер, Энни Готтлиб

Каждый из нас о чём-то мечтает. И все мы хотим претворить наши мечты в жизнь. В своей книге «Мечтать не вредно. Как получить то, чего действительно хочешь» Барбара Шер и Энни Готтлиб расскажут о том, как сделать мечты реальностью.

Нас с самого детства приучают, что мечты — это что-то такое нереальное, простые детские забавы, приятное, но пустое времяпрепровождение. «Я хочу стать лётчиком / спасателем / певицей / космонавтом» — каждый из нас в детстве мечтал о чём-то подобном, но вряд ли кто-то серьёзно воспринимал ваши мечты.

В своей книге «Мечтать не вредно. Как получить то, чего действительно хочешь» Барбара Шер и Энни Готтлиб развеивают миф о том, что мечты — это лишь расплывчатые желания, учат превращать их в цели и составлять конкретные планы достижения всего, о чём вы мечтаете.

Я очень недоверчиво отношусь к книгам из разряда «Как стать миллионером за две недели», «Как достичь своих целей за 1 месяц», «Как изменить свою жизнь уже завтра» и т. д. Но книга «Мечтать не вредно. Как получить то, чего действительно хочешь» изначально меня заинтересовала именно потому, что не обещала фантастических результатов за крохотный промежуток времени.

Она просто говорила: «Мечтать не вредно», — и именно этот тихий, ненавязчивый, но при этом действенный призыв сделал своё дело — я решила прочитать эту книгу.

Вспомните про гения, которым вы были в детстве

Больше всего я благодарна авторам за то, что они помогли вспомнить свои детские мечты. Я, как и большинство людей, относилась к ним несерьёзно, да и на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» я всегда отвечала по-разному. В детском саду похвалили за то, что произнесла без ошибок несколько слов на английском — и я уверена, что стану переводчиком. Отлично справилась с ролью в новогоднем спектакле — и вот я уже мечтаю стать актрисой. Во втором классе написала своё первое стихотворение — и я точно знаю, что во мне дремлет поэт.

Но тогда, в детстве, я, как и все дети, не знала главного: все наши мечты, каждое наше желание, каждая наша маленькая победа — это то, что подсказывает нам путь к тому, что сделает нас счастливыми.

В книге множество практических заданий, которые помогут вам вспомнить детские мечты. Вы сами без труда напишете то, что, казалось бы, безвозвратно забыли: чем вы любили заниматься, что вам было интересно, на что вам не жалко было тратить своё время.

В детстве каждый из нас был настоящим гением: мы знали, чего мы хотим. Мы ещё не были взрослыми людьми, скованными различными обстоятельствами (нет денег, нет времени, нет возможностей и т. д), и мы не боялись возможной неудачи, нас не одолевали сомнения.

И вот вы вспомнили, о чём мечтали в детстве. А теперь ответьте на вопрос: вы всё ещё хотите этим заниматься? Если ваш ответ «да», то забудьте на минутку о продолжении, которое вы, безусловно, добавили к своему ответу («это очень сложно», «я уже не в том возрасте», «я никогда не решусь так кардинально изменить свою жизнь» и т. д.), и знайте, что:

Вы всё ещё можете.

Меня не волнует ваш возраст, прошлые и нынешние обстоятельства: вы всё ещё можете делать что угодно, иметь что хотите или быть кем угодно.

Игра в частного детектива

Кто может знать вас лучше, чем вы сами? Вы каждый день видите себя в зеркале, вы точно знаете, что любите, а что ненавидите. Но вы будете удивлены, когда поймёте, что вы знаете о себе далеко не всё.

В одном из практических заданий авторы предлагают вам сыграть в частного детектива: осмотрите собственное жилище так, как будто вы видите его впервые и пытаетесь по обстановке понять, что за человек тут живёт. Когда увидите результаты, вы будете удивлены. После того как я обследовала собственное жилище, я сделала следующие выводы:

Пункты, которые меня не удивили:

Первый. На основе чего сделано предположение: у этого человека более трёх сотен бумажных книг, а на столе лежит электронная книга, и если в неё заглянуть, то можно обнаружить ещё не один десяток произведений.

Почему для меня это не открытие: читать я обожаю с самого детства, я всегда это знала.

Второй. На основе чего сделано предположение: на столе лежит семь блокнотов, в которых хаотично перепутались стихи, обрывки мыслей, цитаты из книг, строчки из любимых песен.

Почему для меня это не открытие: я безмерно люблю писать от руки; даже если собираюсь опубликовать пост в LiveJournal или Tumblr, то сначала он появляется в блокноте, и только потом перемещается в интернет-пространство.

Шестой. На основе чего сделано предположение: два плеера, куча наушников, бережно хранимые компакт-диски.

Почему для меня это не открытие: музыку я слушаю постоянно.

Пункты, которые меня удивили:

Третий. На основе чего сделано предположение: на столе альбом для рисования и фломастеры. Во всех блокнотах с буквами соседствуют смайлики, коты и какие-то закорючки, глубинный смысл которых понятен лишь их создателю.

Почему для меня это открытие: рисовать я не умею. В детстве я безумно из-за этого мучилась, а задания по ИЗО мне выполняли всей семьёй. В моём резюме красным жирным шрифтом выделены две фразы: «Я не умею рисовать. Ну то есть вообще никак, никак вообще».

И тут я совершенно неожиданно для себя понимаю, что постоянно что-то рисую. Ментальные карты, когда мне нужно разложить сложную задачу на составные части. Смайлики, котов и прочих зверюшек, когда мне нужно отвлечься. У меня даже откуда-то взялся альбом, да ещё и с фломастерами.

Какой я из этого сделала вывод: я всегда считала, что я не люблю и не умею рисовать. Но, осмотрев свой «рисовательный фронт», я поняла, что, конечно же, приличного художника из меня никогда не получится, но зато калякание закорючек и смешных зверюшек помогает мне успокоиться и отвлечься.

Четвёртый. На основе чего сделано предположение: множество фотоальбомов, два фотоаппарата, которые гордо возвышаются на самой верхней полке, куча папок на ноутбуке под названием «Распечатать фотографии».

Почему для меня это открытие: ну да, у меня есть фотоаппарат, и я могу нажать на кнопочку и сказать: «Сейчас вылетит птичка». У меня есть аккаунт в Instagram, в котором не только котики, селфи и еда. Я обожаю фотографировать закаты и рассветы. Я очень расстраиваюсь, когда под рукой нет фотоаппарата, а 3-мегапиксельная камера смартфона не способна передать и половины той красоты, которую я хочу запечатлеть.

Я никогда не задумывалась о том, чтобы отправиться на курсы фотографии или научиться прилично работать с современными фоторедакторами. Да что уж там, буду честна: я даже никогда не думала, что фотография может представлять для меня интерес.

Какой я из этого сделала вывод: теперь я подумываю о том, чтобы записаться на курсы фотографии. И нет, я не хочу сделать это делом жизни. Пусть это будет приятным хобби.

Пятый. На основе чего сделано предположение: на холодильнике множество магнитов из разных городов России и других стран. В тумбочке есть коробка с разнообразными открытками, увидев которые так и хочется купить билет на самолёт. А на кухне есть несколько чашек, которые свидетельствуют о том, что их хозяйка побывала по крайней мере в трёх странах.

Почему для меня это открытие: потому что я обожаю путешествовать, но моя копилка городов и стран пока не так велика, несмотря на все трофеи.

Какой я из этого сделала вывод: ошибочный. Как сыщик, который осматривает жилище незнакомца, я предположила, что здесь живёт человек, который много путешествует. Но как человек, живущий в этой квартире, я знаю, что больше половины открыток, магнитов и прочих сувениров мне привезли друзья и родственники.

Выполнив это упражнение, вы наверняка узнаете что-то новое о своих увлечениях и о своём характере. И кто знает, может быть, вы наконец-то поймёте, чем хотите заниматься по жизни. Это увлекательно, попробуйте. 🙂

Читать еще:  Игровой процесс и трейлер ремейка The Legend of Zelda: Link's Awakening — выход 20 сентября

Одно из главных правил: не бойтесь просить помощи

Лейтмотив всей книги: не бойтесь просить помощи у других. Никто не может достичь колоссальных успехов в одиночку. А если не верите — почитайте автобиографии успешных людей. У них всегда был кто-то, кто помогал им, и неважно как — жизненным советом, деньгами или просто знакомил их с нужными людьми.

Любой человек в вашей жизни может помочь вам достичь того, чего вы действительно желаете: ваша семья, друзья, знакомые, знакомые ваших друзей и знакомые ваших знакомых. При том условии, конечно, если вы не постесняетесь попросить помощи. Кто знает, быть может, вам удастся собрать команду единомышленников, которая будет работать над достижением одной цели.

Подводя итог

Я очень рада, что эта книга попала ко мне в руки. На её прочтение мне понадобилась неделя, но я не жалею о потраченном времени.

Я вспоминала свои детские мечты и училась делать из них цели. Я играла в сыщика и отыскивала в себе скрытые таланты и склонности. Я раскладывала цели на конкретные задачи и училась выполнять их. Я по-новому взглянула на мечты и научилась отбрасывать страхи и сомнения.

Авторы книги предложили мне прожить пять жизней, и на протяжении 330 страниц я узнала, как уместить их в одну.

Кому будет интересна эта книга

Всем, кто любит мечтать, а также всем тем, кто считает это бесполезной тратой времени. Первые научатся превращать свои мечты в цели и достигать их, а вторые поймут главное: то, о чём мы мечтаем — это то, что нам нужно.

Помните: мечтать не вредно. Вредно не мечтать.

IT-байки: мечтать не вредно? Предапокалиптическое эссе

Человек всегда хотел заглянуть вперед, желательно — на несколько веков. Примерно до начала XIX века (то есть до того момента, когда машины начали играть более-менее значимую роль не только в производстве, но и в обычной жизни людей) самым любимым прогнозом, пожалуй, был прогноз о конце света (Апокалипсисе).

С развитием научно-технического прогресса лучшие людские умы начали понимать, что будущее, даже не столь отдаленное (спустя, скажем, 50-100 лет), будет выглядеть иначе. Причем, стали довольно точно предсказывать, вплоть до описания грядущих технологий. Раньше мыслители просто делали умозрительные заключения, мол, найдут способ тогда-то и где-то, чтобы общаться на расстоянии. С середины XIX в. тон рассуждений меняется — научно-технический прогресс позволяет писателям сказать не только «А» (что изобретут), но и «Б» (как это будет работать, из каких материалов должно состоять и т.п.).

В этом плане характерно появление в прошлом веке драмы Карела Чапека «R.U.R.» (1920 г.), немецкой техно-группы Kaftwerk (70-е), которая не только воспела грядущую эру роботов, но и двигалась на сцене/в клипах, изображая роботов, а также целой плеяды писателей-фантастов, потому что НТР (научно-техническая революция) наглядно показывала, каким путем пойдет человечество в ближайшее время. Другое дело, чего эта революция будет ему стоить.

Предлагаемом эссе родилось после ознакомления с малоизвестными произведениями — с ранее не публиковавшимся романом знаменитого французского писателя Жюля Верна «Париж в XХ в.» и с незаконченной повестью русского князя Владимира Одоевского «4338 год. Петербургские письма».

Казалось бы, невинную, но необычайно полезную вещь, придумал русский князь Владимир Одоевский в фантастической повести «4338 год. Петербургские письма», датируемой 1840 г.: «будет приискана математическая формула для того, чтобы в огромной книге нападать именно на ту страницу, которая нужна, и быстро расчислить, сколько затем страниц можно пропустить без изъяна». Чем не современный поиск в электронном документе! Однако мечты в первой половине XIX в. о быстром и точном поиске в «огромной книге» привели к тому, что в начале XXI в. данные граждан оказались занесены в самые разные базы данных, доступ к которым, кстати, может получить любой.

Ирония произведения Одоевского заключается в том, что 4338 г. наступил для землян гораздо раньше. Сохранить, а затем найти данные можно в интернете, сюда же добавим RFID-метки, биометрические паспорта, и увидим, что упрощение, облегчение работы с информацией вылилось для человечества в проблему, связанную с посягательством на Личность.

Когда всерьез обсуждается вопрос о вживлении RFID-меток в тело сотрудников крупных корпораций (для облегчения доступа к оргтехнике и «секретным» комнатам), а в России принимают в первом чтении закон «о персональных данных» (которые должны будут храниться на чипе), то мы видим, насколько небезопасно бывает мечтать о светлом будущем, где все будет просто и легко. Действительно, лень двигает прогресс, но не человека.

Много пишущих приспособлений сломали в разное время те, кто пытался представить себе разговор людей на расстоянии. Проще говоря, мечтали о том, что уже более ста лет называется телефоном. Причем, возможности проводной связи как-то не рассматривались в виду технической неразвитости, речь велась о покрытии расстояния иным способом. В сущности, фантазировалась беспроводная связь. Одоевский описывает это так: «Сверх того, для сношений в непредвиденном случае между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии разговаривают друг с другом». В самом примитивном виде нечто подобное описал Фрэнсис Бэкон в утопическом романе «Новая Атлантида» (1627 г.), там он говорит о передаче звуков «по трубам различных форм и на разные расстояния».

Патент на «метод и аппаратуру для телеграфной передачи человеческого голоса и других звуков путем создания электрических колебаний», поданный Александром Беллом, датирован 14 февраля 1876 г., хотя еще 26 октября 1861 г. Иоганн Филипп Рейс провел перед членами Физического общества Франкфурта демонстрацию аппарата, который носил название «телефон» и был собран из вязальной спицы, разбитой скрипки, мотка изолированной проволоки, гальванического элемента и. пробки от бочонка.

Парадоксально, но Белл и Рейс находились в поиске устройства, которое облегчило бы жизнь людям с ослабленным/потерянном слухом. Рейс был учителем в школе для глухонемых, да и сам после перенесенной болезни говорил с трудом. Белл, знакомый с «телефоном» Рейса, после переезда из Канады в Бостон (США; сам Белл — уроженец шотландского Эдинбурга), работал над постановкой правильного произношения английского с иностранцами и глухими. К тому же Белл затем женился на глухонемой дочери бостонского банкира и юриста Г. Хаббарда; будущая жена изобретателя была его ученицей. Собственно, Белл лишь хотел создать аппарат, который бы помог ему лучше обучать глухих, т.е. ни он, ни Рейс не видели ясно перед собой устройство, обеспечивающее разговор на расстоянии. Но оба желали облегчить жизнь частично недееспособным людям, снова на первый план вышло это неуемное желание — сделать легче, проще, удобнее.

И что мы видим теперь? Наряду с несомненной пользой от беспроводной связи, террористы приводят в действие бомбы с помощью обычных мобильников, хулиганы сообщают из телефонных будок о подложенных взрывных механизмах, школьники с помощью сотовых телефонов терроризируют сверстников, отправляя им угрозы по SMS. Западные фильмы заполонили сюжеты, где телефонная будка является излюбленным средством переговоров бандитов, маньяков и убийц со своими жертвами или полицией. Наконец, телефонная связь перешла в разряд мистики, вспомним фильм «Звонок» или недавний роман Стивена Кинга «Cell», в котором люди получают некое сообщение («импульс») на свои мобильники, после чего превращаются в «зомби».

Так или иначе, люди время от времени начинают испытывать страх перед звонком, ибо порой не знают, кто на другом конце провода. Это может быть и сосед, нуждающийся в щепотке поваренной соли, и хулиган, который обругает и нахамит, и Нечто, которое зловещим голосом предречет скорую гибель.

Перечитайте приведенные чуть выше строки из произведений Бэкона и Одоевского, там вы не найдете ни намека на страх перед изобретением, скорее, констатацию могущества человеческого разума, додумавшегося до такой удобной вещи как беседа на расстоянии. Лень писать письма или отправлять телеграммы завела человека в ловушку: в XXI в. он уже не может без телефона, который боится и ненавидит. Ирония в том, что сейчас многие молодые люди испытывают настоящую «мобильную» зависимость (а отдельные индивидуумы проходят курс лечения!), а всего примерно полтора столетия назад Белл и Рейс искренне желали помочь.

Кто же тогда, в век пара и электричества, Маркса и Дарвина, мог подумать, что в магнит и электропровода вселится нечто совсем не материальное?
Роман Верна не случайно созвучен с произведением Оруэлла «1984». Тем больше поражаешься гению француза, ведь у Оруэлла, писавшего в 1948 году, было гораздо больше предпосылок к мрачному предсказанию о всеобщем контроле над личностью, которое, кстати, нашло свое крайнее выражение в кинофильме «Матрица» братьев Вачовски. Жюль Верн, до тонкостей изучавший существующие в его время технологии, как никто понимал, что развитие техники должно привести не к освобождению человека, а к его порабощению.

Лень называют двигателем прогресса, однако на самом деле это нежелание человека спасти самого себя от рабства, — перепоручая все больше рутинных дел электронному «болвану», человек оказывается в роли младенца, за которым надо ухаживать и, при необходимости, строго наказывать.

Дотошный Верн, конечно, сразу раскусил все «ловушки» технократической цивилизации. При первом прочтении романа «Париж в XХ в.» глаз цепляется за провидческие, в деталях, описания поездов на воздушной подушке («Близлежащие дома не страдали ни от пара, ни от копоти по той простой причине, что упразднили локомотивы. Поезда двигались силою сжатого воздуха. Поезда двигались силою сжатого воздуха»*), автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и автозаправочных станций («Толкала их невидимая сила, а именно мотор, работавший по принципу расширения воздуха за счет сгорания газа. Мотор этот, применяемый в качестве двигателя, обладал тем несомненным преимуществом, что ему не требовались ни котел, ни топка, ни обычное горючее. Небольшое количество осветительного газа смешивалось с воздухом, поступало под поршень и зажигалось электрической искрой, отчего и происходило движение. Газозаправочные колонки, установленные на многочисленных стоянках, снабжали экипажи водородом, необходимым для двигателей»).

Лишь с газом Верн не «угадал», в тот период конкуренцию паровому двигателю составлял двигатель внутреннего сгорания, использующий в качестве горючего смесь воздуха с каменноугольным газом. Только в 1885 г. Готтлиб Даймлер создал компактный двигатель, работающим на бензине. К слову, паровые машины активно производились до конца XIX в., а использовались и того позднее.

Но после восторгов о гениальном предвидении Верна наступает отрезвление. Париж в ХХ в., а именно: в 1960 г., является технократическим монстром, жители которого — послушные придатки машин. В библиотеках Парижа вы не найдете литературы художественной, главный герой Дюфренуа Мишель Жером, напрасно ищет в них томик Гюго. Современная поэзия — это «Электрические гармонии» Мартийяка, «Раздумья о кислороде» господина де Пюльфаса, «Поэтический параллелограмм» и т. п. и т. д. Людей склада Мишеля раньше звали «артистическими натурами», в современном Париже они — «безумцы». Поступив на службу в банк, Мишель сразу же прикрепляется к «машине № 4», счетному аппарату, в котором нетрудно узнать прообраз персонального компьютера. «Нажимая на кнопки клавиатуры, можно было мгновенно подсчитать итоговые суммы, сдачу, результаты деления и умножения, пропорции, дроби, амортизацию и сложные проценты на какие угодно сроки и с любыми процентными ставками».

К счастью для парижан, в 1960 г. они еще являются хозяевами машин, но случай с Мишелем, когда он случайно активирует систем безопасности в банке, заставляет думать, что недалек тот час, когда «машина сама же вынесет ему приговор по статье кодекса: кража со взломом».

Читать еще:  Загадочный беспорядок: история фракталов и области их применения

Можно, конечно, успокоительно думать, что вот, мы живем в наши наполненные техникой дни, когда роботы кувыркаются на перекладине и выглядят живее многих настоящих людей, и ничего, Конца Света не происходит. Увы, мы слепы! Есть такая поговорка насчет того, что вблизи леса не видно. Так вот, мы уже слишком близко к «лесу», мы видим ужасные частности, окружающие нас, но еще не связываем их в единый кошмар. Возьмите современные долговременные прогнозы: в них уже нет места Homo sapiens. Люди представляются в виде бессмертных ходячих «мозгов», меняющих оболочки, или в виде «инопланетян» из недавней фантазии Оливера Карри. Последний, кстати, замахнулся на прогноз аж 102006 г. (!), когда человек настолько будет привязан к технике и генной инженерии, что станет слабым, худым, без эмоций и сильных чувств (любви, дружбы. ) существом.

Вся соль в том, что дальше уже невозможно быть Человеком. Любить, совершать глупости, зачинать и рожать детей естественным путем, подхватывать вирус гриппа. Рядом с машинами могут быть только машины. И в один прекрасный день страх перед машиной исчезнет, как и все ненужные эмоции, и уже невозможно будет различить, где человек, а где электронный «болван». Как написал Жюль Верн об одной паре из фантастического Парижа: «она была паровой машиной, а он — машинистом-механиком».

* Перевод с французского И. Желваковой и М. Вишневской.

P.S. Мрачное апокалипсическое настроение автора может не совпадать с настроением редакции.

Эссе «Мечтать не вредно, вредно не мечтать..»

Мечтать не вредно, вредно не мечтать…..

Понедельник. Вечер. Сижу и перелистываю Конституцию Российской Федерации. Затем начинаю чертыхаться; -господи, ну кто вообще придумывает эти конкурсы? …Никакой личной жизни. Сегодня я в полной мере поняла значение поговорки «Понедельник-день тяжелый…» Ну, вот сами посудите; — с утра контрольная по математике, затем сочинение по литературе и практическая работа по химии. А тут еще руководитель кружка журналистики позвонил и начал говорить о том, что нужно написать сочинение на знание Конституции Российской Федерации От последнего задания я вообще впала в ступор, ведь никогда об этом не задумывалась. Устала как никогда, но сочинение решила все-таки написать. Сижу за столом, читаю статью за статьей. Незаметно я для себя увлеклась и заметила, что становится интересно. Остановила внимание на статье номер 32, в которой говорится следующее: 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Больше всего мне понравился пункт второй, в котором оговариваются права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Мои мысли так и забегали, забегали…. Да не простую задачку задал Мустафа Ислямович ! Думала, думала, и вдруг как озаренье….

…… Если поразмыслить, то наша страна, то есть сегодняшний демократический строй тоже молодой, каких-то 25 лет, то есть на 9 лет старше меня. Это значит, что нам, молодым, творить, создавать новую жизнь, новое общество, новую Россию. Ох, как же много нужно сделать, чтобы страна наша окрепла, твердо встала на ноги, была бы «орешком» не по зубам тем, кто желает видеть нас слабыми в политическом, экономическом и нравственном отношении. От этой дерзкой мысли даже пот на лбу выступил. Ах, как хочется доказать всем жителям планеты, что мы – граждане многонациональной России, сильны духом, умны, трудолюбивы, талантливы. И я, верю в то, что в список выдающихся людей, где навечно записаны имена защитников Отечества, писателей, поэтов, государственных деятелей, изобретателей, космонавтов, ученых запишут новые имена, имена моих сверстников, а, может быть, и мое. Хочется, чтобы от наших успехов народ ликовал, как после побед наших футболистов или хоккеистов, или во время Олимпиады в Сочи, когда наши спортсмены поднимались на самый высокий пьедестал. Сейчас мы смотрим с надеждой на партию «Единая Россия» — партию действия, партию, победившую на последних выборах. Тому примером изменения, которые ежедневно происходят в нашем любимом Нижнегорске, в нашем солнечном Крыму. А это в первую очередь мирное небо над нами, подаренные школам автобусы, новые, прекрасно оснащенные мультимедийным оборудованием кабинеты многих школ, отремонтированные в очень короткие сроки детские сады, а также многое другое, что появляется на наших глазах. Растет и хорошеет наш поселок, где я живу. Это здорово! Среди имен, которые связаны с хорошими делами, мы часто слышим имена людей, избранных в депутаты народом: депутаты Государственного Совета Михаил Безнос и Виктор Павлив. И, наверное, каждый взрослый житель нашего Нижнегорского и района, и каждый подросток знают, что на их счету огромное количество добрых дел. Избиратели, которые проголосовали за таких депутатов, не ошиблись.
В конституции России записано, что выбирать и быть избранным – это право каждого гражданина. И если бы я стала депутатом, то непременно занялась бы вопросами молодежной политики и выделила бы несколько основных направлений: -обеспечение жильем молодых специалистов, создание условий для организации досуга детей и молодежи по месту жительства и трудоустройство молодых специалистов.
Давайте вдумаемся в значение данных тезисов. Сейчас в вузах Крыма учится много выпускников наших школ, но не все вернутся работать сюда, в городах легче найти работу. Если они будут знать, что в родном поселке или в селе их обеспечат не только работой, но и жильем, наверняка многие вернутся в родные пенаты. Через несколько лет, когда окончу среднюю школу, постараюсь поступить в университет. Но мне очень хочется вернуться домой, на свою малую родину, где живут мои родители, дедушка и бабушка. Я даже представляю картину своего возвращения. Начнется жизнь на благо и процветание Нижнегорска. Я бы хотела попробовать себя на руководящей должности, выставить свою кандидатуру на выборы в местные органы самоуправления. Смогут ли поверить мне люди? Что я напишу в своей предвыборной программе?
Мы часто слышим красивые слова: «Дети-цветы жизни». Далеко не все дети соответствуют этому изречению. Если вечером мы заглянем в подъезды, темные дворы, то можем увидеть тех, кто слоняется без дела, курит, выпивает, ворует, ломает имущество граждан. Они брошены на произвол судьбы нерадивыми родителями, их никто не любит, не обогреет, не накормит, никто не ждет дома. Такие дети озлоблены, жестоки. Их могут дома унизить морально, к ним применяют телесные наказания, расправляются физически. Этого не должно быть в нашем демократическом обществе. Подростки встречаются с множеством проблем, которые бывает очень трудно решить: насилие, беременность, СПИД, наркотики, алкоголь-все это опутало их черной паутиной, из которой, кажется, нет выхода. Естественно, такое происходит не только в нашей стране. В США, казалось бы, самой демократичной, ежедневно умирает 27 детей от бедности, 10-от огнестрельного оружия, 437 подростков подвергаются аресту. Ужасные цифры!
Конвенция ООН разработала соглашение и приняла статьи по защите прав ребенка, которые гласят, что дети имеют право на жизнь, на защиту, на полное активное участие в общественной жизни. Мы очень хорошо знаем статьи о медицинском обслуживании и образовании. Не все статьи Конвенции выполняются. Вот над этим нужно работать депутатам. В своей программе я записала бы: — издать более жесткие законы, требующие полной ответственности родителей за здоровье и образование детей;

-Построить интернациональные культурные центры для всех, где будут люди встречаться и познавать народные традиции и обычаи людей всех национальностей, живущих в нашем степном крае. Двери этого дома дружбы должны быть открыты для всех, а особенно для каждого ребенка, который бы мог бы найти занятие по душе: игра на скрипке, танцы народов мира, фигурное катание, верховая езда, скейтборд, клуб юных поэтов. И все дети, не зависимо от статуса семьи, имели бы одинаковую возможность развивать свои таланты, а наш край богат ими.

-детские больницы должны стать центром здоровья с самыми современным оборудованием и самыми квалифицированными врачами.

— Спортивные сооружения должны отвечать самым высокотехнологичным стандартам мирового спорта, то есть иметь все условия для занятия спортом и служить людям, желающим вести здоровый образ жизни. И вообще такой образ жизни должен стать нормой для каждого нижнегорца…..
… И тут я проснулась и поняла, что все это время спала, а не писала сочинение. Эх, Олеся размечталась! . А в прочем, кто мне запрещает мечтать? Ведь самые заветные мечты сбываются, если очень захотеть. Через 6 лет после окончания вуза я начну взрослую жизнь. И кто знает, возможно, я смогу написать в своих воспоминаниях: «Я была избрана депутатом и жила в гуще события, изменившего историю моей Родины в 21 веке».

Олеся Марченко –юнкор творческого объединения «Родник

IT-байки: мечтать не вредно? Предапокалиптическое эссе

Войти

Oct. 17th, 2012

Эссе по к/ф «Кухонные байки».

Я посмотрела фильм «Кухонные байки», и сейчас постараюсь максимально развернуто ответить на вопросы, которые были заданы.

Начну с того, что по фильму в 1949 году в Швеции был основан институт исследования быта. Там учёные проводят опыты и эксперименты с кухонным оборудованием. Кухонные принадлежности и приспособления тестировались в институтской лаборатории. Целью учёных было улучшить и создать новое оборудование. Следующей темой исследования в фильме стала «Кухня холостяков Норвегии».

Я точно не могу сказать, сколько исследователей принимало участие в проекте, потому что главное внимание фильма уделялось одной «паре», но так как машин с трейлерами, которые ехали в Норвегию, было девять, я сделала вывод, что было восемнадцать наблюдателей, которые должны были жить в трейлерах перед домом своего объекта. Наблюдатели пытались рационализировать кухню, именно для этого им нужны были эти наблюдения. Руководитель швецких наблюдателей Мальберг говорил, что секрет успеха этого проекта заключается в том, что исследователи могут свободно передвигаться по кухне холостых мужчин, но при этом, они не должны разговаривать и принимать участие в их жизни.

Под прицел попадает норвежская деревня Ландстад, славящаяся большим количеством холостяков. Основная задача исследователей: изучить повседневное поведение одинокого мужчины. Главными героями фильма были: наблюдатель – Фольке Нильсон (из Стокгольма) и Изак Бьёрвик – объект наблюдения.

Изначально Изаку не нравилось быть под наблюдением исследователя, ведь логично предположить почему. Потому что далеко не каждому человеку понравится, когда за ним ежедневно наблюдает совершенно незнакомый человек, тем более, если он ещё и записывает все действия и передвижения. Изак даже перестал готовить на кухне, и переместился в свою спальню, из которой сам следил за наблюдателем.

Мне кажется, что если бы за мной так наблюдали, я бы не выдержала. По крайней мере, потому что находиться в одной комнате с человеком постоянно и не разговаривать с ним – это, на мой взгляд, невозможно. Первые неудачи начались именно по этой причине. Наблюдатель и объект начали общаться: пить чай, беседовать по вечерам.

Но самой главной неудачей стало слежение Изака за Фольке. Объект даже сам что-то чертил в записях наблюдателя. Из-за этого Фольке потерял свою работу, но на этом их общение не прекратилось. Фильм также демонстрирует, как за столь короткое время и при напряжённой обстановке можно обрести друга.

Итак, после просмотра я поняла, что этот фильм ярко демонстрирует нам позитивистскую теорию. Все исследования построены на наблюдении, на опыте. Этот фильм показывает нам, как на практике работает эта теория.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector