0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

10 интересных лекций и интервью, которые помогут продуктивно провести вынужденные выходные

Содержание

Интересные лекции и интервью, которые помогут продуктивно провести вынужденные выходные

1. Роберт Сапольски, курс лекций «Биология поведения человека»

Это целый цикл лекций, который с недавних пор доступен на YouTube на русском и совершенно бесплатно. Роберт Сапольски читал этот курс в Стэнфордском университете в 2010 году, однако сам материал не относится к разряду быстро устаревающей информации, поскольку кардинальным образом поведение людей за последние столетия не менялось. Профессор очень подробно рассказывает о том, что влияет на наши поступки, а также объясняет, что определяет различные виды поведения: агрессивное, сексуальное, родительское и так далее. Пусть вас не смущает тот факт, что материал изначально был предназначен для студентов Стэнфорда — Сапольски объясняет все максимально просто и доступно, поэтому для просмотра не требуется никакой специальной подготовки. Единственное, чем следует запастись – это временем, поскольку весь материал из 24 лекций – это примерно 40 часов, так что просмотр и переваривание материала легко может растянуться на две недели.

Мы не будем встраивать все 24 ролика с лекциями, просто имейте в виду, что приведенное видео со вступительной лекцией – это начало большого плейлиста. Ну и в качестве небольшого бонуса – лекция о том, с чем многие из нас сталкиваются в процессе самоизоляции – о депрессии. Этот 52-минутный ролик можно посмотреть вне очереди, вы точно не пожалеете.

2. Тим Урбан о том, как справиться с прокрастинацией

А это очень личное видео. Оно затрагивает проблему, с которой я борюсь последние лет 15, если не больше – прокрастинация. Здесь главный редактор не даст соврать: фраза «Витя, где текст?» звучит в мою сторону так же часто, как и «Привет, как дела?». Несмотря на тщательную теоретическую подготовку, иногда мне удается справляться с бесконечным откладыванием дел на завтра, а иногда не очень. Но если любое дело, имеющее сравнительно небольшую длительность (будь то написание статьи, обработка фотографий или что-то подобное) рано или поздно будет сделано, то всякие задачи в духе «хорошо бы когда-нибудь выучить японский язык» откладываются на бесконечный срок. Тим Урбан в своем выступлении на TED кратко, но доходчиво рассказывает о том, как быть с разными типами задач и как отучить себя от привычки делать все в последний момент (а-ля ночь перед экзаменом).

Несмотря на то, что в моем случае нет стопроцентного результата, я могу сказать, что ассоциации, которые Тим использует в своей речи (instant gratification monkey и panic monster) сильно помогают понимать процессы, происходящие в голове. И если это не позволило мне победить прокрастинацию раз и навсегда, по крайней мере это помогает мне раз за разом выбираться из этой злосчастной петли. Ну и в качестве бонуса – статья о здравом подходе к выбору профессии, которую Тим опубликовал в своем блоге. Мне не удалось найти русского перевода, поэтому привожу ролик в оригинале и рекомендую в первую очередь студентам, а также тем, кто всерьез устал от нынешней работы и всерьез подумывает о смене сферы деятельности.

3. Семь лекций Ричарда Фейнмана по физике

В 1964 году Ричард Фейнман прочитал курс лекций в Корнелльском университете. Личность Фейнмана интересна сама по себе – чего стоит хотя бы книга «Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман». Но здесь он рассказывает не о забавных случаях из жизни, а о довольно серьезных вопросах физики. В первой лекции, например, он с разных сторон рассматривает закон всемирного тяготения, рассказывает об истории его открытия, а также о том, как можно вычислить массу Земли и других небесных тел. Эта лекция приведена ниже, а все остальные, к сожалению, не оформлены в плейлист, поэтому держите их ссылками: вторая, третья, четвертая, пятая, шестая и седьмая.

В остальных лекциях Фейнман говорит о связи математики и физики, а законах сохранения, симметрии физических законов, разнице между прошлым и будущим с точки зрения физики (особенно интересно), а также о вероятности и неопределенности и поиске новых законов. Этот материал зайдет не каждому, но обойти этот цикл лекций вниманием мы просто не могли.

4. Мэтью Уокер о сне и всем, что с ним связано

Любой житель большого города страдает от недостатка или низкого качества сна, – как вам такое заявление? И все это в конечном итоге ведет к развитию разных болезней и сокращению продолжительности жизни. Большинство из нас прекрасно знает о том, что существует фаза быстрого и медленного сна, знает о том, что спать полезно, и что хорошо бы спать 8 часов. Но на самом деле мы не знаем о сне ничего. Мэтью Уокер рассматривает практически все аспекты влияющие на сон – например, о том, что спать в прохладном помещении полезнее, чем в теплом. А также о том, что на качество сна сильнее всего влияет искусственное освещение. Вы ведь заметили, что каждый уважающий себя смартфон или планшет сегодня предлагает так называемый «ночной режим», в котором экран приобретает характерный желтый, а то и оранжевый оттенок – вот это как раз и нужно для того, чтобы не снижать качество сна.

Связь некоторых вещей со сном совершенно не очевидна. Скажем, люди, работающие в ночную смену в большей степени подвержены ожирению и это слабо зависит от режима питания. А ученики школ, начинающие занятия позже, чем это принято во всем мире, учатся и усваивают материал гораздо лучше. В общем, не буду раскрывать все факты, которые приводит Мэтью Уокер, но обязательно рекомендую посмотреть всем, кто живет в городах и подстраивается под типичный график городского жителя.

10 интересных лекций и интервью, которые помогут продуктивно провести вынужденные выходные

Представляем, как вам надоело слушать бесконечные подробности о пандемии, о мерах, которые принимают разные страны, и последствиях, к которым все это в конечном счете приведет. Но давайте отвлечемся и попробуем узнать что-нибудь новое, полезное и интересное. Кто знает, возможно, сейчас самое подходящее время для того, чтобы заняться самообразованием или, по крайней мере, расширить кругозор, чтобы в видеочатах с друзьями обсуждать что-то более интересное, чем очередное заявление ВОЗ или обращение президента к народу. Сегодня мы предложим вам 10 лекций и интервью, среди которых каждый сможет найти для себя что-нибудь интересное.

Если вам вдруг показалось, что десятка познавательных видеоматериалов – это как-то несерьезно, то я вас «разочарую», некоторые из приведенных лекций легко займут вас на неделю и даже больше. Так что при должном подходе вам будет чем себя занять до самого конца карантина. Если, конечно, его не продлят до конца мая, а то, знаете, сейчас всякого можно ожидать.

⇡#Роберт Сапольски, курс лекций «Биология поведения человека»

Это целый цикл лекций, который с недавних пор доступен на YouTube на русском и совершенно бесплатно. Роберт Сапольски читал этот курс в Стэнфордском университете в 2010 году, однако сам материал не относится к разряду быстро устаревающей информации, поскольку кардинальным образом поведение людей за последние столетия не менялось. Профессор очень подробно рассказывает о том, что влияет на наши поступки, а также объясняет, что определяет различные виды поведения: агрессивное, сексуальное, родительское и так далее. Пусть вас не смущает тот факт, что материал изначально был предназначен для студентов Стэнфорда, — Сапольски объясняет все максимально просто и доступно, поэтому для просмотра не требуется никакой специальной подготовки. Единственное, чем следует запастись, – это время, поскольку весь материал из 24 лекций – это примерно 40 часов, так что его просмотр и переваривание легко может растянуться на две недели.

Мы не будем встраивать все 24 ролика с лекциями, просто имейте в виду, что приведенное видео со вступительной лекцией – это начало большого плей-листа. Ну и в качестве небольшого бонуса – лекция о том, с чем многие из нас сталкиваются в процессе самоизоляции, – о депрессии. Этот 52-минутный ролик можно посмотреть вне очереди, вы точно не пожалеете.

⇡#Майкл Сэндел, гарвардский курс лекций о справедливости

Если лекции Роберта Сапольски у всех на слуху, их постоянно публикуют в блогах и телеграм-каналах, то короткий курс гарвардского профессора Майкла Сэндела не так широко известен — по крайней мере в русскоязычном сегменте интернета. Курс о справедливости насчитывает всего четыре лекции: первая из них называется «Моральная сторона убийства» и начинается с обсуждения широко известной дилеммы с вагонеткой, где нужно сделать выбор о вмешательстве и смерти одного человека и невмешательстве, которое приведет к гибели нескольких. Дальше рассматриваются судебные процессы прошлых лет, реальные истории выживания людей в трудных условиях с постоянными вопросами о том, как бы студенты поступили в такой ситуации.

Как пошутил кто-то в комментариях к одной из лекций, «меня не покидает ощущение, что я смотрю триллер, где в конце лекции профессор будет жрать студента в подвале под классическую музыку». Ну а в качестве побочного задания можно при повторном просмотре лекций (да, вам почти наверняка захочется посмотреть их два или даже три раза) обратить внимание на то, как Майкл Сэндел взаимодействует с аудиторией, и сравнить это с тем, как проходили или проходят лекции в вашем вузе. Почувствуйте разницу.

⇡#Пол Стеметс о пользе грибов, мистических свойствах и разумности

Известный ученый-миколог в гостях у Джо Рогана рассказывает о том, что современная наука знает о грибах в самом широком смысле слова. Впервые я посмотрел этот выпуск года полтора назад, в оригинале, когда еще никто не сделал качественного перевода на русский, и потом пересматривал его еще раз шесть. А затем еще несколько раз пересматривал на русском. Стеметс захватывающе рассказывает о своей работе, открытиях, о взаимодействии с агентами американских спецслужб, а также приводит буквально взрывающие мозг факты. Например, о том, что самый крупный живой организм на Земле – это гриб; о том, как гриб-слизевик в ходе эксперимента оптимизировал систему метро и железной дороги Токио; о том, почему пчелы могут исчезнуть и как грибы помогают им выживать, а также о том, как японские грибы эноки препятствуют развитию рака.

Некоторые виды грибов обладают галлюциногенными свойствами, поэтому запрещены во многих штатах США и в большинстве стран мира, а все научные исследования по этой теме сильно затруднены. Однако благодаря таким людям, как Пол Стеметс в последние годы произошел позитивный сдвиг, поэтому ученый дает еще и небольшой прогноз о том, как грибы могут повлиять на общество, если их применение в медицинских целях будет узаконено. И хотя перевод интервью выполнен превосходно, я все же приведу ссылки на оригинал, а также на второе интервью Рогана и Стеметса, которое состоялось недавно и пока не переведено.

Читать еще:  Generation Zero — почти как новая Fallout

⇡#Дэвид Гоггинс о пути от ленивого толстяка до морского котика

Так вышло, что я сначала прочел книгу Дэвида Гоггинса, которая называлась Can’t Hurt Me, и уже после этого наткнулся на его интервью Джо Рогану, в котором он рассказал примерно то же самое, но в более сжатой форме. Думаю, что этот разговор в первую очередь придется по вкусу тем, кто собирается похудеть или начать заниматься спортом. Однако Гоггинс не дает советов в стиле популярных блогеров, он рубит правду-матку о требовательности к себе и преодолении трудностей без лишних сантиментов. Ну то есть речь идет в основном о мотивации, а не о последовательности действий, которая приведет вас к успеху.

Кто вообще такой Дэвид Гоггинс и почему ему можно верить? В общем-то, простой чернокожий парень из неблагополучной семьи, который из 135-килограммового любителя пончиков и шоколадных коктейлей превратил себя в члена спецподразделения морских котиков ВМС США, а потом в одного из лучших ультрамарафонцев в мире. Ну и конечно, он успел послужить в Ираке и Афганистане, а также установить мировой рекорд по количеству подтягиваний непрерывно в течение 24 часов. А главное, попробуйте, глядя на него, угадать, сколько ему лет, а потом проверить себя в Google. Уверен, вы будете удивлены.

⇡#Тим Урбан о том, как справиться с прокрастинацией

А это очень личное видео. Оно затрагивает проблему, с которой я борюсь последние лет 15, если не больше, – прокрастинацию. Здесь главный редактор не даст соврать: фраза «Витя, где текст?» звучит по моему адресу так же часто, как и «Привет, как дела?». Несмотря на тщательную теоретическую подготовку, иногда мне удается справляться с бесконечным откладыванием дел на завтра, а иногда не очень. Но если любое дело, имеющее сравнительно небольшую длительность (будь то написание статьи, обработка фотографий или что-то подобное) рано или поздно будет сделано, то всякие задачи в духе «хорошо бы когда-нибудь выучить японский язык» откладываются на бесконечный срок. Тим Урбан в своем выступлении на TED кратко, но доходчиво рассказывает о том, как быть с разными типами задач и как отучить себя от привычки делать все в последний момент (а-ля ночь перед экзаменом).

Несмотря на то, что в моем случае нет стопроцентного результата, я могу сказать, что ассоциации, которые Тим использует в своей речи (instant gratification monkey и panic monster), сильно помогают понимать процессы, происходящие в голове. И если это не позволило мне победить прокрастинацию раз и навсегда, то по крайней мере помогает мне раз за разом выбираться из этой злосчастной петли. Ну и в качестве бонуса – статья о здравом подходе к выбору профессии, которую Тим опубликовал в своем блоге. Мне не удалось найти русский перевод, поэтому привожу ролик в оригинале и рекомендую его в первую очередь студентам, а также тем, кто по-настоящему устал от нынешней работы и всерьез подумывает о смене сферы деятельности.

⇡#Вим Хоф о том, как он покорял Эверест в шортах, и о криотерапии с научной точки зрения

Вим Хоф по прозвищу Ледяной Человек в своей жизни сделал множество безумных вещей. Например, ему удалось покорить Эверест в шортах (буквально), а также пробежать марафонскую дистанцию в пустыне Намиб без воды, полумарафонскую – босиком по снегу при температуре –30 градусов и задержать дыхание на 7 минут подо льдом. Впечатляет, правда?

В ходе двухчасовой беседы Хоф подробно говорит о том, как на нас влияет дыхание, какие дыхательные техники стоит попробовать, а также о том, как правильно закаляться, что нужно и не нужно делать при простуде и так далее. Отдельно стоит отметить огромное количество ссылок в описании под видео и всплывающих подсказок во время интервью. То есть это не просто перевод, а полноценная адаптация материала для широких масс. В общем, это тот редкий случай, когда я рекомендую вам посмотреть материал в переводе, а не в оригинале.

⇡#Семь лекций Ричарда Фейнмана по физике

В 1964 году Ричард Фейнман прочитал курс лекций в Корнелльском университете. Личность Фейнмана интересна сама по себе – чего стоит хотя бы книга «Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман». Но здесь он рассказывает не о забавных случаях из жизни, а о довольно серьезных вопросах физики. В первой лекции, например, он с разных сторон рассматривает закон всемирного тяготения, рассказывает об истории его открытия, а также о том, как можно вычислить массу Земли и других небесных тел. Эта лекция приведена ниже, а все остальные, к сожалению, не оформлены в плей-лист, поэтому держите их ссылками: вторая, третья, четвертая, пятая, шестая и седьмая.

В остальных лекциях Фейнман говорит о связи математики и физики, о законах сохранения, симметрии физических законов, разнице между прошлым и будущим с точки зрения физики (особенно интересно), а также о вероятности и неопределенности и поиске новых законов. Этот материал зайдет не каждому, но обойти этот цикл лекций вниманием мы просто не могли.

⇡#Мэтью Уокер о сне и всем, что с ним связано

Любой житель большого города страдает от недостатка или низкого качества сна – как вам такое заявление? И все это в конечном итоге ведет к развитию разных болезней и сокращению продолжительности жизни. Большинство из нас прекрасно знает о том, что существует фаза быстрого и медленного сна, знает о том, что спать полезно и что хорошо бы спать 8 часов. Но на самом деле мы не знаем о сне ничего. Мэтью Уокер рассматривает практически все аспекты, влияющие на сон, – например, он говорит о том, что спать в прохладном помещении полезнее, чем в теплом. А также о том, что на качество сна сильнее всего влияет искусственное освещение. Вы ведь заметили, что каждый уважающий себя смартфон или планшет сегодня предлагает так называемый ночной режим, в котором экран приобретает характерный желтый, а то и оранжевый оттенок – вот это как раз и нужно для того, чтобы не снижать качество сна.

Связь некоторых вещей со сном совершенно не очевидна. Скажем, люди, работающие в ночную смену, в большей степени подвержены ожирению, и это слабо зависит от режима питания. А ученики школ, начинающие занятия позже, чем это принято во всем мире, учатся и усваивают материал гораздо лучше. В общем, не буду раскрывать все факты, которые приводит Мэтью Уокер, но обязательно рекомендую посмотреть ролик всем, кто живет в городах и подстраивается под типичный график городского жителя.

⇡#Кен Робинсон о том, как школы убивают креативность в детях

Одно из самых старых и самых популярных выступлений на TED – 64 миллиона просмотров на официальном сайте конференции и еще 18 миллионов просмотров на YouTube. Некоторые выступления с TED посвящены актуальным событиям, поэтому быстро устаревают, но к речи Кена Робинсона это не относится, поскольку он говорит о ключевых проблемах системы образования в США. Впрочем, эти проблемы в той же степени относятся и к советским/российским школам и университетам, да и вообще почти ко всем. Думаю, что этот ролик будет особенно интересен молодым родителям, а также тем, кто всерьез задумывается о домашнем или альтернативном обучении.

Сэр Робинсон говорит о том, что точные науки (математика, физика) получают приоритет и считаются более важными, чем предметы вроде музыки, танцев или рисования, и о том, что такое разделение в корне неверно. Думаете, что звучит глупо? Мне тоже так казалось, но после просмотра этого выступления вы будете думать иначе. Стоит отметить, что ролик на английском, однако вы можете включить русские субтитры, чтобы все понять. Но тот, кто нормально воспринимает английский на слух (с английским же акцентом), получит огромное удовольствие от чувства юмора сэра Робинсона и его стиля повествования. Ну и остается добавить, что сэр Робинсон выступал на TED несколько раз – и его следующий рассказ не менее интересен.

⇡#Джеймс Витч о том, что происходит, когда вы отвечаете на спам-письмо

Ну и напоследок – что-нибудь смешное и несерьезное из архива TED. Да, вы удивитесь, но на этой конференции бывают очень смешные выступления, и даже выдающиеся в этом плане. Например, Джеймс Витч рассказал историю о том, как он однажды ответил на типичное нигерийское письмо. Одним ответом дело не ограничилось, и вместо простого и очевидного решения – игнорировать письмо и жить дальше – Джеймс превратил это в уморительную переписку.

Опять же, привожу ролик на английском, но в настройках вы можете включить русские субтитры, которые позволят вам полностью понять автора. А потом, я гарантирую, вам будет сложно удержаться, чтобы не ответить на очередное письмо от африканского принца и не провернуть что-то подобное самостоятельно.

⇡#Вместо заключения

На сегодня это все. Надеюсь, каждый нашел себе что-то по душе. По традиции просим вас делиться собственными открытиями среди лекций и интервью в комментариях. Ну и если вы вдруг пропустили предыдущие карантинные материалы на 3DNews, то рекомендую вам ознакомиться с двумя: 20 интересных лонгридов, которые не дадут умереть от скуки на длинных выходных и Пока все дома: обзор 20+ веб-сервисов для самообразования.

Как провести выходные: 10 советов от суперэффективных людей

Валяетесь все выходные на диване? Пора всё менять. Берите пример с успешных людей. С очень успешных людей. Мы подготовили для вас статью с описанием привычек суперуспешных людей.

Я прочитал множество статей о том, чем занимаются успешные люди в свои выходные. Хотите знать секрет? На выходных они делают то же самое, что и в будние дни. Ещё Аристотель говорил:

Мы являемся тем, что постоянно делаем.
Совершенство, следовательно, не действие, а привычка.

В статье представлены 10 привычек успешных, очень успешных людей.

1. Роберт Игер: просыпайтесь рано

Главный исполнительный директор студии Disney встаёт каждый день в 4:30 утра. Успешные люди не валяются в постели до двух дня по воскресеньям. И даже не до 11 часов. Исследования показали, что наш мозг наиболее активно работает 2–4 часа после пробуждения. Вставайте в выходные пораньше, и у вас будет преимущество перед всем миром.

2. Бенджамин Франклин: имейте план

Судя по всему, этот отец-основатель каждое утро задавал себе вопрос:

Что хорошего я должен сделать сегодня?

Успешные люди осознают всю важность даже ежедневных задач. И выходные не исключение. Конечно, в выходной можно и отдохнуть. Но это не повод забивать на всё.

3. Тимоти Феррис: не нужно быть многозадачным

Многие считают, что чем больше задач одновременно они выполняют, тем продуктивнее они используют своё время. К сожалению, это не так. Успешные люди знают, что мультизадачность — это верный путь к снижению эффективности и продуктивности. Феррис рекомендует ставить на день не более двух задач для достижения наибольшей продуктивности.

4. Анна Винтур: будьте активны

Главный редактор Vogue поставила перед собой задачу каждый день в течение одного часа играть в теннис. И она такая не одна. Ричард Бренсон активно занимается кайтсёрфингом. Четвёртый богатейший человек в Индии — серийный марафонец. Успешные люди понимают важность активного тела для активного мозга. И выходные для этого не исключение.

5. Стив Джобс: расставьте приоритеты

Вещи не должны изменить мир, чтобы стать чем-то важным.

Выходные — это время напомнить себе о забытых мелочах, обрести гармонию между работой и личной жизнью. Проведите время с друзьями, детьми, партнёром или семьёй. Это не увеличит ваши доходы и не продвинет вверх по карьерной лестнице. Но это не уменьшает значимость такого времяпрепровождения. Даже нынешний президент США делает всё возможное, чтобы выкроить время для ужина со всей семьёй.

6. Уоррен Баффет: найдите время для хобби

Его можно назвать лучшим инвестором XX века, но в своё свободное время он любил играть на гавайской гитаре. Чаще всего успешные люди — люди интересующиеся. И их хобби тому доказательство. Конечно, субботняя игра в гольф может быть отличным способом наладить необходимые связи. Но даже «сольные» хобби, такие как вязание (Мерил Стрип) или рисунки маслом (Джордж Буш) могут помочь в достижении успеха путём поощрения творчества или же снятия стресса.

7. Опра: практикуйте спокойствие

Самая сильная личность 2013 года по мнению Forbes всё ещё находит время посидеть в тишине 20 минут два раза в день. Эта некогда самая страшная тайна йогов стала достоянием общественности. И даже мир корпораций признаёт всю силу и необходимость медитаций для повышения производительности труда, снижения стресса и поддержания хорошего состояния организма. Очень часто выходные оказываются более насыщенными, чем будни. Ведь мы стараемся успеть всё за всего лишь 48 часов. И тем не менее успешные люди всегда найдут время для 20-минутной тишины.

8. Билл Гейтс: оставьте время на размышления

Основатель Microsoft когда-то хорошо сказал:

Праздновать успех — это хорошо, но более важно извлекать уроки из неудач.

Размышления должны быть ежедневной практикой. И выходные — это прекрасная возможность сделать шаг назад и оценить прошедшую неделю.

9. Джек Дорси: подготовьтесь к следующей неделе

Основатель Twitter известен тем, что работает по 16 часов в день. Но в субботу он отдыхает. Он гуляет. А потом в воскресенье, как и Билл, размышляет и готовится к следующей неделе. Писательница Лора Вандеркам говорит, что успешные люди знают, что выходные — это секретное оружие профессионального успеха. Нужно готовиться в воскресенье, чтобы ударить по понедельнику.

10. Jay-Z: не сбавляйте набранной скорости

Очень и очень успешный рэп-артист создал целую музыкальную империю. Секрет успеха в том, чтобы никогда не расслабляться. Даже когда спите. Невозможно стать успешным, имея в кармане лишь одно желание. Нужно долго и упорно работать. И даже на выходных. Работа 24/7 — формула успеха.

Читать еще:  «Ростелеком» поможет Tele2 в строительстве и модернизации сотовой сети

Как проживать день максимально продуктивно

Блогер Здравко Цвийетич рассказал о том, как прожить день максимально продуктивно и добиться своих целей.

Представьте самого успешного человека, которого вы знаете. Почему ему удалось добиться таких высоких результатов? Он научился эффективно использовать время, чтобы вырабатывать правильные привычки и выполнять действия, которые помогут ему достичь своих целей.

Что общего у вас с этим человеком? У вас, как и у него, есть 24 часа в день на развитие. Когда вы просыпаетесь утром, неважно, кем вы были вчера, вы начинаете все с чистого листа. Вы должны научиться полностью контролировать и направлять свою жизнь. Вот несколько советов и методик, как освободить свое время и использовать его более эффективно.

Как освободить свое время

Определите, сколько времени тратите сейчас

Мы живем в эпоху отвлечений. Поэтому мы должны обращать внимание на то, чем занимаемся и на что тратим свободные часы. Определите, на что у вас уходит больше всего времени (занятия, которые никак не помогут вам добиться вашей цели).

Будьте честны с собой. Оцените, как часто сидите в социальных сетях, смотрите YouTube или телевизор. Это не значит, что вам нужно сразу от всего этого отказаться. Вы просто должны понимать, как распоряжаетесь своим временем. Только вам выбирать, во что инвестировать свое время.

Оптимизируйте сон и просыпайтесь раньше

Выберите лучшее время, когда стоит ложиться спать и когда просыпаться. Попробуйте разбить свой сон на циклы, которые будут длиться по 90 минут. Это будет выглядеть примерно так: 1,5 часа > 3 часа > 4,5 часа > 6 часов

У вас было такое, что после одиннадцати часов сна вы все равно чувствовали себя невыспавшимся? Потому что вы проснулись посреди цикла.

Или как после трех часов сна вы чувствовали себя бодрым и полным энергии? Опять-таки, циклы.

Выработав привычку просыпаться рано, вы сможете несколько часов уделять себе и своим целям. Вот несколько советов, как это сделать:

  • Ложиться спать в одно и то же время
  • Постепенно просыпаться раньше (Если сейчас вы просыпаетесь в восемь утра, а хотите в шесть, начните с 7:50, затем – 7:40 и продолжайте в том же духе, пока не добьетесь желаемого результата)

В первое время вы можете чувствовать спад энергии, но это нормально: так ваше тело привыкает к новому расписанию. В таких случаях попробуйте поспать 20-30 минут.

Используйте с пользой «мертвое время»

Мертвое время – время, потраченное на занятия, которые не требуют серьезных умственных усилий. К таковым относятся, например, покупка продуктов или тренировки в спортзале. Попробуйте в такие моменты заниматься еще чем-то полезным. Например, слушайте аудиокниги, подкасты, практикуйте языки в Duolingo или Memrise.

Как эффективно использовать время

Установите цели

Вы должны с умом распоряжаться своими ресурсами. Если вы не установите цели, вы просто будете тратить время впустую. Поэтому очень важно правильно распределять свои ресурсы. Вы должны знать, к чему стремитесь.

Цели работают, как объектив камеры. Если вы правильно направите объектив и настроите фокус, у вас получится четкая фотография. Если нет – фотография будет размытой.

Попробуйте планировать на год вперед; установите три-пять главных целей для самых важных аспектов вашей жизни (работа, здоровье, отношения, личный рост, путешествия). Ваши цели должны быть конкретными. Все, что вам нужно сделать, – записать их на лист бумаги и начать к ним двигаться.

Определите занятия, которые при минимальных усилиях принесут максимальный результат

Тут вы можете применить закон Парето или принцип 20/80. Согласно этому принципу, 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата.

Задайте себе вопрос:

Если бы я мог целый день заниматься одним делом из списка, какое бы из них принесло мне максимальную пользу и приблизило бы к цели?

Затем задайте себе второй вопрос:

Если бы я мог выполнить еще одну задачу из списка, что бы это было?

Наконец, спросите себя про третью задачу.

Придумайте утренний ритуал

Эффективный утренний ритуал – это отличный способ начать свой день. Он должен состоять из наиболее полезных занятий, которые помогут вам достичь целей.

Например, если вы хотите начать вести блог, вы должны писать как минимум одну статью в неделю. Попробуйте писать что-то каждое утро по 30-60 минут. Вот несколько советов, как сделать утренний ритуал еще более эффективным:

Пейте воду

Ваше тело только что пережило шесть-восемь часов без воды. Дайте ему возможность восстановиться.

Сделайте что-то хорошее

Сделайте что-то, чем будете гордиться – например, заправьте постель.

Занимайтесь спортом

Лучше всего начать день с зарядки.

Делегируйте, устраняйте или автоматизируйте задачи

Обычно мы думаем, что можем сделать все сами. Найдите среди всех своих задач те, которые не приносят никакой пользы. Выберите, какие из них вы можете делегировать кому-то другому. Подумайте, можете ли вы убрать некоторые дела из своего списка или автоматизировать их.

Например, Здравко Цвийетич каждый день тратил как минимум два часа на приготовление еды. Он решил сэкономить это время и стал заказывать доставку из ресторанов. Освободив эти два часа, он мог заниматься полезными делами, которые помогли бы ему добиться целей в будущем.

Заблокируйте время или «поставьте в календарь встречу с самим собой»

Проводите время наедине с собой и позаботьтесь о том, чтобы вас в такие моменты не беспокоили. Используйте эту возможность для того, чтобы сфокусироваться на действиях, которые помогут вам в достижении будущих целей.

Разбивайте работу на периоды

Это довольно интересный совет. Вы можете воспользоваться методом «Помидора». Техника предполагает разбиение задач на 25-минутные периоды, сопровождаемые короткими перерывами. Это поможет максимально увеличить вашу продуктивность и не перегореть.

Войдите в поток

Поток – это время, когда вы полностью погружены в задачу и на сто процентов сфокусированы. Очень важно понимать, над чем вы работаете, и что это поможет вам достичь целей в будущем. Совет: один из лучших способов войти в поток – найти подходящую музыку.

Дневной сон – это важно

Конечно, после выполнения серьезной задачи вам нужен будет отдых. В таком случае найдите тихий уголок в офисе или дома и закройте глаза. Необязательно именно засыпать, просто позвольте своему телу расслабиться.

Помните про временной буфер

Временной буфер охраняет нас от всего, что может пойти не по плану. Если вам назначили встречу на 15:00, придите в 14:45. Просто на всякий случай. Если вам нужно сдать проект к 1 июля, закончите его к 28 июня.

Не переживайте, если что-то идет не по плану

Даже если вы станете экспертом в области тайм-менеджмента, вы все равно будете сталкиваться с непредвиденными обстоятельствами. Обычно это не будет зависеть от вас. Если кто-то опаздывает на встречу с вами, для начала выдохните. Воспользуйтесь этим моментом, чтобы почитать книгу или послушать подкаст.

Следите за тем, на что тратите время

Следите за своими основными занятиями на протяжении всей недели, а затем оценивайте их важность. Так вы сможете увидеть причины неэффективности и исправить это в следующий раз.

Оцените свои результаты

Раз в неделю выделите тридцать минут на то, чтобы оценить свои текущие результаты. Что было продуктивным? Фокусируйтесь больше на этом. Что было неэффективным? Делегируйте это, устраняйте или автоматизируйте.

Выделите один день на рутинные дела

Посвятите один день рутинным делам – например, покупке продуктов или уборке квартиры.

Говорите «нет» собраниям, которые не имеют определенного результата

На прошлой работе Здравко Цвийетич постоянно перед собраниями задавал коллегам вопрос, каков будет их результат, и если такового не было, он просто туда не приходил либо приходил только тогда, когда обсуждались именно его задачи. Таким образом он не тратил время на бесполезные дела и занимался чем-то более важным.

Говорите «нет» электронной почте, пока не закончите с утренним ритуалом

Не проверяйте электронную почту чаще двух раз в день.

Говорите «нет» вещам, которые не совпадают с вашими целями

Очень важно научиться говорить «нет» и таким образом делать свою жизнь проще. Помните: вы не говорите «нет» другим, вы говорите «да» себе.

Награждайте себя

Ваша жизнь не должна быть распланирована до последней минуты. После продуктивной недели отдохните.

Выработайте ночной ритуал

У вас был очень продуктивный день. Вам пора отдохнуть. Вспомните о том, что приятного или хорошего произошло днем.

Технологический детокс

За час до сна выключите ноутбук, телефон и другие электронные устройства. Поговорите с любимым человеком, почитайте книгу или подготовьтесь к завтрашнему дню – подумайте о своих задачах, что наденете и где пообедаете.

Вывод

На выработку этих привычек у вас может уйти несколько лет, но поверьте, результаты будут ошеломляющими. Вы должны понимать, что не вернете потраченное время, поэтому проживайте каждый день максимально продуктивно. Конечно, вы не сможете выполнять все эти советы идеально и вы не должны к этому стремиться.

Думайте о маленьких вещах, которые вы можете контролировать. Вы сами решаете, когда просыпаться, когда выполнить первый, второй пункты из своего списка. Когда вы делаете эти маленькие вещи, все остальное больше не имеет значения, другие проблемы больше не под вашим контролем и вам не нужно о них переживать.

Попробуйте применить эти техники на практике и вы увидите, что можете достичь намного большего.

Как продуктивно проводить выходные: 10 главных правил

Если вы уже умеете продуктивно работать, это еще не залог успеха. Не менее важно научиться хорошо провести выходной — так, чтобы время не уходило впустую. Многие успешные люди умеют организовывать свои выходные, придерживаясь ряда определенных правил, которые позволяют им начинать свою рабочую неделю с максимума производительности. Мы обнаружили, что все эти правила схожи между собой, и выделили для вас 10 самых главных.

Содержание

1. Не работайте

С распространением цифровых технологий граница между буднями и выходными стала стираться. Во-первых, теперь проще решить недоделанные задачи из дома. Во-вторых, благодаря мобильным телефонам и мессенджерам каждый из нас почти всегда на связи с коллегами и руководителям. Но если не проводить границу между рабочим и личным временем, вы никогда по-настоящему не отдохнете. Мозгу нужно время, чтобы перезарядиться. Поэтому постарайтесь в выходные отвлечься от дел. Если полностью отключиться от работы все-таки невозможно, попробуйте выделять на выходных отдельные часы, когда вы будете просматривать рабочую почту и отвечать на звонки, и строго следуйте этому расписанию.

2. Сведите к минимуму домашнюю работу

Домашние дела имеют свойство накапливаться и к концу недели угрожают полностью заполнить все ваши выходные. Более того, многие домашние дела по затратам времени и ресурсов очень близки к работе, что не позволяет вам отдохнуть и накопить энергию. Чтобы хорошо провести выходной, относитесь к домашним делам так же, как к рабочим задачам: планируйте их, распределяйте в течение недели, переносите на следующую.

3. Выделяйте время для размышлений

Еженедельная рефлексия — мощный инструмент вашего саморазвития и позитивных изменений в жизни. Используйте выходные, чтобы подумать над теми факторами, которые оказывают влияние на отрасль, в которой вы работаете, на вашу компанию и на ваши задачи. Не отвлекаясь на рабочую рутину, которой вы заняты с понедельника по пятницу, вы можете увидеть вещи в новом ракурсе. Используйте это понимание, чтобы изменить ваше видение предстоящей недели и повысить эффективность работы.

4. Занимайтесь физическими упражнениями

Нет времени заниматься в будни? У вас есть дополнительные 48 часов на выходных. Физические упражнения не только положительно влияют на ваше тело и снижают уровень гормонов стресса, но и стимулируют вашу креативность. Многие успешные предприниматели и изобретатели хорошо это знают — лучшие идеи приходили к ним именно тогда, когда они занимались физической активностью на свежем воздухе. Активные физические упражнения способствуют выработке эндорфинов и улучшают работу мозга.

5. Уделяйте время своим увлечениям

Занятия своим хобби на выходных — отличный способ справляться со стрессом и сделать свой ум более гибким и подвижным. Такие вещи, как игра на музыкальных инструментах, чтение, занятия живописью или даже игра в футбол с детьми помогут вам развить различные способы мышления и принесут огромные дивиденды в течение следующей рабочей недели.

6. Проводите выходные с семьей

Время, проведенное на выходных со своей семьей, поможет вам набраться сил и качественно отдохнуть. Рабочие будни могут быть настолько загруженными, что вы практически не видетесь с домашними. Не позволяйте этой ситуации повторяться и на выходных. Сводите детей на прогулку в парк, сходите со своей супругой или супругом в ресторан, навестите родителей. Вы будете рады, что сделали это.

7. Устраивайте мини-приключения

Купите билеты на концерт или забронируйте новый отель, который открылся только недавно. Вместо того, чтобы бегать по дорожке в спортзале, отправьтесь в поход. Попробуйте заняться тем, что вы никогда не делали (или делали, но очень давно). Исследования показывают, что ожидание удовольствия повышает его ценность для человека. Предвкушение интересного события, запланированного на субботу, будет поддерживать ваше хорошее настроение в течение всей недели.

8. Вставайте в одно и то же время

Большой соблазн — отоспаться на выходных за всю рабочую неделю. Однако это дает лишь кратковременный эффект, поскольку нарушит ваш режим сна. Во время сна мозг человека последовательно проходит через серию фаз (так называемые циркадные ритмы сна), чтобы проснуться отдохнувшим и свежим. Одна из этих фаз включает в себя подготовку к пробуждению, поэтому часто люди просыпаются еще до того, как их будильник прозвенел. Когда на выходных вы позволяете себе поспать дольше обычного, в конечном итоге вы можете почувствовать себя днем разбитым и уставшим. Это не только испортит ваш выходной день, но еще и скажется на продуктивности в понедельник, поскольку мозг не будет готов просыпаться в обычное время. Если в будни вам не хватает времени, чтобы выспаться, лучше просто ложитесь спать пораньше.

9. Отводите утром время «для себя»

Бывает непросто выкроить время «для себя» на выходных, особенно если у вас есть семья. Займитесь прямо с утра той деятельностью, которой вы больше всего увлечены – это придаст вам ощущения счастья, наполненности жизни и чистоты мышления. Это также хороший способ поддержать свои циркадные ритмы, поскольку он стимулирует вас вставать в то же время, что и по будням. Согласно исследованиям, мозг достигает пика своей производительности через два-четыре часа после пробуждения, поэтому встаньте пораньше, чтобы посвятить это время физической активности, а потом приступайте к интеллектуальной деятельности.

Читать еще:  24 000 приложений из Google Play подвергли риску данные пользователей

10. Готовьтесь к предстоящей неделе

Вечером воскресенья полезно начать задумываться о рабочей неделе, чтобы утро понедельника не застало вас врасплох. Приведите в порядок свои бумаги, наметьте план дел на неделю, проверьте статус по проектам. Всего 30 минут, посвященных планированию, принесут вам значительный выигрыш в производительности и помогут избежать непредвиденных и стрессовых ситуаций. Кроме того, это подходящее время, чтобы доделать то, что вы не успели на прошлой неделе – в это время никто не будет отвлекать вас просьбами и звонками.

Получите карьерную поддержку

Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.

Подписаться на карьерную рассылку

Подписывайтесь на рассылку и получайте карьерные советы — от выбора индустрии и компании до лайфхаков по самоорганизации и развитию коммуникативных навыков.

Как читать лекции — интересно и эффективно

Оказывается, читать лекции интересно и эффективно можно и нужно. Главное – делать это грамотно. Приемы и принципы изложения материала, описанные в этой статье, помогут участникам лекции не заснуть и сделают монолог лектора любимым моментом занятия для его слушателей.

Сущность и структура

Знаменитая Мышь из книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» в ситуации, когда героиня промокла и замерзла в море собственных слез, задается актуальным вопросом: «Что суше всего?». И уверенно сама себе отвечает: «Лекция». Лекция (лат. lectio– чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме. Думается, что большинство современных классных руководителей в поиске эффективных методов проведения классного часа обратят свой взор на лекцию в последнюю очередь. Лекция рассматривается как аналог знаменитой педагогической «беседы», когда дети молчат, а взрослый вещает. Только ленивый не критикует последние десятилетия эти самые «беседы», призывая педагогов к интерактивным, живым, проблемным формам общения с детьми и подростками. А между тем мини-лекция или монолог взрослого могут быть весьма поучительны, не занудны, могут определенным образом включать школьников в размышление на заданную тему и даже рождать у них ощущение сопричастности, собственной активности.

Принципы организации эффективной лекции

Каковы же принципы организации и структура эффективной лекции? Сформулируем несколько важнейших требований.

Во-первых, ее тема должна быть содержательно точно связана с темой, целью встречи с ребятами.

Во-вторых, материал лекции должен быть ожидаем, востребован участниками. Этот интерес к содержанию может быть сформирован непосредственно перед монологом с помощью проблематизирующих процедур либо может исходить из каких-то личных (например, возрастных) потребностей участников.

В-третьих, лекция должна быть целостной, хорошо структурированной, имеющей четкое начало, середину и финал. В качестве финала может быть обобщение, вывод, запрос на личную позицию участников (переход к обсуждению или принятию группового решения), перевод разговора в практическую плоскость группового действия.

В-четвертых, лекция должна быть достаточно короткой, максимально – 15–20 минут.

В-пятых, как бы лекция ни была коротка, она должна опираться на те или иные визуальные образы в виде слайдов, схем и т.п., помогающие слушателям удерживать содержание лекции как целое.

Этапы лекции

В эффективной лекции, как технологически выстроенной процедуре, выделяют три основных этапа: вступление, основную часть и заключение.

Задачи первого этапа – мотивация, включение внутренней активности участников, а также определение предмета монолога, постановка целей и описание образа результата. Задача второго этапа – раскрытие содержания, предоставление необходимой и достаточной информации для достижения цели монолога.

Задача третьего этапа – фиксация полученного результата, оценка состояния слушателей, «закрытие» ситуации, перевод ее в режим обсуждения или обучения.

Методическое обеспечение

В методическом оснащении эффективной лекции можно выделить методы и приемы, так сказать, сквозного характера, проходящие через все этапы ее проведения, и методы организации отдельных этапов работы.

Сквозные приемы

Все этапы эффективной лекции связывает между собой прием, имеющий в разных источниках разное название. В нашем случае мы обозначаем его как «Правило американского капрала. Часть 1, часть 2 и часть 3». В целом данное правило может быть сформулировано в виде следующей формулы:

Часть 1. Расскажите слушателям, о чем вы хотите им рассказать.

Часть 2. Расскажите слушателям все то, что вы хотели им рассказать.

Часть 3. Расскажите слушателям, о чем вы им только что рассказали.

Таким образом, на этапе вступления это правило разворачивается как анонс, изложение краткого содержания будущей лекции, на этапе основного содержания – как изложение материала во всем его объеме, на этапе заключения – как резюмирование.

Приемы «Проблемный вопрос» и «Загадка» применяются на этапе вступления для мотивации слушателей и актуализации имеющегося у них опыта или знаний по теме монолога ведущего. На этапе заключения к заданным вопросам необходимо вернуться с тем, чтобы слушатели смогли ответить на проблемный вопрос (вопросы) или дать свою версию отгадки. Как вариант могут использоваться незаконченные предложения, фразы с пропусками слов и др.

Приемы для этапа вступления

Задачи, стоящие перед лектором на этапе вступления, могут быть решены с помощью целой группы приемов, которые могут применяться как в комплексе (несколько, в определенной последовательности), так и по отдельности.

«Факт к месту» – прием, позволяющий предварить основное содержание свежим примером, случаем, актуальной общественной информацией (той, что у всех на слуху), которые тематически или ассоциативно связаны с темой лекции. Ведущий может начать словами: «Идя на встречу с вами, я случайно увидел…», «Вчера по телевизору услышал потрясающую новость о том, что…» и т.д.

«Парадоксальное цитирование» предполагает приведение ведущим двух тематических цитат (или двух групп цитат), которые отражают противоположные точки зрения на предмет монолога.

В более простом варианте можно начать с цитаты (афоризма, поговорки), которые ярко задают тему, показывают ее неоднозначность, раскрывают известное с новой стороны.

(Именно такой прием был применен в начале этой статьи!)

Прием «Незаданный вопрос» предполагает, что ведущий, сделав небольшое вступление-размышление к теме, формулирует в качестве вопроса основную проблему лекции, предваряя этот вопрос словами типа «И мы можем спросить себя…», «Что же делать человеку в этой ситуации?», «Невольно возникает вопрос…». Для того чтобы слушатели могли присоединиться к вопросу и заинтересоваться поиском ответа, очень важно сформулировать его на языке аудитории, попав в возраст, стилистику, лексику.

«Блиц-опрос» применяется, когда имеет смысл выяснить уровень осведомленности слушателей по тому или иному вопросу, наличие у них определенного жизненного опыта, точки зрения по какому-либо поводу. Опятьтаки – в мотивационных целях. Для блиц-опроса чаще всего используются закрытые вопросы с вариантами ответа, и слушателям предлагается отвечать, поднимая руку, располагая большой палец вверх или вниз, поворачивая ладонь одной или другой стороной, хлопая в ладоши и т.п. Открытые вопросы используются реже, так как они предполагают свободные нерегламентированные ответы слушателей, что может затянуть лекцию, нарушить темповые характеристики ситуации, созданной ведущим.

Способы подачи основного содержания

Главная задача этого этапа – донести до слушателей идею, мысль, ради которой затевался монолог. Для этого необходимо подобрать такой метод подачи информации, который в наибольшей степени способствовал бы пониманию, не вызывал отторжения, протестных реакций, помогал бы расслышать за потоком слов главное – ценностную идею. Существует несколько различных методов, позволяющих эффективно организовать процесс понимания информации. Выбор конкретного способа зависит от возраста слушателей, уровня их мотивации и компетентности в конкретной теме, сформированности интеллектуальных способностей.

Первые три метода, описанные далее – индуктивный, дедуктивный и по аналогии, – применяются для проведения доказательства той или иной идеи.

Индуктивный метод (от частного – к общему) предполагает постепенное, поэтапное раскручивание идеи, продвижение от простых примеров и понятных слушателям фактов к более сложным обобщениям, в том числе абстрактным ценностным понятиям добра, зла, веры, справедливости, истины. Скажем, педагог приводит ученикам различные примеры проявления милосердия в современном мире, не называя самой ценности, затем обобщает разные примеры (помощь пожилым, поддержка больных детей, защита прав переселенцев) и, наконец, вводит понятие самой ценности, дает определение милосердия. Метод хорош в работе с группой, неготовой к сложной интеллектуальной работе (не настроенной на нее), но доверяющей ведущему. Интеллектуально продвинутые подростки и взрослые люди часто сопротивляются такому способу доказательства, так как у них возникает ощущение, что ими манипулируют, не давая возможности увидеть альтернативные решения.

При дедуктивном методе (от общего – к частному) слушателям сначала предлагается общий вывод, а затем его разнообразные подтверждения. Например, размышляя о свободе, взрослый сначала формулирует свой главный тезис: «Свободы не бывает без ответственности», а затем приводит примеры из разных сфер жизни человека, фильмов, художественных произведений, которые с разных сторон подтверждают его. При дедуктивном методе можно идти и от опровержения, если использовать способ доказательства от противного: «Предположим, что наше утверждение неверно. В этом случае…». Этот метод привлекателен для интеллектуально развитых, замотивированных участников. Метод приглашает их к соразмышлению, ставит в активную позицию.

Метод аналогии (параллели, сопоставления) применяется в тех случаях, когда в опыте слушателей существует представление о сходном по своей сути процессе, явлении и они, слушатели, способны осуществлять умозаключение по аналогии. Довольно часто, работая с подростками, мы обращаемся к аналогиям, связанным с природными явлениями, несложными техническими процессами. Неграмотное применение метода аналогии может привести к полному фиаско монолога ведущего: аналогия может оказаться недоступной, непонятной участникам, и в этом случае они не смогут понять саму идею ведущего.

Следующие три метода – концентрический, ступенчатый и хронологический – это различные варианты подачи информации слушателям для их самостоятельных размышлений или последующих действий. Или просто – для сведения, пополнения копилки знаний.

Концентрический метод устроен по типу кластера. Применяется для изложения материала, в структуре которого понятная глубокая классификация. Материал убедительным для слушателей образом делится на несколько смысловых частей, при этом каждая часть имеет одну и ту же содержательную глубину. Так, говоря с детьми о любви, педагог может перечислить виды любви, а затем каждому виду дать характеристику по одной и той же схеме. Это поможет слушателям увидеть разные виды любви (родительская, романтическая, супружеская, к родине) в сравнении. Если материал, который нужно донести, действительно устроен таким образом, метод кластера очень хорош. Он помогает поочередно излагать блоки материала, при этом можно делать остановки, так как у слушателей довольно быстро формируется представление о структуре материала, ее необходимых разделах. Это происходит особенно быстро и естественно для слушателей, если ведущий, помимо слов, использует графические изображения кластера.

Ступенчатый метод представляет собой последовательное изложение информации. При этом в последовательности может быть определенная закономерность, а может и не быть ее. Например, рассказывая о том, как устроен современный город, педагог может выделить отдельные характеристики города, а затем в свободном порядке раскрывать каждую из них, при этом не придерживаясь единой схемы. Это один из наиболее трудных для понимания способов подачи материала, но иногда он является единственно возможным. Тогда нужно обязательно подумать о том, как помочь слушателям удержать целое в разнообразии излагаемых частей. И вообще помочь им понять, зачем им все эти факты и «фактики».

Исторический метод предполагает хронологический порядок. Факты и события рассказываются в исторической последовательности: с чего все началось, как развивалось, что когда появилось… В хронологическом порядке не обязательно должна присутствовать некоторая логика, непосредственно выводящая ведущего или слушателей к гипотезе или готовому выводу, почему все было именно так и что будет дальше. Она может быть, а может и отсутствовать. Например, в истории олимпийского движения нет особенных закономерностей. Важно просто рассказать, как это было. Вопрос, почему именно так, в данном случае не имеет ответа. А вот в истории развития взглядов людей на искусство, например живопись, определенные закономерности есть. Важно понимать, что хронологический метод изложения является интеллектуальным вызовом для мотивированных слушателей (найти, раскопать закономерность) и, напротив, может вызывать раздражение и еще больше снижать мотивацию у тех, у кого она и так не была высока.

Приемы для этапа заключения

На этапе заключения, помимо возврата к мотивирующим и проблематизирующим процедурам этапа вступления в монолог, помимо третьей части «Правила американского капрала», могут применяться специальные приемы, направленные на подведение итогов, включение нового материала в эмоциональный опыт участников.

«Рамка» – процедура, которая обязательно используется в тех случаях, когда не применялось «Правило американского капрала». Итак, говорит ведущий, мы начали с вами с того, что…, мы рассмотрели…, мы увидели и пришли к выводу… В целом можно говорить о том, что… Ведущий своими словами как бы обрамляет основное содержание своего монолога, подчеркивая главное, помогая сделать вывод.

ЖЭТ (прием «жирной эмоциональной точки») позволяет связать всё то, о чем до этого говорилось, с яркой эмоциональной реакцией, естественно, положительной. Это может быть анекдот, вызвавший общий смех, но не уводящий группу в посторонние разговоры, яркие заключительные кадры фильма или другие зрительные образы, что-то вкусное, маленький подарок от ведущего. Важно, что такое эмоциональное действие должно подчеркивать значимость прослушанной информации, а не затмевать ее.

«Пафосная концовка» – это прием, позволяющий включить обсуждаемую информацию в контекст каких-то важных, возвышенных отношений, смыслов, чувств. Это может быть красивая цитата, несколько строчек из стихотворения, обращение к значимым культурным образам. Конечно, им не стоит злоупотреблять и использовать его по каждому поводу. Но в ряде случаев он оказывается очень эффективным.

В целом, если взрослый говорит не очень долго, по теме, интересно, держит уважительный тон, помогает удерживать цель и смысл собственного монолога, его вполне можно и послушать с пользой и удовольствием для себя.

Марина Битянова, к.психол.н.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector