0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Made in USSR или невероятное музыкальное ПО

Советские CD проигрыватели и первый CD диск, произведённый в СССР | Made in USSR! (13 фото + 1 видео)

Made in USSR!

Первая часть — Первые CD проигрыватели созданные в СССР

Советский союз являлся поистине уникальной страной, в которой массовый дефицит товаров для обычных людей находился рядом с уникальными техническими достижения. К примеру, первый CD проигрыватель в СССР начали выпускать раньше, чем производить в стране компакт диски для них.

В тоже время не так просто было достать кассеты и виниловые пластинки, как и аппаратуру хорошего качества для их прослушивания. Не считая конечно речей вождей на виниле и советскую эстраду, коими были завалены полки магазинов.

При этом за рубежом формат CD начал свой путь еще с 1979 года и довольно быстро из предметов роскоши лазерные проигрыватели, и компакт диски стали доступны потребителям среднего класса. А в СССР основная масса населения попросту даже не знала о существование аппаратуры такого класса, а те немногие кто бывал за рубежом и имел возможность приобрести их, попросту не использовали такой шанс. Так как в Советском союзе компакт дисков в продаже попросту не было даже у «фарцовщиков», а если и были, то просто за безумные деньги. Переломный момент в данной отросли наступил в 1987 году.

«Начало» — рождение советского CD проигрывателя

При создание собственного cd проигрывателя за основу были взяты уже существующие зарубежные образцы ( так в принципе поступали и с другой высококачественной аудио аппаратурой), это были проигрыватели фирмы Philips, на тот момент имевшие популярность в Германии и Франции. Основные технические решения и компоновочные схемы были взяты с модели Philips-100, а дизайн будущего девайса был позаимствован у японской фирмы Sharp. По такой схеме в той или иной степени копировалась вся линейка аудиотехники под брендом «Эстония».

Конечно нельзя говорить, что опытные образцы cd-проигрывателей копировались полностью, но не мало технических решений было позаимствовано, потому что опыта создания подобной техники в СССР просто не было.

Эстония ЛП-010 Стерео

Так на свет появился cd-проигрыватель «Эстония ЛП-010 Стерео», который по праву считается первым аппаратом такого типа, созданным в Советском Союзе. Наши инженеры одни из первых внедрили микропроцессорное управление в cd-проигрывателем, использовав при этом два 8-ми битных микропроцессора от компании «intel», так же есть утверждения, что надежность системы питания созданная советскими инженерами гораздо превосходила оригинал от корпорации Philips.

От поступления в продажу cd-проигрывателей потенциальным покупателям легче не стало, так как компакт диски в то время в СССР не выпускались, их начали производить позже (с 1989 года), небольшими партиями и то на экспорт за огромные деньги. В разных источниках говорится, что таких аппаратов было выпущено 2500 шт, из другого 200 шт, из третьего 50 шт на всю страну. Так это или нет, утверждать сложно, но один cd-проигрыватель Эстония ЛП-010 Стерео был точно. Он продавался в ГУМе 1987 году за 1100 рублей, и попал в программу «Время» в которой было продемонстрировано, это чудо технической мысли.

Эстония ЛП-001 Стерео

Следующим серийным проигрывателем стала «Эстония ЛП-001 Стерео», начавшая свой путь с 1989 года. Конструктивно и схематически, это была практически точная копия проигрывателя Philips CD204. Здесь также с тиражом произведенных моделей цифры разнятся, но достоверно можно считать их было более 2500 штук. В то время их свободно купить было практически не возможно, а вот приобрести через так сказать «нужных» людей как и любой другой дефицитный товар, пожалуйста, но со 100% надбавкой.

Обратите внимание еще на одну интересную надпись на задней стороне проигрывателя ( ныне знаменитая фирма Tesla принимала активное участие в производстве «Эстония ЛП-001 Стерео»).

P.S К сожалению все усилия инженеров и директоров заводов производивших CD-проигрыватели пошли прахом в 1991 году, загубив их производство за считанные годы. Повальная приватизация и социально-экономическое безумие разрушили промышленность, да и предприятие выпускавшее первые советские проигрыватели оказалось совсем в другой стране. Но это уже другая история.

Второй фрагмент — «Обнаружила дома советский компакт-диск. Оказалось, что это первый CD, выпущенный в СССР»

Повествование в данном фрагменте идёт от женского лица!

Честно говоря, я никогда не думала, что в СССР вообще выпускались компакт-диски. Казалось, что появились они у нас гораздо позже. По крайней мере, я про них точно узнала гораздо позже.

Сегодня совершенно случайно открыла дисковод в древнем музыкальном центре.

а там диск вставлен

Взяла его в руки и вдруг увидела надпись «Made in USSR».

В смысле? Разве в СССР были компакт-диски?

Конечно же, стала искать информацию. Оказалось, что все очень интересно. Сначала в СССР выпустили проигрыватели для компакт-дисков (1987 году). Причем, говорят, что они были очень качественные. Даже лучше зарубежных аналогов. Но, понятное дело, что партии были мизерные и достать эти «космические аппараты» можно было только по большому блату и за огромные деньги (официальная цена в магазине 1100 рублей. Для сравнения автомобиль стоил порядка 5000, если мне не изменяет память).

Только вот слушать на этих проигрывателях особо было нечего. В нашей стране сами диски еще не выпускались. Так что слушать их могли единицы советских граждан, бывающие за рубежом. Покупать диски у фарцовщиков, думаю, было накладно и для них.

А первые диски были выпущены на московском опытном заводе «Мелодия»в декабре 1989 года. Это были 10 наименований дисков с записями классической музыки. Тиражи от 1000 до 5000 экземпляров

Странно, что официально первым The First Russian Produced Compact Disc) назван CD «Иван Грозный — Стихира» Родиона Щедрина, хотя его серийный номер SUCD 10-00007. И я нашла информацию, что все таки первым считается именно мой диск с записью двух сюит из балетов П.И. Чайковского.

В любом случае это диск из той самой первой, практически экспериментальной партии, производство которой считалось приемо-сдаточным испытанием.

Аббревиатура SUCD означает — советский компакт-диск.

Стоил он, кстати аж 20 рублей. По тем временам огромные деньги!

Жаль, что коробочка не сохранилась. Но я нашла картинку. Выглядела она так

Made in USSR: шесть историй советских брендов

В СССР не существовало такого понятия, как «бренд», но это вовсе не означает, что в Союзе не было торговых марок, имеющих высокую репутацию. Напротив, некоторые советские товары были широко известны во всём мире и пользовались спросом миллионов потребителей.

Известным брендом являлось радиооборудование, производимое на Рижском радиозаводе «Радиотехника» им. А. С. Попова. Это латвийский производитель радиоаппаратуры и акустических систем, основанный в 1927 году.

В послевоенный период Рижский радиозавод стал самым крупным производителем аудиотехники в Советском Союзе. Его продукция маркировалась логотипом RRR (Rīgas Radio Rūpnīca). В начале 1950‑х годов появляются приемники Riga‑6 и Riga‑10. В 1960‑х завод начинает выпускать автомобильные приемники «АВП‑60» и «АПВ‑60‑2», которые монтировались на «Чайки» и «сто одиннадцатые» ЗИЛы.

А вот 1980‑е годы для «Радиотехники» стали «золотыми»: темпы производства радиооборудования росли, завод выпускал примерно 35% всей советской аудиотехники.

Кроме того, по словам одного из сотрудников, Инарса Клявиньша, который проработал на «Радиотехнике» 33 года, аппаратура предприятия пользовалась спросом не только в СССР — ее покупали в Германии, Франции, Британии и других западных странах. Потребителям нравилась простота и надежность рижских радиоприемников.

Магнитофон-приставка «Радиотехника МП‑7210С» Источник: rw6ase.narod.ru

У Минского завода холодильников могла быть совсем иная судьба, так как он был задуман как завод по производству газовой аппаратуры. Однако в связи с постановлением Совета Министров БССР началась подготовка к выпуску бытовых электрохолодильников.

В 1962 году завод выпустил первый холодильник — «Минск‑1». Его объем составлял 140 литров, на дне камеры устанавливали два сосуда: для фруктов и для овощей (на других холодильниках был один общий сосуд). Первенец завода стал мечтой любой хозяйки начала 60‑х.

Когда вышли на запланированный темп производства, оказалось, что 50 тысяч холодильников в год мало. Спрос на такую продукцию был очень большой: люди стояли в очереди!

Был разработан проект производства уже на 150 тысяч холодильников. Но под такой объем производства было нужно совершенно иное оборудование, которое тогда ни в Беларуси, ни вообще в Советском Союзе не производилось. Начались поиски решения задачи, в ходе которых пришли к выводу, что если увеличивать производство, то сразу до 500 тысяч холодильников в год. В высших инстанциях утвердили такое решение, причем с закупкой у французской фирмы SMER основного оборудования и лицензии на производство современных моделей холодильников. Эти модели доработали под стандарты СССР и производственные возможности. Результатом стали холодильники «Минск‑5» и «Минск‑6», которым был присвоен «Знак качества».

Сегодня холодильники «Минск» продолжает выпускать завод «Атлант», который перенял производство в 1993 году.

Холодильник «Минск». Источник: TUT.by

Ликер «Вана Таллин»

Выпускать ликер Таллин начал в 1960‑х годах. Но для того, чтобы этот крепкий напиток стал визитной карточкой эстонской столицы, ему придумали богатое прошлое.

Согласно одной из легенд, в середине XII века в Таллине, в старых катакомбах, жил алхимик, пытавшийся создать эликсир вечной молодости. И когда он был близок к открытию заветной формулы, в Таллине раздался взрыв. В секретную лабораторию горе-ученого хлынули потоки воды, которые унесли все его наработки. Якобы именно после этого происшествия воды реки, на которой располагался Таллин, не только изменили свой вкус и цвет, но и временами горели ярким пламенем.

Автор фото: Marko Liiva

Еще одна невероятная легенда о происхождении напитка связана с приходом ямайских завоевателей в XVII веке. В момент их прибытия в город вода в реке изменила свои вкусовые качества и стала напоминать ароматный и слегка терпкий ром. Отбиваясь от нападающих, местные жители стали бросать в реку цитрусовые и фрукты. В итоге вода в реке стала еще вкуснее. Ее стали набирать в бутылки и пить. Вкус этой невероятной сказочной жидкости и стал прототипом ликера «Вана Таллин».

Тем не менее, несмотря на тщательно созданный ареал таинственности, напиток имеет более объяснимую историю. Создателями «Вана Таллин» стала группа экспертов, которую возглавили Яан Сиимо и Бернард Юрмо. Именно эти удачливые мастера винных дел и разработали рецепт известного ликера в начале 1962 года.

Фото: i.imgur.com

Духи «Красная Москва»

Известной маркой в Советском Союзе были духи «Красная Москва». Их создателем считается Генрих Брокар, который к началу XX века владел одной из самых известных в мире компаний — «Империей Брокара». Он имел огромное количество наград и дипломов победителя на различных международных конкурсах, но мечтал об одном — звании поставщика высочайшего двора Его Императорского Величества.

Источник: новости археологии и истории

Это стремление настолько захватило его, что, как гласит легенда, знаменитый аромат приснился ему во сне. Обдумав всё, он на празднование трехсотлетия дома Романовых (в 1913 году) преподнес императрице Марии Федоровне (матери Николая II) уникальный подарок — вырезанные из воска цветы (розы, фиалки и жасмин), каждый из которых источал свое благоухание.

Сливаясь воедино, ноты пряных трав, женственной розы и романтичного жасмина создавали неповторимый запах. Он настолько понравился Марии Федоровне, что Брокар получил долгожданный титул, а духи стали называть «Букет императрицы».

Во время революции появилась мода избавляться от всего, что хоть каким-то образом напоминало о прежнем укладе, и Генрих Брокар, желая спасти свой мир — «Империю Брокара», а также аромат, предложил новой власти переименовать и то, и другое. Так фабрика стала называться «Новая заря», а духи получили имя «Красная Москва» (с 1925 года).

Фото с сайта: LiveJournal.com

Торт в СССР являлся неизменным атрибутом любого застолья. В него всегда старались положить всего и побольше: бисквита, орехов, крема. Торт «Киевский» был очень востребован среди советских людей и даже в наши дни остается крайне популярным. А вот как он создавался?

Существуют две легенды, связанные с изобретением данного продукта. Согласно первой, знаменитое лакомство появилось на свет благодаря досадной ошибке. В 1956 году работники Кондитерской фабрики имени Карла Маркса не убрали в холодильник взбитые белки, подготовленные для выпекания бисквита. К утру сладкая белковая масса подсохла и затвердела. Кондитеры, испугавшись увольнения за такую оплошность, быстро изобрели торт из белковых коржей, яичного крема и орехов. Константину Петренко, начальнику бисквитного цеха, новый торт понравился, поэтому он дал добро на массовое выпекание кулинарного шедевра.

Вторая легенда повествует о том, что торт «Киевский» придумала юная ученица Константина Петренко Надежда Черногор. Девушка устроилась работать на фабрику только потому, что завалила экзамены в мединститут. Первые полгода она не работала, а мучилась: то у нее коржи пригорят, то глазурь не застынет. Но постепенно Надежда привыкла к новому месту работы, усвоила то, чему ее учили маститые кондитеры, и стала потихоньку придумывать собственные рецепты сладостей. Ее белково-ореховый торт столичные сладкоежки раскупали со скоростью света. В 1957 году «Киевский торт» получил бронзовую награду на конкурсе кондитеров, а спустя год — золотую.

Киевский торт / Фото: vilingstore.net

Мотоциклы «Днепр» и «Урал»

Самыми известными мотоциклами в СССР считались «Днепр» и «Урал». Последний появился раньше — еще в предвоенные годы. Одновременно несколько заводов, расположенных в Ленинграде, Харькове и Москве, получили правительственное задание: сделать отечественный аналог немецкого мотоцикла BMW R71. Работа началась в 1941 году, и еще до начала боевых действий было создано три мотоцикла, которые поступили на службу в советскую армию. Тем не менее из-за войны пришлось перенести производство в небольшой уральский город Ирбит. Именно там и была налажена массовая сборка.

А вот история мотоцикла «Днепр» началась уже после окончания военных операций. Практически сразу же после Победы советские власти приняли решение о переоборудовании Бронетанкового ремонтного завода. Вместо него появился Киевский мотоциклетный завод, где и стартовала сборка мотоциклов «Днепр 11», которые имели в своей комплектации боковую коляску. Следующей моделью стал «Днепр 16», получивший дополнительный привод на колясочное колесо. Этот мотоцикл был представлен в двух вариациях: с коляской и без нее. Он имел увеличенные колёса, а также место для крепления люльки.

Читать еще:  3D-Album: создание цифровых альбомов

Фото с сайта: user20366.clients-cdnnow.ru

Конечно, это всего лишь часть известных торговых марок, производившихся в Советском Союзе. И у каждой из них есть своя история. И хотя она у всех брендов разная, их объединяет то, что так ценится людьми до сих пор, — высокое качество, благодаря которому эти товары стали известны даже на Западе, где отдавали должное изделиям с надписью «Made in USSR».

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Made in USSR или невероятное музыкальное ПО

В сравнительно небольшом спектре музыкального ПО есть программы, вероятность появления которых, вернее, вероятность появления идей создания которых составляет несколько процентов. Кому бы, например, пришло в голову эмулировать старые советские аналоговые синтезаторы? А кто бы мог выпустить CD, с которого запускается ПО, все данные записываются на внешний USB-накопитель, а сам компьютер как бы и не причем? Удивлению нет предела. Начинаем тему…

Made in USSR

В Советском Союзе не приветствовалось использование зарубежных технологий. У нас были свои стиральные машины, автомобили, магнитофоны. И не важно, что многие из них были очень похожи на продукцию зарубежных компаний, при этом уступая ей по качеству, главное — свои. Были в СССР и свои синтезаторы…

Советские электромузыкальные инструменты, впрочем, как и усилители, и звукозаписывающая техника в большей своей части являлись попытками повторения зарубежных прототипов. Развиваясь практически на монопольном рынке, не имея половину необходимой элементной базы, но вместе с тем большое количество «кулибиных», данный спектр продукции стал уникальным.

Не всегда качественным, но уникальным. Советскими синтезаторами наводнили всевозможные дворцы культуры и т.п., но, все-таки, мечтой любого музыканта ВИА (вокально-инструментального ансамбля) или эстрадного оркестра была возможность поиграть на натуральных синтезаторах производства Hammond, Moog, Arp, Roland, Oberheim, которые могли себе позволить только коллективы союзного значения.

Вместе с тем, эпоха советских аналоговых синтезаторов была, и не стоит ее сбрасывать со счетов. Сейчас мы рассмотрим одну из немногих попыток реализации советских прототипов в виде виртуальных инструментов VSTi. Они созданы отечественным разработчиком SyncerSoft и при этом являются бесплатными. Найти их можно по этому адресу.

Rhythm — 2 VSTi v2.1

Одноголосый синтезатор «Ритм-2» выпускался кировским заводом музыкальных инструментов с 1984 года. Данный инструмент включает блок осциллятора, модуляционный генератор, микшер, фильтр, модуль артикуляции, функцию глиссандо. Сбоку небольшой 2,5-октавной клавиатуры имеются регуляторы питча (в рамках устройства именуемого как «отклонение») и модуляции.

«Ритм-2» хорошо подходит для домашнего музицирования, работы в ВИА и эстрадных оркестрах, может синтезировать различные звуки и шумовые эффекты. Подключается к усилителю, входная чувствительность которого должна быть не ниже 0,775, а также может подключаться к усилителям низкой частоты от домашних устройств — радиоприемников, телевизоров, магнитофонов.

В варианте SyncerSoft мы имеем эмуляцию, по заверениям разработчика, близкую на 98% к оригиналу. Помимо этого, в версии 2.1 добавлены панорамирование и стерео-дилэй. Есть 17 пресетов.

Alice — 1377 VSTi v1.3.1

Люберецкий завод музыкальных инструментов занимался выпуском аналоговых синтезаторов серии «Алиса». Эмуляции со стороны SyncerSoft подверглась 5,5-октавная модель «Алиса-1377». Этот синтезатор достаточно тривиален по конструкции, состоит из генератора тона, генератора вибрато, устройства управления, фильтра, блока контуров (огибающих) и аналогового выхода.

В принципе, данная модель стандартна для аналоговой эпохи — вес самого синтезатора 10 кг, а футляра для него — 6 кг. «Алиса-1377» рассчитывалась не только для применения в музыке, но и в качестве источника нестандартных электрических сигналов для научных и учебных целей.

В рамках VSTi-эмуляции добавлено панорамирование, фазер и стерео-дилэй. Качество эмуляции, по заверениям разработчика, составляет 92%.

Estradion — 230 VSTi v1.1

3,5-октавный монофонический синтезатор «Этрадин-230» выпускался житомирским заводом «Электроизмеритель». В качестве источников сигнала в нем используются три генератора тона и один генератор шума. Дополнительно предусмотрен LFO. В этом синтезаторе есть одна интересная функция — в схематике предусмотрено запоминающее устройство, которое позволяет сохранять звучание тона после снятия пальца с клавиши.

Для настройки предусмотрен специальный внутренний генератор тона 440 Гц («ля» малой октавы). В качестве источника звука могут применяться и внешние инструменты, такие как электрогитара, другие синтезаторы и т.п.

В рамках VSTi-эмуляции добавлено панорамирование и стерео-дилэй. Качество эмуляции, по заверениям разработчика, составляет 98%.

Polyvoks Station VSTi v1.3.1

«Поливокс» является чуть ли не самым популярным советским синтезатором. Он широко использовался в производстве эстрадной музыки, музыки для кино, а также для создания звуковых эффектов. По аналогии с Moog Minimoog и ARP 2600, у «Поливокса» реализована идея наклонной панели, на которой расположены все структурные элементы рабочей схемы. Инструмент включает два генератора тона, один генератор шума, модулятор, микшер, фильтр и усилитель.

Качество эмуляции, по заверениям разработчика, составляет 96%. При этом эта программа включает множество функций, не имеющихся в реальном «Поливоксе», а именно: панорамирование, стерео-дилэй, панорамирующая модуляция, 8-голосная полифония, 6 типов фильтров, 8 типов форм огибающих модуляции, 2 типа шума, управление динамикой, фазовая модуляция и так далее.

Общее впечатление

Очевидно, что эти VST-инструменты собраны в программе-конструкторе типа SyntEdit. То есть, направление выбрано правильное — практически все структурные элементы прототипов повторялись с западных первоисточников. Однако не учтен один момент — в советских синтезаторах использовалась советская элементная база, детали и платы производились на отечественных заводах. В результате чего наши синтезаторы имели свое звучание, искусно шумели, иногда нестабильно держали тон, потенциометры и другие регулируемые резисторы довольно часто выходили из строя.

Это относится не ко всем, но к большей массе устройств. Удачными можно считать только несколько моделей, которые, кстати, пользуются успехом и среди западных музыкантов. Но такие инструменты не соберешь в стандартном программном конструкторе — их нужно повторять на уровне физического моделирования с учетом наших деталей.

Дело в том, что детали тогда имели достаточно большой разброс в погрешностях, поэтому в этом случае лучше поступить так, как это в свое время сделала компания AKG, возрождая некогда популярную серию микрофонов С12 — выбрать 10 лучших прототипов и на их базе создать общую систему характеристик и их значений. Только так! Поэтому указанные рассматриваемым нами разработчиком проценты говорят больше о структурной схожести схем, но никак не о схожести звучаний.

Я не думаю, что можно простым образом даже реализовать эмуляцию ритм-машин «Лель», «Марш УДС», «Полигон» (названия-то какие!).

Linux в действии. Studio..to Go!

Английская компания Fervent Software, спонсируемая со стороны Linux Audio Centre, является одним из ведущих мировых образований, занимающихся разработками в области аудио-софта с открытым кодом (open source). Ими была разработана технология OST (аббревиатура от Open Studio Technology), включающая разработки в области звуковых драйверов, аудио-подсистем и компонентов. Все это можно найти в одном из самых уникальных продуктов данной компании — Studio..to Go!

О чем идет речь?

Представьте себе ситуацию, когда у вас есть некий загрузочный диск, на котором установлены программы аудио/MIDI-секвенсоров, звуковых редакторов, эффект-процессоров, модулей записи на CD. То есть, данный загрузочный диск содержит в себе полноценную рабочую станцию звука. Загружается он практически на любом компьютере, совместимом с 32-разрядным Windows, при этом автоматически настраивается под конфигурацию каждого из РС.

В основе Studio..to Go! лежит уникальная идея — на диске содержится уже установленное ядро Linux, множество утилит и программных модулей. Уникальность и независимость Studio..to Go! проявляется в том, что эта рабочая станция может работать напрямую с внешним USB-накопителем, не задействуя винчестер компьютера пользователя, а все ПО запускается непосредственно с CD. Единственное, что может использоваться в рамках такой студии от программ, установленных на РС — VST-плагины и банки Soundfont.

Что включено?

Для того, чтобы лучше понять работу Studio..to Go! необходимо привести небольшой список программ и утилит, входящих в состав данного диска. Причем данный список полезен и по другим соображениям. Очень долго я пытался сделать обзор по лучшему аудио-софту для платформы Linux, и пока собирался… нашел все в составе диска Studio..to Go! Итак, смотрим:

  • Инфраструктура: ядро Linux 2.6.9 с добавлением специальных пэтчей и Realtime LSM, звуковой драйвер ALSA Sound Drivers 1.0.6, система JACK Audio infrastructure 0.99.5 и оболочка KDE 3.3.1.
  • Управление аудио/MIDI-устройствами: микшеры QAMix 0.0.7, HDSPMixer 1.6 и envy24control 0.5.0, утилиты QJackCtl 0.2.12 и Vkeybd.
  • Запись и редактирование аудио: Audacity 1.2.2 (с поддержкой системы JACK), Rezound 0.10.0beta, Sweep 0.8.1 (с поддержкой системы JACK), Ardour 0.9beta19, JAMin 0.9.0, JACK Time Machine 0.2.5.
  • CD и медиа-утилиты: K3b 0.11.16, KAudioCreator 1.10, XMMS 1.2.10 плюс плагин JACK output.
  • Эффект-процессоры: Creox 0.2.2rc2, JACK Rack 1.4.3, FreqTweak 0.6.1, QMidiArp 0.0.2.
  • Синтезаторы: FluidSynth-DSSI из DSSI 0.9 с FluidSynth 1.0.4, QSynth 0.2.1, TiMidity++ 2.13.2, Hydrogen 0.9.0, Hexter DX7 Modeling Synth 0.5.7, Aeolus 0.2.1 (Fervent build), ALSA Modular Synth 1.8.6 (Fervent build), ZynAddSubFX 1.4.3.
  • Индикатор: Meterbridge 0.9.2.
  • Секвенсор: Rosegarden MUSIC 1.0.1.

Помимо этого предусмотрен большой комплект плагинов внутренних форматов и стандарта VST. В комплект включены web-браузер, клиент электронной почты, PDF-редактор и другие программы, связанные с интернет.

В принципе, если сравнить уровень представленных программ с динозаврами профессионального софта на платформах Mac/PC, то, конечно, ситуация — не супер-пуппер. Но с другой стороны, в Studio..to Go! есть все, что необходимо для нормальной работы со звуком. Система интересна своей законченностью.

Отдельно хочется сказать об аудио/MIDI-секвенсоре Rosegarden MUSIC. На платформе Linux он считается одним из самых лучших. Журнал «Sound On Sound» сравнил его c Cubase — и, действительно, эти программы чем-то схожи, и хотя Rosegarden MUSIC является очень упрощенным, все основные функции, такие как редактирование аудио и MIDI, сведение, подключение эффект-процессоров и инструментов присутствуют.

Подытожим

Несмотря на все недостатки программ для Linux, которые происходят в основном из-за недостаточно широкого интереса к этой платформе со стороны любителей звука, идея Fervent Software может оказаться очень востребованной. Весь пакет без USB-накопителя стоит 49.99 фунтов. За эти деньги пользователь получает полноценную портативную рабочую станцию среднего звена. В будущем постараемся не упускать из виду данный сегмент софта, поскольку он плотно связан с рынком независимых разработок, где очень часто есть место новациям.

В завершении

В мировой истории синтезаторов чаще всего упоминается только один наш соотечественник — музыкант, астроном и физик Лев Сергеевич Термен. Работая в военной московской лаборатории, он создал уникальное изобретение, которое впоследствии применилось как в музыке, так и в системах военной охраны. Речь идет о терменвоксе — инструменте, в котором мелодия извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Особенностью этого инструмента является очень тонкие возможности управления звучанием, которые могут быть сравнимы только со скрипкой.

Официальной датой появления терменвокса считается 1920 год. Показав свое изобретение В.И. Ленину, после чего тот пришел в восторг, Лев Сергеевич отправляется в длительную поездку в Европу, а после в США, где получает заказы на выпуск нескольких тысяч терменвоксов, открывает свою фирму и женится. Через некоторое время, в конце 30-х, по понятным только советским людям причинам, его отзывают и отправляют в места не столь отдаленные на неопределенный срок.

Термен занимается секретными разработками в области подслушивающих устройств и устройств радиолокации. Между тем, многие на Западе действительно думали, что Льва Сергеевича убили, в том числе так думала и его жена. И лишь в 60-х там узнали, что Термен жив. Его изобретение стало очень популярным на Западе особенно в середине 20 века, а в рамках нашей страны только в его конце. При этом, стоит отметить один из самых интересных исторических моментов — с продажи терменвоксов начинала свою деятельность небезызвестная фирма Moog Роберта Муга.

Идея, близкая к тому, что предложил Термен, пыталась найти реализацию в интерактивных системах виртуальной реальности. Человек одевал на себя специальные перчатки, и изменение положения его рук управляло потоком MIDI-сообщений. Сейчас на базе этой идеи разработан ряд инструментов — появились гитаристы без гитары, клавишники без клавиш.

Про отличия звука в разных релизах и прочие артефакты цифровой звукозаписи

Несмотря на огромное количество так называемых аудиофилов и серьёзных тру-коллекционеров музыки, едва ли вы найдёте хоть один ресурс или тематический форум в интернете, посвящённый конкретно звуку (оценке мастеринга) того или иного CD-издания. И уж тем более, вы не встретите форума, на котором обсуждаются звуковые дефекты и прочие особенности конкретного релиза того или иного альбома. В лучшем случае, люди ведут разговоры про буклет и бонус-треки, если речь о компакт-дисках или про вес пластинки, оформление обложки и наличие вкладки, если речь о виниле, но про саму фонограмму и её отличия в разных изданиях вы не встретите ни одного сообщения. Можно подумать, что главное, ради чего приобретается носитель с музыкой — качество записи — не имеет никакого значения.

Поскольку я являюсь меломаном, коллекционером и аудиофилом в одном флаконе, то любой компакт-диск в моей фонотеке (равно как и пластинка) помимо коллекционной ценности имеет ещё и ценность основную, то есть чисто фонограммную. За многие годы увлечения музыкой через мои руки уши прошло большое количество разных изданий одних и тех же альбомов. Среди них попадались как ужасно звучащие, так и наоборот шикарно записанные. О наиболее ярких примерах я и хочу рассказать в этом посте. Возможно, кому-то из вас эта информация покажется интересной.

Начну я с зарубежных пластинок.
И первым исполнителем, которому я посвящу этот пост, будет одна из самых величайших рок-групп всех времён —

Стоит сказать, что изначально со звуком у Queen дела обстояли не так радужно, как у тех же Pink Floyd или Supertramp, но если оригинальные виниловые издания Queen вполне можно слушать и получать от них удовольствие, то впервые изданную E.M.I. Records в 1986-ом году серию альбомов на компакт-дисках, можно слушать только после очень продолжительной аудио-голодухи. И здесь я разбиваю миф «Самый лучший звук — у первопрессов» в пух и прах.

Читать еще:  Пико-проектор Aiptek A50P: презентации из кармана

Та же E.M.I. Records в 1987-ом году впервые выпустила на CD все альбомы The Beatles. Но если стерео-альбомы (начиная с Help!) можно было хоть как-то заставить себя слушать, то первые четыре (сведённые в псевдо-моно) слушать было невыносимо, даже если принять перед этим изрядную долю алкоголя. Где-то я читал, что при самой первой оцифровке студийных лент с альбомами Битлз использовался 20-битный АЦП JVC, а поскольку формат CD подразумевает 16-битные сэмплы, то при подготовке мастера для CD младшие 4 бита тупо отбросили. Не знаю, насколько это соответствует правде, но звучат первые четыре альбома действительно весьма схематично и характер звука напоминает даже не MP3-160 CBR, а чрезвычайно грубо пожатый по А-закону музыкальный сигнал. И это самый яркий пример, когда первое цифровое издание лучше обходить за километр. Впрочем, даже знаменитое ремастированное на студии Abbey Road издание 09.09.2009 не имеет подлинно битловского шарма и бархатного обволакивающего звука, так что если вы страстно любите Битлз, вам некуда деваться — так или иначе придётся обзавестись виниловым проигрывателем, чтобы получать 100% удовольствие от музыки любимой группы. Впрочем, я отвлёкся.

Продвинутый собиратель Queen на компакт-дисках скажет мне, что E.M.I. Records была не первая, кто издал Queen в цифре и будет от части прав. Действительно, в 1983-ом году Electra издала в ФРГ альбом Queen «The Game», а в 1984-ом — альбом «News of the World», плюс японцы первыми в цифре издали альбом «The Works» в том же 1984-ом году. Что касается двух немецких изданий, то я сомневаюсь, что они были сильно лучше по звуку, чем первые английские. Другое дело, что с коллекционной точки зрения эти издания намного дороже английских, и я бы сам не отказался иметь их в коллекции (хотя слушать всё равно бы не стал).

К счастью, в 90-ых огромное количество записей рок-музыки ’70-ых, включая Pink Floyd, Electric Light Orchestra, Supertramp, Genesis, Deep Purple, Black Sabbath и т.д. стало заново переиздаваться на компакт-дисках. Большинство изданий являлись не просто допечатками с матриц, сделанных ранее, а имели абсолютно новый цифровой ремастеринг. И на мой слух, самый удачным по звуку, с точки зрения мягкости и разрешения, является американское издание от Hollywood Records 1991-го года, выпущенное к 20-летию группы. У меня есть несколько компактов из этой серии, но датированные не 1991-ым годом, а началом нулевых. Накатка у этих дисков цельная в отличие от издания 1991-го года, где матричный круг отделялся от остальной части диска прозрачным кольцом. А на страницах буклета отсутствует гордая эмблема «20 Queen Years» в форме белого ромба, сверху которого надета красная корона — неизменный реквизит Фредди, без которого не завершался ни один концерт Queen с момента записи Брайаном инструменталки God Save the Queen.

В 2011-ом году в Японии выходила ещё одна (уже не знаю, какая по счёту) ремастированная серия, на этот раз, в новом японском формате SHM-CD. В этой серии каждый альбом был представлен на двух компакт-дисках (оригинальный альбом + EP с неизданными ранее записями). В плане оформления и уникальности аудио-материала это, на мой взгляд, самая удачная серия Queen из всех существующих. Из этой серии у меня имеется альбом A Kind of Magic. Однако если говорить чисто про звук, то здесь не всё однозначно. Высокий уровень громкости говорит о том, что имела место динамическая компрессия. Если вы не ищете компромисс между красивым оформлением, редким (не изданным ранее) аудио-материалом (демо-записями, концертами, сингл-, кино- версиями) и приятным звучанием, а хотите только голый альбом со звуком, максимально приближенным к оригинальным пластинкам, я рекомендую всё же американскую серию Hollywood Records.

C.C.Catch «Like a Hurricane» 1987

Первый пресс этого альбома на CD звучит если не плохо, то достаточно зажато. Музыка лишена плотного приятного баса, а тембральный баланс смещён в область средне-верхних частот. К сожалению, полноценный мастеринг этого альбома есть только на пластинке 1987-го года от Hansa.

Если же пластинку крутить не на чем, а альбом хочется иметь в коллекции, то я советую найти российское издание этого альбома, которое в 2000-ом году выпустил лейбл CD-MAXIMUM. Диск имеет каталожный номер CDM 0900-499 и включает сразу два альбома C.C.CatchLike a Hurricane (1987) и Big Fun (1988). Звук там более плотный и в целом гораздо ближе к оригинальной пластинке, чем первопрессное немецкое издание. Кроме того, за счёт халтурной маленькой длительности боленовских пластинок, на диск влезло ещё 3 бонус-трека — House of Mystic Lights (Radio Swing Mix), Don’t Shoot My Sheriff Tonight и Do You Love As You Look. Единственный минус российского издания — паузы между треками короче оригинальных.

Fancy «Flames of Love» 1988

Мало того, что у звука на первом CD-издании нет цельности и напористости, так ещё присутствует стойкое ощущение, что мастеринг делался с магнитной ленты, поскольку то и дело слышатся характерные для ленты выпадения и едва заметная пожёванность, которые принципиально невозможны, если мы имеем дело с цифровым источником. Три заветных буковки на CD — AAD — развеивают любые сомнения и говорят о том, что альбом записывался, к моему огромному удивлению, в допотопном аналоге. Только почему-то на пластинке, которая вышла одновременно с CD, никаких проблем со звуком нет.

Ровно такая же участь постигла альбом Chris Norman «Some Hearts Are Diamonds» (1986), который, как известно, продюссировал Дитер Болен. Первое цифровое издание не имеет аналоговых плаваний, но в плане рыхлой подачи звука оно ещё хуже, чем Like a Hurricane. Поэтому диск пробыл у меня буквально несколько месяцев прежде, чем я удачно от него избавился. Есть и хорошая новость. В 2000-ом году российское издание CD-MAXIMUM выпустило диск с этим альбомом, а также альбомом Smokie «Midnight Cafe» (каталожный номер — CDM 1098-208), который звучит очень приятно. Расплата за два полноценных альбома на одном CD — микроскопические паузы между песнями. Они совершенно не соответствуют паузам на виниле, и лично меня это немного раздражает, поскольку со времён катушек, записанных в студии звукозаписи, я привык к оригинальным 4-секундным паузам.

Завершая тему DISCO 80’s, хочу сказать, что искать на CD удачно-записанные альбомы итальянского проекта Radiorama (равно как и австрийского Joy) — безнадёжное занятие. Самый лучший звук первого альбома Radiorama (Desires and Vampires) — на итальянском виниле от OUT, а второго — на итальянском виниле от Radiorama Productions. Да, это зелёное издание The Second Album не имеет красивой ритейловой обложки, зато имеет сочный жирный звук, от которого можно улететь. А вот виниловые релизы от Ariola, причём не только альбомов Radiorama, но и других итало-диско исполнителей я бы брать не советовал. Уж больно часто они грешат глуховатым звуком, что c диско-музыкой, сами понимаете, совершенно несовместимо.

Europe «The Final Countdown» 1986

Первый цифровой мастеринг альбома The Final Countdown, сделанный помимо Японии, ещё и в Австрии на заводе «Sony DADC» звучит просто чудовищно. Звукачи при выпуске первого цифрового мастера так сильно увлеклись борьбой с шумами, что в итоге убили вместе с ними всю музыку. Результат — запись имеет чрезвычайно выхолощенный и сухой звук, который не способен вызвать даже толику эмоций.

К счастью, в 2001-ом году SONY выпустила ремастированное издание с совершенно жирным шикарным звуком, полным открытости и подлинного удовольствия. Кроме того, этот релиз включает три «живых» вещи — The Final Countdown, Danger on the Track и Carrie, записанных во время лондонского концерта, проходящего в рамках тура The Final Countdown World Tour 1987-го года.

Fleetwood Mac «Rumours» 1977

Если говорить про удачные ремастеры, которые прошли через мои уши, то первое место в моём чарте бесспорно занимает подарочное двухдисковое издание альбома Fleetwood Mac «Rumours» 2004-го года. Я бы назвал его самым приятным исключением из правила «новодельные ремастеры — зло», поскольку большинство современных ремастеров действительно грешат задранным в 0 дБ уровнем громкости и, как следствие, сильной компрессией динамического диапазона. В отличие от большинства из них, это издание «Rumours» звучит просто божественно. Настолько аккуратно прописаны партии всех инструментов и вокала, и при этом всё это слушается настолько живо и имеет такую невероятную вовлечённость, что можно подумать, мы имеем дело не с цифрой, а со студийной плёнкой. Если бы все компакт-диски так качественно записывались, никому бы в голову не пришло обвинять формат CD в несовершенстве и ущербности. Моё личное убеждение — 99,9% проблем паршиво-звучащих изданий на CD связаны отнюдь не с форматом «44.1K / 16», а с конкретным бездарно-сделанным мастерингом, а в случае со старыми аналоговыми записями — с криворукой оцифровкой и/или обработкой исходного материала.

В завершении поста, посвящённому зарубежным дискам (как вы понимаете, я планирую также пост и с отечественными), мне хотелось бы рассказать о таких курьёзных вещах, как артефакты мастеринга. Одними из ярчайших примеров откровенного брака при цифровом мастеринге являются американские издания альбомов Ace of Base «Happy Nation» (U.S. Version) и «The Sign«. Оба диска включают зажигательную композицию My Mind (Mindless Mix), которая в районе 2:19 имеет мощный неприятный хлопок в левом канале. Он настолько энергоёмкий, что на предельно большой громкости вполне может вывести левую колонку из строя. Если же вы слушаете этот трек в наушниках, то рискуете получить неприятный удар по барабанной перепонке. Самое забавное в том, что оба этих диска неоднократно переиздавались, но косяк ни в одном переиздании так и не был устранён. Даже в 2015-ом году, когда в Штатах в очередной раз вышел альбом The Sign уже на виниловой пластинке, этот оглушающий хлопок так и остался на своём месте.

И я думаю, что всё дело тут в том, что с момента появления цифры звукорежиссёры настолько охренели расслабились, что вообще не утруждают себя отслушиванием того звукового материала, который они издают для нас — простых любителей музыки. И правильно. Зачем? Цифра ведь совершенна в отличие от архаичного аналога.

СССР И РОК МУЗЫКА

Группа «Трэшмен» ( Trashmen ), название которой можно перевести как «Быдло», поразила мир в 1963 году песней «Серфинг-птица» ( Surfing Bird ), которая соединила в себе две похижие песни «Ривингтонз».

Среди песен повлиявших на «Трэшменов» была забавная и заводная «Папа ум-мау-мау», которую блистательно исполняла команда «Бич бойз»:

Безусловно, Том Джонс (To m Jones ) был одним из королей поп-пузыки моего раннего детства и гремел целыми днями из динамиков родительского магнитофона с песней «Холод и жар».

Но не только английские и американские поп-звезды тех лет влияли на настроение шестидесятников. Неимоверно популярными были, например, Адамо или Катерина Казелли (Caterina Caselli), которую по праву называли «богиней итальянской поп-музыки». Смотрим и слушаем ее бессмертный хит «Никто меня не осудит» (Nessuno mi puo’ Giuducare).

И вот на таком музыкальном фоне стали формироваться музыкальные вкусы советской детворы, пошедшей в школу в конце 60-х годов. Песенки, разучиваемые в на уроках пения, были официальной музыкой, а на пластинках и бобинах с магнитофонными лентами – для души. Пластинки возили из-за рубежа те, кто имел такую возможность, а затем они переписывались и переписывались друг у друга десятки раз. Качество при этом чудовищно падало, но для звукоаппаратуры тех лет это не имело особого значения.

«Битлз» нравился тогда и детям, и взрослым. Много слушали лиричных песен, но своеобразным гимном классе в пятом-шестом для нас была песня «Come together ». Не понимая слов, пытались разучивать ее, записывая тексты русскими буквами.

Двигателем музыкального прогресса были старшеклассники, у которых младшие братья или сестры таскали записи, и мы могли приобщаться к «последним» новинкам тех лет. Кроме того по воскресеньям на УКВ-радио шла передача «Запишите на ваши магнитофоны», которую потом переименовали в «Мелодии и ритмы зарубежной экстрады». Полчаса в ней гоняли в основном песни стран социалистического лагеря, по под завязку обязательно врубали что-нибудь из последних англоязычных хитов. Так по одной песне в неделю можно было собрать неплохую коллекцию современной музыки и похвастаться перед сверстниками.

Появление кассетных магнитофонов, которые можно было легко таскать с собой на вечеринки, облегчили распространение музыки в Москве тех лет. Кассеты было легко менять, передавать друг другу, ими было проще пользоваться.

Помню как у нас 14 и 15-летних сносило башку от «гимна» тех лет «Дом восходящего Солнца» в исполнении британской группы «Энималз» (The Animals) и Эрика Бёрдона. К тому времени эту песню уже включали в виниловые сборники советского производства в отличном качестве и стереозвуке, хотя отдельные альбомы входивших в них групп не выпускались.

Время шло, семидесятые шагали по земле полным ходом, и молодые головы в СССР постигали все новые и новые музыкальные веяния. «Криденсы», как называли тогда группу Creedence Clearwater Revival, подкупали колоссальным вокалом Джони Фогерти и завораживали разнообразием мелодий. Слушаем блюз «Я тебя заколдовал».

Имя певицы из Детройта Сьюзи Кватро ( Suziе Quatro) звучало само по себе музыкально и жестко, как и песни, которые она исполняла, доказывая, что в роке женщина может достичь таких же высот как и мужчина. А если еще и такая симпатичная, как Сьюзи Кватро..

Американская композитор, гитаристка, певица и актриса Джоан Джет (Joan Jett) продолжила традиции, заложенные Сьюзи Кватро.

Голландская группа «Шокинг блю» ( Shocking Blue) и ее непревзойденная солистка Маришка Вереш в 1970 году подарили миру песню «Венера» (Venus), которая в советское время была известна как «Шизгаре» от искаженной строки из этой песни She’s got it. «Три аккорда» на гитаре, которыми она исполнялась, должен был знать каждый, чтобы его считали за человека.

Распад «Битлз» переживали всем миром, но выступления прославленных музыкантов по отдельности продолжали радовать поклонников. Пол Маккартни, в частности, успешно шагал по сценам с гуппой «Крылья» (Wings), а его «Миссис Вандебилт» (Mrs . Vandebilt ) , более известная в народе во времена СССР как «Хоп хэй-хоп», ежедневно звучала на танцах в пионер-лагерях, равно как и супер-блюз Let Me Roll It.

Тем временем, хотя и без повального увлечения, коснулись нас и такие знаменитости как «Кристи» с песнями «Желтая река» и «Железный конь» .

Читать еще:  ИгроМир-2012: день второй

Группа «Слэйд» (Slade), или как мы говорили «Слэйды», называя во множественнным числе каждую команду, меня проняла особенно мощно резкой и в то же врем мелодичной музыкой, дребежжащим и неповторимым вокалом Нодди Холдера. В свое время они наштамповали множество альбомов, считались хулиганской попсой, но это сейчас понимаешь, что на деле наполняли фонд классики мирового рока. Я затрудняюсь выбрать наиболее значимую «слэйдовую» песню, поскольку их так много и все потрясающие. (Призываю тех, кто не знаком со «Слэйд» прогуглить их и послушать. К примеру, гимноподобную песню «Далеко-далеко» (Far Far Away).

«Свит» (The Sweet) одновременно со «Слэйдами» крутили на магнитофонах и даже один раз сумели увидеть по телевизору. Была такая передача «Международная панорама», в конце которой шел раздел про культуру. И вот однажды с комментарием «Посмотрите, до чего они там дошли!» показали значительный кусок следующего клипа «Ballroom ritz». Ведь именно так на экраны всего СССР могли пустить такое шоу, так сказать в виде примера культурного «загнивания».

«Дип пёрпл» (Deep Purple или как тогда называли «Дип-папл») я услышал на коротких волнах с песней «Дым над водой» (Smoke on the water), тут же ее записал на кассетник «Весна» и понес хвастаться во двор перед друзьями. Все мы тогда обалдели от услышанного и крутили песню вновь и вновь, подбирая на басовых струнах гитары, при том удивляясь, как могла появиться такая простая и гениальная мелодия.

В 70-е годы в большом почете были рок-оперы, такие как «Томи» (группа The Who), но меня, обслушавшегося Сьюзи Кватро, совершенно поразила опера «Иисус Христос – Суперзвезда» с Ианом Гилланом, слова которой я выучил полностью наизусть. К сожалению, фильм по этой опере был снят в новой версии, с новыми исполнителями, и на мой взгляд она стала менее удачной.

Но тогда «Дип пёрпл» уже можно было найти в магазинах в составе сборников студии звукозаписи «Мелодия». Хиты «Странная женщина», «Мери Лонг» были также выпущены отдельно на «Сорокопятке» — (маленькая виниловая пластинка из 4 песен), причем в титуле не значилось название группы «Дип пёрпл», чтобы пройти цензуру, а были записаны только фамилии исполнителей и композиторов.

Мы слушали не только американские и английские песни и музыку. Во времена «Пинк Флойда», который безусловно захватил к концу 70-х всех, кого только можно, медитационный эффект оказывала и венгерская группа «Омега». Песня «Лена», как мне кажется, до сих пор звучит потрясающе.

А еще 70-е годы были отмечены появлением андеграунда в советской рок-музыке. То есть помимо официальных групп и исполнителей, такик как « Цветы », начали формироваться так называемые самодеятельные коллективы. Они выступали не на большой сцене, а в клубах и «дворцах культуры», чаще всего даже не в Москве, а в ближайшем Подмосковье. На электричках мы с друзьями отправлялись то в Мытищи, то еще куда-то, не пропуская ни одного концерта «Машины времени». Вооружившись кассетными магнитофонами, мы записывали звук.

Подкупали тексты песен, казавшиеся исполненными глубокого смысла на фоне сладковатых песен советской эстрады. Группа «Воскресенье» периодически отменяла концерты, на которые билеты были уже распроданы – это такие квадратики из тетрадной бумаги в клеточку, на них была какая-то круглая печать и надпись от руки «4 руб».

Стиль был настолько похожим у обеих груп, что их можно было спутать.

«Високосное лето» было менее качественной, но более радикальной группой. Особенно отпечатался в памяти Крис Кельми, танцевавший на сцене «пляску смерти» в костюме скелета. Только, почему-то мне запомнилось, что его представляли как Крис не то Стенли, не то Стекли, но не Кельми. Впрочем, я могу и ошибаться. А поклонники «Машины времени» в перерывах между песнями на концертах «Високосников» кричали: «Телегу давай!». Дело в том, что у «Машины» была такая песня со словами «Вся жизнь телега, я еду в ней». Тем самым они издевались над «Високосниками», популярность которых была явно ниже, чем у группы Андрея Макаревича.

Но вернемся к западной музыке, которая проникала в СССР.
Крис Норман с группой «Смоуки» пел сладковатые попсовые песенки, которые приходились по душе старшеклассникам, но «Смоуки» ошеломили немеркнущим шедевром «What Can I Do?». Слава им и хвала за это.
Группа «Иглз» не долго пользовалась популярностью, но стала известной благодаря песне «Отель калифорния».
Групп было множество и отдельно на них останавливаться не хватит никакого времени. Но нельзя не вспомнить «Роллинг стоунз» , не с казать и о самом Оззи Озборне с группой «Блэк саббат», в примеру с его песенкой «Бешеный поезд» .
«Аэросмит» мне больше всего запомнился песней «Последнее дитя» и «Снова в седле» .

Еще были «Кисс» , разумеется «Куин», еще «Лэд зеппелин», а как не сказать о «Бэд компани»? Особо отмечу «Братья Дуби», которые безусловно оставили великий след в музыкальной истории. «Юрай Хип» прославился в основном «Июльским утром» и «Леди в черном».

Изрядно потеснило рок-музыку в 80-е нахлынувшее внезапно диско. Даже маститые рок-музыканты стали адаптирооваться под новые ритмы, но постепенно появилось понятие «диско-рок», потом «рок новой волны» и рок-н-ролл к концу 80-х возродился с новой силой, с новой энергетикой.
На первом месте у меня в приоритетах оказались австралийцы с группой AC/DC .
Бон Джови с песней «Плохое лекарство» (Bad Medicine ) и многими другими был в числе первых возрождателей рока, хотя и быстро скис. Мне лично нравятся только его ранние вещи.
Калифорнийская группа «Ордер на арест» — «Уоррант» (Warrant) сразила мир

песней «Вишневый пирожок» .
Новое направление рока стали называть «металлом». Уэльская группа «Пойзон» влилась в общий поток, в частности, с песней «Падший ангел» .
Слегка мрачноватый «Скид Роу» дал миру много потрясающих и искренних произведений, включая песню «Мартышкин труд ».
Приведу еще примеры:

«Дэф Леппард» и потрясающая «Истерия».

«Мотли кру» (Motley Crue) и песня «Заведи мое сердце» .

Швейцарская группа «Крокус» с песней «Рок-сити» .

Группа «Царствие небесное» (Kingdom come) с американским немцем Ленни Вольфом сразила всех блюзом «What love can be».

Возможно, я что-то и упустил. Но это не обзор того, что слушали в 60-е, 70-е и 80-е годы вообще. Я поделился лишь тем, что слышал и слушал я лично, к чему в конце концов лежала душа, от чего бежали мурашки по спине. Это не значит, что другие стили мне были не по нраву — нет. С огромным воодушевлением воспринимал «Стинга», «Флитвуд Мэк», «Китаро». Не важно, в принципе, какая музыка, главное — чтобы она была гениальной. Но рок по своей эмоциональности и энергии пока не превзойден, и дает колоссальную разрядку.

Made in USSR: 10 брендов, которые покорили Запад (15 фото)

Советские граждане называли это «торговой маркой», а там, за железным занавесом, использовали термин «бренд». Но какое бы слово не употребляли, на свойствах товара оно не сказывалось. И пока на этой стороне восторгались Pepsi и Levis, на той отдавали должное качеству made in USSR. Конечно, не всему подряд, но кое-что даже стало культовым.

Хотя, «покорили» — не лучшее слово. Скорее, эти товары узнаваемы и популярны на Западе. Поехали.

ВОДКА STOLICHNAYA

«Stoli» — так ласково называют водку «Столичная» в англо-саксонском мире. Познакомились жители Дикого Запада с русской водкой в самый разгар холодной войны. В 1954 году на одной из престижных алкогольных выставок после проведенной в «слепую» дегустации нескольких марок водки из разных государств эксперты почти единодушно выбрали эталоном образец, который оказался «Столичной» водкой. Причем по оценкам Stoli значительно обошла являвшуюся на протяжении многих лет эталоном «эмигрантскую» водку Smirnoff.

Затем были золотые медали сразу на двух международных выставках, и начало экспорта в США. Однако подлинная страсть между Stoli и западным потребителем возникла в буйные 1970-е. Stolichnaya провела тогда очень убедительную рекламную кампанию со слоганом Only vodka from Russia is genuine Russian vodka! («Только водка из России — настоящая русская водка!»).

ЧЕРНАЯ ИКРА

В любую заграничную командировку советский служащий неизменно брал с собой две вещи — водку и черную икру! С помощью двух этих русских специалитетов можно было получить преимущество на деловых переговорах, соблазнить самых недоступных дам, завербовать даже самого непроходимого антикоммуниста.

Эффективность этого гастрономического тандема носила какой-то мистический характер.

Для многих западных граждан в этом гастрономического тандеме был заключен вкус СССР, воплощение советского шика.

АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА (АК)

Пожалуй, самый узнаваемый товар с маркировкой Made in USSR. Даже американские специалисты признавали более высокую боевую эффективность «Калашникова» в сравнении с аналогами, сделанными в странах НАТО.

В 1960—1970-ых годах АК стал настоящим культом в так называемых странах третьего мира, ведущих вооруженную борьбу за независимость. Именно тогда в обиходе появился термин Kalashnikovization. А еще автомат Калашникова знаменит тем, что был включен в герб Мозамбика.

URALS

Марка советской (сегодня – российской) нефти. Один из главных «кормильцев» страны в 1970—1980-е годы: так, только в благополучном 1978 году экспорт нефти дал в конвертируемой валюте $5,5 млрд. из всего торгового экспорта СССР в $13,2 млрд. Большинство жителей СССР даже не подозревало, что у советской нефти есть свое имя. Зато об этом знали все мировые трейдеры и американские политики, которые сделали все, чтобы опустить цены на нефть.

Дело в том, что в отличие от арабской и норвежской нефти сорта Brent, себестоимость добычи советской нефти была достаточно высока — примерно $5, поэтому рентабельность продаж Urals составляла не менее $10. В 1986 году, путем манипуляций на рынке, нефть упала ниже этой цифры, и СССР оказался в «штопоре».

САТАНА (SS-18 SATAN)

Если Urals раздражал американское правительство, то другой советский бренд — SS-18 Satan — вызывал у них ужас. Вообще, «Сатаной» советский стратегический ракетный комплекс назвали сами американцы. Наши конструкторы ей присвоили обычную военную маркировку — Р-36М. На момент первого испытания в 1973 году эта ракета стала самой мощной баллистической системой, которая когда-либо была разработана.

Ни одна система ПРО не была способна противостоять SS-18, радиус поражения которой составлял аж 10 000 км. После создания Р-36М, Советский Союз мог не бояться «гонки вооружений».

Но это еще не все, в 1980-е «Сатану» модифицировали, и в 1988 году на вооружение Советской армии поступила новая версия SS-18 — Р-36М2 «Воевода», против которой ничего не могут сделать и современные американские ПРО. Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных баллистических ракет.

ZENIT

Бытует мнение, что советские гаджеты значительно проигрывали в качестве аналогичным западным. Это не так. Ярчайший пример — фотоаппарат Zenit от Красногорского механического завода, ставший настоящим мировым бестселлером. Его экспортировали не только в развивающиеся страны, но и в Германию, Италию, Австрию, Францию, Англию. Мало кто знает, что «Зенит» серии Е — это самая массовая зеркальная камера в мире.

КОМАНДИРСКИЕ ЧАСЫ

С конца 1950-х СССР превратился в одного из крупнейших в мире экспортеров часов и часовых механизмов. В иные годы экспортировалось более 20 миллионов часов и механизмов. Правда, за рубежом наши «Ракеты», «Чайки», «Востоки» продавались под местными наименованиями: Sekonda, Cornavin, Kardinal и другими красивыми иностранными словами. Советские часы ценились за качественную сборку, надежность и недорогую цену.

Культовыми часами и для советского человека, а уж тем более иностранца, считались «Командирские» часы, выпускаемые на чистопольском заводе «Восток» по заказу МО. Они без всякого вреда переносили экстремальные условия, в том числе и под водой, лучше швейцарских и японских аналогов. Так как часы не предназначались для свободной продажи, то на них надпись «Сделано в СССР» была заменена на «Заказ МО СССР».

Недаром в 1991-м для ветеранов операции «Буря в пустыне» американцы выбрали именно «Командирские», закупив их в количестве 40 тысяч.

LADA

Почему название Lada было предложено в качестве экспортного «нейминга» «Жигулей», остается тайной. От советского названия отказались из-за ассоциаций с французским словом «жиголо». О том, что Лада — это славянская версия Венеры, знали только узкие специалисты-фольклористы, и совсем уж не догадывались потенциальные западные автомобилисты.

Скажем, в английской языковой стихии, слово Lada практически идентично слово «lad» (пацан, парень, братан). В середине 1980-х годов в Великобритании, в молодежной неформальной среде, возник феномен так называемой lad-культуры (laddism), из которой, кстати, вышли модные сегодня хипстеры. «Крутость» лэдов заключалась в коллективных походах на футбол (с драками с фанатами других команд), культе секса и пива, дэнсинге в клубах и особом стиле в одежде. К концу 1980-ых laddism стал самым массовым культом у британской молодежи, а Lada достигла пика продаж в Великобритании. Популярность советской марки была такой, что создавались клубы фанатов Lada Samara и Lada Niva, а последняя даже «взяла на вооружение» британская полиция.

NIVA

Этот советский «автомобиль для села», хронически утопавшего в бездорожье, начал серийно производиться в 1977 году и внезапно стал первым в мире внедорожником малого класса. Проходимость «Нивы» была легендарна: машина забралась в Гималаях на рекордную высоту в 5726 м над уровнем моря, побывала на Северном полюсе, работала 12 лет в Антарктиде, не раз занимала призовые места в международных гонках, в том числе в знаменитом ралли Париж — Дакар.

Внедорожник с постоянным полным приводом и большим количеством новаторских решений мирового уровня пользовался хорошим спросом за рубежом.

KAMAZ

В строительстве и оснащении Камского автозавода, ставшего последней всесоюзной ударной комсомольской стройкой, помимо 2000 советских предприятий участвовало более 700 европейских, американских, канадских и японских компаний. Для привлечения этих западных компаний СССР использовал кредиты, полученные у основного противника в холодной войне — США. А базовой моделью для будущих «КамАЗов» выбрали американский грузовик International.

Модель нового советского грузовика оказалась настолько удачной, что сразу же стала предметом экспорта в страны по всему миру: в год продавалось несколько десятков тысяч машин. Это неудивительно: «КамАЗ» также проектировался как военный грузовик. А на оборонку в СССР работали лучшие умы, и продукция делалась на совесть — контроль со стороны военных был серьезный. Показательно, что первыми, кто получил «КамАЗы», была Группа советских войск в Германии (ГСВГ).

О качестве грузовика говорит тот факт, что команда «КамАЗа» 13 раз побеждала в престижном ралли «Дакар».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector