0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Endless Space — покорители звезд

Endless Space — покорители звезд. Рецензия

Странное дело: космическая тематика, несмотря на кроющийся в ней поистине безграничный творческий потенциал, до сих пор пользуется у разработчиков каким-то незаслуженно заниженным спросом. Игр «про космос» выходит до обидного мало, не говоря уже про то, что действительно достойные внимания проекты вообще можно пересчитать по пальцам, причем вряд ли для этого потребуется больше одной руки. Ну а вспоминать о таком редком и экзотическом звере, как космическая стратегия, вообще до недавнего времени было как-то неудобно, ибо обосновался он в игровой «Красной книге» давно и основательно.

Все, что оставалось преданным поклонникам, — это ронять скупые ностальгические слезы по Haegemonia, Nexus и, конечно же, культовому Homeworld, надеясь, что та же Relic одумается и вернется к своему самому знаковому проекту. Но пока большие студии даже не чешутся, на арену постепенно выходят независимые компании. Одна из них — молодая французская студия Amplitude, которая собрала под своим крылом немало опытных профессионалов и, заручившись всесторонней поддержкой игровой общественности, выпустила в свободное плавание проект Endless Space. О нём сегодня и пойдет речь.

⇡#Ненаписанные хроники

Сразу стоит отметить, что в плане жанровой принадлежности Endless Space несколько отстоит от того же Homeworld, играя на поле так называемых 4Х-games. Это сочетание, составленное из слов eXplore, eXpand, eXploit, and eXterminate («исследуй, расширяй границы, эксплуатируй, уничтожай»), обозначает вид глобальных стратегий, где игрок выступает правителем целой расы или народности, ведя ее от самых низов к вершинам могущества. Sid Meier’s Civilization, Master of Orion, Imperium Galactica — названия знакомые, не правда ли?

По большому счету Endless Space — это самая что ни на есть классическая 4Х-стратегия, вобравшая в себя все обязательные черты жанра. В начале каждой партии игроку дается выбор из восьми доступных рас, каждая из которых обладает своими отличительными особенностями и склонностями. Кроме того, не возбраняется на базе той или иной расы сделать собственную подфракцию, самостоятельно задав ей необходимые приоритеты. Разобравшись с обилием настроек игрового мира (позволяется определить размер, возраст, форму галактики, наличие и активность пиратов, общую сложность игры и множество других параметров), новоявленный правитель недрогнувшей рукой нажимает Start — и начинается.

Вся чарующая прелесть подобных игр всегда крылась в том, что они позволяли пользователям с каждой новой партией создавать собственные истории — самопальные летописи мира, непохожие на предыдущие. И Endless Space в этом плане не исключение. Начав с одной-единственной захолустной звездной системы и пары кораблей в ангаре (колонизационного и разведывательного), игрок принимается ковать судьбу своей державы. Прославится ли она своими прорывными научными достижениями или же по заветам китайцев старой Земли заселит всю Галактику? Покажет ли дипломатическое мастерство или же огнем и мечом искоренит всех неугодных? Отныне вы — правитель, и решения только за вами. Планеты развиваются, флоты бороздят просторы космоса, новые системы входят в состав государства. Появление на карте каждой новой расы может здорово изменить расстановку сил в регионе — настолько, что ваша политика окажется недееспособной в новых условиях. Да и о собственных подданных забывать не стоит, а то население какой-нибудь колонии, недовольное, например, недостатком пищи, устроит бунт и откажется работать. Гибкость — вот ключ к победе.

При этом мир Endless Space, оказывается, имеет глубокую и интересную историю. По версии французов, когда-то давным-давно галактикой правила раса Бесконечных (те самые Endless из названия). В помощь себе Бесконечные создали «пыль», правда, не ту белесую пакость, что мы привыкли сметать с домашних вещей при уборке. Здешняя Пыль — это особые наномашины, которые стали основой для развития и технологического прогресса. Но внезапно Бесконечные исчезли, оставив Галактику молодым цивилизациям. Однако существует пророчество о том, что прежние властители когда-нибудь вернутся, и что тогда будет — не знает никто. Проблема в том, что вся эта занимательная фабула для просто зашедшего на огонек игрока остается сокрытой, ибо в самой игре ее отражения практически нет — по крайней мере пока что. Коротких роликов и отрывочных сообщений явно недостаточно, чтобы в полной мере раскрыть подоплеку всего происходящего, так что тем, кто не решился проштудировать тематический форум, остается лишь сидеть с недоуменным видом либо стараться не забивать себе этим голову.

⇡#Дела житейские

Серьезных отличий от игр — эталонов жанра в Endless Space нет, так что если вы хоть раз играли в ту же «Цивилизацию», то сразу почувствуете себя как дома. Экономическая модель покоится на четырех столпах: пища, производственные и научные мощности, а также, собственно, «пыль». Без еды население системы будет вполне ожидаемо умирать от голода, недостаток мощностей приведет к падению темпов производства либо исследований. «Пыль» же выступает универсальным платежным средством, которое расходуется на содержание построек, флотов, на ускоренное строительство, в общем — на все. Игрок может нанимать особых героев, каждый из которых обладает своей специализацией, и назначать их либо губернаторами планет, либо адмиралами флотов. Со временем герои получают повышения, а вместе с ними — новые бонусы и прибавку к характеристикам. Естественно, что прокачанный персонаж требует куда больше материальных трат на свое содержание, нежели зеленый новобранец.

Само собой, рано или поздно пути вашей нации и других обитателей галактики обязательно пересекутся. С ними можно как подружиться (различные дипломатические опции открываются по мере исследования соответствующего технологического древа), так и развязать конфликт, и вот на этом моменте мы остановимся поподробнее, потому как именно он является наиболее спорным.

Война, понятное дело, ведется с помощью космических кораблей, причем состав флотилии не фиксирован строго, а зависит от предпочтений самого игрока. Всего есть пять типов боевых кораблей (корвет, эсминец, крейсер, линкор, дредноут), а также множество видов атакующих (ракеты, лазеры, кинетическое оружие), защитных (броня, щиты, ремонтные боты) и дополнительных систем, которые на эти самые корпуса можно повесить в пределах допустимого тоннажа. Вся беда в том, что разница между типами кораблей чисто номинальная, и поэтому нет никакого смысла как-то вдумчиво подходить к вопросу построения армады. Взял корпус потяжелее, обвешал его под завязку самыми новыми деталями — вуаля, «оружие мечты» готово! Адепты тактики горюют.

Сам процесс сражения тоже выполнен довольно своеобразно. Как только два флота пересекаются на орбите какой-нибудь планеты, игра тут же выдает соответствующее оповещение, попутно подсчитав суммарную боевую мощь каждой из сторон. По большому счету именно от этого параметра и зависит исход битвы — у кого больше, тот и прав, хотя бывают и редкие исключения. На выбор предлагается два варианта: автобой и ручное управление. Само собой, нас больше интересует второй вариант, однако здесь поджидает разочарование — корабли обмениваются залпами совершенно самостоятельно, безо всякого участия со стороны.

«Что же тут ручного?» — спросите вы. Поясняем. Все столкновение условно разбито на три фазы: дальнего, среднего и ближнего боя. В начале каждого этапа игрок может выбрать для своего флота тот или иной бонус вроде прибавки к защите или уменьшения точности вражеских орудий. Противник делает то же самое. Все бонусы разбиты по категориям (инженерия, нападение, саботаж и так далее), каждая из которых является противовесом к какой-то другой. То есть пользователь, по сути, играет с компьютером в «камень, ножницы, бумагу», где главная цель — не заполучить плюшку себе, а не дать ее сопернику. Вот и все участие.

⇡#«Ушел в себя, вернусь не скоро»

Но на самом деле, уважаемые читатели, на этот недостаток, как и на множество прочих аспектов, к которым можно придраться, совершенно не обращаешь внимания. Не привнося в жанр решительным образом ничего нового, Endless Space тем не менее обладает удивительным свойством — единожды запустив игру, пользователь рискует зависнуть в ней всерьез и надолго. Казалось бы, и бои надоели, и переговоры эти стоят поперек горла, и делать уже вроде как нечего — ан нет! Рука все равно тянется к заветной кнопке «Конец хода», а затем еще раз и еще. И так, абсолютно незаметно, пролетают многие часы, а на следующий день ты вновь дважды кликаешь по серповидному ярлыку, чтобы написать новую историю, но на этот раз уже другой расы и в другой галактике.

Это ли не главный показатель качества игры? Endless Space довольно приветлива к новичкам, только открывающим для себя жанр глобальных стратегий, но и тёртых геймеров она не разочарует. Ну а к тем, кто до кучи еще и неровно дышит к тематике космоса, у нас только одна просьба: перед тем как отправиться покорять далекие звезды, оставьте родным хотя бы записку, а то ведь еще о пропаже человека заявят.

Астронавты всех стран, объединяйтесь!

Как уже мельком упоминалось выше по тексту, одной из главных особенностей Endless Space является то, что проект этот создается в тесном сотрудничестве с простыми игроками. Сами разработчики назвали эту систему GAMES2GETHER, то бишь «Делаем игры вместе». Например, на форуме в свободном доступе выложены дизайн-документы по игре, постоянно ведутся обсуждения различных аспектов развития проекта и так далее.

Таким образом, любой человек с достаточным знанием английского языка может, предварительно зарегистрировавшись, принять участие в дискуссиях, высказать свое мнение по тому или иному поводу, а также предложить собственные идеи на рассмотрение. Для людей более занятых или не желающих сильно углубляться в дебри полемики на сайте время от времени проводятся голосования по наиболее актуальным вопросам. Дизайн, концепты, внедрение новых возможностей, всевозможные улучшения — все это согласуется с сообществом, чтобы быть воплощенным в дальнейших патчах. Так что если вы заинтересованы в развитии мира Endless Space — дерзайте! Возможно, именно ваших идей проекту и не хватает.

Endless Space

Endless Space — еще один яркий представитель космических стратегий класса 4X. Корни этого межзвездного Иггдрасиля тянут соки из далеких миров забытого прошлого. Родоначальник 4Х, Master of Orion, явил себя миру в 1993 году, а основы механики, подсмотренные у идейного вдохновителя всей «космической» династии — Civilization Сида Мейера, не менялись десятилетиями: Explore, Expand, Exploit, Exterminate — «исследуй, расширяй, используй, уничтожай». И в игре от Amplitude Studios они фигурируют почти в первозданном виде.

Деньги — это пыль!

Без видового разнообразия в открытом космосе скучновато, поэтому инди-разработчики подарили нам целых девять рас. Мозговитые софоны не вылезают из лабораторий; агрессивные хишшо верны самурайскому кодексу и требуют его соблюдения от всех остальных; амебы видят вселенную — и всю карту — насквозь; армия клонов аристократа Горацио коллективно страдает манией величия; крэйверов, как и неприхотливых сеятелей, мучает тяга к захвату новых миров; наконец, пилигримы наловчились избегать ужасов войны. А человеку разумному доверили роль промышленного магната: земляне выступают как Объединенная империя — сонм жадных корпораций, и как Флот Шеридан, честолюбивые милитаристы.

Цельной карты, как в Galactic Civilizations, нет — звездные системы стянуты паутиной гиперпространственных шоссе, но продвинутые технологии позволят прокладывать трассы на свое усмотрение. Кое-где искажают материю червоточины, уберегающие звездные миры от любителей «раша» на ранних стадиях игры.

Читать еще:  Хроники PC-гейминга - 15

Вокруг каждой звезды вращается от одной до шести планет, и экспроприации подлежат именно они, а не системы целиком. Но несколько враждующих рас не смогут сосуществовать у одной звезды — если вы колонизировали или отвоевали особо привлекательную планету, ее соседки автоматически попадают под ваш протекторат.

Галактическая экономика стоит на четырех столпах-ресурсах: еда, индустрия, наука и пыль — универсальная денежная единица, вызывающая ностальгию по Dune и Пряности. От еды зависит скорость роста населения, от индустрии — возведение планетарной инфраструктуры и строительство кораблей, от науки — новые запчасти для судов, улучшения для колоний и прочие плоды технического прогресса, а пыль — это наше финансовое благополучие.

При этом темпы роста ресурсов напрямую зависят от населения планет, а производство от ландшафта: вулканические негостеприимные миры — рай для промышленности, а кишащие живностью джунгли не дадут опухнуть с голоду всей звездной системе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: разглядывать планеты — сплошное удовольствие: водная гладь блестит на солнце, над поверхностью неспешно ползут облака, а в ночной темноте светятся мегаполисы.

Не устраивает продовольственная ситуация на отдельно взятой планете? Чтобы ее исправить, можно изменить приоритеты развития: для каждого мирка они свои, и все четыре их разновидности дают бонусы к четырем ресурсам соответственно — к примеру, колониальная торговля наладит добычу пыли, природопользование наполнит склады снедью, а научный прогресс повысит эффективность этих манипуляций.

Голова, говоришь, яичком?

Ученые мужи готовы грызть гранит науки в четырех направлениях: экспансия, дипломатия (вкупе с торговлей), война и прикладные науки. Исследовательские проекты совершенствуют инфраструктуру, боевые модули для кораблей — и расширяют кругозор дипломатов, а по большим праздникам открывают новые горизонты: терраформирование, например. Некоторые технологии доступны только определенным расам.

Напоминание для тех, чьи руки уже тянутся к зазубренному боевому топору, — создание могучего флота начинается с проектировки кораблей. Правда, судостроение здесь — всего лишь выбор стандартизированных модулей, а модели самих звездолетов неприкасаемы и тюнингу не поддаются. Кроме того, ракетные шахты, лазерные турели и прочий обвес на этих моделях невидимы. А ведь в тех же Galactic Civilizations 2 конструирование корабля было игрой в игре, почти как создание существ в Spore.

Здешние сражения могут несколько удивить. Столкнулись мы, например, с вражьей флотилией, гордо отвергаем «автобой» и жмем «ручной контроль». И тут выясняется, что контроль осуществляется при помощи. космических игральных карт. Игрок и противник выбирают по одной карте на каждую из трех фаз боя: дальняя дистанция, где эффективны ракеты, средняя — для лазеров, и ближняя — где еще в чести кинетическое оружие. Засим звездный властелин наблюдает за последствиями блиц-игры то ли в сабакк, то ли в межпланетный покер. А порулить звездолетом и сделать противнику красочный «бдыщ» в ходовой отсек вам никто не позволит.

Диковинный компромисс между RTS и строгой пошаговостью: не из-за денежных ли трудностей решено было отказаться от обоих вариантов? Жаль, что получившаяся помесь нечасто требует присутствия адмирала за «игральным столом». Когда противостояние между империями достигнет внушительных масштабов, вы вряд ли станете снисходить до руководства — военная мощь флота выражена числом, и повторить подвиг трехсот спартанцев здесь не получится.

Сид жил, Сид жив, Сид Endless

Чем ближе мы знакомимся с Endless Space, тем отчетливей проступают подозрительно знакомые черты. святые угодники, это же Civilization! Все космические стратегии ведут свой род от «Цивилизации», но Endless Space еще и пальпируется как творение MicroProse и смахивает скорее на третью часть серии.

Во-первых, почти та же градация дипломатических отношений (нейтральные-дружеские-теплые-тесные; в Civilization III они живописно иллюстрировались лицами ваших оппонентов), штучная торговля технологиями, системами, деньгами, полезными ресурсами, которые, кстати, делятся на стратегические и ресурсы роскоши, — еще один реверанс.

Население планет, изображенное на экране системы маленькими фигурками, не менее громко заявляет о родстве с вечной «Цивой». Фигурки, кстати, можно свободно перетаскивать в пределах одной звезды. Выслали всех на вулканическую планету — получили мощное производство, айда клепать ведра с гайками для оккупации галактического ядра. Сослали в шарашки на обледенелый шарик и вырвались вперед в научно-технической гонке.

По ощущениям эти манипуляции напоминают перетасовки работяг в пределах города с шахт на фермы, с ферм на шахты — смотря что требуется нашей империи. В той или иной форме эти действия есть почти во всех 4Х-стратегиях (например, в Light of Altair с ее планетарными ячейками), но чтобы так явно перекликаться с близким родственником! Мало того, новые технологии со временем откроют возможность терраформирования. Не нужна пустынная планета с процветающей торговлей? Изменяем климат, заливаем водой процентов на девяносто пять и наслаждаемся избытком морепродуктов вкупе с подвигами ученых, которым нравятся морские пучины и арктические льды.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: пускать устаревшие корабли на слом — не выход. Поделитесь пылью с инженерами, и они мгновенно улучшат корыто версии 1.0 до дредноута v. 5.89. Но если таких «корыт» накопился целый флот, казна изрядно похудеет. Почти так же хлопотно и дорого было переоснащать копейщиков-ветеранов в моторизованную пехоту в Civilization III.

Несмотря на странное сходство, процесс не наскучивает: еще одно полезное свойство «Цивилизации». Обилие рас идет на пользу реиграбельности, а искусственный интеллект на удивление легко подстраивается под ваш стиль игры; попробуете ощетиниться одними лишь корабельными ракетами — спустя пару боев неизбежно сломаете зубы о ПРО.

А если к этому добавить и свирепость пиратов — видимо, потомков варваров из «Цивы», здешний AI можно счесть достойным уважения. Этот «кремниевый разум» станет гонять игрока в хвост и гриву, пока начинающий властелин не дорастет до опытного императора. И тогда уже начнет лениво жонглировать вариантами завершения игры, размышляя, какое первенство выбрать: военный триумф, преимущество в науке, принуждение всех к миру (есть и такой способ) или, наконец, строительство Неуязвимой Империи, настоящего Чуда Света.

Endless Space: Disharmony

Порой сложно понять, на чем основана всеобщая оценка отдельных игр, что порождает единодушный энтузиазм или, напротив, порицание. Оригинальная космическая 4x TBS Endless Space, разработанная французской студией Amplitude, была положительно воспринята практически всеми, редко проскакивающие негативные рецензии-комментарии почти сразу тонули в море положительных. Но чем больше я сам в нее играл, одновременно почитывая обзоры в Steam и обсуждения на форумах, — тем больше недоумевал.

Как и почти любая 4x-стратегия, ED начинается с сакрального ритуала выбора подконтрольной стороны и генерации мира — в данном случае галактики. С последним всё более-менее просто — всерьез повлиять можно только на планетарные системы: расстояние между ними, общее количество, то, как распределены планеты и ресурсы внутри систем (случайно/сбалансированно). По фракциям. Есть 5 группировок людей (Империя, воины-Шередин, клоны, пилигримы, кочевники-бродяги Vaulters) и семь видов инопланетян: миролюбивые торговцы-амебы, классические серые человечки — ученые-софоны, птицеподобные клановые воины Хишшо, инсектоиды-пожиратели (у них вечная война со всеми – мир и союз заключить нельзя), 2 вида разумных роботов и последние, наиболее оригинальные, добавленные c аддоном, живые каменюки – Harmony. И, хотя различие не ограничивается только лишь бонусами к чему-либо (у многих есть особые способности), на стратегическом уровне разница реализована всё-таки недостаточно сильно: независимо от выбора всё равно остается впечатление, что играешь людьми. К примеру, все фракции так или иначе начинают с планет, близких к земному типу, и все вынуждены изучать технологии колонизации, хотя, казалось бы, какая разница роботам или Harmony до того, где скрипеть шестеренками, греметь породой, – в пустыне, Арктике или вовсе на астероидах. Да, чуть не забыл: на основе каждой из 12 фракций можно сделать свою, особенную, – заменив портрет, перераспределив бонусы, написав предысторию.

Сражения флотов в Endless Space увлекательны так же, как и экономика. У боя есть 3 фазы: дальняя – на ней эффективнее всего ракеты, средняя – лазеры и ближняя – кинетика. На каждую фазу боя можно выбрать свою карту-действие: допустим, если вражеский флот напичкан ракетоносцами, можно попытаться снизить их эффективность, выбрав соответствующую карту на дальнюю фазу боя, но соперник, в свою очередь, может выбрать контрдействие. Всё происходит вслепую: никаких особенных ухищрений и тактики нет, игрок выбирает 3 своих карты, компьютер — свои, далее идет визуализация боя, но ее можно и пропустить (лично я ее смотрю, только чтобы на планеты полюбоваться).

Даже учитывая всё вышесказанное, в Endless Space всё равно можно было бы играть и получать удовольствие, если бы не степень влияния главного недостатка, из-за которого сыпется все остальное. В Dwarf Fortress есть такая штука как tantrum spiral: спираль неостановимого падения вниз, своеобразный эффект домино – когда одно событие влечет за собой фатальные последствия для всей крепости. Катализатором падения игрового интереса к Endless Space стало поведение компьютерного оппонента — оно возмущающе, самоубийственно безумно. Расскажу на примере второй партии: в ней мне, еще только осваивающемуся, быстро объявил войну не в меру шустро расселившийся по окружающим системам сосед. Я вынужден был запереться в оборону на своих трех системах против семи у соперника, некоторое время осторожно отбивался, но в конце концов собрал большой флот под управлением заматеревшего в обороне капитана и осадил стартовую систему врага, благо она была ближайшей. Что должен был — по логике — сделать AI? Учитывая его превосходство в экономике – собрать несколько флотилий и попытаться в один ход снять осаду. Но, вместо того чтобы собрать силы, компьютер ходов 30-40 (осада в ES – дело долгое) непрерывно пытался заспамить мой флот всеми кораблями, какие у него успевали построиться, даже теми, которые не предназначены для открытого боя. Естественно, я легко разбивал эти разрозненные силы, капитан за время этого однообразного действа прокачался до непобедимого Наполеона всея галактики, взяв максимальный 25-й уровень. Но это еще не всё: когда наконец система пала, AI, впав от этого факта в тантрум, совершил неритуальное сэппуку – запросив у меня мир в обмен на свои 5 систем! Оставив себе, таким образом, только одну. В следующую партию сценарий повторился — с той лишь разницей, что компьютер отдал все оставшиеся у него на тот момент системы. Еще один из любимейших трюков в арсенале пустоголовой железяки — слить своих лучших героев-капитанов, приписав их к одинокому разведчику или осадному, беззащитному в бою флоту, после чего отправить на убой. Учитывая, какое большое влияние оказывают герои на исход сражений, такое поведение – последний гвоздь в крышку гроба игрового интереса: проиграть становится невозможно. Я было подумал, что подобная патологическая склонность к самоубийству связана с выбором средней сложности игры. Нет, на высоких уровнях компьютер лишь получает еще больший бонус к производству и росту — ведет он себя ровно так же. Немощь AI тянет вниз изначально небезнадежную дипломатию. Здесь можно заключать военные союзы, торговые пакты, обмениваться технологиями и планетарными системами. Отношение остальных сторон к игроку полностью открыто и прогнозируемо: все плюсы и минусы видны: за что любят, за что – нет. И во всех дипломатических функциях действительно был бы смысл, не веди AI себя так глупо! К чему заключать союзы (реализованные, кстати, неплохо), если даже самого сильного из врагов, значительно превосходящего меня по числу кораблей и миров, можно легко победить, осадив парочку систем и отбивая разрозненные атаки, непрерывно получать опыт капитанам и флоту, пыль в казну?

Вслед за AI и отпавшей дипломатией начинают раздражать ранее терпимые технологии и простенькая система построения галактики. По мнению разработчиков Endless Space, космос – плоский, и между планетарными системами натянуты “рельсы” дорог, по которым туда-сюда катаются флотилии кораблей; свободно перемещаться (с большим штрафом к скорости) дадут только после изучения особой технологии. Не знаю, зачем было делать космос таким однонаправленным, для удобства ли игрока или для того, чтобы снять нагрузку с бедного программиста AI, — меня такой подход совсем не цепляет. Полностью нивелировано значение разведки, дальности обнаружения, скорость не играет почти никакой роли, да и восприятие галактики как чего-то таинственного теряется, как ни старайся, — космическим первооткрывателем здесь себя почувствовать не получится. Технологии… Их много, слишком много, при этом изучаются они быстро, и весь этот технологический спам мало что меняет — кроме банальных бонусов, не добавляет ничего нового. Во многих похожих стратегиях главной бедой средней и поздней части игры является нарастающий груз однообразных действий. Больше планетарных систем — больше действий по их отстройке каждый ход, больше флотилий – больше действий по ремонту, апгрейду и передвижению, больше технологий – больше зданий в системах. Больше, больше, больше. Спираль утомительного флудо-микроменеджмента — так это можно назвать. Нет, Endless Space — благодаря хорошо продуманному интерфейсу — довольно далека от края моего терпения, когда игра забрасывается просто оттого, что наваливается множество всего, и один ход занимает по 20 минут. Но всё же при таком однообразии технологий я бы предпочел, чтобы их было меньше, а паузы между изучением, напротив, были больше, – чтобы чувствовался хоть какой-то эффект от изучения. В самой же игре дело обстоит примерно так: открыв новый вид корабля, даже не успев его построить, не опробовав в боях, ходов через 10 ходов изучаешь следующую модель, а построив первый и дотащив его до сражений, понимаешь, что опять надо лезть в редактор и всё менять, – на подходе новые лазеры и щиты. То же самое и с планетарно-экономическими технологиями: постоянно приходится перебирать системы и что-то менять, колонизировать, строить, терраформировать, но такой объем действий игра стимулирует исключительно методами низменного характера – огромными бонусами для AI и количеством, но не качеством изучаемых технологий.

Читать еще:  Хроники PC-гейминга - 15

Дневник непобедимого флотоводца: день 222-й, Империя снова любезно предоставила нам мишени для испытания новой модели лазеров.

Итог однозначен и неутешителен – полная дисгармония формы и содержания. Endless Space не обладает ни одной сильной чертой, ей решительно недостает глубины и проработки хоть в чём-нибудь, сама основа: экономическая и боевая системы, AI соперников – сделаны очень примитивно, при этом несбалансированны. Также ED – слишком современна: она совсем не стремится бросить вызов игроку. Думается мне, что французы сами не знали, что они хотели сделать: банальную сессионную казуалку или серьезную, сложную игру. Или, что даже более вероятно, они знали, что хотят сделать сессионную казуалку, но всеми силами попытались замаскировать ее под серьезную игру, скрыть незатейливую простоту за тонной технологий, кучей видов ресурсов, калейдоскопом цветных планет. В любом случае, стройной и красивой игры у них не вышло, и она производит удручающее впечатление — разваливающееся на глазах создание Франкенштейна. Разработчики нарядили его во фрак, приклеили монокль, научили говорить “Бонжур” и “Аревуар”, нелепо расшаркиваться перед встречными, но умным джентльменом, настоящей игрой, – оно от этого не стало.

Endless Space — покорители звезд

Способ этот не совсем честный, но всё же основан он на игровой механике, а потому имеет право на существование. Разработчики наверняка в курсе подобной возможности, иначе давно пофиксили бы её, благо игра вышла не вчера и даже не позавчера. Возможно, подобная лазейка была оставлена сознательно или это и вовсе своеобразная «фича» межгалактических отношений. К тому же, лично я не представляю иного способа победы над ИИ на «безграничной» сложности при игре за пользовательскую фракцию с -195 очков или менее (собраны практически все отрицательные факторы и понижающие коэффициенты, в то время как у ИИ всё наоборот).

Данное руководство поможет вам получить следующие достижения:
1. Прохождение на различных уровнях сложности (нормальная -> безграничная)

  • Это только разогрев (5.9%)
  • Боролся и искал, нашел и не сдавался (1.4%)
  • Даже не вспотел (0.7%)
  • Легкая прогулка (0.5%)
  • Ученик стал учителем (0.1%)

2. Прохождение за пользовательскую фракцию (0 -> -195 очков)

  • Я сделал все по-своему (4.4%)
  • Не аутсайдер (0.3%)
  • Вопреки всем шансам (0.2%)
  • Бесконечное унижение (0.2%)
  • Don’t Even Think About It (0.1%)

* — в скобках указан % выполнения достижений на момент написания руководства.

1. Создаём пользовательскую фракцию с -195 очков. Для этого выбираем негативные особенности с красной ценой и, кликая на них, перемещаем в таблицу справа. Важно не создать фракцию с дипломатической особенностью «вечная война», иначе мы не сможем заключить мир с ИИ, что изначально перечеркнёт любые дипломатические и экономические отношения.

* На скриншот не влезла особенность «Цена красоты» 3/3 -12 очков.

2. В настройках создания игры отключаем все типы побед, кроме экономической. Так же отключаем пиратов. Размер галактики и прочие особенности выбираем по желанию (чем больше её размер, тем быстрее мы сможем победить, но в то же время позже встретимся с противником, а значит на более поздних этапах сможем наладить необходимый дипломатический контакт).

3. В качестве единственного противника выбираем Автоматов (пацифисты по сути, хотя при необходимости и могут дать отпор).

4. На первом же ходу выбираем левое направление научных исследований. Наша цель — «Ксенолингвистика» (технология «Релятивистская экономика») и «Безопасность пришельцев» (технология «Релятивистские рынки»). Изучив их, мы сможем заключить с пришельцами мир, а затем и торговать с ними.

5. Сам процесс развития планет и колонизаторская деятельность не особо важны. Основная наша цель на начальном этапе — создать самодостаточный оплот нашей империи, способный просуществовать без убытков (и, соответственно, без народных волнений и забастовок) до этапа экономической экспансии (возможности купли/продажи Пыли и прочих ресурсов с ИИ). Для этого поддерживаем уровень удовлетворённости на достаточном уровне (снижаем % налогов, внедряем технологии из левой ветки) и по возможности специализируем планеты на добыче Пыли. Что до колонизации свободных систем, то я не советовал бы занимать большое их количество, особенно если вы будете играть в галактике маленьких размеров — нужно дать ИИ достаточный простор для развития (мне хватило 5ти систем, хотя можно обойтись даже одной).

6. После заключения мира и получения возможности заключать договора, в первую очередь обращаем внимание на возможность торговли Пылью. Выбираем со стороны ИИ «торговлю пылью каждый ход» и уменьшаем предлагаемое количество до тех пор, пока ползунок баланса не приблизится к центру. Затем со своей стороны предлагаем «торговлю пылью единовременно«. Чем лучше будут у вас отношения с ИИ и чем богаче он будет, тем более выгодных можно добиться условий. Поначалу придётся предлагать приличные суммы, но со временем можно добиться буквально грабительских условий, с которыми ИИ будет соглашаться.

Пример такого договора:
Отдавая 1 единицу Пыли со своей стороны, мы будем получать каждый ход 3273 единиц Пыли от ИИ взамен.

7. Не стоит нервничать, когда ИИ начнёт отменять действие отдельных договоров (якобы по совету собственных советников) или будет не способен выполнить их условия (нужно будет перечислить за ход больше валового дохода, в результате чего все подобные договора будут разом отменены), просто заключаем новый договор, на следующий ход ещё один и так до тех пор, пока основная масса Пылевых поступлений ИИ не будет идти в ваш карман. С момента заключения Альянса ИИ перестанет отменять невыгодные для него контракты.

Обзор Endless Space 2 — сквозь тернии к звездам

  • 1. Системные требования
  • 2. Трейлер
  • 3. Обитатели космоса
  • 4. Пути к победе
  • 5. Общее впечатление
  • 6. Видео-обзор Endless Space 2

Первая часть игры от AMPLITUDE Studios позаимствовала большинство механик из Civilization, перенеся действие с Земли в далекую галактику. Проект получился удачным благодаря хорошей реализации, поэтому франшиза получила продолжение. В обзоре Endless Space 2 вы узнаете о новых расах, особенностях и уникальных свойствах новой части 4Х-стратегии.

Системные требования

  • Операционная система: Win 7 64-bit;
  • Процессор: i3 4th generation / i5 2nd generation / A6 series;
  • Видеокарта: Intel HD 4000 / AMD Radeon 5800 series / NVidia 550Ti, DirectX 11;
  • Оперативная память (Гб): 4.0;
  • Свободное место на HDD (Гб): 8.0;
  • Операционная система: Win 10 64-bit;
  • Процессор: i3 5th generation / i5 3rd generation / FX4170 (or newer);
  • Видеокарта: AMD Radeon 8000 series / NVidia GTX 660, DirectX 11 (or newer);
  • Оперативная память (Гб): 8.0;
  • Свободное место на HDD (Гб): 8.0.

Трейлер

Обитатели космоса

Первое отличие Endless Space 2 от остальных пошаговых стратегий – расы, населяющие игровой мир. Здесь выбор портрета лидера не просто прибавляет немного бонусов к науке или производству, игра за конкретную цивилизацию в корне меняет геймплей и стратегию победы. Подобно Stellaris, список готовых рас можно дополнять, меняя десятки индивидуальных параметров тех или иных существ. Также игрок вправе создать и кастомизировать свой собственный народ.

Из всего многообразия не выделяются разве что люди и Софоны. Человечество с первых ходов имеет весьма тривиальную возможность захватывать планеты, попавшие в зону их влияния. Плюс ко всему Единая империя людей очень быстро накапливает это самое влияние, что дает ей неплохую фору на старте игры. Софоны же обладают передовым интеллектом в галактике, быстрее остальных изучая еще не открытые технологии. Механика игры за обе цивилизации уже была реализована в первой части Endless Space.

Любителям экспансии однозначно понравится раса клонов Горацио, происходящая от богатейшего создания Империи – самого Горацио. Когда-то владелец самого большого состояния отправился исследовать собственную звездную систему, где на одной из планет обнаружил заброшенные лаборатории клонирования. Самовлюбленный Горацио создал тысячи рабов похожих на самого себя, а затем решил замахнуться на колонизацию звезд. Для развития империи богача понадобится поглощение генного материала других рас.

Сложнее всех развивать империю кочевникам Водянам. Это новая цивилизация, которая появилась только во второй части игры. Представители расы вынуждены поглощать Сущности, жизненно важное вещество для других народов. Из-за этого Водяни практически никто не любит, стараясь вовсе избегать любых дипломатических контактов с ними. Аналогично ведут себя Пожиратели, которые почти всегда находятся в состоянии войны. Для функционирования их колоний постоянно нужны рабы, захваченные на других планетах.

К сожалению, большинство уникальных черт противников пока ломаются о непродуманные алгоритмы поведения ИИ. Происходящее на игровой карте часто мало волнует стороны конфликта, а дипломатия между расами сильно не доработана. Врагам нельзя помешать с помощью шпионажа или другого внедрения, единственный путь взаимодействия – война. Изредка некоторые цивилизации могут спонтанно войти в один союз, однако хитрых дипломатических ходов никто не предпринимает.

На стадии релиза пока доступно только 8 рас, дополняемые встроенным редактором цивилизаций. Учитывая предыдущий опыт студии в отношении игрового комьюнити, можно с полной уверенностью сказать, что Endless Space в этом вопросе будет существенно усовершенствована. Предыдущий проект, Endless Legend, получил половину всех текущих народов путем добавления DLC.

Пути к победе

Исход игровой партии напрямую зависит от выбранной карты и количества созвездий. В Endless Space 2 можно провести короткую партию на пару часов с одним или двумя противниками. Любителям долгих сражений достаточно выбрать самый большой размер галактики, чтобы получить несколько десятков часов приключений.

В начале игры под управлением игрока находится всего одна планета и пара разведывательных кораблей. От каждой изведанной звездной системы отходит несколько ответвлений в другие уголки галактики. Как раз по этим путям и двигаются звездолеты, исследуя пока неизвестные просторы. Прилетев в указанную точку, они составляют отчет о наличии пригодных для жизни планет, ресурсах и других интересных находках. В число последних могут входить уникальные предметы, квестовые линии или оставленные технологии забытых цивилизаций.

Далеко не каждое небесное тело пригодно для расселения расы. Это легко исправить терраформингом, который открывается по мере продвижения линии науки. Технологии делятся на четыре группы: экономика, война, промышленность и экспансия. Каждая ветка разделена на пять эр, новая эра открывается после изучения десятой технологии из предыдущей. Достижение научного превосходства над остальными расами – один из вариантов победы.

Читать еще:  Хроники PC-гейминга - 15

Выигрыш также может быть засчитан банальным пересчетом очков после достижения определенной эпохи. В целом, это не так интересно, как покорение всей галактики военным путем. Для военной победы недостаточно обычной постройки флота, технологии кораблей нужно постоянно улучшать. Каждую боевую единицу, от мелкого разведчика до огромной машины смерти можно кастомизировать по собственному усмотрению.

Естественно, за все придется платить. В качестве валюты галактика использует «пыль». Её добыча и оптимальный расход напрямую зависит от правильной экономической стратегии игрока. Получить «пыль» проще всего через быструю экспансию с высоким значением выработки валюты. Узнать его можно на экране небесного тела во время разведки. Кроме денег здесь также отображается производственный потенциал местности, возможности для роста населения и научного прогресса.

Запрос на финансирование поступает и от уникальных персонажей – героев. Они делятся на четыре класса: надзиратель, советник, искатель и страж. В зависимости от типа, герой может значительно усовершенствовать вашу армию, улучшить отношения с соседями или ускорить исследования близлежащих систем. Корабли уникальных персонажей подобно флоту тоже можно проапгрейдить.

Политическая система империи игрока гибко реагирует на происходящее вне государства. Каждые 20 ходов демократическое общество проводит выборы, результаты которых зависят от влияния партии. Само влияние зависит от модели поведения империи. Активные военные действия получают поддержку милитаристов, а научные исследования продвигаются партией ученых.

Общее впечатление

Endless Space 2 в первую очередь подкупает своей красотой. Огромное количество данных умещено в очень продуманный интуитивный интерфейс. После небольшого обучения даже новичок, незнакомый с пошаговыми стратегиями, быстро освоится в галактических конфликтах. Каждое действие игрока сопровождается красочными анимациями, катсценами и сообщениями.

Особого внимания заслуживают космические баталии. Визуальная и звуковая составляющая боев на высоте. Правда, на их исход повлиять никак нельзя, узнать результаты сражения можно после битвы, пропустив заранее сгенерированную сценку. Единственная доля игрока в этом процессе – выбор карточки стратегии перед боевой операцией.

Звуковое оформление игры достойно высшей похвалы. Оно создает ощущение безмятежного космоса, который так и хочется исследовать. Надвигающаяся битва сопровождается тревожным оформлением с призывом к сражению, а успешная экспансия еще одной системы подчеркивается триумфальным шествием.

  • Простой и продуманный интерфейс;
  • Редактор рас;
  • Уникальный геймплей за каждую из цивилизаций;
  • Красивое графическое и звуковое оформление;
  • Разветвленное дерево науки.
  • Отсутствие шпионажа;
  • Поверхностная дипломатия;
  • Плохая русская локализация.

Второй части игры удалось сохранить наработки первой Endless Space, приумножив её положительные качества. Стратегия очень красива и дружелюбна к новичкам, незнакомым с жанром. Уникальный игровой опыт каждой расы прибавляет партиям реиграбельности. Плюс ко всему разработчики обещают постоянные обновления контента в новых DLC.

По духу освоения космоса очень похожи стратегии Galactic Civilizations, Stellaris, Masters of Orion и Dawn of Andromeda. В этих играх механики Endless Space немного усложнены, так что начинать ознакомление с жанром рекомендуется именно с проекта от AMPLITUDE Studios.

Endless Space 2

«Открылась бездна звёзд полна»

Итак, у вас есть план. И вы начинаете его воплощать: с планетой на отшибе и двумя кораблями — исследовательским и колонизаторским. А от первых ходов, как это водится, зависит многое. С каких построек и технологий начать? Куда отправить зонды и что за аномалии они встретят по пути? Повезёт, если под боком есть богатый ресурсами мир — с хорошим заделом на производство зданий и пропитание граждан. Иначе сядут поселенцы на шарик уныния и будут грызть камни вместо хлеба. Хотя обжиться дают где угодно — на леднике, в пустыне, на вулкане или пепле, — для колонизации такой экзотики нужно открыть соответствующие технологии.

Бывает и так, что изобильным место не назовёшь, но оно даёт титан, гиперий и, скажем, немного адамантия — сюда есть смысл втиснуть хотя бы небольшое поселение. Ведь того и гляди здесь обоснуется противник. Даже, казалось бы, пустые системы, где нет ничего, кроме чёрной дыры или туманности, всё равно приносят мощный бонус после включениях их в сферу влияния. Шутки ради авторы разрешают исследовать и знакомую по Endless Legend Ауригу — правда, весна на ней уже никогда не наступит.

И на каждом шагу игра поручает задания разной степени важности, от сюжетных — у каждой расы они свои — до мелочи, где надо выбрать меньшее из зол. Например, использовать ли встреченных на фронтире животных как скот или наладить с ними общение? Решить судьбу восстания рабочих, вернуться к древним руинам с набором ресурсов роскоши, помочь потерпевшим крушение путешественникам, выполнить задание одной из малых рас, не расселяющихся дальше родных систем, — подобных событий в Endless Space 2 предостаточно, и они здорово разнообразят паузы между ходами. А ещё вносят элемент случайности. Вместе с научным развитием, экономикой и политикой это запросто сводит изначальный замысел на нет, но вместе с тем помогает выстроить свою историю покорения космоса. В том и прелесть творчества, что, занимаясь им, учишься принимать решения на лету и менять подход к проблемам.

Партия сказала: «Надо» — колонист ответил: «Есть!»

Космос, конечно, вечный, но не резиновый, поэтому рано или поздно в нём назревает конфликт. И чтобы встретить врага достойно, а не со спущенными штанами, нужно уделять внимание сразу нескольким аспектам развития. Открывая технологии в четырёх областях знаний, придерживаться золотой середины — сейчас, допустим, изучаем межпланетный агробизнес для общения с малыми фракциями, а потом берёмся за бронетехнику для усиления гарнизонов. Скорость работы учёных зависит от очков науки, которые тоже не с потолка капают — нужны здания и, как вариант, благоприятный для исследований политический режим. А он, как и всё производство в целом, зависит от настроений на периферии: какой партии симпатизируют поселенцы, насколько развито у них производство, много ли населения участвует в труде и обороне.

Вообще, система политики — гордость и краса Endless Space 2. У вас есть шесть партий — милитаристы, пацифисты, промышленники, экологи, учёные и верующие. И каждая получает долю голосов в Сенате после выборов раз в двадцать лет, причём результаты голосования могут разниться от системы к системе. Скажем, в Квадрусе коренные жители всеми клешнями за холодильник битком и здоровый тяжпром, а в Арктуре из-за эмигрантов растёт лобби «зелёных». Но ничто не вечно: политика здесь, как и в реальной жизни, штука переменчивая. Во-первых, популярность той или иной идеологии зависит от действий игрока: если бряцать оружием, строить бункеры да крейсеры и ударяться в агрессивную риторику, возрастает удельный вес сторонников войны. Во-вторых, на Сенат можно повлиять, потратив пыль и очки влияния (местные аналоги валюты и культуры), либо — как же без этого — внаглую подтасовать результаты выборов. Малоэффективно? Устройте переворот, приведя к власти одну-единственную партию.

Наконец, немаловажную роль в общественной жизни играют герои — с ними связан отдельный квест по поиску Академии, откуда они, собственно, и вербуются. Хотя у каждой такой личности изначально есть специальность — один хорош как администратор, другой как военный, а вот вам без пяти «скиллов» акула бизнеса, — назначать их на посты можно произвольно. А там — улучшать их способности по мере накопления опыта. При этом губернатор из учёных представляет свою партию в Сенате, а адмирал топит с трибуны за милитаризм. И раз уж поначалу обходишься единственным героем (а без связи с Академией — сидишь с ним довольно долго), именно он и делает политическую погоду. Практическая же польза в том, что партия у власти даёт доступ к определённым законам, и чем опытнее сенаторы, тем больше козырей у них в рукавах: представленный в парламенте вояка открывает бонусы для развития флота, а «белый воротничок» подстёгивает индустрию. Принимай хоть десять биллей сразу — лишь бы хватило очков влияния.

На фоне такой тщательной проработки внутренней политики, внешняя, увы, выглядит удручающе. Действия противников предсказуемы, будто соперничество деревень Вилларибо и Виллабаджо из старой рекламы, — те же Пожиратели начинают с требования дани, а Люмерис заканчивают экономической победой. Это не значит, что их легко заткнуть за пояс, но, попав в одно созвездие с той или иной фракцией, уже примерно знаешь, к чему готовиться и как строить дипломатию. С кем будешь воевать, с кем — торговать. И кто раньше захватит приглянувшуюся систему — методы колонизации, как и методы менеджмента, у каждой расы свои. Играете за Софонов — не жалуйтесь на ветви Несгибаемых, удавившие ваш аванпост в зародыше.

Эскадра первой величины и второй свежести

Иногда же, наоборот, выгодно разгрузить транспорт от турелей и ракетных установок — например, поставить на корабль-исследователь дополнительные зонды вместо пушки, чтобы изучать за ход больше аномалий и систем. В отдельных случаях даже самый полезный модуль бывает помехой, ведь чем больше оборудования, тем дольше строительство. С другой стороны, безоружному судну нечего противопоставить пиратам, которые начинают донимать практически сразу, не говоря уже об участии в крупных битвах.

Досадно, что в Endless Space 2 силы сторон сходятся стенка на стенку. Перед сражением нам дают выбор из трёх тактик для «чайников» — например, эскадра с хорошей защитой принимает удар на обшивку и прогибается в авангарде, чтобы заманить противника в кольцо, а атакующие звездолёты действуют ровно наоборот. Дальше — дело статистики и желания смотреть ролик, по-киношному демонстрирующий, как звучит в вакууме выстрел из бластера или взрыв имперского крейсера.

То же самое происходит, когда оккупируешь планету конкурента: у вас, условно говоря, пятьсот десантников, а у него — триста пехоты и десяток танков. Сошлись — разбежались зализывать раны. И всё без какого-либо участия со стороны игрока, поэтому даже хорошо, что теперь схватки протекают в одну стадию, а не в три, как в оригинале. Так что после пары-тройки подобных сражений их анимацию просто пропускаешь, чтобы скорее получить результат.

«Звёздные войны» под микроскопом

Endless Space 2 увлекательна, но вовсе не идеальна. Да и авторы привили ей не все удачные механики Endless Legend — например, дело с распределением жителей по специальностям там оформлено куда лучше и удобнее. А удовольствие от управления космической империей то и дело портят баги, среди которых попадаются такие, что приходится перезапускать игру, — как, допустим, пропадающая возможность начать бой, из-за чего и ход-то завершить нельзя. Или бесят «тормоза» во второй половине партии. Но изъяны игры не отменяют её обаяния: здесь действительно чувствуешь себя правителем звёздных систем и вершителем судеб, отправляющим экспедиции и карательные эскадры к чёрту на кулички.

Сотрудники Amplitude создали масштабное, всесторонне продуманное и в то же время органичное произведение, которое не скачет с пятого на десятое, но и не прощает ошибок. Да, это развитие идей предыдущих игр студии, поэтому разрыва шаблонов вы не дождётесь, но не наломать дров, оставив исправно работающие вещи как есть, тоже надо уметь. Знакомиться с 4X-стратегиями посредством Endless Space 2, пожалуй, бессмысленно — она громоздка и требует долгого, терпеливого постижения азов. Зато поклоннику жанра подарит десятки настолько же увлекательных, насколько и напряжённых часов у монитора. Причём, в отличие от Stellaris, которой остро не хватало контента на старте продаж, здесь в этом смысле полна коробочка.

Плюсы: атмосфера космического приключения, которую дополняют квесты с принятием решений; уникальные фракции и продуманный геймплей политики, науки, развития колоний; графика и музыкальное оформление вдохновляют.

Минусы: сражения по-прежнему стенка на стенку; предсказуемый ИИ; в нюансах чёрт ногу сломит; хоть и редкие, но раздражающие баги.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector